МРНТИ 18.11 УДК 79
DOI:10.56032/2523-4684.2022.1.1.126
Тарланов Олжас Муратович1 1 Казахская национальная академия хореографии
(Нур-Султан, Казахстан)
ПАНДЕМИЯ КАК КАТАЛИЗАТОР DIGITAL ПРОЦЕССОВ В ИСКУССТВЕ
Аннотация
В данной научной статье анализируется вопрос, о том, как технологический прогресс влияет на искусство, в целом, и хореографию, в частности. На материале научной дискуссии, оформившейся в рамках Круглого стола «Современные тенденции развития хореографического образования», проходившего в 2021 году в рамках II Международного фестиваля профессиональных хореографических учебных заведений «Temps lié», автор показывает рождение нового понимания цифровизации в искусстве хореографии.
Ключевые слова: искусство, цифровые технологии, цифровизация, видеоарт.
Тарланов Олжас Муратулы1 1 Казак улттык хореография академиясы (Нурсултан, К,азакстан)
ПАНДЕМИЯ вНЕРДЕП DIGITAL
ПРОЦЕСТЕРШЩ КАТАЛИЗАТОРЫ РЕТ1НДЕ
Аннотация
Бул Fылыми макалада технологиялык прогресс енерге, тутастай алFанда хореографияFа калай эсер ететiнi туралы сурак талданады. 2021 жылы "Temps lié" кэ^би хореографиялык оку орындарынын II Халыкаралык фестивалi аясында еткен "хореографиялык бiлiм беруд'1 дамытудын казiргi тенденциялары" денгелек Yстелi аясында жасалFан Fылыми пiкiрталас материалында автор хореография енерiндегi цифрландырудын жана тYсiнiгiнiн пайда болFанын керсетедi.
ТYЙ¡нд¡ сездер: Энер, сандык технологиялар, цифрландыру, бейнеарт.
Tarlanov Olzhas Muratovich1 Kazakh National Academy of Choreography (Nur-Sultan, Kazakhstan)
PANDEMIC AS A CATALYST FOR DIGITAL PROCESSES IN ART
Annotation
This scientific article analyzes the question of how technological progress affects art in general, and choreography in particular. Based on the material of the scientific discussion that took shape within the framework of the Round Table "Modern trends in the development of choreographic education", held in 2021 as part of the II International Festival of Professional Choreographic Educational Institutions "Temps lié", the author shows the birth of a new understanding of digitalization in the art of choreography.
Key words: art, digital technologies, digitalization, video art.
Введение. Основными особенностями цифровой культуры современного общества являются технологическая зависимость человека, появление особого языка социальных коммуникаций, упрощение форм социальной и личной жизни человека, программируемость человеческого поведения, формализация
коммуникационных процессов, ослабление их этического содержания, преобладание клипового мышления, визуального восприятия мира, углубляющийся разрыв с традициями гуманитарной культуры. Между тем, цифровая культура как цельное явление ещё не сложилась. Она находится в процессе становления, обретения направляющих ее развитие ценностей. В силу обстоятельств, в которых оказалось человечество в последние 2-3 года, сфера искусства вынужденно смело шагнула в эпоху цифровизации. Этот процесс также происходит в Казахстане, причем ускоренными темпами, в том числе из-за пандемии COVID-19.
Методология исследования. В статье использован комплексный подход, сочетающий философские методы познания и общенаучные методы исследования, которые взаимодополняют друг друга. Аксиоматизация и идеализация определяют теоретический характер исследования, позволяющий, в результате подробного изучения
научной литературы по проблеме цифровизации в искусстве хореографии выявить общие философские закономерности и определение содержания данного понятия.
Методологическую базу составили подходы и принципы, разработанные в культурологическом, философском и теоретическом учении. Проблематика исследования обусловливает привлечение широкого круга научной литературы. Разработка данной темы была выполнена с опорой на труды, которые имеют значение для настоящего исследования - это труды Н.Л. Соколовой, Е.С. Михайловой, А.А. Строкова, Б.Н. Паньшина, Е.Сечень и др.
