Научная статья на тему 'КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
729
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ / КИНОИНДУСТРИЯ / АНИМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абанкина Татьяна Всеволодовна, Мацкевич Алёна Вадимовна, Романова Вера Васильевна

Предметы исследования - динамика развития креативных индустрий, их роль в достижении целей устойчивого развития, меры государственной поддержки креативного сектора в России. Пандемия и ускоренная цифровизация радикально меняют ландшафт и структуру креативных индустрий, которые попали в «шоковую» ситуации вследствие низкого запаса прочности и были вынуждены перестраивать форматы своей деятельности. Цель работы - оценка последствий пандемии коронавируса для развития креативных индустрий. Для этого проведен сравнительный анализ с доковидным периодом динамики экономических показателей развития музыкальной индустрии и кинопромышленности. Показано, что существенно меняется поведение потребителей в сфере культуры и досуга, расширяется и структурно изменяется предложение в секторе музыки, кино и анимации, создаются новые форматы деятельности креативных индустрий, основанные на сочетании офлайн и онлайн сервисов, обуславливая появление на рынках новых крупных игроков, которые создают цифровые экосистемы. Установлена роль креативных индустрий в жизни общества, которые составляют влиятельную часть экономики, обеспечивают занятость, вносят весомый вклад в обеспечение социального благополучия населения, социальной коммуникации и включенности уязвимых групп в общественную жизнь. Сделан вывод о том, что в условиях введенных ограничений объем рынка креативных индустрий значительно сократился, что побудило музыкальные компании восполнять финансовые потери за счет музыкального стриминга, киноиндустрии - реализации телевизионных и интернет-прав на фильмы. Предложены меры, необходимые для стратегической поддержки секторов креативных индустрий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE INDUSTRIES IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

The subjects of the research are the dynamics of the development of creative industries, their role in achieving sustainable development goals, measures of state support for the creative sector in Russia. The pandemic and accelerated digitalization are radically changing the landscape and structure of creative industries, which found themselves in a «shock» situation due to a low margin of safety and were forced to restructure the formats of their work with audiences and markets. The purpose of the work is to assess the consequences of the coronavirus pandemic for the development of creative industries. For this purpose, a comparative analysis of the dynamics of economic indicators of the development of the music industry and the film industry was carried out with a plausible period. It is shown that consumer behavior in the sphere of culture and leisure is changing significantly, the supply in the music, cinema and animation sector is expanding and structurally changing, new formats of activity based on a combination of offline and online services are being created, causing the emergence of new major players in the creative industries markets that create digital ecosystems. The role of creative industries in the life of society is established, which form an influential part of the economy and employment, make an important contribution to social well-being, and provide social communication and inclusion of vulnerable groups in public life. It is concluded that under the imposed restrictions, the volume of the creative industries market has significantly decreased, which prompted music companies to make up for financial losses through music streaming, the film industry - the realization of television and Internet rights to films. The measures necessary for strategic support of creative industries sectors are proposed.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-2-38-51 УДК 338.012(045) JEL Z19

Креативные индустрии в условиях пандемии COViD-19

Т. В. Абанкина, А. В. Мацкевич, В. В. Романова

НИУ ВШЭ, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предметы исследования — динамика развития креативных индустрий, их роль в достижении целей устойчивого развития, меры государственной поддержки креативного сектора в России. Пандемия и ускоренная цифровизация радикально меняют ландшафт и структуру креативных индустрий, которые попали в «шоковую» ситуации вследствие низкого запаса прочности и были вынуждены перестраивать форматы своей деятельности. Цель работы — оценка последствий пандемии коронавируса для развития креативных индустрий. Для этого проведен сравнительный анализ с доко-видным периодом динамики экономических показателей развития музыкальной индустрии и кинопромышленности. Показано, что существенно меняется поведение потребителей в сфере культуры и досуга, расширяется и структурно изменяется предложение в секторе музыки, кино и анимации, создаются новые форматы деятельности креативных индустрий, основанные на сочетании офлайн и онлайн сервисов, обуславливая появление на рынках новых крупных игроков, которые создают цифровые экосистемы. Установлена роль креативных индустрий в жизни общества, которые составляют влиятельную часть экономики, обеспечивают занятость, вносят весомый вклад в обеспечение социального благополучия населения, социальной коммуникации и включенности уязвимых групп в общественную жизнь. Сделан вывод о том, что в условиях введенных ограничений объем рынка креативных индустрий значительно сократился, что побудило музыкальные компании восполнять финансовые потери за счет музыкального стриминга, киноиндустрии — реализации телевизионных и интернет-прав на фильмы. Предложены меры, необходимые для стратегической поддержки секторов креативных индустрий.

Ключевые слова: креативные индустрии; цели устойчивого развития; креативная экономика; пандемия коронавируса; музыкальная индустрия; киноиндустрия; анимация

Для цитирования: Абанкина Т. В., Мацкевич А. В., Романова В. В. Креативные индустрии в условиях пандемии СО^-19. Экономика.Налоги. Право. 2022;15(2):38-51. DOI: 10.26794/1999-849Х-2022-15-2-38-51

The subjects of the research are the dynamics of the development of creative industries, their role in achieving sustainable development goals, measures of state support for the creative sector in Russia. The pandemic and accelerated digitalization are radically changing the landscape and structure of creative industries, which found themselves in a «shock» situation due to a low margin of safety and were forced to restructure the formats of their work with audiences and markets. The purpose of the work is to assess the consequences of the coronavirus pandemic for the development of creative industries. For this purpose, a comparative analysis of the dynamics of economic indicators of the development of the music industry and the film industry was carried out with a plausible period. It is shown that consumer behavior in the sphere of culture and leisure is changing significantly, the supply in the music, cinema and animation sector is expanding and structurally changing, new formats of activity based on a combination of offline and online services are being created, causing the emergence of new major players in the creative industries markets that create digital ecosystems. The role of creative industries in the life of society is established, which form an influential part of the economy and employment, make an important contribution to social well-being, and provide social communication and inclusion of vulnerable groups in public life.

