DOI: 10.37930/1990-9780-2020-2-64-45-58
Р. И. Нигматулин1, Б. И. Нигматулин2
ПАНДЕМИЯ. МИРОВОЙ КРИЗИС. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИИ
Анализируется влияние на социально-экономическое развитие России пандемии коронавиру-са и мирового кризиса, который характеризуется тремя показателями: 1) ростом инфляции; 2) потерей рабочих дней; 3) падением цен и спроса на экспортные товары. Приведены расчеты падения ВВП из-за снижения цен на углеводороды по трем сценариям (оптимистическому, базовому и тяжелому). Предлагаются меры по смягчению последствий кризиса.
Ключевые слова: мировой кризис, пандемия коронавируса, социально-экономическое развитие, оптимистический, базовый и тяжелый сценарии, меры по смягчению воздействия кризиса и последствий пандемии.
УДК 330.352
На седьмом году стагнации Россию постигли две беды: коронавирусная пандемия, охватившая весь мир, и мировой экономический кризис, спровоцировавший резкое снижение мировых цен на углеводородное сырье и топливо. Для российской экономики эти события особенно болезненны. Наша страна в последние шесть лет либо переживала экономический кризис (2014-2016 гг.), либо имела слабый экономический рост (около 1 % в год3) в 2017-2019 гг. В 2019 г. уровень доходов населения (в сопоставимых ценах) снизился на 6 % по сравнению с 2013 г.
Это тем более прискорбно, что в России среднедушевой ВВП, пересчитанный в доллары по паритету покупательной способности4 ($1111С = 25,5 рублей в ценах 2019 г.), низок в европейском масштабе. Он заметно ниже, чем в странах Восточной и Центральной Европы (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Словения5), и даже, чем в республиках Прибалтики (Литва, Эстония, Латвия). У нас в два раза ниже уровень
1 Роберт Искандрович Нигматулин, научный руководитель Института океанологии им. П. П. Ширшова, член Президиума РАН, заведующий кафедрой механико -математического факультета МГУ им. М. В, Ломоносова, академик РАН, профессор, д-р физ.-мат. наук, e-mail: [email protected].
2 Булат Искандрович Нигматулин, генеральный директор Института проблем энергетики, профессор, д-р техн. наук, e-mail: [email protected].
3 А потери от аварий, катастроф и старения основных фондов составляют более 1 % ВВП.
4 Именно по $1II 1С, соотнесенному с ценами в стране, а не по банковскому курсу ($ЦБ = 75 рублей) надо сравнивать доходы населения в разных странах. Кстати, по банковскому курсу наши зарплаты выглядят неадекватно ничтожными.
5 За исключением Румынии, Болгарии, Украины и Белоруссии.
социальных затрат государства, определяемый долей ВВП на развитие человека (образование, здравоохранение, наука и культура). Из-за этого общий коэффициент смертности (число смертей на 1000 человек) у нас 12,4, что больше, чем в новых (10,7) и старых (9,3) странах Европы, а также в РСФСР в 1980-1990 гг. (10,9).
Несмотря на декларации и призывы, экономика России так и не сошла с «нефтяной иглы», в ней не построен внутренний механизм выхода из кризиса и послекри-зисного подъема. Все предыдущие выходы из кризиса связаны с восстановлением мировых цен на нефть. Последнее достаточно ярко проявилось в 2010-2013 гг., когда выход был обусловлен почти двукратным ростом мировой цены нефти6. Именно за счет этого наша страна восстановилась и превысила лучшие докризисные показатели по экономике и в социальной сфере.
Сегодняшний кризис характеризуется тремя показателями: 1) ростом инфляции; 2) потерей рабочих дней; 3) падением цен и спроса на экспортные товары, в которых 90 % занимают сырье и полусырье.
1. Рост инфляции
В Приложении 1 (п. 1.1) принят сценарий, при котором в 2020 г. среднегодовой курс доллара будет равняться 73,0 рублям, т. е. вырастет с $ЦБ = 64 р. в 2019 г. на Б $ЦБ = 9 р. (на 14 %). А доля импорта товаров и услуг в ВВП сохранится на многолетнем уровне (20 %), и внутренние инфляционные факторы будут сдержаны. В результате инфляция в 2020 г. увеличится на 0,2 х 14 % = 2,8 % к уровню инфляции (3,0 %), заложенному в федеральном бюджете7 на 2020 г. (составит до 5,8 %).
Рост инфляции может быть выше из-за дополнительного падения курса рубля, роста внутренних цен, обусловленного падением ВВП, но, с другой стороны, ниже из-за падения потребительского спроса. Правительство и ЦБ постараются сдержать эти процессы. В 2020 г. инфляция будет на уровне 4-5 % (см. прил. 1, п. 1.1).
