Современная Европа, 2022, № 4, с. 160-171
ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ
УДК 322
ПАНДЕМИЯ И КОНТУРЫ ПОСТКОВИДНОГО МИРА: ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИТАЛЬЯНСКИХ КАТОЛИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
© 2022 ЯЗЬКОВА Вероника Евгеньевна*
Кандидат исторических наук Центр по изучению проблем религии и общества, Институт Европы РАН.
125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3. *E-mail: yazkova@yandex.ru
Поступила в редакцию 12.03.2022
После доработки 02.05.2022 Принята к публикации 16.05.2022
Аннотация. В статье предпринята попытка осмысления «уроков» пандемии в трудах исследователей, принадлежащих к католической историографической традиции. В числе «медийных» сценариев освещения пандемии рассмотрены «военный», «эмпатический» и «секуритарный» нарративы. Автор приходит к выводу, что интерес к постковидному устройству мира в Италии продиктован стремлением сохранить в полном объеме гражданские права, культурные и религиозные ценности. Пандемия стимулировала пробуждение общественной активности, интерес к теориям критиков неолиберализма, выступивших за пересмотр нынешней социальной модели как изжившей себя либо предавшей интересы большинства. Политизация и осмеяние таких концепций как «конспирологиче-ских» обесценивает тезисы противников неолиберализма, уводя дискуссию из научной и политической сфер в псевдонаучную и даже псевдорелигиозную плоскость «теории заговора». Основными принципами постковидного устройства мира Католическая церковь считает принципиально новые формы человеческой солидарности, построение социально ориентированного общества, признание ценности различных культурных традиций в рамках единой христианской идентичности европейских народов.
Ключевые слова: Католическая церковь, Ватикан, коронакризис, пандемия, кон-спирология, неолиберализм, постковидный мир.
DOI: 10.31857/S020170832204012X
EDN: gkskkq
Пандемия коронавирусной инфекции бросила вызов всему мировому сообществу, выявила системные сбои и риски мировой экономики, дефекты сферы здравоохранения, поставило вопрос о правомерности отказа от базовых гражданских прав во имя общего блага и преодоления эпидемиологической опасности. Как отмечает академик А.В. Торкунов, фактически «общество вступило в новую эру социально-экономических ограничений, которые приняли повсеместный и повседневный характер» [Пандемия, 2021: 7]. Обернувшись подлинным цивилизационным кризисом, затронувшим все стороны жизни европейского общества, события 2020-2022 гг. продемонстрировали, что здоровье человека — не товар, приобретаемый за деньги в медицинском учреждении, а общее благо, не «личное дело», а «социальный конструкт», включающий в себя, согласно определению ВОЗ, физическое, психическое, духовное, экономическое, социальное благосостояние [Londra, 2020: 456].
Ватикан принял деятельное участие в борьбе с пандемией. Финансовая, организационная, духовная помощь итальянского епископата и всего духовенства жертвам коронавируса, сотрудничество Католической церкви с Итальянским государством в вопросе об обязательной вакцинации от Covid-19 и введения «зеленого пропуска» (сертификата о вакцинации) стали значимыми «вехами» пандемической «летописи».
Экстраординарные условия локдаунов обнаружили настоятельную необходимость осмыслить произошедшее и спрогнозировать будущее. Сопровождающая коронакризис «инфодемия», став беспрецедентным медийным явлением, вызвала к жизни множество интерпретаций, подчеркнула роль цифровых СМИ и авторских медиа - как профессиональных, так и любительских. Вследствие «инстаграмиза-ции, ютубизации, тиктокизации массовой коммуникации», пришедшей на смену традиционным медиа, соцсети стали «едва ли не единственным окном в мир» [Ко-ломийцева, 2021: 145]. Цифровые платформы получили тотальный контроль над интернет-пользователями, не столько их информируя, сколько успокаивая, утешая, развлекая, предлагая формы бегства от реальности путем создания параллельных миров. Важной частью такого конструирования стал конспирологический нарратив, давший пищу ряду ковидных теорий и дискуссий, ставших поистине «значимой частью публичного дискурса» [Артеев, 2022: 58]. Исключительно важно, по мнению А.М. Прилуцкого, что конспирологические мифологемы «грандиозного обмана» или заговора могущественных групп, «руководимых корыстными или иными неблаговидными мотивами», будучи производными такого нарратива, нередко имеют апокалиптические черты: они апеллируют к картине мироустройства, в которой «исторические события и процессы интерпретируются как результат воздействия инфернальных сил на профанный мир» [Прилуцкий, 2016: 264-265].
