ПАРАНОИДАЛЬНО-КРИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ДАЛИ
© Аветисян А.А.*
Ереванская государственная академия художеств,
Республика Армения, г. Ереван
В статье рассматривается искусство Сальвадора Дали, в частности параноидально-критический метод в работах художника.
Универсальный маэстро - мировой гений-сюрреалист, живописец, график, скульптор, дизайнер, писатель, поэт, теоретик, сценарист и шоумен -Сальвадор Дали - человек, вокруг которого сложилось огромное количе -ство мифов и занимает уникальное по своему значению место в культуре ХХ века. Его картины заставляют задуматься. «Меня ничуть не удивляет, когда мои друзья, недруги и публика в целом утверждают, что они не понимают образов, возникающих в моем воображении, которые я перевожу на язык своих картин. Как они могут понять их, когда я сам, «производящий» эти образы, не понимаю их?»
Цель Дали - реалистически изображать иррациональную мысль по неведомым законам воображения. Дали страстно увлекся импрессионизмом, затем кубизмом, футуризмом, но никогда не стремился отвернуть «классиков», а всегда почитал их.
Дали всегда дерзил в искусстве, объясняя просто: «Нормальность ставила меня в тупик». Его картины в основном написаны из увиденного во сне. Психический автоматизм в чистом виде, сновидения, эксперименты с галлюцинациями, сюрреалистические предметы, наделенные символическим смыслом, непроизвольный идеографизм, сонливость и т.д.
Исследование глубин человеческого сознания на уровне фиксации, уловление пробегающих в нем бессвязных образов его уже не удовлетворяло. Ему необходимо было переводить «невнятный бред на язык физически ощутимой реальности» и, главное, критически оценить и объяснить его. Дали требовал расшифровки сюжетов своих картин после их создания. Но это вовсе не означало возможности их окончательной разгадки ни автором, ни зрителем, может в этом-то и есть весь секрет. Человек смотрит, не может разгадать, представляет это немыслимой абстракцией и просто наслаждается ею.
«Великий Мастурбатор»: эта картина стала вехой в творчестве Дали, одна из самых ранних работ, в которой он выразил свою постоянную озабоченность сексом, насилием и чувством вины. Он пишет эту картину после отъезда Галы, мучимый эротическим бредом, в который включились и ясные видения орального секса. Дали пытался выразить чувство вины суще-
* Преподаватель кафедры Графического рисунка
ства, полностью лишенного жизни из-за активной мастурбации. Голова, как мягкий вариант скалы на побережье Кадакеса, вырастает из массивной глыбы, нос, достающий до земли, и отвратительный фурункул на нем. Если смотреть со стороны, то мягкая голова, несомненно, принадлежит именно ему. Женская голова, чьи губы стремятся к едва обозначенными гениталиям на теле мужчины, пятна крови на коленях мужской фигуры, наводят на мысль о кровопролитии ... о кастрации - самом большом страхе молодого Дали. Цветок каллы с его твердым желтым пестиком - явный эротический символ. Скалы, насекомые, населяющие его кошмары, будут сопровождать его на протяжении всего творчества. Это глубоко личная картина имеет очень большое значение. Она навеяна Дали его подсознанием.
«Мрачная игра»: если онанические мотивы обосновались в художественном мире Дали, то скатологические, связанные с фекалиями, проявились так ярко впервые. Эта картина смутила даже провокаторов-сюрреа-листов. «Когда сюрреалисты впервые увидели в доме моего отца в Када-касе только что законченную мною картину, которую Поль Элюар окрестил «Мрачная игра», они были совершенно шокированы изображенными на ней скатологическими и анальными деталями». Художнику даже пришлось оправдываться: «Клянусь вам, я не копрофаг... Я нахожу скатоло-гию ужасной, то же самое относится и к крови, и к кузнечикам». Дали признавался, что вложил в эту картину «тело и душу». Метаморфозы загадочны и пугающи в своей ясности: голова попугая в голове кролика, передняя часть которой еще и рыба. Над головой мастурбатора - эротические символы: фаллический палец.
