УДК 658.14
ПАРАМЕТРЫ ИСПОЛНЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Перонко Иван Александрович д.э.н., профессор.
заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края, руководитель департамента по финансам, бюджету и контролю
В консолидированный бюджет Краснодарского края в 2011 году поступило 150,3 млрд. рублей собственных доходов. Прирост к 2010 году составил 17,8% или около 22,7 млрд. рублей. Это четвертый результат в России. Расходы, с учетом федеральных средств, превысили 226 млрд. рублей. К 2010 году рост - на 24%. Первостепенное внимание уделено социальной сфере. Приоритеты - повышение заработной платы, строительство и реконструкция объектов, переход на современные системы и стандарты, приобретение техники и оборудования
Ключевые слова: БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, НАЗНАЧЕНИЕ, ПРИРОСТ, ПРИБЫЛЬ, ПЛАТЕЖИ, ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА, ДОТАЦИЯ, СФЕРА, ПРОЦЕСС, ПАРАМЕТРЫ, ДОПЛАТЫ, УЧРЕЖДЕНИЯ
UDC 658.14
PARAMETERS OF THE CONSOLIDATED KRASNODAR REGION BUDGET PERFORMANCE
Peronko Ivan Aleksandrovich Dr.Sci.Econ., professor
Deputy Governor of the Krasnodar region, Head of the Department for Finance, Budget and Control of the Krasnodar Region
In 2011 the revenue of the consolidated Krasnodar region budget is 150,3 billion rubles, without federal sums. The increase is 17,8 percent to the level of 2010, which is about 22,7 billion rubles. It is the fourth result in Russia. The expenses, including federal sums, overcame 226 billion rubles. The increase is 24 percent to the level of 2010. The main attention is paid to the social sphere. The priorities are the increase of salary, construction and reconstruction of objects, using of modern systems and standards, the purchase of technique and equipment
Keywords: BUDGET, REVENUE, EXPENSES, PURPOSE, INCREASE, PROFIT, DISBURSEMENT, BUDGET PERFORMANCE, DONATION, SPHERE, PROCESS, PARAMETERS, ADDITIONAL PAYMENTS, INSTITUTES
На 2011 год нам ставилась непростая задача - мобилизовать в консолидированный бюджет края 150 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов. Чтобы её выполнить, потребовались немалые усилия. Ежедневно проводился мониторинг поступления средств в разрезе каждого доходного источника, а также каждого муниципального образования. Занимались вовлечением задолженности, накопившейся по платежам в бюджет в прошлые годы и т.д.
Принятые меры позволили достичь намеченной цели: в
консолидированный бюджет края поступило, без федеральных средств, 150,3 млрд. рублей. Бюджетное назначение исполнено на 101,0%. Прирост к 2010 году составил 17,8% или около 22,7 млрд. рублей. С учетом федеральных средств объем бюджета превысил 216,4 млрд. рублей. Это четвертый результат в России.
В 2011 году доходы на одного жителя края составили 41411 руб. По сравнению с 2008 годом они выросли более чем на 14 тысяч руб. или в 1,5 раза. Удалось достичь заметного прироста по всем основным доходным источникам: по налогу на прибыль организаций- около 9 млрд. рублей или 32%;по НДФЛ - около 7 млрд. рублей или 15,2%; по акцизам - 1,8 млрд. рублей или 17,3%; по специальным налоговым режимам - около 2,1 млрд. рублей или 24,2%; по налогу на имущество организаций - около 1,5 млрд. рублей или 12,2%.
В основе бюджетных показателей - высокие темпы роста экономики и укрепление налоговой дисциплины. Нам многое удалось сделать по оздоровлению теневой части экономики. Речь идет, прежде всего, о поступлении налога на доходы физических лиц. Именно за счет этого источника сегодня формируется треть доходов консолидированного бюджета.
Собственных налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет мобилизовано 101,6 млрд. рублей. Впервые его объем преодолел стомиллиардный рубеж. Исполнение обеспечено на 100,3%. Прирост к
2010 году составил 21,1%.
Для создания дополнительных стимулов по развитию налоговой базы местных бюджетов, в крае на долгосрочной основе закреплены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от отдельных федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.
Доходы местных бюджетов в 2011 г. увеличены на 5 млрд. 781,6 млн. рублей (в том числе: по налогу на прибыль - 1 млрд. 806 млн. рублей, по единому сельхозналогу - 222,6 млн. рублей, по транспортному налогу -3 млрд. 753 млн. рублей). Кроме того, взамен дотаций из краевого бюджета муниципальным районам и городским округам по дополнительным дифференцированным нормативам в 2011 году передана часть налога на
доходы физических лиц - более 5,2млрд.рублей или 10 % от объема поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет края. Всего в местные бюджеты муниципальных районов и городских округов налоговых и неналоговых доходов поступило 41,3 млрд. рублей с темпом роста -113,2%.
