Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ГОРОДСКОЙ КРЕАТИВНОЙ СРЕДЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ГОРОДСКОЙ КРЕАТИВНОЙ СРЕДЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ ОБЪЕКТ / КРЕАТИВНЫЙ ПРОЕКТ / КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / ГОРОДСКАЯ КРЕАТИВНАЯ СРЕДА / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колобова Анна Евгеньевна

В статье раскрывается специфика трансформационных процессов в городской креативной среде современного российского общества в условиях пандемии коронавируса. В качестве эмпирической базы используются результаты социологического исследования (метод экспертного интервью), проведенного в 2021 г. в г. Саратове. Цель данной работы - представить оценку различных экспертов, являющихся респондентами в указанном исследовании, относительно пандемийного фактора изменений в креативном пространстве типичного российского города. Выявлены практически противоположные оценки относительно характера влияния пандемии коронавируса на городскую креативную среду в целом и ее отдельные составляющие. Респонденты указывают как на отрицательные стороны (например, резкое снижение объемов клиентского потока в креативной индустрии города, закрытие отдельных креативных объектов и проектов), так и на положительные стороны (оперативное внедрение современных форматов работы объектов креативной сферы, создание новых креативных проектов) влияния рассматриваемого явления. В целом экспертами признается, что большинство субъектов городского креативного пространства так или иначе адаптировались к новым, беспрецедентным условиям и вызовам внешней среды, а некоторые из них даже получили дополнительные возможности для развития. Творческое пространство российского города в целом продемонстрировало свою устойчивость, гибкость, адаптивность и конструктивную реакцию на вызовы. Но в силу важности креативной среды как фактора повышения качества жизни населения необходима поддержка, прежде всего со стороны государства. Полученные результаты исследования могут быть положены в основу управленческой деятельности по развитию и поддержке городской креативной среды современного российского общества в сложных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORONAVIRUS PANDEMIC AS A TRANSFORMATIONAL PROCESSES FACTOR OF THE URBAN CREATIVE ENVIRONMENT (ACCORDING TO THE SOCIOLOGICAL STUDY RESULTS)

The article reveals the specifics of transformational processes in the urban creative environment of modern Russian society in the context of the coronavirus pandemic. The results of a sociological study (method of expert interviews) conducted in 2021 in Saratov as an empirical basis were used. The purpose of this paper is to present the assessment of the various experts who are respondents in this study regarding the pandemic factor of changes in the creative space of a typical Russian city. Almost opposite assessments were revealed regarding the nature of the impact of the coronavirus pandemic on the urban creative environment as a whole and its individual components. The respondents point out both the negative aspects (for example, a sharp decrease in the volume of client flow in the creative industry of the city, the closure of individual creative facilities and projects), and the positive aspects (the prompt introduction of modern formats for the work of objects in the creative sphere, the creation of new creative projects) of the influence of the phenomenon under consideration. In general, the experts admit that most of the subjects of the urban creative space have somehow adapted to the new, unprecedented conditions and challenges of the external environment, and some of them even received additional opportunities for development. The creative space of the Russian city as a whole demonstrated its stability, flexibility and adaptability and constructive response to challenges. But due to the importance of the creative environment as a factor of improving the quality of life of the population, the state support is needed. The results of the study can be used as the basis for management activities to develop and support the urban creative environment of modern Russian society in di cult socio-economic conditions.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ГОРОДСКОЙ КРЕАТИВНОЙ СРЕДЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 61-65 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2023, vol. 23, iss. 1, pp. 61-65

https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-1-61-65, EDN: VTVZJK

Научная статья УДК 316.422

Пандемия коронавируса как фактор трансформационных процессов в городской креативной среде (по результатам социологического исследования)

А. Е. Колобова

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, д. 77

Колобова Анна Евгеньевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Прикладные информационные технологии» Института прикладных информационных технологий, kolobova_anna1@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6042-6933

