Научная статья на тему 'Экзистенциальные зеркала Сальвадора Дали как отражение культуры постмодернизма'

Экзистенциальные зеркала Сальвадора Дали как отражение культуры постмодернизма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1103
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ART / EXISTENCE / PERSONALITY / CONSCIOUSNESS / UNCONSCIOUS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Заховаева А. Г.

Статья посвящена пониманию творчества гения современного искусства. Искусство Дали это новая бытийность, новое понимание бессознательного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted understanding of creativity of the genius of the modern art. S. Dali's art is new existence, new understanding of unconscious.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальные зеркала Сальвадора Дали как отражение культуры постмодернизма»

А.Г. Заховаева

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЗЕРКАЛА САЛЬВАДОРА ДАЛИ КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Аннотация. Статья посвящена пониманию творчества гения современного искусства. Искусство Дали - это новая бытийность, новое понимание бессознательного.

Ключевые слова: искусство, экзистенция, личность, сознание, бессознательное.

Annotation: Article is devoted understanding of creativity of the genius of the modern art. S. Dali's art is new existence, new understanding of unconscious.

Keywords: art, existence, personality, consciousness, unconscious.

ХХ век - эпоха постмодерна. Постмодернизм - интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм - это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, это новое смыслосодержание, утверждение иных ценностей. Здесь доминирует сверхличностное бытие, индивидуальное сознание индивида - экзистенция; здесь бессознательное господствует над сознанием. Все это особым образом сконцентрировано в одном человеке - это Сальвадор Дали.

Сальвадор Дали - одна из самых таинственных и мистических личностей ХХ в. «Во мне, - утверждает Дали, - воплотилась, причем самым впечатляющим образом, послевоенная Европа - все ее трагедии, все фарсы и опыты ставились и надо мной тоже, я играл во всех спектаклях» (3, с. 210-211).

Сальвадор Дали - неразгаданная тайна ХХ в., и ключ к разгадке надо искать в «подвалах» бессознательного. Находясь под шокирующим воздействием картин Великого Гения, следует помнить его фразу: «Тот факт, что смысл моих картин, когда я пишу

их, для меня не ясен, еще не означает, что его там нет. Напротив, смысл их глубок и сложен, но поскольку он коренится в бессознательном, то его невозможно проанализировать при помощи логической интуиции» (4, с. 64). Неудивительно, что никто (включая и самого Дали) не может с абсолютной уверенностью сказать, что же означают символы, метафоры и двойные образы на картинах художника. Потому что таинственный смысл проистекает из не менее таинственного бессознательного.

Так что же такое «ОНО», бессознательное Сальвадора Дали?

Провозглашая цель своего искусства, Дали пишет: «Свою задачу в живописи я вижу в том, чтобы с властной силой и точностью материализовать образы, порожденные конкретной иррациональностью» (т.е. бессознательным) (5, с. 16).

А что может стать источником этих образов? Вне сомнений, источник - сновидение. Именно в сновидениях, согласно теории Фрейда, бессознательное в символической форме выступает как реальное. Дали стремится создать «фотографию» бессознательного, достоверно запечатлеть сновидения, т.к. именно эта неконтролируемая извне спонтанная жизнь человеческого «Я» представляется художнику-сюрреалисту подлинной реальностью (5, с. 6). Дали восклицает: «Пришло время понять, что реальность, познаваемая наукой и разумом, это еще не вся реальность. И мало того. Нам придется осознать, что она куда иллюзорнее сна... Истинная реальность заключается внутри нас», «... реальными в человеке являются подсознательные процессы, эти глубочайшие элементы человеческого духа» (2, с. 397).

