Научная статья на тему 'ПАРАДОКСЫ ТОНИЧЕСКОГО ТРЕЗВУЧИЯ'

ПАРАДОКСЫ ТОНИЧЕСКОГО ТРЕЗВУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ / АККОРД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цендровский Владимир Михайлович

В статье представлены музыкально-теоретические проблемы функциональной и фонической стороны трезвучия. Автор рассматривает тоническое трезвучие как богатый источник ладовых тяготений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Цендровский Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADOXES OF A TONIC TRIAD

Musical and theoretical problems of functional and phonic aspects of a triad are represented in the article. The author considers a triad as a rich source of tonal inclinations.

Текст научной работы на тему «ПАРАДОКСЫ ТОНИЧЕСКОГО ТРЕЗВУЧИЯ»

© Цендровский В. М., 2012

ПАРАДОКСЫ ТОНИЧЕСКОГО ТРЕЗВУЧИЯ

В статье представлены музыкально-теоретические проблемы функциональной и фонической стороны трезвучия. Автор рассматривает тоническое трезвучие как богатый источник ладовых тяготений.

Ключевые слова: тоническое трезвучие; ладофункциональные отношения; фонизм; лад; аккорд

Принято считать в тоническом трезвучии мажора и минора все звуки функционально устойчивыми, хотя и в разной степени (главенство принадлежит основному тону). Логика понятна: структурно-консонантное единство гармонического комплекса объединяет звуки и в ладофункциональном отношении.

Но устойчивы ли на самом деле, хотя бы и с уточнением «относительно устойчивые», терцовый и квинтовый тоны тонического трезвучия? Отрицательный ответ на это дает расположение данных звуков в крайних точках фактурного многоголосия: в басу и в верхнем, мелодическом голосе. Об устойчивости кварт-секстаккорда и говорить не приходится: полифункциональность его как тонической гармонии на доминантовом басу несомненна. Секстаккорд не отвечает условиям кадансиро-вания: терцовый тон в нижнем голосе не позволяет завершить музыкальную мысль. Не завершается по существу она и тоническим тре-

звучием в основном его виде, но в мелодическом положении терции или квинты - отсюда понятие несовершенной каденции. И лишь при дислоцировании основного тона в обоих принципиальных пунктах многоголосной фактуры - басу и мелодии - терцовый и квинтовый звуки, находящиеся при таком расположении внутри аккорда, не проявляют себя открыто.

Не проявляются открыто, но и не исчезают, обнаруживаясь в фигурационно разложенном трезвучии и более всего в его мелодическом раскрытии-развертывании, лежащем в основании множества мелодий, особенно вен-ско-классических. Показательно, что среди многообразных интервальных связей, образующих при этом мелодику, выделяется автен-тический ход V-! - главная движущая сила ладофункциональности. Им часто открывается мелодия как первоначальный толчок к последующему движению - разнообразному перемещению по звукам аккорда:

Таким образом, тоническое трезвучие заключает в себе богатый источник ладовых тяготений, что с очевидностью выявляется при переводе вертикали в горизонталь1. Однако, и это парадоксально, за исключением квартсекстаккорда оно сохраняет свою функциональную целостность, не сводясь в простую сумму ладовых функций; даже при несовершенной каденции не приходится сомневаться в нем как тонике - ладовом центре.

Как же объяснить этот феномен? Вероятно, дело в том, что в тоническом трезвучии ладо-устойчива лишь I ступень - собственно тоника, основной тон аккорда, остальные же звуки, консонантно объединяясь по обертональному подобию акустически главенствующим основным тоном, создают с ним вместе единую фоническую ауру, порождая иллюзию функционального укрупнения, укрупненной монофункциональности, тогда как на самом деле укрупнение происходит в фонической сфере. Диалектичность данного явления в том, что фонически работая на ос-14

новной тон, остальные звуки в то же время противостоят ему в ладофункциональном отношении, образуя с его же участием внутри аккордовые мелодико-функциональные связи, наполняя тоническую гармонию богатой внутренней жизнью, ладовой динамикой. Внутриаккордовые ладовые тяготения - так можно назвать эти связи.

