УДК 658.14
UDC 658.14
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТА КУБАНИ
Перонко Иван Александрович д.э.н., профессор.
заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края, руководитель департамента по финансам, бюджету и контролю
Консолидированный бюджет Краснодарского края по доходам на трехлетний период , 2012-2014 года, разработан с учетом оптимистичных показателей социально-экономического развития региона (улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулирование экономического роста и модернизации). Только в 2012 году доходы бюджета составят свыше 216 млрд. рублей. При этом в социальную сферу от этой суммы направляется примерно 65 процентов. В том числе на образование - более 49 млрд. рублей, на здравоохранение - свыше 38 млрд. рублей, на социальную политику - 25 млрд. рублей
Ключевые слова: БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, ФИНАНСИРОВАНИЕ, АНАЛИЗ, ВЫПЛАТЫ, ИСПОЛНЕНИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ, ИНДЕКСАЦИЯ, ПРИОРИТЕТЫ
SOCIAL PRIORITIES OF THE KUBAN BUDGET
Peronko Ivan Aleksandrovich Dr.Sci.Econ., professor,
Deputy Governor of the Krasnodar region, Head of the Department for Finance, Budget and Control of the Krasnodar Region
The consolidated Krasnodar region budget in revenue for a three year period (2012 - 2014 years) is worked out considering optimistic indices of social and economic development of our region (improvement of investment climate, growth of competitiveness and business effectiveness, stimulation of economic rise and modernization). Revenue of the budget in 2012 year is planned to be 216 billion rubles. About 65 percent of this amount will be aimed at the social sphere, including more than 49 billion rubles for education, more than 38 billion rubles for public health, 25 billion rubles for social policy
Keywords: BUDGET, REVENUE, EXPENSES, FINANCING, ANALYSIS, DISBURSEMENT, BUDGET PERFORMANCE, INDICES, INDEXING, PRIORITIES
Очередной трехлетний бюджет Краснодарского края - на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов - с полным основанием можно назвать бюджетом развития. Если же вспомнить недалекое прошлое, то его средства расходовались в основном на конкретные социальные выплаты и на «точечное» решение отдельных задач, в большей мере связанных с социальной сферой.
Ныне же ситуация с доходами в крае кардинально иная. За 10 последних лет они выросли в 15 раз. Следовательно, появилась возможность направлять значительную часть расходов на развитие - в первую очередь, на строительство новых социальных объектов. В результате, уже введен Перинатальный центр в Краснодаре - один из первых в числе 24, которые появятся в России. Возведены новые школы (Новороссийск, Белореченский и Туапсинский районы), современные спортивные комплексы (Армавир, Ейск, Тихорецк...). Значительные
средства вложены в реконструкцию и капитальный ремонт множества очень важных действующих объектов различного профиля.
Конкретных примеров много. Они свидетельствуют о том, что объемы подобного финансирования год от года возрастают. Так, в 2011 году они уже составили более 20 млрд. рублей. И есть все основания для дальнейшего роста этого показателя.
Надо сказать о том, что проект бюджета на 2012-2014 годы подвергся очень серьезному изучению и анализу. Так, по сложившейся традиции он был всесторонне рассмотрен на публичных и парламентских слушаниях. Помимо этого, проект бюджета впервые обсуждался с широким участием граждан, в ходе общественных слушаний, которые состоялись в Краснодаре, Армавире, Ейске, Туапсе и Кущевском районе. В них приняло участие более 3 тысяч человек. Это позволило назвать нынешний трехлетний бюджет народным.
В окончательном варианте этого комплексного, масштабного документа, обретшего силу закона на сессии Законодательного Собрания края, учтено все рациональное из того, что высказали эксперты, депутаты, рядовые граждане.
Взяты во внимание показатели исполнения бюджета в предыдущий период. Учтены изменения законодательства и решения, принятые на федеральном уровне. Это сокращение объема дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности края - на 3,2 млрд. рублей (в 2011 году - 8,1 млрд. рублей, на 2012 год - 4,9 млрд. рублей), передача полномочий муниципалитетов по здравоохранению (8,9 млрд. рублей), создание регионального дорожного фонда и пр.
Были учтены все повышения фонда оплаты труда работников госучреждений в 2011 году, а также повышение фонда с 1 января 2012 года на 6,5% и с 1 октября еще на 6%. Проиндексированы социальные выплаты на 6,3%. Увеличены компенсации гражданам по жилищно-коммунальным
услугам - на 15%, предусмотрен рост расходов учреждений на оплату коммунальных услуг - на 15%. Индексация остальных материальных затрат составила 6,3%.
В основу доходной части трехлетнего бюджета заложен оптимистичный сценарий социально-экономического развития края. Это позволяет выйти в 2012 году на следующие макроэкономические показатели: объем ВРП к 2011 году - 103,9%; рост прибыли прибыльных предприятий - 113,2% и фонда оплаты труда - 110,8%.
Все перечисленные выше меры, а также те из них, которые остались за рамками настоящей статьи, соответствующим образом сказались на содержании нашего нового бюджета на очередной трехлетний период.