Аннотация. В статье раскрывается специфика трансформационных процессов в городской креативной среде современного российского общества в условиях пандемии коронавируса. В качестве эмпирической базы используются результаты социологического исследования (метод экспертного интервью), проведенного в 2021 г. в г. Саратове. Цель данной работы - представить оценку различных экспертов, являющихся респондентами в указанном исследовании, относительно пандемийного фактора изменений в креативном пространстве типичного российского города. Выявлены практически противоположные оценки относительно характера влияния пандемии коронавируса на городскую креативную среду в целом и ее отдельные составляющие. Респонденты указывают как на отрицательные стороны (например, резкое снижение объемов клиентского потока в креативной индустрии города, закрытие отдельных креативных объектов и проектов), так и на положительные стороны (оперативное внедрение современных форматов работы объектов креативной сферы, создание новых креативных проектов) влияния рассматриваемого явления. В целом экспертами признается, что большинство субъектов городского креативного пространства так или иначе адаптировались к новым, беспрецедентным условиям и вызовам внешней среды, а некоторые из них даже получили дополнительные возможности для развития. Творческое пространство российского города в целом продемонстрировало свою устойчивость, гибкость, адаптивность и конструктивную реакцию на вызовы. Но в силу важности креативной среды как фактора повышения качества жизни населения необходима поддержка, прежде всего со стороны государства. Полученные результаты исследования могут быть положены в основу управленческой деятельности по развитию и поддержке городской креативной среды современного российского общества в сложных социально-экономических условиях. Ключевые слова: креативный объект, креативный проект, креативная индустрия, городская креативная среда, пандемия коронави-руса, трансформация, процесс

Благодарности: Статья написана на основе отчета по социальному проекту-победителю конкурса социальных проектов в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций города Саратова» на 2021-2023 годы.

Для цитирования: Колобова А. Е. Пандемия коронавируса как фактор трансформационных процессов в городской креативной среде (по результатам социологического исследования) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 61-65. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-1-61-65, EDN: VTVZJK Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

The coronavirus pandemic as a transformational processes factor of the urban creative environment (According to the sociological study results)

A. E. Kolobova

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77 Politechnicheskaya St., Saratov 410054, Russia Anna E. Kolobova, kolobova_anna1@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6042-6933

Abstract. The article reveals the specifics of transformational processes in the urban creative environment of modern Russian society in the context of the coronavirus pandemic. The results of a sociological study (method of expert interviews) conducted in 2021 in Saratov as an empirical basis were used. The purpose of this paper is to present the assessment of the various experts who are respondents in this study regarding the pandemic factor of changes in the creative space of a typical Russian city. Almost opposite assessments were revealed regarding the nature of the impact of the coronavirus pandemic on the urban creative environment as a whole and its individual components. The respondents point out both the negative aspects (for example, a sharp decrease in the volume of client flow in the creative industry of the city, the closure of individual

© Колобова А. Е., 2023

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 1

creative facilities and projects), and the positive aspects (the prompt introduction of modern formats for the work of objects in the creative sphere, the creation of new creative projects) of the influence of the phenomenon under consideration. In general, the experts admit that most of the subjects of the urban creative space have somehow adapted to the new, unprecedented conditions and challenges of the external environment, and some of them even received additional opportunities for development. The creative space of the Russian city as a whole demonstrated its stability, flexibility and adaptability and constructive response to challenges. But due to the importance of the creative environment as a factor of improving the quality of life of the population, the state support is needed. The results of the study can be used as the basis for management activities to develop and support the urban creative environment of modern Russian society in difficult socio-economic conditions. Keywords: creative object, creative project, creative industry, urban creative environment, coronavirus pandemic, transformation, process Acknowledgements. The article was written based on the report on the social project-winner competition of social projects in departmental target program "Support for socially oriented non-profit organizations of the city of Saratov" for 2021-2023.

For citation: Kolobova A. E. The coronavirus pandemic as a transformational processes factor of the urban creative environment (According to the sociological study results). Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2023, vol. 23, iss. 1, pp. 61-65 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1818-9601-2023-23-1-61-65, EDN: VTVZJK

This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Исследователи склонны считать, что современные трансформации в обществе, являющиеся результатом воздействия пандемии, носят глобальный характер [1], хотя очевидно, что данное явление так или иначе затронуло жизнь каждого индивида, практически все сферы социума подверглись его воздействию. Однако оценка влияния коронавирусного феномена на общество в целом и его отдельные составляющие продолжает оставаться дискуссионным вопросом и изучается с самых различных позиций. Необходимость социологической рефлексии в отношении трансформаций социума и его сфер, элементов под воздействием пандемии актуализировано тем, что есть потребность в выработке социальных сценариев дальнейшего существования в «новых» условиях.

Во второй половине 2021 г. нами было проведено социологическое исследование креативной городской среды как фактора развития туризма в городе. В частности, использовался метод полуструктурированного экспертного интервью. Пул экспертов формировался с помощью метода «снежного кома», и при этом дополнительно учитывался ряд факторов: упоминание и рекомендация эксперта в интервью респондентов, популярность эксперта в социальных сетях (число подписчиков) и городской среде (включая упоминание в местных СМИ) и др. Все экспертные интервью в рамках исследования креативной городской среды, являющейся фактором развития туризма в г. Саратове, проведены в очном формате. Один из блоков интервью был посвящен влиянию пандемии на изменения в креативном пространстве типичного российского города. Условно эксперты сгруппированы в следующие три основные группы:

- представители государственных структур, организаций в сфере культуры;

- представители общественности, имеющие отношение к сфере культуры;

- представители креативной индустрии и бизнеса, имеющего отношение к сфере культуры.