«Просвещенные удовольствия»: как на витрине кошмаров и наваждений: образы-обманки, перетекающие, аморфные, несущие в себе загадки и фоновую символику, все смелее утверждаются в живописи Дали и помогают совершенствоваться в искусстве провокации. Образ пожилого мужчины в центре картины, поддерживающего женщину, руки которой в крови, скопирован с изображения самого Фрейда на картине Макса Эрнста «Пьета, или Ночная революция». Окровавленные руки женщины, слева -две руки, где одна рука сжимает окровавленный нож, другая держит первую за запястье, фигура человека, стыдливо отвернувшегося от нас за картиной в рамке, изображающей велосипедистов, чьи движения ног символизируют действия онаниста, кузнечик на небе, аморфное тело перед церковью, все это подтверждает предположение о кастрации, наказание за мастурбацию. Камешки, которые не раз возникают на картинах этого периода, по словам Дали, означают «окаменевшие желания».
Создавая картину «Сон», Дали старался оторваться от реальности и погрузиться в глубокий сон. Многие его друзья стали жертвами гражданской войны на его родине. И одним из способов освободиться от тяжелой реальности идеально подходит сон. На картине один из его самых силь-
ных образов. Тяжелая, погрузившаяся в глубокий сон огромная голова, «Окунувшийся монстр, чьи формы и душевная тоска подперты одиннадцатью основными костылями». Полотно пропитано духом реального сна. В ней присутствует аура пустоты, ощущение тишины. Главным героем картины является голова без туловища, которая покоится на непрочных подпорках. Нетрудно угадать чья голова: он нарисовал самого себя. В левом углу собака, которая тоже нуждается в подпорке. Далекий горизонт, которого почти не видно, расплывается с фоном. Все это говорит о его мыслях, которые его очень мучили, и от которых хотел убежать.
1929 год стал роковым для Дали, он встретил своего «близнеца» -«Мой гений», победоносная богиня Гала Градива, моя Елена Троянская, моя Святая Елена, моя блистательная как морская гладь, Гала Галатея Безмятежная, «Гранат моей жизни», «Мой Нарцисс!», именно такими красивыми словами он отзывался о «своей Гале.
Первый поцелуй - писал Дали позже, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия». Именно эти страстные чувства отразились в его последующих работах: отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм - все эти образы напоминают о неистовом сексуальном освобождении молодого человека. «Любой художник, мечтающий подарить миру шедевр, должен жениться на моей жене: да будет вам известно - жену художника зовут Гала, ибо именно Гала есть грандиозное начало, благодаря которому исцеляются все безумства вашей души. Гала - эта та, с кем вы можете сочетаться законным браком, а жить как с любовницей. Она будет боготворить вашу живопись больше, чем вы сами. Но крепкий поцелуй сочных губ Галы предназначается мне одному, поскольку живопись можно обнять только взглядом»... А брак художника должен быть таким: «У каждого художника должна быть и жена, и любовница, и все трое должны пребывать в мире и согласии, ведь речь идет о жизни втроем. Законная жена войдет в вашу жизнь, когда вам будет лет двенадцать; ей же к тому времени стукнет ровно тысяча триста лет. Имя ей - Живопись; щеки ее свежи, как розы, груди
- упруги, и вы посвятите ей самое большое тридцать шесть лет своей жизни. И да будет вам известно, что она никогда не состарится».
Первые «классические» сюрреалистические полотна Дали - «Просвещенные удовольствия», «Мрачная игра» и т.д. Отец Дали не одобрял его связь с Галой, и в результате запретил Дали когда-либо посещать дом семьи. Но художник, ослепленный любовью, все равно продолжал свою связь с ней, утверждая: Гала будет всегда права во всем, что касается моего будущего». Женитьба на Гале пробудила фантазию и неисчерпаемую энергию. Он прерывает свою связь с Бретоном и другими сюрреалистами, теперь уже никому не принадлежа, он утверждал: «Сюрреализм - это я»... «Сюрреализм - один из способов бегства, одна из форм освобождения».
Он начал использовать прием двойственного изображения, при котором предметы могли рассматриваться как один или как два объекта.
«Постоянство памяти»: Дали закончил эту картину в то время, когда Гала развлекалась в местном кинотеатре, несмотря на измены Галы, Дали относился к ней с прежним благоговением и трепетом. До самой смерти ... «Я позволяю Гале иметь столько любовников, сколько ей захочется...» Время, проведенное в ожидании возвращения домой Галы, подсказало идею с часами. В процессе создания этой картины Дали поведал сам: «Я... погрузился в раздумье о растекающейся мягкости. Перед моим мысленным взором возник сыр: Я встал и, как обычно, направился в мастерскую
- взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигота в прозрачно-пепельном закатном свете. На первом плане - голый остов оливы с обломанной веткой. Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу - но какому? Не имею ни малейшего понятия. Я уже потянул было руку к выключателю, как вдруг увидел решение! Я увидел растекающиеся часы: самым жалким образом они свисали с ветки. Превозмогая головную боль, которая сделалась почти невыносимой, я кинулся к палитре и взялся за дело. Через два часа ... самая знаменитая из моих картин была закончена».
