О
i-^
X
X с
X X
CD С CD U D X
X ^
и
CD U
CD X X D m
О ^
S X D С С
X
о
m i-
U
CD iX
О ^
I-
u о a D
УДК 504:71:72:91:624
DOI: 10.24412/1816-1863-2020-13090
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
Б. И. Кочуров, д.г.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, [email protected], Москва, Россия И. В. Ивашкина, к.г.н., зав. сектором ГАУ «Институт Генплана Москвы», [email protected], Москва, Россия Н. В. Фомина, ассистент, Московский государственный областной университет (МГОУ), [email protected], Мытищи, Россия Ю. И. Ермакова, аспирант, Институт географии РАН, [email protected], Москва, Россия
90
Цель исследования — выявление особенностей развития городов после пандемии коронавируса. Авторы считают, что при множестве преимуществ жизни в городах они имеют ряд серьезных опасностей. Экологическая ситуация в городах достаточно далека от нормальной. Но если экологические проблемы города м ожно решать с помощью современных технологий, то существуют опасности, практически не контролируемые или слабо контролируемые со стороны человека. Среди них главная проблема — это эндемии, пандемии, очагами которых становятся в первую очередь города.
Утверждается, что при высокой плотности населения и застройки значительно возрастает риск большого количества источников инфекций и различных бактерий и вирусов. Значительно упрощаются механизмы их передачи, так как взаимодействие большого количества людей происходит постоянно. В силу ослабления иммунитета из-за многочисленных стрессов и неблагоприятной экологической ситуации заражение городских жителей вирусами может достигать громадных масштабов. Пандемия коронавируса со всей очевидностью выявила эту проблему и поставила ее в разряд наиболее актуальных. Под угрозой оказалось существование самого человечества. Современные города не справляются и по всей вероятности не будут справляться в будущем с надвигающимися вызовами, угрозами и рисками. Обосновывается необходимость разработки новой Концепции территориального планирования и градостроительства, направленной на улучшение качества градостроительной среды, повышение комфортности проживания и здоровья населения и преодоление и минимизацию последствий глобальных и региональных изменений природы и общества. Новая Концепция должна основываться на ландшафтном подходе, который предполагает «встраивание» города в природные системы или создание интегрированных природно-градостроительных (эколого-градостроительных) объектов и комплексов, функционирующих по законам природы и эффективно управляемых со стороны человека, позволяющие адекватно реагировать на различного рода инфекции. Пандемия коронавируса, таким образом, дает возможность ускорить, а не откладывать предлагаемые решения по трансформации политики градостроительства.
The purpose of the study is to identify the features of urban development after the coronavirus pandemic. The authors believe that with the many advantages of living in cities, they have a number of serious dangers. The ecological situation in cities is far from normal. But if the environmental problems of the city can be solved with the help of modern technologies, there are dangers that are practically uncontrolled or poorly controlled by humans. Among them, the main problem is endemicity, pandemics, the foci of which are primarily cities.
It is argued that with a high population density and development, the risk of a large number of sources of infections and various bacteria and viruses is significantly increased. The mechanisms of their transmission are significantly simplified, since the interaction of a large number of people occurs constantly. Due to the weakening of immunity due to numerous stresses and an unfavorable environmental situation, infection of urban residents with viruses can reach enormous proportions. The coronavirus pandemic clearly identified this problem and put it among the most urgent. The existence of mankind itself was threatened. Modern cities cannot cope and in all likelihood will not cope in the future with impending challenges, threats and risks. The necessity of developing a new concept of territorial planning and urban development, aimed at improving the quality of the urban environment, improving the comfort of living and public health and overcoming and minimizing the consequences of global and regional changes in nature and society, is substantiated. The new Concept should be based on a landscape approach that involves "embedding" the city in natural systems or creating integrated natural urban (ecological and urban) objects and complexes that operate according to the laws of nature and are effectively managed by humans, allowing them to adequately respond to various infections. The coronavirus pandemic, therefore, makes it possible to accelerate, rather than delay, the proposed solutions for transforming urban planning policies.
Ключевые слова: пандемия коронавируса, качество градостроительной среды, комфортность проживания населения.
Keywords: Coronavirus pandemic, quality of urban environment, comfort of living of the population.
