Научная статья на тему 'Параллели культурного развития Армении и Европы, как пример культурного взаимопроникновения между Востоком и Западом'

Параллели культурного развития Армении и Европы, как пример культурного взаимопроникновения между Востоком и Западом Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мкртумян Л. А.

Находясь между Востоком и Западом, Армения с древнейших времен служила мостом между этими центрами цивилизаций, способствуя культурному взаимообогащению многих обществ и народов. Царство Урарту, впервые политически объединившее Армянское нагорье, имело богатую культуру, которая сыграла исключительную роль не только на последующее развитие культуры Армении, но и оказала определенное влияние на культуру Греции и Этрурии. В эллинистическую эпоху вектор культурного влияния переменил направление. Под влиянием Греции и эллинистических государств Ближнего Востока бурно стали развиваться градостроительство, архитектура, возник синкретический пантеон армянских богов. В культурных центрах античной Армении появились театры, где ставились трагедии греческих авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Параллели культурного развития Армении и Европы, как пример культурного взаимопроникновения между Востоком и Западом»

ПАРАЛЛЕЛИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ АРМЕНИИ И ЕВРОПЫ, КАК ПРИМЕР КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

© Мкртумян Л.А.*

Армянский государственный экономический университет, Республика Армения, г. Ереван

Находясь между Востоком и Западом, Армения с древнейших времен служила мостом между этими центрами цивилизаций, способствуя культурному взаимообогащению многих обществ и народов.

Царство Урарту, впервые политически объединившее Армянское нагорье, имело богатую культуру, которая сыграла исключительную роль не только на последующее развитие культуры Армении, но и оказала определенное влияние на культуру Греции и Этрурии.

В эллинистическую эпоху вектор культурного влияния переменил направление. Под влиянием Греции и эллинистических государств Ближнего Востока бурно стали развиваться градостроительство, архитектура, возник синкретический пантеон армянских богов. В культурных центрах античной Армении появились театры, где ставились трагедии греческих авторов.

Армения своим географическим положением с древнейших времен была не только связующим звеном культурного обмена между Востоком и Западом, но и внесла свою лепту в дело культурного прогресса человечества. Роль Армении в культурном взаимообмене стала ярко проявляться с возникновением Урартского царства, которое впервые объединило всю территорию Армянского нагорья.

Самое древнее государство на территории бывшего СССР-царство Урарту имело развитую экономику и культуру. Армянское нагорье имеет сухой климат, что потребовало от урартских царей построить хорошо развитую ирригационную систему. Примером этому служат около ста каналов, из которых самым известным является «канал Шамирам», проложенным царем Менуа (810-786 гг. до н.э.). Имея протяженность восемьдесят километров, канал проходит по скалистой местности и является сложным техническим сооружением. Он подавал воду в столицу Урарту Тушпу (нынешний город Ван в Турции), до геноцида армян 1915 г. обеспечивал водой 25 сел. Достигнув реки Хошаб, канал проходит через ущелье этой реки по бревенчатому мосту [3, с. 359-360]. Надо отметить, что этот мост является прообразом римских акведуков, самый ранний из которых, «Ак-

* Доцент кафедры Армянской истории и политологии, кандидат исторических наук

ва Апия» протяженностью 16,5 километров, Рим получил в 312 г. до н.э. [8, с. 18-19].

При Русе I (735-713 гг. до н.э.) севернее озера Урмия, в районе города Улху, был проведен канал. В «Луврской таблице» ассирийского царя Сар-гона II этот канал сравнивался с Евфратом. По сведениям этого же источника подземные трубы канала ассирийцы «показали солнцу», то есть разрушили [3, с. 361-362]. Отметим, что такие подземные каналы греки стали строить спустя несколько столетий.

