Научная статья на тему 'Парадигмальные измерения в областях гуманитарных наук в свете авторской системы социокультурно-педагогической эмотивации'

Парадигмальные измерения в областях гуманитарных наук в свете авторской системы социокультурно-педагогической эмотивации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА / СОЦИОКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭМОТИВАЦИЯ / АВТОРСКАЯ СИСТЕМА / ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ / UNIVERSITY RESEARCH SCHOOL / SOCIO-CULTURAL AND PEDAGOGICAL EMOTIVATSIYA / AUTHORING SYSTEM / PARADIGMATIC MEASURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарук А. Ю.

В статье рассматриваются классически-традиционные, современные и потенциально-перспективные проблемы творческой интерпретации в реалии университетской научной школы компонентов авторской системы социокультурно-педагогической эмотивации, способствующей качественному повышению эффективности подготовки учащихся бакалавриата, магистрантов, студентов, аспирантов и докторантов в гуманитарной области их знаний, умений и навыков в избранной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарук А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADIGMAL DIMENTION IN THE HUMANITIES IN THE LIGHT OF THE AUTHOR TEACHING SYSTEM OF SOCIOCULTURE EMOTIVATION

This article discusses the classically traditional, modern and potentially promising creative interpretation problems in realities of university scientific school component authoring sociocultural and pedagogical emotivation promoting qualitative improvement of the effectiveness of training undergraduate students, graduate students, undergraduate, graduate and doctoral students in the humanities their knowledge, skills and skills in their chosen profession.

Текст научной работы на тему «Парадигмальные измерения в областях гуманитарных наук в свете авторской системы социокультурно-педагогической эмотивации»

такого факта, как взгляд «глаза-в-глаза», принятый у американцев, но считающийся дерзостью у японцев. Обсуждение подобных примеров помогает детям взглянуть со стороны и на себя (поскольку ребёнок с удовольствием примеряет на себя чужую «маску» и при этом сознательно или подсознательно оценивает плюсы и минусы заимствованной социальной роли). Например, изучающие английский язык узнают, что в нём отсутствует разграничение на единственное и множественное число у местоимения во втором лице. Англичане могут обратиться друг к другу, используя лишь местоимение you (изначально «вы») - местоимение thou (ты) вышло из употребления в XVII веке, сохранившись лишь в поэзии и в Библии - тогда как в русском языке в зависимости от того, кто является собеседником, используются местоимения «ты» и «вы». Новым для изучающих английский язык русских учеников становится тот факт, что к незамужним и к замужним дамам в англоговорящих странах обращаются по-разному - miss и missis соответственно. Сопоставление особенностей общения представителей зарубежной и отечественной культуры способствует расширению кругозора, помогает сориентироваться в ситуации общения (то есть оказывает влияние и на формирование регулятивно-поведенческого компонента коммуникативной компетенции) и выстроить определённую линию поведения.

Следует специально отметить, что образовательные возможности такого аспекта иноязычного образования, как знакомство с особенностями отдельных норм и правил поведения в национальных культурах не ограничиваются только расширением кругозора и подготовкой к «общению с иностранцами». Эти возможности значительно шире и продуктивнее именно в плане формирования целого ряда социально ценных качеств и привычек в любом виде коммуникативной практики наших детей. И объясняется это именно тем, что «проигрывая» в специально созданных на уроке ситуациях те или иные правила и нормы поведения, принятые «у них», «примеряя» на себя запрограммированную педагогом «маску», ребенку легче преодолеть иные стереотипы поведения и даже (взглянув на себя со стороны) произвести переоценку некоторых сложившихся в сознании (в том числе в сознании социального окружения) критериев и правил. Например, достаточно распространенной и известной является характеристика наших соотечественников как «закрытых», неулыбчивых, озабоченных, даже угрюмых в повседневной коммуникации. К сожалению, во многом для такой характеристики имеются основания, и даже к поведению детей она применима. Не умаляя роли социальных факторов в происхождении этих особенностей, можно, тем не менее, отметить, что при наличии определенного вида рефлексии вполне возможно радикальное изменение целого ряда привычных стереотипов и форм поведения. И чем раньше такая рефлексия будет сформирована, тем успешнее происходят перемены. При знакомстве с иноязычной культурой целесообразно специально делать акценты, например, на том, что привычка «держать лицо», привычка улыбаться встречному - одна из характерных черт, которые отличают «цивилизованного европейца» и всегда выделяют его в толпе. Желание быть похожим на такого «цивилизованного европейца» подчас оказывается весьма значимым стимулом к изменению сначала внешнего поведения, которое постепенно переходит во внутреннюю уверенность и доброжелательность.