2. Падение ВВП из-за установления режима нерабочих дней
Для оценок режим нерабочих дней (каникул) принят равным 8 неделям (40 дней), составляющим 16,5 % от количества рабочих дней в году. Тогда падение ВВП можно представить состоящим из трех слагаемых (см. прил. 1, пп. 1.2-1,6):
первое - снижение производства товаров и услуг в компаниях с существенным электропотреблением или связанных с электрогенерацией, составит 2,5 % ВВП, или 2,7 трлн рублей (в ценах 2019 г.);
второе - снижение производства на малых и средних предприятиях (МСП), занятых в сфере услуг с малым электропотреблением, оно равно 2,6 %, или 2,8 трлн рублей в ценах 2019 г.;
третье слагаемое из-за последействия «каникул» связано с падением покупательского спроса обедневшего населения, с проблемами оплат между смежными предприятиями, отсутствием или дефицитом средств для закупки материалов, комплектующих и т. д. Это - плюс еще не менее 1,5-2 % ВВП.
6 Цена марки Brent поднялась с 60 долларов (2009 г.) до 110 долларов (2012 г.) за баррель.
7 Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
В итоге за счет потери 40 рабочих дней и их последействия «каникул» падение годового ВВП составит 7 %.
В последние годы доля денежных доходов населения России составляла в среднем 56 % от ВВП. Тогда падение доходов населения из-за «каникул» равно 0,56 х 7 % = 4 % ВВП, или 4,5 трлн рублей в ценах 2019 г.
3. Падение ВВП из-за снижения мировых цен на нефть и газ
Снижение мировых цен и мирового спроса на углеводородное топливо (нефть, нефтепродукты, природный газ) и другое сырье российского экспорта (уголь, металлы, древесина, целлюлоза, удобрения, зерно и др.) - самая крупная компонента падения нашего ВВП. Для его оценки рассмотрены три сценария.
Маловероятный оптимистический сценарий основан на оценках Президента РФ и Правительства РФ в начале апреля 2020 г.: падение цены на 35 % (с 63,6 до 42 долларов за баррель) и сокращение объема экспорта углеводородов на 10 % (см. прил. 1, п. 1.5). Расчет этого сценария с учетом снижения цены и объема экспорта других товаров на 10 % показывает падение ВВП из-за сокращения экспортной выручки на 8 %.
Этот сценарий, как показывают последние события на нефтяном рынке, маловероятен.
Расчет по базовому сценарию (27 долларов за баррель, сокращение объема экспорта углеводородов на 15 %) и снижение цены на экспорт других товаров и их объема на 10 % даст падение ВВП в 2020 г. из-за сокращения экспортной выручки на 12 %.
Тяжелый сценарий (20 долларов за баррель, снижение объема экспорта углеводородов на 20 %) и сокращение цены на экспорт других товаров и их объема на 20 % даст падение ВВП на 15 %.
Все приведенные оценки о нефтяном рынке относятся только к 2020 г. С 2021 г. спрос на углеводороды и цены должен постепенно восстанавливаться.
4. Полное падение годового ВВП и доходов населения
Падение ВВП в 2020 г. из-за потери 40 рабочих дней и сокращения экспортной выручки по базовому сценарию составит 7 % + 12 % » 19 % ВВП 2019 г., что равно 21 трлн рублей в ценах 2019 г.
Выше упоминалось, что в последние годы доля денежных доходов населения составляла в среднем, 56 % ВВП. Падение ВВП на 19 % уменьшит денежные доходы всего населения страны по базовому сценарию в 2020 г. на 11 % (0,56 х 19 %) относительно 2019 г., а относительно 2013 г. эти доходы будут ниже на 17 % (11 % + 6 %).
Не исключено, что социально-экономические потери будут еще больше, поскольку воздействие пандемии на экономику не ограничится 8 неделями, а среднегодовая цена нефти в 2020 г. может дойти и до 20 долларов за баррель (тяжелый сценарий, см. прил. 1, п. 1.6). Эти два фактора приведут к тому, что снижение ВВП без существенного изменения подхода президента и правительства к компенсации потерь превысит 22 %.
Представленные оценки свидетельствуют о тяжелом положении российской экономики не столько из-за удара пандемии по нашей экономике, сколько из-за удара пандемии по другим странам, что вызвало мировой экономический кризис и падение спроса на российское сырье. Рассчитанное по базовому сценарию падение ВВП в 2020 г. на 19 % существенно выше, чем в 2009 г. (7,8 %) и намного выше падения ВВП (по прогнозу
МВФ8) в странах Европы, Северной Америки (6.. .9 %) и мира (3 %). В России основное падение ВВП связано с потерей выручки от экспорта сырья и полусырья (12 из 19 %). В большинстве европейских стран удешевление сырья даже уменьшит уровень падения ВВП и облегчит им выход из кризиса, хотя во многих странах (США, Италия, Великобритания, Испания, Франция и др.) пандемия проходит гораздо тяжелее, чем у нас.
5. Потери государственного бюджета России из-за падения ВВП в 2020 г.
Консолидированный государственный бюджет РФ состоит из суммы федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетных фондов. За последние 10 лет его доля в ВВП изменялась мало и в среднем составляла 34 %.
Тогда по базовому сценарию потери консолидированного бюджета в 2020 г. будут равны 6,5 % (0,34 х 19 %), или 7 трлн рублей. Возможны и более тяжелые сценарии (см. прил. 1, п. 1.6), по которым эти потери могут быть еще большими!
6. Меры, необходимые для смягчения воздействия кризиса
Президент РФ потребовал «сохранения рабочих мест и доходов граждан» [выделено авторами], во время «нерабочих дней» (самоизоляции по месту жительства). Однако за время «каникул» зарплаты работников МСП уже упали и упадут еще сильнее.
Большинство предприятий, обслуживающих население, находятся в сложном финансовом положении, у них отсутствуют финансовые резервы. Напрямую затронутыми или потенциально невостребованными оказываются более 10 млн работников МСП, занятых в сфере услуг.
Президент РФ, Председатель Правительства и мэр Москвы объявили меры поддержки: полугодовая отсрочка по всем налогам (за исключением НДС), сокращение страховых взносов в два раза (с 30 до 15 %) и, наконец, поддержка (начиная с 01.04.2020) в виде минимальной оплаты труда потерявшим доходы работникам, что составляет 120 млрд рублей в месяц, итого - около одного трлн рублей до конца года. Судя по высказываниям министров, в ближайшие недели предполагается выделить до 2-3 трлн рублей (около 3 % ВВП).
Этого явно недостаточно, чтобы предотвратить беду!
При объявленной поддержке сохранение оплаты труда и рабочих мест на этих предприятиях невозможно. Ситуация осложняется тем, что после отсрочки бизнес должен будет оплатить аренду, услуги ЖКХ и заплатить налоги. Кроме того, в нашей стране восстановление экономической активности будет происходить дольше, чем в мире (минимум 1-2 года), из-за резкого снижения доходов населения. В мае-июне многие из этих предприятий не смогут приступить к работе из-за отсутствия оборотных средств, а это чревато массовыми увольнениями.
Поэтому необходимо разрешить предприятиям использовать НДС и страховые взносы, которые должны быть перечислены в госбюджет и в страховые фонды, в течение двух-трех месяцев для оплаты труда (а это 2-3 трлн рублей), потому что даже работающие предприятия страдают от неплатежей остановившихся смежников и не смогут заплатить зарплату. Эта мера равносильна кредитованию бизнеса со стороны государ-
8 World Economic Outlook, April 2020 : The Great Lockdown https://www.imf.org/en/ Publications/WEO/Issues/2020/04/14/World-Economic-Outlook-April-2020- The-Great-Lockdown-49306
ства с существенным облегчением администрирования. А администрирование доставки даже выделенных средств до получателя будет серьезной проблемой.
Государство за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ) и других резервов должно компенсировать потерю 4 % ВВП «негосбюджетного» населения из-за 40 нерабочих дней (см. конец п. 2) и потерю 6 % ВВП (по базовому сценарию) консолидированного госбюджета (см. п. 5). В сумме эта компенсация равна 10 % ВВП, что составляет 11 трлн рублей в ценах 2019 г.
Такие средства в ФНБ есть. При базовом сценарии они сократят падение ВВП с 19 до 9 %, которые придутся на экспортеров сырья и полусырья.
Выделение 11 трлн рублей из ФНБ (75 тыс. рублей на душу) соответствует 150 млрд долларов по курсу ЦБ (73 рубля в ценах 2019 г.), или 430 млрд долларов по паритету покупательной способности ($1111С = 25,5 рублей в ценах 2019 г.) и покроет убытки населения и консолидированного бюджета. Но из-за девальвации цены на импортные товары вырастут на 14 %, а общая инфляция будет находиться в диапазоне 4-5 % (см. прил. 1, п. 1.1). В связи с этим все значения в рублях в ценах 2019 г. будут иметь меньшую покупательную способность в 2020 г. на 4-5 %.
В условиях роста заболеваемости, падения реальных доходов, роста безработицы решающим для сохранения социально-политической устойчивости страны является доверие народа к власти, способность к сплочению вокруг своего государства и его руководителей. Президент и премьер-министр обращаются к народу с призывами мобилизоваться, сохранять дисциплину, перетерпеть лишения. Но они же должны показать, что депутаты, министры и другие высокооплачиваемые чиновники с доходами более 500 тыс. рублей в месяц, а также богатейшие менеджеры и собственники тоже готовы перетерпеть и перейти (хотя бы временно) на сокращение своих высоких доходов в пользу Фонда национального благосостояния. А богатейшие собственники России могли бы перевести в ФНБ часть своих доходов для преодоления кризиса и помощи тем, кому особенно тяжело. Это можно сделать, если они хотя бы на три-четыре месяца по рекомендации руководства страны примут для себя прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физических лиц, принятую во всех странах Европы и Северной Америки. А это - около 40 % их доходов за три-четыре месяца предыдущего, очень успешного для них, 2019 г. Благодаря этим взносам ФНБ может получить около 2 трлн рублей. Эта акция безусловно поможет сохранить единство народа, снизить напряжение в обществе, предотвратить массовое недовольство.
