Научная статья на тему 'Параллели и общие сюжеты в культуре народов Дагестана'

Параллели и общие сюжеты в культуре народов Дагестана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / MATERIAL AND MORAL CULTURE / ЦЕННОСТИ / VALUES / РЕМЕСЛА / БАШЕННАЯ КУЛЬТУРА / CULTURE OF DAGESTAN'S TOWERS / ГОРЦЫ / НАРОДЫ ДАГЕСТАНА / DAGESTAN PEOPLE / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / ОБЫЧАИ / CUSTOMS / ЗАКЛИНАНИЯ / SPELLS / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / TECHNICAL SKILLS / MOUNTAIN DWELLER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Магомед Раджабович

В статье прослеживаются сформировавшиеся в древности и средневековье общие мотивы и сюжеты в материальной и духовной культуре народов Дагестана, которые продолжают проявляться в современности и лежат в основе интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parallels and Common Topics in Culture of Dagestan People

The article investigates developed in ancient times and Middle Ages common motives and topics in material and moral culture of Dagestan people which continue to appear in the present times and are the base of integration processes.

Текст научной работы на тему «Параллели и общие сюжеты в культуре народов Дагестана»

news/kruglyj _stol_posvj ashhennyj _cherkesskomu_vo -prosu_proshel_v_rostove_na_donu/2011-10-11-19. 14. См., напр.: Сыромятников Д. Война как средство конструирования нации // Информационное агентство РОСБАЛТ. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.rosbalt.ru/main/2008/05/23/486662.html; Ильинин И. "Черкесский холокост" или "проект Тибет-2". Ч. 4. // Агентство политических новостей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.apn. ru/publications/article20815.htm.

Статья выполнена в рамках ФЦИ "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2012 годы, проект № 14. 740. 12. 1348.

12 ноября 2011 г.

УДК 008.001

ПАРАЛЛЕЛИ И ОБЩИЕ СЮЖЕТЫ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

М.Р. Гасанов

В результате многовековых и многогранных связей дагестанских горцев с народами Кавказа в материальной и духовной культуре народов края сложилось много общего, помимо специфического.

К проблеме истоков общедагестанской культурной идентичности обращались многие авторы: В.Г. Гаджиев, С.Ш. Гаджиева, Р.М. Магомедов, М.Б. Мустафаев и др. В парадигмах различных наук (истории, этнографии, культурологии, исламоведения и др.) им удалось собрать значительный фактический материал, сделать важные выводы, но данная проблема остается неисчерпаемой. Цель статьи - обратить внимание на истоки общих черт, сюжетов, параллелей в материальной и духовной культуре народов Дагестана.

Соседство народов, естественно, является важным условием их культурной и прочей близости. Отмечая это, В.И. Абаев писал: "То, что мы называем культурным влиянием, представляет всеобщее и важнейшее явление истории. Вряд ли когда-либо был случай мало-мальски продолжительного соседства двух народов, который не сопровождался бы взаимным культурным воздействием и обменом культурными ценностями. Как две сообщающиеся жидкости не могут не смешаться хоть немного, так два соседствующих народа не могут не влиять друг на друга культурно" [1, с. 7].

Гасанов Магомед Раджабович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестана Дагестанского государственного педагогического университета, 367003, г. Махачкала, ул. Казбекова, 159, e-mail: dgpudf@mail.ru.

О культурных связях народов Кавказа говорят лексический материал, сходство сюжетов, народных сказаний, одинаковые черты в быте, нравах и обычаях. Все это подчеркивает справедливость вывода В.И. Абаева, отмечавшего, что "при все непроницаемом разноязычии на Кавказе складывался единый в существенных чертах культурный мир" [1, с. 8].

Культурное влияние - не односторонний, а двусторонний процесс, т.е. независимо от уровня развития народы взаимодействуют друг с другом: один народ, оказывая культурное влияние на другой, в то же время и сам обогащается за счет него. Безусловно, сила и характер влияния зависят от уровня развития народа, вовлеченного в систему культурных взаимоотношений. Однако в любом случае культурные связи подразумевают не активное или пассивное "партнерство", а творческие отношения, тесный культурный обмен, в результате которого обе стороны обогащаются культурными достижениями и навыками.

