Научная статья на тему 'ПАНОРАМА ЯНА БЛИКЛАНДА «ВИД МОСКВЫ С ВОРОБЬЁВЫХ ГОР»: СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ'

ПАНОРАМА ЯНА БЛИКЛАНДА «ВИД МОСКВЫ С ВОРОБЬЁВЫХ ГОР»: СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реставрация / панорама / Ян Бликланд / гравюры / экспонирование / альбом / хранение. / restoration / panorama / Jan Blickland / engravings / exhibiting / album / storage

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенов Михаил Андреевич

Материал рассказывает о работе над крупноформатным графическим произведением «Вид Москвы с Воробьёвых гор» (1707–1708), состоящим из одиннадцати листов. Их автор, Ян Бликланд — один из знаковых представителей гравюры Петровского времени, в период создания произведения его творческая деятельность была связана с Оружейной палатой. Листы составляют панораму с изображением города, увенчанного барочным картушем с облаками и аллегорическими композициями. Цель статьи — показать процесс приведения панорамы в экспозиционный вид. Произведение поступило в Лабораторию научной реставрации графики со следами хранения листов в альбоме, многочисленными надписями с двух сторон листов ручного отлива. Общее неудовлетворительное состояние сохранности характеризовалось главным образом значительным загрязнением, неравномерным пожелтением и деструкцией бумаги-основы. Предварительные исследования показали необходимость проведения реставрационных мероприятий. В тексте статьи отражены этапы реставрации; акцент сделан на важных технологических процессах, например, ослаблении желтизны и укреплении бумажной основы. Каждая часть панорамы по отдельности является важным объектом графического собрания Государственного Эрмитажа. При этом работа проведена с вниманием к факту совместного хранения листов и их единому художественному «назначению». После приведения гравюр к удовлетворительному состоянию сохранности, что и было основной задачей реставрации, стало возможным экспонирование панорамы в залах музея. В результате разработан проект будущей монтировки, листы помещены в безопасное хранение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Семенов Михаил Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PANORAMA OF JAN BLICKLAND “VIEW OF MOSCOW FROM THE VOROBIOVY GORY”: IN THE CONSERVING OF A SINGLE ARTWORK

The material tells about the conservation of a large-format graphic work “View of Moscow from The Vorobiovy Gory” (1707–1708), consisting of eleven sheets. Jan Blickland, creator, is one of the significant representatives of Peter’s engraving. While the panorama was being created, author`s activity was concentrated around the Kremlin Armory. The sheets form a panorama of the city, crowned with a baroque cartouche with clouds and allegorical compositions. The goal of the article is to show the process of preparation of the panorama for exposure. The work came into Laboratory with traces of storage in the album and numerous inscriptions from both sides of the hand sheets. The general unsatisfactory condition was characterized by heavy pollution, irregular discoloration and destruction of the paper. The further more advanced estimation of the technical condition of the engravings indicated the need for restoration activities. The main stages of restoration in the article are described with an emphasis on important technological processes, for example, discoloration removal and strengthening of the paper. All parts of the panorama are independent graphic works, while paying special attention to the previous way of sheet storage and their unified artistic “assignment”. After reaching the visual unity of all parts of the panorama the exposure became possible. All the sheets are prepared for mounting and placed in the safe storage.

Текст научной работы на тему «ПАНОРАМА ЯНА БЛИКЛАНДА «ВИД МОСКВЫ С ВОРОБЬЁВЫХ ГОР»: СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