Один из главнейших и интересных методов Дали раскрывает его параноидальные фантазии. Параноидально-критический метод Дали отчетливо выражен в полотнах «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вальтера», «Явление города Делфта», «Податливое сооружение с вареными бобами: предчувствие гражданской войны», «Явление лица и фруктовой вазы на пляже», «Окраина параноидально-критического города: послеполуденный час на обочинах Европейской истории», «Метаморфозы Нарцисса», «Сон», «Лебеди, отражающиеся слонами» и в многих других. Этот метод -единственная возможность получить иррациональное знание и пояснить их. Он был убежден в том, что, для того, чтоб освободить глубоко запрятанные мысли, нужно иметь разум сумасшедшего. Человек, находящийся в таком бреду, утверждал Дали, был ничем не ограничен или скован и потому просто был вынужден быть сумасшедшим. Но сам уверяя, что разница между ним и сумасшедшим была в том, что он не сошел с ума, следовательно, его паранойя была связана с критической способностью. Это парадоксальное утверждение стало фундаментом творчества Дали и создало ощущение бесспорной констатации и двусмысленности в его работах. Неопределенность его картин-головоломок привлекала и возбуждала интерес зрителей. Он рисовал образы, знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи, позволяя сознанию соединять их, выразив свободные идеи. Тема сна лучше удавалась Дали. Сон был важной частью его жизни: он не только позволял забыть о неприятных сторонах жизни, но и являлся царством подсознания, где обитали параноидальные фантазии, которые также были скрытой реаль-
ностью. Он писал об этом в своем дневнике, сколько минут нужно спать художнику, для того, чтоб начать новую картину, поставить новый мазок. «Полчаса дневного сна - это чересчур, что даже 10 минут будет многовато; мне кажется, что и 1 минута - это слишком. Усвойте, что сиеста должна длиться меньше минуты и даже меньше 15 секунд, поскольку, как вы узнаете; даже 1 секунда - это бесконечно долго».
Пробуждение в реальную жизнь, сон, который еще продолжает идти в твоем мозгу, какое-то чувство головной боли, головокружения, ты еще под воздействием сна, ... странные архитектурные сооружения вдали на горизонте, собака с костылем, которая видна на половину, как она оказалась там, для чего?... лодка на песке, луна ... все это невозможно раскрыть, понять до конца, потому что даже свои собственные сны мы никогда не можем понять до конца.
В своих работах он продолжал играть с реальностью, «Подлинной живописью является та живопись, в создании которой участвует только действительно сть».
«Рынок рабов и невидимый бюст Вольтера» - одна из самых замечательных картин, создающих иллюзию реальности, где Дали очень хорошо смог разыграть зрителя, использовав свои приемы. В левом углу картины он изобразил Галу, которая внимательно разглядывает людей на рынке. На светлом фоне отчетливо отделяются две фигуры женщин в голландских традиционных платьях, которые одновременно, если взглянуть в глубину полотна, и присмотреться внимательнее, то с помощью этих фигур он изобретательно передал известный бюст Вольтера, вокруг которого фигуры рабов, что и говорило о его свободе и уверенности в себе под влиянием Галы. Гала играла важную роль в жизни Дали, что и постоянно выражалось в его работах.
«Ласточкин хвост»: именно этой работой он сказал свое последнее слово. Хотя многие исследователи сомневаются в том, что Дали был физически в состоянии исполнить столь стремительные и чистые линии. Работа проста, а именно в этой простоте она так трогательна, нежна, как музыка скрипки.
Работы Дали можно смотреть часами, открывая для себя все новые и новые образы, но раскрыть их до конца невозможно.
Список литературы:
1. Геташвили Н.В. Галерея гениев. Год Сальвадора Дали (1904-2004). -М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2004.
2. Сальвадор Дали, 50 магических секретов мастерства. - М.: «ЭКС-МО-Пресс», 2002.
3. Эдмунд Свинглхарст. Сальвадор Дали. Исследуя иррациональное. -Белфаксиздатгрупп, 2001.