Военная реформа
НОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ ОБРЕТАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
Василий ЗАЦЕПИН
Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. воен. наук. E-mail: [email protected]
После июльского и сентябрьского (2016 г.) совещаний ВПК Правительство РФ продолжило поиск компромисса по предельному объему финансирования очередной государственной программы вооружения на 2018—2025 гг., однако предложенный его финансово-экономическим блоком лимит уже реализован в проекте федерального бюджета на 2017—2019 гг. Новая программа вооружения должна быть представлена для утверждения Президентом РФ до 1 июля 2017 г.
Ключевые слова: оборонная промышленность, оборонно-промышленный комплекс, программа вооружения, Минобороны РФ, Военно-промышленная комиссия.
В июне 2016 г. Военно-промышленная комиссия (ВПК) спустя полтора года после первой попытки вернулась к обсуждению финансово-экономических параметров новой государственной программы вооружения (ГПВ) на 2018-2025 гг.1. Как стало известно из попавших в прессу деталей закрытой части этого заседания, финансовое ведомство было согласно выделить на нее не более 12 трлн. руб., в то время как военное ведомство потребовало для «гарантированного обеспечения национальной безопасности» 24 трлн. руб., т.е. вдвое большую сумму2. Компромисса в июне достичь не удалось.
Его поиск был продолжен в сентябре текущего года, когда на совещании у Президента РФ вице-премьером Д. Рогозиным был сделан доклад о комплексной оценке расходов бюджета на следующую ГПВ3. Однако после доклада «дискуссия переросла в разговор на по-
вышенных тонах» из-за по-прежнему диаметрального расхождения оценок предельного объема ее финансирования: министр финансов А. Силуанов продолжал отстаивать лимит в 12 трлн. руб., а министр обороны С. Шойгу в этот раз говорил уже о сумме «около 22 трлн. руб.»4. Иначе говоря, с декабря 2014 г., когда Минобороны впервые заявило свои претензии на бюджет в 30 трлн. руб. на тогда еще десятилетнюю ГПВ, соответствующие расходы сократились на 8 трлн. руб. в абсолютном выражении, а с учетом сокращения горизонта планирования на два года, в среднегодовом выражении - с 3 до 2,75 трлн. руб. в год.
Отталкиваясь от кризисного состояния экономики страны на протяжении последних двух лет и отсутствия перспектив ее уверенного роста в ближайшем будущем5, следует заключить, что переговорная позиция Минобороны является объективно слабой, в связи с чем в
1 Заседание Военно-промышленной комиссии. Москва, Кремль. 28.06.2016: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 52288
2 См.: Сафронов И., Сапожков О. Битва при бюджете // КоммерсантЪ. 2016. 4 июля (№ 117): http://www.kommersant.ru/doc/ 3029601
3 Совещание по основным параметрам госпрограммы вооружения на 2018-2025 годы. Московская обл., Ново-Огарёво. 09.09.2016: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52866
4 Сафронов И. Если не сход,то развал // КоммерсантЪ. 2016. 17 сентября (№ 172): http://kommersant.ru/doc/3092628
5 Нетреба П. Застой продлится 20 лет // Газета.ш. 2016. 20 октября: https://www.gazeta.ru/business/2016/10/19/10259831.shtml
НОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ ОБРЕТАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
предстоящей до конца года серии межведомственных совещаний и заседаний ВПК весьма вероятно достижение компромисса на условиях Минфина, которые в среднегодовом выражении (1,5 трлн. руб. в год) уже заложены в правительственном проекте федерального бюджета на 2017-2019 гг., подготовленном для представления в Государственную Думу6.
Поддержание финансирования на таком уровне до конца программного периода в принципе позволяет исключить заметное сокращение государственного оборонного заказа (ГОЗ) в номинальном выражении после 2020 г., о котором в последнее время руководство страны неоднократно предупреждало руководителей российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). При этом, естественно, будет проще решать задачи диверсификации оборонных производств и увеличения выпуска продукции гражданского и двойного назначения на предприятиях ОПК7.
Переговорная позиция Минобороны в борьбе за финансирование ГПВ представляется также и субъективно слабой.
Во-первых, руководство страны уже знает действительную цену действующей ГПВ, которая в 1,5 раза превышает первоначальный бюджетный лимит Минфина и при этом превратилась «в стратегический, долгосрочный, но практически неактуальный прогноз», а собственно программа «и годовые срезы государственного оборонного заказа по номенклатуре, по стоимости и так далее в значительной
мере год от года расходятся, и чем дальше, тем это расхождение больше»8.
Во-вторых, претензии разработчиков ГПВ на детальность и скрупулезность расчета необходимых объемов ассигнований9 компрометируются непосредственностью, с какой военное ведомство в декабре 2014 г. сообщило о снижении собственных оценок стоимости новой ГПВ с 55 до 30 трлн. руб. за счет унификации10, очевидно забыв, что неунифицированный вариант по определению не может рассматриваться в качестве программы вооружения. Ведь, как уже нами отмечалось ранее11, именно неуправляемый рост номенклатуры вооружения и военной техники и отсутствие их унификации стали одними из основных движущих мотивов перехода к долгосрочному планированию развития вооружения, введенному 47 лет назад в СССР Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 июня 1969 г. № 433-157-69 г. «О дальнейшем улучшении планирования развития вооружения и военной техники»12.