Введение
В начале нового тысячелетия произошло кардинальное изменение в концепции развития городов. Среди базовых парадигм на первое место вышли комфортность проживания населения и экологическая и санитарно-гигиеническая безопасность. Последнюю все чаще связывают с возрастающим воздействием самого города на окружающую среду в условиях глобальных изменений природы и общества (Ивашкина, 2015; Кочуров, 2018, 2020).
Пандемия коронавируса зимой—весной 2020 года со всей очевидностью высветила эту проблему и поставила ее в разряд наипервейших. Под угрозой оказалось существование самого человечества.
Совсем еще недавно каждое утро тысячи и миллионы людей отправлялись на работу и вечером — обратно домой. Транспортные системы, ритм жизни горожан, планировка городов исходили из этого порядка как единственно возможного. Ритм жизни несколько замедлялся каждую пятницу и во время каникул и в сезон отпусков. Такой порядок считался «нормальным» и он просуществовал достаточное время, олицетворяя восход, расцвет и закат индустриального технологического уклада. Известно же, что до появления первых фабрик, заводов люди не ходили в массовом количестве на работу, занимаясь в основном обработкой земли и животноводством.
Мощный рывок произошел в последнее десятилетие, когда жители городов и особенно мегаполисов активно начали использовать информационные и коммуникационные технологии, на месте бывших фабрик и заводов, возникших в эпоху промышленной революции, появились лофты и фитнес-центры. Однако большинство людей ходили на работу, были заняты коллективным наемным трудом в местах, где рабочее и домашнее четко разделены.
Появилась даже уверенность, что после пандемии коронавируса, охватившей весь мир, вернуться к прежнему порядку вещей вряд ли удастся. Привычные модели жизни быстро меняют онлайн-сервисы,
которые еще недавно были дополнением к устоявшимся порядкам.
Методический аппарат исследования
Методологической основой исследования явился системный подход, основным принципом которого является рассмотрение объекта как цельного комплекса множества элементов.
Кроме того, использовались: 1) антропоцентрический подход, предполагающий решение поставленных задач в целях создания экологически благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека; 2) нормативный подход в соответствии с которым оценка уровня комфортности и безопасности проживания населения проводится на основе императива сбалансированного развития.
Также методический аппарат исследования представляет собой сочетание различных приемов: ситуационный, структурный и динамический анализ; экспертные оценки и методы ранжирования и типизации.
Новая Концепция территориального
планирования и градостроительства
Стало очевидным, что современные города, как они есть, не справляются и не будут справляться в будущем с все увеличивающимися вызовами, угрозами и рисками глобального и регионального масштаба. Необходима разработка новой Концепции территориального планирования и градостроительства, своеобразной модели принятия решений, направленной на улучшение качества градостроительной среды, повышение комфортности и здоровья населения и преодоление или минимизация последствий глобальных и региональных изменений природы и общества (рис. 1).
По нашему мнению, предполагаемая модель должна базироваться на ландшафтном подходе, благодаря которому получили развитие ландшафтная архитектура, ландшафтное планирование и др. Сейчас ландшафтную архитектуру определяют не просто как «архитектуру открытых пространств» (Сычева, 2004), а как отрасль
тз о ш
о
Г) -I
тз
о
-I
а>
О-
Г> -I 03
о
0
1 X
тз
о
03
0
1 X
а>
с
а>
О-
Г> X
X н
0
Г)
а> а>
1
у
I -I
О оз
91
О
IX
X с
X
X
ф
с
ф
и о
X
X ^
и
ф
и ф
X X
о
о
СР X X
о ^
с
о
т
I-
и
ф
IX
о
СР
I-
и о а о
Рис. Модель принятия решений в соответствии с новой концепцией территориального
планирования и градостроительства
92
градостроительства, целью которой является наиболее благоприятная функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека, целенаправленное преобразование ландшафтов и их охрана (Овсянникова, 2016).
Новая Концепция предусматривает ряд преобразований в градостроительстве, жилищном строительстве, инфраструктурном и промышленном строительстве, архитектурно-градостроительном проектировании, производстве строительных материалов, изделий и конструкций, техническом регулировании и более строгий учет ландшафтных особенностей территории.
Ландшафтную архитектуру можно рассматривать не только как научный подход, но и как искусство создания урбанизированных ландшафтов — сбалансированных, гармоничных и безопасных для жизни городских жителей. При таком подходе при градостроительном планировании и проектировании происходит трансформация природного ландшафта и формируется новая природно-антропогенная система (урбогеосистема), где наряду с природными компонентами и элементами включаются здания сооружения, коммуникации и т. п.