Многие этикетные нормы, с которыми традиционно знакомятся наши младшие школьники (и даже дошкольники), тем не менее, недостаточно надежно закрепляются в их сознании и не всегда переходят в разряд привычек поведения. А при ознакомлении с ними с позиции иноязычной культуры они, по нашим наблюдениям, производят более сильное впечатление и также вызывают желание к подражанию. Например, всем хорошо известно правило, что при получении подарка необходимо обязательно проявить к нему внимание и выразить благодарность дарителю. Однако наблюдения показывают, что даже когда это правило соблюдается, проявление внимания и благодарности зачастую носит чисто формальный характер. Младшие школьники могут проявлять заметную сухость в своей реакции, а подчас даже пренебрежительную или вовсе отрицательную оценку подарка («Такая игра у меня уже есть», «Я не такую куклу хотела»). Еще более выразительны в этом плане невербальные проявления (которым при изучении норм этикета зачастую просто не уделяется внимания). Ни повторение правил, ни нотации и нравоучения обычно не приносят хороших результатов. Но на своем опыте мы могли неоднократно убедиться, что специальная информация (о том, как принято «у них» принимать подарки - опять же с учетом правила «держать лицо») может быть дополнительным эффективным стимулом для внесения позитивных корректив в коммуникативную практику детей. С учетом сказанного необходимо включение в содержание материала о культурных обычаях стран изучаемого языка соответствующих компонентов «коммуникативно-этикетного» плана.

Таким образом, педагогически целесообразно говорить и о формировании регулятивно-поведенческого компонента коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку, т.к. именно в этом предмете школьного цикла можно уделить особое внимание изучению норм поведения, этикету разговора (телефонного и не только), правилам написания письма, построению беседы и т.д. Практика использования таких форм коммуникации учащихся, как диалог, полилог, безусловно, облегчают решение этой задачи.

Наиболее разработанным и привычным направлением начального иноязычного образования является формирование когнитивного компонента коммуникативной компетенции, поскольку предметное содержание курса нацелено на освоение необходимых знаний лингвистического характера; информация социолингвистического характера также традиционно представлена в содержании иноязычного образования (посредством знакомства с особенностями культуры жителей других стран), однако она в большей степени нуждается в определенной корректировке, с учетом необходимости усиления в ней собственно коммуникативных аспектов и в целях обеспечения связи с жизненным опытом детей. В целях формирования мотивационного и регулятивно-поведенческого компонентов коммуникативной компетенции в рамках начального иноязычного образования необходима дальнейшая оптимизация педагогического процесса на основе теории деятельностного подхода, предполагающего целенаправленную актуализацию содержания и использование интерактивно-деятельностных методов и форм работы, заложенных в коммуникативной концепции курса.

Литература

1. Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. / З.Н. Никитенко, Н.Д. Гальскова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. - 176 с.

References

1. Nikitenko Z.N. Teorija i praktika obuchenija inostrannym jazykam v nachal'noj shkole: uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov i kolledzhej. / Z.N. Nikitenko, N.D. Gal'skova. - Smolensk: Associacija XXI vek, 2007. - 176 s.

Г ончарук А.Ю.

Доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ В ОБЛАСТЯХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В СВЕТЕ АВТОРСКОЙ СИСТЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭМОТИВАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются классически-традиционные, современные и потенциально-перспективные проблемы творческой интерпретации в реалии университетской научной школы компонентов авторской системы социокультурно-педагогической эмотивации, способствующей качественному повышению эффективности подготовки учащихся бакалавриата, магистрантов, студентов, аспирантов и докторантов в гуманитарной области их знаний, умений и навыков в избранной профессии.

