Научная статья на тему 'Грядущая государственная программа вооружения: новые приоритеты и старые проблемы'

Грядущая государственная программа вооружения: новые приоритеты и старые проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
2016-2025 Arms program / military-industrial complex / defense-industrial complex.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василий Зацепин

Опубликованы приоритеты разрабатываемой очередной государственной программы вооружения на 2016–2025 гг. Однако чрезмерная закрытость этой сферы не позволяет надеяться на успешное решение ее известных проблем. Выполнение требований Президента РФ о создании прозрачной военной экономики и о наведении порядка в управлении обороннопромышленным комплексом по-прежнему сталкивается с серьезными трудностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forthcoming National Arms Program: new priorities and old issues

The priorities of a new National Arms Program for 2016–2025 have been published. However, the wellknown issues are unlikely to see a successful resolution, because this area is extremely sensitive to information disclosure. The Russian President’s demand to create a transparent defense economy and establish order in the management of the Military-Industrial Complex is still facing serious difficulties.

Текст научной работы на тему «Грядущая государственная программа вооружения: новые приоритеты и старые проблемы»

ГРЯДУЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Василий ЗАЦЕПИН, канд. воен. наук

Опубликованы приоритеты разрабатываемой очередной государственной программы вооружения на 2016—2025 гг. Однако чрезмерная закрытость этой сферы не позволяет надеяться на успешное решение ее известных проблем. Выполнение требований Президента РФ о создании прозрачной военной экономики и о наведении порядка в управлении оборонно-промышленным комплексом по-прежнему сталкивается с серьезными трудностями.

Хотя в 2013 г. еще действовала государственная программа вооружения (ГПВ) на 2011-2020 гг., утвержденная закрытым Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 15651, в то же время уже более года в соответствии с решением Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ от 24 октября 2012 г. разрабатывается проект следующей ГПВ на 2016-2025 гг.

Год назад ВПК постановила, что новая ГПВ «будет базироваться на прогнозе угроз национальной безопасности на 30-летний период и военно-технических данных на ближайшие 10 лет»2. Кроме того, тогда же руководством ВПК было принято решение обновить Правила разработки и выполнения ГПВ, поэтому взамен постановления Правительства РФ от 30 августа 2007 г. № 549 «Об утверждении Правил разработки и выполнения государственных программ

вооружения» был издан указ Президента РФ от 2 июля 2013 г. № 599 «О разработке и реализации государственной программы вооружения», которым были утверждены новые, но, подобно прежним, неопубликованные Правила разработки и реализации государственной программы вооружения3. Стремление ВПК опираться на авторитет президента страны в условиях российской вертикали власти и при отсутствии какой-либо законодательной нормы в этой области вполне объяснимо, а кроме того, по причине известной негативной позиции Минобороны России в отношении законопроекта «О государственной программе вооружения»4.

Проект ГПВ на 2016-2025 гг. разрабатывается межведомственной рабочей группой под руководством первого заместителя председателя ВПК И. Харченко, который не скрывает, что организация работ при этом во многом позаимствована из еще советского совершенно секретного положения о ВПК 1987 г.5. В соответствии с утвержденным планом-графиком проект новой ГПВ должен быть представлен на утверждение Президенту РФ в июле 2015 г.; документ по традиции будет состоять из 10 видовых программ Минобороны, одной -для всех остальных силовых ведомств и еще одной - по фундаментальным, поисковым, прикладным и технологическим исследованиям и разработкам6.

1 Бюллетень Счетной палаты. 2013. № 10. С. 88:

http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/2013-10-06-buleten_doc_files-fl-2454.pdf

2 Дмитрий Рогозин провел заседание Военно-промышленной комиссии при Правительстве России. 30 января 2013: http://government.ru/vice_news/264

3 Упоминание см. в: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1255 «О Правилах разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей»: http://government.ru/media/files/41d4b14a9f6650a43347.pdf

4 Законодательное обеспечение государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса в соответствии с целями и задачами реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации (по материалам парламентских слушаний, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

3 июня 2010 г.) // Аналитический вестник. Серия «Оборона и безопасность». 2010. Вып. 17: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4589/16018

5 Деятельность Военно-промышленной комиссии и гособоронзаказ // Эхо Москвы. 2013. 12 августа: http://echo.msk.ru/programs/arsenal/1132844-echo/

6 Программу вооружения до 2025 г. представят президенту РФ через два года // РИА Новости. 2013. 25 июня: http://ria.ru/defense_safety/20130625/945662520.html

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 21 • № 2 • FEBRUARY-MARCH 2014 51