Если природная составляющая — это самоорганизующаяся система, то создаваемая человеком во многом зависит от его действий и возможностей. Поэтому все творчество архитектора, планировщика, проектировщика должно учитывать структуру и функционирование природных л ан-дшафтов и в каких пределах возможны изменения ландшафтов, какие вероятные последствия при этом.
Пандемия коронавируса выявила, насколько человечество уязвимо, особенно в городах, но насколько стабильна человеческая природа (менталитет городского человека), она еще покажет. Это тема специального исследования, важного с точки зрения отношения человека к окружающему миру и самому себе.
Пандемия коронавируса еще раз продемонстрировала важность для градостроительства и архитектуры ландшафтного подхода. Обусловлено это тем, что ландшафт города как цельное интегрирован-ное образование — совокупность природы, зданий и сооружений является средой жизнедеятельности городского жителя. Тогда вся территория города, независимо в каком она находится месте: дворовые участки, улицы, промзоны, центр города или периферия, имеет одинаковое значение с точки зрения комфортности проживания человека, его физического и психического здоровья. Нет таких территорий, которые бы оказались вне интересов органов управления, специалистов по формированию городской среды и широкой общественности.
Считаем, что насколько эстетически привлекательной и экологически и сани-тарно-гигиенически безопасной будет городская среда, настолько здоров и благополучен будет городской житель.
Качество градостроительной среды
Оно приобретает в наше время особую значимость, которая дальше будет только расти. Под качеством градостроительной среды понимается совокупность и размещение объектов капитального строительства, образующих материальную основу
пространственного развития города и обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в жилище, социальных услугах, передвижении, безопасности и т. д. (Маклакова, 2001).
Исходя из этого определения, качество градостроительной среды определяется двумя группами показателей: жилье и объекты социальной, коммунальной и территориальной инфраструктуры (Маклакова, 2001).
Развитие современных российских городов должно базироваться на широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, использовании информационных и коммуникационных технологий, в работе социальных учреждений, общественного транспорта и коммунального хозяйства. Эпидемия коронавируса показала, что города требуют кардинальных изменений. По сути дела мы должны научиться строить города по-другому.
Одно из перспективных направлений градостроительной политики — возведение объектов малоэтажной застройки, которые не только быстро возводятся и не требуют значительных усилий по эксплуатации, но и обладают повышенными экологическими требованиями и не создают скученность людей в многоэтажных домах, что очень важно при различных вирусных эпидемиях.
В Москве, к сожалению, малоэтажная застройка не получила достаточно широкого распространения. Отмечается в основном развитие малоэтажной жилой застройки в пределах пригородных территорий. Но оно в основном ориентируется на людей с высоким уровнем доходов.
Однако в развитых зарубежных странах малоэтажное жилищное строительство получило д оминирующее значение, достигая, например, в США более 90 % от общих объемов строительства.
Основными сдерживающими факторами развития по мнению специалистов (Корнилов, 2016) являются следующие: отсутствие или недостаточно развитая инфраструктура; низкая транспортная доступность; длительные сроки выделения участков и получения необходимых документов; слабое или отсутствие соответствующей законодательно-нормативной базы и т. п.
Г. Ревзин д елит развитие современного города на два периода: индустриальный и постиндустриальный. По его мнению, индустриальный город развивается в условиях постоянных угроз и рисков, а в структуре городского пространства преобладает функциональность, которая более или менее четко ограничивает или изолирует одну территорию города от другой.
Постиндустриальный город характеризуется социально-экономической деятельностью постоянного обмена и взаимообогащения, и такой город представляет опасность с точки зрения различных эпидемий и пандемий. Борьба с ними может быть эффективной путем изоляции и самоизоляции, иначе горожане во время вирусных заболеваний умирают, заражаясь друг от друга.
Таким образом, главная проблема города в настоящее время — это плотность. Это не только плотность застройки, но и плотность населения в домах, на улицах, в общественном транспорте. Получается, что личный автомобиль, который нами уже много лет подвергается серьезной критике из-за его экологической опасности для природной среды, наиболее безопасен с точки зрения инфекций.