© Абанкина Т. В., Мацкевич А. В., Романова В. В., 2022

Creative industries in the Context of the COViD-19 Pandemic

Т. V. Abankina, A. V. Matskevich, V. V. Romanova

Higher School of Economics University, Moscow, Russia

ABSTRACT

It is concluded that under the imposed restrictions, the volume of the creative industries market has significantly decreased, which prompted music companies to make up for financial losses through music streaming, the film industry -the realization of television and Internet rights to films. The measures necessary for strategic support of creative industries sectors are proposed.

Keywords: creative industries; sustainable development goals; creative economy; coronavirus pandemic; music industry; film industry; animation

For citation: Abankina T. V., Matskevich a. V., Romanova V. V. creative industries in the context of the coViD-19 pandemic. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(2):38-51. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2022-15-2-38-51

введение

В настоящее время одними из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики и международной торговли являются креативные индустрии, под которыми понимаются отрасли экономики, в которых преобладает творческий труд и создается высокая добавленная стоимость благодаря капитализации и коммерциализации прав интеллектуальной собственности на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги).

В последние годы произошел всплеск развития креативных индустрий в регионах России, особенно в Москве, которая входит в Топ-10 креативных городов1 [1]. В научных трудах наряду с термином «креативные индустрии» применяется термин «культурные индустрии», разница в которых, по мнению ряда ученых, состоит в том, что культурными индустриями создаются произведения культуры, а креативные индустрии более приближены к промышленному производству и включают предприятия, занимающиеся рекламой, дизайном, фэшном, интерактивными развлекательными программами, проектированием и строительством разнообразных зданий и сооружений, изданием СМИ.

В России понятие «креативные индустрии» законодательно не определено. Дискуссии о подходах к определению креативного сектора экономики и составу креативных индустрий активно продолжаются. Впервые официальное понятие креативных индустрий появилось в Указе Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Основы государственной культурной политики», где устанавливается перечень видов деятельности, отнесенных к сфере творческих индустрий: промышленный дизайн и индустрия моды, музы-

1 Рейтинг International Creative Capital Index от PwC и Calvert22. Позиция Москвы в рейтинге 2019 г.— 8-е место.

кальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации. Однако многие эксперты отмечают, что перечень оказался неполным, в частности в него не попали ремесла и художественные промыслы, анимация, новые медиа и другие современные виды творческой деятельности [2].

По мнению ряда ученых, понятие «креативная экономика» синонимично терминам «экономика впечатлений», «символическая экономика» и т.д. Джон Хокинс определяет креативную экономику, как «транзакцию творческих продуктов» [3]. Креативная экономика отличается от традиционной экономики ролью, которую играет творческая личность в создании ценностей. Компании в обычной экономике пользуются ограниченными материальными ресурсами, на которые они налагают права собственности, и конкурируют на рынке прежде всего по цене товаров и услуг. В креативной экономике люди и предприятия используют неограниченные творческие и символические ресурсы, получают на них интеллектуальные права, которые могут быть краткосрочными, и не конкурируют по цене. Как подчеркивает Джон Хокинс, «в креативной экономике мы перемещаемся из мира понижения нормы прибыли, основанном на дефиците природных ресурсов и материальных благ, в мир увеличения нормы прибыли, основанный на бесконечности возможных идей и человеческом гении для использования этих идей в производстве новых продуктов и транзакций». Во многих странах экономический вклад креативных индустрий весьма значителен, доля креативной экономики в странах ОЭСР достигает 10% и более от ВВП.

Необходимо особо отметить, что креативные индустрии способствуют актуализации культурных и духовных ценностей, развивают творческий

потенциал населения и тем самым оказывают положительное влияние на качество жизни граждан и обеспечение устойчивости развития общества в целом [4].

Понятие и состав креативных индустрий непосредственно связаны с региональной и национальной спецификой и отличаются от страны к стране. Причем универсального прикладного понимания креативной экономики в мире не существует [1, 5]. В результате очевидные и сквозные для всех отраслей экономики критерии распознавания компаний, которые относятся к креативному сегменту экономики, отсутствуют.

динамика креативного сектора экономики

Ряд экспертов предлагает брать за основу определения креативного сектора экономики принципиально другие подходы, в частности относить к креативным компаниям предприятия, где на балансе числятся нематериальные активы, т. е. объекты интеллектуальной собственности. Отдельные эксперты берут за основу предложенный британскими экспертами подход, использующий в качестве основного критерия творческую интенсивность труда в той или иной сфере деятельности независимо от отраслевой принадлежности [6].

Таким образом, в России пока не удалось сформировать единое понимание креативного сектора экономики, которое разделялось бы всеми учеными, и закрепить легальное определение креативных индустрий и креативной экономики в нормативных документах. В соответствии с подходами ЮНЕСКО креативные индустрии сочетают создание, производство и коммерциализацию творческого содержания, выраженного в форме результатов интеллектуальной деятельности и защищенного интеллектуальным правом.

Ядро инновационного потенциала креативной экономики составляют технологии проектирования будущего, создания творческих продуктов, управления развитием, формирования перспективных потребностей и опережающего избыточного предложения в секторе креативных индустрий [7]. Причем отдельные виды креативных товаров и услуг отличаются своей уникальностью, имеют инновационный, социально значимый характер, поэтому ограничены в коммерциализации — издержки производства объективно превышают

цены на производимые товары и услуги. Для развития таких видов креативных товаров и услуг требуются государственное субсидирование и стимулирование культурного потребления.

