Научная статья на тему 'Программно-целевое финансирование: проблемы и перспективы применения в России'

Программно-целевое финансирование: проблемы и перспективы применения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сибирский федеральный округ. Ключевые слова: финансирование / социально-экономическое развитие региона / экономическая привлекательность региона / финансовые инструменты / Сибирский федеральный округ / financing / socio-economic development of the region / economic attractiveness of the region / financial instruments / Siberian Federal District

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бубнов Вячеслав Анатольевич

Одной из ключевых проблем российской экономики является поиск путей дальнейшего развития в условиях быстро меняющегося мирового хозяйства. Изменения точек роста мировой экономики и перенос их в Азию требует переосмысления роли и места Сибири в социальноэкономическом развитии страны. Существующее отставание в научно-практическом осмыслении и освоении экономических технологий не позволяет ускорить темпы роста экономики и занять лидирующее место в мире. Одной из таких технологий является программно-целевое финансирование. Использование данного вида финансирования позволит решить проблему выравнивания уровня социально-экономического развития субъектов Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE-BASED FINANCING: PROBLEMS AND PROSPECTS OF APPLICATION IN RUSSIA

One of the key problems of the Russian economy is to find ways of further development in a rapidly changing global economy. Changes to the points of growth of world economies and placing them in Asia requires a rethinking of the role and place of Siberia in the socio-economic development of the country. The existing gap in the scientific understanding and the development of economic technologies do not allow to accelerate the pace of economic growth and to take a leading place in the world. One of such technologies is targeted funding. The use of this type of financing will solve the problem of balancing the level of socio-economic development of the Federation, of the Siberian Federal District.

Текст научной работы на тему «Программно-целевое финансирование: проблемы и перспективы применения в России»

УДК 336.61 Бубнов Вячеслав Анатольевич,

к. э. н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 8 (3952) 638342, e-mail: [email protected]

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

V.A. Bubnov

SOFTWARE-BASED FINANCING: PROBLEMS AND PROSPECTS

OF APPLICATION IN RUSSIA

Аннотация. Одной из ключевых проблем российской экономики является поиск путей дальнейшего развития в условиях быстро меняющегося мирового хозяйства. Изменения точек роста мировой экономики и перенос их в Азию требует переосмысления роли и места Сибири в социально-экономическом развитии страны. Существующее отставание в научно-практическом осмыслении и освоении экономических технологий не позволяет ускорить темпы роста экономики и занять лидирующее место в мире. Одной из таких технологий является программно-целевое финансирование. Использование данного вида финансирования позволит решить проблему выравнивания уровня социально-экономического развития субъектов Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ.

Ключевые слова: финансирование, социально-экономическое развитие региона, экономическая привлекательность региона, финансовые инструменты, Сибирский федеральный округ.

Abstract. One of the key problems of the Russian economy is to find ways of further development in a rapidly changing global economy. Changes to the points of growth of world economies and placing them in Asia requires a rethinking of the role and place of Siberia in the socio-economic development of the country. The existing gap in the scientific understanding and the development of economic technologies do not allow to accelerate the pace of economic growth and to take a leading place in the world. One of such technologies is targeted funding. The use of this type of financing will solve the problem of balancing the level of socio-economic development of the Federation, of the Siberian Federal District.

Keywords: financing, socio-economic development of the region, economic attractiveness of the region, financial instruments, Siberian Federal District.

Введение

Социально-экономическое развитие Россий-

ской Федерации является основной задачей общества на современном этапе. Однако в связи с процессами глобализации мировой экономики и активным включением нашей страны в этот процесс мы стали подвержены влиянию целого ряда факторов, как позитивных, так и негативных.

К таким факторам можно отнести:

1. Изменение курсов национальной и иностранных валют (особенно доллара США, евро и китайского юаня, японской иены), которое происходит ежедневно под влиянием спекулятивных игр и прочих причин, поддающихся анализу только после происшедшего.

2. Колебание цен на энергоносители (нефть, природный газ, уголь) в результате субъективных причин.

3. Проведение макроэкономической политики крупнейших мировых игроков - США, ЕС, КНР, Японии.

4. Возникновение локальных военных конфликтов и режиссированных революций (Ирак, Ливия, Сирия, страны постсоветского пространства: Украина, Таджикистан, Кыргызстан, Грузия).

5. Ускорение научно-технического прогресса (сланцевая технология, информатизация общества, нанотехнологии, биотехнологии).