Заметное развитие получило градостроительство. Урартские клинописные тексты донесли до нас сведения о строительстве несколько десятков городов и крепостей. Из этих городов по планировке улиц Тейшебаини (на холме Кармир-блур в Ереване) отличается единой планировкой. Улицы этого города прямые и пересекаются под прямым углом [5, с. 155]. Этот тип градостроительства в Европе стал применяться в V в. до н.э. Известный греческий архитектор Гипподам разработал планировку нескольких греческих городов - Фурий, афинского портового района Пирей. Его планировка предусматривала четыре главные улицы и три поперечные [8, с. 142].

Во время раскопок Тейшебаини был найден жилой дом площадью 2000 кв.м. С фасадной стороны дом имел 4 подъезда и абсолютно идентичные по планировке 4 одиннадцатикомнатные квартиры. Сохранились только фундаменты стен этого здания, поэтому сложно выяснить, было ли оно одноэтажным, или же двухэтажным (что вполне возможно). Во всяком случае, фасад здания со своими отдельными подъездами очень похож на трехэтажный дом, изображенный на найденном в Ване кайме [6, с. 232269]. Нужно отметить, что в Риме многие кварталы были застроены инсу-лами - многоквартирными домами в несколько этажей, предназначенные для сдачи квартир внаём [8, с. 227].

Исключительным урартским культовым строением является храм верховного бога Халди в Мусасире (нынешнее селение Муджаджир в северном Ираке). О внешнем виде этого храма можно получить представление на барельефе дворца Саргона II, где ассирийцы грабят храм.

Мусасирский храм был построен в конце IX начале VIII вв. до н.э. Архитектурный стиль мусасирского храма исключительно интересный. Этот стиль полностью отличается от известных стилей Ассирии, Вавилона и всего Междуречья. Храм был построен на высокой платформе, которая соответствует стилобатам греко-римских храмов. Храм имел двухскатную крышу с высоким фронтоном, который заканчивался акротерием, в виде копья. Фронтон поддерживали шесть колонн. Уже с первого взгляда можно заметить связь мусасирского храма с прототипами древнегреческих классических храмов.

Таким образом, храм в Мусасире открывает неизвестные страницы истории архитектуры Передней Азии, представляя древнейший из типов

храма с колонным ордером. Отметим, что дорический ордер известен с VII-VI вв. до н.э. [4, с. 255-258].

Связи урартского искусства с малоазийским не исчерпываются только мусасирским храмом. Капители ионического ордера имеют урартские декоративные элементы. Так, один из мотивов свойственный ионическому орнаменту из стилизованного венка аканфа, сохранил свой реалистический стиль в искусстве Урарту, но только не в архитектуре, а в металлических изделиях [3, с. 402]. В урартских металлических изделиях особую группу составляют бронзовые ручки котлов, которые в своем большинстве представляют птиц с туловищами бородатых мужчин. Такие же фигуры были найдены в Олимпии [13, с. 783], а в музее Уфици во Флоренции хранится котел, найденный в Витулониуме, который украшен двумя бородатыми фигурами.

С началом эпохи эллинизма направление вектора культурного воздействия переменилось.

Находясь относительно близко от Греции, особенно от Ионии, имея непосредственные контакты с эллинистическими государствами Ближнего Востока, Армения в III-I вв. до н.э. явилась одним из очагов эллинистической цивилизации. Эта цивилизация наглядно проявлялась в градостроительстве, религиозном культе и в искусстве.

Развитие городов античной Армении и самобытной городской цивилизации тесно связано с торговлей и большим товарооборотом с эллинистическими государствами Ближнего Востока, Причерноморья и Греции.

С III в. до н.э. до первых веков нашей эры Армения имела более 10 больших и малых городов. Важными городами Армении были Арташат (основанный в начале II в. до н.э.), Тигранакерт (80 г. до н.э.), Вагаршапат (основанный в начале II в. н.э.). Эти города были заселены с применением синойкизма (греч. sinoikismos - совместное проживание). Этот вид заселения городов был распространен во всем эллинистическом мире: ново-основанному городу уступали часть населения другие города добровольно или принудительно. Большой процент населения столицы Тиграна II -Тигранакерта составляли переселенные иностранцы [7, с. 42].

