Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современный танец / хореографическое искусство / классический танец / народный ансамбль / среднее и высшее образование / непрерывное образование / modern dance / choreographic art / classical dance / folk ensemble / secondary and higher education / continuing education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е В. Смольянина, С Н. Смольянин

Статья посвящена проблеме возникновения и развития современного танца в Российской Федерации. Поднимаются вопросы своевременности его появления, востребованности и места в театральной жизни страны. Рассматривается процесс развития современного танца как явления сценического искусства и его самоопределения как самостоятельного направления в хореографии. Авторы статьи проводят параллели между политическими, экономическими, культурными и социальными процессами, происходящими в Российской Федерации в период новейшей истории страны. Выделяются некоторые аспекты, внесшие значительные коррективы в процесс появления и становления современного танца как самостоятельного вида хореографического искусства в Российской Федерации. Прослеживается момент возникновения различных стилей и направлений современной хореографии, а также их диффузию с различными видами театрального творчества как в центральных городах России, так и на периферии. Приводится ряд аспектов становления и развития современного танца в системе среднего и высшего образования на примере творчества балетмейстеров, которые внесли значительный вклад в этапы становления современной хореографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MODERN DANCE IN THE SYSTEM OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION OF RUSSIA

The article studies a problem of the emergence and development of modern dance in the Russian Federation. The researchers raise questions about the timeliness of its appearance, relevance and place in the theatrical life of the country. The process of development of modern dance as a phenomenon of scenic art and its self-determination as an independent direction in choreography is considered. The authors of the article draw parallels between the political, economic, cultural and social processes taking place in the Russian Federation during the recent history of the country. Some aspects that have made significant adjustments to the process of the emergence and formation of modern dance as an independent type of choreographic art in the Russian Federation are highlighted. The author traces the moment of the emergence of various styles and trends of modern choreography, as well as their diffusion with various types of theatrical creativity, both in the central cities of Russia and on the periphery. A number of aspects of the formation and development of modern dance in the system of secondary and higher education are given on the example of the work of choreographers who have made a significant contribution to the stages of the formation of modern choreography.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ»

5. Джиоев С.Л. Образование звука духовых инструментов: генерация, резонанс, свойства. Актуальные вопросы исполнительства и методики обучения игре на духовых и ударных инструментах: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. Москва: Военный университет, 2022: 46-51.

6. Кириллов С.В., Орлов Н.Н. Звуковые осциллограммы штрихов при игре на духовых инструментах. Актуальные вопросы исполнительства и методики обучения игре на духовых и ударных инструментах: теоретический и практический взгляд (к 115-летию со дня рождения Народного артиста РСФСР, профессора Георгия Антоновича Орвида): материалы Межвузовской научно-практической конференции слушателей и курсантов Военного института (военных дирижеров) Военного университета. Москва: Военный университет, 2019: 27-34.

7. Розанов С.В. Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах. Москва: Музыкальное государственное издательство, 1938.

8. Диков Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. Москва: Музыкальное государственное издательство, 1962.

9. Терёхин РП., Апатский В.Н. Методика обучения игре на фаготе. Москва: Музыка, 1988.

10. Понькина А.М. Акустический импеданс при игре на духовых инструментах. Актуальные вопросы исполнительства и методики обучения игре на духовых и ударных инструментах: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. Москва: Военный университет, 2022: 131-139.

11. Понькина А.М. Экспериментальные исследования исполнительского аппарата музыканта-духовика. Актуальные вопросы методики обучения игре на духовых и ударных инструментах: традиции и инновации: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. Москва: Военный университет, 2021: 114-122.

12. Понькина А.М., Григорьев Е.В. Работа голосового аппарата исполнителя при игре на саксофоне и профессиональном пении. Культурная жизнь Юга России. 2017; № 3 (66): 45-49.

References

1. Aktual'nye voprosy teorii i praktiki ispolnitel'stva na duhovyh instrumentah. Moskva: Gosudarstvennyj muzykal'no-pedagogicheskij institut imeni Gnesinyh, 1985; Vypusk 80.

