Научная статья на тему 'Парадигма финансирования социально-экономического развития регионов'

Парадигма финансирования социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT PARADIGM / ПАРАДИГМА / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / FINANCIAL INSTRUMENTS / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бубнов Вячеслав Анатольевич

Замедление темпов экономического роста в России в последние годы ставит перед российской экономической наукой проблему поиска путей дальнейшего развития в условиях быстро меняющегося мирового хозяйства. Централизация финансовых ресурсов на федеральном уровне, актуальная в начале XXI века, в настоящее время является негативным фактором, который существенно тормозит дальнейшее социально-экономическое развитие. Недооценка роли регионов в развитии страны и существующий подход к формированию программ и стратегий их развития требуют формирования новой парадигмы финансирования, которая будет отвечать требованиям глобальной экономики. В этих условиях важно переосмыслить роль и место Сибири в социально-экономическом развитии страны. Использование традиционных подходов к финансированию развития неэффективно в рыночных условиях, следовательно возникает необходимость опробовать новые финансовые технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT FINANCING PARADIGM

Slowdown in economic growth in Russia in recent years poses the problem of the Russian economic science to find ways of further development in the context of the rapidly changing world economy. Centralization of financial resources at the federal level, current at the beginning of the XXI century, now is a negative factor that significantly inhibits the further socio-economic development. Underestimation of the role of regions in the country's development and the existing approach to the formation of programs and their development strategies require the formation of a new paradigm of financing which will meet the demands of the global economy. In these circumstances, it is important to rethink the role and place of Siberia in the socio-economic development of the country. Using traditional approaches to development financing is inefficient in market conditions, hence there is a need to test new financial technologies.

Текст научной работы на тему «Парадигма финансирования социально-экономического развития регионов»

УДК 336.581 Бубнов Вячеслав Анатольевич,

к. э. н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 8 (3952) 638342, e-mail: bubnov_v@irgups.ru

ПАРАДИГМА ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

V. A. Bubnov

REGIONS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT FINANCING PARADIGM

Аннотация. Замедление темпов экономического роста в России в последние годы ставит перед российской экономической наукой проблему поиска путей дальнейшего развития в условиях быстро меняющегося мирового хозяйства. Централизация финансовых ресурсов на федеральном уровне, актуальная в начале XXI века, в настоящее время является негативным фактором, который существенно тормозит дальнейшее социально-экономическое развитие. Недооценка роли регионов в развитии страны и существующий подход к формированию программ и стратегий их развития требуют формирования новой парадигмы финансирования, которая будет отвечать требованиям глобальной экономики. В этих условиях важно переосмыслить роль и место Сибири в социально-экономическом развитии страны. Использование традиционных подходов к финансированию развития неэффективно в рыночных условиях, следовательно возникает необходимость опробовать новые финансовые технологии.

Ключевые слова: финансирование, социально-экономическое развитие, парадигма, финансовые инструменты, регион.

Abstract. Slowdown in economic growth in Russia in recent years poses the problem of the Russian economic science to find ways offurther development in the context of the rapidly changing world economy. Centralization offinancial resources at the federal level, current at the beginning of the XXI century, now is a negative factor that significantly inhibits the further socio-economic development. Underestimation of the role of regions in the country's development and the existing approach to the formation of programs and their development strategies require the formation of a new paradigm of financing which will meet the demands of the global economy. In these circumstances, it is important to rethink the role and place of Siberia in the socio-economic development of the country. Using traditional approaches to development financing is inefficient in market conditions, hence there is a need to test new financial technologies.

Keywords: financing, socio-economic development paradigm, financial instruments, region.

Введение

Современная история России за последние четверть века вместила в себя множество событий, которые оказали влияние на ее социально-экономическое развитие:

1. Отказ от модели социалистической экономики и, как следствие, попытки построения рыночной экономики на основе неоклассической теории.

2. Развал Совета экономической взаимопомощи и СССР, осуществленные президентом СССР М. С. Горбачевым и вызвавшие потерю традиционных рынков сбыта и налаженных экономических связей.

3. Тотальная приватизация государственных предприятий, результатом которой стала деиндустриализация страны.

4. Усиление зависимости консолидированного федерального бюджета от нефтегазовых доходов.

