Научная статья на тему 'О коллекции фонда графики Церковно-археологического музея Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета'

О коллекции фонда графики Церковно-археологического музея Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАВЮРА / РАСКРАШЕННАЯ ГРАВЮРА / ГРАФИКА / ЛИТОГРАФИЯ / ХРОМОЛИТОГРАФИЯ / ENGRAVING / HAND-COLOURED ETCHING / PRINT / GRAPHIC ARTS / LITHOGRAPHY / CHROMOLITHOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нефедова Надежда Викторовна, Трубникова Леонида Анатольевна

Статья посвящена описанию и характеристике скромного собрания графики Церковноархеологического музея ПСТГУ. Коллекция графики складывалась неравномерно. Некоторые из произведений преподнесены музею частными лицами. Музей приобретал только произведения на церковную и, шире, религиозную тематику или же произведения, связанные с историей династии Романовых. Значительная часть коллекции состоит из таблиц из книг и альбомов, датируемых кон. XVIII нач. XX в., имеются также рукописи. Среди рукописей есть контракты о поставках вина и документы о продаже земель. Кроме определенной исторической ценности надо отметить значение этих документов как подлинных образцов палеографии, позволяющих изучать почерк и орфографию разных периодов. Особый интерес представляют такие произведения, как «Сон Наполеона», а также три гравюры, изображающие бедствия, сопровождавшие разрушение Иерусалима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the collection of the Archaeological Church Museum of St.Tikhon’s Orthodox University

The article «About the collection of the Archaeological Church Museum of St. Tikhon's Orthodox University» is devoted to a description and characterization of the modest collection of graphic works of the museum. This collection of graphics evolved unevenly. Some of the works were presented to the museum by private individuals. The museum acquired only works on the church and religious themes, or works devoted to the Romanov dynasty. A significant part of the collection consists of tables from books and albums dating back to the end of the XVIIIth to the beginning of XXth century. There are also manuscripts. Among the manuscripts there are contracts for the supply of wine and documents for the sale of land. Apart from a certain historical value, there should be noted the significance of these documents as authentic samples of paleography, which allow us to study the handwriting and spelling of different periods. Earlier of the exhibits are burin engravings and etchings, later steel engraving and cliché print. The museum's collection also includes works made using the techniques of lithography and mezzotint. Of particular interest are works such as «The Dream of Napoleon» and three small engravings depicting the calamities, that befell the destruction of Jerusalem. A special place in the collection is taken up by a small amount of chromolithographs from the late XIXth and early XXth century.

Текст научной работы на тему «О коллекции фонда графики Церковно-археологического музея Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета»

Вестник ПСТГУ

Серия V. Вопросы истории

и теории христианского искусства

Нефедова Надежда Викторовна, секретарь Церковно-археологического музея ПСТГУ nefedova25@gmail.com

2015. Вып. 1 (17). С. 110-120

Трубникова Леонида Анатольевна, хранитель Церковно-археологического музея ПСТГУ

О КОЛЛЕКЦИИ ФОНДА ГРАФИКИ

Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского

ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА Н. В. Нефедова, Л. А. Трубникова

Статья посвящена описанию и характеристике скромного собрания графики Церковно-археологического музея ПСТГУ. Коллекция графики складывалась неравномерно. Некоторые из произведений преподнесены музею частными лицами. Музей приобретал только произведения на церковную и, шире, религиозную тематику или же произведения, связанные с историей династии Романовых. Значительная часть коллекции состоит из таблиц из книг и альбомов, датируемых кон. XVIII — нач. XX в., имеются также рукописи. Среди рукописей есть контракты о поставках вина и документы о продаже земель. Кроме определенной исторической ценности надо отметить значение этих документов как подлинных образцов палеографии, позволяющих изучать почерк и орфографию разных периодов.

Особый интерес представляют такие произведения, как «Сон Наполеона», а также три гравюры, изображающие бедствия, сопровождавшие разрушение Иерусалима.