М. А. Семенов

ПАНОРАМА ЯНА БЛИКЛАНДА «ВИД МОСКВЫ С ВОРОБЬЁВЫХ ГОР»: СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Материал рассказывает о работе над крупноформатным графическим произведением «Вид Москвы с Воробьёвых гор» (1707-1708), состоящим из одиннадцати листов. Их автор, Ян Бликланд — один из знаковых представителей гравюры Петровского времени, в период создания произведения его творческая деятельность была связана с Оружейной палатой. Листы составляют панораму с изображением города, увенчанного барочным картушем с облаками и аллегорическими композициями. Цель статьи — показать процесс приведения панорамы в экспозиционный вид. Произведение поступило в Лабораторию научной реставрации графики со следами хранения листов в альбоме, многочисленными надписями с двух сторон листов ручного отлива. Общее неудовлетворительное состояние сохранности характеризовалось главным образом значительным загрязнением, неравномерным пожелтением и деструкцией бумаги-основы. Предварительные исследования показали необходимость проведения реставрационных мероприятий. В тексте статьи отражены этапы реставрации; акцент сделан на важных технологических процессах, например, ослаблении желтизны и укреплении бумажной основы. Каждая часть панорамы по отдельности является важным объектом графического собрания Государственного Эрмитажа. При этом работа проведена с вниманием к факту совместного хранения листов и их единому художественному «назначению». После приведения гравюр к удовлетворительному состоянию сохранности, что и было основной задачей реставрации, стало возможным экспонирование панорамы в залах музея. В результате разработан проект будущей монтировки, листы помещены в безопасное хранение.

Ключевые слова: реставрация, панорама, Ян Бликланд, гравюры, экспонирование, альбом, хранение.

M. A. Semenov

PANORAMA OF JAN BLICKLAND "VIEW OF MOSCOW FROM THE VOROBIOVY GORY": IN THE CONSERVING

OF A SINGLE ARTWORK

The material tells about the conservation of a large-format graphic work "View of Moscow from The Vorobiovy Gory" (1707-1708), consisting of eleven sheets. Jan Blickland, creator, is one of the significant representatives of Peter's engraving. While the panorama was being created, author s activity was concentrated around the Kremlin Armory. The sheets form a panorama of the city, crowned with a baroque cartouche with clouds and allegorical compositions. The goal of the article is to show the process of preparation of the panorama for exposure. The work came into Laboratory with traces of storage in the album and numerous inscriptions from both sides of the hand sheets. The general unsatisfactory condition was characterized by heavy pollution, irregular discoloration and destruction of the paper. The further more advanced estimation of the technical condition of the engravings indicated the need for restoration activities. The main stages of restoration in the article are described with an emphasis on important technological processes, for example, discoloration removal and strengthening of the paper. All parts of the panorama are independent graphic works, while paying special attention to the previous way of sheet storage and their unified artistic "assignment". After reaching the visual unity of all parts of the panorama the exposure became possible. All the sheets are prepared for mounting and placed in the safe storage.

Keywords: restoration, panorama, Jan Blickland, engravings, exhibiting, album, storage.

В собрании Государственного Эрмитажа хранятся различные графические произведения с изображением Москвы, значительная часть которых уже была представлена на временных выставках. Это «постоянство» напрямую связано с усердной работой Отделов музея, которые хранят, исследуют, реставрируют и показывают произведения искусства, в которых отражается многообразие коллекции. Именно поэтому гравюры Яна Бликланда «Вид Москвы с Воробьёвых гор», созданные в 1707-1708 годах, привлекли интерес хранителей и реставраторов. Листы составляют панораму c изображением города. В сентябре 2023 года завершилась двухлетняя работа по реставрации панорамы. Гравюры были исследованы, и постепенно, с вниманием к следам бытования, каждому листу возвращен экспозиционный вид. Данная статья рассказывает об основных этапах приведения панорамы в удовлетворительное состояние сохранности.

О гравёре известно не так много, но его произведение, несомненно, свидетельствует о развитии русской печатной графики Петровской эпохи. Ян Бликланд в период создания панорамы был гравировальным мастером в Оружейной палате. Он принадлежал к кругу гравёров, работавших наряду с Петром Пикаром и Адрианом Шхонебеком1.