6. Выведение национального капитала за рубеж и использование оффшоров.

7. Трудовая миграция высококвалифицированной рабочей силы из России и приток неквалифицированных незаконных мигрантов.

8. Снижение уровня рождаемости коренного населения.

9. Нестабильный рынок ценных бумаг и де-ривативов и т. д. (Современное финансовое толкование дериватива может быть представлено через такие понятия, как производная ценная бумага, вторичная ценная бумага, ценная бумага второго уровня, второго порядка, а также дериват. Дерива-тив - ценная бумага, выпущенная на уже функционирующие финансовые активы, это «бумага на

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

бумагу». Отсюда дериватив - финансовый инструмент, цены и условия которого базируются на соответствующих параметрах другого финансового инструмента, который будет являться базовым).

В связи с этим необходимо сделать выбор: отвечать на постоянно возникающие вызовы со стороны глобальной экономики или формировать экономическую независимость.

В настоящее время выбран первый путь, что способствует дальнейшему отставанию России от ведущих стран мира по целому ряду направлений, в том числе экономическим технологиям, что приводит к тому, что валовой внутренний продукт в период кризиса снизился у нас больше, чем у всех стран, а его восстановление идет медленными темпами (см. табл. 1).

Более решительное использование в экономике современных подходов, актуальных именно для нашей ситуации, позволит осуществить необходимый рывок в развитии и обрести экономическую независимость.

Одной из таких технологий, с нашей точки зрения, является программно-целевое финансирование.

Финансирование программ

В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ, «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» [2].

Принимая на себя такие обязательства, государство вынуждено предпринимать меры, их обеспечивающие. В частности, принимать различные стратегии и программы развития различных отраслей экономики, социальной сферы, а также федеральных округов и субъектов Федерации.

Все вышеперечисленные нормативные документы разрабатываются годами, а их реализация рассчитана на срок от трех лет до нескольких десятилетий.

Длительный срок разработки и согласования, изменение исходных данных и реализация рисков приводит к их невыполнению, следовательно, поставленные цели не достигаются. Это негативно сказывается не только на государственном аппарате управления, но и на российском обществе в целом.

Для исправления такого положения дел необходимо разработать принципиально новый подход к разработке и реализации такого рода стратегий и программ.

Он должен отвечать следующим принципам:

1. Цель четко сформулирована и имеет конкретные количественные и качественные характеристики, которые не разделены на оптимистические, пессимистические и реалистические.

2. Определены конкретные участники, их области ответственности, а также система санкций за неисполнение обязательств.

3. Ресурсное обеспечение по фиксированным ценам, изменение которых невозможно на весь период реализации программы.

4. Перечислены источники финансирования, а также их альтернатива.

Вышеперечисленные принципы можно объединить в понятие «программно-целевое финансирование».

Существующее многообразие определений понятия «финансирование» можно суммировать следующим образом:

финансирование - это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами макроэкономики, федеральных округов, субъектов РФ, органи-

Т а б л и ц а 1

Динамика реального объема валового внутреннего продукта, прирост (снижение)

Страна 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. II квартал 2013 г. в % ко II кварталу 2012 г.

Россия -7,8 4,5 4,3 3,4 1,22)

Бразилия -0,3 7,5 2,7 0,9 1,83)

Германия -5,1 4,2 3,0 0,7 0,5

Индия 5,0 11,2 7,7 4,0 2,83)

Италия -5,5 1,7 0,4 -2,4 -2,0

Канада -2,8 3,2 2,6 1,8 1,64)

Китай 9,2 10,4 9,3 7,8 7,5

Великобритания -4,0 1,8 1,0 0,3 1,4

США -3,1 2,4 1,8 2,2 1,4

Франция -3,1 1,7 2,0 0,0 0,3

ЮАР -1,5 3,1 3,5 2,5 1,93)

Япония -5,5 4,7 -0,6 2,0 0,9

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

заций, предпринимателей, физических лиц, а также различных экономических программ и видов экономической деятельности.

Особенностью программно-целевого финансирования является наличие четкой цели, которая определения в конкретной программе.

Финансирование осуществляется из собственных, внутренних источников и из внешних источников, в виде ассигнований из средств бюджета, кредитных средств, иностранной помощи, взносов других лиц.

Участники программно-целевого финансирования должны быть объединены не только идеей получения максимально возможной прибыли, но и стремлением достичь заранее определенного общественного эффекта.