В основу собрания графики Церковно-археологического музея положен принцип иллюстративности. Большую часть фонда составляют таблицы из книг или альбомов, датируемых кон. XVIII — нач. XX в. Более ранние из экспонатов являются резцовыми гравюрами и офортами, более поздние — гравюры на стали, а также клишированная печать. В собрание входят произведения, выполненные в технике литографии и гравюры меццо-тинто. Имеются также гравюры иконографического и религиозного содержания, оригинальная графика и изображения архитектуры.

Особое место в фонде занимает небольшое количество хромолитографий кон. XIX — нач. ХХ в. Собирание и сохранение этих подлинных документов эпохи, выполненных небольшими тиражами на бумаге низкого качества, сравнимо с подвижничеством: ведь они не предназначались для долговременного суще-

ствования. Заметим, что серьезным дополнением к коллекции графики могли бы стать архивные материалы, явившись важным научным звеном в собрании музея, углубляя и расширяя его основное содержание.

Коллекция графики складывалась неравномерно, нередко в нее входили произведения, преподнесенные музею частными лицами. При появлении финансовых возможностей приобретались произведения церковной, шире — религиозной тематики либо произведения, связанные с историей династии Романовых.

Сегодня более пятидесяти произведений, репрезентирующих фонд графики, отреставрированы одним из авторов данной статьи, Леонидой Анатольевной Трубниковой, хранителем Церковно-археологического музея, реставратором графики высшей категории.

Несколько любопытных рукописей, переданных в музей Светланой Максимовной Горбачевой, поступили свернутыми в рулон, измятыми, порванными, имеющими утраты (ил. 1). После реставрации эти памятники стало возможным прочесть. В их составе оказалась «Копия с контракта о поставке... 1753 года» (Инв. № Г-6) — документ, иллюстрирующий экономическую жизнь сер. XVIII в., а именно условия поставки купцом Угрюмовым вина на питейный двор (ил. 2). О деятельности того же купца рассказывают и «2 фрагмента листа из документа 9 ноября 1749 года» (Инв. № Г-14 (а, б)).

Среди рукописей, попавших в собрание музея, — документы разных лет о продаже земель и садов в селе Богоявленская слобода (Инв. № Г-7, Г-8, Г-9, Г-10), а также документ 1753 года, представляющий собой отчет о расходовании средств и о закупках рыбы у разных лиц (Инв. № Г-5 (а, б)). Кроме определенной исторической ценности эти документы имеют значение как подлинные образцы палеографии, позволяющие изучать почерк и орфографию разных периодов времени.

В собрании музея есть несколько западноевропейских произведений, таких как «Лист с двумя гравюрами» (Инв. № Г-49), изготовленный в Париже, итальянская гравюра «Ecce homo» (№ Г-41), гравюра «Три царя» (Инв. № Г-57) (ил. 3), хромолитография «Святое семейство» (Инв. № Г-11) (ил. 4).

В коллекцию входят шесть репродукций (Инв. № Г-51 — Г-56), изготовленных в Санкт-Петербурге. Они выполнены с гра-

Ил. 1. Рукописи до реставрации

Ил. 2. Неизвестный автор. «Копия с контракта о поставке... 1753 года». 1753 г.

Ил. 4. A. Muuer. Warth (?) «Святое семейство». Вторая половина XIX—рубеж XX в.

WÍJl lültri yiEPTlim ДАВ11ДА, к *жть I Erj A..Í-. tu fii^t, i I. *■.< ч | 'li.ri iJji Iiii hí Ci^it, * силн. hiííi* ehmiv, л

i iiЛ fri jiti» "' II i<,iwi liiW . шн Giuü »Utt en. n Днвядт.icj^ii pjmw сиг*. It 11Г1). .