Можно с большой уверенностью говорить, что именно рассредоточенность населения может коренным образом поменять создавшуюся в городе ситуацию. Хорошим примером рассредоточения может быть, как мы отмечаем выше, американская сабурбия. В Советском Союзе пытались рассредоточивать население путем создания микрорайонов, городов-спутников, но там преобладали многоэтажные дома со скученностью населения на небольшой территории.
Центр — историческая часть города со скоплением большого количества горожан является наиболее уязвимой с точки зрения различных эпидемий. Места, где люди обмениваются между собой идеями и знаниями, способствуя, таким образом, развитию креативного города, становится источником опасности и риска, обмениваясь помимо идей и знаний также вирусами.
При изолированности людей исчезает креативный город, многочисленный малый бизнес разрушается и исчезает. Постиндустриальный город оказывается на
тз о m
о г>
-I
тз о s
-I
CD
О-
Г> -I 03
о
0
1 S
тз
о
03
0
1 S
CD
с CD
О-
Г> S
X н
О
Г) CD
CD X X
У
X -I
О
03
93
О
IX
X с
X
X
ф
с
ф
и о
X
X ^
и
ф
и ф
X X
о
о
СР X X
о
с с
о
т
I-
и
ф
IX
о
СР
I-
и о а о
94
грани выживания. Что тогда нам делать, и какое развитие должен получить современный город. По мнению Г. Ревзина и с чем необходимо согласиться, исправить ситуацию можно с помощью стандарта гигиены в общественных пространствах, которые должны не сокращаться, а увеличиваться, как по размерам, так и по своему содержанию.
Нельзя забывать, что в результате эпидемий еще более усиливается приоритетность вопросов экологии (чистый воздух, качественная питьевая вода, экопитание и т. п.) и постоянно меняющегося климата, оказывающего большое влияние на состояние здоровья населения. Не стоит забывать, что без улучшения экологической ситуации разного рода пандемии будут возникать все чаще, а борьба с ними будет все сложнее.
Конструирование зданий и сооружений, их реконструкция с учетом экологических требований, обеспечивающих безопасную среду обитания, минимизирующих потерю энергии, воды, тепла, использование альтернативной энергии, озеленение зданий, дворов, улиц, должно проводиться регулярно и расширяться.
Как известно, широкое распространение бетона и стекла в архитектуре, которая развивалась без учета природно-климатических, местных традиций и социальных факторов, не способствовало высокому качеству градостроительной среды, что вызывало обоснованные претензии со стороны городских жителей. Панельная советская архитектура, во многом уникальная, решила только одну проблему — компактного расселения большого количества людей. В настоящее время, по мнению архитекторов, создались условия отойти от жесткой унификации в градостроительстве и возможности каждому региону создавать свой архитектурный облик с соответствующим эстетическим и экологическим уровнем.
«Зеленый» транспорт, дворы без машин, приоритет общественного транспорта, проектирование эколого-градострои-тельных структур и т. п. должны не только сохраниться, но и получить дополнительное развитие. От этого зависит здоровье городского жителя, способность его преодолевать любые болезни и угрозы. Уже давно известно, что жилые дома, тесно
связанные с общественным пространством, только укрепляют социальные связи, но теперь мы должны сказать твердо: при строгом соблюдении гигиенических требований и правил.
Комфортность проживания населения
Современные городские ландшафты не всегда и не везде удовлетворяют необходимым для жизни требованиям. Важным показателем является соответствие качества ландшафта комфортности проживания населения (Анисимова, 2002; Кочуров, 2018, 2020). Городской житель должен дышать свежим воздухом, пить чистую воду, получать достаточное количество солнечной энергии, иметь возможность гулять по парку или скверу.
Имеется опыт разработки критериев качества городского ландшафта, определяющих качество городского ландшафта. Среди них заслуживают внимания критерии, предложенные Кевином Линчем для градостроительной практики (Линч, 2006): жизнепригодность, осмысленность, соответствие, доступность и эффективность. Не все из них напрямую связаны с комфортностью проживания людей. Но некоторые имеют прямое отношение.
Наиболее приемлемым критерием, с точки зрения пригодности для жизни людей, их безопасности (экологические и социальные аспекты), является жизнепри-годность. По сути дела, это способность выживания человека как биологического вида при определенной структуре городского ландшафта. Чистый воздух, пригодная для питья вода, хорошее проветривание, достаточная инсоляция и безопасное передвижение по улицам города во многом зависит от пространственно-планировочной структуры города.
