Ерохин И.Ю. ©
PhD, Кройдон Колледж, Лондон, Великобритания
ПАРАДОКСЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КАЗАЧЕСТВА
Аннотация
Обзорная статья как попытка по-новому взглянуть на основные исторические принципы развития казачьей общности.
Ключевые слова: казаки, казачество, государство и право, казачьи войска
Summary
Review article as an attempt to take a fresh look at the basic principles of the historical development of the Cossack community.
Keywords: Cossacks, the Cossacks, the state and law, Cossack troops
История казачества для современной науки представляет безусловный интерес. Изучение опыта формирования и развития данной общности позволяет ответить на многие злободневные и ключевые вопросы современного общественного развития.
При внимательном изучении в истории казачества можно найти достаточно много интересных метаморфоз, связанных с генезисом этой группы. Прежде всего, это касается вопроса трансформации роли семьи и семейных ценностей в казачестве. Если первоначально древнее казачество отрицает роль семьи и формирует пренебрежительное отношение к женщине, то в дальнейшем ситуация коренным образом меняется.[2] В период царской России формируется собственно традиционная патриархальная казачья семья со своим особым специфическим укладом. Однако, и на этом процессы не останавливаются, в ходе развития женщина все более и более вовлекается в процессы казачьего административного и военного управления.[2]
Традиции казачества [4] были сформированы веками, общность их бережно хранила и преумножала. При этом традиции эти не были застывшей догмой, как мы могли наблюдать, например, в случае с семейными ценностями и отношением к ним.
Совершенно по-разному происходило и развитие отдельных казачьих войск, казачьих территорий, мест традиционных поселений казачества. Одни из них были оплотом вольностей и самостийности казачества, наследниками бунтарского духа общности и сохраняли такое положение на протяжении сотен веков, другие, наоборот, формировались сразу же в рамках имперских концепций и традиций российской государственности. К примеру первых следует отнести Запорожскую Сечь, казачество Дона[5], Волги и Яика. В качестве второго примера, наиболее яркого, образного и зрелищного, может служить пример государственного образования Кубанского казачьего войска из структур Черноморского и линейного казацких войск.
В последнее время достаточно много говорится о «традиционном национализме» и сепаратистских настроениях в казачестве, его кругах. Вместе с тем, в данной проблематике привносится много вымысла и необъективных фактов. Казачья общность обращалась к вопросам самобытного, самостийного казачьего уклада в противовес институтам власти только в периоды кризисов и нестабильности самого традиционного государства. Его несостоятельности и неспособности руководить и управлять процессами поступательного развития общества.[3]
Можно сделать важные и основополагающие выводы о следующем:
1. Казачество формируется как дуалистическая общность в среде противоречивых отношений к элементам традиционного государства и власти. Очень длительное время в
© Ерохин И.Ю., 2013 г.
казачестве доминирует идеология ценности самостийности, собственных вольностей и особого уникального пути развития, мало связанного с элементами традиционного государства.
2. В ходе длительного исторического пути развития в концепциях казачества возобладает идеология казачьего государственного служения. Данная концепция становится доминирующей и одерживает победу в результате множества факторов. В том числе в результате деятельности традиционного государства и институтов власти.
3. Государство и институты власти используют в своих отношениях с казачеством довольно широкий инструментарий. Зачастую мероприятия в отношении казачества со стороны государства носили репрессивный и насильственный характер.
4. Важнейшим фактором, послужившим и способствовавшим складыванию, а затем упрочению государственной доктрины казачества явился фактор казачьей воинской службы. [1] Внутри данного фактора огромную роль сыграла территориальная структура казачества, именовавшаяся системой казачьих войск.
5. Основой динамического, планомерного и прогрессивного развития казачества является правило соблюдения партнерства и равенства в отношениях с государством. Выстраивание системы диалога.
6. Государству необходимо учитывать вековые традиции казачества, его роль как социальной группы в жизни государства.
Новые подходы в изучении истории казачества являются мощным инструментарием в познании целого ряда интересных и знаковых событий.
Литература
1. Ерохин И.Ю. Казачество в свете вопроса военной службы // Теория и практика общественного развития. 2013. №4. С.172-174.
2. Ерохин И.Ю. Казачья семья: уникальный культурный феномен в системе государства // Современные исследования социальных проблем. 2013. №1. С.38-43.
3. Ерохин И.Ю. Казачья концепция государственности: в эпоху войн и великих потрясений // Белые пятна российской и мировой истории. 2013. №1-2. С.18-39.
4. Ерохин И.Ю. Основы казачьих традиций // Вестник Академии знаний. 2013. №2. С.9-17.
5. Ерохин И.Ю. Идеи государственности казачества Дона // Научный обозреватель. 2013. №6. С.58-62.