2. Batischev I.V. Formirovanie gotovnosti buduschego voennogo dirizhera k muzykal'no-ispolnitel'skoj praktike. Aktual'nye voprosy ispolnitel'stva i metodiki obucheniya igre na duhovyh i udarnyh instrumentah: teoreticheskij i prakticheskij vzgiyad (k 115-ietiyu so dnya rozhdeniya Narodnogo artista RSFSR, professora Georgiya Antonovicha Orvida): materialy Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii slushatelej i kursantov Voennogo instituta (voennyh dirizherov) Voennogo universiteta. Moskva: Voennyj universitet, 2019: 18-21.

3. Dzhioev S.L. K voprosu o specifike podgotovki voennogo dirizhera. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021; № 2: 30.

4. Lavrik M.V. K voprosu o muzykal'noj vyrazitel'nosti. Aktual'nye voprosy ispolnitel'stva i metodiki obucheniya na duhovyh i udarnyh instrumentah: teoreticheskij i prakticheskij vzglyad: materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Voennyj universitet, 2018: 105-111.

5. Dzhioev S.L. Obrazovanie zvuka duhovyh instrumentov: generaciya, rezonans, svojstva. Aktual'nye voprosy ispolnitel'stva i metodiki obucheniya igre na duhovyh i udarnyh instrumentah: materialy Vserossijskoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Voennyj universitet, 2022: 46-51.

6. Kirillov S.V., Orlov N.N. Zvukovye oscillogrammy shtrihov pri igre na duhovyh instrumentah. Aktual'nye voprosy ispolnitel'stva i metodiki obucheniya igre na duhovyh i udarnyh instrumentah: teoreticheskij i prakticheskij vzgiyad (k 115-ietiyu so dnya rozhdeniya Narodnogo artista RSFSR, professora Georgiya Antonovicha Orvida): materialy Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii slushatelej i kursantov Voennogo instituta (voennyh dirizherov) Voennogo universiteta. Moskva: Voennyj universitet, 2019: 27-34.

7. Rozanov S.V. Osnovy metodiki prepodavaniya i igry na duhovyh instrumentah. Moskva: Muzykal'noe gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1938.

8. Dikov B.A. Metodika obucheniya igre na duhovyh instrumentah. Moskva: Muzykal'noe gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1962.

9. Terehin R.P., Apatskij V.N. Metodika obucheniya igre na fagote. Moskva: Muzyka, 1988.

10. Pon'kina A.M. Akusticheskij impedans pri igre na duhovyh instrumentah. Aktual'nye voprosy ispolnitel'stva i metodiki obucheniya igre na duhovyh i udarnyh instrumentah: materialy Vserossijskoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Voennyj universitet, 2022: 131-139.

11. Pon'kina A.M. 'Eksperimental'nye issledovaniya ispolnitel'skogo apparata muzykanta-duhovika. Aktual'nye voprosy metodiki obucheniya igre na duhovyh i udarnyh instrumentah: tradicii i innovacii: materialy Vserossijskoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Voennyj universitet, 2021: 114-122.

12. Pon'kina A.M., Grigor'ev E.V. Rabota golosovogo apparata ispolnitelya pri igre na saksofone i professional'nom penii. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2017; № 3 (66): 45-49.

Статья поступила в редакцию 23.03.23

УДК 793.3

Smolyanina E.V., senior lecturer, Department of Modern Choreography, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Smolyanin S.N., senior lecturer, Department of Modern Choreography, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

SOME ASPECTS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MODERN DANCE IN THE SYSTEM OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION OF RUSSIA. The article studies a problem of the emergence and development of modern dance in the Russian Federation. The researchers raise questions about the timeliness of its appearance, relevance and place in the theatrical life of the country. The process of development of modern dance as a phenomenon of scenic art and its self-determination as an independent direction in choreography is considered. The authors of the article draw parallels between the political, economic, cultural and social processes taking place in the Russian Federation during the recent history of the country. Some aspects that have made significant adjustments to the process of the emergence and formation of modern dance as an independent type of choreographic art in the Russian Federation are highlighted. The author traces the moment of the emergence of various styles and trends of modern choreography, as well as their diffusion with various types of theatrical creativity, both in the central cities of Russia and on the periphery. A number of aspects of the formation and development of modern dance in the system of secondary and higher education are given on the example of the work of choreographers who have made a significant contribution to the stages of the formation of modern choreography.