Таким образом, все эксперты являются представителями трех сторон: государства, общественности или бизнес-сообщества. Все они имеют определенное отношение к креативной среде, либо являясь ее субъектами, либо представляя ее внешнюю среду. Предлагаемая группировка базируется на том, что в зависимости от принадлежности (к государству, общественности или бизнес-сообществу) формируется определенная позиция по ряду исследуемых аспектов. И действительно, эта принадлежность влияет на мнение и позицию респондентов в определенных случаях. Однако в контексте рассматриваемой проблематики указанная зависимость слабо прослеживается.

Рассмотрим результаты социологического исследования в разрезе блока вопросов, посвященных влиянию пандемии на изменения в креативном пространстве города.

Прежде всего, необходимо отметить, что эксперты дают разные, зачастую противоположные оценки влиянию и последствиям перемен, связанных с пандемией и ограничительными мерами, на креативное пространство города, его отдельные составляющие и процессы, в нем происходящие. Более того, одни и те же эксперты склонны признавать наличие одновременно и возможностей, и угроз в ситуации карантина и его влияние на городское творческое пространство. В целом присутствуют как положительные, так и отрицательные оценки этого влияния. При этом представители и государственных структур, и бизнеса, и некоммерческого сектора также придерживаются самых разных оценок - от резко пессимистичных до исключительно положительных.

Так, по мнению экспертов, отрицательное влияние пандемии связано, прежде всего, с

тем, что карантинные ограничения, запреты и т.п. привели к снижению темпов творческих процессов и сопутствующих им бизнес-процессов, отмене мероприятий, закрытию культурных объектов и приостановке творческих проектов в городе, т.е., по сути, к торможению и даже остановке (на какой-то период времени) жизнедеятельности креативной среды.

...для развития всех творческих индустрий это минус, вся эта пандемия... (эксперт 1).

Я думаю, пандемия вообще позитивно мало на что повлияла (эксперт 3).

Это замедление темпов творческих и бизнес-процессов, в свою очередь, привело к существенным финансовым потерям практически во всей креативной индустрии города.

.. .творческий кластер из-за пандемии потерял.... потерял в финансовом смысле колоссальные ресурсы (эксперт 5).

...я знаю, там ресторан один открывался, а тут пандемия и все! А люди вкладывали как бы деньги, новое что-то в город привнести, но это все испортила пандемия... (эксперт 4).

Несмотря на спад пандемийных ограничений, и сегодня городская креативная среда продолжает испытывать трудности.

...многие предприниматели в стесненных обстоятельствах сейчас действуют (эксперт 3).

Это явно актуализирует необходимость их поддержки, ведь креативному пространству сегодня и в будущем в российском обществе придается большая социокультурная и экономическая значимость [2].

Отрицательное влияние пандемии и соответствующих ограничений испытали на себе и сами эксперты, поскольку они сами -часть городского креативного пространства. Прежде всего, это финансовые проблемы, но они сопряжены и с другими трудностями -потерей клиентов, ограничениями в работе партнеров и др. Такого рода последствия пандемии отмечаются исследователями во всем мире [1] и проявились практически во всех сферах общества.

В первые два месяца пандемии я сидел совсем без денег. У меня и экскурсии накрылись, и там ... все накрылось, я вообще сидел без денег (эксперт 4).

Более того, у многих городских креатив-щиков возникали личностные проблемы.

.если мы говорим о творческих людях, то закрытие границ, невозможность перемещаться, невозможно получать какие-то новые впечатления и прочее, оно влияет! На самом деле я видел многих даже художников саратовских во время пандемии, у них немного отъезжала крыша... (эксперт 1).

Некоторые проекты и предприятия креативной индустрии, предполагающие массовое участие людей, вообще прекратили свое существование.

...пандемия уничтожила на корню все инициативы, которые были, которые завязаны на массовом потреблении. ... Компании, которые завязаны были на массовости, все они потеряли доход, потеряли жизнеспособность. . есть команды, которые были в Саратове, и которые были заточены на организацию только массовых мероприятий, каких-то культурных событий и они, конечно, погибли (эксперт 5).

