Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА И ЕЁ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ'

ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА И ЕЁ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международная миграция населения / трудовые мигранты / иностранная рабочая сила / пандемия коронавируса / миграционная политика / international migration / labor migrants / foreign labor / coronavirus pandemic / migration policy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА И ЕЁ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ»

Красинец Е.С.

к.э.н., в.н.с., зав. лабораторией миграционных исследований Института социально-экономических проблем

народонаселения ФНИСЦ РАН

Шевцова Т.В.

к.э.н., в.н.с. Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН

ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА И ЕЁ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ1

Ключевые слова: международная миграция населения, трудовые мигранты, иностранная рабочая сила, пандемия коронавируса, миграционная политика.

Keywords: international migration, labor migrants, foreign labor, coronavirus pandemic, migration policy.

Важную роль в демографическом и социально-экономическом развитии стран и регионов мира играет международная мобильность трудовых ресурсов. В 2019 году в мире насчитывалось 169 млн. трудящихся-мигрантов, или две трети от общего числа международных мигрантов. Около 70% всех трудовых мигрантов приходится на страны Европы, Северной Америки и Ближнего Востока2. В допандемийный период передвижения людей через границы в поисках работы устойчиво увеличивались. По оценкам МОТ, в течение 2013-2019 гг. общее число трудящихся-мигрантов в мире возросло на 19 млн. человек, или на 12,7%3.

Глобальный экономический кризис и мировая пандемия коронавируса оказали непосредственное воздействие на процессы в сфере международной человеческой мобильности. Пандемия негативно отразилась на миграционных потоках и пространственных передвижениях людей по всему миру. Введенные ограничения и закрытие государственных границ превратились в ключевые проблемы функционирования национальных рынков труда4.

Российская Федерация является одним из мировых центров притяжения трудящихся-мигрантов. До начала пандемии COVID-19 в Россию на работу ежегодно въезжало свыше 5 млн. человек, из них более 90% - из стран СНГ. По имеющимся оценкам, в 2017-2019 гг. в стране ежегодно в среднем 2,0-2,5 млн. иностранных работников легально осуществляли трудовую деятельность на временной основе5. По данным Росстата, в 2020 году среднегодовая численность зарегистрированных иностранных трудовых мигрантов составила в России 2,1 млн. человек6.

Разразившаяся пандемия переломила действовавшие тенденции в сфере иностранного труда. Ковид-кризис оказал существенное влияние на положение трудовых мигрантов. В период эпидемии иностранные работники оказались одной из наиболее уязвимых в стране социальных групп населения. В условиях неустойчивой занятости трудовые мигранты оказались перед реальными угрозами потерять работу, остаться без жилья и средств к существованию. Из-за ограниченного доступа к системе здравоохранения иностранные работники предстали слабо защищенными перед ко-ронавирусом. Риски распространения коронавирусной инфекции в среде трудовых мигрантов оказались высокими.

В работе на основе использования статистических данных и проведенных социологических исследований ставятся задачи показать, что произошло в период пандемии с трудовой иммиграцией в России, получить ответы на принципиальные вопросы о том, как может и должна меняться в ближайшее время и в более отдаленной перспективе государственная миграционная политика в области привлечения и использования иностранной рабочей силы.

В последние годы развитие миграционной ситуации в Российской Федерации характеризовалось нарастающим притоком иностранной рабочей силы. Количество трудовых мигрантов в российской экономике непрерывно росло. В период 2016-2019 гг. зарегистрированная численность прибывших в Россию трудовых мигрантов увеличилась в 1,3 раза7.

С началом пандемии COVID-19 в условиях сокращения масштабов экономической деятельности и сжатия спроса на иностранную рабочую силу произошло резкое уменьшение количества рабочих мест в отраслях и секторах экономки, где были заняты мигранты. Потенциал привлечения трудящихся-мигрантов для развития отечественной

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00582.

2 Global Migration Indicators 2021 / International Organization for Migration. - Geneva, 2021. - P. 28.

3 Global Estimates on International Migrant Workers 2021. Results and Methodology. 3rd ed. / International Labour Office. - Geneva, 2021. - P. 20.