Ключевые слова: университетская научная школа, социокультурно-педагогическая эмотивация, авторская система, парадигмальные измерения 99

99

Goncharuk A.Yu.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian State Social University PARADIGMAL DIMENTION IN THE HUMANITIES IN THE LIGHT OF THE AUTHOR TEACHING SYSTEM OF

SOCIOCULTURE EMOTIVATION

Abstract

This article discusses the classically traditional, modern and potentially promising creative interpretation problems in realities of university scientific school component authoring sociocultural and pedagogical emotivation promoting qualitative improvement of the effectiveness of training undergraduate students, graduate students, undergraduate, graduate and doctoral students in the humanities their knowledge, skills and skills in their chosen profession.

Keywords: university research school, socio-cultural and pedagogical emotivatsiya, authoring system, paradigmatic measure.

Авторская система социокультурно-педагогической эмотивации разработана, апробирована и реализуется на кафедре социальной и семейной педагогики факультета социальной работы, педагогики и ювенолонии Российского государственного социального университета с 2003 г. Объединяют эмоционально-образные факторы нравственно-эстетического развития личности учащегося бакалавриата с социально-педагогической спецификой науки, технологии высшего образования коммуникативнотворческие доминанты зрелищных, аудиовидеоискусств с их взаимообусловленными импровизационностью, интуитивизмом и самокорректируемостью; в нашем 45-летнем школьно-университетском опыте, культурология нравственно-эстетического творчества, эмоционально-образные неопозитивы шедевров художественного творчества выполняют как компенсаторную по отношению друг к другу, так и творчески стимулирующую функции. Процессуально-самообновляющийся характер данного процесса ассоциируется и с природой нравственно-эстетического отношения университетского юношества к действительности своей ВУЗовской жизнедеятельности, и со зрелищной сущностью театрального, кинематографического, циркового, аудиовидеоискусств. Сделав акцент на экспериментальном изучении взаимосвязи парадигмальных измерений эмоциональнообразных факторов с мировоззренческим потенциалом данного прогресса, мы коллегиально определили компоненты совершенствования объекта исследования - совокупности сложившихся к настоящему времени социокультурно-педагогических условий, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию учащегося бакалавриата (субъекта культуры) по законам красоты адекватно меняющейся многообразной реальности. Таким образом, автор впервые разработал теорию социокультурно-педагогической эмотивации, характеризующую методологию изучения общественных условий саморазвития нравственно-эстетического отношения университетской молодёжи к действительности средствами зрелищных,

аудиовидеоискусств, реализовав данную систему в процессе многолетней лекционной, практической и внеаудиторной образовательной деятельности.

В основе изучения и совершенствования теории социокультурно-педагогической эмотивации лежала диагностика психологопедагогических тенденций-трендов эмоционально-образного развития личности учащегося университета, студента на различных этапах экспериментальной деятельности. Включая идеи концептуального моделирования социокультурно-педагогической эмотивации в практику проведения факультативных, внеаудиторных занятий по авторскому курсу "Психология и педагогика высшей школы", определяющих проектирование, осуществление организационно-содержательных состояний, процессов (субъективных показателей) университетских программ III государственного стандарта, мы рассмотрели социокультурнопедагогические условия качественного усовершенствования используемых форм и методов (объективных показателей). С целью обеспечения максимально разностороннего, гармоничного развития каждой личности слушателя курса, реализовались такие основные научно-педагогические подходы к организации парадигмальных измерений эффективности нравственно-эстетически развивающего процесса, как: а) его модуляция на основе поисковой ориентации образовательной деятельности юношества; б) его преобразование на базе активизации эмоционально-образных факторов-ориентиров в совместной с преподавателями сотворческой коммуникативной, семиосоциопсихологической активности.

Литература

1. Гончарук А.Ю. Авторская технология социально-педагогической эмотивации в контексте инновационной деятельности в системе образования: В коллект. монографии «Инновационная деятельность в системе образования». Ч. IV. - М.: Издательство «Перо», 2012, сс. 6 - 48.

2. Гончарук А.Ю. Образование и духовность в современном российском обществе в системе теории и истории музыкальной социально-педагогической культуры: В коллект. монографии «Образование и духовность в современном российском обществе». Ч.