Налоговые и неналоговые доходы краевого бюджета на 2012 год определены в сумме почти 121 млрд. рублей, с ростом на 16,0% к уточненному бюджетному назначению 2011 года. Почти 64% доходов краевого бюджета сформировано за счет налога на прибыль организаций (35,2%) и налога на доходы физических лиц (28,3%). Еще 30% доходов дадут три источника: акцизы (13,8 процента), налог на имущество организаций (11,4 процента) и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (5,6 процента).
Из федерального бюджета на 2012 год пока запланированы поступления в сумме 49,1 млрд. рублей. Объем субсидий и иных межбюджетных трансфертов, в том числе бюджетных инвестиций, средств на поддержку сельского хозяйства, будет уточняться после распределения на федеральном уровне. В итоге доходы краевого бюджета рассчитаны в сумме 171 млрд. рублей.
Его расходы на 2012 год запланированы в сумме 183,7 млрд. рублей. Один из главных приоритетов - не только сохранение стабильности финансирования социальной сферы, но и значительный рост
расходов на эти цели. В целом эти расходы увеличиваются на 14,2% и составят в 2012 году 95,5 млрд. рублей.
На образование запланировано 26,6 млрд. рублей, с ростом на 9,1%. Продолжатся выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам, поощрение лучших учителей (616 млн. рублей).
Предусмотрено приобретение учебного оборудования и транспортных средств, развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации педагогов. При всем этом размер педагогической зарплаты будет поддерживаться на уровне не ниже средней заработной платы в производственных отраслях.
Продолжится капитальный ремонт, строительство, реконструкция детских садов. На эти цели выделяется 500 млн. рублей.
Бюджетом предусмотрены доплаты воспитателям дошкольных учреждений в размере 3 тысячи рублей в месяц. С июля текущего года на это уже выделено 650 млн. рублей, на 2012 год предусмотрен 1 млрд. рублей. Столько же средств запланировано на оздоровительные мероприятия для детей и подростков.
В здравоохранение направляется 38,5 млрд. рублей, с ростом на 9,8 млрд. рублей или 34,1% к уровню 2011 года. Значительный рост связан с увеличением расходов на модернизацию отрасли и с передачей полномочий с муниципального уровня на краевой. На финансирование муниципальных учреждений здравоохранения в 2012 году в муниципалитеты будет передана краевая субвенция в сумме более 4,5 млрд. рублей. Почти в 1,5 раза, до 14,0 млрд. рублей, увеличен страховой взнос на обязательное медицинское страхование неработающего населения. На модернизацию медицины запланировано 5,8 млрд. рублей, из них краевых средств почти 1 млрд. рублей. Кроме этого, за счёт Территориального фонда обязательного медицинского страхования будет
направлено 3,3 млрд. рублей. На 40%, до 1,3 млрд. рублей, возрастёт объём средств, выделяемых на высокотехнологичную медицинскую помощь в области нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии и трансплантации органов.
Более 25 млрд. рублей бюджетных средств направляется на социальную политику. Из них 15,8 млрд. рублей на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. Так, на обеспечение детей-сирот жильем предусмотрен 1,0 млрд. рублей или в 2 раза больше, чем в 2011 году. Примерно тысяча детей-сирот получат жилье. С 2012 года планируется увеличить ежегодную компенсацию многодетным семьям на оплату жилья и коммунальных услуг - с 2165 рублей до 3500 рублей на каждого ребенка.
Впервые в краевом бюджете учтены расходы в сумме 127,9 млн. рублей на единовременное денежное пособие гражданам, при усыновлении (удочерении) ребенка в размере 300 тыс. рублей. А в соответствии с поручением Президента России запланированы расходы на выплату материнского капитала, за счет средств краевого бюджета, в сумме 880,0 млн. рублей при рождении третьего или последующего ребенка. Выплаты по 100 тыс. рублей будут производиться с 2014 года, но по факту рождения с 1 января 2011 года.
Расходы по разделу "Культура" в 2012 году составят 1,6 млрд. рублей, из них на выполнение государственных заданий учреждениями культуры - 883 млн. рублей с ростом на 8%. Продолжится реализация трех основных программ: поддержка клубных учреждений, развитие
инфраструктуры кинопоказа и "Культура Кубани".
На физическую культуру и спорт направляется более 3,7 млрд. рублей. Будет развиваться сеть спортивных сооружений. В дополнение к ранее построенным 42, продолжится строительство ещё 17 спортивных комплексов и 63 спортплощадок, с 2006 года их построено 435.
В Краснодаре поэтапно вводится уникальный многофункциональный спортивный комплекс. На его базе уже открыт Баскет-Холл на 7,5 тысяч мест и планируется открытие 2 ледовых арен, 3 плавательных бассейнов, тренировочных залов по 9 видам спорта.
В области жилищно-коммунального хозяйства планируется продолжить капитальный ремонт многоквартирных домов, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда, с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Для этих целей предусмотрено 1,4 млрд. рублей.