BlLU 1-). i Í.).Ц ' 41 l'llAA ¿ íilJ,. ГГ:,(Г: «t-mjí^ J*1>J», Kiiun Ttm-lilimvljil NЧ1ЦМ,,

i . J0£b n. írtBi L :;>: ... ]Я, «. * Id

" "" "' '"(ИЗ)

Ил. 5. «Саул хочет умертвить Давида». Репродукция с гравюры Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. 1864 г. (?), Санкт-Петербург

вюр Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, созданных для издания «Библия в картинах» (Лейпциг, 1852—1860). В России эти репродукции были сделаны уже в 1864 г., что характеризует скорость процессов в области культурного обмена между Россией и Западной Европой (ил. 5).

Весьма интересны отечественные произведения, среди которых — три небольшие гравюры, выполненные неизвестным автором в XVII веке (оттиск, возможно, кон. XVIII — 1-й пол. XIX в.) (Инв. № Г-32 — Г-34). Сюжет этих произведений — бедствия, сопровождавшие разрушение Иерусалима. Изображения разъясняются текстом, поэтому можно предположить, что данные гравюры иллюстрируют некое литературное произведение (ил. 6).

Авторы некоторых произведений фонда графики пока не установлены, как неизвестна и история их создания. Другие произведения, напротив, содержат надписи, позволяющие выяснить их происхождение. Например, гравюра «Лютеранская церковь св. Анны» (Инв. № Г-37), исполненная английским мастером Гобертом по рисунку А. М. Горностаева в 1834 г., была создана для изданного в пяти тетрадях «Собрания девяноста восьми гравированных на стали видов для панорамы Санкт-Петербурга», которое являлось приложением к книге А. П. Ба-шуцкого «Панорама Санкт-Петербурга» (ил. 7).

Любопытный образец отечественной резцовой гравюры — работа под названием «Сон Наполеона» (Инв. № Г-35), выполненная русским мастером. Этот автор был хорошо знаком с западноевропейскими карикатурами, посвященными наполеоновским войнам, и использовал их мотивы в своей работе (ил. 8).

Ил. 6. Неизвестный художник. «Уны коль страшно и слезно...». Рисунок XVIIв., оттиск конца XVIII — первой половины XIXв. Россия

t

Ил. 7. Гоберт по рисунку А.М. Горностаева. «Лютеранская церковь св. Анны». 1834 г., Англия

Ил. 8. Неизвестный художник. «Сон Наполеона». XIXв., Россия

115

Ил. 9. Неизвестный художник. «Рождество Пресвятой Богородицы». 1889 г., Москва

1ТЩ1 ¡1ШЬ М№| ИРПЕ« ШНИТШСШ' шт<1шв * ■• ■ ■: [ г;»I ;с'" >*

Ил. 10. Неизвестный художник. «Отец Иоанн Ильич Сергиев «Кронштадтский». 1904 г., Москва

В собрание фонда графики входит комплект «Двунадесятые праздники (24 листа). Хромолитографии с объяснительными текстами» (Инв. № Г-16), изданный в 1889 г. Товариществом И. Д. Сытина и Ко. Изображения праздников выполнены в академической художественной традиции. Композиционные и цветовые решения, представленные на этих листах, часто можно встретить на иконах кон. XIX в., что делает возможным предположение об использовании художниками таких комплектов в качестве образцов (ил. 9).

Произведения из собрания музея привлекают порой внимание студентов кафедры реставрации ПСТГУ в процессе их научно-исследовательской работы. Так, при изучении иконографии реставрируемого портрета святого праведного Иоанна Кронштадтского одним из студентов рассматривалась хромолитография «Отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский)», выполненная в 1904 г. (ил. 10).