III. - М.: Издательство «Перо», 2012, сс. 34- 67.

3. Гончарук А.Ю. Основы теории и истории социально-педагогической культуры: Учебное пособие. - Саарбрюкен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 162 с.

4. Гончарук А.Ю. Социально-педагогическая культура, искусство и религии регионов России (народное художественное творчество): Монография. - М.: РГСУ, 2012. - 216 с.

5. Гончарук А.Ю. Социально-педагогическая культурология: Учебно-методическое пособие. Ч. I. - М.: Перспектива, 2012. -180 с.

6. Гончарук А.Ю. Воспитание нравственно-эстетического отношения юношества к действительности: Монография в 2-х ч. -

М.: 2013. - 148 и 182 с.

7. Гончарук А.Ю. Общественно-образовательные основы инновационных подходов в нравственно-эстетическом воспитании юношества в контексте системы социально-педагогической эмотивации: «Ученые записки Российского государственного социального университета» № 1 (112), 2013, сс. 64 - 71.

8. Гончарук А.Ю. Психология и педагогика высшей школы: Учебно-методическое пособие по III государственному стандарту. - М.: Перспектива, 2013. - 172 с.

9. Goncharuk A.Yu. Socio-pedagogical technologies and forms interdisciplinary integrated education bachelors means audiovideoarts on the system if humanities education in the Moscow region: Applied and Fundamental Studies. V. 2. Proceedings of the 2-nd International Academic Conference. March 8 - 10. 2013.- St.Louis, Missouri, USA, pp. 20 - 25.

Refernces

1. Goncharuk A.Ju. Avtorskaja tehnologija social'no-pedagogicheskoj jemotivacii v kontekste innovacionnoj dejatel'nosti v sisteme obrazovanija: V kollekt. monografii «Innovacionnaja dejatel'nost' v sisteme obrazovanija». Ch. IV. - M.: Izdatel'stvo «Pero», 2012, ss. 6 -48.

2. Goncharuk A.Ju. Obrazovanie i duhovnost' v sovremennom rossijskom obshhestve v sisteme teorii i istorii muzykal'noj social'no-pedagogicheskoj kul'tury: V kollekt. monografii «Obrazovanie i duhovnost' v sovremennom rossijskom obshhestve». Ch. III. - M.: Izdatel'stvo «Pero», 2012, ss. 34- 67.

3. Goncharuk A.Ju. Osnovy teorii i istorii social'no-pedagogicheskoj kul'tury: Uchebnoe posobie. - Saarbrjuken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 162 s.

4. Goncharuk A.Ju. Social'no-pedagogicheskaja kul'tura, iskusstvo i religii regionov Rossii (narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo): Monografija. - M.: RGSU, 2012. - 216 s. 100

100

5. Goncharuk A.Ju. Social'no-pedagogicheskaja kul'turologija: Uchebno-metodicheskoe posobie. Ch. I. - M.: Perspektiva, 2012. -180 s.

6. Goncharuk A.Ju. Vospitanie nravstvenno-jesteticheskogo otnoshenija junoshestva k dejstvitel'nosti: Monografija v 2-h ch. - M.: 2013. - 148 i 182 s.

7. Goncharuk A.Ju. Obshhestvenno-obrazovatel'nye osnovy innovacionnyh podhodov v nravstvenno-jesteticheskom vospitanii junoshestva v kontekste sistemy social'no-pedagogicheskoj jemotivacii: «Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta» № 1 (112), 2013, ss. 64 - 71.

8. Goncharuk A.Ju. Psihologija i pedagogika vysshej shkoly: Uchebno-metodicheskoe posobie po III gosudarstvennomu standartu. -

M.: Perspektiva, 2013. - 172 s.

9. Goncharuk A.Yu. Socio-pedagogical technologies and forms interdisciplinary integrated education bachelors means audiovideoarts on the system if humanities education in the Moscow region: Applied and Fundamental Studies. V. 2. Proceedings of the 2-nd International Academic Conference. March 8 - 10. 2013.- St.Louis, Missouri, USA, pp. 20 - 25.

Гусейнова А.Ф.

Студентка, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия ГОРОДСКИЕ ПАРКИ КАК ОБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г О. САМАРА)

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты проведения экологических экскурсий в городские парки, определяются методические условия их организации, приводится пример экологического мониторинга парка, описываются его возможности как объекта экологических экскурсий.