Дали начинал работать сразу после пробуждения, когда бредовые идеи из сновидений все еще властны над человеком. В состоянии полусна он фиксировал образы бессознательного, создавая максимально точные копии. Так рождались шедевры. Один взгляд на полотна «Сон», «Великий параноик», «Твердость памяти», «Мрачная игра». и зритель оказывается в неком четвертом измерении, попадает в мир бессознательного Сальвадора Дали. Иррациональные образы, как и в сновидениях, предстают перед нами все в той же символической форме, но теперь они ощутимы, созерцаемы и, самое главное, познаваемы! Карлос Рохас говорил о Дали: «На своих полотнах он стремился запечатлеть образы, порожденные подсознанием, чтобы мир воображения стал таким же реаль-

ным и познаваемым, как окружающая действительность, чтобы он был открыт для всех» (4, с. 68).

Бессознательное, теперь доступное, благодаря Дали, поражает нас своим хаосом чувств, абсурдным, неподвластным сознательной логике, сочетанием деталей. Этот мир ужасен и прекрасен одновременно!

То, что бессознательное играет решающую роль в творчестве художника, уже не вызывает ни у кого сомнения. Теперь предстоит найти ответ на вопрос: а что есть бессознательное Сальвадора Дали? Может быть, это социальное бессознательное Э. Фромма? Человек -социальное существо, а бессознательное - это фильтр, функция которого - обеспечение нормального существования общества. Все, что несовместимо с общественными нормами, страх вытесняет в бессознательное, которое не позволяет низменному выйти наружу. Но Дали всегда был противником морали и всех общественных норм. Постыдных желаний для него нет, а вытеснение «всего низменного, что есть в человеке» понимается им как преступление! В 1928 г. в интервью журналу «Сюрреализм здесь и теперь» Дали признается: «Я нисколько не затрудняюсь, выставляя публично мои самые постыдные желания, что, впрочем, не означает, что я в этом полностью преуспел... Я верю в то, что наши тайные желания содержат в себе настоящий потенциал и что подлинная культура духа существует только в наших желаниях. Ни одно желание не является предосудительным, вина заключается только в их подавлении» (1, с. 281-282). А если нет ничего низменного, что мешало бы нормальной жизни людей, то, стало быть, социальное бессознательное для Дали абсурд.

Но если не социальное бессознательное, тогда, быть может, коллективное бессознательное К. Юнга? Бессознательное, которое присуще не индивиду, а обществу, некая генетическая память, существующая в архетипах. Но если бессознательное Дали коллективное, тогда символы и образы на его картинах - отображение архетипов, которые присущи каждому человеку. Тогда полотна Сальвадора Дали не были бы неразрешимой загадкой для зрителя. Бессознательное Дали сугубо личностное, со свойственными только ему тайнами и страхами.

Отвергнув теории коллективного и социального бессознательного, следует вспомнить Фрейда, которого Дали называл своим

учителем. Образ Фрейда появляется и на картинах («Просвещенные удовольствия» 1929 г., «Первые дни весны»). В основе бессознательного Фрейда лежит либидо (страсть, сексуальное влечение). Иными словами, бессознательное Фрейда - сексуальное, осознание его (в «динамическом смысле»), в отличие от предсознательного, требует значительных усилий или же вообще невозможно. Бессознательное Дали очень похоже на сексуальное бессознательное Фрейда, достаточно вспомнить такие картины, как «Два отрока», «Великий мастурбатор», «Первые дни весны», на которых либидо (в понимании Фрейда) и все подсознательные страсти, сексуальные инстинкты отобразились самым впечатляющим образом.

Чтобы сделать бессознательное сознательным художник предлагает параноико-критический метод. Его картины - результат рационализации бредовых идей. Но он не первый из тех, кто пытался перевести невнятный бред на язык физически ощутимой реальности. Впервые о бессознательном, как о процессах, тенденциях, о которых человек ничего не знает, заговорил Фрейд. А для того чтобы бессознательное (в «описательном» понимании, по Фрейду) сделать сознательным, он предлагает психоанализ, основанный на методе свободных ассоциаций (и двойные образы Дали - результат параноидального и ассоциативного мышления). Оба гения преследуют одну и ту же цель - осознать бессознательное, только разными методами.

