Научная статья на тему 'Панславизм и Ф. Тютчев'

Панславизм и Ф. Тютчев Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
742
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНСЛАВИЗМ / Ф. И. ТЮТЧЕВ / ПРАВОСЛАВИЕ / ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛАВЯН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Понкратова Алла Николаевна

Автор анализирует проблему становления и распространения панславизма в России конца XIX века в связи с жизнью и творчеством Ф. И. Тютчева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Панславизм и Ф. Тютчев»

"Культурная жизнь Юга России " 128 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

М> 3 (32), 2009

2. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие. М., 2001. С. 49.

3. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2007. С. 11.

4. Гуревич А. Я. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990. С. 49.

5. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте ... С. 5.

6. Там же. С. 6.

7. Там же. С. 38.

8. Мельникова А. А. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности. СПб., 2003. С. 16.

9. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. С. 396.

10. Словарь иностранных слов. М., 1990.

11. ФасмерМ. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. СПб., 1996.

12. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Ушакова. М., 1996.

13. Новый словарь иностранных слов. Минск, 2005. С. 567.

14. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте ... С. 19.

15. Пул нова .//. Ю., Коваленко Е. Г. Русский фразеологизм как ментально-когнитивное средство языковой концептуализации сферы моральных качеств личности. Краснодар, 2004.

16. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 215.

17. Суперанская А. В., Подольская Н. В., Васильева Н. В. Общая терминология: Вопросы теории. М., 1989. С. 140.

18. Буянова Л. Ю., Коваленко Е. Е. Русский фразеологизм ... С. 24.

19. Стернин И. А., БыковаЕ В. Концепгы и лакуны //Языковое сознание: Формирование и функционирование. М. 1998. С. 42-64.

20. Словарь иностранных слов ... С. 226.

21. Васгшъев Л. М. Современная лингвистическая семантика. М., 1990. С. 82.

22. Потебня А. А. Мысль и язык. М., 1999. С. 160.

23. ЗубковаЛ. Е Язык и форма: Теория и история языкознания. М., 1999. С. 71.

24. Кацнелъсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение. М., 1965. С. 9.

25. Там же. С. 107

26. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. М., 1975. С. 13.

27. Никитин М. В. Основы лингвистической теории значения. М., 1998. С. 46.

28. Кацнелъсон С. Д. Категории языка и мышления: Из научного наследия. М., 2001. С. 490.

29. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

30. Стернин И. А., Быкова Е. В. Концепты и лакуны ... С. 56-58.

E. V. NACHKEBIYA. MENTALITY AS A LANGUAGE CATEGORY: FORMULATION OF THE PROBLEM

The article is dedicated to the formulation of the problem of mentality as a linguistic category. The analysis of definitions and correlation of fundamental linguistics notions and terms shows genetic unity and functional isomorphism of mental and linguistic phenomena.

Key words: concept, culture, language, linguistic category, the world vision, mentality, semantics.

А. Н. ПОНКРАТОВА

ПАНСЛАВИЗМ И Ф. ТЮТЧЕВ

Автор анализирует проблему становления и распространения панславизма в России конца XIX века в связи с жизнью и творчеством Ф. И. Тютчева.

Ключевые слова: панславизм, Ф. И. Тютчев, православие, объединение славян.

Ф. И. Тютчев занимает особое место в судьбе России. Отдельные грани его личности практически неизвестны. Большой вклад в освоение произведений русского поэта внес Вадим Валерианович Кожинов, автор наиболее полного повествования о его жизни и творчестве.

Изучение литературного наследия поэта определяется потребностью понять взаимосвязь философских воззрений Тютчева с русской жизнью, рассмотреть становление его творческой личности в культурном контексте середины - конца XIX века. Ф. Тютчев представлял поколение поздних панславистов, наследников Ивана Сергеевича и Константина Сергеевича Аксаковых, Ивана Васильевича и Петра Васильевича Киреевских,

Александра Степановича Хомякова и др. Конец 1840-х - начало 1850-х годов - время бурной политической и поэтической активности Тютчева. Если ранее он питал определенные иллюзии относительно николаевского режима, то после севастопольской катастрофы и смерти Николая I он произносит самые суровые слова в его адрес.