Key words: modern dance, choreographic art, classical dance, folk ensemble, secondary and higher education, continuing education

Е.В. Смольянина, доц., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]

С.Н. Смольянин, доц., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Статья посвящена проблеме возникновения и развития современного танца в Российской Федерации. Поднимаются вопросы своевременности его появления, востребованности и места в театральной жизни страны. Рассматривается процесс развития современного танца как явления сценического искусства и его самоопределения как самостоятельного направления в хореографии. Авторы статьи проводят параллели между политическими, экономическими, культурными и социальными процессами, происходящими в Российской Федерации в период новейшей истории страны. Выделяются некоторые аспекты, внесшие значительные коррективы в процесс появления и становления современного танца как самостоятельного вида хореографического искусства в Российской Федерации. Прослеживается момент возникновения различных стилей и направлений современной хореографии, а также их диффузию с различными видами театрального творчества как в центральных городах России, так и на периферии. Приводится ряд аспектов становления и развития современного танца в системе среднего и высшего образования на примере творчества балетмейстеров, которые внесли значительный вклад в этапы становления современной хореографии.

Ключевые слова: современный танец, хореографическое искусство, классический танец, народный ансамбль, среднее и высшее образование, непрерывное образование

Современная хореография как самостоятельное направление хореографии возникло в России сравнительно недавно. Этому способствовал целый ряд предпосылок политического, социального и культурного ряда. Несмотря на широкое распространение различных стилей и направлений современной хореографии, в сценическом пространстве наблюдается недостаточная разработанность методической базы для профессиональной подготовки специалистов в данном направлении хореографического искусства.

Объект исследования - современный танец в Российской Федерации.

Предмет исследования - некоторые аспекты становления и развития современного танца в системе среднего и высшего образования Российской Федерации.

Цель исследования - на основе изучения предпосылок появления и развития современного танца в РФ раскрыть особенности профессиональной подготовки специалистов в данном направлении хореографического искусства.

Задачи исследования:

- определить предпосылки появления современного хореографического искусства в Российской Федерации;

- проследить этапы развития современной хореографии в сценическом пространстве Российской Федерации;

- провести анализ влияния на современный танец сложившейся традиционной русской танцевальной культуры народного и классического танцев;

- определить проблематику и тенденции дальнейшего развития современной хореографии в Российской Федерации.

- изучить особенности профессиональной подготовки специалистов по современной хореографии.

Рождение современного танца в России - это событие, которое характеризует собой не только появление нового направления хореографического искусства. Это глобальное явление было, прежде всего, обосновано изменением мировоззрения общества, появлением новых потребностей и переоценки существующей действительности. Это было характерно не только для хореографического искусства, но и для всех других процессов, происходящих в обществе. Потребность в изменениях назревала постепенно, но необратимо. Для более глубокого понимания необходимо комплексно рассмотреть социальные, политические и культурные события, происходящие в СССР в 1980-1990-х годах.

В конце 1980-х годов Советский Союз предстаёт как сильное социально направленное государство. Граждане имеют в своём распоряжении полностью бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье и многое, многое другое. Искусство также полностью финансируется из средств государства. С одной стороны, это гарантирует стабильное развитие и процветание, с другой стороны, несёт с собой тотальный контроль со стороны общества. Государственный заказ полностью формирует репертуарную направленность музыкально-драматических театров. Нельзя сказать, что это полностью отрицательное явление. Безусловно, до определённого времени это было прогрессивной формой существования хореографического искусства. Конечно, пропагандистская машина диктовала определённые постулаты, но в то же время она же сдерживала негативные явления, ставя во главу угла семейные, общечеловеческие и государственные ценности. Но необходимо понимать, что ещё древними философами человеческое общество характеризуется как общество постоянно растущих потребностей. Именно постоянно растущие потребности сыграли важную роль в развитии советского общества того времени. Политические процессы, начавшие происходить в государстве, неминуемо повлекли изменения и в хореографическом искусстве.