Несмотря на это, уже из первых публичных заявлений руководства ВПК и Минобороны о новой ГПВ стало ясно, что она будет принципиально отличаться от ныне действующей. Так, выступая в начале сентября 2013 г. на совещании по вопросам военного кораблестроения в Крыловском государственном научном центре (Санкт-Петербург), заместитель министра обороны по вооружению Ю. Борисов отметил, что «при разработке следующей военной программы мы хотели бы сделать упор на качество, поскольку объем ее финансирования будет меньше ныне действующей»7 и что будущие технические задания будут направлены на максимальную унификацию, оптимизацию типажа и увеличение календарного срока службы8. Председатель ВПК, вице-премьер Д. Рогозин в конце того же месяца в Нижнем Тагиле указал, что «смысл будущей программы - это создание робототехники самой разной -воздушной,наземной,подводной и прочей. Второе - это создание оружия на новых физических принципах»9.

В ноябре 2013 г. Ю. Борисов добавил к ранее сказанному, что «Министерство обороны намерено с 2015 г. качественно изменить военно-техническую политику в этой области и в рамках предстоящей ГПВ больше работать не над количеством поставляемой современной техники, а над качеством вооружения»10, при этом в Сухопутных войсках номенклатура закупаемых вооружения и военной техники (ВВТ) к 2025 г. будет сокращена на 25%11. Наиболее полно на сегодня приоритеты ГПВ на 2016-2025 гг. определены вице-премьером Д. Рогозиным в его выступлении в Государственной Думе 11 декабря 3013 г. Это: 1) «автоматизированная система управления Вооруженными Силами, автоматизированная система управления полем боя, визуализация поля боя, робототехника»;

2) «сокращение типов вооружений, военной и специальной техники»;

3) «модульность»;

4) «межродовая унификация и создание меж-средных аппаратов»;

5) «электронно-компонентная база»;

6) переход к контрактам полного жизненного цикла12.

Казалось бы, столь детальное видение особенностей очередной ГПВ руководством ВПК позволяет нам уверенно смотреть в будущее, но это не так. Бесспорных решений в предлагаемом перечне приоритетов нет, а, по меньшей мере, первые пять из них давно известны, так как фигурировали в виде целей еще в советских программах вооружения. Ведь именно неуправляемый рост номенклатуры ВВТ и отсутствие их унификации стали одним из основных движущих мотивов перехода к долгосрочному планированию развития вооружения, введенному 45 лет назад в СССР Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 июня 1969 г. № 433-157-69 г. «О дальнейшем улучшении планирования развития вооружения и военной техники»13.

Судя по всему, военно-политическое руководство страны и руководство ВПК считают, что 20 трлн. рублей, выделенных на действующую ГПВ, не только обеспечат достижение ее главной цели в виде обновления парка ВВТ на 70-100% к 2020 г., но и решат внутренние проблемы самой ГПВ. На уже упомянутом совещании по вопросам военного кораблестроения в Санкт-Петербурге 5 сентября 2013 г. замминистра обороны по вооружению Ю. Борисов в качестве причин невыполнения предшествующих ГПВ указал следующие: неправильная оценка прогнозируемых ассигнований, высокий уровень инфляции, низкий уровень авансирования, заниженные цены, принятые при формировании ГПВ, и опере-

7 Морской бой по новым правилам игры // КоммерсантЪ. 2013. 6 сентября: http://www.kommersant.ru/doc/2272302/

8 Там же.

9 Новая госпрограмма вооружений будет основана на робототехнике // Интерфакс. 2013. 25 сентября: http://www.interfax.ru/russia/news/330960

10 МО хочет сделать упор на качестве продукции в рамках ГПВ 2016-2025 гг. // РИА Новости. 2013. 20 ноября: http://ria.ru/defense_safety/20131120/978408039.html

11 Минобороны РФ сокращает номенклатуру вооружений и военной техники Сухопутных войск // Независимая газета. 2013. 21 ноября: http://www.ng.ru/news/450077.html

12 Стенограмма заседания Государственной Думы от 11 декабря 2013 г.: http://transcript.duma.gov.ru/node/3973/

13 Патрушев Н. На сильных не нападают // Военно-промышленный курьер. 2013. 27 марта (№ 12): http://vpk-news.ru/articles/15103

жающий рост стоимости изделий, что «делало госпрограмму неработоспособной уже на следующий год после ее принятия»14.

Непосредственные разработчики всех российских ГПВ в Минобороны к проблемным вопросам ГПВ относят «достижение адекватности объемов планируемых поставок вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в войска задачам парирования угроз военной безопасности государства при одновременном соответствии этих объемов его экономическим возможностям, обеспечение комплектности поставок ВВСТ, а также определение направлений формирования научно-технического задела по вооружению будущего»15.