5. Формирование финансового центра, аккумулирующего практически все ресурсы, в Москве.

6. Постоянное обесценение рубля в результате инфляции.

7. «Бегство капитала» за рубеж, принимающее различные формы - от официальных инвестиций до незаконных налоговых схем.

8. Постоянное реформирование бюджетно-налоговой системы.

9. Влияние мировых финансовых кризисов на открытую российскую экономику.

10. Изменение социальных установок и т. д.

Даже такое далеко не полное перечисление

произошедших событий дает представление об устойчивости российской экономики и общества к вызовам современности. Во многом это обусловлено потенциалом накопленным в советский период, а также ростом мировых цен на энергоносители.

Современное состояние социально-экономического развития

К сожалению, эти и другие позитивные факторы перестают действовать, что подтверждается данными о социально-экономическом развитии за 2013 и I квартал 2014 года. Рассмотрим важнейший показатель системы национальных счетов, которым является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий конечный результат

иркутским государственный университет путей сообщения

производственном деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования. Объем ВВП в текущих ценах за 2013 год составил 66 755,3 млрд руб., а индекс физического объема относительно 2012 года - 101,3 %. Индекс-дефлятор ВВП по отношению к ценам 2012 года - 105,9 % [1].

Росстат на основе имеющейся информации осуществил предварительную оценку динамики валового внутреннего продукта в I квартале 2014 года. Индекс физического объема валового внутреннего продукта в I квартале 2014 г. относительно соответствующего периода 2013 г. по предварительной оценке составил 100,9 % [2].

Это является наихудшим показателем с 1998 года (табл. 1), если не принимать во внимание 2009 год, когда на Россию оказал влияние Мировой финансовый кризис.

Снижение темпов экономического роста, отраженное в табл. 1 , приведет к снижению доли в мировом валовом продукте, что в условиях глобальной экономики может иметь самые отрицательные последствия.

Органы государственной власти пытаются реагировать на сложившуюся ситуацию путем разработки стратегий, программ и концепций развития, где устанавливают различные социально-экономические показатели, к достижению которых необходимо стремиться.

В связи с этим необходимо остановиться на самом понятии «социально-экономическое развитие», которое используется повсеместно, но смысл, вкладываемый в него, различен.

Рассмотрим, как этот термин понимается на законодательном уровне. Так, Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) «О государственном прогнозировании и программах Федерации» [4] включает в социально-экономическое развитие следующие показатели:

1) демографические;

2)экологические;

3) научно-технические;

4) внешнеэкономические;

5) социальные;

6) отраслевые;

7) региональные;

8) других отдельные общественно значимые сферы деятельности.

В дополнение к этому существуют «майские» указы Президента, на которые обязаны ориентироваться все уровни власти при разработке социально-экономической политики. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [5] в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан РФ, достижения технологического лидерства российской экономики Правительству РФ принять меры, направленные на достижение следующих показателей:

а) создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;

б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 % ВВП к 2015 году и до 27 % - к 2018 году;

в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;

г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;

д) повышение позиции РФ в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й в 2018 году.

Предполагается, что деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти будут направлены на достижение вышеперечисленных показателей, достижение которых окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие России.

Предложения

Отсутствие единого толкования термина «социально-экономическое развитие» зачастую ведет к тому, что при его обсуждении участники

Т а б л и ц а 1

Индексы физического объема валового внутреннего продукта (в процентах к предыдущему году) [3]

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

96,4 101,4 94,7 106,4 110,0 105,1 104,7 107,3 107,2 106,4 108,2 108,5 105,2 92,2 104,5 104,3 103,4 101,3

Примечание: с 1 января 2014 г. Росстат при расчёте индексов производства осуществил переход на новый 2010 базовый год и ретроспективный пересчёт индексов производства за 2010-2013 гг. Данные по показателям системы национальных счетов за 2013 год рассчитаны с учётом пересмотренных индексов производства по разделам классификатора ОКВЭД: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства и производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

ш

имеют ввиду разные понятия. В результате отсутствует комплексный подход и взаимная увязка программ развития. С нашей точки зрения, процесс должен выглядеть следующим образом (рис. 1).