Советский классический балет находится в те времена на вершине своего развития. Не только столичные театры, но и провинциальные труппы могли похвастаться наличием в своём составе сильнейших исполнителей и полноценных балетных спектаклей из золотого фонда российского хореографического искусства. Такие народные ансамбли, как «Берёзка» и ГААНТ под руководством И.А. Моисеева, с оглушительным успехом показывают свои программы на сценах СССР.

И в это время происходит колоссальный прорыв информационной блокады государства. Средства массовой информации, телевидение и радио открывают для широкого советского обывателя всю полноту западной культуры и искусства. На экранах телевизоров появляются всевозможные образчики свободомыслия и самовыражения. Сказать, что советское общество было к этому не готово, значит, ничего не сказать. В экономике даже появился термин «наивное потребление». Это как нельзя точно описывает сложившуюся в то время ситуацию не только в экономике, но и в искусстве. Шокирующие произведения западного искусства «на ура» воспринимаются неискушенным зрителем. Никто не пытается задуматься о ценности того или иного культурного образчика. В умы зрителя хлынула неконтролируемая волна информации, часто имеющая косвенное отношение к искусству. Современная хореография не стала исключением. Всевозможные труппы хлынули в страну в поисках лёгкого заработка. В основном это были непрофессиональные группы с танцовщиками, имевшими в своём репертуаре одноразовые, не имеющие особой культурной ценности шоу. Тем не менее они были зрелищными, зачастую шокирующими, чем и вызывали интерес неискушенного зрителя. Данное явление можно было сравнить с цунами. И подобно тому, как оно мощно

и неожиданно ворвалось в жизнь советского общества, так же быстро оно и отхлынуло. Трудно судить, что стало причиной: это и общая образованность населения, и широкий слой интеллигенции, и общая культурная идентичность нации... Но зритель довольно быстро начал распознавать истинное искусство и дешёвую подделку И в нашу страну под влиянием спроса стали приезжать более серьёзные и профессиональные исполнители. Именно это послужило мощным толчком для развития у нас различных стилей и направлений современной хореографии.

Имея глубоко культурные корни и исторические традиции, современная хореография в России сразу стала использовать классическую основу для саморазвития. Вобрав в себя все лучшее из русской хореографической школы, она начала двигаться собственным путем. И основой её становится философия, историзм и культурное наследие великой России. За довольно короткий срок русская современная хореография прошла путь от наивного искусства ресторанов до серьёзного, элитарного вида сценического искусства.

Переходом современной хореографии в ранг профессионального искусства можно считать образование сразу нескольких балетный театров, работающих на сцене в этом направлении хореографического искусства. Прежде всего, здесь можно упомянуть о театре Б.Я. Эйфмана в Санкт-Петербурге, с появлением которого можно говорить о возникновении феномена русского современного танца как о явлении симбиоза глубочайшей философской идейности русского театра и современной хореографии, как средства его самовыражения.

