Научная статья на тему 'Парадигма образного осмысления категории времени в эпоху Просвещения в Англии'

Парадигма образного осмысления категории времени в эпоху Просвещения в Англии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ / ПАРАДИГМА / КУЛЬТУРА / ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / CATEGORY OF TIME / PARADIGM / CULTURE / AGE OF ENLIGHTENMENT / COGNITIVE METAPHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федоров М.А.

Типологические сходства статистических показателей концептуальных метафор, структурирующих концепт «time”, позволяют говорить о наличии парадигмы образного осмысления категории времени. К ее чертам относятся: деперсонификация, статичность и рациональность использования. Рассматриваемая парадигма отделяет персонифицированное изображение времени в XVII веке от естественно-природного понимания времени в XIX веке. Парадигма осмысления времени претендует на статус одного из ключевых параметров описания культуры и отражает такие черты, как зависимость от внешних обстоятельств, ориентация на один из модусов времени и соотношение актуализации абстрактного или конкретного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARADIGM OF THE FIGURATIVE UNDERSTANDING OF THE CATEGORY TIME IN THE AGE OF ENLIGHTENMENT IN ENGLAND

Typological similarities of the statistical indicators of the cognitive metaphors which structure the “time” concept prove that there is a paradigm of the figurative understanding of the category of time. The paradigm traits are depersonification, static nature and rationality of use. The mentioned paradigm divides the personified representation of time in the XVII century and the natural interpretation of time in the XIX century. A time interpretation paradigm lays claim to the status of a key culture indicator and reflects such features as dependency on external factors, focus on a time modus and abstract / concrete time ratio.

Текст научной работы на тему «Парадигма образного осмысления категории времени в эпоху Просвещения в Англии»

УДК 130.2:811.111

ПАРАДИГМА ОБРАЗНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ В АНГЛИИ

М.А. Федоров

Типологические сходства статистических показателей концептуальных метафор, структурирующих концепт «time", позволяют говорить о наличии парадигмы образного осмысления категории времени. К ее чертам относятся: деперсонификация, статичность и рациональность использования. Рассматриваемая парадигма отделяет персонифицированное изображение времени в XVII веке от естественно-природного понимания времени в XIX веке. Парадигма осмысления времени претендует на статус одного из ключевых параметров описания культуры и отражает такие черты, как зависимость от внешних обстоятельств, ориентация на один из модусов времени и соотношение актуализации абстрактного или конкретного времени.

Ключевые слова: категория времени, парадигма, культура, эпоха Просвещения, концептуальная метафора

Исследование концептуальных метафор, характеризующих специфику осмысления категории времени в произведениях британских писателей, показало, что у некоторых из них имеет место типологические сходства в статистических показателях концептуальных метафор, представленных в контекстах с репрезентантами концепта «time». Для исследования были выбраны следующие лексические единицы, представляющие данный концепт: «time», «hour», «minute», «moment», «year», «month», «week». Предметом исследования являются следующие метафоры, структурирующие концепт «time»: «время - вместилище», «времена - объекты в пространстве», «время - объект восприятия и манипуляции», «время - движущийся объект», «время - личность», «время - ценная вещь», «время -ресурс» и «время - деньги».

Каждая из концептуальных метафор способствует постижению абстрактной природы времени в терминах материальных объектов и актуализируется при помощи своего набора лексических маркеров. Так, события и действия могут быть локализованы либо внутри, либо относительно периодов времени, которые можно описать как совокупность характеристик. Восприятие и воздействие на последние позволяет осмыслять время в термина объекта, а их изменчивость - репрезентирована как движение периодов времени. Учет растущего количество характеристик необходимых для действий и событий явилось причиной осмысление времени как ценного предмета и полезного ресурса, рост ценности которого может выражаться в терминах денег.

Материалом исследования послужили корпусы текстов Дж. Беньяна [4], Д.Дефо [5; 6], Дж. Свифта [10; 11; 12], С. Ричардсона [8] и Г. Филдинга [7], содержащих немногим более одного миллиона знаков. Полученные данные можно представить в виде следующих таблиц.

Табл.1

Концептуальные метафоры, структурирующие концепт «time» в произведениях Дж. Беньяна

Вместилище ...в пространстве ... воспр. и манип. Движ. объект личность ценная вещь ресурс деньги Отс. конц. мет.

time 59 183 45 28 5 14 9 128

hour 8 7 2 1 1 13

minute 2 3

year 5 11 7 1 1 50

month 4 2 2 25

week 1 1 3 1 1 13

moment 4 3 12

Табл.2

Концептуальные метафоры, структурирующие концепт «time» в произведениях Д. Дефо

Вместилище .в пространстве ... воспр. и манип. Движ. объект личность ценная вещь ресурс деньги Отс. конц. мет.