Но бессознательное Фрейда и бессознательное Дали не тождественны. Если у Фрейда либидо - основа бессознательного, то у Дали оно - всего лишь одна из составляющих бессознательных процессов. Тут также есть место предчувствиям, страхам совершенно иной этимологии.

Говоря о различных теориях бессознательного, нельзя не упомянуть о теории Ж. Лакана. Бессознательное, согласно его теории, структурировано как язык. Речь идет о символическом бессознательном, которое господствует над «реальным» и «воображаемом». Бессознательное Дали - «крик», который, прорываясь в нашу видимую реальность, предстает перед нами в виде образов и символов.

Из этих рассуждений следует, что бессознательное Дали -это не социальный фильтр, не коллективное явление, а некий синтез сексуального бессознательного Фрейда и символического бессознательного Лакана.

Так что есть бессознательное Сальвадора Дали?

В центре философии Сальвадора Дали бессознательное в «пограничном состоянии» (именно этим понятием и оперирует экзистенциализм). Только пограничная ситуация - это не ЖИЗНЬ -СМЕРТЬ, а СОН - ЯВЬ. Это не что иное, как промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Экзистенция, бытийное существование, - вот ключ к тайне философии Дали!

Отображение пограничной ситуации «СОН - ЯВЬ» можно увидеть на таких полотнах Дали, как «Сон» (1937 г.) и «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения» (1944 г.). На картине «Сон» чудище сна изображено в виде огромной, тяжелой головы, которую, пока она отдыхает, поддерживают над землей многочисленные костыли. Иногда, во время дремы, когда человек спит особенно чутко, эти хрупкие подпорки рушатся, и тогда человек просыпается. И за миг до пробуждения он видит сновидение.

В своей книге «50 волшебных секретов» Дали описывает свое изобретение - «Сон с ключом в руке». Это экзистенциальный сон, суть которого сводится к следующему: днем после сиесты нужно сесть в кресло и расслабиться, в одну руку взять ключ, а на пол поставить тарелку; наступивший сон прервет звук упавшего ключа. Сальвадор Дали пишет: «.Такой сон находится на тончайшей невидимой грани, отделяющей сон от бодрствования. Я долго обсуждал с людьми знающими: можно ли считать сном кратчайший промежуток времени между тем, как ключ выскальзывает из пальцев, и тем моментом, когда он падает, шумно ударяясь о тарелку? Большинство из них полагают, что настоящий сон наступит лишь 5-6 секунд спустя. Другие же считают, что это зависит от конкретного человека. Ключ падает после секунды сна, и, возможно, все образы, предшествующие этому громкому звуку, должны рассматриваться как порожденные гипнотическим состоянием, а не как сновидения. Лично я полагаю, что тайна эта останется загадкой еще на века» (4, с. 285-286).

Дали преднамеренно создает внутренние конфликты, ставя себя перед необходимостью выбора, отказывается то от одного, то от другого варианта, постоянно ища все новые и новые нетрадиционные возможности выхода из лабиринта собственных умонастроений (3, с. 57).

Если в противоречии «СОН - ЯВЬ» компромисс - сновидение (придумано природой), то примером нетрадиционного выхода из противоречия «СОЗНАНИЕ - ПОДСОЗНАНИЕ» может служить знаменитая фраза Дали, написанная на картине «Священное сердце»: «Я плюю на свою мать!». Сальвадор Дали комментирует: «Я всегда испытывал огромное чувство любви к матери и отцу, что касается этого случая, я хотел только продемонстрировать наиболее драматическим способом несоответствие, болезненный разрыв между сознанием и подсознанием - и более ничего. То, что конфликт существует, доказывают сновидения, в которых мы убиваем тех, кого любим» (1, с. 316).