Ключевые слова: экологические экскурсии, деятельностный подход, экологические объекты, антропогенное воздействие.

Huseynova A.F.

Student, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities CITY PARKS AS AN OBJECT ECOLOGICAL EXCURSIONS (FOR EXAMPLE GO. SAMARA)

Abstract

The article discusses aspects of the ecological excursions in city parks, are defined methodological conditions of their organization, is an example of ecological monitoring of the Park, describes its capabilities as objects of ecological excursions.

Keywords: ecological excursions, activity approach, environmental objects, anthropogenic impact.

Экологическое воспитание на современном этапе подразумевает формирование экологической культуры личности ученика: осознание ценности природы, жизни вообще, проявление активности в их защите, понимании человека как части природы, осознание роли антропогенных факторов.

В основе экологического образования и воспитания лежит деятельностный подход. Деятельностный подход к процессу обучения биологии предполагает развитие не только всех компонентов учебной деятельности (мотивов, способов, средств, приемов контроля), но и основных качеств ее участников: активности, самостоятельности, самоорганизации. Активность и

самостоятельность учащихся в учебно-познавательной деятельности возможны только при организации тесного сотрудничества учителя и ученика (установлении субъектно-субъектных отношений). Механизмом таких отношений в процессе обучения биологии могут являться различные виды деятельности, участвуя в которых школьники реализуют свои склонности и интересы [1, с. 28]. К таким видам деятельности мы относим экологические экскурсии.

Экологические экскурсии имеют огромное влияние на осознание материальных и эстетических ценностей природы, правил поведения в ней. Экологическая экскурсия определяется как форма экологического образования и воспитания учащихся. Она представляет собой групповое посещение природных комплексов, позволяет непосредственно изучать различные экологические объекты и явления в естественных или искусственно созданных условиях. Наибольшую ценность, по мнению А. И. Никишова, имеют экскурсии, на которых учащиеся выполняют задания по установлению взаимосвязей в природе, по выявлению влияния человека на ее состояние [2, с. 115].

Экологические экскурсии проводятся согласно всем необходимым требованиям, которые предъявляются биологическим экскурсиям. В их организации также выделяются 3 этапа.

I. Подготовительный этап. Очень важно выбрать место будущей экскурсии. В нашем случае объектами экологических экскурсий являются парки г. Самара, поэтому на данном этапе необходимо: знакомство с местоположением выбранных парков, выбор и разработка маршрута, выбор наиболее значимых экологических объектов, подготовка оборудования и снаряжения.

На территории г. Самары находится достаточно много интересных парков, которые можно рассматривать как объекты экологических экскурсий различной тематики. Рассмотрим характеристику городских парков как объектов экскурсий. С этой целью мы выделили ряд параметров характеристики:

• местоположение парка,

• состав флоры,

• наличие объектов, интересных с точки зрения экологии,

• общее состояние парка,

• антропогенное воздействие на парк.

Мы провели экологический мониторинг городских парков: лесопарк им. 60-летия Советской власти, парк имени Ю.А. Гагарина, парк Молодежный, парк Дружба, парк Победы, а также Ботанический сад. В качестве примера дан анализ парка им. Ю. Г агарина (табл. 1).

Таблица 1. Анализ состояния парков г. Самара как объектов экологических экскурсий (фрагмент таблицы)

Параметры Характеристика

Название парка Парк им. Ю. Гагарина

Местоположение Парк расположен в Промышленном районе г.о. Самара, на пересечении Московского шоссе и улиц XXII Партсъезда, Стара-Загора, Советской Армии. Общая площадь парка - 34 га.

Состав флоры, в том числе редкие и охраняемые виды Общий состав флоры: 104 видов; Из них 1 редкий и охраняемый вид: 1. Adonis vernalis L. - Адонис весенний [3].

Экологические объекты 1) В этом парке есть «вековой дуб» - памятник природы. 2) Территория парка и акватория озер подверглись существенным очистным работам. Поселились утки и чайки. 3) Наличие нетронутых лесных участков, которые можно рассматривать как сообщество леса.

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.