Многие экспонаты из собрания графики поступили в музей в очень плохой сохранности. Листы, как правило, обветшавшие, помяты, сломаны, покороблены. Имеются разрывы по краям, сломы в углах, а также утраты основы. Поврежденная фактура бумаги нередко сильно загрязнена, встречаются жировые пятна, затеки от пролившейся жидкости, следы жизнедеятельности насекомых. Для печати некоторых произведений использовалась дешевая бумага низкого качества, что не способствовало хорошей сохранности и осложнило и без того трудоемкий процесс реставрации. Например, очень пострадавшая от времени хромолитография «Перенесение мощей преподобного Серафима Са-

ровского» (Инв. № Г-46) имела большие разрывы и утраты, особенно по краям, что подвигло владельца наклеить ее на фанерную основу, служившую до того крышкой посылочного ящика. Реставрация подобных памятников становится длительным, сложным, многоэтапным процессом (ил. 11 — до реставрации, ил. 12 — после реставрации).

Ил. 11. Неизвестный художник. «Перенесение мощей преподобного Серафима Саровского». Начало ХХв. До реставрации

Ил. 12. Неизвестный художник. «Перенесение мощей преподобного Серафима Саровского». Начало ХХ в., Россия. После реставрации

В фонде графики имеются произведения, посвященные династии Романовых: комплект хромолитографий (Инв. № Г-42 ) (ил. 13), на которых изображены важные моменты из истории правления российских императоров и их портреты, а также две отдельные хромолитографии: «Освящение школы в присутствии Наследника Цесаревича и Государыни Цесаревны» (Инв. № Г-15) (ил. 14) и «Освящение храма Воскресения Христова» (Инв. № Г-1) (ил. 15).

Ил. 13. Неизвестный автор. «Лист из альбома». Конец XIX — начало XX в.

Ил. 14. Н. А. Ризников по оригиналу А. Д. Кившенко. «Освящение школы в присутствии Наследника Цесаревича и Государыни Цесаревны». 1881 г.

Ил. 15. Неизвестный художник. «Освящение храма Воскресения Христова». Начало XXв.

Хочется надеяться на то, что у Православного Свято-Тихоновского университета появится возможность для дальнейшего пополнения и, главное, — научной обработки фонда, поскольку документальные свидетельства истории и культуры — это фундамент просвещения.

Ключевые слова: гравюра, раскрашенная гравюра, графика, литография, хромолитография.

About the collection of the Archaeological Church Museum of St. Tikhon's Orthodox University

N. Nefyodova, L. Trubnikova

The article «About the collection of the Archaeological Church Museum of St. Tikhon's Orthodox University» is devoted to a description and characterization of the modest collection of graphic works of the museum. This collection of graphics evolved unevenly. Some of the works were presented to the museum by private individuals. The museum acquired only works on the church and religious themes, or works devoted to the Romanov dynasty. A significant part of the collection consists of tables from books and albums dating back to the end of the XVIIIth — to the beginning of XXth century. There are also manuscripts. Among the manuscripts there are contracts for the supply of wine and documents for the sale of land. Apart from a certain historical value, there should be noted the significance ofthese documents as authentic samples ofpaleography, which allow us to study the handwriting and spelling of different periods. Earlier of the exhibits are burin engravings and etchings, later — steel engraving and cliché print. The museum's collection also includes works made using the techniques of lithography and mezzotint. Of particular interest are works such as «The Dream of Napoleon» and three small engravings depicting the calamities, that befell the destruction of Jerusalem. A special place in the collection is taken up by a small amount of chromolithographs from the late XiXth and early XXth century.

Keywords: engraving, hand-coloured etching, print, graphic arts, lithography, chro-molithography.

Список литературы

1. Александрова Н. Н. Русская гравюра XVIII — начала XX века. М., 1987.

2. Белов С. В., Толстяков А. П. Русские издатели конца XIX — начала XX века. Л., 1976.

3. Динерштейн Е. А. И. Д. Сытин. М., 1983.

4. Заболотских Б. В. Русская гравюра. М., 1993.

5. Рууд Ч. Русский предприниматель московский издатель Иван Сытин / Пер. с англ. А. Лещинского. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.