Обзор литературы. Теоретические основы исследования опираются на труды исследователей, исследующих проблемы цифровизации на границе IT технологий и экономики, социологии, философии (работы Н.Л. Соколовой [1], Е.С. Михайловой [2], А.А. Строкова [3], Б.Н. Паньшина [4], К.Шаманова [5]).
Исследователь нового направления Елена Сечень в своей работе «Информационные технологии в искусстве» изучает особенности влияния новых технологий на искусство и определяет, как новые технологии продвинули современное искусство. С точки зрения ученого, у зрителя появились:
«1. Интерактивность - возможность для зрителя соприкоснуться с художником и даже поучаствовать в создании работ.
2. Новые художественные средства.
3. Элитарность цифрового (чаще всего сетевого и медиа) искусства» [6].
Конечно же, отмечаются проблемы с восприятием такого цифрового искусства. К первой Е.Сечень относит «элементарное техническое невежество наших современников» [6]. К сожалению, мы еще не владеем свободно такой программой, которая позволила бы самостоятельно режиссировать фильм, выбирая героев, сюжеты, место и время действия. Пока что наши современники осваивают эту ирреальную
реальность в играх. И, надо признать существующую тенденцию, когда определенная часть молодежи уходит с головой в геймерство, подставляя игру вместо реальной жизни. Для правильного, адекватного восприятия такой сферы деятельности, как индустрия кино, тоже требуется цифровая культура, которая убережет сознание и судьбы современников.
Существует еще одна проблема в создании информационных технологий в искусстве: в сознании современника между «понимать компьютерные технологии» и «любить искусство» часто пролегает философический конфликт. Как отмечает Кирилл Шаманов, «Интернет ставит человека лицом к лицу со всем миром. Но, увы, исчезли надежды и эйфория, связанные с появлением новых возможностей, и с большей остротой обнаружились прошлые проблемы. В новой ситуации мы все чаще находим следы неразрешенных философских конфликтов прошлого. Из виртуальных бездн мы снова попадаем в аналогичные, реальные и, как выясняется, более живучие» [5].
Если говорить о балетном мире, то к числу таких проблем можно отнести проблему надобности глубоких цифровых аналогов балета. Никакими доводами невозможно убедить истинных любителей этого искусства, что посещение театра, нахождение в театральном зале, ощущения от звуков оркестра и живого созерцания-осязания энергии артистов можно заменить на самую блестящую анимационную программу или игровую реальность. Этот цифровой продукт, каким бы продвинутым он ни был, так и останется заменителем. В нашей работе речь пойдет не о таких формах цифровизации балета, а только о фото- и видеоматериале. Хотя мы не исключаем, что в самые ближайшие времена могут появиться аналоговые цифровые программы, предлагающие прочувствовать мир сценический с позиции исполнителя.
Основная часть. Пандемия обязала многие организации культуры пересмотреть формат работы. В первую очередь, активизироваться и выйти из
оцепенения бездействия. И начать работать, поднимать дух людей, воспитывать их, нести информацию о прекрасном - одним словом продолжать свою культурную миссию. И в этой работе преуспели концертные организации, которые использовали онлайн-платформу для создания виртуальной и в то же время живой площадки общения.
Музеи мира активизировали свой виртуальный вариант, создав условия всем людям планеты для посещения и расширения кругозора. Надо отметить, что высокое качество визуализации музейного материала оказывает особое воздействие на воспитание эстетических запросов digital поколения. Так Эрмитаж предложил пятичасовую онлайн экскурсию по залам . Музеи Пия-Климента и Кьярамонти в Ватикане сняли экскурсию по залам классической скульптуры с 360-градусным охватом. Программа Google Street View позволила Национальной галерее Лондона сделать такой же круговой обзор залов, а сотрудники Лувра в Париже вывели виртуальные экскурсии за пределы помещения и зафиксировали прогулку вдоль рва XII века.