Актуальность исследования динамики креативного сектора экономики обусловлена двумя факторами: во-первых, их вкладом в достижение целей устойчивого развития, во-вторых, их чувствительностью к ограничительным мерам, принимаемым в связи с пандемией COVID-19. Подчеркнем, что развитие креативных индустрий стало устойчивым приоритетом развитых и развивающихся стран в XXI в. Креативные индустрии и доступность участия в культурной жизни были впервые заявлены в качестве факторов устойчивого развития в международной повестке дня ООН в 2015 г. Содействие развитию креативных индустрий, сохранение культурного наследия, обеспеченность культурной инфраструктурой представляют собой не только отдельную задачу, но и способ достижения ряда целей в области устойчивого развития (далее — ЦУР), включая качество человеческого капитала. Так, в докладе ООН отмечается, что культура и креативные индустрии самым непосредственным образом способствуют созданию условий для развития человеческого капитала, экономическому росту и обеспечению каждого человека достойной работой. Они вносят вклад в сокращение неравенства людей, защиту окружающей среды, поощрение гендерного равенства, построение миролюбивых и открытых обществ2.

В целях расширения представлений о новых трендах и ситуации, происходящей в России были обобщены меры государственной поддержки креативных индустрий и рассмотрены документы, регулирующие развитие креативной экономики, что позволило сделать следующий вывод: пандемия COVID-19 и ускоренная цифровизация радикально изменяют ландшафт и структуру креативных индустрий в России. Прежде всего существенно трансформируется поведение потребителей в сфере культуры и досуга, расширяется и структурно изменяется предложение в секторе креативных индустрий, создаются новые форматы деятельности, основанные на сочетании офлайн и онлайн

2 Progress towards the Sustainable Development Goals. Report of the Secretary-General. UNSD 10 May 2018. URL: https:// unstats.un.org/sdgs/files/report/2018/secretary-general-sdg-report-2018—EN.pdf

сервисов, что приводит к активному появлению на рынках креативных индустрий новых крупных игроков, которые создают цифровые экосистемы и захватывают рынки культуры и досуга.

В целях оценки экономических последствий пандемии COVID-19 для креативных индустрий были выбраны две отрасли: музыкальная индустрия и киноиндустрия — и проанализирована динамика следующих показателей:

• объемы производства;

• занятость, в том числе использование форм неполной занятости;

• финансовые показатели;

• структура предлагаемых товаров и услуг, соотношение сервисов офлайн и онлайн;

• спрос.

Данные показатели, на наш взгляд, наиболее чувствительны к сложившейся ситуации, поэтому сравнительный анализ с доковидным периодом позволяет оценить произошедшие изменения.

анализ государственной

поддержки креативных

индустрий в россии

Россия позже ряда зарубежных стран стала ориентироваться на развитие и поддержку креативного сектора экономики. Недостаточная развитость этого сектора экономики приводит к отставанию на новых, растущих рынках, что снижает глобальную конкурентоспособность страны. В настоящее время новый виток социально-экономического и культурного развития во всем мире обусловлен развитием креативных индустрий, объединяющих творческий компонент с современными технологиями. Креативная экономика рассматривается как весьма эффективная современная модель экономического роста в условиях интенсивной цифровизации [1]. Капитализация креативных индустрий в мире приближается к 2,3 трлн долл. США.

Развитие креативных индустрий стало в 2021 г. приоритетом государственной политики. В результате в России происходит переход к системной поддержке креативных индустрий и ее талантливых представителей, открывающих новые возможности для развития креативного сектора экономики, расширения межотраслевого взаимодействия деятелей культуры, представителей бизнеса и государственной власти. На федеральном уровне сформирована система мер государствен-

ной поддержки креативных индустрий, которую схематично можно представить в виде четырех взаимосвязанных блоков:

1) институциональная поддержка;

2) грантовая поддержка;

3) проектная поддержка;

4) проведение ключевых общероссийских событий.

К институциональной поддержке следует отнести:

• концепцию развития творческих (креативных) индустрий и механизмов их осуществления государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 20.09.2021 № 2613-р;

• проект закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в части закрепления института творческих (креативных) индустрий;

• Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2021 № 378 «О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности»;

• создание федерации креативных индустрий — самого крупного в России объединения творческих бизнесов, куда вошли основные профессиональные союзы России, представляющие важнейшие направления креативной экономики;

• союз креативных кластеров — профессиональное сообщество, развивающее креативные индустрии в России, объединяющее более 640 резидентов и более 3000 креативных профессионалов.

К грантовой поддержке следует отнести:

Фонд культурных инициатив, созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2021, который поддержал в прошедшем году проекты на сумму в 3,5 млрд руб., в 2022 г. планирует инвестировать в креативные индустрии 8 млрд руб., в 2023 и 2024 гг. — ежегодно 10 млрд руб.

К проектной поддержке следует отнести:

• инициативу социально-экономического развития Российской Федерации «Создание целенаправленной системы развития креативного сектора «Придумано в России», в рамках которой предусмотрена поддержка по четырем направлениям:

• новые форматы образования: творчество, интеллектуальная собственность, предпринимательство;

• инфраструктура и экосистемы развития креативных индустрий;

• инвестиции;

• инициативы социально-экономического развития «Волна спроса» и «Культурная карта 360».

К ключевым общероссийским событиям следует отнести:

• проведение Российской креативной недели;

• чемпионат творческих компетенций «Арт-Мастерс»;

• присуждение Национальной премии в сфере креативных индустрий (Russian Creative Awards).