Важность выделения этапов, представленных на рисунке, обусловлена снижением уровня контроля над комплексным развитием страны, произошедшим с советского периода. Так, в СССР при формировании пятилетнего плана использовалась следующая система показателей [6]:

1) государственный план, содержащий 156 показателей;

2) такие же основные планы по 15 союзным республикам, т. е. еще 2340 показателей;

3) адресный ведомственный план по 35 министерствам и ведомствам СССР - 5460 показателей;

4) адресный ведомственный план по каждой союзной республике - 81900 показателей.

Фактически существовало около 90 тысяч показателей. Естественно, ожидать выполнения всех показателей достаточно сложно, но, с другой стороны, это отражает качество планирования, владения материалом и контроля над развитием страны.

Для обеспечения контроля со стороны государства необходимо четко охарактеризовать каждый из этапов, представленных на рисунке.

В табл. 2 сознательно занижена роль регионов. Это вызвано тем, что регионы не имеют собственной ресурсной базы при существующей бюджетно-налоговой системе [7].

С нашей точки зрения, необходимо четко

Социально-экономическое развитие

разделять экономическое развитие, социальное развитие и социально-экономическое развитие, а также показатели, их отражающие (табл. 3). Социально-экономические показатели - это показатели, влияющие одновременно на экономику и социум.

Такое разделение (табл. 3) позволит формировать стратегии и программы развития, реально отражающие цели, которые планируется достичь при их реализации, ясно понимая, какой из показателей на что влияет.

Безусловно, такое разделение потребует в дальнейшем выделения конкретных органов власти, ответственных за каждый показатель в отдельности.

Парадигма финансирования

Любое развитие возможно только в условиях эффективного финансирования. Направления финансирования, а также его источники напрямую зависят от целей деятельности государства на определенный период времени.

Более решительное использование в экономике современных подходов, актуальных именно для нашей ситуации, позволит осуществить необходимый рывок в экономическом, социальном и социально-экономическом развитии.

Основная причина современных проблем в России - нарушение связи «потребление -производство». Именно финансы могут решить данную проблему, т. к. им, несмотря на тип экономики (рыночный или административно-командный), присущ признак императивности с позиций государства.

Социально-экономические задачи

Социально-экономические процессы

Социально-экономическая политика

Рис. 1. Этапы государственного подхода к социально-экономическому развитию

Т а б л и ц а 2

Характеристика этапов государственного подхода к социально-экономическому развитию

Номер этапа Наименование этапа Характеристика этапа Ответственное лицо

1 Социально- экономические задачи Показатели, отражающие приоритетные цели развития на долгосрочный период (до 10 лет). Общее число показателей не более 5 Президент РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Социально- экономическая политика Деятельность, проявляющаяся в разработке комплекса конкретных мероприятий, направленных на решение отдельной задачи, и направленная на достижение поставленных целей Государственная дума

3 Социально- экономические процессы Устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, которые по определённой технологии способствуют получению заранее определённых параметров Правительство РФ совместно с губернаторами регионов

4 Социально- экономическое развитие Количественный рост экономики, а также качественное улучшение её структуры, сопровождающееся социальным прогрессом Федеральные министерства и губернаторы регионов

Т а б л и ц а 3

Показатели, отражающие комплексное развитие_

№ п/п Экономические показатели Социальные показатели Со циально -эко номические показатели

1 динамика и структура используемого и произведенного ВВП численность населения прогноз инфляции, в том числе базовой

2 динамика объема отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), промышленного производства и производства продукции сельского хозяйства численность населения старше трудоспособного возраста предельные темпы роста тарифов и динамика цен на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги ЖКХ

3 инвестиции в основной капитал (основные средства) за счет всех источников финансирования численность официально зарегистрированных безработных граждан бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства

4 курс евро к доллару США общая численность безработных граждан численность населения трудоспособного возраста

5 курс доллара США к рублю уровень безработицы численность экономически активного населения

6 индекс реального эффективного обменного курса рубля численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума динамика цен (тарифов) на товары (услуги)

7 объем добычи нефти и природного газа средний размер трудовой пенсии индексы-дефляторы по видам экономической деятельности

8 экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и природного газа динамика производительности труда