Разглядывая детали изображения, можно изучать здания, фортификационные сооружения, окружающий их пейзаж, костюмы и даже лица горожан. «Moscovia Metropolis» («Московская Метрополия») — выгравировано на фрагменте картуша, окруженного купидонами. Бликланд изображает Москву не как сдержанный повествователь, а поэтично восхваляет город. По технике офорт, уверенно дополненный резцом, очень выразителен, создается ощущение глубины пространства (ил. 1).

Ил. 1.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1708-1709 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 80 х 290 см. Инв. № ЭРГ-21464-21467, 21471-21472, 21469, 21474. Архив Лаборатории научной реставрации графики Государственного Эрмитажа (Архив ЛНРГ ГЭ) Общий вид панорамы до реставрации. 2021 г.

Проект реставрации начали в 2021 году, когда в работу были приняты одиннадцать графических листов. Они представляют собой гравюры офортом и резцом на вержированной бумаге ручного отлива, различной по цвету и толщине. Края фигурной формы, местами подрезаны. Размеры гравюр немного варьируются, одинаковых не было. Панорама состоит из восьми частей, имеет большой формат

(80 х 290 см), еще три листа повторяют отдельные части изображения. Непосредственно вид города представлен на четырех листах, также сохранен картуш с изображениями облаков и иных аллегорических композиций. Все части панорамы, в том числе дублирующие друг друга, являются самостоятельными графическими произведениями. Судьба уберегла листы от того, что часто делали собиратели с гравюрой в XVIII веке: обрезали поля и наклеивали на бумагу или картон. Каждая гравюра имеет поля, различные по ширине. Левые поля ранее подгибались, вдоль них сохранились отверстия от шитья. Эти признаки объединяют все листы и указывают на факт их хранения в альбоме.

На реставрационном совете было предложено подготовить панораму к экспонированию. Для этого было нужно составить из гравюр единое произведение, утвердить план реставрации, определить способ монтирования (ил. 2).

ИЛ. 2.

Прием гравюр Я. Бликланда в реставрацию. Отбор восьми листов в монтировку. Хранитель В. В.-О. Лоога. 2021 г. Архив ЛНРГГЭ

После того, как с хранителем было оговорено, какие части произведения пойдут на экспозицию, началась оценка технического состояния гравюр. Последнее указывало на необходимость проведения реставрационных мероприятий. Учитывая факт хранения листов вместе и рассматривая каждый как часть единой композиции, было решено работать со всеми гравюрами по единой методике, а также обеспечить экспозиционный вид и безопасное хранение тем трем листам (инв. № ЭРГ-21473, ЭРГ-21470, ЭРГ-21468), что не будут помещены в монтировку.

Составление описания сохранности касалось как индивидуальных особенностей, так и общих проблем для всех частей панорамы. Все гравюры были под плотным слоем пыли и копоти. Светло-кремовый цвет тряпичной бумаги значительно искажало неравномерное пожелтение с усилением к краям. Степень пожелтения листов варьировалась — вероятно, из-за особенностей их использования. В частности, листы ЭРГ-21464 и ЭРГ-21474 пожелтели сильнее остальных. Вдоль краев и в углах просматривались следы восполнений, сделанных без учета цвета авторской бумаги. На гравюрах встретились и разнохарактерные пятна, местами сквозные, например, фоксинги. На полях читались следы от водяных затеков. Говоря о фактурных пятнах, отметим: на изображении были заметны клеевые остатки и точечные фрагменты нитей. Также на листах наблюдались скопления мелких пятен черного, коричневого, зеленовато-коричневого цветов. Они главным образом заразили лист ЭРГ-21464 (ил. 3, 4).

Бумага-основа гравюр была в неудовлетворительном состоянии. По центру каждого листа, в том числе на изображении, проходили жесткие вертикальные перегибы со складками. Из-за частого использования листов образовались разрывы, некоторые фигурные, которые заходили на изображение или шли по периметру оттисков. По всей поверхности просматривались жесткие деформации. Один из кар-тушей (ЭРГ-21471, 21472) был склеен внахлест и сложен пополам. Из-за склейки не было видно правого поля листа ЭРГ-21471. Там же, на участке изображения, образовался прорыв. У краев всех гравюр просматривались многочисленные изломы и заломы, а также срывы и расслоения бумаги-основы. Изображение было значительно потерто, в том числе из-за сильных деформаций.