Реализация концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г., и системных мер, предусмотренных федеральным проектом «Придумано в России» будет способствовать достижению следующих национальных целей развития Российской Федерации:

• создание возможностей для самореализации людей и развития талантов;

• обеспечение достойного и эффективного труда и успешного предпринимательства;

• цифровая трансформация.

К ключевым индикаторам достижения национальных целей, которые должны быть достигнуты к 2030 г. в сфере креативных индустрий, относятся:

• доля креативных индустрий в ВВП — 6%;

• доля занятых в креативных индустриях — 15%;

• положительное сальдо внешнеторгового баланса креативных товаров и услуг.

креативные индустрии и пандемия covid-19

Вне зависимости от развитости креативных ин-дустрий в той или иной стране мира, продолжительности реализации и разнообразия программ их поддержки представители культурных и креативных секторов вынуждены работать в условиях ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19. Государственные структуры многих стран столкнулись со сходными проблемами при разработке мер преодоления кризиса в креативном секторе, связанного с пан-

демией [8]. Ситуация, возникшая вследствие пандемии коронавируса, продемонстрировала:

• низкий запас прочности и ограниченные ресурсы предприятий креативных индустрий, где преобладают преимущественно малые и средние организации, а в большинстве своем микро-биз-несы;

• высокую долю нестандартных форм занятости в креативных секторах, где преобладают фрилансеры и имеется нестабильная, сезонная занятость;

• тесную взаимозависимость секторов креативной экономики и сопредельных/смежных секторов, прежде всего туризма;

• сильную зависимость отдельных секторов и профессионалов креативных индустрий от крупных культурных событий [9].

Наиболее пострадали в этой ситуации микропредприятия, самозанятые и независимые творческие профессионалы. В то же время произошла пересборка бизнесов и деятельности под влиянием внедрения новых технологий. В отдельных случаях произошла консолидация креативных секторов и возросла роль профессиональных контактов и организаций, например возникли и укрепились несколько новых ассоциаций; использование ИКТ активизировало профессиональные контакты внутри и между странами; многие исследования, связанные с изучением влияния пандемии коронавируса на сектора креативных индустрий, делались в сотрудничестве или были заказаны профессиональными организациями творческих секторов3.

Сектора креативных индустрий пострадали неравномерно, а некоторые из них даже выиграли, а именно видеоигры и стриминговые сервисы, но прибыль получили преимущественно крупные компании.

Правительства большинства стран приняли ряд мер по стабилизации креативных индустрий. Однако часто общие направления политики поддержки компаний и работников, хотя и ориентированные на средние и малые предприятия, не всегда были достаточно адаптированы к специфическим характеристикам культурных и креативных инду-

3 Rebuilding Europe. The cultural and creative economy before and after the COVID-19 crisis/ 2021. EY Consulting (commissioned by Groupement Européen des Sociétés d'Auteurs et Compositeurs/GESAC). URL: https://www. rebuilding-europe.eu.

стрий и их экосистем, а также к нестандартным бизнес-моделям и форматам занятости в креативных секторах.

Кризис, связанный с пандемией COVID-19, нанес урон многим креативным индустриям в России. Однако, некоторые из них существенно модернизировались и выросли за счет стриминга. Проанализируем экономическую динамику показателей в период пандемии существенно различающихся российских креативных индустрий:

• музыкальной индустрии;

• киноиндустрии и анимации.

музыкальная индустрия: сравнительный анализ динамики экономических показателей

В 2019 г. объем российского рынка музыкальной индустрии согласно данным экспертов компании PwC составил 694 млн долл. США (рост + 16,4% относительно 2018 г.), доля рынка живой музыки оценивалась в 538 млн долл. США, или 77,5%, объем рынка музыкальных записей — 156 млн долл. США, из которых объем рынка музыкального стриминга (потокого музыкального онлайн-вещания, при котором контент транслируется в режиме реального времени, а скорость подгрузки напрямую зависит от скорости интернета пользователя) составил 126 млн долл. США, или 81%. В 2020 г. в музыкальной индустрии согласно данным ФНС России насчитывалось около 1500 организаций. Среди крупнейших компаний музыкальной индустрии можно выделить ООО «Музыкант», ООО «Ворнер Мью-зик», ООО «Первое музыкальное издательство» и др.

В 2020 г. доход музыкальной индустрии по данным маркетинговой компании исследования СМИ MIDiA Research вырос на 7% по сравнению с 2019 г. и составил 23,1 млрд долл. США. Столь высокие показатели стали возможными благодаря росту стримингов, доходы от которых составили 14,2 млрд долл. США. (+19,6% по сравнению с 2019 г.). В 2020 г. крупные лейблы впервые показали снижение доходов от стриминга, а независимые лейблы и артисты, наоборот, увеличили свою долю на рынке потокового онлайн-вещания до 31,5%. Артисты, загружавшие музыку в стриминговые сервисы самостоятельно при участии компаний-

дистрибьюторов, заработали в 2020 г. 1,2 млрд долл. США4.

В период пандемии COVID-19 в 2020 г. объем российского рынка музыкальной индустрии сократился на 47,7% и составил 363 млн долл. США, выручка концертных и фестивальных мероприятий сократилась на 76% и составила 129 млн долл. США, авторские сборы от так называемых живых концертов, за использование музыки в общественных местах, кафе, барах и ресторанах уменьшились в три раза. Доход от использования музыки в интернете, напротив, существенно вырос в нашей стране на 40%, что в основном вызвано ростом стриминга. К концу 2019 г. согласно анализу PwC сервис «Яндекс.Музыка» догнал BOOM/VK Music по объему аудитории, и на них в совокупности пришлось 76% подписчиков музыкальных стри-минговых сервисов на российском рынке, включая пользователей бесплатного пробного периода. За ними следуют Apple Music и «Звук» с равными долями по 10%. Объем аудитории YouTube Music сопоставим с общим количеством пользователей прочих музыкальных стриминговых сервисов на российском рынке и составляет порядка 2%. Одним из главных событий на российском музыкальном рынке за последнее время стал запуск в середине июля 2020 г. платформы Spotify — стриминговый сервис, позволяющий легально прослушивать музыкальные композиции, аудиокниги и подкасты, не скачивая их на устройств. Самый популярный в мире музыкальный стриминговый сервис стал доступен в России — 80-й по счету территории присутствия платформы5.

