УДК 372.8
DOI: 10.31862/1819-463X-2021-2-98-104
ББК 74.266
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ В МУЗЕЕ И ШКОЛЕ
М. В. Короткова
Аннотация. Статья посвящена разработке параметров оценки проектной деятельности учащихся. Автор рассматривает оценивание с различных сторон проекта: его типов, этапов, структуры, познавательных возможностей и возраста учащихся, видимого и срытого планов проекта. Автор выделяет три параметра оценки: творческого продукта проекта, качества групповой работы и реализации всего проекта в целом. В статье проект рассмотрен как образовательная технология. Показаны преимущества и сложности данной технологии. Автор приводит новейшие исследования в области оценки творческого продукта, предлагает свои параметры и выделяет четыре уровня их оценивания.
Ключевые слова: проект, классификация проектов, структура и этапы проекта, критерии защиты, оценка творческого продукта, параметры оценки проекта, методический паспорт проекта.
APPRAISAL CRITERIA OF HISTORY PROJECT ACTIVITY OF PUPILS AT SCHOOL AND IN A MUSEUM
M. V. Korotkova
Abstract. The article is devoted to the elaboration of the appraisal criteria of history project activity of pupils. The author examines the appraisal of different aspects of a project: its structure, stages, and types, pupils' cognitive abilities and age, visible and hidden plans of the project. The author distinguishes three appraisal aspects: appraisal of the creative product, quality of group activity and realization of the whole project. The article presents a project as an educational technology, showing its advantages and possible complexities. The author describes the current research of creative product appraisal, introduces her own appraisal criteria and identifies 4 levels of it.
Keywords: project, classification of projects, project structure and stages, project appraisal, defense criteria, creative product appraisal, methodological passport of the project.
© Короткова М. В., 2021
■SSL-®-
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Проектная деятельность в настоящее время стала привычным образовательным методом, приемом и средством обучения. Особую актуальность она приобрела в условиях пандемии и онлайн-обучения, когда самостоятельная работа заняла значительное место в жизни ученика. Самой серьезной проблемой в этом процессе стала не сама организация проектной деятельности, а проблема оценивания проектов. В этой статье рассматриваются различные методические возможности проектирования учащихся и оценивания этой творческой деятельности.
Термин «проект» переводится с латинского как «выступающий вперед», своего рода «интеллектуальный скачок». Проект -«младший брат» исследовательской деятельности, так как основан на реализации поисковых, проблемных и исследовательских задач в изучении нового материала. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учениками комплекс действий по созданию творческого продукта и его представления в рамках презентации и защиты. Проектное обучение и по структуре, и по последовательности отдельных действий строится «от результата», поэтому весь процесс подчиняется этой цели. Основными признаками проекта являются: создание идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной, жесткая схема планирования действий и фиксация срока достижения результата.
В основе проекта всегда лежит деятель-ностный подход, нацеленный на формирование мыслительных способностей, необходимых для исследовательской работы. Проект ориентируется на интересы и познавательные возможности учащихся. Проект позволяет ученику выстраивать собственную образовательную траекторию при его выполнении, в этом состоит сложность его оценки. В то же время проект задает ученикам планку личной ответственности и условия для их социализации. Поэтому при оценивании проектов необходимо учитывать
как познавательные способности отдельного ученика, так и сложность команды.
По мнению ряда аналитиков и психологов, при оценивании учебных достижений ребенка надо соотносить результат с усилиями обучаемого, затраченного на выполнение задания. Тогда оценивание выглядит совсем иначе. Если обозначить Р - результат проверки, а потраченные усилия - У, то можно выделить несколько позиций, связанных с данным соотношением. Первая позиция -У = Р = (+), то есть усилия, затраченные ребенком, полностью соответствуют полученной оценке. Второй вариант этой формулы У = Р = (-), когда при достигнутой нужной оценке учитель не учитывал индивидуальные особенности ученика. Вторая позиция -У * Р, то есть оценка учителя и усилия ребенка неравнозначны. Первый вариант этой формулы У * Р = (+) - так называемый мнимый успех, опасный успех, когда усилия ребенка очень малы и не соответствуют полученному отличному результату, так как ему необходим более высокий уровень заданий. Второй вариант этой формулы У * Р = (-) -ситуация, когда ученик полностью «выложился» как мог, а достигнутый результат ни его, ни его родителей не устроил.