При этом даже простой на первый взгляд вопрос об определении основного целевого показателя ГПВ - доли современного ВВТ -оказался сложным. Как стало известно, разработчики действующей ГПВ и после ее принятия испытывали серьезные затруднения при расчете указанной доли, настаивая на причислении к числу «устаревших» образцы, поставленные промышленностью в течение прошлых программных периодов16. Неопределенность в этом вопросе была устранена лишь 12 марта 2012 г. благодаря утверждению первым заместителем министра обороны методических материалов, установивших порядок расчета коэффициентов оснащенности, современности и исправности - важнейших показателей раздела 4 паспорта ГПВ на 2011-2020 гг.17.

Признание разработчиками ГПВ серьезных проблем с моделированием18, а точнее -

фактического отсутствия в настоящее время необходимых моделей ставит под сомнение точность прогнозирования спроса со стороны Минобороны. Не менее острая проблема существует и с прогнозированием предложения со стороны оборонно-промышленного комплекса (ОПК) как в части физического объема, так и себестоимости продукции. Известно, что базовые таблицы «затраты-выпуск» за 2011 г. будут официально опубликованы лишь в четвертом квартале 2015 г.19 и, скорее всего, уже не успеют оказать влияния на качество планирования новой ГПВ на 2016-2025 гг.

Понятно, что вследствие этого на неоспоримую точность, и тем более оптимальность, даже действующей ГПВ надеяться не приходится. Своеобразным косвенным признанием ее серьезных дефектов стало нескрываемое беспокойство высшего российского руководства относительно загрузки производственных мощностей ОПК «за горизонтом исполнения госпрограммы вооружения, когда наши основные производственные площадки выполнят возложенные на них задачи в этой сфере к 2020 году»20. Однако спад в ОПК после 2020 г. неизбежен21, так как вследствие особенностей принятых в 2010 г. решений его предприятия неминуемо окажутся невостребованными.

Возможностей Минпромторга России для исправления складывающейся на наших глазах ситуации22 явно недостаточно без корректировок в действующей ГПВ и федеральной целе-

14 Морской бой по новым правилам игры // КоммерсантЪ. 2013. 6 сентября: http://www.kommersant.ru/doc/2272302/

15 Буренок В.М. Направления совершенствования методической базы обоснования проекта новой Государственной программы вооружения // Вооружение и экономика. 2013. № 1(22). С. 3: http://www.viek.ru/vie_13_1.pdf

16 Буравлев А.И., Монин С.А. Методика оценки технического уровня парка вооружения и военной техники в ходе реализации программных мероприятий по ее закупке и ремонту // Вооружение и экономика. 2013. № 1 (22). С. 8: http://www.viek.ru/vie_13_1.pdf

17 Буравлев А.И., Гладышевский В.Л., Пьянков А.А. Методика формирования агрегированного показателя эффективности реализации государственной программы вооружения // Вооружение и экономика. 2013. № 3 (24). С. 6: http://www.viek.ru/vie_13_3.pdf

18 Буренок В.М., Цырендоржиев С.Р. Создание системы моделирования - необходимое условие развития Вооруженных Сил Российской Федерации // Вооружение и экономика. 2013. № 4 (25). С. 4-11: http://www.viek.ru/vie_13_4.pdf

19 Михеева Н. Таблицы «затраты-выпуск«: новые возможности экономического анализа // Вопросы экономики. 2011. № 7. С. 144.

20 Путин В. Вступительное слово на совещании о деятельности Фонда перспективных исследований: Стенограмма. Тула. 20 января 2014: http://kremlin.ru/news/20087; см. также: Послание Президента Федеральному Собранию РФ. М., 12 декабря 2014: http://www.kremlin.ru/news/19825

21 Чечкин Е. Все равно получается автомат Калашникова // Эксперт Урал. 2014. № 3-4: http://expert.ru/ural/2014/04/vse-ravno-poluchaetsya-avtomat-kalashnikova/

22 Минпромторг к июню решит вопрос загрузки заводов после выполнения ГОЗ // РИА Новости. 2014. 9 июня: http://ria.ru/defense_safety/20140109/988351488.html

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 21 • № 2 • FEBRUARY-MARCH 2014 5 3

вой программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» при реализации отложенного было в августе 2013 г. «бюджетного маневра»23. Масштаб возможных сокращений при этом может составить 30-35% в первом случае и до 67% - во втором, если вспомнить не объясненные до сих пор скачки объемов финансирования этих программ к моменту

утверждения относительно тех, что фигурировали при их разработке.

Ну а пока главные риски грядущей ГПВ на 2016-2025 гг. связаны с последствиями секретности июльского указа о ее разработке, свидетельствующего о неспособности российской системы государственного управления учиться на собственных ошибках. А как они будут реа-лизовываться - покажет время. ■

23 Долгосрочной стратегии не хватает времени // КоммерсантЪ. 2014. 28 января: http://www.kommersant.ru/doc/2393696

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.