Принятые ограничительные меры во время пандемии оказали свое воздействие на занятость в сфере музыки (табл. 1). В период пандемии COVID-19 в 2020 г. наблюдается скачкообразная динамика численности выбывших работников с пиковым значением в I квартале (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако в масштабах страны значения данного показателя в абсолютном выражении не столь существенны: по итогам IV квартала 2018 г. и 2019 г. они составляли соответственно 34 и 39 чел., а в IV квартале 2021 г. численность уволившихся сотрудников достигла 68 чел. (+ 29 чел. по сравнению

4 URL: https://i-m-i.ru/news/midia-research.

5 URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2020-2024/muzykalnaya-industriya.html, https://portal-kultura.ru/articles/music/331944-muzykalnyy-rynok-dramaticheskoe-padenie-i-umerennye-tempy-vosstanovleniya.

12o

JL Œ О

О) ^

О) т

100

so

6o

4o

2o

0

I квартал/ II квартал/ III квартал/ IV квартал/

I quarter II quarter III quarter IV quarter

Рис. 1 / Fig 1. Динамика численности выбывших работников, чел. / Dynamics of the number of retired employees, people

Источник/Source: расчеты авторов на основе данных Федеральной службы государственной статистики согласно разделу 1.30.7. «Неполная занятость и движение работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства» / The authors' calculations are based on data from the Federal State Statistics Service according to section 1.30.7. «Underemployment and movement of employees of organizations that are not related to small business entities.» URL: https://www.fedstat.rU/organizations.https://www.fedstat. ru/organizations.

120

0 I квартал/ II квартал / III квартал/ IV квартал/

I quarter II quarter III quarter IV quarter

... 2018 39 50 45 49

2019 46 52 60 101

-2020 113 111 19 23

«2021 21 25

Рис. 2 / Fig 2. Применение форм неполной занятости, чел. / Application of forms of part-time employment, people

Источник/Source: расчеты авторов на основе данных Федеральной службы государственной статистики согласно разделу 1.30.7. «Неполная занятость и движение работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства» / The authors' calculations are based on data from the Federal State Statistics Service according to section 1.30.7. "Underemployment and movement of employees of organizations that are not related to small business entities". URL: https://www.fedstat.ru/organizations.https://www.fedstat.ru/ organizations.

Таблица 1 / Table 1

Структура численности работников в сфере музыки по формам неполной занятости, чел. / The structure of the number of employees in the field of music by forms of part-time employment, people

IV кв. 2018 г. / IV quarter 2018 IV кв. 2019 г. / IV quarter 2019 IV кв. 2020 г. / IV quarter 2020 Рост к аналогичному периоду предыдущего года / Growth compared to the same period of the previous year

Показатель / indicator IV кв. 2019 г. / IV кв. 2020 г. / IV кв. 2019 г., % / IV кв. 2020 г., % /

IV quarter 2019 IV quarter 2020 IV quarter 2019, % IV quarter 2020, %

Численность работников

списочного состава,

находившихся в простое по вине работодателя и по

причинам, не зависящим от работодателя и работника / Number of employees on the staff list who were out of work 0 50 0 50 -50 - 0,0

due to the fault of the employer and reasons independent of the employer and the employee

Численность работников

списочного состава,

работавших неполное рабочее

время по соглашению между работником и работодателем / Number of employees on the staff lists who worked part-time by agreement between the employee and the employer 19 14 8 -5 -6 73,7 57,1

Численность работников

списочного состава, которым

были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника / Number of employees on the staff list who had unpaid leave at the written request of the employee 30 37 15 7 -22 123,3 40,5

Численность работников

списочного состава,

работавших неполное

рабочее время по инициативе работодателя / Number of employees on the staff list who worked part-time at the 0 0 0 0 0

employer's initiative

ИТОГО / TOTAL: 49 101 23 52 -78 206,1 22,8

Справочно: Численность выбывших работников / For reference: Number of outgoing employees 34 39 68 5 29 114,7 174,4

Источник/Source: расчеты авторов на основе данных Федеральной службы государственной статистики согласно разделу 1.30.7. «Неполная занятость и движение работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства» / compiled by the authors. URL: https://www.fedstat.ru/organizations / The authors' calculations are based on data from the Federal State Statistics Service according to section 1.30.7. "Underemployment and movement of employees of organizations that are not related to small business entities". URL: https://www.fedstat.ru/organizations.https://www.fedstat.ru/organizations.