Способы оценки проекта зависят от понимания его структуры. Структура проекта включает: проблему проекта, цель проекта, задачи проекта, методы и способы, результаты. Вопрос о структуре проекта тесно связан с пониманием его как образовательной технологии. Дискурс вокруг метода проектов продолжается на тему: это педагогическая технология или нет? Одни ученые считают его педагогической технологией, так как его реализация и оценка предполагает алгоритм, последовательность этапов и действий. Реализация проекта - это разработка и осуществление технологического процесса [1, с. 68-73].
Другие настаивают на том, что это всего лишь метод, и при всей своей технологичности проект имеет в каждом своем единичном проявлении неповторимое своеобразие, что не позволяет его свести к выполнению действий по определенной
схеме, алгоритму. Нельзя говорить о полной повторяемости цепочки действий по подготовке проекта. Проект не может быть воспроизведен в том же виде и последовательности технологических операций, которые обеспечивают получение продукта, идентичного предыдущим - он всегда обладает новым содержанием и своеобразием и особенностями выполнения. Другим доводом против проекта как технологии является тот, что проект требует постоянного мониторинга и коррекции [2, с. 118].
Этапы проектной деятельности также связаны с ее пониманием как педагогической технологии. Проект - это шесть П. Проблема - это первое П, когда ученики знакомятся с проблемой, которую надо решить. Проектирование - это второе П, заключающееся в планировании проектной деятельности. Поиск - это третье П, когда ребята осуществляют сбор, систематизацию, структурирование информации по теме проекта. Продукт - это четвертое П, когда собственно замысел проекта превращается в конкретный результат. Презентация - это пятое П, когда продукт превращается в оптимальную форму предъявления. Портфолио - шестое П, которое собирает все материалы данного проекта [3, с. 6]. Это своего рода алгоритм, который свидетельствует, что проект - это педагогическая технология.
Однако если более подробно рассмотреть этапы проектной деятельности, то можно понять, что реализация этих этапов требует творческого подхода учителя и учащихся. Кроме того, работу учащихся над проектом необходимо оценивать на каждом этапе.
Первый этап реализации проекта - моти-вационно-целевой, когда определяется цель и тема проекта, анализируется ситуация, формулируется замысел и гипотеза. На этом же этапе планируется работа над проектом от цели до распределения этапов, участников и обязанностей. При определении темы проекта важно учитывать характер исторического материала, наличие необходимых источников, доступность, конкретность и по-сильность темы. Тема должна быть актуальна, интересна для ученика, реализуема по
времени в заданных условиях. Тема - это «визитная карточка» проекта.
Второй этап реализации проекта - анали-тико-исследовательский, когда участники проекта «погружаются» в проблему, занимаются поиском и обработкой информации по теме проекта. На этом этапе и должна быть найдена та «изюминка», на базе которой будет создаваться весь «проектный пирог». На этом этапе происходит обмен мнениями между учениками и обсуждение всей собранной информации, ее анализ.
Третий этап - практико-технологиче-ский, когда участники проекта занимаются проектированием и выстраиванием общей логической схемы для создания продукта, вырабатывают план действий по его сотворению, ищут необходимые средства и выполняют этот план. Это этап осуществления, реализации проекта. Педагог должен оценить вклад каждого участника проекта.
Четвертый этап - рефлексивно-презентационный, когда проводится оформление пакета документов проекта, оценка работы над проектом, подводятся его итоги и намечается перспектива новых идей и проектов. При подведении итогов проекта учитывается процент реализации замысла, полнота содержания, сформированные умения, оформление проекта и качество презентации. Важным моментом оценки проекта являются как полученные новые знания учащихся, так и деятельностный компонент.
К. Н. Поливанова вводит в контексте проектов понятие «дизайн образовательной ситуации» [4, с. 120-122]. Проект требует совершенно иного дизайна пространства обучения. Проектная деятельность организуется в группах - пространстве групповой работы. Каждая группа делает своей проект, поэтому ей нужно изолированное от всех пространство. На исследовательском этапе проекта для сбора информации нужны рабочие места с доступом к информационным источникам. Если их недостаточно, то необходимо пространство библиотеки, музея, архива. Создание материального продукта связано с пространством мастерской или лаборатории. И наконец, для
презентации проектной деятельности нужно пространство публичного действия.