Многие театры мира открыли доступ к своим видеоматериалам и даже создали альтернативные формы онлайн-спектаклей. Известно, что Лондонский симфонический оркестр под руководством сэра Саймона Рэттла начал выкладывать на своем сайте для бесплатного прослушивания избранные концерты оркестра, но ограничил доступ к ним до 2 раз в неделю. Такой же политики доступа стал придерживаться и Королевский театр оперы и балета, который один раз в неделю транслировал свои избранные спектакли в социальных сетях. Возможно, такой маркетинговый ход позволил отследить количество интересующихся мероприятиями театров. При этом нам точно известно, что ведущий российский Мариинский театр в Санкт-Петербурге дал своим зрителям ежедневный доступ к просмотру и прослушиванию материалов.
Но описанные виды работ театров включали или привычный формат коллективной работы с элементами видеосъемок, или имеющиеся программные продукты, подготовленные задолго до пандемии.
Период вынужденной изоляции дал свободу творчества каждой творческой личности и обнаружил возможности цифровой культуры для каждого вида искусства. Практически в каждой стране был запущен проект «Культура в карантине». В Казахстане аналоговым стал проект «Звезда на карантине» [7], за период своего существования набравший более 20 млн. просмотров. В информационной статье указывается, что «Всего в музыкальном проекте приняли участие 140 казахстанских артистов, в число которых входят заслуженные деятели страны и известные представители культуры и искусства» [7].
Реальной площадкой для профессионального и гражданского самовыражения в дни локдауна стали социальные сети. Так, концертное выступление из дома зрителям Инстаграм канала организовал американский певец Кит Урбан. Вслед за ним сотни артистов начали свою домашнюю концертную деятельность. Музыкально-симфонические ансамбли организовывали выступления в несколько «700т-окон», и это было интересно.
Театр Романа Виктюка поставил спектакль «Пир во время чумы» (режиссер Игорь Неведров). Драматургия спектакля держится на
пространственном коллаже, объединенном 700т-площадкой. Герои спектакля ведут активную по меркам карантинного периода жизнь: они переписываются, созваниваются. Интерактивную изюминку к проекту добавляет активность зрителей, зарегистрировавшихся на спектакль: зритель тоже может принять участие в спектакле через доступные мессенджеры и таким образом вовлекается в драматическое действо.
Как обстояли дела в балетном искусстве? Конечно, многие театры мира выставили в соцсети свои видеоархивы, и зритель смог увидеть шедевры
мировой классики в исполнении различных балетных трупп. Примечательно то, что театры пользовались очень продуманным маркетингом. Так, Московский Большой театр выставил 11 классических русских балетных спектаклей на Youtube канале с ограничением просмотрового доступа в 24 часа, это позволило нарастить охват зрителей: каждая премьера балетов привлекала от 300 000 до 900 000 зрителей.
В рамках нашей диссертации интересен тот момент, что в условиях пандемии и карантина проводились эксперименты в области онлайн-премьеры хореографических постановок.
Новаторски зарекомендовала себя в этом плане труппа «Балет Москва» (хореограф В.Варнава). Видеоспектакль «Прощай, старый мир» фиксирует движения шести артистов труппы. Вместо качественной видеокамеры используется
мобильный телефон, вместо сцены - квартиры, подъезды. Спектакль создается на смешении, соединении разных сцен. В период карантина подобные новаторства просматривались с интересом, давали ощущение свободы творчества, а значит - вселяли надежду на скорый выход из локдауна. Но для истории хореографии этот эксперимент - на наш взгляд - проходящий, даже несмотря на то, что это видео набрало около 650 000 просмотров.
Артисты балета, несмотря на невозможные условия для ежедневных репетиций, все же продолжали заниматься, используя сподручные средства (столы, стулья, подоконники вместо балетных стоек). Но также, как все творческие люди, они снимали клипы, которые были призваны разрядить внутреннее напряжение.
Артисты Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета создали балет «Согопа2020», собранный из видео, сделанных артистами балета у себя дома.
Первые послабления в карантинном режиме позволили артистам балета создать оригинальные постановки. Как, например, проект «Общественная
парковка», прошедший в Израиле в 2021 году. Место действия был выбран подземный гараж, расположенный под многозальным кинотеатром Yes Planet в Иерусалиме. Название проекта характеризует фактическую функцию объекта как общественной автостоянки, но также символизирует состояние глобальной долгосрочной парковки, в которой оказалось человечество в результате пандемии. В каждую редакцию проекта вошли оригинальные произведения, созданные
приглашенными хореографами. Эти произведения продолжительностью от 4 до 15 минут созданы для разного состава (дуэты, соло, трио, квартеты и более крупные ансамблевые произведения).
