Научная статья на тему 'Новая государственная программа вооружения обретает определенность'

Новая государственная программа вооружения обретает определенность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оборонная промышленность / оборонно-промышленный комплекс / программа вооружения / Минобороны РФ / Военно-промышленная комиссия / defense industry / military-industrial complex / arms program / RF Defense Ministry / Militaryindustrial commission

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василий Зацепин

После июльского и сентябрьского (2016 г.) совещаний ВПК Правительство РФ продолжило поиск компромисса по предельному объему финансирования очередной государственной программы вооружения на 2018–2025 гг., однако предложенный его финансово-экономическим блоком лимит уже реализован в проекте федерального бюджета на 2017–2019 гг. Новая программа вооружения должна быть представлена для утверждения Президентом РФ до 1 июля 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Government Armaments Program Is Taking Shape

After the July and September meetings of the MilitaryIndustrial Commission of the Russian Federation, the RF Government continued its search for a compromise concerning the ceiling for budget funding to be allocated to the next government armaments program for 2018–2025; however, the target suggested by the financialeconomic bloc had already been planned in the draft federal budget for the period 2017–2019. The new armaments program must be submitted for the RF President’s approval by July 1, 2017.

Текст научной работы на тему «Новая государственная программа вооружения обретает определенность»

Военная реформа

НОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ ОБРЕТАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Василий ЗАЦЕПИН

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. воен. наук. E-mail: zatsepin@ranepa.ru

После июльского и сентябрьского (2016 г.) совещаний ВПК Правительство РФ продолжило поиск компромисса по предельному объему финансирования очередной государственной программы вооружения на 2018—2025 гг., однако предложенный его финансово-экономическим блоком лимит уже реализован в проекте федерального бюджета на 2017—2019 гг. Новая программа вооружения должна быть представлена для утверждения Президентом РФ до 1 июля 2017 г.

Ключевые слова: оборонная промышленность, оборонно-промышленный комплекс, программа вооружения, Минобороны РФ, Военно-промышленная комиссия.

В июне 2016 г. Военно-промышленная комиссия (ВПК) спустя полтора года после первой попытки вернулась к обсуждению финансово-экономических параметров новой государственной программы вооружения (ГПВ) на 2018-2025 гг.1. Как стало известно из попавших в прессу деталей закрытой части этого заседания, финансовое ведомство было согласно выделить на нее не более 12 трлн. руб., в то время как военное ведомство потребовало для «гарантированного обеспечения национальной безопасности» 24 трлн. руб., т.е. вдвое большую сумму2. Компромисса в июне достичь не удалось.

Его поиск был продолжен в сентябре текущего года, когда на совещании у Президента РФ вице-премьером Д. Рогозиным был сделан доклад о комплексной оценке расходов бюджета на следующую ГПВ3. Однако после доклада «дискуссия переросла в разговор на по-

вышенных тонах» из-за по-прежнему диаметрального расхождения оценок предельного объема ее финансирования: министр финансов А. Силуанов продолжал отстаивать лимит в 12 трлн. руб., а министр обороны С. Шойгу в этот раз говорил уже о сумме «около 22 трлн. руб.»4. Иначе говоря, с декабря 2014 г., когда Минобороны впервые заявило свои претензии на бюджет в 30 трлн. руб. на тогда еще десятилетнюю ГПВ, соответствующие расходы сократились на 8 трлн. руб. в абсолютном выражении, а с учетом сокращения горизонта планирования на два года, в среднегодовом выражении - с 3 до 2,75 трлн. руб. в год.

Отталкиваясь от кризисного состояния экономики страны на протяжении последних двух лет и отсутствия перспектив ее уверенного роста в ближайшем будущем5, следует заключить, что переговорная позиция Минобороны является объективно слабой, в связи с чем в

1 Заседание Военно-промышленной комиссии. Москва, Кремль. 28.06.2016: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 52288

2 См.: Сафронов И., Сапожков О. Битва при бюджете // КоммерсантЪ. 2016. 4 июля (№ 117): http://www.kommersant.ru/doc/ 3029601

3 Совещание по основным параметрам госпрограммы вооружения на 2018-2025 годы. Московская обл., Ново-Огарёво. 09.09.2016: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52866

4 Сафронов И. Если не сход,то развал // КоммерсантЪ. 2016. 17 сентября (№ 172): http://kommersant.ru/doc/3092628

5 Нетреба П. Застой продлится 20 лет // Газета.ш. 2016. 20 октября: https://www.gazeta.ru/business/2016/10/19/10259831.shtml

НОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ ОБРЕТАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

предстоящей до конца года серии межведомственных совещаний и заседаний ВПК весьма вероятно достижение компромисса на условиях Минфина, которые в среднегодовом выражении (1,5 трлн. руб. в год) уже заложены в правительственном проекте федерального бюджета на 2017-2019 гг., подготовленном для представления в Государственную Думу6.

Поддержание финансирования на таком уровне до конца программного периода в принципе позволяет исключить заметное сокращение государственного оборонного заказа (ГОЗ) в номинальном выражении после 2020 г., о котором в последнее время руководство страны неоднократно предупреждало руководителей российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). При этом, естественно, будет проще решать задачи диверсификации оборонных производств и увеличения выпуска продукции гражданского и двойного назначения на предприятиях ОПК7.

Переговорная позиция Минобороны в борьбе за финансирование ГПВ представляется также и субъективно слабой.

Во-первых, руководство страны уже знает действительную цену действующей ГПВ, которая в 1,5 раза превышает первоначальный бюджетный лимит Минфина и при этом превратилась «в стратегический, долгосрочный, но практически неактуальный прогноз», а собственно программа «и годовые срезы государственного оборонного заказа по номенклатуре, по стоимости и так далее в значительной

мере год от года расходятся, и чем дальше, тем это расхождение больше»8.