Правительство должно позаботиться, чтобы выделенные финансы были обеспечены потребительскими товарами. В условиях сокращения производства это может стать проблемой, поэтому необходимо заранее обеспечить товарные запасы (в первую очередь продовольствие и медикаменты), в том числе и за счет импорта.
Пандемии будут повторяться. Общество и власть должны осознать, что медицинские работники обеспечивают безопасность страны, как и военнослужащие. Следовательно, общее финансирование здравоохранения и его часть, обеспечиваемая государственным бюджетом (суммарно федеральным, региональным и внебюджетными фондами), должны составлять соответственно не 5,3 и 3,5 % ВВП, как в 2019 г., а достичь в ближайшие два года соответственно 7 и 5 %. А затем - не менее 9 и 7 % ВВП, как в странах ЕС и ОЭСР.
Заключение
Глобальная коронавирусная пандемия оказывает возрастающее негативное воздействие на наше социально-экономическое развитие. В 2020 г. доходы основной час-
ти населения упадут на 17 % (по сравнению с 2013 г.). Десятки миллионов наших граждан живут в бедности и крайней бедности, а в 2020 г. станут еще беднее в условиях мировой войны с пандемией. И это на фоне избыточной роскоши нескольких сот тысяч семей. Дальнейшее падение уровня жизни населения - серьезная угроза стабильности нашей страны. К сожалению, власть часто не видит эту угрозу. В России так было в 1917 г. и в 1991 г.
Хочется верить, что ситуация с пандемией начнет улучшаться с конца мая или начала июня, и карантинные меры, которые губительны для экономики, увеличивают безработицу и снижают доходы населения, будут постепенно сниматься. При этом многие эксперты предупреждают, что осенью возможна вторая волна пандемии. Чтобы к ней быть готовыми, придется сохранить отдельные ограничительные меры.
Наши социально-экономические потери будут многократно большими, чем в Европе и Северной Америке, и значительно большими, чем наши потери в кризисе 2009 г. Это свидетельствует о крахе социально-экономической политики. После преодоления пандемии необходимо немедленно начать реализацию новой социально-экономической политики перехода к росту экономики и оздоровлению социальной сферы. Для этого следует переработать провозглашенные Президентом РФ национальные проекты и сменить руководство в финансово-экономическом, социальном и отраслевом блоках правительства и государственных корпорациях. Нам нужна более независимая от мировых кризисов отечественная экономика - с развитыми производительными силами и профессиональными руководителями. И об этом пойдет речь в Рекомендациях, разработанных группой ученых Российской академии наук.
Приложение 1
Оценим последствия пандемии коронавируса и мирового экономического кризиса на уровень падения ВВП России в 2020 г.
1.1. Об уровне инфляции в 2020 г.
Катастрофическое снижение цен на нефть и газ при одновременном сокращении объемов экспорта не только существенно уменьшает доходы бюджета, но уже привело к 14 %-ной девальвации рубля по отношению к доллару. Соответственно растут цены на импортные товары и услуги, вслед за ними вырастет инфляция.
Для оценки изменения уровня инфляции примем, что она линейно зависит от роста Л$ЦБ курса доллара $ЦБ, обеспечиваемого ЦБ:
Л$ ттс
ЛИ = ^им ^ , (1)
где Ким - доля импорта на внутреннем рынке (в долях ВВП), который в течение последних десяти лет меняется мало. В 2013-2019 гг. он составлял 0,2.
В качестве базового сценария примем, что в 2020 г. среднегодовой курс доллара будет равняться $ЦБ = 73,0 рублям. В 2019 г. курс был равен $ЦБ= 64 рубля, и годичный прирост будет Л$ЦБ = 9 рублей, т. е. составит 14 %. Тогда инфляция в 2020 г. увеличится на
ЛИ = 0,2 х 0,14 = 2,8 % (2)
к уровню инфляции (И = 3,0 %), заложенному в Федеральном бюджете на 2020 г.9 (составит до 5,8 %). Однако инфляция может снизиться на 1.. .2 % из-за уменьшения спроса населения в случае недостаточной компенсации его потерь из ФНБ. Тогда наиболее вероятный уровень инфляции в 2020 г. будет в диапазоне 4.5 %.