Города были центрами армянского эллинизма. Здесь среди знати господствовала эллинистическая культура. Города имели театры, где ставились трагедии греческих авторов. Известно, что 53 году до н.э. в театре Арташата ставилась трагедия Еврипида «Вакханки». Царь Артавазд II (5534 гг. до н.э.) сам был автором трагедий [14, Crass, 33]. Плутарх пишет, что Тигран II (95-55 гг. до н.э.) построил в Тигранакерте здание театра и пригласил многих греческих артистов [14, Lucull., 29].

В городской застройке большое значение имели языческие храмы, где были поставлены статуи местных и привезенных из эллинистических стран богов. Одним из выражений развития эллинистической культуры

стало сопоставление богов армянского пантеона с греческим. Так Арамазд был отождествлен с Зевсом, Анаит с Артемидой, Михр с Гефестом, Ваагн с Гераклом, Нане с Афиной.

У историка Vв. Моисея Хоренского сохранились прямые указания на то, что царь Арташес во время своих походов на Запад привез оттуда многочисленные статуи богов, которые распределил по армянским храмам [11]. Захват богов побежденных народов (надо отметить, что сведения Хоренского относятся, по существу, к первому веку до н.э., т.е. к эпохе Тиграна II) имеет, естественно, политический смысл. Но нас больше интересует не эта сторона вопроса, а другая - культурно-историческая. Важно, что Хоренский указывает, какие именно статуи и откуда именно они были вывезены. Так, из Малой Азии были привезены статуи Аполлона, Артемиды и Геракла, из Эллады- статуи Зевса, Афины, Гефеста, Афродиты.

Какие это были произведения, покажут будущие раскопки древнеар-мянских святилищ и городов. Небезынтересно, что Моисей Хоренский сохранил даже имена скульпторов, изготовивших одну из привезенных статуй. Он называет имена Скиллы и Дипина Критского, статуя Геракла которых, по сообщению Хоренского, была захвачена в Малой Азии и установлена в Аштишате (Западная Армения). Известно, что в Греции действительно существовали скульпторы Скилл и Дипин, жившие в 600г. до н.э. на острове Крит [11; 12, с. 1160]. Есть также сведения о многочисленных их работах, среди которых упоминается и статуя Геракла в Тиринфе.

Нельзя сомневаться в том, что первоклассным вещественным доказательством сведений Хоренского является замечательная находка из района Саталлы (Северо-Западная Армения), ставшая достоянием Британского музея. Это женская голова из бронзы, изображающая греческую богиню. Вместе с головой была найдена и ее рука, держащая часть одежды. Большинство исследователей считает что это голова принадлежала статуе Афродиты, относящейся к кругу работ Праксителя, в частности к Афродите Книдской [15, с. 3, табл. 44].

Другую мраморную статую, найденную в Арташате, тоже следует считать привезенной. Тончайший хитон не скрывает наготу женской фигуры, а гиматий, обволакивая бедра фигуры пышными складками, ниспадает вниз к пьедесталу. Легкий наклон верхней части фигуры влево, приподнятая вверх правая рука, слегка согнутая правая нога и линии складок придают фигуре динамичность и грациозность. Судя по художественным и стилистическим особенностям, арташатская мраморная статуя является произведением позднеэллинистического времени и может быть датирована концом П-началом I вв. до н.э. Две похожие скульптуры были найдены на острове Родос и хранятся в Британском музее [2, с. 24-25, табл.11].

