Научная статья на тему 'ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ В РОССИИ В ФОКУСЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ В РОССИИ В ФОКУСЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграционные процессы / международная трудовая миграция / трудовые мигранты / иностранная рабочая сила / пандемия коронавируса / миграционная политика / migration / international labor migration / labor migrants / foreign labor force / coronavirus pandemic / migration policy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ В РОССИИ В ФОКУСЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

Красинец Е.С.

к.э.н., зав. лабораторией миграционных исследований Институт социально-экономических проблем

народонаселения ФНИСЦ РАН

ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ В РОССИИ В ФОКУСЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА1

Ключевые слова: миграционные процессы, международная трудовая миграция, трудовые мигранты, иностранная рабочая сила, пандемия коронавируса, миграционная политика.

Keywords: migration, international labor migration, labor migrants, foreign labor force, coronavirus pandemic, migration policy.

Проблематика международной трудовой миграции населения занимает важное место в социально-экономическом развитии России. Современный межгосударственный трудовой обмен является глобальным явлением, в него вовлечены в той или иной степени практически все зарубежные страны. До вспышки пандемии COVID-19 количество международных трудовых мигрантов в мире достигло 164 миллионов человек2.

Российская Федерация является одним из центров притяжения трудовых мигрантов. В допандемийный период в страну ежегодно въезжали миллионы иностранных работников. В современных условиях социально-экономические характеристики привлечения и использования иностранной рабочей силы имеют не меньшее значение, чем демографические параметры. С учетом стоящих перед страной вызовов международная трудовая миграция является одним из важнейших элементов развития российской экономики. По данным ведомственных источников информации, только за 11 месяцев 2020 года иностранные граждане, работающие в России по трудовым патентам, перечислили в бюджеты регионов 43,5 млрд. рублей3.

Глобальный экономический кризис и мировая пандемия коронавируса, потянувшие за собой шлейф социально-экономических последствий, не могли не отразиться на пространственной мобильности и трансграничных передвижениях населения. Вопросы воздействия пандемии на рынок иностранного труда вышли на передний план в повестке дня международной политики.

По данным официальной статистики, в период эпидемии коронавируса в 2020 году в сравнении с предыдущим годом количество поставленных на миграционный учет иностранцев, прибывших в Россию с разными целями, сократилось вдвое - с 19,5 млн. до 9,8 млн. человек. Экономический кризис и закрытие границ существенно ограничили возможности привлечения и использования международных трудовых мигрантов. В результате сворачивания экономической активности на национальном рынке труда России произошло значительное сокращение рабочих мест, особенно в тех отраслях, где были заняты мигранты. В условиях пандемии и введения масштабных ограничительных мер, в частности закрытия или прекращения работы многих строительных, торговых, транспортных и других предприятий, иностранным работникам были купированы легальные каналы вхождения на региональные рынки труда, возможности трудоустройства и занятости. Из-за изоляции, потери работы и растущей неопределенности многие мигранты стали активно возвращаться домой, не имея больших шансов на нормальное трудоустройство у себя на родине.

В российской экономике усилились региональные и отраслевые диспропорции между потребностью в рабочей силе и ее предложением, сформировалась избыточная численность сотен тысяч трудовых мигрантов. Увеличилась латентная составляющая отечественного рынка труда, возросло включение трудовых мигрантов в теневые схемы найма работников, расширились масштабы их незаконной занятости.

С началом пандемии возвратная миграция трудовых мигрантов на родину сопровождалась одновременным снижением количества вновь прибывающих иностранных работников на российский рынок труда. Значительная часть сезонных трудовых мигрантов, ежегодно приезжавших в Россию весной и летом для работы в сельском хозяйстве и строительстве, не смогли въехать в страну. В 2020 году в целом по стране приток новых трудовых мигрантов снизился до 2,4 млн. человек и оказался в 2,3 раза меньше в сравнении с 2019 годом (табл. 1).

Снижающаяся динамика общего количества въезжающих на работу иностранных граждан в Россию сопровождалась однонаправленными изменениями ее составляющих по отдельным странам-донорам трудовых ресурсов. В 2020 году по сравнению с докризисным уровнем 2019 года более чем в 2 раза сократились масштабы прибытий иностранных работников из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Входящий поток трудовых ресурсов из республик Центральной Азии уменьшился с 3,9 млн. до 1,8 млн. человек, или на 2,1 млн. человек.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-510-00008.