Рассмотрим применение программно-целевого финансирования на примере регионального социально-экономического развития.

Например, одной из острейших современных проблем является неравномерность социально-экономического развития регионов, которая имеет тенденцию только усиливаться с момента распада СССР.

Переход к рыночной экономике в 90-х годах ХХ века и внедрение идеи конкуренции на всех уровнях макроэкономики и микроэкономики себя не оправдали.

Все мероприятия, программы, стратегии Правительства РФ, направленные на рост конкурентоспособности регионов РФ, не оправдывают возложенных на них надежд.

В связи с этим предлагаем ввести понятие «экономическая привлекательность региона» и осуществлять ее расчет.

Экономическая привлекательность региона -это показатель, отражающий уровень комфортности проживания в конкретном регионе и интерес потенциальных инвесторов в размещении инвестиционных ресурсов в нем [3].

Для расчета данного показателя предлагается использовать следующие индикаторы:

1) демографические и трудовые индикаторы;

2) социальные индикаторы;

3) экономические индикаторы;

4) уровень жизни населения;

5) инфраструктура;

6) финансовые.

Осуществленные расчеты [4] представлены в табл. 2 и показывают, что даже в рамках одного Сибирского федерального округа лидер - Красноярский край (309 баллов) превосходит аутсайдера - Алтайский край (187 баллов) на 65 %, причем по социальной сфера отставание в 2,4 раза, а по уровню жизни в 5,6 раза.

Следовательно, применение ставших традиционными за последние двадцать лет финансовых методов не дает необходимой отдачи.

Предусмотренные Бюджетным Кодексом РФ и Федеральными законами о бюджете на определенные года методы финансирования региональных экономик необходимо заменить чем-то новым.

С учетом важности ускоренного развития Сибири для страны распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р утверждена «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года» (далее -Стратегия) [5], где среди конкурентных преимуществ указано, что Сибирь, являясь ресурсной

Т а б л и ц а 2

Рейтинг экономической привлекательности регионов СФО

№ п/п Регион Демография Социальная сфера Экономика Уровень жизни Инфра-структура Финансовые Общее количество баллов

1 Красноярский край 37 71 35 62 52 52 309

2 Новосибирская область 43 71 45 37 50 47 293

3 Томская область 42 62 47 39 39 51 280

4 Иркутская область 30 57 34 39 23 48 231

5 Омская область 56 55 31 17 19 48 226

6 Республика Тыва 36 61 20 14 25 56 212

7 Забайкальский край 35 53 27 13 26 57 211

8 Республика Алтай 39 58 29 12 18 53 209

9 Республика Бурятия 34 42 33 12 36 49 206

10 Кемеровская область 37 39 28 25 24 52 205

11 Республика Хакасия 31 44 25 33 15 49 197

12 Алтайский край 35 30 36 11 32 43 187

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

кладовой России и всего мира, располагает крупными запасами углеводородного сырья, угля, урана, черных, цветных и драгоценных металлов, древесины, водных и гидроэнергетических ресурсов. Запасы угля составляют 80 процентов общероссийских запасов, меди - 70 процентов, никеля - 68 процентов, свинца - 86 процентов, цинка - 77 процентов, молибдена - 82 процента, золота - 41 процент, металлов платиновой группы - 99 процентов, гидроэнергетических ресурсов и запасов древесины - более 50 процентов, а крупные сибирские реки и озеро Байкал становятся стратегическим ресурсом пресной воды планетарного масштаба.

Приоритетными отраслями социально-экономического развития Сибири в 2010-2020 годах будут являться:

1) информационные телекоммуникационные технологии, нанопромышленность, биотехнологии;

2) машиностроение (буровое, горношахтное, трубопроводное, транспортное, энергетическое и электротехническое, металлургическое, жилищно-коммунальное и строительное), авиастроение, производство медицинского оборудования и точное приборостроение;

3) добывающая промышленность (добыча нефти, газа, угля, черных, цветных, благородных и редкоземельных металлов) и увеличение добычи полезных ископаемых;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) геолого-разведочные работы;

5) перерабатывающая промышленность: глубокая переработка первичного сырья (нефте-, газо-, угле-, лесохимия), производство целлюлозы, бумаги, высокотехнологичных горюче-смазочных материалов, древесных плит, мебели и продукции металлургии;

6) агропромышленный комплекс (включая продукты питания органического производства);

7) энергетический комплекс (включая малую (муниципальную) энергетику и возобновляемые источники энергии);

8) инфраструктура железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и трубопроводного транспорта;

9) промышленность строительных материалов;

10) строительство комфортного социального жилья по доступным ценам (в городах), индивидуальных домов (в сельской местности), жилья для вахтовиков и работников агропромышленного комплекса;

11) прикладная наука и научное сопровождение промышленности, транспорта, строительства и агропромышленного комплекса;

12) высококачественные (включая экспортно ориентированные) услуги транспорта, финансового сектора, образования, туристско-рекреационной сферы, здравоохранения и культуры.