При более тяжелом сценарии, когда в 2020 г. среднегодовой курс доллара будет равняться 80,0 рублям, т. е. годичный прирост Л$ЦБ = 16 рублей, или 25 %, инфляция увеличится на 0,2 х 25 % = 5 % к прогнозному уровню 2020 г. (И = 3 %) и составит до 8 %.
1.2. Основные составляющие падения ВВП в 2020 г.
По базовому сценарию принимается, что в России ситуация с пандемией будет развиваться по южнокорейскому сценарию, и уже в мае начнет снижаться ежедневное количество заболевших. Президент РФ объявил режим нерабочих дней на 5 недель «при сохранении рабочих мест и доходов граждан [выделено авторами]. ... Это общий приоритет для правительства, регионов, бизнеса», - заявил В. В. Путин. В этот период продолжают работу органы власти, предприятия с непрерывным производством, больницы, аптеки, магазины товаров первой необходимости, все службы жизнеобеспечения.
Для оценки потери ВВП примем, что режим «каникул» продлится 8 недель (40 дней), что составляет 16,5 % всех рабочих дней в году.
В России в 2020 г. падение ВВП, обозначаемое через О, имеет две компоненты:
1. Снижение экономической активности в стране из-за режима нерабочих дней -коронавирусных «каникул». При этом следует выделить два вида предприятий: 1 - предприятия, у которых в добавленной стоимости заметную часть составляет электропотребление или электрогенерация, или они поставляют им смежную продукцию. Падение ВВП в них обозначим ЛО'; 2 - предприятия с малой долей электропотребления, к которым относятся самозанятые и большая часть малых и средних предприятий (МСП), занятых в сфере услуг. Падение ВВП в них обозначим ЛО".
2. Снижение экспортной «выручки» из-за падения мировых цен на углеводородное сырье, топливо и другие сырьевые товары российского экспорта вследствие мирового экономического кризиса. Падение ВВП в них обозначим ЛЭ.
1.3. Падение ВВП из-за режима нерабочих дней для предприятий со значительным электропотреблением или электрогенерацией
По данным системного оператора ЕЭС10, потребление электроэнергии, а значит и электрогенерация в нерабочую неделю (30.03-03.04.2020), по сравнению предыдущей рабочей неделей (23-27.03.2020) упало ровно на 10 %. При этом средние температуры воздуха и связанные с ними затраты на отопление в стране мало различались.
Примем, что для рассматриваемых типов предприятий изменения ВВП и электропотребления Е (в рублях) пропорциональны: ЛО' = к х ЛЕ . Тогда для относительных изменений имеем
9 Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 380-Ф3 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
10 https://so- ups.ru/index.php?id=972&tx_ms 1 cdu_pi 1 %5Bkpo%5D= 1019&tx_ms 1 cdu_ pi1%5Bdt%5D=29.03.2020
А0 (2009) - к Х Е(2008) Х АЕ(2008), А0 (2020) - к Х Е(2019) Х АЕ(2020)
( ^ ^ Е (3)
АО' , АЕ -АЕ, Е( - Е(2019)
0 ' - Ё ' (2019) 0
ч ^ Л (2019) у
В России в кризисном 2009 г. ВВП упало на АО = 7,8 %, а электропотребление Е снизилось на АЕ = 4,6 %, поэтому
к - АО(2009) - 7,8 = 1,7
Е Х аЕ 4 бЕ Е (4)
(2008) (2008) (2008) (2008)
За 11 лет (2008-2019 гг.) возросла электроэффективность и изменилась структура экономики, так как выросла доля ВВП, которая приходится на сектор услуг с малой электроемкостью. В результате относительно 2008 г. ВВП увеличилось на АО = 18,6 %,
а электропотребление Е - только на Ае = 7,6 %. Поэтому относительная электроемкость Е экономики России, равная отношению электропотребления к ВВП, к 2019 г. уменьшилась:
Е - Е(2019) = Е(2008) Х (1 + 0,076) = Е(2008) х (1 + 0,076) = х -(2019) = 0(2019) = О(2008) Х (1 + 0,086) - О(2008) Х (1 + 0,086) = ' Х (2008) • (5)
В результате из (2) получим, что при снижении в 2020 г. электропотребления на аЕ(2020)= 10 % ВВП должно упасть на а0(2020):
аО'(2020) - к х Е(2019) х аЕ(2020) - 1,7 х 0,91 х 10 % - 0,155. (6)
Если же это падение касается 16,5 % всех рабочих дней в году, связанных с коро-навирусными «каникулами», то ВВП России в 2020 г. относительно 2019 г. потеряет
аО '(2020) = 16,5 % х 0,155 = 2,5 %, или А0'(2020) = 2, 7 трлн рублей (в ценах 2019 г.) (7)
1.4. Падение ВВП из-за режима нерабочих дней для малых и средних предприятий (МСП), занятыгх в сфере услуг В России в 2018 г. в системе МСП работало 13,4 млн человек, их вклад в ВВП составил 20,2 %.