Вместе с тем, наряду с псевдорелигиозным - конспирологическим - «ответом» на страхи и фобии, вызванные пандемией и связанными с ней ограничениями, европейское общество продемонстрировало и принципиально иные формы проживания кризиса - подъем общественной активности, эпизоды неформальной солидарности, пробуждение интереса к политической жизни. Как отмечает Р.Н. Лункин, люди стали «более чувствительны к «осознанию собственной идентичности», к «идеологическим проблемам и конфликтам (традиционализма и неолиберализма)» [Лункин, 2021: 174], такому типу современного мировоззрения, которое сегодня
называют по-разному - «новым либерализмом», «неолиберализмом», «глобализмом», «демократическим либерализмом», «постдемократией» или «антиидентиз-мом» [Лункин, Филатов, 2019: 50; Pubst, 2019: 26].
Настоящая статья посвящена осмыслению пандемии и ее «уроков» в трудах исследователей, преимущественно итальянских, которые мировоззренчески сохраняют верность католической историографической традиции, представляют духовенство или католические университеты. Поскольку же их научные разработки, опираясь на современность, обращены в будущее, то и прогнозы неизбежно носят характер конструирования сценариев постковидного мироустройства.
Медийные сценарии освещения пандемии
По мнению П. Карелли, специалиста в области медиа-коммуникаций Миланского католического университета, в Италии получили распространение следующие «военная», «домашняя» и «утопическая» нарративные схемы. Сторонники «военной» риторики, сравнивая пандемию с «войной», призывали к борьбе против невидимого беспощадного врага — вируса. Идеологи «домашней» риторики, вдохновленные хэ-штегом «#яостаюсьдома», сосредоточили внимание на организации личного пространства в условиях локдаунов и «удаленной» работы. «Утописты» размышляли о новых путях развития общества в постковидном мире [Carelli, 2020: 589-590].
Выразители так называемого «эмпатического» направления стремились преобразовать психическую энергию общества в сострадание к самым уязвимым его членам - жертвам ковида, врачам и медицинским работникам, волонтерам, священникам. Эмоциональный порыв, выраженный в хэштеге «#всебудетхорошо», «#врачигерои», по сути, стал призывом к солидаризации людей перед лицом общей беды. Образно этот порыв вошел в историю эпизодами «балконной солидарности», пением «Белла Чао», печально знаменитыми кадрами нагруженных гробами грузовиков Бергамо.
По мнению Дж. Коста, главного редактора журнала итальянских иезуитов «Аджорнаменти сочиали», в подобной реакции прослеживаются отголоски «фольклорной традиции», отпечатавшейся где-то в глубинах коллективной памяти. Если очистить ее от привнесений извне - заклинаний от дурного глаза, суеверий, заговоров от страха, - то в глубине, под наносной «шелухой», нередко обнаруживается подлинное религиозное чувство. Это вовсе не «показной» оптимизм, полагает Дж. Коста: за фасадом форм, в которые он облечен, скрывается глубинное доверие людей к жизни, та вера, которая «не может быть осмеяна и не должна сбрасываться со счетов». Формы проявления её могут быть различны: одни трогательны, другие приводят в замешательство. Тем не менее, - подчеркнул исследователь, - было бы ошибкой церкви не различить в этих знаках, в попытках избавиться от страха перед неизвестностью с помощью священных предметов или религиозных практик стремление войти в прямой контакт с трансцендентным, с Богом [Costa, 2020: 274-275].
Антитезой «санитарной» риторики, рупорами которой были в основном официальные СМИ, представители государственных и медико-санитарных структур, эксперты-вирусологи, позиционировавшие себя в качестве носителей объективной информации и научного авторитета, стали ковид-скептицизм и ковид-диссидентство. П. Карелли объясняет это распространенной в части общества
убежденностью в ангажированности санитарных лозунгов, заинтересованности политического истэблишмента в инструментализации коронавируса в интересах государства и крупных компаний [CareШ, 2020: 590]. Рассматривая современную политическую повестку в контексте борьбы «элит» и идеологий, итальянские скептики, инициаторы «секуритарного» дискурса об общественной безопасности, укрепились в убеждении, что под «прикрытием» пандемии и беспрецедентных ковидных ограничений власть, на самом деле, стремится установить контроль над обществом, лишить его остатков демократических свобод, насадить на месте привычной новую «нормальность». Многие люди отдают себя «во власть эмоций, а подчас и агрессии, как если бы врагом была не болезнь, а те, кто с ней борются», - написала публицист Т. Симеоне в статье с красноречивым названием «Науки и псевдонауки в пандемию: слишком многие переживают борьбу с вирусом иррационально»1.