Если осуществить сравнение конкурентных преимуществ и приоритетных отраслей социально-экономического развития Сибири, становится очевидной необоснованность основных индикаторов по базовому сценарию развития (приведены в табл. 3).

Основными проблемами на пути достижения поставленных целей являются [6]:

- отсутствие финансовой базы для реализации Стратегии на региональном и федеральном уровнях;

- сокращение численности коренного населения Сибири;

- заинтересованность Китайской Народной Республики в сырьевой направленности экономики Сибири;

- реформирование железнодорожного транспорта - создание ОАО «Российские железные дороги» и дробление естественного монополиста на дочерние и зависимые общества;

Т а б л и ц а 3

Динамика основных индикаторов развития Сибири по базовому сценарию [5] (в ценах 2008 года)

Показатель 2008 год 2010 год 2015 год 2020 год

Душевой валовой региональный продукт, тыс. рублей на человека 190,6 187,3 241,9 297

Удельные инвестиции, тыс. рублей на человека 45,8 41,4 69,9 103,5

Доля инвестиций в ВРП, копеек на рубль 24 22,1 28,9 34,9

Производительность труда, тыс. рублей на человека 410,4 402,1 555,1 738,2

Средняя зарплата, тыс. рублей на человека 15,4 16,3 21,5 27,7

- резкие изменения цен на мировых рынках сырья, затрудняющие оценку перспектив экономического развития и снижающие вследствие этого инвестиционную привлекательность Сибири для частного бизнеса;

- суровые природно-климатические условия, приводящие к удорожанию (по сравнению с центральными регионами) проживания людей, строительства и экономической деятельности (в среднем на 25-40 %, в строительстве - в 1,5-2 раза);

- исторически сложившиеся негативные особенности хозяйственного освоения, которые привели к чрезмерной ориентации экономики Сибири на внешние по отношению к ней рынки, высокой территориальной дифференциации, слабости внутренних интеграционных связей, низкой транспортной освоенности территории, некомплексному характеру экономики и неразвитости общего экономического пространства;

- неблагоприятная институциональная среда, создающая условия для вывоза капитала в европейскую часть страны и за границу;

- транспортная удаленность от развитых регионов страны и традиционных рынков сбыта продукции;

- угроза закрепления за Сибирью роли сырьевого придатка развитых экономик, а также самой российской экономики.

Помимо вышеперечисленных проблем, хотелось бы выделить отсутствие программно-целевого финансирования в вышеназванной Стратегии и увязки целей с результатами.

Например, в Иркутской области благодаря инфляции за последние 5 лет и связанному с этим индексированием оплаты труда такой индикатор, как средняя заработная плата, уже перевыполнен в 2012 году на 2000 рублей. Прочие индикаторы не достигнуты, и как индикаторы увязаны между собой, неясно (даже самим разработчикам).

Заключение

Использование программ развития крайне необходимо в нашей стране. Однако существую-

щий подход, не включающий в себя программно-целевого финансирования, не позволяет достичь поставленных целей без дополнительных финансовых ресурсов. Их отсутствие приводит к невыполнению программ и, как следствие, снижению темпов социально-экономического развития регионов Сибирского федерального округа, что является недопустимым в условиях усиления влияния стран Азии на мировом рынке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Важнейшие экономические показатели России и отдельных зарубежных стран URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/isswww.exe/st g/d02/170.htm (дата обращения 19.11.2013).

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

3. Бубнов В. А. Формирование экономической привлекательности Сибирского федерального округа. - Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2009. - 200 с. ISBN 978-5-98710-127-8.

4. Бубнов В.А. Методика определения экономической привлекательности региона на примере регионов Сибирского федерального округа // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 6. С. 50-54.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. №1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года».

6. Бубнов В.А. Проблемы развития Сибирского федерального округа в условиях перехода к инновационному развитию российской экономики // Вестник Университета Государственного университета управления. 2011. № 15. С. 99105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.