Территориальный рост города и уплотнение его «ткани» требует значительной корректировки. Прежде всего, необходимо исключить закрытие всех «каналов» естественного проветривания в городе. Для этого необходимо отказаться от тотального уплотнения застройки, которая во время штилевой погоды способствует застаиванию воздуха и росту концентрации в нем вредных веществ. Нагретый воздух поднимается вверх, образуя облако из загрязненных ч астиц. Это явление получило название «инверсия». Избежать такого яв-
ления можно только, создавая естественную вентиляцию. Для этого нужно, чтобы прохладный воздух с периферии города, где есть зеленые массивы, по паркам, бульварам, скверам, долинам рек поступал в центральную часть города, выталкивая загрязненный воздух вверх. Он, в свою очередь, охлаждается и опускается на близлежащие зеленые зоны, где очищается и ионизируется. Но для этого нужна разработанная система открытых пространств и коридоров (каналов), а не сплошные застроенные комплексы. Безопасность городского ландшафта связана не только с загрязнением атмосферы, вод и почв (таблица). Большое внимание нужно уделить местам (парки, скверы, глухие улицы и переулки, заброшенные промзо-ны) с точки зрения проявления криминальных д ействий. В последнее время, как мы видим, из-за пандемии коронавируса городской ландшафт должен подвергаться серьезной оценке риска заражения человека вирусом.
Л. В. Анисимова считает, что безопасность городского ландшафта складывается из следующих принципов:
— ландшафт города создается в первую очередь для комфортной и безопасной жизнедеятельности горожанина-пешехода;
— не должно быть открытых неустроенных территорий, никому не принадлежащих и бесхозных;
— озелененные городские территории должны быть прозрачными и с хорошим обзором.
Непродуманная плотность и однообразная застройка — типичная картина российского градостроительства. С этим утверждением трудно не согласиться. Жи-
лищная застройка должна быть удобной и доступной и выглядеть привлекательной с эстетической точки зрения.
Люди хотят жить в квартире или доме, который расположен вблизи от места работы, учебы и досуга. Большое значение в последнее время приобретает так называемый «сквозной» принцип формирования комфортной среды для жизни населения, где представлен весь спектр жизненного пространства человека. В этом случае пропадет необходимость затрачивать значительное количество времени и сил на преодоление больших городских пространств. Все это ведет к улучшению самочувствия и улучшению здоровья жителя.
Более пристальное внимание должно уделяться дворовой территории, которая окончательно должна превратиться из пустынной с хаотичной парковкой в удобное, доступное и эстетически привлекательное место.
Коронавирус внес значительные коррективы в градостроительную политику. В связи с масштабной пандемией трудно согласиться с утверждением, что «хорошая застройка — компактная застройка». По всей вероятности, в градостроительную практику придется вносить изменения по размерам застройки, увеличивая расстояние между домами, расширяя общественные пространства, увеличивая сеть дорог, чтобы избегать как можно больше контактов между людьми.
Главным признаком комфортности проживания становится следующее: место проживания человека там, где он может жить, работать и создавать семью. Потребности современного человека постоянно меняются. Поэтому большую роль
тз а ш
о г>
-I
тз
о
-I
а>
О-
Г> -I 03
о
а л
X
ТЗ
О
03
а л
а>
п
а>
О-
Г> ^
X н
а
г> а>
а> т т
у
-I
о
03
Таблица
Основные показатели уровня комфортности проживания населения
Показатель Экспертная оценка Результат оценки
Отсутствие опасных производственных объектов Низкая плотность застройки Низкая интенсивность транспортных потоков Низкая плотность населения Наличие общественных пространств Развитость социальной инфраструктуры Регулярные саниторно-гигиенические мероприятия Е1 Е2 Е3 Е4 Е5 Е6 Е7 Итоговый показатель уровня комфортности проживания (Ь), основанный на суммарной оценке ЕЕ. Чем больше ЕЕ, тем выше комфортность проживания
95
О
IX
X с
X X
CD С CD U О
X
X ^
и
CD U
CD X X
о
m
О
CP
X
X
о ^
с
о
m
I-
U
CD
IX
О CP
I-
и о а о
CP
должны играть проектировщики, которые создают возможность переустраивать дом по желанию жильцов.