Об архитектурных особенностях храмов, где стояли эти статуи, можно судить по храму в Гарни. Этот греко-римский периптер, построенный

во второй половине I в. н.э., находится на высоком стилобате. Небольших размеров целла окружена колоннами ионического ордера. Капитель ордера украшен рельефными иониками и пышными волютами. Архитрав орнаментирован бусами и жгутом. Фриз имеет изогнутый профиль и украшен непрерывно вьющейся веткой, образующей спиральные завитки с листьями аканта. По верху плиты, составляющей карниз, идет широкая полоса с пальметками и львиными головами. Замыкает снизу эту полосу узкий пояс из чередующих «жемчугов». Пилоны по сторонам лестницы украшены рельефами с изображениями нагой мужской фигуры типа атланта, опустившегося на одно колено и придерживающего обеими поднятыми руками какую-то тяжесть [10, с. 43-51].

В 50 м. от храма была раскопана античная баня, строительство которой исследователи датируют второй половиной II-началом III в. н.э. Баня имеет плановое сходство с античными банями в Дура-Европосе, Олимпии и Каперсбурге (Германия) [9, с. 169].

Как и другие античные бани, баня в Гарни состояла из нескольких отделений, раздевалки (apodyterium), отделения для мытья холодной водой (frigidarium), теплой водой (tepidarium) и горячей водой (caldarium). Отапливалась с помощью гипокауста: горячий воздух, образующийся в топке, пропускался через систему отверстий под полом [9, с. 169].

Прекрасным образцом изобразительного искусства древней Армении является мозаичный пол раздевалки. В соответствии со своим назначением изображения на полу имеют морской сюжет. В середине, в четырехугольной раме представлены головы мужчины с греческой надписью «Океан» и женщины с надписью «Море». Поверх голов греческая же надпись, гласящая: «Поработали, ничего не получая». Вдоль внешних сторон центрального квадрата, а также вдоль внутренних сторон внешнего квадратного обрамления мозаики изображены различные божества, преимущественно морские, (с соответствующими греческими надписями) и рыбы. Мозаика составлена из 15 видов местного камня. Эта мозаика выявляет тесную стилистическую связь с соответствующими произведениями позднеэллинистического искусства [1, с. 151-152].

Развитие армянской эллинистической культуры ознаменовалось судьбоносным сдвигом: постепенно удаляясь из сферы восточной цивилизации, оно вошло в колею культуры средиземноморских стран.

Список литературы:

1. Аракелян Б. Мозаика из Гарни // Вестник древней истории. - 1956. - № 4.

2. Аракелян Б. Древний Арташат. - Ереван: АН Арм. ССР, 1975 (на арм. яз.).

3. История армянского народа: т. 1. - Ереван, АН Арм. ССР, 1971 (на арм. яз.).

4. Леман-Хаупт К.Ф., Вступительная лекция по истории и культуре халдов // Труды Тбилисского государственного университета. - 1938. - VI.

5. Мартиросян А.А. Город Тейшебаини. - Ереван: АН Арм. ССР, 1961.

6. Мартиросян А.А. Армения в эпоху бронзы и раннего железа. - Ереван: АН Арм. ССР, 1964.

7. Плиний Старший. Естествознание: Об искусстве / Пер. Г.А. Таро-няна. - М.: Ладомир, 1994. - (Серия «Античная классика»).

8. Саркисян Г. Тигранакерт. Из истории древнеармянских городских общин. - М.: Наука, 1960.

9. Словарь античности. - М.: Прогресс, 1989.

10. Тирацян Г. Культура древней Армении VI в. до н.э. - III в. н.э. -Ереван: АН Арм. ССР, 1988.

11. Хоренски Моисей. История Армении: кн. II, гл XII. - Ереван: Ай-петрат, 1961 (на арм. яз.).

12. Furtwanger A. Die Bronzen und die übrigen kleineren Funde von Olimpia. - Berlin, 1890.

13. Plutarchi Vitae parallelae, recogn. Cl. Lindscog et K. Ziegler, iterum recens. K. Ziegler, Lipsiae, 1957-1973. V. I-III.

14. Rayet O. Monuments de l'art antique, éditions Nathan, v. 11. - Paris, 1884.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.