time 73 187 38 4 3 18 52 2 214

hour 21 17 3 4 2 26

minute 2 2 17

year 34 38 3 1 1 179

month 11 12 2 1 5 2 52

week 6 4 2 2 2 1 43

moment 17 9 1 1 29

Концептуальные метафо

Табл.3

зы. структурирующие концепт «time» в произведениях Дж. Свифта

Вместилище ...в пространстве ... воспр. и манип. Движ. объект личность ценная вещь ресурс деньги Отс. конц. мет.

time 97 152 39 7 13 14 11 1 169

hour 25 23 2 1 1 4 1 38

minute 5 4 13

year 31 57 2 3 1 2 177

month 14 9 1 1 1 2 41

week 8 2 22

moment 2 4 1 1 15

Табл.4

Концептуальные метафоры. структурирующие концепт «time» в произведениях С. Ричардсона

Вместилище .в пространстве ... воспр. и манип. Движ. объект личность ценная вещь ресурс деньги Отс. конц. мет.

time 36 105 36 10 3 10 38 130

hour 12 23 7 3 3 4 32

minute 5 1 10

year 3 14 4 1 48

month 4 6 13

week 9 5 2 1 15

moment 9 7 1 1 3 47

Табл.5

Концептуальные метафоры. структурирующие концепт «time» в произведениях Г. Филдинга

Вместилище .в пространстве ... воспр. и манип. Движ. объект личность ценная вещь ресурс деньги Отс. конц. мет.

time 21 165 41 5 5 18 21 110

hour 16 20 5 2 1 4 3 22

minute 6 6 1 3 25

year 15 18 4 2 2 73

month 8 6 1 9

week 6 4 3 7

moment 15 31 2 1 2 73

В качестве первой типологической черты нужно назвать превалирование метафоры «времена -объекты в пространстве» в контекстах со словом «time». Основными маркерами этой концептуальной метафоры являются предлоги. которые позволяют выразить локализацию событий/действий относительно друг друга в терминах пространства.например. «from time to time». «by that hour». Несмотря на то. что эта метафора является. возможно. самой первой в концептуализации категории времени [2. с.86. 88]. количественное преобладание контекстов. в которых она представлена. начинается только с произведениях Дж. Беньяна.

Второй типологической чертой является высокая частотность маркера-предлога «at» контекстах с ключевым репрезентантом: у Беньяна он встречается в 112 из 182 контекстов со словом «time». у Дефо это показатель равен 72 из 187. у Свифта 70 из 152. у Ричардсона 45 из 105. В остальных контекстах используются самые разнообразные маркеры. указывающие на события и действия. как предшествующие. так и последующие моменту речи: by this time, after some time, from this time, about the time, from time to time, to the present time, in former time, since the time. Это указывает. что локализация времени почти в половине случаев фиксируется одновременно описываемого события.

Третьей типологической чертой мы считаем то. что лексемы со значением конкретного периода времени встречаются в контекстах главным образом с двумя метафорами - «времена - объекты в пространстве» и «время - вместилище». тогда как прочие метафоры представлены слабо в этих контекстах.

Это позволяет нам сделать тот же вывод. что конкретизированные периоды времени главным образом используются в терминах локализации событий/действий относительно или в пределах некоторых периодов времени. Тогда как способы осмысления. актуализируемые при помощи других метафор. представлены главным образом с абстрактным значением времени.

Следующей типологической чертой можно назвать утилитарность и деперсонификацию понимания времени. Примеры метафоры «время - личность». во-первых. немногочисленны. а вторых - в большей части контекстов время понимается как естественный ход событий. и не случайно слово «time» написано с маленькой буквы:

«...time had sprinkled it with grey» (Беньян);

«... though time and necessity made me a complete natural mechanic soon after...» (Дефо);

«... this must be a work of time» (Свифт );

«I tell you she is a subtle, artful gipsy, and time will shew it you» (Ричардсон) .

Исключение составляют четыре примеры контекста из произведений Дж. Свифта. являющиеся аллюзией на известные образы. Например. следующий контекст является обращением к образу времени. раскрытом в шестидесятом сонете Шекспира: «That Time sits with his scythe to mow...» [9]. Относительно малое число контекстов. указывающих на действие времени. свидетельствует о идеализированной арене человеческой деятельности. которой чуждо вмешательство сверхъестественных сил.

Пятую типологическую черту следует определить как статичность времени. Сопоставление количества контекстов с метафорой «время - движущийся объект» и контекстов. указывающих на объектные характеристики времени. показывает подавляющее преимущество последних. Таким образом. человек Просвещения предстает как основной субъект действия. обладающий большей независимостью от природы. чем человек Возрождения. В такой интерпретации время предстает как необходимый ресурс действия и его использование обусловливается главным образом волей индивида.

То. что все типологические черты за исключением последней представлены в произведениях Дж. Беньяна. может указывать на него как на предтечу эпохи Просвещения. влияние которого на остальных авторов весьма вероятно. Подтверждение этого можно видеть в том, что понятие разума играет центральную роль в концепции знаменитого проповедника: «Let your discourses be to build up one another in your most holy faith, and to provoke one another to love and good works: if this be not well-minded, much time may be spent and the church reap little or no advantage».