Дом должен быть таким, чтобы можно было его собрать или пересобрать согласно вкусам жильцов (принцип Lego). Одинаковая застройка с монотонными фасадами должна быть заменена пространствами с разными архитектурными и ландшафтными особенностями.
Заключение
1. Непродуманная плотность и однообразная застройка — типичная картина российского градостроительства, что не отвечает современным требованиям города в условиях глобальных и региональных вызовов, угроз и рисков.
2. Пандемия коронавируса позволяет ускорять, а не откладывать многие рациональные идеи и решения по трансформации российского градостроительства.
3. Современные городские ландшафты в большинстве своем не удовлетворяют
требованиям качества градостроительства, комфортности проживания населения и экологической и санитарно-гигиенической безопасности.
4. Основной задачей ландшафтного планирования и проектирования в городе становится создание полноценной социо-природной среды. Сегодня уже недостаточно формирование хорошо благоустроенной озелененной территории, предназначенной только для оздоровления атмосферного воздуха города. Городской ландшафт должен отвечать запросам людей, которые постоянно живут в жестких условиях толчеи, шума, загрязнения и риска заражения различного рода инфекциями.
Статья подготовлена по теме Государственного задания № 0148-2019-0007 «Оценка физико-географических, гидрологических и биотических изменений окружающей среды и их последствий для создания основ устойчивого природопользования».
96
Литература
1. Сычева А. В. Ландшафтная архитектура: учеб. пособие для вузов. — М.: ОНИКС ХХ век. — 2004. — 87 с.
2. Архитектурный словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:www.ccafe.ru/words/173/ 17221.php (дата доступа 20.04.2019).
3. Овсянникова Т. Ю., Николаенко М. Н. Индикативный подход в управлении устойчивым развитием урбосистем // Недвижимость: экономика, управление. — 2016. — № 4. — C. 51—56.
4. Давыдова О. В. Сидоров А. Б. Критический регионализм в современной архитектуре Урала // Danish Scientific journal. — 2018. — № 19. — С. 3—7.
5. Маклакова Т. Г. Архитектура ХХ века. — М..: Изд-во АВС, 2001. — 200 с.
6. Анисимова Л. В. Городской ландшафт. Социально-экологические аспекты проектирования: учеб. пособие. — Вологда: ВОГТУ, 2002.— 192 с.
7. Ивашкина И. В., Кочуров Б. И. «Зеленые» и «умные» города: безопасность, сбалансированность и гармоничность // Природные опасности: связь науки и практики: материалы II Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 150—155.
8. Кочуров Б. И., Ивашкина И. В., Лобковский В. А., Фомина Н. В., Ермакова Ю. И. Мегаполис Москва как центр конвергенции // Экология урбанизированных территорий. — 2018. — № 3. — С. 107—113.
9. Корнилов П. П. Современные тенденции развития инновационного малоэтажного жилищного строительства // Недвижимость, экономика, управление. — 2016. — № 4. — С. 39—44.
10. Как современное жилье [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // Квартал. — Бюллетень городов России http://mtdia.strelka-kb.com, дата доступа: 20.08.2020.
11. Идея креативного города вытравливается дустом. Историк архитектуры Г. Ревзин — о том, на какие улицы мы выйдем после карантина [Электронный ресурс]. — Режим доступа URL: http:// Novayagazeta.ru/anticles/2020/04/08/84793-ideya-kreativnogo-goroda, дата доступа 18.04.2020.
12. Кочуров Б. И., Ивашкина И. В., Ермакова Ю. И., Фомина Н. В. Геоэкологический прогноз и использование энергоносителей // Экологические системы и приборы. — 2020. — № 4. — С. 39—50.
13. Кочуров Б. И., Хазиахметова Ю. А., Ивашкина И. В., Сукманова Е. А. Ландшафтный подход в градостроительном проектировании // Юг России: экология; развитие. — 2018. — Т. 13. — № 3. — С. 71—82.
14. Линч Кевин. Совершенная форма в градостроительстве / Пер. с англ. Глазычева; под ред. А. В. Иконникова. — М.: Стройиздат. — 1986. — 264 с.