Таблица 2 / Table 2

Динамика показателей кинопроката российских и зарубежных фильмов / Dynamics of film distribution

indicators of Russian and foreign films

Показатель / Indicator Кассовые сборы, млрд руб. / Box office receipts, billion rubles Количество проданных билетов, млн чел. / the number of tickets sold, million people

2017 2018 2019 2020 2017 2018 2019 2020

Все фильмы / All films 53,6 50,3 55,5 22,8 213,5 200,4 219,4 88,7

в том числе

Российские / Russian films 13,0 13,8 12,3 10,7 54,7 57,9 50,6 42,5

Иностранные / Foreign films 40,6 36,5 43,2 12,1 158,8 142,5 168,8 46,2

Доля российского кино / Share of Russian films 24,3% 27,5% 22,1% 46,9% 25,6% 28,9% 23,1% 47,9%

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

с 2019 г.). В относительных единицах в целом по России этот рост составил почти 75%. В основном рост численности обусловлен за счет выбывших работников по собственному желанию (+ 22 чел., или на 60% по сравнению с 2019 г.). Начиная с III квартала 2020 г. работодатели стали меньше прибегать к использованию форм неполной занятости (рис. 2). По итогам IV квартала 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. общая численность работников, находившихся на неполной занятости, даже сократилась почти на 80%. Данная тенденция продолжилась и в I, и во II кварталах 2021 г.

Таким образом, можно отметить, что принятые в период пандемии коронавируса ограничительные меры не оказали влияния на масштабное применение работодателями форм неполной занятости.

В целом, в условиях введенных ограничений на проведение массовых мероприятий в период пандемии COVID-19 объем рынка музыкальной индустрии сократился почти наполовину, основным источником доходов крупнейших компаний рынка стала выручка от музыкального стриминга. Ожидается, что доля живой музыки в общем объеме музыкального рынка будет только сокращаться с 77,5% в 2019 г. до 57,5% к 2024 г. Следует отме-

тить, что одним из источников выручки компаний по изданию музыкальных записей являлась реализация исполнительских прав на публичную трансляцию музыкальных произведений.

киноиндустрия: сравнительный анализ динамики экономических показателей

Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничительные меры в значительной мере негативно отразились на индустрии кино и анимации. Деятельность кинотеатров страны была приостановлена на срок от четырех до девяти месяцев в зависимости от региона, а в периоды возобновления кинопоказа была ограничена за-полняемость залов.

По данным Фонда кино6 в 2020 г. совокупные кассовые сборы кинопроката Российской Федерации составили 22,8 млрд руб. (табл. 2), что в 2,4 раза ниже, чем в 2019 г. (55,5 млрд руб.). Билетов в кинотеатрах страны было продано 88,7 млн (68,6% этой суммы было собрано в первые три месяца 2020 г.) и это в 2,5 раза меньше, чем в 2019 г. (219,4 млн билетов).

6 URL: https://ekinobilet.fond-kino.ru/statistics/issledovania.

Рис. 3 / Fig 3. Кинопрокат Российской Федерации по итогам III квартала 2021 г. (кассовые сборы, млрд руб.) / Film distribution of the Russian Federation according to the results of the third quarter of 2021 (box office receipts, billion rubles)

9,0 8,0 7,0 6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0

7,6

7,7

5,3

5,4 V ? 4,7 5,0 4,7

4,1 3,5 3,9 4,1

3,6 —3 3,3 ^----- 3 1 — 3,4 ^ Ч? 2 9

О 7 3,1 •> 2,1 2,9

2,7 0,5 1,9

0,0 0,0 0,0 0,0

Январь / January 1 1 Февраль/ February Март / March Апрель April / Май / May Июнь / June Июль / July 1 Август / August 1 1 Сентябрь / September

-•-2019 2020 2021

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Кассовые сборы российского кино в 2020 г. составили 10,7 млрд руб. Их доля в совокупных кассовых сборах возросла с 22,1 до 46,9%, что в том числе обусловлено переносом ряда крупных зарубежных премьер на 2021 г. Однако в абсолютном выражении относительно 2019 г. сокращение составило 12,6%. Что касается количества проданных билетов на сеансы российских фильмов в кинотеатрах страны, то они также составили немногим меньше половины (47,9% от совокупного числа проданных билетов) — было продано 42,5 млн билетов, что на 16,0% меньше, чем в 2019 г. Сборы от проката зарубежных фильмов в 2020 г. составили 12,1 млрд руб., было продано 46,2 млн билетов, что ниже результатов проката зарубежных фильмов за 2019 г. более чем в 3,5 раза (на 71,9 и 72,6% соответственно).

По состоянию на конец 2020 г. кинопоказ осуществляли 1914 цифровых кинотеатров, что на 8,7% меньше, чем за аналогичный период 2019 г. (по состоянию на 31.12.2019 осуществляли кинопоказ 2096 кинотеатров). По итогам III квартала 2021 г. (январь-сентябрь 2021 г.) данные кинопроката Российской Федерации демонстрируют положительную динамику относительно 2020 г., но они все еще ниже, чем в 2019 г. (рис. 3).

Так, по итогам девяти месяцев 2021 г. совокупные кассовые сборы кинопроката Российской Федерации составили 30,46 млрд руб., из которых 9,23 млрд руб. (30,3%) собраны от продажи билетов на сеансы российского кино. На сеансы фильмов в кинотеатрах страны было продано 111,9 млн билетов, в том числе 35,0 млн (31,3%) на сеансы российского кино. Заметим, что в сентябре 2021 г. впервые объем рынка кинопроката Российской Федерации за месяц превысил не только аналогичные показатели 2020 г., но и значения сентября допандемийного 2019 г. (табл. 3). Кассовые сборы в сентябре 2021 г. составили 3,41 млрд руб., на сеансы фильмов было продано 11,8 млн билетов, что выше значений аналогичного периода 2019 г. на 16,1 и 2,2% соответственно (табл. 4).

Если рассматривать среднюю цену билета на сеанс фильма, то она неуклонно росла с 2017 г. с 238 руб. до 258,3 руб. в 2020 г. Основной же рост пришелся на 2020 г. и составил 6,5%, что обусловлено растущей инфляцией, увеличением издержек кинотеатров и другими факторами. Текущая ситуация в стране заставляет владельцев кинотеатров задуматься о более значительном повышении стоимости просмотра фильмов в кинозалах. Поэтому в 2021 г. средняя цена билета продолжала расти и по итогам трех кварталов составила 272,1 руб.