2 World Migration Report 2020 / International Organization for Migration. - https://www.iom.int/

3 Российская газета. - https://rg.ru/2021/01/25/skolkim-inostrancam-zapretili-vezd-v-rossiiu-v-2020-godu.html

Таблица 1

Трудовая иммиграция в Россию и выдача разрешительных документов для иностранных

работников в 2016-2020 гг. (тыс. человек)

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Количество въехавших в страну иностранных граждан с целью работать 4284,2 4854,0 5047,8 5478,3 2358,8

Количество выданных разрешительных документов 1659,4 1830,9 1801,9 1894,2 1195,3

в том числе:

разрешения на работу для иностранных граждан из визовых стран 149,0 148,3 130,2 126,9 62,7

патенты для трудовых мигрантов из безвизовых стран 1510,4 1682,6 1671,7 1767,3 1132,6

Источник: данные Главного управления по вопросам миграции МВД России1

Эпидемия СОУГО-19 оказала большое влияние на уменьшение численности въезжающих трудовых мигрантов из Азербайджана - в 3,2 раза, Армении (в 3.1 раза) и Украины - в 3 раза. Серьезное сокращение въезда в Россию трудовых мигрантов произошло из Молдовы - в 3,5 раза. Приток иностранной рабочей силы из Китая сократился с 140,1 тыс. человек до 33,6 тыс. человек, то есть на 106,5 тыс. человек, или более чем в 4 раза.

Стремительное распространение коронавируса привело к ощутимому сжатию потоков новых трудовых мигрантов в основные зоны их притяжение на территории Российской Федерации. В 2020 году в сравнении с предыдущим годом количество вновь прибывших в Москву трудовых мигрантов уменьшилось на 1 млн. 200 тыс. человек, или в 2,6 раза. Приток трудовых мигрантов в Московскую область снизился более чем на 300 тыс. человек (в 2,7 раза), в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - примерно на 400 тыс. человек, или в 1,6 раза. При этом, как и до пандемии, в территориальной структуре потоков трудовых мигрантов их подавляющее большинство направлялось в регионы Центрального и Северо-Западного федеральных округов. В 2019 году на долю ЦФО и СЗФО приходилось 70,3% от общей численности вновь въезжающих трудовых мигрантов, в 2020 г. - 73,4%.

Из-за введенных ограничений масштабы привлечения и использования иностранных работников резко пошли на убыль. По данным ведомственной статистики, в 2020 году по сравнению с 2019 годом количество выданных разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства сократилось вдвое, в 2,3 раза уменьшился прием из-за рубежа контингента квалифицированных специалистов, в 1,7 раза - приток новых иностранных работников, относящихся к числу высококвалифицированных. На 36% снизилось число выданных патентов на трудовую деятельность иностранным гражданам из стран с безвизовым въездом.

В условиях пандемии трудовые мигранты оказались одной из наиболее уязвимых социальных групп населения, для них сузились легальные пути трудоустройства, обострились риски потерять работу, остаться без жилья и средств к существованию. Многие трудовые мигранты остались без работы или стали трудиться неполный рабочий день, что привело к полной или частичной потере дохода. К началу распространения коронавируса трудовые мигранты, как правило, не имели никаких финансовых накоплений, позволяющих пережить кризисный период. Из-за закрытия границ на южных рубежах России в стихийно созданных лагерях в бедственном положении скопились тысячи выходцев из Центральной Азии, что создало дополнительные угрозы безопасности.

Произошло резкое ухудшение базовых характеристик занятости трудовых мигрантов. По данным социологических опросов, проведенных нами в 2020 году на территории Калининграда и Калининградской области, наиболее значимыми проблемами для гастарбайтеров в период пандемии стало ухудшение их материального положения, нехватка средств, чтобы оплачивать жилье и отправлять денежные переводы домой (37,6% опрошенных), а также плохие условия проживания (18,8%). Каждый пятый мигрант признался, что потерял доход полностью, у 13,4% заработки сократились более чем наполовину.

Наиболее драматичная ситуация сложилась среди незаконных трудовых мигрантов. Как показали наши исследования, разрешительные документы на занятость отсутствовали у трети трудовых мигрантов. Около 40% респондентов не имели письменного трудового договора с работодателем и все детали работы оговаривались устно. Для незаконных мигрантов в случае заражения их коронавирусом из-за риска передачи данных иммиграционным властям существуют серьезные препятствия для доступа к медицинским услугам. Не имея права на какую-либо социальную защиту, они вынуждены продолжать работать, рискуя своим здоровьем и здоровьем окружающих.

Следует отметить, что большинство трудовых мигрантов, несмотря на резкое ухудшение материального положения, довольно позитивно оценивают свой выбор работать в России. В условиях пандемии большая часть приезжих не спешила уходить с местного рынка труда, поскольку это единственный способ прокормить семью на родине. Только 13% респондентов сообщили, что в период пандемии пытались вернуться домой. Большая часть (87%) опрошенных намерены и дальше работать в России. В основе настроений, ориентаций и установок для трудовых мигрантов более значимыми оказались причины, выталкивающие их из стран происхождения, чем факторы и стимулы выезда из Российской Федерации.