4 Рязанцев С.В. Положение трудовых мигрантов в регионах мира: вызовы пандемии COVID-19 и реакция правительств / Ря-занцев С.В., Брагин А. Д., Рязанцев Н.С. // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. 2020. - № 3. - С. 8.

5 Волох В.А. Пандемия: проблемы управления международной трудовой миграцией / Волох В.А., Курдюмов Н.В. // Власть. -М., 2021. - Т. 29, № 4. - С. 139.

6 Труд и занятость в России. 2021: Стат. сб. / Росстат. - M., 2021. - С. 72.

7 Красинец Е.С. Трудовая иммиграция в период пандемии коронавируса и её последствия в социально-экономическом развитии современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2021. - Т. 17, № 1. - С. 24.

экономики значительно сократился. В 2020 году в целом по России приток трудовых мигрантов оказался в два с лишним раза меньше в сравнении с годом ранее. Существенно сократилась трудовая миграция из Молдавии - в 3,5 раза, из Украины - почти втрое, из Киргизии и Таджикистана - в 2,4 раза, из Узбекистана - более чем вдвое.

В отечественной экономике произошло заметное снижение использования иностранной рабочей силы. Более чем наполовину сократилось количество выданных разрешений на работу трудовым мигрантам из стран с визовым въездом. Прием иностранных квалифицированных специалистов уменьшился почти на 60%. На 40% сократился приток высококвалифицированных работников. Более чем на треть снизилось количество выданных патентов на работу. Общее количество разрешений на работу и патентов для трудящихся-мигрантов сократилось в 1,6 раза.

В первой половине 2020 года в результате закрытия границ, финансовых трудностей и резко возросшей стоимости билетов значительно увеличилось число тех, кто оказался не в состоянии вернуться на родину. В условиях пандемии и введения масштабных ограничительных мер, прекращения или сокращения работы многих строительных, торговых, транспортных и других предприятий, были купированы важнейшие легальные каналы трудоустройства иностранных работников. В экономике сформировалась избыточная численность «застрявших» сотен тысяч трудовых мигрантов, лишенных средств на покупку продуктов питания, оплату арендуемого жилья, транспортных услуг, лекарств и на другие насущные нужды. Незадействованный трудовой потенциал мигрантов стал использоваться в теневых схемах найма и трудоустройства, расширились масштабы незаконной занятости.

В период возвращения экономического развития на траекторию роста отдельные отрасли стали испытывать возрастающий дефицит рабочих кадров. По данным Росстата, за первые шесть месяцев 2021 года потребность работодателей, заявленная в органах службы занятости населения, возросла с 1,7 млн. человек до 2,2 млн. человек, то есть на 0,5 млн. человек, или почти на 30%1.

В условиях выхода из кризиса стала возрастать потребность экономики и в труде иностранных рабочих. В ряде регионов из-за отъезда мигрантов на родину отдельные отрасли стали испытывать нарастающую нехватку иностранной рабочей силы. Возросший дефицит труда мигрантов затронул целый ряд сфер бизнеса, прежде всего строительный сектор2. Многие работодатели стали увеличивать свою активность в поиске иностранных работников, испытывая немалые трудности в закрытии объявленных вакансий для трудовых мигрантов.

В результате роста экономической активности, восстановления авиасообщения с основными странами-донорами трудовых ресурсов (прежде всего с Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном), а также перемен в российской миграционной политике число зарегистрированных иностранных трудовых мигрантов на российском рынке труда резко возросло. За январь-декабрь 2021 года численность трудовых мигрантов, указавших цель въезда в Россию «работу по найму», составила 9,5 млн. человек, что почти в 4 раза больше в сравнении с аналогичным периодом 2020 года и в 1,7 раза больше по сравнению с допандемийным 2019 годом (табл. 1).

Таблица 1

Численность иностранных граждан, прибывших в Россию с целью «работа по найму»,

2016-2021 гг., млн. человек

годы 2016 2017 2018 2019 2020 2021

численность 4,3 4,9 5,1 5,5 2,4 9,5

в % к 2016 г. 100,0 113,9 118,6 127,9 55,8 220,9

Источник: по данным ГУВМ МВД РФ3.