Постичь истинное существование можно в короткий промежуток, в течение которого длится сновидение. Но каким образом можно постичь экзистенцию, если она непознаваема ни научными, ни даже рациональными философскими средствами? Но в сновидениях и любых гипнотических состояниях происходит трансценди-рование индивида, т.е. выход за свои пределы, за границу рационального познания. В подобном состоянии истинная (мир бессознательного, по Дали) и видимая реальности сливаются, человек мыслит по иррациональным законам, затем опосредованно, подключив сознание, индивид постигает истинный смысл своего существования, делая бессознательное сознательным. Сальвадор Дали замечает: «Параноидный анализ, которому я подвергаю образы, рождающиеся в моем мозгу, равно как и все явления, называемые объективной случайностью, высвечивает таинственную суть того, что кажется ерундой, выявляет неприметную связь самых разных вещей и событий. Обычно мне удается, хоть и не всегда, уловить истинный смысл происходящего» (1, с. 323-324).

Бессознательное Сальвадора Дали экзистенциально не только по своей природе (рождается в «пограничной ситуации»), но и по содержанию (страхи, предчувствия.).

Но Дали не только переживает экзистенцию, она преломляется у него в образе зеркала. Зеркала Дали - иллюзия или подлинная реальность?

«Зеркало» как отражение жизни - это у Дали мистификация. Шаг от реальности в иную реальность. Дали использует зеркала для создания картины «Дали, рисующий Гала со спины с шестью запечатленными оболочками глаз, условно отраженными настоящими

зеркалами». В зеркальном отражении написаны также картины «Череп Сурбарана» и «Тайная вечеря». Создает он и стереоскопические картины для обоих глаз «Стул» и «Христос Гала». От безумия его спасает Гала, ставшая его вторым «я», его близнецом, его зеркалом. Он начинает подписывать картины «Гала-Дали», в том числе и «Портрет Гала (Гала молитвенная)», где Гала как бы всматривается в свое отражение из другого времени.

«Кривые зеркала» С. Дали. Мир Дали многогранен и сложен. Редко он видел «прямое» отражение реальности. Любой реальный предмет он мог сделать иллюзорным, а пригрезившийся образ обретал материальность. Когда на уроке рисования учитель велел нарисовать статую Богоматери, сказав: «Нарисуйте, что видите», Дали нарисовал, что видел, - чашечки весов. «Именно тогда я узнал всемогущую власть сна и воображения, тогда миф вторгся в мою жизнь, прошел во все поры обыденности, и с тех самых пор граница между тем, что было, и тем, чего не было, исчезла», - пишет Дали. Он придумывает себе другую реальность и живет в ней. Если он действительно помнит свою внутриутробную жизнь, то послеродовая травма причинила ему много страданий, как и соперничество с призраком брата, и он пытается уйти из этой жестокой для него реальности, создавая свою. В его картинах мир как будто отражен в кривом зеркале. Все черты Пикассо искажаются в «Портрете Пикассо», а Майе Уэст, пройдя через призму восприятия художника, предстает в виде необычного произведения «Лицо Майе Уэст, которое может быть использовано под квартиру». Часто в его картинах есть лишь намек на образ, в таких как «Италия», «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера», «Большой параноик». Благодаря такому видению мира Дали придумывает свой метод творчества. «Мой параноидно-критический метод сводится к непосредственному изложению иррационального знания в бредовых ассоциациях, а затем критически осмысленного», - пишет Дали. Он верит, что все в мире связано тонкими нитями, чувствовать которые каталонцы могут острее других, так как «бред, растворенный у нас в крови, действует как проявитель: на фотопластинке проступает истина».

«Разбитые зеркала» С. Дали. В творчестве С. Дали проявились самые тайные мысли и чувства. Картины Дали говорят о том, что в глубинах его души живут чудовища. Он ведет постоянную