В некоторых балетных труппах период пандемии оставил проекты. Так, труппа Гамбургского балета (хореограф Дж.Ноймайер) подготовили балет «Призрачный свет» как постановку, осмысливающую итоги коронавируса в балетном театре. В балете принимают участие все 60 артистов труппы, узнаются приметы времени, в частности, социальная дистанция и другое.
Интересные наблюдения можно было сделать на II Международном фестивале профессиональных хореографических учебных заведений «Temps lié», проходившем 19 ноября 2021 года в Казахской национальной академии хореографии. В завершение фестиваля участникам был предложен круглый стол «Современные тенденции развития
хореографического образования», на котором руководители учебных заведений поделились своими мыслями и приобретениями, пришедшимися на период пандемии. Хочется отметить доклады директора Национальной академии танца М.Э. Палмиери «Танец до и после: последствия вируса Короны. Пространство и социальная среда для исследования танца» (Италия, Рим); С.Голан «Современная хореографическая практика в образовании Университета Roehampton»; доклад профессора, художественного руководителя Neta Dance Company Н.Пульвермахер «Тело, танец и видение как методология передовой
исследовательской практики», в которых дан необычное психолого-философское доказательство того, что период пандемии поменял взгляд на методику работы с телом, соответственно, методику работы хореографа в аудитории [8].
Как отметила Мария Пальмиери, «...я пыталась наблюдать и изучать, что породил локдаун, что он мог создать, чтобы укрепить нашу человечность на этой планете, потому что это событие исполнило роль хороших линз на привычные вещи» [8]. В докладах, других выступающих также в унисон звучала идея соотнесенности чего-то одного в отношении к чему-то другому - концептуально, пространственно и темпорально.
Я думаю, что понимание этого акта позиционирования во взаимоотношениях является ключевым и для нашей работы, потому что так создаются танцы, идеи, музыка, романы, фильмы, визуальные и цифровые миры искусства. Абсолютно ничто не может расти или становиться в вакууме, или если оно нацелено только на само себя. В этом отношении ключевым видится нам высказывание Н.Пульвермахер: «Хореографическое мышление - это не набор фиксированных процедур, а, скорее, оно предлагает нам пути видения, осознания, движения, взаимодействия, чувствования, вовлечения и существования в мире» [8]. Цифровизация - один из путей видения и осознания искусства балета. И этот путь должен иметь свое высокое качество исполнения.
Заключение. Акцентируя внимание
исключительно на практической важности темы исследования, подводим резюме касательно проблемы создания качественных фотоснимков и видеоматериалов, презентации их на сайте театров Казахстана. Это задача, требующая самого педантичного подхода. Мы не продвигаем идею цифровизации в целом. На данном этапе развития хореографического искусства гораздо важнее сохранить информацию о тех артистах и тех постановках, которые делают историю отечественному балету. Достаточно того, что многие
постановки 1990-х годов безвозвратно утеряны: в архивах Гостелерадио или театров не осталось никакого материала. И это очень печально, так как в те годы удерживали балет на высокой планке люди, достойные уважения и в профессиональном, и человеческом отношении...
Мы не призываем к повсеместному внедрению цифровых технологий, к сосредоточению интереса только на визуальном ряду, т.к. это приводит к снижению интеллектуальной культуры общества. В условиях тотальной цифровизации массив информации заполоняет собой все пространство познания, в ущерб и культуре, и знанию. А кризис интеллектуальной культуры влечет к исчезновению творчески мыслящей личности, которую можно рассматривать как стратегический ресурс общества. И театры нацелены на сохранение именно такого -эмоционального мыслящего человека. Наукой давно доказано, что именно живое общение стимулирует интеллектуальные процессы в личности, переход же на удаленное или виртуальное общение, обедняет их, отрывает человека от социальной реальности.