Согласно данным социологических опросов, сфера иррационального, гипертрофированная в ходе пандемии, действительно начала побеждать рацио. Так, анализ 100 млн статей, которыми поделились пользователи Facebook, доказал, что самыми популярными были заголовки «С ума сойти», «Хочется плакать», «В шоке от увиденного». Подверженность импульсу, нарциссизм и авторитаризм замкнутых информационных «пузырей», - все это, по справедливому утверждению специалиста в области нравственной философии Сьюзи Дзанардо (Европейский университет в Риме, Папский теологический институт Иоанна Павла II), способствует атомиза-ции общества, превращает его в сборище индивидов, «заблудившихся в лабиринте зеркал, одно из которых - экран смартфона» [Zanardo, 2020: 559]. Такие люди неизбежно оказываются объектом контроля, который проявляется вторжением в их частную сферу, цензурой контента, переадресацией импульсивной энергии в русло потребительской гонки, что, в свою очередь, ведет к депрессии, зависимостям, насилию, увлечением «теориями заговора».
«Секуритарный» нарратив, бесспорно, создал питательную среду для распространения дезинформации, «фейков» и сопряженной с ними конспирологии. Вместе с тем, как ни парадоксально, именно панические настроения стимулировали гражданскую активность части итальянцев, побудили их поставить вопрос о законности ограничительных мер и правовых актов, принятых в связи с пандемией. Так, в довольно разношерстной массе ковид-диссидентства выделяется компактная группа авторитетных итальянских ученых и общественных деятелей, заявивших в декабре 2021 г. о создании в Турине Комиссии «DuPre» (название образовано в результате слияния первых слогов слов «ёиЬЬю», сомнение, и «ргееаигюие», предосторожность). Совпадение названия с фамилией французского психиатра Э. Дюпре фирге, 1862-1921), изучавшего феномен патологического вранья или «мифома-нии», думается, не случайно. В состав Комиссии вошли философ Джорджо Агам-бен, философ, профессор эстетики, в прошлом мэр Венеции Массимо Каччари, он-
1 Simeone T. Scienze e pseudoscienze in pandemia: in troppi affrontano la lotta al virus in modo irrazionale, Il Vaglio, 04.01.2022. URL: https://www.ilvagHo.it/article/14796/srienze-e-pseudoscienze-in-pandemia-in-troppi-affrontano-la-lotta-al-virus-in-modo-irrazio.html (дата обращения: 20.04.2022)
колог и публицист Мариано Биццарри, телекритик, журналист, в прошлом директор телеканала «Рай-2» Карло Фреччеро, специалист в области гражданского права Уго Маттеи. Манифест «Ю^ге», в котором в числе прочих были высказаны сомнения относительно эффективности вакцины, правомерности ее использования у детей, законности введения «зеленого» и «суперзеленого» паспортов, подписали 22 человека - 8 философов, 8 ученых и 6 юристов1. Свою цель идеологи движения видят в том, чтобы заставить разучившихся итальянцев думать: «Проблема не в одном зелёном пропуске. Проблема в глобальном капитализме. В атагои-изации общества... зелёный пропуск был не главной причиной, он стал просто последней каплей»2.
Известие о создании Комиссии «DuPre» вызвало бурю негодования среди сторонников вакцинации, которые, впрочем, и прежде утверждали, что заявления по ковиду «продемонстрировали интеллектуальный и философский упадок»3 в стране. В ряде изданий, в том числе в католической «Аввенире», был фактически поставлен знак равенства между приверженностью конспирологии, антипрививочным движением и симпатиями к В.В. Путину и России4. Не удивительно поэтому, что феномен «DuPre», Агамбена и итальянских философов-«ш vax» заслуживает пристального внимания и непредвзятого изучения.
Очищение от «конспирологии»
Еще в 2018 г. в статье «Новые теоретики "дьявольского" государства», опубликованной в газете Итальянской епископской конференции «Аввенире», итальянский критик, публицист А. Белардинелли отметил, что так называемые конспиро-логические теории изначально родились в споре адептов двух противоположных идей. Сторонники первой были склонны видеть в государстве «образ заботливого доброго отца», сторонники второй - «империю зла». Первая патерналистко-идеалистическая идеи была в значительной степени дискредитирована, - написал Белардинелли в 2018 г. Вторая - исключительно популярная - концепция изложена в форме политико-философских теорий. Речь идет, по мнению публициста, о «своеоб-