На оборотные стороны гравюр в разное время были приклеены монтировочные полоски и фрагменты из четырех типов бумаги, фиксирующие некоторые

Ил. 3.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1707-1708 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 53 х 73 см. Инв. № ЭРГ-21464. Архив ЛНРГ ГЭ Фрагмент. Пятна

от насекомых у нижнего края листа. Под микроскопом

Ил. 4.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1707-1708 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 53 х 73 см. Инв. № ЭРГ-21464. Архив ЛНРГ ГЭ

Фрагмент. Пятна от насекомых у правого края. Под микроскопом

разрывы и участки с утратами. Наличие подобных наклеек объяснимо. Можно предположить, что панорама неоднократно экспонировалась, для чего «укреплялась» плотной бумагой. Из-за этого усилилась деформация, образовались жесткие складки (ил. 5, 6).

ИЛ. 5.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1707-1708 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 53,5 х 73,5 см. Инв. № ЭРГ-21466. Архив ЛНРГ ГЭ

Фрагмент. Лицевая сторона гравюры. Жесткие складки у верхнего края

ИЛ. 6.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1707-1708 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 53,5 х 73,5 см. Инв. № ЭРГ-21466. Архив ЛНРГ ГЭ

Фрагмент. Оборотная сторона гравюры. Жесткие складки у верхнего края

К тому же можно привести одну интересную особенность листа ЭРГ-21469. В правом нижнем углу оборотной стороны привлекает внимание небольшой (2 х 0,7 см) фрагмент печати. На участке наклейки просматривается утрата изображения, в которую по форме и линиям рисунка «встраивается» печатный фрагмент на оборотной стороне. Вероятно, отпечаток был сделан на листе с загнутым полем (ил. 7, 8).

Ил. 7.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1707-1708 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 27 х 70,5 см. Инв. № ЭРГ-21469. Архив ЛНРГ ГЭ

Фрагмент. Лицевая сторона гравюры

■ ■ [1 *

* <' ■ Г

' •¿1:V 1 г

• Л а . N г V |

- Л/ ! л Те 1

у 1

Ил. 8.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1707-1708 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 27 х 70,5 см. Инв. № ЭРГ-21469. Архив ЛНРГ ГЭ

Фрагмент. Оборотная сторона гравюры

На всех гравюрах, преимущественно с оборотной стороны, сохранились многочисленные надписи, оставленные в разное время, —включающие инициалы, пагинацию и прочие символы. Они выполнены чернилами коричневого и светло-коричневого цветов, а также графитным карандашом. В правой нижней части панорамы, на листе ЭРГ-21466, читается подпись автора. С оборотных сторон на полях встречаются владельческие пометы: «М.С.Б. 1863». В надписях оставлена не только каталожная информация, но и отражен определенный порядок расположения листов в прежнем альбоме. Из-за обилия данного материала произведение искусства приобретает значение архивного источника (ил. 9,10).

Ил. 9.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1707-1708ГГ. Бумага, гравюра офортом и резцом, 27 х 71,5 см. Инв. № ЭРГ-21470. Архив ЛНРГ ГЭ

Фрагмент. Надпись чернилами на правом поле: «Синодаль»

Ил. 10.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1707-1708 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 53,5 х 73,5 см. Инв. № ЭРГ-21466. Архив ЛНРГ ГЭ

Фрагмент. Оборотная сторона. Владельческая надпись графитным карандашом на правом поле: «М.С.Б. 1863»