Таблица 3 / Table 3

Динамика кассовых сборов кинопроката Российской Федерации по итогам iii квартала 2019-2021 гг. / Dynamics of box office receipts of the film distribution of the Russian Federation according to the results

of the third quarter of 2019-2021

Период / Period Кассовые сборы, млрд руб. / Box office receipts, billion rubles Темп прироста / Growth rate

2019 2020 2021 2020|2019 2021|2020 2021|2019

Январь -Сентябрь / January - September 40,35 18,2 30,46 -54,9% 67,4% -24,5%

в том числе:

Январь / January 7,6 7,74 5,39 1,8% -3О,4% -29,1%

Февраль / February 4,О8 5,3 3,58 29,9% -32,5% -12,3%

Март / March 4,67 2,7 3,9 -42,2% 44,4% -16,5%

Апрель / April 3,52 О 3,11 - - -11,6%

Май / May 4,95 О 3,25 - - -34,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Июнь / June 3,89 О,О1 2,57 -99,7% 256ОО,О% -33,9%

Июль / July 4,66 О,О3 2,12 -99,4% 6966,7% -54,5%

Август / August 4,О5 О,5 3,12 -87,7% 524,О% -23,О%

Сентябрь / September 2,94 1,93 3,41 -34,4% 76,7% 16,О%

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Таблица 4 / Table 4

Динамика проданных билетов на сеансы фильмов по итогам iii квартала 2019-2021 гг. / Dynamics of tickets sold for film sessions according to the results of the third quarter of 2019-2021

Период / Period Количество проданных билетов, млн / Number of tickets sold, million Темп прироста / Growth rate

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2020|2019 2021|2020 2021|2019

Январь -Сентябрь / January - September 160 70,1 111,9 -56,2% 59,6% -30,1%

в том числе:

Январь / January 29,4 29,4 18,8 О,О% -36,1% -36,1%

Февраль / February 16 2О,6 13,5 28,8% -34,5% -15,6%

Март / March 18,7 1О,9 15,1 -41,7% 38,5% -19,3%

Апрель / April 13,9 О 11,1 - - -2О,1%

Май / May 18,8 О 11,6 - - -38,3%

Июнь/June 16,2 О 1О,2 - - -37,О%

Июль / July 19,2 О,1 8,1 -99,5% 8ООО,О% -57,8%

Август / August 16,3 1,9 11,7 -88,3% 515,8% -28,2%

Сентябрь / September 11,6 7,2 11,8 -37,9% 63,9% 1,7%

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

выводы

Как отмечается в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) «Культурный шок: COVID-19 и культурные и креативные сектора» «ослабление и сокращение культурного и творческого секторов окажет негативное влияние на города и регионы не только с точки зрения прямого экономического и социального воздействия, но и с точки зрения благосостояния, жизнеспособности городов и сообществ, а также их культурного разнообразия» 7. Воздействие пандемии оказалось мощнее, масштабнее и серьезнее, чем финансовый кризис, оно отразилось не только на экономических процессах, но существенно изменило систему ценностей, социальное поведение людей, перспективы развития, взгляд в будущее [10].

Пандемия коронавируса продемонстрировала роль культурных и креативных индустрий в жизни общества, они:

• составляют влиятельную часть экономики и обеспечения занятости;

7 Culture Shock: COVID-19 and the cultural and creative sectors, OECD, 2020. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/ policy-responses/culture-shock-covid-19-and-the-cultural-and-creative-sectors-08da9e0e.

• вносят весомый вклад в социальное благополучие людей, обеспечивают социальную коммуникацию, включенность уязвимых групп населения;

• существуют во взаимосвязанной (экосистеме, включающей государственные организации, НКО, фрилансеров, независимых художников, исполнителей и других творческих профессионалов.

В настоящее время наряду с антикризисными мерами разрабатываются восстановительные программы и принимаются дополнительные меры стратегической поддержки секторов креативных индустрий по следующим направлениям:

• поддержка занятости, компенсация оплаты труда в секторах креативных индустрий, обеспечение дохода независимых художников и творческих профессионалов; компенсация операционных потерь, в том числе связанных с введением новых санитарных мер;

• поддержка новых проектов/постановок организаций культуры; заказы на программы поддержки уязвимых групп и сообществ, в том числе совместные программы с организациями здравоохранения;

• образовательные и тренинговые программы для профессионалов сектора для удержания творческого потенциала и т.д.

благодарности

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных сотрудниками Центра креативной экономики НИУ ВШЭ, в том числе: Г. М. Ксынкина, Е. А. Николаенко, И. В. Щербакова.

acknowledgements

The article is based on the results of research conducted by the staff of the Center of Creative Economy of the HSE University, including: G. M. Ksynkina, E. A. Nikolaenko, I. V. Shcherbakova.

список источников

1. Власова В. В., Гершман М. А., Гохберг Л. М. и др. Креативная экономика Москвы в цифрах. М.: НИУ ВШЭ; 2021. 108 с.

2. Абанкина Т. В., Николаенко Е. А., Романова В. В., Щербакова И. В. Креативные индустрии России: тенденции и перспективы развития. М.: Grey Matter; 2021. 44 с.

3. Хокинс Дж.. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. М.: Финансовая корпорация Открытие: Классика-XXI; 2011. 253 с.

4. McRobbie A. Be creative: making a living in the new culture industries. London. Wiley; 2015. 224 p.

5. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. М.: TB RUGRAM; 2021. 210 с.

6. Винокурова Н. А. Теория креативного класса: за и против. Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. 2014;(2):124-138.