Следовательно, тоническое трезвучие богаче, чем представляется при устоявшемся на него взгляде как на функциональную целостность. Под покровом тоничности это наполненное, внутренне динамичное состояние, своего рода концентрат ладовых тяготений, можно сказать, потенциальная полифункциональность (она явственно обнаруживается в квартсекстаккорде).

В свете сказанного несколько упрощенной выглядит и требует уточнения сложившаяся в теории музыки традиционная схема ладовых тяготений в мажоре и миноре: три тонических звука в окружении тонов вводного септаккорда, тяготеющих в соседние устои. Если сопряжение вводных тонов с тоникой (I ступенью лада) имеет, вне сомнения, ладово разрешающий характер, то можно ли считать разрешением (согласно означенной схеме) движение IV и VI ступеней соответственно в тоническую терцию и квинту, поскольку последние лишь фонически, но не функционально тоничны? Ведь подлинным разрешением является только непосредственный ход названных ступеней в тоническую приму (мелодические ходы IV - I, VI - I), что довольно часто реализуется на практике. Однако плавное движение IV - Ш, VI - V тоже можно квалифицировать как разрешающее - хотя бы в силу его плавности, всегда предпочтительной при разрешении. Но разрешение своеобразное: не в саму тонику, а лишь в ее фоническую «оболочку», выстроенную над I ступенью; разрешение, не доведенное до конечного результата и порождающее новое качество -внутриаккордовую ладофункциональную неустойчивость.

Есть основания и шире посмотреть на роль традиционной вступительной тоники, открывающей музыкальное произведение. Порой это тонический унисон, но значительно чаще, что симптоматично, - трезвучие. В частности, солисты, в особенности певцы, сопровождаемые аккомпаниатором, в качестве тональной настройки предпочитают вступи-

тельному унисону полноту трезвучия. Напрашивается объяснение: тоническое трезвучие -это уже тональность, точнее микротональность со своими тоникой, доминантой, медиантой. Это нечто вроде внутриатомного ядра со своей ядерной энергией, окружаемого «электронами» - другими элементами лада, располагающимися на разных орбитах: диатонической, альтерационной, мажоро-минорной и т. д. И импульсом этой системы, приведением ее в действие служит исходная, тоническая вертикаль. Если это не так, то почему же начальная тоника побуждает к развертыванию музыки вместо того, чтобы внести тоническое успокоение? Причем, можно встретиться и с примерами привлечения тонического трезвучия в качестве начального предикта, с выделением в составе тонической вертикали

противостоящих тонической приме звуков -

2

квинтового или терцового .

Всплывает и вопрос: распространяются ли высказанные суждения на трезвучия и не только трезвучия других ступеней лада? Как проявляет себя, например, I ступень, мелодическая тоника в составе иных, ладонеустойчи-вых созвучий? Можно предположить, что принцип внутриаккордовых функциональных связей при фонической объединенности достаточно универсален и действует в соответствии со звуковым составом аккорда при любой его ладоступеневой позиции. Но утверждать это преждевременно: необходимы дополнительные исследования.

Примечания

1 Здесь уместно привести высказывание Курта: «Ощущение конца - всегда относительное понятие, и даже в спокойном состоянии звукового консонанса заключены скрытые напряжения» (Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931. С. 85). Если отказаться от кур-товской энергетики и «материализовать» высказанную мысль, то скрытые напряжения, проницательно подмеченные ученым, в реальности и вызываются звуками тонического трезвучия, функционально противостоящими его основному тону.

2 Таково, например, инструментальное вступление в четвертой части Патетической оратории Свиридова («Наша земля»): в остинат-но повторяемой тонической гармонии на длительном протяжении мелодически выделяется квинтовый тон - потенциальная доминанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.