Чем же так уникально явление русского современного танца? Прежде всего, в его идейностью. Будучи свободным по своей сути, современный танец смог гармонично влиться и стать единым целым со многими произведениями русской классической литературы. Прекрасным примером такого взаимодействия является балет «Братья Карамазовы» Б.Я. Эйфмана, созданный по одноимённому роману Ф.М. Достоевского и описывающий события, происходящие почти два века назад. Роман был задуман как «история похождений великого грешника». Мы можем увидеть в нем изыскания духовного и мировоззренческого плана. Судьбу человека сквозь призму глубоких исторических катаклизм России царского времени. Тем интереснее и своевременнее предстаёт перед нами данное произведение, «одетое» в выразительные средства современного танца. Удивительно, но оно нисколько не теряет своей актуальности и в наши дни, наоборот, в новом прочтении приобретает пронзительную актуальность и значимость для современного зрителя. Откинув постулаты классического танца, автор как бы освобождает героя, делает его переживания более доступными и приносит в них естественную человеческую органику. Принципы современного танца удивительно хорошо сочетаются на сценической площадке с переживаниями героя, оголяя его мысли и чаяния, делая их неподвластными времени, актуальными и по сей день. Цикличность мировых исторических процессов ярко прослеживается в новом прочтении великого произведения русского классика.

«Богатство России будет прирастает Сибирью», - эти слова М.В. Ломоносова как нельзя лучше описывают происходящее с современным танцем и его дальнейшее развитие. Из столичных городов он распространился по городам и весям нашей бескрайней родины. Появилась целая плеяда молодых и дерзких балетмейстеров, готовых удивлять зрителя своими постановками.

К примеру, С.С. Смирнов. Свое творчество он начинал в стенах колледжа г. Свердловска, используя базу среднего специального образования. Но совсем скоро стало ясно, что талант такого масштаба не удержать в небольшом уездном городе. Вскоре балет С.С. Смирнова уже был четырехкратным обладателем премии «Золотая маска» и с успехом покорял самые претензионные столичные сцены.

В своей деятельности он пересмотрел подход к постановке хореографического произведения современного танца на сцене и применил новые подходы к воплощению задуманного в образах героев. Совместив традиции среднего профессионального образования и используя его классические основы, он рассмотрел современный танец сквозь призму эстетического искусства, поставив во главу угла естественность и гармоничность [1].

Смирнов С.С. в 1995-м году создал хореографическую компанию «Эксцентрик-балет», для которой поставил 15 данс-спектаклей, десятки миниатюр и концертных номеров. Балетмейстер Свердловского театра музыкальной комедии, хореограф-постановщик спектаклей, среди которых «Парк советского периода», «Ночь открытых дверей», «Храни меня, любимая», «Свадьба Кречинского», «мш.силиконовая дура.пеЬ, «Мёртвые души», «Алые паруса», «C'est La Vie». Осуществил ряд постановок для российских данс-компаний: «Город шагов» (балет Е.А. Панфилова, Пермь), «Белый день» (Театр танца «СКРИМ», г Самара), «Зима» (Театр танца «Экситон», г. Ульяновск).

Смирнов С.С. - ведущий педагог-хореограф творческих лабораторий: фестиваль IFMS (г Витебск, Беларусь, 2003-2008), театральная платформа «Движение» (г Нижний Новгород, 2004), танцевальная школа (г Новосибирск, 2005), «Театральный форум» (г. Хабаровск, 2008). Он - лауреат Премии имени Е.А. Панфилова (2003), лауреат Премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области культуры и искусства (2003), обладатель приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь современного танца» (2009), лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа хореографа» (спектакль «Глиняный ветер»; 2009). В сотрудничестве с

С.С. Смирновым родились такие педагоги-репетиторы как лауреат премии «Браво!» Т.В. Брызгалова, лауреат премии «Браво!» А. Назаретян [2].

Сегодня «Эксцентрик-балет» - это камертон в мире современной хореографии. Он задает тон и заставляет стремиться к новому в мире современного танца. Балетмейстеры балета с успехом сотрудничают с представителями отечественной и зарубежных балетных школ. Но основной сценой балета по-прежнему остается театр Свердловской музыкальной комедии. Здесь идут более десятка оригинальных спектаклей и миниатюр. «Смирновцы» одинаково хорошо чувствуют себя и на прославленных сценах в полноценных спектаклях, и на маленьких областных площадках на вечерах современной хореографии. Можно с уверенностью сказать, что «Эксцентрик балет» С.С. Смирнова - это явление, порожденное творческим гением его создателя и продукт сложившихся предпосылок социального, политического и культурного ряда России 90-х годов XX века.