1 Strippoli S. Nasce la Commissione DuPre, il movimento No Pass promosso da Cacciari, Freccero e Mattei, La Repubblica, 12.12.2021. URL: https://torino.repubblica.it/cronaca/2021/12/12/news/nasce_la_commissione_dupre_dubbio_e_pr ecauzione_il_portavoce_e_carlo_freccero_promotori_cacciari_mattei_bizzarri_agamb-329935947/ (дата обращения: 2.05.2022)
2 Bianco L. "Con i nostri medici e avvocati organizziamo la resistenza". La sfida dei No Pass, Huffpost, 8.12.2021. URL: https://www.huffingtonpost.it/entry/con-i-nostri-medici-e-avvocati-organizziamo-la-resistenza-la-sfida-dei-no-pass_it_61b0ba04e4b0eb35170b8b32/ (дата обращения: 2.05.2022)
3 Ventura R. Per Agamben sono tutti fascisti tranne chi e fascista davvero, 30.07.2021. URL: https://pierluigipiccini.it/archives/per-agamben-sono-tutti-fascisti-tranne-chi-e-fascista-davvero/ (дата обращения: 2.05.2022)
4 Guerra finta in Ucraina, No Vax e 5g: Freccero, Cacciari, Orsini e Mattei nel summit complot-tista, Globalist, 3.04.2022. URL: https://www.globalist.it/news/2022/04/03/freccero-orsini-cacciari-complottismo-guerra-ucraina/; Da No-vax a pro-Putin, sul web anche voci di cattolici diventati "anti-tutto", Avvenire, 1.03.2022. URL: https://www.avvenire.it/attualita/pagine/da-novax-a-proputin-sui-social-laventino-totale (дата обращения 1.05.2022)
разной схоластике, которая цитирует в хаотическом миксе фрагменты из Маркса, поп-прочтения Мишеля Фуко, Жака Деррида, Жиля Делёза, Джорджо Агамбена, Гаятри Спивак, Антонио Негри и др»1. Поверхностно-упрощенческое истолкование идей этих выдающихся мыслителей, переложенное изрядной долей эзотерики, собственно, и составляет основу так называемой «конспирологии». Ее адепты склонны, по словам Белардинелли, видеть в государстве «демоническую» репрессивную силу, а в существующей культуре - идеологическое обоснование интересов власти. Освобождение от такого «дьявольского государства» мыслится в рамках «антикультурного» переворота. Поскольку же опыт насильственного решения проблемы обнаружил несостоятельность в массовых протестных движениях в Европе 60-70 гг. ХХ в., сторонники этой концепции черпают вдохновение в онтологии М. Хайдеггера, размышляя об альтернативах современным моделям технологической культуры и цивилизации2.
Тем не менее, обрушивая гнев на радикальные аспекты теории «дьявольского государства», католические исследователи де-факто склонны с вниманием отнестись ко многим из этих доводов. Достаточно вспомнить суровое осуждение церковью «глобальной политики, поставившей себя на службу алчным аппетитам "транснациональных глобальных игроков"», высказанное папой Франциском в энциклике «Fratelli Tutti» («Все - братья») в главе под «говорящим» названием «Тучи над замкнутым миром» (FT, пп. 12, 22)3. Как отмечает на страницах все той же газеты «Аввенире» французский экономист-иезуит Г. Жиро, директор Национального центра научных исследований, если правительство использует ковидные ограничения для укрепления «полицейского арсенала наших, так называемых демократических режимов», то философ Агамбен, в самом деле, окажется прав. Заимствовав у Фуко идею, что политическая власть на Западе интересуется прежде всего биополитикой, «голой жизнью», Агамбен, как и Фуко, сможет в таком случае с полным основанием утверждать, что эта власть склонна видеть во всем многообразии людей одну лишь «глобальную человеческую массу, вовлеченную в общие процессы биожизни», в рамках которой эпидемии, в самом деле, играют решающую роль. В таких условиях насаждение «чрезвычайного государства» (термин, предложенный Дж. Агамбеном) на неопределенный, а возможно, на вечный срок, представляется логичной, хотя и не самой приятной перспективой [Giraud, 2020]. Жиро возражает философу, что, по его мнению, предупредить такой исход возможно, и помогут в этом меры, направленные на образование населения, сотрудничество национальных государств с медицинским сообществом, «прозрачность» информации, инвестирование в развитие системы общественного здравоохранения, научные исследования.
Однако реалистичны ли надежды Жиро в постковидном мире? Подвергая критике навязываемую неолибералами «безальтернативность» нынешней модели мироустройства [Costa, 2020: 271], профессор политологии Кентского университета,
1 Belardinelli A. I nuovi teorici dello stato "diabolico", Avvenire, 6.04.2018. URL: https://www.avvenire.it/rubriche/pagine/i-nuovi-teorici-deUo-stato-diabolico (дата обращения 25.04.2022)