7. Абанкина Т. В., Николаенко Е. А., Романова В. В. Экономический потенциал сферы культуры и досуга в России и странах ОЭСР. Новая экономическая ассоциация. 2020;46(2):98-117.

8. Журавлева Т., Токарев И. Атлас креативных индустрий Российской Федерации. М.: Агентство стратегических инициатив; 2021. 558 с.

9. Voldere I., Fraioli M. Cultural and creative sectors in post-covid-19 Europe. 2021 (expert study requested by the European Parliament's Committee on Culture and Education). Policy Department for Structural and Cohesion Policies Directorate-General for Internal Policies PE 652. 242. February 2021. URL: https://culture360.asef.org/resources/culture-and-creative-sectors-post-covid-19-europe-study-european-parliament.

10. Абанкина Т. В., Мацкевич А. В., Николаенко Е. А., Романова В. В. Экономические последствия пандемии коронавируса для организаций культуры в России. Вопросы экономики. 2021;(3):100-116.

references

1. Vlasova V. V., Gershman M. A., Gokhberg L. M. Moscow's creative economy in figures. Moscow: HSE; 2021. 108 р. (In Russ.).

2. Abankina T. V., Nikolaenko E. V., Romanova V. V., Shcherbakova I. V. Creative industries of Russia: trends and prospects of development. Moscow: Grey Matter; 2021. 44 р. (In Russ.).

3. Howkins John/ Creative economy: how to turn ideas into money The creative economy. Moscow: Finansovya korporatsya Otkrytie: Klassika-XXI; 2011. 253 р.

4. McRobbie A. Be Creative: making a living in the new culture industries. London. Wiley; 2015. 224 p.

5. Zelentsova E., Gladkikh N. Creative industries: theories and practices. Moscow: TB RUGRAM; 2021. 210 p. (In Russ.).

6. Vinokurova N. A. The theory of creative class: pro and contra. Analiz i modelirovanie ekonomicheskikh i sotsial'nykh protsessov: Matematika. Komp'yuter. Obrazovanie. = Analysis and modeling of economic and social processes: Mathematics. Computer. Education. 2014;(2):124-138. (In Russ.).

7. Abankina T. V., Nikolaenko E. V., Romanova V. V. Economic potential of the sphere of culture and leisure in Russia and the OECD countries. Novoi ekonomicheskoi assotsiatsii = New economic association. 2020;46(2):98-117. (In Russ.).

8. Zhuravleva T., Tokarev I. Atlas of creative industries of the Russian Federation. Moscow: Agency for Strategic Initiatives; 2021. 558 p. (In Russ.).

9. Voldere I., Fraioli M. Cultural and creative sectors in post-covid-19 Europe. 2021 (expert study requested by the European Parliament's Committee on Culture and Education). Policy Department for Structural and Cohesion Policies Directorate-General for Internal Policies PE 652. 242. February 2021. URL: https://culture360.asef.org/resources/culture-and-creative-sectors-post-covid-19-europe-study-european-parliament.

10. Abankina T. V., Matskevich A. V., Nikolaenko E. V., Romanova V. V. Economic consequences of the coronavirus pandemic for the cultural organization in Russia. Voprosy Ekonomiki = Voprosy Ekonomiki. 2021;(3):100-116. (In Russ.).

информация об авторах

Татьяна Всеволодовна Абанкина — кандидат экономических наук, профессор, директор Центра креативной экономики Института исследований культуры, НИУ ВШЭ, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-0696-1809 abankinat@hse.ru

Алёна Вадимовна Мацкевич — научный сотрудник Центра креативной экономики Института исследований культуры, НИУ ВШЭ, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-8287-645X amatskevich@hse.ru

Вера Васильевна Романова — заместитель директора Института исследований культуры, НИУ ВШЭ,

Москва, Россия; старший научный сотрудник Центра межбюджетных отношений, НИФИ Минфина

России, Москва, Россия

https://orcid.org/0000-0003-3866-5350

vromanova@hse.ru

about the authors

Tatiana V. Abankina — Cand. Sci. (Econ.), Prof, Director of the Center for Creative Economics of the Institute

of Cultural Studies, HSE University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0003-0696-1809

abankinat@hse.ru

Alyona V. Matskevich — Researcher at the Center for Creative Economics of the Institute for Cultural

Studies, HSE University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0001-8287-645X

amatskevich@hse.ru

Vera V. Romanova — Deputy Director of the Institute for Cultural Studies, HSE University, Moscow, Russia; Senior Researcher at the Center for Inter-Budgetary Relations, NIFI of the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0003-3866-5350 vromanova@hse.ru

Заявленный вклад авторов:

Т. В. Абанкина — научное руководство исследованием, определение структуры изложения содержания статьи, анализ понятия и вклада креативных индустрий в достижение целей устойчивого развития.

A. В. Мацкевич — оценка экономических последствий пандемии COVID-19 в музыкальной индустрия и киноиндустрии.

B. В. Романова — оценка экономических последствий пандемии COVID-19 в музыкальной индустрия и киноиндустрии: сравнительный анализ динамики экономических показателей занятости.

Authors' Contribution Statement:

Tatiana V. Abankina — scientific management of the research, definition of the structure of the presentation of the content of the article, analysis of the concept and contribution of creative industries to the achievement of sustainable development goals.

Alyona V. Matskevich — assessment of the economic consequences of the COVID-19 pandemic in the music and film industry.

Vera V. Romanova — assessment of the economic consequences of the COVID-19 pandemic in the music and film industry: comparative analysis of the dynamics of economic indicators of employment.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 10.01.2022; принята к публикации 24.03.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 10.01.2022; accepted for publication 24.03.2022. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.