Научная статья на тему 'ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА'

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / STATE DEFENSE ORDER / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМИССИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ / MILITARY-INDUSTRIAL COMMISSION UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зацепин Василий

Гособоронзаказ-2012 был выполнен примерно на 80%. Предприятия оборонной промышленности России, ограниченные в рабочей силе, испытывают проблемы с резко возросшим заказом 2013 г. Выполнение требований Президента РФ о создании прозрачной военной экономики, о наведении порядка в управлении оборонно-промышленным комплексом и в его ценообразовании сталкивается с серьезными трудностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parallel Reality of State Defense Order

The State Defense Order 2012 was implemented nearly 80%. Being limited in labor force, Russia’s defense plants are facing problems related to drastically increased the State Defense Order 2013. President Putin’s requirements to create a transparent military economy, establish order in terms of administration in the military-industrial complex and its pricing have encountered serious difficulties.

Текст научной работы на тему «ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА»

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

Василий ЗАЦЕПИН,

зав. лабораторией военной экономики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, канд. воен. наук.

Окончил Военную академию тыла и транспорта. Тел.: +7 (495) 629-47-13, e-mail: zatsepin@iep.ru

Гособоронзаказ-2012 был выполнен примерно на 80%. Предприятия оборонной промышленности России, ограниченные в рабочей силе, испытывают проблемы с резко возросшим заказом 2013 г. Выполнение требований Президента РФ о создании прозрачной военной экономики, о наведении порядка в управлении оборонно-промышленным комплексом и в его ценообразовании сталкивается с серьезными трудностями.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ.

Опубликованное 17 сентября текущего года на сайте Госдумы заключение Счетной палаты на проект закона об исполнении федерального бюджета за 2012 г. пролило свет на ряд обстоятельств, связанных с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) в 2012 г.1.

В документе подтвержден факт дополнительных сокращений ГОЗ-2012, принятых Постановлениями Правительства от 22 октября 2012 г. № 1076-21 и от 22 декабря 2012 г. № 1385-31 «в части закупок вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), в том числе по десяти заданиям, которые относятся к приоритетным»2. Счетная палата отмечает, что «в части закупок и ремонта ВВСТ недопоставлена продукция по 121 заключенному государственному контракту, в том числе по закупкам ВВСТ - по 65 контрактам, по ремонту ВВСТ -по 56 контрактам». Из оборонных НИОКР в прошлом году оказались незавершенными своевременно 80, при этом 35 из них были полностью оплачены, а 26 - выполнялись двадцать и более лет. Но, как известно, это

не помешало отрапортовать о 99%-ном выполнении ГОЗ в самом начале 2013 г.3.

Данные Счетной палаты подтверждают сделанное в июне 2013 г. начальником Управления военных представительств Минобороны О. Степановым заявление о том, что российская оборонная промышленность недопоставила в 2012 г. Вооруженным силам «около 20% продукции военного назначения»4. Примечательно, что относительная величина прошлогоднего «недодела» ГОЗ достаточно точно совпала с номинальным приростом расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона», составившим в 2012 г. 19.6%. Судя по этому, 15%-ный ежегодный прирост выпуска продукции военного назначения, заданный руководством государства5, не по силам нашей оборонной промышленности и резкое увеличение финансирования ГОЗ, запланированное действующей государственной программой вооружения на 2011-2020 гг., поставило промышленность перед явно невыполнимыми задачами и ли-

1 Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2012 г. (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 30 августа 2013 г. № 35К (926). № ЗСП-19/15-10. М., 2013, Ь|йр://азо7с12.с1ита.доу.ги/тат.п5^(,^емОос)? ОрепАдег^&могк/с17.П5^ВуЮ&597281А07886Е03043257В0А004С1ВВ8

2 Там же. С. 215.

3 Дмитрий Рогозин дал интервью телеканалу «Вести» по итогам селекторного совещания о гособоронзаказе. Стенограмма. М., 21 января 2013, http://government.ru/vice_news/296

4 «Оборонка» недопоставила Вооруженным силам в 2012 г. 20% продукции // INTERFAX.ru. 2013. 25 июня, http://www.interfax.ru/print.asp?sec=1448&id=314761

5 Рабочая встреча с заместителем Председателя Правительства Дмитрием Рогозиным. Ново-Огарево, 21 марта 2013, http://www.kremlin.ru/news/17719

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

шило ее стимулов к повышению эффективности при изготовлении продукции военного назначения.

Складывающаяся ситуация в целом трезво оценивается в Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ и в Минобороны России. Так, зампредседателя ВПК О. Бочкарев заявил в августе 2013 г., что объем заказов у некоторых предприятий вырос в этом году почти в два раза, а темпы роста составили 25-40% в целом по предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК), и что «тяжело эти цифры поднимать нашим коллегам в промышленности»6. А замминистра обороны по вооружению Ю. Борисов в ходе октябрьской поездки в Приморье признал, что «общая проблема - кратное увеличение работ со стороны Минобороны» и что «подготовка квалифицированного персонала - это наша ахиллесова пята»7.

С тем, что рабочая сила стала основным ограничителем для прироста выпуска ОПК, спорить бессмысленно - по данным члена Комитета по обороне Госдумы А. Журавлева, в настоящее время в российском ОПК на предприятиях работают почти 900 тыс. человек (средний возраст 46 лет) и около 440 тыс. заняты в научно-исследовательских институтах (средний возраст 48 лет), при этом нехватка инженеров-технологов составляет 17%, инженеров-конструкторов - 22% и по рабочим специальностям - 40%8.