По мнению экспертов, культурные объекты и проекты, финансируемые за счет государства, имели определенные преимущества в период пандемии и соответствующих ограничений (прежде всего, не прекращалась выплата заработной платы персоналу; плюсом стала и особенность прогосударственных «креатив-щиков» - меньшая зависимость от клиентского потока и, соответственно, денежного потока) по сравнению с частными творческими объектами и проектами. В то же время эти преимущества в понимании экспертов не были принципиальными.

Я не скажу, что им [культурным учреждениям, финансируемым за счет государства] легче, но у них хотя бы зарплаты остались (эксперт 5).

...все сферы, или как они [чиновники] любят говорить - отрасли культуры, финансируются государством и от зрителей ничего по большому счету в финансовом плане не зависит (эксперт 7).

...нам [государственной творческой организации], например, это было не очень удобно. Понятно, что мы уже почти на год с лишним почти прервали всякую деятельность... (эксперт 1).

Очевидно, что значимость поддержки (прежде всего, государственной, в том числе гран-товой) для креативной среды в определенной мере актуализирует необходимость развивать соответствующую политику, и она действительно в последнее время находится в повестке федеральной власти [2].

В то же время эксперты в большинстве своем признают, что замедление темпов творческих и бизнес-процессов имело место только в начале пандемии. Затем, по сути, большинство субъектов городского креативного пространства так или иначе адаптировалось к новым, беспрецедентным условиям и вызовам внешней среды, а некоторые из них даже получили дополнительные возможности для развития. Таким образом, имеет место и положительное

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 1

влияние пандемии коронавируса на трансформацию городской творческой среды. Так, введение и достаточно длительное действие пандемийных ограничений для частных креативных объектов и проектов стало своеобразным вызовом, толчком и даже «рычагом» для поиска новых идей, новых форматов функционирования:

...многие творческие ребята в пандемию открыли для себя новые формы взаимодействия (эксперт 5).

Это такие начинаются упражнения для ума, такие способы существования новые! И поэтому эти кошмарные ограничения, которые тогда внесли, они нам просто перекрыли кислород, они на самом деле дали нам возможность делать упражнения для ума. Мы выпустили два спектакля, причем сложный тоже. Мы изобретали, как мы будем существовать (эксперт 8).

...это какой-то рубильник [ситуация пандемии и ограничений], который заставил мозги людей работать по-другому, в другом направлении, что естественно... для креативных людей это не проблема, у них появились еще какие-то идеи, в данном случае они были вынуждены их генерировать. Ну раз хорошо получается, то и идеи будут хорошие, которые позволят им в новых условиях работать и что-то новое делать (эксперт 4).

Очевидно, что такое положительное влияние пандемии коронавируса на трансформацию городской творческой среды есть результат соответствующей реакции представителей этой среды.

На нас [частный театр], я могу сказать, они [ограничения в связи с пандемией] очень хорошо сказались. Я вообще не могу пожаловаться на эту историю [пандемию] (эксперт 8).

...люди стали больше обращать внимание на то, куда можно поехать вне Саратова, и на то, куда можно пойти в рамках города. Поэтому, наверное, с этой точки зрения пандемия хорошо повлияла (эксперт 3).

Такое положительное влияние дало и основания для соответствующей экспертной оценки влияния пандемии и соответствующих ограничений на креативную индустрию Саратова. В нашем понимании это была реакция типа «трансформация» (один из типов реакции на риск) [3]. В отличие от других типов (апатия и отрицание), трансформация наиболее конструктивна. Именно она позволяет противостоять внешним рискам, угрозам и путем активных преобразующих действий строить план дальнейшего существования и развития.

Некоторые креативные проекты вообще возникли именно благодаря пандемии. Таким образом, ситуация ограничений стала благодатной почвой, базисом для генерирования новых творческих проектов в городе.

Я не могу сейчас оценить все, что происходит в городе, но я могу, например, сказать, что я... создала после пандемии. ... Это «Арт-плот». То есть у меня была задача сделать его неким арт-объектом, которым будет и инста-грамным, и притягивать внимание также туристов.... Вот таким образом пандемия «родила» вот такой арт-объект (эксперт 6).

Особо отметим, что использование информационно-коммуникационных инструментов и технологий сыграло роль триггера для генерирования и внедрения новых форматов работы креативных объектов и проектов, причем как частных, так и государственных и некоммерческих.

...люди поняли, ну те, кто успешно чем-то занимаются, они тоже поняли, что они могут это нести в массы и проводить обучающие семинары, продавать курсы, используя просто информационные технологии, о которых они возможно и не задумывались, когда не было пандемии (эксперт 4).

Я не знаю в Саратове ни одного человека, который бы сказал: «Знаешь, из-за коронавируса у меня катастрофа». Наоборот! Большинство художников продают картины через соц-сети и у них дела пошли гораздо лучше, просто потому что больше народу сидит в соцсетях. Можно даже говорить, что им повезло! (эксперт 7).