SPECIFICITY OF URBAN DEVELOPMENT AFTER THE CORONAVIRUS PANDEMIC
—i a
Kochurov B. I., Dr. Habil, Professor, leading researcher, Institute of geography of the RAS, g
[email protected], Moscow, Russia T
Ivashkina I. V., PhD (Geography), head of the "Ecology sector", State autonomous institution o "Institute of general plan of Moscow, [email protected], Moscow, Russia t
Fomina N. V., assistant, Department of General and regional geoecology, Moscow Region State § University (MRSU), [email protected], Moscow, Russia C
Ermakova Y. I., graduate student, Institute of geography of the RA S, [email protected], g
Moscow, Russia s
References
"O
1. Sycheva A. V. Landshaftnaya arhitektura: ucheb. Posobie dlya vuzov [Landscape architecture: textbook. o Manual for universities]. — M.: ONYX XX century. — 2004. — 87 p. q
2. Arhitekturnyjslovar' [Architectural Dictionary] // [Electronic resource] — http: www.ccafe.ru/words/173/ u 17221.php (date of access 20.04.2019). CD
3. Ovsyannikova T. Yu., Nikolaenko M. N. Indikativnyjpodhod v upravlenii ustojchivym razvitiem urbosistem ^ [An indicative approach in managing sustainable development of urban systems] // Real estate: econom- ^ ics, management. — 2016. — No. 4. — P. 51—56. K
4. Davydova O. V., Sidorov A. B. Kriticheskij regionalizm v sovremennoj arhitekture Urala [Critical region- x alism in modern architecture of the Urals] // Danish Scientific journal. — 2018. — No. 19. — P. 3—7. ^
5. Maklakova T. G. Arhitektura HKH veka. [20th century architecture]. — Moscow: Publishing house Q ABC. — 2001. — 200 p. CD
6. Anisimova L. V. Social'no-ekologicheskie aspekty proektirovaniya: ucheb. posobie [Urban landscape. Socio- e ecological aspects of design: textbook. — Vologda: VOGTU. — 2002. — 192 p. H
7. Ivashkina I. V., Kochurov B. I. "Zelyonye" i "umnye" goroda: bezopasnost', sbalansirovannost' i garmon- X ichnost' [Green and smart cities: safety, balance and harmony] // Natural hazards: the relationship between
■n
science and practice: materials of the II International Scientific and Practical Conference. — 2015. — y P. 150—155. T
8. Kochurov B. I., Ivashkina I. V., Lobkovsky V. A., Fomina N. V., Ermakova Yu. I. Megapolis Moskva O kak centr konvergencii [Megapolis Moscow as a convergence center] // Ecology of urbanized areas. — 2018. — No. 3. — P. 107—113.
9. Kornilov P. P. Sovremennye tendencii razvitiya innovacionnogo maloetazhnogo zhilishchnogo stroitel'stva [Modern trends in the development of innovative low-rise housing construction] // Real estate, economics, management. — 2016. — No. 4. — P. 39—44.
10. Kak sovremennoe zhil'e [How modern housing] // [Electronic resource] - http: // Kvartal. - Bulletin of Russian cities http://mtdia.strelka-kb.com, data access: 20.08.2020.
11. Ideya kreativnogo goroda vytravlivaetsya dustom. Istorik arhitektury G. Revzin — o tom, na kakie ulicy my vyj-dem posle karantina [The idea of ??a creative city is corroded by dust. Architectural historian G. Revzin — on which streets we will go out after quarantine // [Electronic resource] — URL: http://Novayagazeta.ru/ anticles/2020/04/08/84793-ideya-kreativnogo-goroda (date of access 04.18.2020).
12. Kochurov B. I., Ivashkina I. V., Ermakova Yu. I., Fomina N. V. Geoekologicheskijprognoz i ispol'zovanie energonositelej [Geoecological forecast and use of energy carriers] // Environmental systems and devices. — 2020. — No. 4. — P. 39—50.
13. Kochurov B. I., Khaziakhmetova Yu. A., Ivashkina I. V., Sukmanova E. A. Landshaftnyj podhod v gradostroitel'nom proektirovanii [Landscape approach in urban planning] // South of Russia: ecology; development. — 2018. — Vol. 13. — No. 3. — P. 71—82.
14. Linch Kevin [Lynch Kevin]. A theory of good city form / Translated from English by Glazychev. Ed. A. V. Ikonnikov. — M.: Stroyizdat. — 1986. — 264 p.
97