Состав проектной группы формируется часто по интересам учеников и не соответствует запрограммированной схеме распределения ролей. В проектную группу обычно входит фасилитатор - организатор групповой работы учеников, сценарист - разработчик проекта, исследователи - занимаются поиском материалов для проекта, анализируют и обобщают материал, докладчик - докладывает о выводах и результатах проекта, регистратор - записывает все позитивные идеи и выводы, оформитель и демонстратор - занимаются подготовкой презентации и защиты проекта. В данном случае педагогу приходится справляться со сложной задачей оценивания роли каждого, поэтому параметры оценки разрабатываются для каждой роли отдельно.
Сложный процесс проектной деятельности приводит к просчетам в ее организации. На первом этапе учителю целесообразнее не объявлять готовые темы проектов и ставить проблемные задачи, а давать банк идей с предоставлением выбора ученикам. Еще хуже, если учитель предлагает свои идеи. Многие учителя дают творческие задания для закрепления изученной темы, ошибочно считая их проектами. Проект - это открытие нового знания, а не закрепление известного. Проектная деятельность учеников имеет свои сложности. Они испытывают затруднения в самостоятельной оценке информационного потенциала проблемного поля проекта, особенно в оценке наличия или отсутствия исторических источников, способов привлечения разнотипного исторического материала. Школьники с трудом соотносят получаемые результаты с тем, что уже открыто историками. В этом также состоит проблема с оцениванием, когда ученику приходится доказывать, что от «открыл» известное всем знание.
Особенности возраста учеников влияют на характер протекания проектной деятельности, его место в учебно-воспитательном процессе и оценочный компонент. Проекты в младших классах не нарушают урочной
системы, так, для проектов такого уровня достаточно ресурсов одного учителя. Проектная деятельность используется на уроке наряду с другими методами. Проектная деятельность подростков выходит за рамки урока и даже учебного предмета. На уроке может быть осуществлен запуск проекта, который выполняется по желанию во внеурочное время. Одна из тем учебного предмета может быть изучена с помощью технологии проектной деятельности. В старших классах проектирование становится стилем обучения. Проектная деятельность организуется на серии уроков по предмету в течение всего года или на серии уроков по нескольким учебным дисциплинам. В более подготовленном классе изучение предмета в течение всего учебного года строится на основе проектной деятельности старшеклассников [5, с. 34-35].
Классификации проектов по содержанию, количеству участников, доминирующей деятельности освещены в дидактической и методической литературе. По количеству участников различают личностные, парные и групповые. По доминирующей деятельности выделяют исследовательские (решение научной проблемы), прикладные (конкретный видимый результат), информационные (получение новой информации и написание статьи по теме), ролевые или игровые (реконструкция и диалоги в исторической реальности), творческие (сценарий, спектакль, видеофильм), практико-ориентированные (создание музея, восстановление памятника, проведение акции). По мнению специалистов, наиболее популярными проектами в школьной практике являются учебный проект, происходящий в рамках уроков, социальный (в образовательной среде за рамками урока) и театральный, включающий театрально-игровую деятельность. Абсолютно понятно, что параметры их оценки различны.
Л. Н. Алексашкина выделила виды проектов с учетом ориентации на исторический материал и процесс обучения истории. Первый вид - историческая реконструкция событий и явлений, основанная на широком круге источников. Она
особенно сложна для учеников в условиях бедности исторических представлений и модернизации исторического процесса. Второй вид проекта - историческое путешествие - связан с моделированием исторической ситуации по карте и источникам. Третий вид - проблемный проект, заключающийся в рассмотрении открытого дискуссионного вопроса, проблемы, требующей выявления, сопоставления и анализа фактов и суждений. Четвертый вид - это историко-биографическое исследование, которое позволяет создавать портрет исторической личности. Пятый тип - краеведческий проект по истории своего города или региона. Шестой тип - проекты «устной истории», которые предполагают проведение бесед с очевидцами и участниками исторических событий [6, с. 183-184].