Даже с учетом всех трудностей мигранты ориентируются на постоянное жительство в России и получение гражданства. Отвечая на вопрос о долгосрочных планах на будущее, большинство респондентов заявили о желании интегрироваться в российское общество и раствориться в нем. Почти 30% опрошенных стремятся и готовы жить в Российской Федерации длительное время, свыше 37% респондентов ориентированы стать гражданами России и остаться в ней навсегда.

1 Статистические сведения по миграционной ситуации. - https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya

701

Сокращение демографических ресурсов труда в российской экономике и ее глубокое отставание по уровню производительности труда создают необходимость масштабной компенсирующей трудовой иммиграции, восполняющей потери объемов трудовых ресурсов. В условиях выхода из кризиса, спровоцированного пандемией COVID-19, достижение сбалансированности на национальном и региональных рынках труда с помощью привлечения и использования трудовых мигрантов неизбежно становится одним из важнейших вопросов восстановления социально-экономического подъема страны.

Во время пандемии в России был принят ряд мер, упрощающих пребывание и занятость трудовых мигрантов. Установлено, что в связи с угрозой' дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции в срок до 15 июня 2021 года выдача (переоформление) патента трудовым мигрантам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, будет происходить без учета требований к установленному сроку подачи документов и заявленной цели въезда.

Под воздействием смягчения ограничительных мер денежные переводы трудовых мигрантов из России стали возрастать. По данным Банка России, в третьем квартале 2020 года в сравнении со вторым кварталом денежные переводы работающих в Армению и Беларусь увеличились соответственно на 20,6% и 20,4%. Заметно возросли денежные переводы в Казахстан - на 44,8%, Киргизию (40,1%), Таджикистан (38,9%) и Узбекистан (48,6%). Ускоренно росли потоки денежных переводов в Молдову (77,1%) и Украину (60,4%)\

Преодоление вызовов, связанных с эпидемией коронавируса, уже в ближайшее время потребует практического решения таких вопросов, как стабилизация трудового рынка, оптимизация потоков трудовой иммиграции, сокращение масштабов теневой занятости мигрантов. В период возвращения национальной экономики на траекторию устойчивого роста важной задачей станет поиск путей совершенствования механизмов, регулирующих рынок труда иностранных работников.

Расширение приема иностранной рабочей силы повысит необходимость проведения дифференцированной политики регулирования мигрантского сектора рынка труда. В новых экономических реалиях потребуется принятие мер, которые не только поощряют въезд нужных для развития экономики трудовых мигрантов, но и ограничивают доступ на рынок труда тех иностранных работников, в которых нет большой необходимости. Должен быть принят комплекс мероприятий по внедрению облегченных и упрощенных процедур вхождения на рынок труда квалифицированных и высококвалифицированных работников. Необходимо снизить стоимость патента для мигрантов из безвизовых стран, имеющих профессиональное образование и востребованных на российском рынке труда. Кроме того, следует ввести упрощенный порядок предоставления вида на жительство для работников высшей квалификации.

В сфере регулирования трудовой иммиграции необходимо развивать государственную и частную инфраструктуру, состоящую из разнообразных сервисов - справочных, консультационных, правовых, посреднических и пр., позволяющим мигрантам находиться в правовом поле российского законодательства и помогающим им в социальной адаптации и интеграции. Актуальными задачами является расширение инфраструктуры первичного приема трудовых мигрантов в России в рамках миграционных центров, частных агентств занятости, рекрутинговых компаний, кадровых агентств, лизинговых компаний и т.п. Одновременно необходимо расширение инфраструктуры найма трудовых мигрантов для работы на российских предприятиях в странах происхождения миграции.

В настоящее время актуальной стала проблема расширения использования информационных технологий в области регулирования международной трудовой миграции, составными элементами решения которой являются внедрение в статистическую практику учета разнообразных форм территориальной мобильности населения, введение внятной статистики трудовой иммиграции, переход в статистической практике от данных административного учета числа выданных разрешений (патентов) на право занятия трудовой деятельностью к учету количества самих трудовых мигрантов. Необходимо развивать единую систему учета трудовых мигрантов - регистра иностранных граждан, который аккумулировал бы информацию об учете, наличии разрешений на работу и месте работы трудовых мигрантов и мог давать объективную информацию о численности и распределении иностранных рабочих-мигрантов на любой момент времени.

1 Данные ЦБ РФ. - https://www.cbr.ru/statistics/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.