В-третьих, опубликованные в последнее время материалы Счетной палаты РФ позволяют получить более точное представление о кризисе перефинансирования ОПК, проявившемся в оборонном секторе в 2015 г. и выражающемся в стремительном росте дебиторской задолженности по выданным авансам. Так, вследствие выплаты Минобороны авансов по заключенным контрактам в размере до 100% в 2015 г. соответствующая дебиторская задолженность к концу года достигла 2 трлн.
6 Бутрин Д., Скоробогатько Д., Вислогузов В. Бюджет мирного времени // КоммерсантЪ. 2016. 27 октября (№ 200): http://kommersant.ru/doc/3126798
7 Совещание по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Тула. 08.09.2016: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52852
8 Выступление заместителя председателя Счетной палаты РФ В. Чистовой в Госдуме 1 июля 2015 г.: http://transcript.duma.gov.ru/node/4314/
9 Буренок В. Госпрограмма разоружения // Военно-промышленный курьер. 2016. 31 августа (№ 33): http://vpk-news.ru/ аИк^/32056/
10 Кравченко А. «При снижении типажности вооружения на 36% сэкономим 30 трлн рублей» // Известия. 2014. 30 декабря: http://izvestia.ru/news/581385/
11 Грядущая государственная программа вооружения: новые приоритеты и старые проблемы // Экономическое развитие России. 2014. № 2. С. 55: http://www.iep.ru/files/text/RED/2014/Russian_Economic_Developments_02_2014.pdf
12 Патрушев Н. На сильных не нападают // Военно-промышленный курьер. 2013. 27 марта (№ 12): http://vpk-news.ru/articles/ 15103
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 23 • № 11 • NOVEMBER-DECEMBER 2016 69
ВОЕННАЯ РЕФОРМА
405 млрд. руб. (или 73,4% общего объема задолженности по расчетам по выданным авансам в федеральном бюджете). При этом в бюджетной отчетности Минобороны за 2015 г. не была отражена просроченная дебиторская задолженность (неисполненные авансы) по 267 контрактам инвестиционного характера на 88,2 млрд. руб. Кредиторская задолженность Минобороны в конце 2015 г. достигла 598,5 млрд. руб., увеличившись за год на 22,8%13.
По итогам первого полугодия текущего года дебиторская задолженность по расчетам по выданным авансам в Минобороны вновь выросла на 529,6 млрд. руб., или на 22%, и достигла 2 трлн. 935,5 млрд. руб., что больше полуторагодового объема ведомственного ГОЗ при просроченной дебиторской задолженности в 253,4 млрд. руб. Несмотря на это, в ходе осенней правки федерального бюджета правительством предлагается увеличить взносы в уставные капиталы организаций ОПК с большой дебиторской задолженностью: АО «Объединенная судостроительная компания» - на 971,9 млн. руб., или на 21,9% (объем дебиторской задолженности - 110,8 млрд. руб.) и ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» - на 2 млрд. 245,6 млн. руб., или на 82,4% (объем
дебиторской задолженности - 84,6 млрд. руб.)14.
Поэтому вполне естественно, что в ходе проведения Единого дня приемки военной продукции 21 октября 2016 г. министр обороны С. Шойгу сообщил, что число предприятий, срывающих ГОЗ, составляет около 2,5%, указав при этом, что «по ряду предприятий принято решение о расторжении контрактов, возврату денежных средств и перезаключению в короткие сроки контрактов с другими предприятиями по аналогичной номенклатуре»15.
Однако заявить, что «мы будем самым жестким образом бороться с такими "недостроя-ми" и "недоделами"»16, легче, чем реализовать подобные намерения. По результатам недавнего мониторинга финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, Минобороны в целом занимает 84-е место среди 95 правительственных ведомств, имея наихудшие оценки по таким показателям, как кадровый потенциал и учет и отчетность17.
В соответствии с сентябрьским поручением Президента РФ предложения в новую ГПВ должны быть обобщены до конца 2016 г. и проект представлен для утверждения до 1 июля 2017 г.18. ■
13 Заключение Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год № ЗСП-166/16-09 от 31.08.2016: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?0penAgent&work/dz.nsf/ByID&B425EDD8066C9C994325804500496D97
14 Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона № 2428-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год"» № ЗСП-178/16-09 от 14.10.2016: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ (ViewDoc)?0penAgent&work/dz.nsf/ByID&5035346B7E07756F4325804F003B453C
15 Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу провел Единый день приемки военной продукции. 21.10.2016: http:// function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12100458@egNews
16 Там же.
17 Отчет о результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета на 1 июля 2016 г. — М.: Минфин России, 2016: http://minfin.ru/common/upload/ library/2016/09/main/2016.07.01_MKFM.xls).
18 Рогозин: коллегия ВПК приступила к разработке новой госпрограммы вооружения // ТАСС. 2016. 9 сентября: http://tass.ru/armiya-i-opk/3609918