2 Ibidem.
3 Энциклика. Fratelli tutti. О братстве и социальной дружбе /Франциск/, Издательский дом Медина, 24.12.2020. URL: http://www.idmedina.ru/books/islamic/?7165 (дата обращения 25.04.2022)
член научного совета папского Фонда «Centesimus Annus» c 2015 г. А. Пабст еще в 2019 г. заявлял, что современная либеральная демократия рискует переродиться в «демократический деспотизм», при котором сохраняется иллюзия свободы выбора, но который неизбежно обернется «добровольным рабством», о котором писал Алексис де Токвилль. Отличие такой «демократии» от тоталитарных режимов XX в. в том, что она избегает прямого силового воздействия на гражданина, а осуществляет свою власть над ним «косвенно, формируя его вкусы и приводя к единому знаменателю его предпочтения». Неолиберализм, подчеркивает исследователь, базируется на трех «китах» - олигархии, популизме и анархии, ставшей результатом атомизации общества и ослабления социальных связей. Эта «олигархия», по мнению Пабста, включает в себя «старые элиты» (представителей политических династий и «капитанов индустрии») и «новые классы» - группы наподобие «технологической олигархии» Кремниевой долины, сторонников «капиталистической филантропии», команду технократов в национальных правительствах, использующих возможности представительной демократии для увеличения своей власти, богатства и социального престижа [Pabst, 2019: 26-27, 31]. Очевидно, что идеология неолиберализма не оставляет народу иного права, кроме как право «признать, что он не согласен» и довольствоваться абстрактными принципами гражданских свобод. Иными словами, она предоставляет людям «полную свободу выбора» в условиях, в которых, по выражению классика социологии Зигмунта Баумана, произвести этот выбор невозможно, поскольку сами условия, в свою очередь, не являются предметом выбора1. Пабст заключает, солидаризируясь с Агамбеном, что, обороняя общество от «агентов» зла, олицетворенных в образах террориста, беженца, мигранта, «социального паразита», «индивидов, лишенных духа предпринимательства», олигархия узаконивает «чрезвычайное государство», проводя политику ограничения базовых конституционных прав, свободы слова, научного поиска, посягая на принципы «habeas corpus act» и т.д и т.п. [Pabst, 2019: 30]. В ситуации, когда волонтерские или демократически управляемые посреднические институты, профессиональные ассоциации и профсоюзы отсутствуют или недостаточно развиты, а общественные связи и вовсе сведены на нет, уступив место обезличенному общению в сети, такая перспектива выглядит вполне реалистичной.
К новым сценариям бытия
Критикуя абсолютизацию технологического прогресса и научного знания, католические исследователи апеллируют к тем же М. Хайдеггеру, М. Фуко, М. Маклю-эну, в излишнем увлечении которыми упрекал идеологов «дьявольского государства» А. Белардинелли. «Больше всего поражает нас не то, что мир подпал под полную власть техники, - цитирует Хайдеггера Дж. Куччи, профессор философии и психологии Папского Григорианского университета в Риме. - Поразительнее то, что человек оказался совершенно не готов к такому радикальному изменению мира. Но еще более поразительно то, что мы по-прежнему неспособны при помощи
1 Baumann Z. L'etica in un mondo di consumatori. Roma-Bari, Laterza, 2018, p. 109.
Современная Европа, 2022, № 4
мысли дать сколько бы то ни было адекватную оценку того, что в реальности рождается в нашу эпоху» [Cucci, 2021: 80].
Психологи заметили, что вследствие цифровой революции люди отвыкли от долгого, кропотливого, вдумчивого, капиллярного поиска и предпочитают заполнить информационную пустоту первым более или менее подходящим ответом ради ощущения, что они по-прежнему контролируют реальность [Costa, 2020: 271], сами определяют свой выбор, создают собственную «карту смыслов» [Zanardo, 2020: 552]. Мгновенность обратной связи обедняет фантазию. Последнее особенно выгодно тем, кто, по словам Мишеля Фуко, стремится держать человека под неусыпным контролем, подсказывать ему «его» желания, формировать вкусы и предпочтения с помощью алгоритмов поисковых систем [Cucci, 2021: 78]. Итальянский социолог Дж. Маскерони, исследователь культурных и коммуникационных процессов Католического университета «Сакро Куоре» в Милане подметила еще в 2018 г., что алгоритмическое манипулирование на основе вычислительных механизмов «dataveillance», классифицирующее людей по категориям «полезности» в зависимости от типа потребления, привычек в использовании интернета, политических симпатий, возраста, пола, этнической принадлежности, позволяет большой пятерке (Google, Facebook, Microsoft, Amazon, Apple) развивать новые формы управления, предоставлять или блокировать свободный доступ к образованию, рынку занятости, кредитам, welfare и другим услугам. «Мы идентифицированы как "мужчина" и "женщина", - поясняет Дж. Маскерони, - не потому, что мы ими являемся в плоти и крови, а в той мере, в какой наши действия (к примеру, поисковая активность в Google) похожи [курсив мой - В.Я.] на действия других мужчин и женщин» [Mascheroni, 2018: 34]. Превращенное в «данные» человечество представлено этой базой «данных» и ею же управляется. Речь идет, заключает Маскерони, ссылаясь на американского экономиста, профессора Гарвардской школы Шошану Зубофф, о «новой форме информационного капитализма», ориентированного на «предугадывание и манипулирование поведением людей ради извлечения выгоды и контроля рынка» [Mascheroni, 2018: 32-33].