Более того. поступки человека рассматриваются следствие намерений и решений человеческого разума. Спасение от греха и начало праведной жизни. которые Беньян провозглашает главной целью человека. являются. прежде всего. действием воли и разума:

«...coming to Christ is a moving of the mind towards him...»;

«Bless God for slaying the enmity of thy mind; had he not done it. thou wouldst as yet have hated thine own salvation».

Выделенные типологические черты являются основанием для следующей парадигмы осмысления времени: данная категория. главным образом. представлена либо как система координат. используемых для фиксации событий и действий. либо как ресурс необходимый для совершения действия. Ее основными характеристиками являются деперсонализация. статичность и рациональность.

Эпоха Просвещения. декларирующая принципиальную познаваемость мира. очевидно. выбрала релятивистскую концепцию Аристотеля. определившего время как число. меру движения по отношению к прошлому и будущему. которая получила развитие в учении Ньютона об абсолютном времени [1. c. 33. 135]. Если рассматривать творчество упомянутых авторов как варианты предложенной парадигмы. то наиболее четко рассмотренные типологические черты представлены в произведениях Д. Дефо.

Культурные парадигмы осмысления базовых категорий. таких как время и пространство. можно рассматривать как ключевые показатели этапов формирования лингвокультуры. под которой мы понимаем всю совокупность массива культуры. получившей объективацию в языке [3. с. 10]. Так. переход от языка У. Шекспира. Б. Джонсона. Дж. Мильтона и Дж. Драйдена можно рассматривать деперсонификацию времени и утверждение независимости человека от сверхъестественных сил.

В произведениях таких авторов. как Дж. Остин. В. Скотт. У. Теккерей. У. Коллинз. время выступает как естественный порядок вещей. свойство объективного мира. имеющий динамическую природу. Персонификация выступает как средство акцентирования роли временного ресурса в возможности совершения действия. с одной стороны. и влияние на человека объективных свойств смены событий. с другой. Осмысление категории времени в произведениях этих писателей можно рассматривать как разработку темпоральной парадигмы писателей эпохи Просвещения с учетом многовекторности социального бытия.

Таким образом. осмысление основных параметров бытия человека получает отражение в специфике

концептуализации категории времени. Здесь могут получить освещение такие параметры, как степень зависимости человека от внешних обстоятельств, ориентации на прошлое, настоящее или будущее, соотношение актуализации абстрактного и конкретного значения времени, уровень сложности картины мира в аспекте структуры действия.

Typological similarities of the statistical indicators of the cognitive metaphors which structure the "time" concept prove that there is a paradigm of the figurative understanding of the category of time. The paradigm traits are depersonification, static nature and rationality of use. The mentioned paradigm divides the personified representation of time in the XVII century and the natural interpretation of time in the XIX century. A time interpretation paradigm lays claim to the status of a key culture indicator and reflects such features as dependency on external factors, focus on a time modus and abstract / concrete time ratio.

Key words: category of time, paradigm, culture, Age of Enlightenment, cognitive metaphor.

Список литературы

1. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 464 с.

2. Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в период двоеверья. М.: Наука, 1993. 158с.

3. Федоров М.А. Образная составляющая концепта TIME: диахронический аспект. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2013. 160 с.

4. Bunyan, John. Complete Works of John Bunyan (The Pilgrim's Progress, Prison Meditations, The Little Pilgrim, Grace Abounding to the Chief of Sinners, Mr. John Bunyan's Dying Sayings) URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/6049.txt.utf-8 (07.02.2014).

5. Defoe, Daniel. The Life and Adventures of Robinson Crusoe. URL: http://www.gutenberg.org/files/521/521-0.txt (07.02.2014).

6. Defoe, Daniel. The Fortunes and Misfortunes of the Famous Moll Flanders URL: http://www.gutenberg.org/cache/epub/370/pg370.txt (07.02.2014).

7. Fielding, Henry. The History of Tom Jones, the Foundling . URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/6593.txt.utf-8 (07.02.2014).

8. Richardson, Samuel. Pamela, Or Virtue Rewarded. URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/6124 (07.02.2014).

9. Shakespeare, William The Complete Works. URL: http://www.gutenberg.org/cache/epub/100/pg100.txt (07.02.2014).

10. Swift, Jonathan. Gulliver's Travels into several remote nations of the world. URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/829 (07.02.2014).

11. Swift, Jonathan. The battle of the books and other short pieces. URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/623 (07.02.2014).

12. Swift, Jonathan. The Prose Works of Jonathan Swift, Vol. III.: Swift's Writings on Religion and the Church. URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/12252 (07.02.2014).

Об авторе

Федоров М.А. - Бурятский государственный университет, fmall05@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.