В процессе работы над заключением о состоянии памятника были выполнены исследования. Уровень рН бумаги-основы был ниже нейтрального, находился в пределах от 4 до 5. По заключению Лаборатории биологического контроля и защиты Эрмитажа, ранее упомянутый лист ЭРГ-21464 заражен следами жизнедеятельности постельных клопов. Наклейки с оборотных сторон были поставлены на водорастворимый клей натурального происхождения, преимущественно из желатин- и крах-малосодержащих материалов. Со временем он, под воздействием климатических показателей, приобрел кислотный рН (около 3) и превратился в питательную среду для насекомых. Отдельно стоит упомянуть о чернильных надписях. Все они оказались слабоустойчивыми к водной обработке. В составе надписи содержат ионы железа, что показало исследование с помощью полос "PEL", пропитанных батофе-нантролином. При контакте с увлажненной поверхностью исследуемого участка в случае содержания железа появляется красное окрашивание. Комплекс реакции с железом не водорастворим, поэтому метод безопасен для бумаги. Помимо этого, чтобы почерпнуть полезную информацию о панораме, реставраторам показалось

интересным проследить некоторые группы надписей. Из них можно выделить те, что читаются на лицевой стороне десяти листов в правом нижнем углу: «ков-» (ЭРГ-21469), «Мос-» (ЭРГ-21468), «сЬй» (ЭРГ-21472), «Корректоръ» (ЭРГ-21467) и другие. Если раньше гравюры хранились вместе, то, значит, и данные надписи могут выстроиться в определенный порядок. Можно привести их в такой очередности, что будут прочитываться слова: «те-», «сЪй», «Мос-», «ков-», «ской», «Синодаль-», «ной», «Корректоръ», «Алек-», «сЪй». Таким образом, в определенной последовательности чернильные надписи на гравюрах несут информацию о некой личности, связанной с издательской деятельностью.

Выполнен полный комплекс реставрационных мероприятий. Проведена механическая очистка от пыли и других поверхностных загрязнений. Неводостойкие чернильные надписи закреплены. Выполнена водная обработка, предупредившая «окисление» бумаги — следствие естественного старения. Данный процесс важен для вымывания кислотных групп, разрушительно влияющих на структуру тряпичных волокон. Каждый лист равномерно увлажнен, что предупредило «поверхностное напряжение»2, и погружен в кювету с теплой водой на подложку из Холитек-са и листов фильтровальной бумаги для более эффективной промывки. Отделены наклейки, открылись края многих утрат. С поверхности бумаги удален фактурный слой застарелого клея органического происхождения. После разъединения картуша на гравюре ЭРГ-21471 открылось правое поле, что роднит ее со всеми частями «Вида Москвы» (ил. 11).

Ил. 11.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1707-1708 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 27 х 138,5 см. Инв. № ЭРГ-21471-21472. Архив ЛНРГ ГЭ

В процессе водной обработки. Разъединение картуша

Проведена химическая обработка. Следы жизнедеятельности насекомых ослаблены локально. Упрочнение основы каждой гравюры было начато с восполнения авторской проклейки, утрата свойств которой привела к хрупкости листов, их частым повреждениям. Как выбор материала, так и сам процесс очень важен для обеспечения безопасного хранения гравюр. Животный клей для проклейки бумаги был применен еще в XIV веке в Фабриано, взамен восточной традиции использования крахмала. Этот шаг «освободил» бумагу от одного из самых главных несовершенств той эпохи — частого заражения плесневыми грибами3. Желатиновая проклейка в виде теплого водного раствора была нанесена с двух сторон мягким

синтетическим флейцем. Дальнейшее укрепление проведено с использованием японской реставрационной бумаги разной толщины и водных растворов пшеничного клея. Подклеены разрывы, укреплены жесткие изломы, естественные складки приведены в стабильное состояние. Утраты восполнены подобранной бумагой. На ослабленных участках выполнено локальное дублирование на равнопрочную бумагу. Листы отпрессованы в сукнах, состояние бумаги-основы стабилизировано в листах картона и фильтровальной бумаги. В местах многочисленных восполнений выполнены тонировки графитными карандашами под общий тон. Визуальное единство частей панорамы было учтено в работе (ил. 12-15).