В 2021 году в сравнении с предыдущим годом количество выданных разрешений на работу иностранным гражданам возросло в полтора раза. Вдвое увеличилось количество оформленных патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства. Нехватка трудовых мигрантов вынудила управленческие структуры пойти на реализацию крупного проекта по организованному привлечению граждан Узбекистана численностью до 10 тыс. человек для их использования в сфере строительства.

В период пандемии заметно ухудшились многие характеристики, определяющие базисные условия их жизнедеятельности на российской территории. По данным проведенных нами в период 2020-2021 гг. в российских регионах опросов трудовых мигрантов (N=600), у трети из них в период пандемии доход уменьшился на величину от 10% до половины от допандемийного уровня, у 13% респондентов заработки сократились более чем наполовину. В результате кризиса без средств к существованию остался каждый пятый трудовой мигрант. При этом наиболее пострадавшими от пандемии оказались мигранты с низким профессионально-квалификационным уровнем. В то время как на снижение заработков и полную потерю доходов указали 52% мигрантов неквалифицированного труда, среди мигрантов средней квалификации таких было 45%, а в группе мигрантов высокого профессионально-квалификационного уровня - 39%.

Лишившись дохода в связи с неформальным и неустойчивым характером занятости, подавляющее большинство мигрантов столкнулось с огромными трудностями на пути решения насущных жизненных вопросов зарабатывания денег для оплаты арендного жилья, приобретения продуктов питания, доступа ко многим социальным услугам, а также пересылки денежных средств из России родным и близким на родину.

1 Занятость и безработица в июне 2021 года / Федеральная служба государственной статистики. - https://rosstat.gov.ru/ labour_force

2 Ульмасов Р. Трудовая миграция и особенности функционирования российского рынка труда во время и после пандемии / Ульмасов Р., Курбанов Н. // Социально-трудовые исследования. 2021. - № 44 (3). - С. 49.

3 Статистические сведения по миграционной ситуации. - https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya

Болевой точкой для значительной части мигрантов стало их инфицирование COVID-19. Более четверти опрошенных нами мигрантов заявили, что в период пандемии болели коронавирусом. Эпидемия продемонстрировала большую уязвимость трудовых мигрантов перед коронавирусной инфекцией из-за отсутствия должного контроля за наличием у гастарбайтеров заболевания коронавирусом, низких социально-гигиенических стандартов их проживания на российской территории, ограниченного доступа к системе здравоохранения, а также существующих барьеров на пути включения иностранных работников в общие противоэпидемические мероприятия и программы вакцинации.

Факторами высоких рисков заражения и распространения коронавирусной инфекции в мигрантской среде стали факторы низкокачественного и перенаселенного жилья. Огромное количество мигрантов проживает скученно в тесных помещениях с плохими санитарно-эпидемиологическими условиями, что делает невозможным соблюдение ими социальных норм и правил гигиены. Из-за скученности проживания риски заболеть и распространения коронавирус-ной инфекции у трудовых мигрантов оказываются выше.

Как для трудовых мигрантов в целом, так и для иностранных работников с незаконным статусом серьезной проблемой является обращение за медицинской помощью, барьеры на пути прохождения вакцинации, получения необходимой амбулаторной, стационарной и иной плановой медицинской помощи. Свыше 10% опрошенных нами трудовых мигрантов отметили, что не имеют медицинской страховки. К тому же они слабо информированы о мерах по предотвращению коронавирусной болезни и располагают ограниченными ресурсами на приобретение необходимых лекарств, средств защиты и профилактики заболевания.

В период пандемии мигранты столкнулись с отсутствием необходимой социальной защиты их пребывания в стране. В условиях ковид-кризиса раскрылись уязвимые зоны в доступности мигрантов к мерам социальной поддержки в области трудовых отношений. У трудовых мигрантов нет прав на гарантированный доход, денежные выплаты (субсидии), пособия по безработице, оплачиваемый отпуск по болезни и часто даже на выходные дни. Они не включены в систему социальной защиты при потере работы и дохода из-за закрытия предприятий, увольнений и сокращения рабочего времени.