Расходы консолидированного бюджета края в 2011 году исполнены в сумме 226,5 млрд. рублей, с ростом к 2010 году на 24процента. При этом, первостепенное внимание уделено социально-культурной сфере, где на протяжении нескольких последних лет особенно активно идет усовершенствование бюджетного процесса, направленное на повышение эффективности использования бюджетных средств. В 2011 году было продолжено внедрение передовых механизмов финансирования. Таких как нормативно-подушевое финансирование в образовании, одноканальное финансирование в здравоохранении, адресное предоставление мер социальной поддержки различным категориям граждан, отраслевые системы оплаты и другие механизмы, направленные на результат.
Край в числе первых среди субъектов Российской Федерации внедряет передовые технологии в бюджетный процесс. Не стал исключением и 2011 год. На федеральном уровне было принято решение о глобальных изменениях в бюджетной сфере, что было обозначено в Федеральном законе от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ.
Было принято решение - реализовывать на краевом уровне вышеназванный федеральный закон без переходного периода, то есть пойти по «лидерскому» варианту преобразований. В соответствии с утвержденным планом действий в назначенные сроки были разработаны и утверждены более 200 нормативно-правовых актов. Преобразования в большей мере затронули социальную сферу. С 1 января 2011 года в области социальной сферы действуют государственные учреждения в
новом статусе: казенных - 199 (32%), бюджетных - 422 (67%) и автономных - 5 (1%).
Одной из важнейших составляющих реализации 83-ФЗ является формирование заданий для государственных учреждений, что позволяет улучшить им качество предоставляемых услуг. С этой целью на 2011 год в области социальной сферы было утверждено более 630 государственных заданий для выполнения 111 государственных услуг, с объемом средств на эти цели 19,4 млрд. рублей.
На муниципальном уровне дела обстояли следующим образом. В 30 муниципальных районах и городских округах и 288 поселениях Федеральный закон № 83-ФЗ реализовывался в полном объеме с 1 января
2011 года. В остальных 14 районах был предусмотрен переходный период. Последний также распространился на 94 поселения края. С 1 января 2012 года во всех муниципальных образованиях учреждения работают в новом статусе.
Достижению определенных результатов в предоставлении более качественных услуг в социальной сфере способствовало принятие в 2011 году краевой программы повышения эффективности бюджетных расходов. На её реализацию направлено более половины расходной части бюджета края. Всего же в 2011 году на социально-культурную сферу из консолидированного бюджета направлено 116,3 млрд. рублей, с ростом на 13% к 2010 году, а за три последних года расходы в этой сфере выросли на 35,7%.
В 2011 году, начиная с 1 июля, в 3 раза увеличен размер ежемесячных доплат около 20 тысячам воспитателей дошкольных учреждений. С 1 октября установлены доплаты более чем 12 тысячам работников учреждений социального обслуживания. Кроме того, в рамках модернизации образования с 1 сентября увеличилась средняя заработная плата учителей государственных и муниципальных образовательных
учреждений. В декабре 2011 года она составила 20,6 тысяч рублей - 124 % к уровню среднемесячной заработной платы в отраслях экономики края.
С 1 января 2012 года также введены ежемесячные денежные выплаты в размере 3 тысячи рублей 190 тысячам работников социальной сферы края как государственных, так и муниципальных учреждений. Общая сумма данных затрат - 8,7 млрд. рублей.
Самой затратной статьей бюджета края являются расходы на образование - 44,9 млрд. рублей, рост к 2010 году 14,9%. Каждый пятый бюджетный рубль был направлен в эту сферу.
На общее образование израсходовано 25 млрд. рублей. Важнейшая задача - модернизация в системе образования. В этой связи почти 1 миллиард рублей направлен в школы на приобретение учебного оборудования и транспортных средств, развитие школьной инфраструктуры.
На дошкольное образование израсходовано 10 млрд. рублей. Несмотря на то, что дошкольное образование отнесено к муниципальным полномочиям, на его развитие из краевого бюджета направлено полмиллиарда рублей - на реконструкцию, капитальный ремонт и строительство новых дошкольных учреждений.
Расходы на профессиональное образование составили около 3 млрд. рублей. За счет этих средств получили услуги 87 учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования.
На здравоохранение направлено 35 млрд. рублей, по сравнению с 2010 годом расходы выросли на 10%. В том числе на стационарную медицинскую помощь израсходовано 13,1 млрд. рублей. За счет этих средств выполняли государственные и муниципальные задания 183 учреждения.
С 2011 года реализуется региональная программа модернизации здравоохранения, на которую направлено бюджетных средств 2 млрд.
рублей и средств фонда обязательного медицинского страхования еще 2,3 млрд. рублей.
В 2012 году модернизация медицины будет продолжена. На это направляется 3,8 млрд. рублей бюджетных средств и 5,3 млрд. рублей средств фонда обязательного медицинского страхования.
На социальную политику в 2011 году направлено 25 млрд. рублей. Рост к 2010 году составил 10,3 %.
Выполнены все принятые краем публичные обязательства. Это означает, что обеспечены в полном объеме и в срок меры социальной поддержки отдельных представителей старшего поколения (ветеранов труда, тружеников тыла, граждан, пострадавших от репрессий), инвалидов, семей с детьми, детей-сирот, малообеспеченных граждан. На меры социальной поддержки израсходовано 18,1 млрд. рублей. Кроме того,5,4 млрд. рублей направлено на выполнение государственных заданий учреждениями социального обслуживания.