Ил. 12.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1707-1708 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 53 х 73 см. Инв. № ЭРГ-21464. Архив ЛНРГ ГЭ Фрагмент. Общий вид до реставрации

Ил. 13.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1707-1708 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 53 х 73 см. Инв. № ЭРГ-21464. Архив ЛНРГ ГЭ Фрагмент. Общий вид после реставрации

..... ,

Ил. 14.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1707-1708 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 53,5 х 72,3 см. Инв. № ЭРГ-21467. Архив ЛНРГ ГЭ Фрагмент. Общий вид до реставрации

Ил. 15.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1707-1708 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 53,5 х 72,3 см. Инв. № ЭРГ-21467. Архив ЛНРГ ГЭ Фрагмент. Общий вид после реставрации

* * *

В результате проведенных реставрационных мероприятий загрязнения, неравномерное пожелтение и пятна больше не мешают восприятию изображения. Нейтрализованы биоповреждения. Сняты многочисленные нежелательные наклейки. Бумаге-основе возвращена механическая прочность. Ослаблены жесткие деформации. Изображению придана целостность. В охранное паспарту будет помещено 8 гравюр (ил. 16). Разработан проект монтировки. Хочется надеяться, что совсем скоро замечательная панорама Яна Бликланда отправится в своё первое шествие по музейным залам.

Ил. 15.

Я. Бликланд. Вид Москвы с Воробьевых гор. 1708-1709 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом, 80 х 290 см. Инв. № ЭРГ-21464-21467, 21471-21472, 21469, 21474. Архив ЛНРГ ГЭ Фрагмент. Экспозиционный вид панорамы после

реставрации. 2023 г.

Примечания

1. Голлербах Э. Ф. История гравюры и литографии в России. М. : ЗАО Центрпо-лиграф, 2003. С. 53

2. Banik G., Bruckle I. Paper and Water: A Guide for Conservators (RoutLedge Series in Conservation and MuseoLogy). Amsterdam : ELseiver, 2015. P. 322.

3. Restauro e conservazione deLLe opere d'arte su carta : catalogo deLLa mostra / a cura deL Lab. di restauro deL Gabineto Disegni e Stampe degLi Uffizi. Firenze : L.S. OLschki, 1981. P. 61-62.

1. GoLLerbax E.F. Istoriya gravyury" i Litografii v Rossii. M. : ZAO CentrpoLigraf, 2003.

S. 53

2. Banik G., BruckLe I. Paper and Water: A Guide for Conservators (RoutLedge Series in Conservation and MuseoLogy). Amsterdam : ELseiver, 2015. P. 322.

3. Restauro e conservazione deLLe opere d'arte su carta : cataLogo deLLa mostra / a cura deL Lab. di restauro deL Gabineto Disegni e Stampe degLi Uffizi. Firenze : L. S. OLschki, 1981. P. 61-62.

Сведения об авторах

Семенов Михаил Андреевич — художник-реставратор произведений графики III категории, ФГБУК «Государственный Эрмитаж», Отдел научной реставрации и консервации, Лаборатория научной реставрации графики, художник-реставратор;

Санкт-Петербургская Академия художеств им. Ильи Репина, студент IV курса факультета теории и истории искусств 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., 2 E-mail: Lab_graphics@hermitage.ru ; misem2@maiL.ru

Semenov Michael A. — artist-restorer of graphic works of III category, the State Hermitage Museum, Department of scientific restoration and conservation, Laboratory for scientific restoration of graphic works; artist-restorer

4rd year student of the ILya Repin Saint-Petersburg Academy of Arts, faculty of History and Theory of arts 2, Palace Square, St. Petersburg, 190000 E-mail: Lab_graphics@hermitage.ru ; misem2@maiL.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.