В 1990-е годы появляется большое количество подобных творческих союзов. Труппы современного танца появляются в Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Перми и т. д. Их появление было предрешено целым рядом политических и социальных событий, описанных в статье ранее. Но вместе с тем появилась очевидная потребность в соответствующей подготовке танцовщиков и балетмейстеров, которые отвечали бы всем требованиям молодого для нашей страны направления хореографии. В Советском Союзе было предостаточно учебных заведений среднего и высшего звена, готовивших специалистов по хореографии классического и народного направлений. Они имели достойную школу и являлись продолжателями славных традиций русской танцевальной школы.

Современные стили и направления хореографического искусства долгое время довольствовались исполнителями, воспитанными на классической школе русского балета. И это не было минусом. Как сказал великий танцовщик и ректор Академии балета им. А.Я. Вагановой Н.М. Цискаридзе, «мы воспитываем артистов балета уже более трехсот лет. И никто пока не делает это лучше нас!». Классические танцовщики обладают академически точной техникой и филигранно владеют своим телом. Именно их вклад в современный танец России сделал его неповторимым и самобытным. Многие современные балетмейстеры до сих пор предпочитают работать с исполнителями классической школы.

Но время шло и, отвечая запросам времени, в средних специальных заведениях стали открываться отделения современной хореографии.

В 1990-м году в городе Ульяновске был основан Эстрадный балет «Экс-итон». Создателем коллектива является Заслуженный учитель России, кавалер «Ордена Дружбы», обладатель памятной медали «Лучшие люди России», обладатель почетного знака Ульяновской области «За веру и добродетель» Е.К. Барткайтис [3]. «Эстрадный балет «Экситон» является детским хореографическим коллективом. Средний возраст его артистов 10-14 лет. Обучение и подготовку участников ансамбля проводят педагоги-хореографы с большим педагогическим стажем. Концертная деятельность ансамбля с успехом сочетается с полноценным обучающим процессом. Основываясь на классической российской педагогической школе, балетмейстеры и педагоги ансамбля с успехом внедряют в процесс обучения детей инновационные методики. Синтез стилей современной хореографии позволяет достичь уникальных результатов в освоении сложнейших технических танцевальных и акробатических элементов [4; 5].

Библиографический список

В 2000-х годах наблюдается открытие целого ряда отделений современного танца в колледжах культуры и искусств и высших учебных заведениях культуры в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Саранске, Туле, Перми и т. д.

Таким образом, была создана предпосылка для развития системы полного, непрерывного профессионального образования артистов балета и хореографов по направлению «Современный танец». Одним из ярчайших балетмейстеров, сыгравших в этом процессе огромную роль, можно считать Б.С. Санкина. Он родился 15 февраля 1937 года в г. Москве. Его родители - выходцы из династии цыганских артистов. С самого детства его окружали танцы и песни его народа. Получив профессиональное хореографическое образование в училище при Большом театре, он становится солистом Государственного ансамбля народного танца имени И.А. Моисеева. Здесь он не только исполняет поставленные номера, но и сам принимает активное участие в работе над хореографическими постановками. Номера, поставленные Б.С. Санкиным, входят в золотой фонд репертуара ансамбля (танец мексиканских пастухов «Гаучо»).

Впервые с современной хореографией он сталкивается на сцене Московского мюзик-холла, где исполняет обязанности главного балетмейстера. Именно здесь в 1977 году появляется ансамбль «Ритмы Планеты» и его оригинальная программа «Танцы народов мира».

В 2000 году Б.С. Санкин возглавляет хореографический факультет Московского государственного университета культуры и искусств [6].