Для успешной реализации любого проекта учитель истории должен иметь «Методический паспорт проекта», который имеет два плана - видимый и невидимый. Видимый план - тема проекта, его название, проблема, задачи, планирование работы, реализация и презентация. Невидимый план - это тема урока, связанная с проектом, новые знания от проекта, полученные умения, материальное обеспечение проекта, организация работы. Оценивать необходимо оба проектных плана.
Весьма важным вопросом, связанным с итогом проектной деятельности, является понимание ее конечного творческого продукта. Главным результатом кроме информационно-культурного обогащения его участников являются различные материальные и материализованные продукты творчества, которые могут быть полезны другим людям. Перечислим основные виды образовательных продуктов проекта: альманах, афиша, газета, гербарий, видеоролик, детский журнал, игра, инсценировка, коллаж, модель, музыкально-литературная композиция, слайд-шоу, сценарий, спектакль. Проектная работа, как правило, творческая. Учителю истории труднее всего оценить творческие работы учеников, при выявлении их результативности редко учитываются индивидуальные познавательные возможности школьников, и
как результат - огромная степень субъективности при их оценке. К творческим работам учеников обычно относят: художественное произведение (фото, рисунок), техническое произведение (модель, макет), зрелищное произведение (спектакль, сценка).
По итогам выполнения проекта организуется защита проекта и его презентация. Презентация проекта может происходить различным образом. Одна форма - устное сообщение и показ слайдов. Другая форма - показ визуального продукта, например видеофильма. Третья - это театрализованное представление. Критериями защиты проекта являются:
1. Качество презентации, полнота, композиция, аргументация участников. 2. Объем и глубина знаний участников по теме, эрудиция. 3. Культура речи, манера выступления, время. 4. Качество ответов на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие. 5. Деловые и волевые качества группы: стремление к достижению результатов, доброжелательность, контактность.
При подведении итогов проектной деятельности отдельно оценивается качество групповой работы. Учитель истории использует следующие критерии: активность всех членов группы - 3 балла, самостоятельность в выполнении проекта - 4 балла, уровень диалоговой культуры - 3 балла, продуктивное взаимодействие в группе - 5 баллов, вклад участников группы в соответствии с индивидуальными возможностями - 5 баллов, взаимопомощь в выполнении заданий - 5 баллов.
Параметрами оценки реализации всего проекта являются следующие критерии. Первый критерий - значимость и актуальность для данного предмета выдвинутой проблемы. Второй критерий - полнота реализации идеи и глубина разработки проблемы, ее завершенность. Третий критерий - адекватность выбранных методов обработки результатов. Четвертый критерий - доказательная база проекта: качество аргументов, подходов, выводов, доказательность источниковой базы. Пятый критерий - уровень творчества проекта:
оригинальность раскрытия темы, проектных решений. Это самый сложный критерий. Шестой критерий - самостоятельность и степень владения процедурой проектирования. Седьмой критерий - эстетика оформления результатов выполненного проекта. Восьмой критерий - квалифицированность защиты.
А. В. Хуторской предложил для оценки творческих работ новую формулу: Р = PSN + + PON + PR, где Р - образовательный творческий продукт, PSN - субъективно новая часть образовательного продукта, PON - объективно новая часть образовательного продукта, PR - репродуктивная часть образовательного продукта. На основе данной формулы учителю объективно легче оценить творческий образовательный продукт. К формуле он прибавил шкалу анализа творческих работ: 1) степень творчества работы, 2) оригинальность работы; 3) новизна; 4) профессиональный уровень; 5) полезность и значимость; 6) трудоемкость; 7) качество оформления работы [7, с. 561-564].
Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова критериями оценки творческих работ считают историческую достоверность, содержательность изложения, яркость и оригинальность изложения материала, идентификацию себя с героем, адекватность его оценочных суждений, умелое использование приемов творческой реконструкции исторического прошлого, целостность, логичность и завершенность изложения, количество и качество использования источников [8, с. 360-361].
Выделим критерии и параметры оценки творческих работ учащихся. Первый критерий - полнота воссоздаваемых образов, степень их соответствия исторической обстановке. Второй критерий - оригинальность
воссоздаваемых образов, соотношение образов памяти, воссоздающего и творческого воображения. Третий критерий - уровень владения приемами, их разнообразие и сочетание в работе. Четвертый критерий -уровень развития речи учащихся, логика изложения и форма подачи материала.