Рассмотрим отдельно предприятия МСБ, занятые в следующих видах деятельности: строительство; оптово-розничная торговля вместе с ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; гостиницы и рестораны; транспорт и связь; операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставление услуг; научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг. На этих предприятиях в 2018 г. работало 10,7 млн человек; их отличает малая доля электропотребления. При этом их вклад в ВВП приблизительно равнялся
10 7
20,2% = 16%. (8) 13,4 (8)
Если все выделенные предприятия МСП, занятые в сфере услуг, не работают во время коронавирусных «каникул», составляющих 16,5 % всех рабочих дней в году, то потери ВВП от их простоя должны составить
47Т„ AG" _
AG" = —, AG" = 16 % х 0,165 = 2,6 % , G
или aG" = 2,9 трлн рублей (в ценах 2019 г.) (9)
1.5. Падение ВВП после режима «каникул»
После окончания «каникул» значительная часть предприятий, как связанных с электропотреблением или электрогенерацией, так и предприятий из сектора МСП, не сразу восстановят свою производительность из-за падения покупательского спроса обедневшего населения, проблем оплаты между смежными предприятиями, дефицита и даже отсутствия средств для закупки материалов и комплектующих и т. д. Для оценки примем, что соответствующее падение ВВП AG'''ro-за последействия «каникул» пропорционально AG' + AG" с коэффициентом kw » 0,5:
aG"' = kw (AG' + aG"). (10)
В результате падение ВВП AW = AG' + AG" + AG'" из-за «каникул» и их последействия определяется следующим выражением и величинами в (7) и (9):
_ AW — — — — — —
AW =-, AW = AG' + AG "+AG "' = (1 + kw )(AG' + AG") = 7%. (11)
G
1.6. Падение ВВП из-за снижения мировых цен на углеводородное сырье, топливо и другие сырьевые товары российского экспорта, вызванного мировым экономическим кризисом
В связи с мировым экономическим кризисом цены на нефть марки Brent упали с 60 долларов за баррель (20.02.2020) до 25.. .27 долларов (во второй половине марта). После соглашения с ОПЕК+ (10.04.20) эти цены выросли до 30.32 долларов. Аналогичная ситуация с мировыми ценами на природный газ.
Такое катастрофическое снижение цен на нефть и газ происходило во время мирового экономического кризиса 2009 г. В 2009 г. (по сравнению с 2008 г.) средняя цена нефти марки Brent снизилась на 35 % (с 94,1 до 60,9 долларов за баррель). При этом ВВП страны упал11 на 7,8 %, а в мире - на 0,1 %.
Отношение экспортной выручки Э(2020) в долларах относительно этого объема Э в 2019 г. определяется следующим выражением:
Э
(2020)
С (hc)(2020)V (hc)(2020) + ^ С ( )(2020)V (i)(2020)
Э (2019) С (hc)(2019)V (hc)(2019) С(i )(2019)V (i)(2019)' (12)
11 https://knoema.ru/
где с® и V® - цена единицы и объем экспорта i-го товара, а i = he (hydrocarbon) соответствует основному экспортному товару, дающему наибольшую экспортную выручку в долларах. Таковыми для России являются углеводородное сырье и топливо (нефть, нефтепродукты и газ), составляющие 50 % экспортной выручки в 2019 г. Тогда
С (hc)(2019)V (ЬС)(2019) = 2 С (i)(2019) V «(2019), (13)
i
и выражение (12) перепишется в виде
,, . ,, . 2 С(i)(2020)V(i)(2020)
Э „(hc) T/(hc) ^
(2020) С (2020)V (2020) i
Э(2019) 2С(hc)(2019)V(hc)(2019) 22 С(i)(2020)V(i)(2020)
(14)
i
В качестве сценария, обсуждаемого Правительством РФ в 2020 г. по отношению к 2019 г., среднегодовая цена нефти марки Brent, как и в 2009 г., также снизится на 34 % (с 63,6 до 42 долларов за баррель). Это оптимистичное предположение правительство связывает, во-первых, с договоренностью с ОПЕК+. Во-вторых, можно надеяться, что в Китае уже в июле объем потребления нефти восстановится до уровня 2019 г. И, в-третьих, в странах ОЭСР и США потребление должно восстановиться через квартал12. Именно на этом основании В. В. Путин13 сказал: «... наш бюджет свёрстан из расчета 42 доллара за баррель, и вокруг этой цифры мы вполне комфортно себя чувствуем. Полагаю, что и для потребителей это очень важно».