Придя на хореографический факультет Московского государственного университета культуры и искусств, он четко понимал возникшие потребности современного хореографического искусства. Под его началом на хореографическом факультете была организована кафедра современной хореографии и танцев народов мира. Здесь проводилась подготовка студентов по новой, экспериментальной программе. В перечень профессиональных предметов были внесены такие направления современного танца, как «модерн», «джаз», «диско», «степ». Педагогическая доктрина подготовки балетмейстеров современной хореографии, разработанная Б.С. Санкиным, до сих пор составляет основу системы подготовки выпускников Московского государственного института культуры кафедры современной хореографии. Более чем за четверть века под руководством Б.С. Сан-кина кафедра выпустила огромное количество исполнителей и балетмейстеров, которые составляют сейчас элиту нашей современной хореографии.

Создание отделений современной хореографии в высшей школе профессионального образования замкнуло кольцо системы непрерывной профессиональной подготовки исполнителей и балетмейстеров в направлении современного танца. Это позволяет говорить, что в России есть все предпосылки для полноценного развития инновационных методов подготовки специалистов всех уровней, необходимых для развития и процветания новых направлений современного танцевального искусства.

Подводя итоги, следует отметить, что в России 1990-х годов возникли предпосылки для создания нового направления хореографического искусства. Оно возникло под влиянием западных культурных движений. Появившись в российском пространстве, современный танец попал на благодатную почву и вобрал в себя лучшее, что могла дать классическая и народная танцевальная культура того времени. Растущий интерес к новому хореографическому направлению определяет потребность в научно обоснованных исследованиях феномена русского современного хореографического искусства, а также профессиональной подготовки кадров для данного направления хореографии.

1. Аристотель. Об искусстве поэзии. Москва: ГИГЛ, 1957.

2. Эксцентрик-балет Сергея Смирнова. Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии. Екатеринбург. Available at: https://www.muzkom.net/ about/repertoire/ekscentrik-balet-sergeya-smirnova-0?ysclid=lell7rkkh8828557523

3. История. Available at: https://exiton-dance.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=1&Itemid=103

4. Асафьев Б. О балете. Ленинград: Музыка, 1974.

5. Есаулов Н. Хореодрама. Уфа: Лира, 2001.

6. Санкин Борис Сергеевич | это... Что такое Санкин, Борис Сергеевич? Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1754360?ysclid=lelli4w3bd40385054

7. Захаров Р Записи балетмейстера. Москва: Искусство, 1976.

8. Слонимский Ю.И. В честь танца. Москва: Искусство, 1968.

9. Слонимский Ю.И. Драматургия балетного театра XIX. Москва: Искусство, 1977.

10. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. Москва: Просвещение, 1986.

11. Фокин М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. Ленинград: Просвещение, 1981. References

1. Aristotel'. Ob iskusstve po'ezii. Moskva: GIGL, 1957.

2. 'Ekscentrik-balet Sergeya Smirnova. Sverdlovskij gosudarstvennyj akademicheskij teatr muzykal'noj komedii. Ekaterinburg. Эксцентрик-балет Сергея Смирнова. Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии. Екатеринбург Available at: https://www.muzkom.net/about/repertoire/ekscentrik-balet-sergeya-smirnova-0?ysclid=lell7rkkh8828557523

3. Istoriya. Available at: https://exiton-dance.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=1&Itemid=103

4. Asaf'ev B. O balete. Leningrad: Muzyka, 1974.

5. Esaulov N. Horeodrama. Ufa: Lira, 2001.

6. Sankin Boris Sergeevich | 'eto... Chto takoe Sankin, Boris Sergeevich? Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1754360?ysclid=lelli4w3bd40385054

7. Zaharov R. Zapisi baletmejstera. Moskva: Iskusstvo, 1976.

8. Slonimskij Yu.I. Vchest'tanca. Moskva: Iskusstvo, 1968.

9. Slonimskij Yu.I. Dramaturgiya baletnogo teatra XIX. Moskva: Iskusstvo, 1977.

10. Smirnov I.V. Iskusstvo baletmejstera. Moskva: Prosveschenie, 1986.

11. Fokin M. Protiv techeniya. Vospomlnanlya baletmejstera. Stat'i, pis'ma. Leningrad: Prosveschenie, 1981.

Статья поступила в редакцию 23.03.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.