...настолько эта технология [онлайн-пло-щадки типа «ЗУМ»] все продвинула... (эксперт 4).

Кстати, Максим Музалевский (известный в городе экскурсовод, автор ряда творческих проектов в сфере туризма. - А. К.) в пандемию начал делать прямые эфиры. Это бесценно. Это был повод проснуться утром, это был шанс на жизнь буквально, когда он каждый день вел прямые эфиры (эксперт 3).

В то же время экспертами отмечается, что онлайн-форматы работы креативных объектов и проектов неидеальны и имеют свои существенные ограничения. Они могут быть связаны, в частности, с существенной зависимостью творческого процесса, мероприятия, проекта от технической составляющей.

.онлайн - это такая система, которая не очень... надежная. То связь прерывается, то еще что-то (эксперт 4).

Поэтому онлайн-форматы в креативной среде являются скорее дополнением, времен-

ной формой, но не полноценной альтернативой офлайну и непосредственному, очному взаимодействию со зрителем. Последнее крайне важно в креативной среде.

...мы играли спектакли... но это был новый способ взаимодействия со зрителями... мы выпустили всего один онлайн-спектакль. И честно - мне не нравится такой формат, от слова совсем (эксперт 8).

Эксперты не фиксируют полный переход к онлайн-формату каких-либо креативных объектов и проектов в городе или его абсолютное сохранение после снятия пандемийных ограничений. Офлайн для практически всех городских культурных объектов и проектов выступает наиболее эффективным и приемлемым форматом.

Люди так изголодались по общению живому, мы поняли, что оффлайн - это наше все! И нужно тащить людей в оффлайн все время (эксперт 8).

В целом пандемия и соответствующие ограничения оказали существенное, но одновременно неоднозначное влияние на креативную среду Саратова. Отрицательное влияние испытали на себе, прежде всего, те объекты и проекты, которые ориентированы на массовость и принципиально зависят от клиентского денежного потока, а также те объекты, которые вообще не имеют поддержки со стороны государства или других внешних объектов. Положительное же влияние сказалось в разработке новых креативных проектов, поиске и последующем применении современных форматов работы креативных объектов и проектов, которые в большинстве своем основаны на использовании информационно-коммуникационных инструментов и технологий. Онлайн-форматы работы креативных объектов и проектов имеют свои ограничения и являются скорее дополнением, а не полноценной альтернативой офлайну, непосредственному взаимодействию с клиентом, зрителем.

Таким образом, можно утверждать, что большинство субъектов креативного пространства типичного российского города так или иначе адаптировались к пандемии коронавиру-са и в целом к новым, беспрецедентным усло-

виям и вызовам внешней среды, а некоторые из них даже получили дополнительные возможности для развития. В нашем понимании это можно идентифицировать в качестве «трансформации» (один из видов реакции на риск) [3], и именно такая реакция наиболее конструктивна. Она позволяет противостоять угрозам извне и через преобразующие действия построить план дальнейшего существования и развития. Другими словами, городская креативная среда современного российского общества трансформируется (возникают новые проекты, внедряются современные технологии, исчезают нежизнеспособные в новых условиях проекты и др.) в период пандемии коронави-руса и постпандемийный период. И эти изменения в целом конструктивны и управляемы со стороны субъектов этой среды. Творческое пространство российского города продемонстрировало устойчивость, гибкость и адаптивность в сложных социально-экономических условиях. Однако для эффективной его трансформации необходима грамотная и обоснованная поддержка, прежде всего со стороны государства. Последнее заинтересовано в развитии городской креативной среды современного российского общества, возлагая на него функционал базиса для повышения качества жизни горожан.

Список литературы

1. Волков Ю. Г., Курбатов В. И. Глобальная социология пандемии: отечественные и зарубежные сценарии и тренды послекоронавирусного мира // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 2. С. 17-32. https://doi.Org/10.18522/2227-8656.2020.2.1

2. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. URL: http://static.government.ru/ media/files/HEXNAom6 EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 02.12.2022).

3. Prince Kennex R. Aldama. Using sociology to make sense of the Coronavirus pandemic. URL: https://www. rappler.com/views/imho/255954-opinion-using-sociol-ogy-make-sense-coronavirus-pandemic (дата обращения: 02.12.2022).

Поступила в редакцию 20.12.2022; одобрена после рецензирования 23.12.2022; принята к публикации 25.12.2022 The article was submitted 20.12.2022; approved after reviewing 23.12.2022; accepted for publication 25.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.