Список использованных источников:
1. Соколова Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - №3(8). - С.6-10.
2. Михайлова Е.С. Цифровая культура. - СПб, 2018. / Интернет ресурс: https://int.itmo.ru/uploads/dc/dc_bak.pdf (дата обращения 18.01.2022).
3. Строков А.А. Цифровая культура и ценности российского образования. Автореф. дисс. канд. философ. Наук. -Нижний Новгород, 2021. - 21 с.
4. Паньшин Б. Н. Цифровая культура как фактор эффективности и снижения рисков цифровой трансформации экономики и общества. // ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ. - № 3 (16). - 2021. - С.26-33.
5. Шаманов К. Выставка «Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с Sony» / Интернет ресурс: https://sites.google.com/site/secenelena/informacionnye-tehnologii-v-iskusstve (дата обращения 22.02.2022).
6. Сечень Е. Информационные технологии в искусстве // Интернет ресурс:
https://sites.google.com/site/secenelena/informacionnye-tehnologii-v-iskusstve (дата обращения 22.02.2022).
7. Музыкальный проект «Звезда на карантине» набрал 20 миллионов просмотров // Интернет ресурс: https://www.inform.kz/ru/muzykal-nyy-proekt-zvezda-na-karantine-nabral-20-millionov-prosmotrov_a3652372 (дата обращения 22.02.2022).
8. Сборник докладов Круглого стола «Современные тенденции развития хореографического образования», проходившего в рамках II Международного фестиваля профессиональных хореографических учебных заведений «Temps lié». - Нур-Султан, 19 ноября 2021 г. // Интернет ресурс: https://balletacademy.edu.kz/wp-content/uploads/2022/01/sbornik-temps-lie-11.01.pdf (дата обращения 22.02.2022).
References:
1. Sokolova N.L. Cifrovaja kul'tura ili kul'tura v cifrovuju jepohu? // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. - 2012. -№3(8). - S.6-10. (In Russ.).
2. Mihajlova E.S. Cifrovaja kul'tura. - SPb, 2018. / Internet resurs: https://int.itmo.ru/uploads/dc/dc_bak.pdf (data obrashhenija 18.01.2022). (In Russ.).
3. Strokov A.A. Cifrovaja kul'tura i cennosti rossijskogo obrazovanija. Avtoref. diss. kand. filosof. Nauk. - Nizhnij Novgorod, 2021. - 21 s. (In Russ.).
4. Pan'shin B. N. Cifrovaja kul'tura kak faktor jeffektivnosti i snizhenija riskov cifrovoj transformacii jekonomiki i obshhestva. // CIFROVAJa TRANSFORMACIJa. - № 3 (16). - 2021. - S.26-33. (In Russ.).
5. Shamanov K. Vystavka «Novyj otschjot. Cifrovaja Rossija vmeste s Sony» / Internet resurs: https://sites.google.com/site/secenelena/informacionnye-tehnologii-v-iskusstve (data obrashhenija 22.02.2022). (In Russ.).
6. Sechen' E. Informacionnye tehnologii v iskusstve // Internet resurs: https://sites.google.com/site/secenelena/informacionnye-tehnologii-v-iskusstve (data obrashhenija 22.02.2022). (In Russ.).
7. Muzykal'nyj proekt «Zvezda na karantine» nabral 20 millionov prosmotrov // Internet resurs: https://www.inform.kz/ru/muzykal-nyy-proekt-zvezda-na-karantine-nabral-20-millionov-prosmotrov_a3652372 (data obrashhenija 22.02.2022). (In Russ.).
8. Sbornik dokladov Kruglogo stola «Sovremennye tendencii razvitija horeograficheskogo obrazovanija», prohodivshego v ramkah II Mezhdunarodnogo festivalja professional'nyh horeograficheskih uchebnyh zavedenij «Temps lié». - Nur-Sultan, 19 nojabrja 2021 g. // Internet resurs: https://balletacademy.edu.kz/wp-content/uploads/2022/01/sbornik-temps-lie-11.01.pdf (data obrashhenija 22.02.2022). (In Russ.).