9 прямые иностранные инвестиции оборот розничной торговли

10 цены на нефть марки Urals (мировые) платные услуги населению

11 цены на природный газ численность граждан, занятых в экономике

12 среднеконтрактные цены на природный газ, экспортируемый в дальнее зарубежье, на Украину, в Республику Молдова и страны Закавказья реальная заработная плата

13 средние цены производителей на газовый конденсат величина прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения

14 показатели производства и реализации подакцизной продукции, производимой на территории РФ и ввозимой на территорию РФ, в том числе подлежащей обложению акцизами фонд заработной платы

15 объем добычи угля, углеводородного сырья, металлических руд, в том числе облагаемый налогом на добычу полезных ископаемых размер номинальной начисленной среднемесячной заработной платы

16 цены реализации подакцизной продукции реальные располагаемые денежные доходы населения

17 сумма начисленной амортизации

18 сумма начисленной амортизации для целей налогообложения

19 среднегодовая стоимость амортизируемого имущества

20 среднегодовая стоимость основных средств для целей бухгалтерского учета

21 прибыль по всем видам деятельности для целей бухгалтерского учета (сальдо)

22 прибыль организаций по всем видам деятельности для целей бухгалтерского учета (без учета организаций, получивших убыток)

23 темпы роста мировой экономики

24 экспорта и импорта товаров в стоимостном и количественном выражении

25 объем экспорта (в том числе налогооблагаемый) прочих товаров

Существующее многообразие определений понятия «финансирование» можно суммировать следующим образом:

финансирование - это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами макроэкономики, федеральных округов, субъектов РФ, организаций, предпринимателей, физических лиц, а также различных экономических программ и видов экономической деятельности.

Следовательно, современное финансирование регионального развития должно осуществляться при соблюдении следующих принципов:

1. Признание неокейнсианского подхода в качестве основы государственной политики.

2. Четкое разграничение приоритетов развития на экономическое, социальное и социально-экономическое.

3. Осознание активной роли финансов в расширенном воспроизводстве.

4. Использование современных финансовых технологий с учетом российской специфики.

5. Определение органов и должностных лиц, ответственных за достижение запланированных показателей.

6. Отказ от разработки программ, стратегий и концепций развития регионов, не обеспеченных

финансовыми ресурсами.

7. Создание организационных структур, отличных от региональных и муниципальных бюджетов, ответственных за экономическое региональное развитие.

Заключение

Стимулирование комплексного развития (экономического, социального и социально-экономического) является основной задачей на современном этапе. Конвергенция рыночной и плановой экономик - объективное явление XXI века, без которого невозможно догоняющее развитие. Использование финансирования с применением современных финансовых технологий позволит ускорить региональное развитие, что окажет положительное влияние на нашу страну в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сахно К.Н. Научные основы повышения технологичности трубопроводов судовых систем на стадии проектирования : дис. ... д-ра техн. наук. Астрахань, 2012. 353 с.

2. Сахно К.Н. Научные основы повышения технологичности трубопроводов судовых

систем на стадии проектирования : автореф. дис. ... д-ра техн. наук. Астрахань, 2012.

3. Горелик Б.А. Гибка труб судовых систем. Л. : Судостроение, 1981.

4. Сахно К.Н. Методика проектирования (технологической проработки) трасс трубопроводов для изготовления труб без измерения размеров по месту // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Морская техника и технология. 2012. № 2. С. 35-40.

5. Сахно К.Н., Сергеев П.Ю. Современное состояние вопроса проектирования, изготовления и монтажа трубопроводов судовых систем, постановка задач исследования // Вестн. Астра-

хан. гос. техн. ун-та. Сер.: Морская техника и технология. 2013. № 1. С. 54-60.

6. ОСТ 5.95057-90. Системы судовые и системы судовых энергетических установок. Типовой технологический процесс изготовления и монтажа трубопроводов. Введ. 01.07.1991. Л. : РТП НПО «Ритм». 207 с.

7. РД 5Р.0005-93. Системы судовые и системы судовых энергетических установок. Требования к проектированию, изготовлению и монтажу труб по эскизам и чертежам с координатами трасс трубопроводов. СПб. : ЦНИИТС.

8. TRACTO-TECHNIK GmbH & Co. KG.I[electron-ic resource] : site. URL: http://pipebending.tracto-technik.com (Дата обращения 12.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.