В период кризиса, связанного с пандемией, наиболее драматичная ситуация сложилась среди незаконных трудовых мигрантов. Под воздействием массовых сокращений, обусловленных закрытием бизнесов, в наибольшей степени пострадали латентные трудовые мигранты, не имеющие никаких действительных документов на пребывание, проживание и/или занятие трудовой деятельностью в России. Для незаконных мигрантов в случае заражения их корона-вирусом из-за риска передачи данных иммиграционным властям существуют серьезные препятствия для доступа к медицинским услугам служб здравоохранения. Не имея права на какую-либо социальную защиту, они вынуждены продолжать работать, рискуя своим здоровьем и здоровьем окружающих1.

Пандемия показала, что несмотря на резкое ухудшение материального положения, возросшие риски потерять работу и остаться без средств к существованию, большинство находящихся на российской территории мигрантов продолжают позитивно оценивать свой выбор в пользу Российской Федерации. Для значительной части мигрантов улучшение материального положения так или иначе связано с работой на территории России2. По мнению многих исследователей, в период пандемии Россия остается наиболее привлекательной страной для трудовых мигрантов из Центральной Азии и СНГ3. В основе настроений, ориентаций и установок для иностранных работников на дальнейшее пребывание на российской территории более значимыми являются причины, выталкивающие их из стран происхождения, чем факторы и стимулы выезда из Российской Федерации.

Очень важно также, что многие трудовые мигранты и в изменившихся условиях ориентируются на получение российского гражданства. Около трети опрошенных трудовых мигрантов заявили, что готовы жить в Российской Федерации длительное время. Большинство гастарбайтеров намерено после отъезда домой опять возвратиться в Россию. По данным опроса, свыше 75% респондентов планируют «обязательно» вернуться или заявили, что «скорее всего вернутся».

В настоящее время в России предусмотрены и реализуются меры в области регулирования трудовой миграции. На наш взгляд, в краткосрочном периоде могли бы быть задействованы дополнительные мероприятия в данной сфере. В программы по противодействию и преодолению последствий пандемии коронавируса следует включить трудящихся-мигрантов. Необходимо во всех российских регионах использовать резервы системы здравоохранения с целью обязательной профилактической вакцинации трудовых мигрантов. При принятии решения о выдаче разрешительных документов иностранным работникам для осуществления трудовой деятельности следует требовать документ о вакцинации.

После завершения активной фазы борьбы с коронавирусом потребуется решение таких проблемных вопросов, как стабилизация трудового рынка, оптимизация потоков трудовой иммиграции, организация занятости иностранной рабочей силы, сокращение масштабов теневого использования мигрантов.

Возобновление в постпандемийный период приема многочисленных контингентов иностранной рабочей силы повысит необходимость проведения дифференцированной политики регулирования мигрантского сектора рынка тру-

1 Наумова А.А. По разные стороны границ из-за коронавируса: как люди пытаются вернуться к своим семьям и на работу // Тенденции развития науки и образования. 2020. - № 63 (3). - С. 128.

2 Денисенко М.Б. Коронавирус и трудовая миграция / Денисенко М.Б., Мукомель В.И. // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. - М., 2020. - № 7. - С. 54.

3 Дьяченко А.Н. Миграционная ситуация в России в период пандемии COVID-19 (на примере трудовой миграции) / Дьяченко А.Н., Печкуров И.В., Мамина Д.А. // Вестник Южно-российского государственного технического университета. Серия: социально-экономические науки. 2020. - Т. 13, № 5. - С. 70-1.

да. В это связи необходимо активно разрабатывать селективные мероприятия, направленные на внедрение облегченных и упрощенных процедур вхождения на рынок труда квалифицированных работников. Особое значение при этом будет иметь введение балльной системы оценок отбора трудовых мигрантов для получения ими вида на жительство, позволяющей создавать преференции в привлечении и использовании в национальной экономике иностранных высококвалифицированных специалистов.

К числу насущных проблем совершенствования миграционной политики относится повышение полноты и объективности данных о процессах привлечения и использования иностранных работников. Составными элементами этой общей задачи является разработка автоматизированной информационной платформы данных о потоках трудовых мигрантов, включающей параметры их демографических, социально-экономических и профессионально-квалификационных характеристик, а также данные о потребности региональных рынков труда в иностранных работниках и их занятости в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.