В сценарии, на который рассчитывает руководство страны, мировые цены на углеводородное сырье и топливо снижаются на указанные выше 34 %, а объем их экспорта сокращается на 10 %. В остальных экспортных товарах преобладает (до 80 %) полусырье: металлы, удобрения, древесина, целлюлоза, зерно и т. д. На них в 2020 г. также снизится спрос. Примем, что и цены, и физический объем на них снизятся на 10 %. В соответствии с этим сценарием, который назовем оптимистическим или «правительственным», получим
Э (2020) = (1 - 0,34) X (1 - 0,1) + (1 - 0,1) X (1 - 0,1) = 0 70 ( )
Э 2 2 ' ' (15)
--'(2019) ^ ^
Таким образом, объем экспортной выручки в 2020 г. относительно 2019 г.
ЛЭ Э (2020) - Э (2019)
Э(2019) Э(2019)
=0,3,
т. е. снизится на 30 %.
В России последние 10 лет доля экспорта товаров и услуг в ВВП равнялась в среднем 27,5 %. Поэтому в 2020 г. из-за уменьшения экспортной выручки ДЭ = Э(2020)-- Э(2019) ВВП, согласно «правительственному» сценарию, должен снизиться на
12 https://www.goldmansachs.com/worldwide/russia/rossiya/section-five-folder/
13 http://www.finmarket.ru/main/article/5208387
ДЭ = ДЭ / О = 0,275 х 30 % = 8 %, или ДЭ = 9 трлн рублей в ценах 2019 г. (16)
Базовый сценарий 2020 г. предполагает сокращение физического объема экспорта углеводородов на 15 % (а не на 10 %) и меньшую цену, равную 27 долларам за баррель (сокращение стоимости экспорта углеводородов на 58 %). Предполагается сокращение на 10 % и цены, и физического объема остальных экспортных товаров и услуг. Этот сценарий дает следующее отношение экспортных выручек:
3(2020) (1 - 0,58) х (1 - 0,15) (1 - 0,1) х (1 - 0,1)
= --V-" + "-V-" = 0,58 (17)
3(2019) 2 2
и объем экспортной выручки в 2020 г. относительно 2019 г. снизится на 42 %. Снизится и ВВП: _
АЗ = ДЭ / О = 0,275 х 42 % = 12 %, или ДЭ = 13 трлн рублей. (18)
Тяжелый сценарий с сокращением объема экспорта углеводородов на 20 %, с ценой 20 долларов за баррель (сокращение на 68 %), со снижением цены и экспортного объема на 15 % для остальных товаров дает следующее отношение экспортных выручек:
Э(2020) (1 - 0,68) х (1 - 0,2) + (1 - 0,2) х (1 - 0,2) 0
Э—=-2-+-2-= м (19)
(2019)
В этом сценарии объем экспортной выручки в 2020 г. относительно 2019 г. в рублях 2019 г. снизится на 55 %, а снижение ВВП составит
АЭ = ДЭ / О = 0,275 х 55 % = 15 %, или ДЭ = 16 трлн рублей в ценах 2019 г. (20)
Приложение 2
Какие же ресурсы выделяют западные страны в связи мировым кризисом из-за коронавирусной пандемии? Социально-экономические последствия даже двух-, трехмесячной инфекции коронавируса весьма значительны. Экономические убытки в США и странах Евросоюза оцениваются в размере более 10 % годового ВВП. Поэтому страны уже выделяют на их преодоление крупные средства. Конгресс США (331 млн человек) недавно выделил на эти цели 3 трлн долларов (около 9 тыс. долларов на душу, что равно трем среднемесячным зарплатам на работника), Великобритания (66 млн человек) - 330 млрд фунтов стерлингов (около 6,2 тыс. долларов на душу, или две среднемесячных зарплаты), а Германия (83 млн человек) - 500 млрд евро (около 6,6 тыс. долларов на душу, или две среднемесячных зарплаты), не считая в разы большие средства, предоставляемые в виде низкопроцентного гарантированного государством кредита центральными банками этих стран. Ещё 1 трлн евро направил странам Евросоюза Центральный банк ЕС14.
14 https://www.forbes.ru/biznes/396629-pandemiya-so-skidkoy-rossiya-vydelila-na-рошо8ЬоЬ- naseleniyu-i-biznesu-v-70-raz-menshe
Экономике Германии нанесен ущерб только из-за пандемии, так как падение мировых цен на нефть и газ работает в пользу Германии. Тем не менее на мероприятия по поддержке экономики, для защиты рабочих мест и предпринимателей в Германии, кроме 500 млрд евро, выделено 25 % ВВП (свыше 900 млрд евро). Основная часть поступит в распоряжение Фонда стабилизации экономики, который должен обеспечить финансирование предприятий, пострадавших от пандемии, и гарантий банкам под кредиты, взятые владельцами предприятий.
Другими мерами антикризисного финансирования являются пособия по неполной занятости работникам предприятий, вынужденных сократить производство; поддержка мелких предпринимателей и дополнительные вложения в сферу здравоохранения.