В соответствии с данными критериями были выявлены четыре оценочных уровня творческих работ, которые учитель истории может использовать в своей практике. Первый уровень - самый низкий, творческая работа сделана на основе текста учебника без привлечения дополнительного материала, точнее, пересказ текста учебника перемежается с выводами, отсутствует творческий компонент. Второй уровень - творческая работа воссоздает картину неточно, неполно, реконструкция прошлого сделана с ошибками, отсутствуют характерные детали образа, творческий компонент. Третий уровень - творческая работа воссоздает картину полно, присутствуют характерные детали образа, но реконструкция проведена по памяти, на основе известных источников, отсутствует творческий компонент. Четвертый уровень - творческая работа создана на основе дополнительного материала, образы воссозданы на основе творческого воображения, предложен собственный сюжет и диалоги участников событий.
Таким образом, приведенные в статье критерии оценки творческих работ учащихся как итога проектной деятельности -это только «одна сторона медали» оценивания. Другая заключается в оценивании самого процесса проектирования на всех его этапах, учет индивидуального вклада каждого участника проекта, исходя из его роли и познавательных возможностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. М., 2016.
2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003.
3. Сечина Т. И. Справочник истории и обществознания. Волгоград, 2015.
4. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. М., 2008.
5. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. М., 2013.
6. Алексашкина Л. Н. Методика преподавания истории: от педагогического проекта к практике. М., 2018.
7. Хуторской А. В. Дидактика. СПб., 2018.
8. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.
9. Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. Учебные проекты по истории в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2012. № 10. С. 23-29.
10. Карма А. Е. Проектная деятельность на уроках истории: от целеполагания до реализации // Преподавание истории в школе. 2013. № 1. С. 7-33.
11. Короткова М. В. Методика учебного проектирования для старшеклассников по истории и литературе в музейной и школьной практике // Историческое образование. 2014. № 2. С. 37-46.
12. Короткова М. В. Методика обучения истории: от классики к инноватике. М., 2020.
13. Полякова Т. Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. М., 2011.
14. Тарасова Н. В. Проектная работа по истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 3. С. 41-42.
REFERENCES
1. Leontovich A. V., Savvichev A. S. Issledovatelskaya iproektnaya rabota shkolnikov. Moscow, 2016.
2. Pakhomova N. Yu. Metod uchebnogo proekta v obrazovatelnom uchrezhdenii. Moscow, 2003.
3. Sechina T. I. Spravochnik istorii i obshchestvoznaniya. Volgograd, 2015.
4. Polivanova K. N. Proektnaya deyatelnost shkolnikov. Moscow, 2008.
5. Bayborodova L. V., Serebrennikov L. N. Proektnaya deyatelnost shkolnikov v raznovozrastnykh gruppakh. Moscow, 2013.
6. Aleksashkina L. N. Metodika prepodavaniya istorii: ot pedagogicheskogo proekta k praktike. Moscow, 2018.
7. Khutorskoy A. V. Didaktika. St. Petersburg, 2018.
8. Vyazemskiy E. E., Strelova O. Yu. Teoriya i metodika prepodavaniya istorii. Moscow, 2003.
9. Aleksashkina L. N., Vorozheykina N. I. Uchebnye proekty po istorii v osnovnoy shkole. Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2012, No. 10, pp. 23-29.
10. Karma A. E. Proektnaya deyatelnost na urokakh istorii: ot tselepolaganiya do realizatsii. Prepodavanie istorii v shkole. 2013, No. 1, pp. 7-33.
11. Korotkova M. V. Metodika uchebnogo proektirovaniya dlya starsheklassnikov po istorii i literature v muzeynoy i shkolnoy praktike. Istoricheskoe obrazovanie. 2014, No. 2, pp. 37-46.
12. Korotkova M. V. Metodika obucheniya istorii: ot klassiki k innovatike. Moscow, 2020.
13. Polyakova T. N. Metodproektov v shkole: teoriya i praktika primeneniya. Moscow, 2011.
14. Tarasova N. V. Proektnaya rabota po istorii. Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2004, No. 3, pp. 41-42.
Короткова Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания истории Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет, руководитель творческой лаборатории «Музейная педагогика» e-mail: [email protected]
Korotkova Marina V., ScD in History, PhD in Education, Associate Professor, Methods of Teaching History Department, Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2021 The article was received on 28.01.2021