Главное - понять, что разные части человечества, при всех своих распрях, в области культуры всегда были в общении друг с другом.

Взаимное влияние и взаимное проникновение культур народов Кавказа на протяжении веков способствовало взаимообогащению, из чего складывалась уникальная мозаика кавказской цивилизации. "Народности Кав-

Gasanov Magomed Radjabovich - Doctor of History, professor, head of the Department of Dagestan History at the Dagestan State Pedagogical University, 159, Kazbekova Street, Makhachkala, 367003, e-mail: dgpudf@mail.ru.

каза, его аборигены, - писал А. Миллер, -представляют собой, в конечном счете, единую семью, включая в нее даже армян, даже курдов, осетин, а также и горных турок. Это мы можем утверждать в пределах фактов культуры местной и материальной, нужно сказать, с весьма длительной ее историей" [2].

Касаясь единства материальной культуры кавказских народов, Э. Реклю отмечал: "Массиву гор, единому по своему образованию, соответствует население, единое по своему происхождению, по своим нравам и своей истории" [3].

Общность в материальной и духовной культуре народов Кавказа проявляется во многих явлениях их культуры, что ставит перед необходимостью рассмотреть эти явления в тесной связи друг с другом.

По мнению В.И. Абаева, общие этнографические черты можно обнаружить у всех горских племен Кавказа: они вытекают из общности природных условий, хозяйства, социального и культурного развития.

Для примера можно назвать такие самобытные элементы материальной культуры, как эндемичные хлебные злаки, пахотные орудия, оружие, златокузнечество, конный спорт, винные кувшины, кавказская черкеска и др. Это черты народной культуры, его эмпирические знания, трудовой опыт и производственные навыки.

О единстве культуры и быта народов Кавказа акад. Г.С. Читая писал: "На всем протяжении Среднего Кавказа расположились горские племена: черкесы, кабардинцы, осетины, андо-дидойцы, абхазцы, сваны, чеченцы, ингуши, мохевцы, мтиульцы, хевсуры, пшавы, тушины и др.

Несмотря на племенные различия этих горцев их культура во многом моногенна и характеризуется рядом общих существенно важных элементов" [4, с. 23].

По мнению многих исследователей (Р.И. Ахриев, Г.Г. Гамзатов, В.Е. Давидович), духовная и материальная культура народов многоязычного Кавказа уникальна. При всем своеобразии отдельных национальных культур, в целом они обнаруживают несомненную общность. С одной стороны, - это результат генеалогических связей одних этносов а, с другой - следствие многовековых контактов как родственных, так и неродственных народов края. Многонациональный Кавказ не знал межэтнических войн. Одной из основных ценностей горской цивилизации является кавказский тип личности, в идеале воплощающий в себе свободолюбие, чувство собственного достоин-

ства, умение владеть собой, сохранять оптимистический взгляд на жизнь при всех испытаниях.

Много общего в пословицах дагестанских горцев с пословицами народов Кавказа. Это объясняется экономическими и культурными связями народов края.

У народов Дагестана, как и у многих народов Кавказа, бытовали песни, повествующие о герое, оставленном в ущелье: аварская - "Али, оставленный в ущелье"; даргинская - "Султан-Ахмед младший"; лакская "Галбарц Али"; карачаево-балкарская -"Бийнегер", или "Борган"; абхазская - "Поэма о Хамыце"; осетинская - "Песня о Гуймане -сыне Уахатага" и многочисленные грузинские памятники.

Большое сходство имели суеверия дагестанских народов с суевериями чеченцев, ингушей, сванов, карачаевцев, абхазов, черкесов и других народов.

В дагестанском и северокавказском фольклоре распространенными заклинаниями являются заклинания-просьбы и заклинания-жертвоприношения. Они выражали требование, пожелание или просьбу, были обращены к кому-либо или чему-либо.

Заклинания-просьбы связаны с весенними и осенними полевыми работами: с обрядом первой борозды, сбора урожая, вызова солнца и др. Они обращены непосредственно не к объекту воздействия, а к посреднику - сверхъестественному существу и в целом преследовали одну цель - воздействовать на природу через посредника. В основном при сопровождении обряда вызывания дождя у дагестанцев и северокавказских народов используются заклинания - просьбы. Погребения, обнаруженные у чеченских сел, в основном повторяют тот обряд захоронения в Дагестане, который описан отдельными авторами.

У всех народов Кавказа был распространен культ священных деревьев. Существовали различные виды пиров - надмогильные памятники и прочие архитектурные сооружения, "священные рощи и деревья, родники, источники, камни и горы". На ветви деревьев завязывали разноцветные тряпочки. Почитание священных родников также встречается повсеместно и связано с общераспространенным среди всех кавказских народов культом воды. Проработка этнографического и фольклорного материалов показала распространенность идеи молочного родства у кавказских народов в древности и в средневековую эпоху.

У народов исторически и этнически близких групп - вайнахов (чеченцы и ин-

гуши), адыгов (кабардинцы, черкесы, адыги и др.), дагестанских народов (авары, даргины, лаки, лезгины, табасараны и др.), у тюркской группы народов (кумыки, ногаи, балкары, карачаи) наблюдается общность в семейно-бытовых обрядах и поэзии.

Параллели в жанрах свадебной и похоронной обрядовой поэзии (венчальные, прощальные, шуточные песни, песни-наставления, благопожелания, тосты, похоронные плачи и др.) вытекают из относительной однородности общественно-политических, экономических и других условий, типологически приближающих их друг к другу.

Прямые совпадения в ряде произведений вызваны генетическим единством всех кавказских народов, заимствованиями, обусловленными контактными связями, культурно-историческими влияниями, однотипными эстетическими и этническими идеалами, одинаковым художественным мышлением народов края.

Многочисленные факты указывают на близость богоборческо- прометеевских мотивов кавказских народов. Мотив богоборчества стал общим для народов Кавказа в силу их духовной родственности, порожденной как сходными условиями материальной жизни (многовековой борьбы с суровой горной природой Кавказа, иноземными завоевателями), так и длительным общением, а в известной мере и столкновениями разных религиозных догм.

На связи народов Кавказа указывают мотивы добывания огня, первых семян, орудий труда, так как они одинаково почитаемы и христианами и мусульманами.

В выявлении общих сюжетов в культуре народов Дагестана и отдельных народов Кавказа большой интерес представляют археологические данные.

В археологических материалах из ингушских подземных и полуподземных склепов XII - XIV вв. прослеживается общность черт материальной культуры, присущая широкой территории всего Северного Кавказа и Закавказья. Сходные черты устанавливаются по глиняной красноватой посуде с линейным и волнистым орнаментом, металлическим серьгам, височным подвескам и другим украшениям. Наблюдаемые явления объясняются существовавшим общением, экономическими связями предков ингушей с соседними народами.

Почти универсальное распространение на Кавказе имели также некоторые

виды отопительных систем, открытый очаг или углубленная в землю конусообразная печь-тондир, настенные висячие полки, глиняные лежанки и т.д.

На культурные связи народов Дагестана с народами Северного Кавказа и Закавказья указывают типы жилища, распространение которых выходит далеко за границы отдельных политических и географических регионов и этнических общностей. Например, весьма характерные для Кавказа дома-крепости, имеющие почти повсеместное распространение в крае, составляют, по существу, один тип жилища. Дома-крепости встречаются в Дагестане, в горной Грузии (у хевсур, мти-улов, мохевцев, сванов, рачинцев), в Чечне, Ингушетии, Северной и Южной Осетии и т.д.

Сопоставление материалов Дагестана с данными из быта других народов Северного Кавказа выявило ряд общих черт как в области типов жилых, хозяйственных и оборонительных сооружений, так и в сфере социальной организации.

Изучая вопросы зодчества народов Северного Кавказа, следует говорить об архитектуре горских народов Центрального и Северо-Восточного Кавказа как о едином историко-художественном явлении, которое необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии.

Социально-экономические условия способствовали формированию у многих народов Кавказа жилых комплексов, в которых органически сочетались жилые, оборонительные и хозяйственные постройки, обнесенные каменной оградой. Фортификационное искусство северокавказских горцев, генетически связанное с практикой жилищного строительства, воплотило в себе все лучшие достижения народного зодчества. Оно представлено множеством оборонительных памятников, сосредоточенных в Северной и Южной Осетии, Чечне и Ингушетии, Балкарии и Карачае, Дагестане и сопредельных с Северным Кавказом районах горной Грузии. Часть из них была возведена еще в раннем средневековье.

Культурные центры Дагестана оказали влияние на зодчество Ингушетии, Чечни и Северной Осетии. Минареты горной Чечни создавались под сильным воздействием строительных традиций соседнего Дагестана. На средневековых памятниках Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии часто встречаются изображения креста.

В V-X вв. оформляются основные типы монументальной архитектуры северокавказских горцев (в виде погребальных сооружений), получившие блестящее развитие в последующую эпоху позднего средневековья (каменные жилища, многоэтажные башни и склепы). Непосредственным подтверждением того, что горы Кавказа были покрыты в эпоху средневековья множеством культовых построек, языческих святилищ в частности, служит значительное количество выявленных в различные периоды культовых памятников. Датировать большинство культовых сооружений регионов Кавказа весьма сложно, поскольку в целом они не дают достаточного археологического и другого материала для датировки.

К сожалению, ученые, изучавшие аланскую культуру, недостаточно обращали внимание на связи алан с другими народами Северного Кавказа, сосредоточив главное внимание на алано-осетинских связях.

В материалах могильников Ичкерии V-XII вв. присутствует целый ряд, комплекс черт, роднящих их с синхронными памятниками Аварии западных и центральных районов Дагестана. Сходство, порой полное тождество, имеет место в погребальном обряде, керамике, типах височных подвесок и серег, браслетах, деталях украшения головных уборов, оружия и т.д.

Близость ряда ичкерских памятников центрально- и западнодагестанским, по мнению исследователей, является не только результатом активных контактов и связей двух соседних областей в эпоху раннего средневековья, но и принадлежностью их единым археологическим культурам более ранних эпох.

Исследователи указывают на сходство башенных домов чеченцев, ингушей и дагестанских горцев с хевсурскими. B.C. Уарзиати указывает на "функционально-типологическое единство в рамках башенной культуры Кавказа" [5]. "Башенная культура Кавказа, - пишут А.И. Робакидзе и ГГ. Гегеч-кори, - несмотря на локальные модификации представляется определенным целым, в создании которого принимали участие все народы Кавказа" [6, с. 6].

Архитектура Ингушетии, эпиграфические памятники, орнаментика, ряд отдельных весьма важных находок в ней не местного происхождения, многочисленные древние мотивы ингушских мифов, соприкасающихся с мировыми мифами, и тому подобные факты свидетельствуют о длительных и широких

связях Ингушетии с соседними и более отдаленными народами.

Из кавказских этнографических параллелей вне Дагестана дагестанскую петрогра-фику (а также и дагестанскую резьбу по дереву) исследователи сопоставляют с резным деревом осетин.

Судя по имеющимся материалам, одним из распространенных типов одежды на Северном Кавказе в Х-Х11 вв. был кафтан с высоким стоячим воротником и застежкой посредине. По всем данным, на Северном Кавказе зарождаются основные типы частей современного горского костюма, позднее ставшего общекавказским: папаха, черкеска, бешмет, ноговицы и пояс, украшенный богатым набором бляшек из цветных металлов.

Торговцы на Кавказе выступали своеобразными распространителями фольклорных сюжетов - изобразительных и словесных.

Вместе с торговцами в путешествия отправлялись и народные сказители. Обмен духовными ценностями, достижениями в области культуры наряду с материальным обменом происходил на многолюдных базарах, являвшихся средоточием общественной жизни и человеческого общения. В Закавказье и на Северном Кавказе было немало крупных городов и селений, где организовывались такие базары. Здесь обменивались новостями, соревновались певцы, выступали канатоходцы, состязались острословы и т.д.

В общении горцев Кавказа важное значение имел обычай гостеприимства. Существовали как общие для всех горцев, так и присущие только отдельным народам обряды гостеприимства. У некоторых народов Дагестана и Северного Кавказа гостеприимство было настолько свято, что даже, если приходил в дом кровный враг, хозяин встречал его и провожал по всем канонам гостеприимства, и в это время его жизни ничего не угрожало.

О гостеприимстве азербайджанского народа упоминается в эпосе "Деде-Корку т". Об обычае гостеприимства в Азербайджане имеются сведения в произведениях Низами "Искандернаме", "Хосров и Ширин". Горцы были очень внимательными, заботливыми и вежливыми по отношению к гостям.

На Кавказе сложились общие для всех народов края известные центры культуры, в которых были сосредоточены ученые, поэты, сыгравшие важную роль в развитии духовной культуры.

Такими центрами были Дербент, Верхний Джулад (Дедяков), Маджар, Магас, Сарай и др.

Вначале Дербент, а затем в целом Дагестан стали базой арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе. Дагестанцы служили кадиями, учителями мактабов и медресе в различных регионах Северного Кавказа, в соседних районах Азербайджана и других странах. Дагестан снабжал весь Восточный Кавказ знатоками арабского языка, чтецами, муллами, кадиями.

Как сообщают арабские авторы, в 1333 -1334 гг. в столице Золотой Орды Сарае находились асские и черкесские кварталы. Здесь же он встретил правоведа Садреддина Сулеймана ал-Лекзи, нисба которого свидетельствует о его дагестанском происхождении. Судя по высокой оценке Ибн Баттуты, ал-Лекзи заслужил в столице Орды признание и авторитет. Среди археологических находок на территории Сарая встречаются и характерные дагестанские бронзовые светильники - признак либо торговых связей Сарая с Дагестаном, либо проживания там мастеров-дагестанцев [7].

В развитии культурных связей народов Дагестана с народами Закавказья и Северного Кавказа огромной была роль арабской культуры, принявшей эстафету передачи знаний человечества, накопленных цивилизациями многих народов в предыдущие тысячелетия. Арабская письменность и культура проникли в Закавказье, Северный Кавказ, Восточную Европу (Булгарское царство в Поволжье); из-

делия арабских мастеров и денежная система (золотой динар и серебряный дирхем) объединили цивилизованный мир, в том числе и многие народы Кавказа.

Таким образом, единство народов Дагестана - это не только результат развития последних двух столетий, конструирования дагестанской общности в советский период, корни этих процессов лежат в глубине веков, закреплены в ментальности всех народов Дагестана.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 604 с.

2. Миллер А. Древние формы в материальной культуре современного населения Дагестана. 1927. Т. 4. Вып. 1. С. 12.

3. Реклю Э. Человек и земля // Материалы по этнографии: В 6 т. Т. 1. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1906. 558 с. С. 101.

4. Читая Г.С. Этнографические параллели // Сообщения Грузинского филиала АЛСССР. 1940. Т. 1. № 4. Тбилиси. С. 21-34.

5. Уарзиати В.С. Культура осетин: связи с народами Кавказа. Орджоникидзе: "ИР", 1990. 189 с. С. 174.

6. Рабакидзе А.И. Гегечкори Г.Г. Поселения и жилища горной Осетии // Кавказский этнографический сборник. Т. 5. Вып. 1. Тбилиси. 1975. С. 5-19.

7. Ибрагимов Н. Ибн-Баттута и его "Путешествие по Золотой Орде и Средней Азии". М.: Наука, 1988. 128 с. С. 73.

21 мая 2012 г.

УДК 902.01

ПОДВЕСКИ-АМУЛЕТЫ, ИЗОБРАЖАЮЩИЕ ЖИВОТНЫХ С ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА АЛБАНО-САРМАТСКОГО ВРЕМЕНИ

М.А. Бакушев

Среди известных амулетов албано-сарматского времени на Северо-Восточном Кавказе значительный процент занимают подвески-амулеты, изображающие наиболее почитаемых животных или тех, которые могли своим видом воздействовать на жизнь

Бакушев Марат Артурович - кандидат исторических наук, заместитель директора по науке ООО "Археологическое общество Кубани", 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 42/1/2, оф. 12, e-mail: bakart@mail.ru, т. 8(863)2190810.

и окружающую действительность, изменить их, воспрепятствовать негативному внешнему воздействию. На сегодняшний день подвесок-амулетов, изображающих животных, известно более пятидесяти и происходят они практически со всей территории Северо-Восточного Кавказа, исключая лишь

Marat Bakushev - Ph.D. of History, the Deputy Director of LC "Archaeological society of Kuban", 42/1/2, Sovietskaya Street, Rostov-on-Don, 344019, e-mail: bakart@ mail.ru, ph. +7(863)2190810.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.