борьбу с другим Сальвадором Дали, «чей неизгладимый отпечаток жжет меня, как рана». Боль запечатлена и в «Осеннем каннибализме». Два человекоподобных существа лицемерно поедают друг друга. Но они хорошо воспитаны и, занимаясь каннибализмом, соблюдают этикет. Дали сумасшедший? Но не более ли безумны эти интеллектуальные каннибалы? «Всю жизнь моей навязчивой идеей была боль, которую я писал бессчетно». Чтобы вырвать их из духовной спячки, нужен был взрыв. Эту миссию взял на себя Дали, мечтавший в детстве сделать всех людей счастливыми. Для этого нужен был «Апофеоз Гомера», «Взрыв католической веры в центре собора», «Андалузский пес» и др. произведения. Дали, душа которого рвалась, а на холстах отражался разбитый мир. «Раскрашенные удовольствия» и «Первые дни юности» состоят из нескольких сюжетов, имеющих внутреннюю связь. Внимание зрителя разрывается, создавая чувство внутренней раздробленности, которое и переживал сам автор.

Но, пожалуй, одна из самых интересных сторон творчества Дали - это его «зазеркалье». «Паранойя систематизирует реальность и выправляет ее. Мои растекающиеся часы - это не только фантастический образ мира, в этих текучих сырах заключена высшая формула пространства - времени», - пишет Дали. Какая разница, растекаются его часы в «Настойчивости (постоянстве) памяти» или нет, если они показывают правильное время? Дали рушит четкие формы и все представления о реальности. Когда мы находимся во сне, он для нас реален. Во сне можно осознать себя и начать управлять сном, тогда он становится самой реальной реальностью. Дали использовал сон как источник иррациональных образов для своих работ. А наша «обычная» реальность, не больше ли похожа на сон? День проходит по программе, душа и разум спят. В работах «Сон», «Мечта Венеры», «Момент Сублимации» показана часть его удивительного мира. «Одетый автомобиль», «Тело днем и ночью», «Иллюзорная дверь», «Сон кладет руку на плечо человека» - эти произведения показывают, что сон и бодрствование у Дали тесно переплелись. Галлюцинации - тоже источник вдохновения: «Галлюциногенный тигр», «Частичная галлюцинация», «Шесть явлений Ленина на фортепиано», «Медианимично-параноидное изображение». Рождение картины «Мистицизм железнодорожной станции Периньян» связано с открытием, которое сделал Дали на этом вокзале: на стан-

ции Периньян находится точка схода пространственно-временного континуума. Эта мера определяется границей внутреннего мира. «Портрет моего мертвого брата» Дали создает, как бы желая примириться с ним. Картина рассчитана на то, что она будет воздействовать на те же области мозга, что и ЛСД, гипнотизируя зрителя.

Все творчество Дали - это анархический бунт против повседневности, «абсурдности» человеческого бытия. Мир абсурда для Дали - это нормальная жизнь нормальных людей: «Я так и не мог привыкнуть к унылой нормальности людей, которые населяют мир. Скажите на милость, почему человек должен держать себя в точности так, как масса, как толпа? Почему в человеке так мало индивидуального? Не понимаю, почему у людей так неразвито воображение?» - говорил он (2, с. 225).

Сальвадор Дали «изобретает» новую действительность и новый выход из мира абсурда - это иррационалистическое спасительное безумие. Он - бунтующий человек, который противопоставляет мир воображения миру абсурда. Навязывая жизни бред, осознавая в параноидальном трансе экзистенцию, Дали спасает себя и обретает свободу.

Дали творил мир реальных иллюзий и иллюзорной реальности. Экзистенциальное зеркало - вот истинная парадигма творчества великого мистификатора Сальвадора Дали. «Зеркала» С. Дали -это своего рода квинтэссенция культуры постмодерна.

Список литературы

1. Ян Гибсон. Безумная жизнь Сальвадора Дали. - М., 1998.

2. Сальвадор Дали. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. - М., 1999. - 461 с.

3. Рогожин А. Сальвадор Дали, миф или реальность. - М., 1992. - 224 с.

4. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали. - М., 1999. - 303 с.

5. Сальвадор Дали: Живопись. Скульптура. Графика / Альбом. - М., 1992. - 20 с. -(ХХ век: художник и мир).

6. Сальвадор Дали. Дневник гения. - СПб., 2002. - 281 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.