Внедрение искусственного интеллекта в своей крайней форме насаждает больную некритическую модель прогресса, понимаемого как развитие любой ценой. По мнению Дж. Куччи, антагонистами такой теории выступают: в экономике - теоретик «антироста» как альтернативы глобальному потреблению, профессор университета Париж-Сюд С. Латуш1; в философии - итальянский просветитель Джамбат-тиста Вико, живший на рубеже XVII-XVIII вв.; в сфере общественных отношений -общины «амишей»2. В выдвинутой Латушем концепции восьми «пере-» (переоценка, переосмысление, переструктурирование, перестройка, перераспределение, перемещение, переработка, пересчет/сокращение) первые два параметра, отметил Дж. Куччи, имеют прямое отношение к области воображаемого, а именно к конструи-
1 Выступая против культурного единообразия глобализма и полагая, что «техника глобальна, тогда как культурны локальны», Латуш предложил иной взгляд на общество и социальные связи, принцип социальной справедливости, распределение благ, решение экологического кризиса и проблемы безработицы.
2 «Амиши» - представители религиозного движения амманитов (разновидность анабиптиз-ма), возникшего в Европе в 1693 г., впоследствии перебравшихся в Америку.
рованию будущего миропорядка. Апеллируя к автору книги «Хрупкое. Новое воображаемое прогресса» (2020 г.), доценту философии техники в ряде итальянских академий Ф. Монико, Куччи пишет, что освобождение сферы воображаемого от жесткого «экономицизма ознаменует создание нового мира, который совсем необязательно будет подчинен Западу, глобализму, прогрессу» [Cucci, 2021: 76].
В плоскости философии теория «антироста» многим обязана Джамбаттиста Ви-ко, полагавшему, что в своем стремлении «образовываться», то есть развивать способность к рационалистическому мышлению, люди на протяжении многих веков совершенно не уделяли внимания развитию воображения и в этой области остались сущими невежами. Будучи противником строго линейного, «прогрессивного» понимания истории, Вико полагал, что в своем движении человечество преследует определенные цели, по достижении которых обнаруживает «пути» и «обстоятельства», весьма далекие от тех, которые первоначально задумывало. Вот почему следующим этапом нередко становится качественный скачок, который «не сводится к планированию и вынуждает считаться со сложным образом мира» [Cucci, 2021: 77].
Практическое воплощение экономических принципов С. Латуша, Ф. Монико и вслед за ним Дж. Куччи видят в жизни американских «амишей». Сознательный отказ от благ цивилизации, неукоснительное соблюдение традиций позволили им сделать ставку на нематериальные ценности - приоритет человеческой личности и межличностного общения, тишину и размеренность молитвенной практики и труда в замкнутых общинах вдали от бешеного ритма современных мегаполисов. Высокие показатели демографического роста, экологическое благополучие, крайне низкий уровень тревожности, депрессии и иных психических расстройств, верных спутников потребительской гонки, - эти обстоятельства уже давно привлекают внимание католических исследователей, с интересом наблюдающих за жизнью «амишей». Речь, разумеется, идет не о том, чтобы повернуть время вспять, сменить автомобили на экипажи. Как отмечает Ф. Монико, технологии там не табуированы, а находятся на службе общины, ни в коем случае не подменяя собой ее духовную жизнь - тот «социальный капитал», который в проекции мог бы лечь в основу экономического богатства всей нации [Cucci, 2021: 79-80].
В беседе с корреспондентом газеты «Оссерваторе романо», официального органа Ватикана, итальянский физик М. Ингушо, член старейшей академии наук Итальянской республики Деи Линчеи, заявил, что будущее - всегда «плод встречи науки, политической ответственности и общественного мнения». Не случайно, подчеркнул он, стремление «поощрять научные исследования», зафиксированное в ст. 9 Конституции Италии, уравновешено в этой же статье требованием «охранять природу страны, разнообразие био- и экосистем в интересах грядущих поколе-ний»1. Исходя из убеждения, что хищнически-безответственное расхищение природных богатств есть акт несправедливости по отношению к творению и к грядущим поколениям [Tatay, 2021: 107], иерархи Католической церкви самым непо-
1 Il contributo della scienza al futuro dell'Europa, L'Osservatore romano, 28.03.2022. URL: https://www.osservatoreromano.va/it/news/2022-03/quo-071/il-contributo-della-scienza-al-futuro-dell-europa.print.html (дата обращения 20.04.2022)
средственным образом связывают экологическую повестку с темой социальной справедливости, чрезвычайно актуализированной вследствие экономической глобализации и технологической революции последних десятилетий. «Фундаментально важно, - провозгласил папа Франциск в энциклике «Laudato si» ("О заботе об общем доме", 2015), - искать интегральные решения, учитывающие взаимодействие природных систем между собой и с социальными системами. Не существует двух отдельных кризисов - экологического и социального, есть один-единственный сложный социо-экологический кризис» (LS, п.139)1.
Заключение
Коронакризис доказал несостоятельность многих бытующих сегодня в мире иллюзий. Представления о технологическом прогрессе как поступательном движении от низшего к высшему и интерпретация будущего как эпохи, ценностно превосходящей нынешнюю, оказались мифом. «Побочными» эффектами цифровой революции стала атомизация общества, подпавшего под тотальный контроль интернет-платформ и легко поддающегося манипулированию и информационному террору «инфодемии».
Католические исследователи единодушны в том, что пандемия ознаменовала крах индивидуализма, возведенного в систему, продемонстрировала «изъяны» неолиберализма, ставшего на стражу интересов узкого круга лиц и служащего оправданием жесточайшего социального неравенства, наступления на права и свободы граждан, девиантных форм индивидуализма, суверенизма, экологической катастрофы, стремления потеснить институт национальных государств и т. д. Интерес к постковид-ному устройству мира продиктован, таким образом, стремлением сохранить в полном объеме гражданские права, культурные и религиозные ценности, собственную идентичность. Католическая церковь прилагает все усилия, чтобы не обострять идеологические противостояния, особенно в области религии. Невзирая на заметную политизированность отдельных католических изданий, а в ряде случаев вопреки ей, церковь в целом стремится оставаться над «схватками» и политическими баталиями современности, сосредоточив главное свое «послание» не в политической, а в духовной области.
Пандемия вызвала всплеск общественной активности, спонтанные акты солидарности, упрочила позиции критиков неолиберализма, выступивших за полный пересмотр нынешней социальной модели, отказ от господствующих стратегий как изживших себя либо предавших интересы большинства. Обращает на себя внимание тот факт, что их концепции, даже будучи высказанными в академической среде, нередко расцениваются как «конспирологические», политизируются, демонизи-руется и подвергаются публичному осмеянию в СМИ. Это обстоятельство, несомненно, поставит перед исследователями задачу отделить «зерна от плевел». Потребуется поэтому дать более четкое определение «конспирологии» и «неолиберализма», выяснить, что из концепции «чрезвычайного», или «дьявольского» госу-
1 Энциклика Laudato si святейшего отца Франциска «О заботе об общем доме», 2015. URL: https://www.vatican.va/content/francesco/ru/encyclicals/documents/papa-francesco_20150524_encicHca-laudato-si.html (дата обращения 28.04.2022)
дарства представляет научный и практический интерес, а что, в самом деле, относится к сфере псевдорелигиозных и псевдонаучных теорий.
В целом же выход из создавшегося положения Католическая церковь видит в отказе человечества от индивидуалистического и хищнически-колонизаторского отношения к окружающей среде, выработке принципиально новых форм человеческой солидарности, построении социально ориентированного общества, умении принять современный мир во всей множественности его «идентичностей», не умаляя уникальности каждой отдельной культуры в рамках единой христианской идентичности европейских народов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Артеев С.П. (2022) Пандемия COVID-19: конспирология и антиконспирология. Власть. Том 30, № 1, С. 58-63. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v30i1.8781
Коломийцева Е.Ю. (2021) Новые медиа в пандемию: пути трансформации. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, № 1, том 1. DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_1_144
Лункин Р.Н. (2021) Страхи и надежды европейцев на фоне пандемии. Ин-т Европы РАН, Москва. 186 с. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report32021_381
Лункин Р. Филатов С. (2019) Борьба «за» и «против» идентичности во внутриполитических процессах. Мировая экономика и международные отношения. Том 63, № 9. С. 50-60.
Пандемия COVID-19: вызовы, последствия, противодействия (2021). Под ред. А.В. Тор-кунова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова. Издательство «Аспект Пресс», Москва. 248 с.
Прилуцкий А.М. (2016) Семиотическое пространство конспирологического нарратива и мифа. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Том 17, вып. 3. С. 264-265.
Carelli P. (2020) Una pandemia, tante narrazioni: i media durante l'emergenza COVID-19. Fasc.aprile 2020, Milano.
Costa G. (2020) Ricominciare con un altro sguardo, Aggiornamenti sociali. Fasc. aprile 2020, Milano.
Cucci G. "Fragile" (2021) Un nuovo immaginario del progresso, La Civilta Cattolica, quaderno 4093, pp. 71-80.
Giraud G. (2020) Virus e potere. Prove tecniche di distopia? Avvenire, 12.05.2020. URL: https://www.avvenire.it/agora/pagine/virus-e-potere-prove-tecniche-di-distopia (accessed: 25.04.2022)
Londra S. (2020) Ripartiamo da salute e cura, Aggiornamenti sociali. Fasc. Giugno-luglio 2020, Milano.
Mascheroni G. (2018) Big Data: gli algoritmi non sono prn infallibili, Vita epensiero, No 3.
Pabst A. (2019) L'Occidente va verso un dispotismo democratico? Vita epensiero, 4, 2019.
Tatay J. (2021) Agenda 2030 per lo sviluppo sostenibile e le religioni, La Civilta cattolica, quaderno 4094, pp. 105-117.
Zanardo S. (2020) Intelligenti digitali. Restare umani nella transizione tecnologica, Aggiornamenti sociali. Fasc. agosto-settembre 2020, Milano.
Pandemic and Postcovid World: Interpretations of Italian Catholic Researchers
V.E. Yazkova*
Candidate of Sciences (History) Center of religion and society problems, Institute of Europe RAS 11-3, Mokhovaya st., Moscow, Russia, 125009.
*E-mail: yazkova@yandex.ru
Abstract. The article deals with the pandemic "lessons" in the works of researchers of the Catholic school. Among "media" scenarios for covering the pandemic, "military", "empathic" and "security" narratives are considered. The author comes to the conclu-
sion that the interest in the post-COVID world order in Italy is determined by the desire to fully preserve civil rights, cultural and religious values. The pandemic stimulated the public activity, interest in the theories of critics of neoliberalism, who pronounceded for complete revision of the current social model as obsolete or betraying the interests of the majority. Politicization and depreciation of such concepts as "conspiracy theories" devalues the theses of the opponents of neoliberalism, taking the discussion away from the scientific and political spheres into the "conspiracy theory". The Catholic Church considers fundamentally new forms of human solidarity, construction of welfare state, recognition of values of various cultural traditions within the framework of a single Christian identity of European peoples, as the main principles of the post-COVID world order.
Key words: the Catholic Church, the Vatican, coronacrisis, pandemic, conspiracy theories, neoliberalism, postcovid world. DOI: 10.31857/S020170832204012X EDN: gkskkq
REFERENCES
Arteev S.P. (2022) Pandemia COVID-19: konspirologya i antikonspirologya [The COVID-19 pandemic: conspiracy and anti-conspiracy]. Vlast'. Vol. 30, No 1, pp. 58-63. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v30i1.8781 (in Russian).
Kolomiytseva E.Yu. (2021) Novye media v pandemiju: puti transformatsii [New Media in a pandemic: ways of transformation]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N.Tatisheva. No 1, Vol. 1. DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_1_144 (in Russian).
Lunkin R.N. (2021) Strahi i nadezhdi evropejtsev na fone pandemii [Fears and hopes of Europeans against the background of a pandemic]. Moscow, Russia, 186 p. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report32021_381 (in Russian).
Lunkin R. Filatov S. (2019) Bor'ba "za" i "protiv" identichnosti vo vnutripoliticheskih prozessah [The struggle "for" and "against" identity in intra-political processes]. Mirovaya economica i mezhdunarodnije otnosheniya. Vol. 63, No 9, pp. 50-60. (in Russian).
Pandemia COVID-19: vysovy, posledstvia, protivodejstvia [COVID-19 pandemic: Challenges, consequences, counteractions] (2021). Pod red. A.V. Torkunova, S.V. Rjasantseva, V.K. Levashova; vstup. slovo A.V. Torkunov. Izdatelstvo «Aspekt Press», Moscow, Russia. 248 p. (in Russian).
Prilutskij A.M. (2016) Semioticheskoje prostranstvo konspirologicheskogo narrativa i mifa [Semiotic space of conspiracy narrative and myth]. Vestnik Russkoi hristianskoj gumanitarnoj akademii. Vol. 17, No 3, pp. 264-265. (in Russian).
Carelli P. (2020) Una pandemia, tante narrazioni: i media durante l'emergenza COVID-19. Fasc.aprile 2020, Milano.
Costa G. (2020) Ricominciare con un altro sguardo, Aggiornamenti sociali. Fasc. aprile 2020, Milano.
Cucci G. "Fragile" (2021) Un nuovo immaginario del progresso, La Civilta Cattolica, quaderno 4093, pp. 71-80.
Giraud G. (2020) Virus e potere. Prove tecniche di distopia? Avvenire, 12.05.2020. URL: https://www.avvenire.it/agora/pagine/virus-e-potere-prove-tecniche-di-distopia (accessed: 25.04.2022)
Londra S. (2020) Ripartiamo da salute e cura, Aggiornamenti sociali. Fasc. Giugno-luglio 2020, Milano.
Mascheroni G. (2018) Big Data: gli algoritmi non sono piu infallibili, Vita e pensiero, No 3.
Pabst A. (2019) L'Occidente va verso un dispotismo democratico? Vita e pensiero, 4, 2019.
Tatay J. (2021) Agenda 2030 per lo sviluppo sostenibile e le religioni, La Civilta cattolica, quaderno 4094, pp. 105-117.
Zanardo S. (2020) Intelligenti digitali. Restare umani nella transizione tecnologica, Aggiornamenti sociali. Fasc. agosto-settembre 2020, Milano.