На культуру и кинематографию израсходовано 5,6 млрд. рублей, по сравнению с 2010 годом расходы увеличились на 9,6%.Профинансирована вся сеть театров, библиотек, музеев, клубных учреждений. Значительным событием в культурной жизни края стало празднование 200-летия Кубанского казачьего хора. На юбилейные мероприятия выделено 65 млн. рублей.
На развитие физкультуры и спорта направлено 5,7 млрд. рублей. Всего в крае уже построено 36 спортивных комплексов и 491 многофункциональная спортивная площадка. Продолжается строительство еще 21 комплекса и 29 площадок. Для популяризации, поднятия уровня физкультуры и спорта среди населения края в 2011 году введены доплаты инструкторам по спорту, их получают около 300 работников.
Сельское хозяйство и рыболовство из консолидированного бюджета профинансированы в сумме 7,3 млрд. рублей. Значительная часть
расходов осуществлена в рамках реализации краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2008 - 2012 годы».
Немалые средства были выделены на поддержку дорожного хозяйства. В частности, на реализацию ведомственной целевой программы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края на 2011 год» было выделеноболее6,7 млрд. рублей.
В 2011 году на поддержку малого и среднего предпринимательства в крае израсходовано 482,1 млн. рублей. Из них 285,0 млн. рублей -средства федерального бюджета, 122,5 млн. рублей - средства краевого бюджета, 74,6 млн. рублей - средства бюджетов муниципальных образований края.
В целях реализации государственной политики поддержки бизнеса, в крае постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2009 года № 150 утверждена долгосрочная краевая целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» на 2009-2012 годы.
Расходы консолидированного бюджета края на обеспечение деятельности жилищно-коммунальной отрасли составили 45,5 млрд. рублей, или 19,3 процентов к общим расходам бюджета. При этом на благоустройство территорий муниципальных образований направлено около 21 млрд.рублей, или 45,9 процентов к расходам на ЖКХ.
На поддержку средств массовой информации было выделено более 900 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета 622,3 млн. рублей. Основная цель указанных расходов - обеспечение прав граждан в сфере информации, сохранение информационного пространства, укрепление морально - нравственных ценностей общества, развитие культуры и сохранение культурного наследия.
На реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в 2011 году было направлено более 3,6млрд.рублей. Еще свыше 1,3 млрд. рублей выделено на реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. В крае начата работа по осуществлению полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц. На эти цели из федерального бюджета поступили средства в объеме 771,5 млн. рублей, расходование которых будет осуществляться в 2012 году.
В рамках краевых целевых программ на газификацию населенных пунктов края направлено более 1млрд. рублей. Отдельной статьей профинансировано строительство и реконструкция объектов водоснабжения в сельской местности - более 100 млн. рублей.
Продолжалась работа по повышению уровня благоустройства, улучшению условий жизни населения муниципального образования город Краснодар. Объем финансирования мероприятий краевой целевой программы «Краснодару - столичный облик» на 2008 - 2011 годы составил более 2,8 млрд. рублей.
В крае продолжается работа по подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. В этих целях в 2011 году в рамках реализации мероприятий краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» направлено более 28млрд.рублей. Из них средства краевого бюджета -свыше 4,3 млрд. рублей, федерального бюджета - 24млрд.рублей.
В соответствии с Программой сокращения численности работников исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 декабря 2010 года № 1214 «О мерах по повышению эффективности работы государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти
Краснодарского края», в 2011 году был сокращен штат чиновников на 321 единицу, что позволило сэкономить бюджетные средства в сумме 26 млн. рублей. В муниципальных образованиях края сокращено 686 должностей.
В 2011 году из краевого бюджета местным бюджетам края выделено 45,0 млрд. рублей межбюджетных трансфертов. В том числе: дотаций - 3,3 млрд. рублей; субсидий - 23,7 млрд. рублей(из них на реализацию 38 краевых целевых программ - 18,9млрд.рублей).В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов предоставлено бюджетных кредитов на сумму 4,2 млрд. рублей.
Таковы вкратце итоги исполнения консолидированного бюджета Краснодарского края за 2011 год. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что в 2011 году мы обеспечили финансирование по всем направлениям, связанным с социально-экономическим развитием .
Для выполнения всего запланированного предстоит неустанно наращивать собственные доходы. Наряду с этим - повышать эффективность бюджетных расходов, проводить грамотную долговую политику.
Исполнение бюджета ожидается непростым, напряжённым. Кроме роста объёмных показателей, органы исполнительной власти, их подведомственные учреждения в первоочередном порядке должны быть нацелены именно на проведение мер по оптимизации расходов, повышению их эффективности. На этой основе будет повышено качество государственных и муниципальных услуг и в целом - уровень жизни всего населения Краснодарского края.
Список литературы
1. Федеральный Закон от 01.01.1998 № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации»;
2. Основные направления налоговой и бюджетной политики;
3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах;
4. Закон Краснодарского края от 20.12.2011 № 2404-КЗ «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов».