Научная статья на тему 'Параллели философии языка в различных философских течениях'

Параллели философии языка в различных философских течениях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА / НЕОПОЗИТИВИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ДЗЕН-БУДДИЗМ / PHILOSOPHY OF LANGUAGE / NEOPOSITIVISM / POSTMODERNISM / ZEN BUDDHISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балжик Александра Михайловна

Статья содержит обзор проблемы философии языка в различных философских течениях, а также проводятся параллели между различными философскими течениями, в частности неопозитивизмом, постмодернизмом и дзен-буддистской философией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parallels of the Philosophy of Language in Various Philosophical Schools

In the article the author provides an overview of the problem of the philosophy of language in different philosophical schools, as well as parallels among the various philosophical schools, such as neopositivism, postmodernism and Zen Buddhism are drawn.

Текст научной работы на тему «Параллели философии языка в различных философских течениях»

Балжик А.М. Параллели философии языка в различных философских течениях // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - Спецвыпуск №5. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00529.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 81:1

Балжик Александра Михайловна

Студентка

ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск am.balzhik1715@omgau.org

Параллели философии языка в различных философских течениях

Аннотация: Статья содержит обзор проблемы философии языка в различных философских течениях, а также проводятся параллели между различными философскими течениями, в частности неопозитивизмом, постмодернизмом и дзен-буддистской философией.

Ключевые слова: философия языка, неопозитивизм, постмодернизм, дзен-буддизм.

Согласно наиболее распространенному определению, язык - это сложная знаковая система, созданная искусственным или естественным путем и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Так как далее речь пойдет скорее о естественном языке, необходимо дать уточнение этого понятия, как языка, используемого для общения людей и не созданного целенаправленно [1].

В процессе развития философии было сформировано несколько позиций относительно феномена языка. По мнению Э. Кассирера, язык стоит на одной позиции с мифом, искусством и познанием в целом и является важнейшей формой «самопостижения духа» [2]. Существует и прямо противоположный взгляд на язык, как на жесткий ограничитель мышления, «тюрьму разума». Этот подход взял свое начало в трудах немецких философов, а своего пика достиг в трудах Ф. Ницше, а также в «лингвистической критике» Л. Витгенштейна, считавшего философию борьбой с языковым ограничением разума и его «затуманиванием» ложными понятиями [3]. Неопозитивисты же заходят дальше и возводят в идеал создание языка, который будет логически совершенным, иначе говоря, языка, который «прямо достает до реальности» (Б. Рассел) [3].

Интересна в данном отношении позиция философов-постмодернистов. С одной стороны, можно сказать, что они приняли утверждение о том, что вся реальность мыслится как текст или дискурс - понятие, рассматривающееся в философии постмодернизма как «рассуждение в языковой сфере». С другой стороны, последователи этого течения утверждают, что понимание текстов возможно только в сцепке с культурой исторической эпохи [4]. Следовательно, язык является структурой непостоянной, не имеющей возможности быть истиной или наполняться постоянным, неизменным содержанием. Таким образом, данное философское течение встает в оппозицию к власти языка как определителя мышления человека. Интересна также мысль постмодернистов о том, что текст является своеобразным «убийством автора», так как он подчиняет его себе, делая автора не более чем носителем языка. Центральной фигурой связки «автор - текст - читатель» здесь выступает читатель, создающий новую интерпретацию текста при каждом прочтении. Можно сказать,

что лишь прочтение читателя наполняет текст, а за ним и язык, смыслами, уникальными настолько, насколько уникален образ мыслей читателя.

Отсюда можно прийти еще к одному интересному пониманию явления языка: подходу, разработанному таким течением, как дзен-буддизм. Согласно дзен-буддистскому пониманию, язык - опасная вещь, обоюдоострый меч, способный поразить и своего хозяина [5]. Также здесь можно провести и параллель с неопозитивистами, считающими язык непреодолимыми стенами для разума.

Итак, почему же язык является опасным оружием, а также непреодолимым барьером по мнению дзен-буддистов? Наверное, стоит начать с понимания ими идеального человека. Человек должен быть не более, чем зеркалом, отражающим, но не воспринимающим окружающую действительность. Достигнуть этого состояния, не откинув языковые интерпретации реальности, не представляется возможным, так как восприятие порождает размышление, а размышление по умолчанию облечено в языковую форму. В данном контексте интерес представляет также мысль о том, что облекая в языковую форму какое-либо переживание, индивид автоматически придает ему обобщенную, идеализированную форму, неспособную передать истину. Одним из центральных высказываний последователей этой философии можно назвать обозначение языка, как «очень плохого средства для выражения глубочайших истин» [5]. Давая имя какому-либо предмету, рано или поздно человек приходит к мысли о том, что имя и есть сам предмет, и попадает в ситуацию принятия языка за реальность. Глубочайшие же истины неспособны уместиться ни в рамки логики, ни в рамки языковой интерпретации.

Итак, исходя из вышесказанного, можно совершенно точно сказать, что человечество обратилось к проблеме языка очень давно и до сих пор не продвинулось далеко в понимании этого феномена. Интересны параллели достаточно древнего философского течения и весьма современных философских направлений. Возможно ли, что вопросы, затронутые данными течениями, не разрешимы именно потому, что ограничены языком, интерпретацией текста читателем, подменой реальности именем? Вероятно, ответ и на этот вопрос не достижим для нашего разума.

Ссылки на источники:

1. Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. - М.: Академия, 2004. -

432 с.

2. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 1. Язык. - М.; СПб.: Университетская книга, 2001. - 271 с.

3. Язык и философия [Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/YAZIK_I_FILOSOFIYA.html?page= 0,2 [дата обращения: 22.03.2018].

4. Зарубина Т.А. Философский дискурс французского постмодерна: модель нелинейной онтологии: автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.01. - Екатеринбург, 2005. - 24 с.

5. Дзэн-Буддизм. Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма. Кацуки С. Практика Дзэн./ Пер. с англ. - Бишкек: МП «Одиссей», 1993. - 672 с.

Alexandra Balzhick

Student

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Parallels of the Philosophy of Language in Various Philosophical Schools

Abstract: in the article the author provides an overview of the problem of the philosophy of language in different philosophical schools, as well as parallels among the various philosophical schools, such as neopositivism, postmodernism and Zen Buddhism are drawn.

Keywords: philosophy of language, neopositivism, postmodernism, Zen Buddhism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.