В Германии предприниматель снижает оплату работника на столько, насколько уменьшается его рабочее время - вплоть до нуля. Финансовые же потери работника компенсирует государство из фондов обязательного страхования на безработицу. Компенсация составляет 60 % от прежнего чистого заработка, а при наличии ребенка - 67 %. Некоторые крупные фирмы доплачивают отправленным на сокращенный рабочий день сотрудникам к государственному пособию до 80 % и даже до 100 % потери оклада. Это выгоднее, чем уволить опытных работников, а потом, когда дела пойдут на лад, искать подходящие кадры на рынке труда. А самое главное, эти меры позволяют сохранить на приемлемом уровне спрос и тем самым спасти экономику.
Для России, где среднемесячный подушный доход равен 33 тыс. рублей, а средняя медианная месячная зарплата - 34 тыс. рублей15 (по паритету покупательной способности - 1300 $1111С), при ориентации на двухмесячную среднюю медианную зарплату для преодоления социально-экономических последствий коронавирусной пандемии необходимо, как минимум, 34 тыс. р. х 2 х 147 млн чел. = 10 трлн рублей.
Приложение 3
Каковы же ориентиры для затрат на здравоохранение только в ответ на корона-вирусную пандемию? С учетом того, что ситуация в РФ, вероятно, развивается более благоприятно, чем в США, Италии и Испании, система здравоохранения должна быть готова к худшему сценарию.
По оценкам ректора Высшей школы организации и управления здравоохранением Г. З. Улумбековой, основанным на данных по Италии и США, потоки пациентов и нагрузка на систему государственного здравоохранения возрастут на 10 %, что потребует увеличения затрат на дорогостоящий коечный фонд на 300 млрд рублей в 2020 г.
По оценкам специалистов, 300 тыс. врачей и 600 тыс. медицинских сестер будут работать в тяжелых условиях. Для них необходимо предусмотреть увеличение оплаты труда на 50 %, как предусмотрено Постановлением Правительства РФ, а для 50 тыс. врачей и 100 тыс. медсестер, которые работают в опасных для здоровья и жизни16 условиях, - минимум на 100 %17 (как предусмотрено для сотрудников Росгвардии).
15 «Средняя зарплата в России в 2020 по отраслям, городам и регионам - Росстат» https://adne.info/srednyaya-zarplata-v-vashem-regione/
16 В США предусмотрена надбавка 100 %, а в Канаде 400 %.
17 Для справки: от коронавируса на 20.03.2020 в Китае заболело 3000 врачей, из них погибло 22, в Италии погибло 120 врачей.
Для этого на три месяца в государственном бюджете (федеральном и региональных) потребуется 130 млрд рублей18.
Для каждой медицинской организации следует рассчитать, сколько требуется средств на поддержание текущей деятельности по основным статьям расходов (заработная плата, расходные материалы, лекарства и др.), и перевести их на сметное финансирование. На время пандемии надо отменить проверки страховых медицинских организаций и рассмотрение дел против медицинских работников правоохранительными органами.
Приложение 4
Сводная таблица потери ВВП, ее составляющих (производства, экспортной выручки, денежных доходов населения, консолидированного бюджета, в долях ВВП 2019 г.) и рекомендуемой компенсации
Показатель Оптимистический сценарий, % Базовый сценарий, % Тяжелый сценарий, %
Потеря ВВП из-за «каникул» производства ДЖ = ДО' + ДО" + ДО'"; ДО' = 2,5 % - потеря промышленных предприятий; ДО"= 2,5 % -предприятий МСБ; ДО' ' ' = 2 % - из-за последействия «каникул» 7 7 7
Потеря денежных доходов работников из-за «каникул» 0,56 Д Ж 4 4 4
Потеря экспортной выручки ДЭ 8 12 15
Полная потеря ВВП (без компенсации) ДО = = Д Ж + ДЭ 15 19 22
Потеря денежных доходов населения (без компенсации) ДД = 0,56 ДО 8,4 10,5 12
Потеря госбюджета населения (без компенсации) ДГ = 0,34 ДО 5 6,5 7,5
Рекомендуемая компенсация К » ДГ + 0,56 ДЖ 9 10 11,5
Потеря ВВП после компенсации ДО(комп) = = ДО - К 6 9 11
18 В Постановлении Правительства РФ предусмотрено 11,8 млрд рублей из резервного
фонда.
R. I. Nigmatulin, B. I. Nigmatulin. Pandemic. World crisis. State of the Russian economy. The
authors analyze the effect of the coronavirus pandemic and world crisis on Russia's socioeconomic development and determine that is it characterized by: (1) rising inflation; (2) lost work days; (3) drop in prices and demand for export commodities. The article provides calculations on three scenarios (optimistic, basic and pessimistic) of a GDP drop caused by falling hydrocarbon prices and suggests measures for alleviating the effects of the crisis and consequences of the pandemic.
Keywords: world crisis; coronavirus pandemic; socioeconomic development; optimistic, basic and pessimistic scenarios; measures for alleviating the effects of the crisis and consequences of the pandemic.