С осени 1865 года поэт с головой окунается в политику, стремится формировать общественное мнение по внешнеполитическим вопросам, воздействовать на Горчакова, царя, пропагандирует свои идеи через влиятельные правые газеты. Поглощенность поэта подобной деятельностью отражена в его лирике. Большинство стихотворений этого периода - зарифмованные фельетоны.

М 3 (32), 2009

жизнь Юга России "

-129

Панславизм как идеология сложился в связи с поражением России в Крымской войне (1853— 1856) и под влиянием подавления Польского восстания (1863-1864). «В конце николаевской эпохи оказались подорванными основы славянофильства - надежда на возрождение патриархально-об-щинного строя. Реформа 1861 года окончательно убила целостность теории. Позднее славянофильство представляет собой дробление системы», превратившись в различные направления, в том числе «политический панславизм» (И. Аксаков, Ю. Самарин) [1].

Идеология панславизма не имела стройного и законченного вида, отдельные ее выразители выставляли на передний план различные стороны и нередко противоречили друг другу в своих политических проектах. Как политическое движение панславизм носил верхушечный характер и захватывал только часть бюрократического слоя (граф П. П. Игнатьев, князь В. А. Черкасский, Н. Я. Данилевский и др.), военных кругов (генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев, Р. А. Фадеев) и интеллигенции (писатель И. С. Аксаков, ученые-слависты В. И. Ламанский, О. Ф. Миллер).

Наибольшее политическое влияние панславизм имел в 60-70-е годы XIX века, особенно в период русско-турецкой войны (1877-1878), когда он побуждал правительство к более активным внешнеполитическим действиям. Панславизм стал попыткой сделать опорой русского бытия национальный фактор. Согласно этому мировоззрению, историческая миссия России состоит в том, чтобы объединить единокровных братьев-славян, образовать могучий культурный, хозяйственный, политический и военный славянский союз во главе с Русью для того, чтобы устоять перед натиском враждебного Запада.

Славянофильство и панславизм нередко смешивают. Второе понятие - лишь политическая проекция первого. Утверждая народный характер славянской общности, Тютчев, по сути, отри-

цал националистическую и агрессивную стороны панславизма. Его «истинный панславизм» означал обьединение сил славянских народов с целью их защиты от культурного и политического поглощения как Западом, так и мусульманским миром, от угрозы австрийской экспансии и османизации славян в Турции. При этом в основании панславизма, по мнению поэта, находился не столько национально-политический, сколько духовно-религиозный принцип, православная традиция. Целью объединения славян, подчеркивал поэт, было утверждение и укрепление духовного начала, единства нравственности и просвещения.

Поразительна способность Тютчева к предвидению. Он сформулировал отличительные черты цивилизационных начал Запада и России, выявил их ментальные особенности. Удивляет его проницательность в оценке позиции европейских стран, которую они занимают по отношению к нашей стране (например, сегодня мы наблюдаем, как Запад стремится во всем ограничить Россию, проводя политику «двойных стандартов»).

Давно на почве европейской...

Двойная правда создалась:

Для них - закон и равноправность.

Для нас - насилье и обман [2].

Известны многочисленные упреки, раздававшиеся в адрес России из уст европейских политиков и публицистов. Ей приписывалось желание покорить славян, превратить их в рабских подданных самодержавной империи. Ф. И. Тютчев отвергал подобные обвинения. Россия, утверждал он, несет духовное возрождение славянским народам.

Литература

1. Егоров Б. Ф. От Хомякова до Лотмана. М, 2003. С. 73.

2. Тютчев Ф. И. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. М., 1980. С. 188-189.

А. N. PONKRATOVA. PANSLAVISM AND F. TYUTCHEV

The author analyzes the problem of formation and extension of Panslavism in Russia at the end of the XIX century, due to F. I. Tyutchev's life and creative work.

Key words: Panslavism, F. I. Tyutchev, orthodoxy, unit of the Slavyans.

A. M.САБИРОВА

ЭТНИЧНОСТЬ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Нивелирование этничности в культуре, связанное с процессами глобализации и отголосками национальной политики бывшего СССР, привело к всплеску этнического самосознания, а вместе с тем и к этническому парадоксу. Преодоление последнего во многом связывается с актуализацией традиционной культуры в повседневном быту.

Ключевые слова: этничность, этос культуры, традиционность, этнический парадокс, проектная культура.

Народная культура - сложное явление, которое правления. Многоплановость ее изучения позволя-изучается различными науками гуманитарного на- ет глубже познать этот древнейший феномен куль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.