Несмотря на это, замминистра экономического развития А. Клепач еще в июне текущего года рассчитывал на примерно 19%-ный прирост выпуска ОПК в 2013 г. и на 15%-ный -в среднем за год в период 2014-2016 гг., правда, признавая при этом, что «у нас огромный комплекс, а деньги, которые он зарабатывает,

очень небольшие»9. По словам А. Клепача, удельный вес ОПК «на самом деле очень невелик: в промышленности он составляет всего 5%, а в машиностроении - примерно треть»10.

Следует заметить, что в последнем вопросе А. Клепач решительно расходится с мнением заместителя председателя Правительства Д. Рогозиным, который как-то сказал, что наш оборонный сектор или, как он тогда выразился, «оборонный сегмент», «он огромный, и он намного больше, чем вся остальная гражданская экономика»11. Возможно, именно поэтому Д. Рогозин с легкостью оправдывает безудержное наращивание военных расходов в бюджете, считая ОПК курицей, «которая несет золотые яйца»12. По его словам, «в разных отраслях у нас рост объемов производства 12-14 процентов, в частности в авиа- и судостроении, электронной промышленности. Пока он отстает от роста заработной платы, но в целом ее увеличение составило в «оборонке» от 23 до 25 процентов за один год - приличная цифра»13.

Опубликованная Росстатом в августе 2013 г. статистика счета производства и дефляторов валовой добавленной стоимости в детализированной разработке за 2011 и 2012 гг., конечно же, не опровергая, но и не подтверждая слов вице-премьера, все же позволяет предположить, что рост выпуска оборонной промышленности в первые два года выполнения ГПВ на 2011-2020 гг. по меньшей мере компенсирован спадом выпуска гражданской продукции в основных отраслях ОПК, а упомянутый им рост зарплаты действительно не связан с ростом производительности труда. Кроме того, в судостроении в 2012 г. следует отметить выраженный эффект прекращения так называемых «ценовых войн» с Минобороны.

6 Деятельность Военно-промышленной комиссии и гособоронзаказ // Эхо Москвы. 2013. 12 августа, http://echo.msk.ru/programs/arsenal/1132844-echo/

7 Борисов: проблема завода «Звезда» в Приморье - недостаток кадров // РИА «Новости». 2013. 10 октября, http://ria.ru/vl/20131010/968929045.html

8 Законодательная поддержка оборонно-промышленного комплекса // Эхо Москвы. 2013. 26 августа, http://echo.msk.ru/programs/arsenal/1142000-echo/

9 Оборонные гарантии России // Красная звезда. 2013. 29 июня (№ 112), http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/9939-oboronnye-garanti

10 Там же.

11 Эксклюзивное интервью итоговой программе «Сегодня» // Канал НТВ. 2012. 25 ноября, http://www.ntv.ru/novosti/372478/

12 ОПК России: 20 лет спустя... // Военно-промышленный курьер. 2013. 9 октября (№ 39), http://www.vpk-news.ru/articles/17722

13 Там же.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENTS • VOLUME 20 • № 11 • NOVEMBER-DECEMBER 2013 53

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

В начале октября 2013 г. в СМИ просочились данные о возможных изменениях текущего федерального бюджета - в частности, о сокращении закупок вооружений Минобороны на 35.3 млрд. руб. и расходов на денежное довольствие военнослужащих - на 21.6 млрд. руб. с направлением сэкономленных средств в капитальное строительство, связанное с государственной программой вооружения (43.6 млрд. руб.) и на компенсацию роста тарифов государственных монополий14. Однако сокращение закрытых ассигнований Минобороны России в опубликованном 22 октября 2013 г. законопроекте15 на 58.6 млрд. руб. указывает на то, что закупки вооружений нашим военным ведомством будут сокращены в гораздо большей степени, чем планировалось всего лишь месяц назад, что весьма напоминает отмеченную выше ситуацию с корректировкой ГОЗ в 2012 г.

То, в какой форме председатель Правительства Д. Медведев признал перекос «в сторону финансирования затрат на силовую составляющую» на встрече с членами Совета палаты Сове-

та Федерации в сентябре 2013 г.16, в сочетании с мерами, предлагавшимися руководством страны и ВПК на протяжении этого года для улучшения ситуации с выполнением ГОЗ (заседающий еженедельно оперативный штаб в ВПК, рабочая группа по ГОЗ при прокуратуре, ужесточение законодательства в отношении нарушителей), а также всеобщее упование на вступление с января 2014 г. в силу новой версии закона о ГОЗ17 после принятия восьми дополнительных постановлений Правительства -были способны создать впечатление тупика, из которого России не выбраться.

Поэтому недавнее заявление заместителя председателя ВПК О. Бочкарева о возможности формирования аудиторской системы для контроля над ценообразованием в российском ОПК18 следует рассматривать с определенной надеждой. Возможно, появился шанс на то, что российским властям спустя сто лет наконец-то удастся реализовать сформулированную в 1916 г. идею министра финансов Л. Барка о контроле над ценами на военную продукцию путем их изучения19. ■

14 На чем сэкономит и на чем экономит новая версия бюджета-2013 // Коммерсантъ. 2013. 7 октября, http://www.kommersant.ru/doc/2313985

15 Законопроект № 365264-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов"», http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ %28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=365264-6&02

16 Дмитрий Медведев встретился с членами Совета палаты Совета Федерации. Стенограмма. М., 23 сентября 2012, http://government.ru/news/5990

17 О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.

18 Военно-промышленная комиссия задумалась об аудиторах цен в «оборонке» // РИА «Новости». 2013. 23 октября, http://ria.ru/defense_safety/20131023/972113639.html

19 Воронкова С.В. Материалы Особого совещания по обороне государства: Источниковедческое исследование. -М.: Изд-во МГУ, 1975. С. 162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.