Во-вторых, претензии разработчиков ГПВ на детальность и скрупулезность расчета необходимых объемов ассигнований9 компрометируются непосредственностью, с какой военное ведомство в декабре 2014 г. сообщило о снижении собственных оценок стоимости новой ГПВ с 55 до 30 трлн. руб. за счет унификации10, очевидно забыв, что неунифицированный вариант по определению не может рассматриваться в качестве программы вооружения. Ведь, как уже нами отмечалось ранее11, именно неуправляемый рост номенклатуры вооружения и военной техники и отсутствие их унификации стали одними из основных движущих мотивов перехода к долгосрочному планированию развития вооружения, введенному 47 лет назад в СССР Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 июня 1969 г. № 433-157-69 г. «О дальнейшем улучшении планирования развития вооружения и военной техники»12.

В-третьих, опубликованные в последнее время материалы Счетной палаты РФ позволяют получить более точное представление о кризисе перефинансирования ОПК, проявившемся в оборонном секторе в 2015 г. и выражающемся в стремительном росте дебиторской задолженности по выданным авансам. Так, вследствие выплаты Минобороны авансов по заключенным контрактам в размере до 100% в 2015 г. соответствующая дебиторская задолженность к концу года достигла 2 трлн.

6 Бутрин Д., Скоробогатько Д., Вислогузов В. Бюджет мирного времени // КоммерсантЪ. 2016. 27 октября (№ 200): http://kommersant.ru/doc/3126798

7 Совещание по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Тула. 08.09.2016: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52852

8 Выступление заместителя председателя Счетной палаты РФ В. Чистовой в Госдуме 1 июля 2015 г.: http://transcript.duma.gov.ru/node/4314/

9 Буренок В. Госпрограмма разоружения // Военно-промышленный курьер. 2016. 31 августа (№ 33): http://vpk-news.ru/ аИк^/32056/

10 Кравченко А. «При снижении типажности вооружения на 36% сэкономим 30 трлн рублей» // Известия. 2014. 30 декабря: http://izvestia.ru/news/581385/

11 Грядущая государственная программа вооружения: новые приоритеты и старые проблемы // Экономическое развитие России. 2014. № 2. С. 55: http://www.iep.ru/files/text/RED/2014/Russian_Economic_Developments_02_2014.pdf

12 Патрушев Н. На сильных не нападают // Военно-промышленный курьер. 2013. 27 марта (№ 12): http://vpk-news.ru/articles/ 15103

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 23 • № 11 • NOVEMBER-DECEMBER 2016 69

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

405 млрд. руб. (или 73,4% общего объема задолженности по расчетам по выданным авансам в федеральном бюджете). При этом в бюджетной отчетности Минобороны за 2015 г. не была отражена просроченная дебиторская задолженность (неисполненные авансы) по 267 контрактам инвестиционного характера на 88,2 млрд. руб. Кредиторская задолженность Минобороны в конце 2015 г. достигла 598,5 млрд. руб., увеличившись за год на 22,8%13.

По итогам первого полугодия текущего года дебиторская задолженность по расчетам по выданным авансам в Минобороны вновь выросла на 529,6 млрд. руб., или на 22%, и достигла 2 трлн. 935,5 млрд. руб., что больше полуторагодового объема ведомственного ГОЗ при просроченной дебиторской задолженности в 253,4 млрд. руб. Несмотря на это, в ходе осенней правки федерального бюджета правительством предлагается увеличить взносы в уставные капиталы организаций ОПК с большой дебиторской задолженностью: АО «Объединенная судостроительная компания» - на 971,9 млн. руб., или на 21,9% (объем дебиторской задолженности - 110,8 млрд. руб.) и ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» - на 2 млрд. 245,6 млн. руб., или на 82,4% (объем

дебиторской задолженности - 84,6 млрд. руб.)14.

Поэтому вполне естественно, что в ходе проведения Единого дня приемки военной продукции 21 октября 2016 г. министр обороны С. Шойгу сообщил, что число предприятий, срывающих ГОЗ, составляет около 2,5%, указав при этом, что «по ряду предприятий принято решение о расторжении контрактов, возврату денежных средств и перезаключению в короткие сроки контрактов с другими предприятиями по аналогичной номенклатуре»15.

Однако заявить, что «мы будем самым жестким образом бороться с такими "недостроя-ми" и "недоделами"»16, легче, чем реализовать подобные намерения. По результатам недавнего мониторинга финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, Минобороны в целом занимает 84-е место среди 95 правительственных ведомств, имея наихудшие оценки по таким показателям, как кадровый потенциал и учет и отчетность17.

В соответствии с сентябрьским поручением Президента РФ предложения в новую ГПВ должны быть обобщены до конца 2016 г. и проект представлен для утверждения до 1 июля 2017 г.18. ■

13 Заключение Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год № ЗСП-166/16-09 от 31.08.2016: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?0penAgent&work/dz.nsf/ByID&B425EDD8066C9C994325804500496D97

14 Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона № 2428-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год"» № ЗСП-178/16-09 от 14.10.2016: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ (ViewDoc)?0penAgent&work/dz.nsf/ByID&5035346B7E07756F4325804F003B453C

15 Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу провел Единый день приемки военной продукции. 21.10.2016: http:// function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12100458@egNews

16 Там же.

17 Отчет о результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета на 1 июля 2016 г. — М.: Минфин России, 2016: http://minfin.ru/common/upload/ library/2016/09/main/2016.07.01_MKFM.xls).

18 Рогозин: коллегия ВПК приступила к разработке новой госпрограммы вооружения // ТАСС. 2016. 9 сентября: http://tass.ru/armiya-i-opk/3609918

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.