В числе первоочередных обязательств исполнительной власти края
- реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России". Только на выполнение долгосрочной краевой целевой программы "Жилище" (ее сроки - 2011 - 2015 годы) на 2012 год предусмотрено 1,6 млрд. рублей.
Одной из особенностей формирования краевого бюджета является образование с 1 января 2012 года в составе краевого бюджета регионального дорожного фонда. Он сформирован в объеме почти 21 млрд. рублей. На строительство, капитальный ремонт и содержание автодорог регионального значения в рамках ведомственной программы предусмотрено почти 13 млрд. рублей, или в 2 раза больше чем в 2011 году.
Финансирование ключевой отрасли региона - сельского хозяйства -составит 2,5 млрд. рублей. Это без учёта федеральных средств, которые будут распределены позднее.
Отдельное внимание будет уделено развитию малых форм хозяйствования в АПК. Эти расходы будут увеличены до 625 млн. рублей (в 2011 году - 565 млн. рублей).
Что касается капитальных вложений, то на строительство и реконструкцию социально значимых объектов в рамках краевой адресной
инвестиционной программы будет направлено 4,1 млрд. рублей. Из них на объекты физкультуры и спорта - 1,8 млрд. рублей, здравоохранения -1,1 млрд. рублей.
На 2012 год объём программно-целевых расходов краевого бюджета запланирован в сумме 117,6 млрд. рублей. Это более 66% всех расходов. Финансированию подлежат 50 долгосрочных программ и 21 ведомственных. Традиционно существенное место в программах занимает финансовая помощь муниципалитетам.
Особое внимание при разработке бюджета, как всегда, было уделено межбюджетным отношениям, финансовой помощи местным бюджетам, обеспечения их сбалансированности. Еще в мае прошлого года было принято решение о закреплении с 2012 года за бюджетами муниципальных районов норматива отчислений от НДФЛ в размере 10%. Это составляет порядка 2,0 млрд. рублей.
Потери муниципальных районов и поселений по транспортному налогу, зачисляемому с 2012 года в краевой дорожный фонд, компенсированы закреплением единых нормативов по НДФЛ (7% и 3% соответственно). В целом по краю это превысит прежние поступления транспортного налога более чем на 300 млн. рублей. В результате межбюджетного регулирования объемы финансовых различий между наиболее и наименее обеспеченными городскими округами и муниципальными районами существенно сокращены. До выравнивания разрыв составлял 4,6 раза. В 2012 году он составит 1,9 раза. В целом объём межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований сложился в сумме 47,6 млрд. рублей, в том числе субсидии - 19,1 млрд. рублей.
В среднесрочном периоде наша долговая политика будет направлена на снижение объёма государственного долга Краснодарского края. Его долговые обязательства в течение всего трехлетнего периода
будут находиться на экономически безопасном уровне и соответствовать возможностям бюджета по гарантированному возврату заемных средств и обслуживанию долга. К 1 января 2015 года государственный внутренний долг Краснодарского края должен составить не более 30,0 процентов от объема собственных доходов краевого бюджета. Это существенно ниже предельного показателя, установленного бюджетным законодательством (не более 100%).
В целом параметры краевого бюджета на 2012 год сложились в следующих объемах: доходы - 171,0 млрд. рублей, расходы - 183,7 млрд. рублей, дефицит бюджета - 12,7 млрд. рублей. Предполагается
привлечение кредитов в объеме 21,6 млрд. рублей (в т.ч. 16,4 млрд. рублей бюджетный кредит), размещение ценных бумаг Краснодарского края в объеме 7 млрд. рублей, погашение долговых обязательств по ранее привлеченным кредитам - 15,8 млрд. рублей.
Параметры краевого бюджета на плановый период:
- доходы 2013 года - 150,8 млрд. рублей, расходы - 149,6 млрд. рублей, профицит бюджета - 1,2 млрд. рублей;
- доходы 2014 года - 150,0 млрд. рублей, расходы - 146,8 млрд. рублей, профицит бюджета - 3,2 млрд. рублей.
Все показатели краевого бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сбалансированы и подготовлены в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Наш новый бюджет, по сравнению с предыдущим, имеет еще более выраженную социальную направленность.
Для выполнения всего запланированного предстоит неустанно наращивать собственные доходы. Наряду с этим - повышать эффективность бюджетных расходов, проводить грамотную долговую политику.
Исполнение бюджета ожидается непростым, напряжённым. Кроме роста объёмных показателей, органы исполнительной власти, их подведомственные учреждения в первоочередном порядке должны быть нацелены именно на проведение мер по оптимизации расходов, повышению их эффективности. На этой основе будет повышено качество государственных и муниципальных услуг и в целом - уровень жизни всего населения Краснодарского края.
Список литературы
1. Федеральный Закон от 01.01.1998 № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации»;
2. Основные направления налоговой и бюджетной политики;
3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах;
4. Закон Краснодарского края от 20.12.2011 № 2404-КЗ «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов».