Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №2
УДК 322
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran22021125131 Вероника ЯЗЬКОВА
КОРОНАКРИЗИС В ИТАЛИИ: «СТРЕСС-ТЕСТ» НА ВЕРУ И ДОВЕРИЕ ЦЕРКВИ
Аннотация. В статье предпринята попытка анализа основных механизмов взаимоотношения католической церкви и верующих в Италии в условиях коронакризиса. Автор приходит к выводу, что, несмотря на процессы секуляризации, в стране по-прежнему живо религиозное чувство, глубинная народная религиозность. Интерес к «послание» Ватикана свидетельствует: большинство итальянских католиков сохраняет доверие церкви, в том числе и те, кто испытал разочарование её позицией на определённых этапах пандемии. Католическая церковь избежала ассоциации с органами правопорядка и санитарными инстанциями, принимающими необходимые, но непопулярные меры надзора и ограничений. Программа пастырской и психотерапевтической помощи, предложенная Итальянской епископской конференцией, бесспорно, содействовала укреплению её авторитета в экстраординарных условиях. Представляется также, что техники психологической реабилитации жертв ковида - прежде всего, нарративная терапия - получат развитие как действенный способ общения (com-munio) верующих не только внутри церковной общины, но и в целом в постковидной Европе.
Ключевые слова: папа Франциск, католическая церковь, Ватикан, Итальянская епископская конференция, коронакризис, стресс-тест.
Пандемия коронавирусной инфекции обнажила болевые точки всех общественных институтов Европы и, в частности, Италии. Санитарный и экономический кризисы, сопутствующие изъяны в системе государственного управления обострили ситуацию настолько, что пандемия стала восприниматься как катастрофическое событие, поделившее обыденную жизнь на две части: «до» и «после» 2020 г. Как отмечает российская исследовательница Е.С. Алексеенкова, в условиях расширения сферы государства до «практически ничем не ограниченного размера... за счёт схлопывания сферы суверенитета индивида» особенно важно доверие между обществом и государством. Это «единственный механизм», сообщающий «легитимность действиям властей» в чрезвычайной ситуации1. Без доверия, подчёркивает Алексе-енкова, антикризисные меры воспринимаются как «структурное насилие» власти над индивидом и, как следствие, могут вызвать масштабный кризис в обществе. Не удивительно поэтому, что выход из сложившейся ситуации возможен только в том случае, если доверие будет восстановлено. Без участия в этом процессе органов местного управления, бизнеса, цифровых организаций, коренного обновления системы здравоохранения и образования, участия СМИ и всего общества государственные проекты выхода из кризиса рискуют в лучшем случае ос-
© Язькова Вероника Евгеньевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Отдела социальных и политических исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail, [email protected]. Статья поступила в редакцию: 12.04.2021.
1 Алексеенкова Е.С. Последствия «короны»: «nuda vita» и «чрезвычайная власть» современного государства. РСМД. 17.04.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/posledstviya-korony-nuda-vita-i-chrezvychaynaya-vlast-sovremennogo-gosudarstva/ (дата обращения 06.04.2021).
таться декларацией о намерениях. В Европе немалую лепту в этот процесс вносит католическая церковь, и потому способы её реагирования на происходящее чрезвычайно важны для выработки антикризисных мер.
Апатия церкви или обманутые ожидания?
Вывод, к которому пришли авторы объёного труда «Стресс-тест Италия», опубликованного Фондом социально-экономических исследований CENSIS, обескураживает: в ситуации «общей неготовности церковные структуры оказались самыми неподготовленными». Обвинив итальянскую церковь в апатии, «невозможности/неспособности противостоять» кризису, составители доклада заявили: «Во время пандемии на месте итальянского церковного сообщества образовалась пустота ... частично прикрытая прямым личным участием понтифика в ходе пасхальных торжеств». Такая парадоксальная ситуация, значится в документе, должна быть тщательно проанализирована для выявления причин «сбоя» в системе функционирования церкви, выработки стратегических решений. Это необходимо обществу, Итальянской епископской конференции (ИЕК), церкви, папе Франциску1. Критически были оценены также готовность системы школьного образования, работа пенитенциарных заведений, роль СМИ, внёсших заметный вклад в создание инфодемии «в эпоху биополитики» и невиданную доселе «информационную поляризацию» общества2.
Пожалуй, впервые в столь резкой форме итальянские социологи выразили непонимание позиции церкви во время пандемии коронавируса. Более того, создаётся впечатление, что доклад возник именно как демонстрация разочарования, как если бы авторы ожидали предсказуемой реакции церкви и, не получив не то что желаемого, а вообще «никакого» ответа, пришли к выводу о полном отсутствии церкви или её параличе в общественном пространстве Италии. «Обида» на «несоответствие» действий церковных властей собственным ожиданиям - явление весьма характерное. По словам российского специалиста О.К. Шиманской, весомая часть общества желала бы видеть в церкви защитника «свободы человека в осуществлении широкого спектра экзистенциальных стремлений»3. Полное сотрудничество с государством в вопросах исключительной важности трактуется традиционалистами и частью католической общественности как сдача позиций, преклонение перед наукой и медициной, знак необратимых изменений, возобладание «прогрессистского» крыла в лоне самой церкви4. Негативное отношение к технологиям и особенно к онлайн-практикам молитвенной жизни, отказ части прихожан менять свой тип религиозного поведения - всё это свидетельствует об активном неприятии ситуации, нежелании мириться с новыми обстоятельствами, чем бы они ни были продиктованы. Призывы папы Франциска и церковных иерархов воздержаться от поспешных выводов, воспитывать в себе чувство смирения, подвергнуть беспощадному анализу собственную религиозность могут восприниматься частью верующих как оправдание политического «бездействия» - добровольного или вынужденного. Под этим углом зрения позиция католических иерархов вызывает жгучий интерес у большинства католиков, которые прочитывают «послание» церкви как факт исключительной, беспрецедентной значимости. В целом же они сохраняют доверие церкви даже в том случае, если не до конца понимают побудитель-
1 Stress test Italia. I soggetti dell'Italia che c'e e il loro fronteggiamento della crisi, Roma. 02.07.2020. P. 81-82.URL: https://www.censis.it/governo-pubblico/i-soggetti-dell%E2%80%99italia-che-c%E2%80%99%C3%A8-e-il-loro-fronteggiamento-della-crisi-1 (дата обращения 20.03.2021).
2 Ibid. P. 22, 60-63, 72-74.
3 Шиманская О.К. Свобода религий или убеждений и безопасность в условиях пандемии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №6. DOI: 10.15211/vestnikieran620208793
4 Boezi F. Cosi la Chiesa e cambiata per sempre con la pandemia. Il Giornale. 23.06.2020. URL: https://www. ilgiornale.it/news/bergoglio-ed-concilio-nel-mirino-dei-tradizionalisti-1872044.html (дата обращения 02.04.2021).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №2
ные мотивы такой позиции.
В Италии с ответным словом социологам СЕЫ8Ш выступил главный редактор авторитетного журнала «Стка саИюНса» Антонио Спадаро. Он напомнил: стране, вопреки расхожему мнению, во-первых, удалось избегнуть полного закрытия храмов и, во-вторых, Итальянская епископская конференция развернула широкую кампанию организационной и финансовой помощи1. Не менее значима позиция Ватикана по вопросу об иммунопрофилактике СО-VID-19. Об этом красноречиво свидетельствует вакцинация самого понтифика, подданных Ватикана, заявления папы Франциска о «моральном выборе», необходимости справедливого распределения вакцин, их этической дозволенности , а также закупка Ватиканом 1200 доз вакцин для бесплатной вакцинации бедных и бездомных Рима3. Но при всей значимости поддержания общественного здоровья очевидно, что главное «послание» церкви сосредоточено не в политической, а в духовной области.
Стресс-тестирование веры
Принципиально важным стало стресс-тестирование религиозности итальянских верующих во время пандемии. Как оказалось, 81% опрошенных, невзирая ни на что, склонны рассматривать коронакризис в позитивном ключе как испытание и источник дополнительных возможностей, и только 2% считают произошедшее «Божьей карой»4. Практикующие католики (примерно 22%)5 стали уделять больше времени чтению священных текстов, молитве Розария, Литургии Часов.
В целом же Италия заявила о себе как о стране, не лишённой религиозного чувства. Во время пандемии число верующих, которые молятся ежедневно или хотя бы несколько раз в неделю, достигло 40%. Так называемые «прохладные», «колеблющиеся» верующие, которые мыслят собственную религиозность не как строгое соблюдение церковных установлений и христианской морали, а, скорее, как принадлежность к католической культурной традиции (примерно 70% итальянцев) предпочли уединённую личную молитву коллективным отправлениям культа. 78% опрошенных, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, признали, что вера в Бога - важнейшая составляющая человеческого бытия, а 69%, что возможно сохранить религиозную веру в современных условиях6. Заметная часть итальянского общества переживает религиозное чувство как пребывание под «покровом сакрального», «ощущение Божественной защиты в некоторые моменты жизни». Причём подобное чувство воспринимается именно как плод личного и непосредственного (то есть без посредничества религиозных институтов) общения с сакральным. Убеждение, что Бог незримо присутствует в жизни индивида и хранит её, проистекает из народной религиозности. По мнению Ф. Гарел-ли, профессора социологии религии Туринского университета, это служит важнейшим индикатором религиозности как таковой в кризисные моменты, когда доля участия общества в
1 В 2020 г. только одна ИЕК перечислила на борьбу с пандемией 224,9 млн евро в дополнение к ординарным 285 млн евро, предназначенным в 2019 г. на благотворительные цели. И это далеко не все каналы финансовой помощи. См.: Muolo M. Allarme povertá, in aumento del 114 per cento. Ma crescono anche gli aiuti. Avvenire. 24.04.2020. URL: https://www.avvenire.it/chiesa/pagine/tre-milioni-cei (дата обращения 21.03.2021).
2 Ognibene F. La Chiesa, i vaccini e i dilemmi etici. Avvenire. 22.01.2021. URL: https://www.avvenire.it/opimom/ pagine/la-chiesa-i-vaccini-e-i-dilemmi-etici-c-la-coscienza-certa-di-non-sbagliar (дата обращения 21.03.2021); Casa-3one C. Vaccini: come decidere responsabilmente? La Civiltá Cattolica. 2021. №1(4096). P. 313-326.
3 In Vaticano vaccino per 1.200 poveri. L'Osservatore Romano. 26.03.2021. URL: https://www.osservatoreromano.va/ 4t/news/2021-03/quo-069/in-vaticano-vaccino-br-per-1-200-poveri.html (дата обращения 21.03.2021).
4 Spadaro A. S.I., Casavecchia A. La scuola e la Chiesa nella pandemia. La Civiltá Cattolica. 2020. №4(4089). P. 262263.
5 Bossi M. L'epoca dei credenti incerti: la fede religiosa in Italia. Aggiornamenti sociali. 2020. 71/11. P. 759.
6 Ibid. P. 762-763.
церковной жизни снижается. Как полагает российская исследовательница Ю.В. Гаврилова, такие моменты всегда непредсказуемы: следствием нынешней пандемии может стать активизация народного мифотворчества, оформление религиозного бриколажа, предпочтение он-лайн-религиозности традиционным офлайн-формам1.
В целом в картине итальянской религиозности сегодня преобладает «неуверенность», которую можно расценить как отражение фрустрации, вызванной коронакризисом и процессами секуляризации в Европе. Однако специалисты склонны усматривать в этом «колебании», «подвижности» веры добрый знак - свидетельство того, что она не превратилась в «окостеневший», омертвелый реликт, но по-прежнему жива2.
Церковь как «полевой госпиталь»
Немаловажным направлением деятельности католической церкви в Италии становится помощь в выходе из кризиса, угрожающего не только физическому и экономическому благополучию людей, но и их психическому здоровью. Реакции людей на пандемию, утверждает российский специалист А.И. Мелёхин, привели «к необходимости кластеризировать симптомы как связанное с пандемией расстройство»3. Именно поэтому широкий общественный резонанс имел симпозиум «Итальянская церковь и ментальное здоровье. Пандемия COVID-19. Воздействие на психику и отношения между людьми». Он был проведён в режиме свободного доступа онлайн на УоШиЪв 28 ноября 2020 г. Итальянской епископской конференцией совместно с Итальянской ассоциацией католических психологов и психиатров (ИАКПП) и Ассоциацией волонтёрской помощи «На цыпочках». Актуальность этого научного события трудно переоценить. По словам президента ИАКПП Т. Кантельми, судя по многочисленным исследованиям в Китае, Европе и Америке, ассоциированная с ковидом травма может проявиться на психопатологическом уровне незамедлительно или же через 3-4 года4. В группе риска - врачи и медперсонал, родственники умерших, пациенты, перенёсшие реанимацию и особенно интубацию, пожилые люди, дети. Фрустрация, рост алкогольной, наркотической, игровой, шоп-пинговой, «смартфоновой» зависимостей, посттравматическое расстройство, увеличение об-сессивно-компульсивных состояний, тревога, депрессия, утрата эмпатии - только некоторые проявления болезненных состояний5. Как отмечают детские психологи и нейропсихиатры, печальным следствием пандемии, карантина, невозможности заниматься спортом и посещать школу стало увеличение случаев «самоповреждений», «самопорезов», суицидов и суицидальных попыток у детей и подростков, отставание в развитии у детей младшего возраста, утрата мотивации в учёбе у 41% опрошенных, нарушение сна, раздражительность, проявления диссоциативного расстройства .
В сложившейся ситуации накопленный веками в католической церкви опыт психологиче-
1 Гаврилова Ю.В. Трансформация духовной сферы общества в условиях пандемии COVID-19 // Гуманитарный
научный вестник. 2020. №10. С. 6-10. DOI: 10.5281/zenodo.4264190
3 Bossi M. Op.cit. P. 764.
3 Мелехин А.И. Дистанционная когнитивно-поведенческая психотерапия стрессового расстройства, связанного с пандемией COVID-19 // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020. №3. С. 3-14. DOI: 10.29188/2542-2413-2020-6-3-3-14
4 Sabatinelli F. Covid e disagio psichico, la CEI apre il dibattito. Vatican News. 25.11.2020. URL: https://www.vaticannews.va/it/chiesa/news/2020-11/covid-cei-salute-mente.html (дата обращения 01.04.2021).
5 Musicô E. Covid-19 e salute mentale, la miscela esplosiva della pandemia, QuotidianPost.it, 15.02.2021. URL: https://www.quotidianpost.it/covid-19-e-salute-mentale-la-miscela-esplosiva-della-pandemia/ (дата обращения 01.04. 2021); Zoli S. Salute mentale: preoccupano i «segni» lasciati dal Covid-19. 10.07.2020. URL: https://www.fondazio neveronesi.it/magazine/articoli/neuroscienze/salute-mentale-preoccupano-i-segni-lasciati-dal-covid-19 (дата обращения 30.03.2021).
6 Ambito 1: Le relazioni famigliari ed educative. Pandemia Covid-19. Effetti sul benessere mentale e relazionale. Youtube. 28.11.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=-LiRaiKSkn0&t=816s (дата обращения 31.03.2021).
ской реабилитации людей чрезвычайно ценен. Не случайно папа Франциск ещё в начале понтификата заявил, что задача церкви быть «полевым госпиталем»1 в современном обществе.
Программа пастырской помощи, предложенная ИЕК, ориентирована на стимуляцию в подростках переживания удивления, чуда, поощрение креативности, любознательности, поскольку сейчас именно отсутствие интеллектуальных стимулов больше всего даёт себя знать, воспитание позитивного видения жизни, эмпатии, надежды2. Эту цель преследуют католические оратории, приходские онлайн-группы продлённого дня, онлайн-кружки.
Интерпретируя коронакризис как совокупность «кризисов» - санитарного, экономического, информационного и др., иерархи католической церкви склонны расценивать его как сбой системы, доказательство несостоятельности и нежизнеспособности современных моделей глобальной политики и всего мироустройства. Настаивая на безотлагательности перемен, католическая церковь, вдохновлённая энцикликой папы Франциска «Все - братья», выдвигает принцип солидарности . Причём под «солидарностью» со времён энциклики папы Иоанна Павла II «Sollicitudo Rei Socialis» (1987) понимается не абстрактное «сочувствие» или «жалость» одних людей к другим, а «этическая и социальная категория», «осознание взаимозависимости всех и каждого... возведённое в систему отношений в современном мире в экономической, культурной, политической и религиозной плоскостях»4. Как подчёркивает российский исследователь Р. Н. Лункин, солидарность между людьми в условиях экзистенциального кризиса необходима для того, чтобы «не изуродовать и даже не уничтожить гуманное лицо нашего общества»5 и, следовательно, она приобретает важнейшее значение для построения справедливого социально ориентированного мира.
***
В соответствии с убеждением папы Франциска, что в кризисные моменты церковь призвана быть «полевым госпиталем», католические иерархи считают особенно важной на данном этапе пандемии психологическую реабилитацию жертв ковида. С этой целью они утверждают приоритет личности, поддерживают и намерены впредь поощрять развитие очных, невиртуальных контактов между людьми, давая им возможность высказаться, практиковать все виды личностного нарратива как индивидуального опыта переживания реальности в условиях общей виртуализации современной культуры и общества. Нет никакого сомнения, что нарра-тив получит развитие не только как эффективное средство психотерапевтической помощи, но в целом как действенный способ «communio» внутри церковной общины. В условиях безудержного развития технологий и искусственного интеллекта свидетельство индивида о собственном понимании сакрального может восприниматься едва ли не как единственный способ человеческого общения на «фейковых» просторах современного мира. Использование этих и иных техник обмена опытом, живого свидетельства индивида о его жизни, его интерпретации мистического, бесспорно, может восприниматься, как попытка сохранить личностную субъ-ектность в обезличенном медийном пространстве Интернета и соцсетей при их кажущейся
1 Tornielli A. Intervista al Papa: «La Chiesa, un ospedale da campo», La Stampa, 22.09.2013. URL: https://www.lastampa.it/vatican-insider/it/2013/09/22/news/intervista-al-papa-la-chiesa-un-ospedale-da-campo-1.35981669 (дата обращения 02.04.2021).
2 Gli effetti della pandemia sulla salute mentale. Chiesa Cattolica Italiana. 28.11.2020. URL: https://www.chiesacattolica.it/gli-effetti-della-pandemia-sulla-salute-mentale/ (дата обращения 06.04.2020).
3 Paglia: la risposta alla pandemia è uan conversione morale. Vatican News. 22.07.2020. URL: https://www.vatican news.va/it/vaticano/news/2020-07/accademia-vita-humana-communitas-paglia-coronavirus.html (дата обращения 06.04.2020).
4 Luciani A. Catechismo sociale italiano. Milano, 2000. P. 94.
5 Лункин Р.Н. Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2. С. 104-109. DOI: 10.15211/vestnikieran22020104109
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №2
информационной нейтральности. Интерес к индивиду в сочетании с признанием права на «инаковость» его религиозного опыта, традиций, культуры, видится в католической церкви антитезой глобалистскому стиранию отличий в постковидном мире.
Список литературы
Алексеенкова Е.С. Последствия «короны»: «nuda vita» и «чрезвычайная власть» современного государства. РСМД. 17.04.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ana lytics/posledstviya-korony-nuda-vita-i-chrezvychaynaya-vlast-sovremennogo-gosudarstva/ (дата обращения 06.04.2021).
Гаврилова Ю.В. Трансформация духовной сферы общества в условиях пандемии COVID-19 // Гуманитарный научный вестник. 2020. №10. С. 6-10. DOI: 10.5281/zenodo.4264190
Лункин Р.Н. Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2. С. 104-109. DOI: 10.15211/vestnikieran22020104109
Мелехин А.И. Дистанционная когнитивно-поведенческая психотерапия стрессового расстройства, связанного с пандемией COVID-19 // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020. №3. С. 3-14. DOI: 10.29188/2542-2413-2020-6-3-3-14
Шиманская О.К. Свобода религий или убеждений и безопасность в условиях пандемии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №6. С. 87-93. DOI: 10.15211/vestnikieran620208793
References
Alekseenkova, E.S. Posledstviya «korony»: «nuda vita» i «chresvychaynaya vlast» sovremenno-go-gosudarstva [After Coronavirus: «Nuda Vita» and the «Extraordinary Power» of the Modern State]. RIAC. April 17, 2020. Available at: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analy tics/after-coronavirus-nuda-vita-and-the-extraordinary-power-of-the-modern-state/ (accessed 06.04. 2021).
Bossi, M. (2020). L'epoca dei credenti incerti: la fede religiosa in Italia [The era of uncertain believers: religious faith in Italy]. Aggiornamenti sociali [Social updates]. 71/11. (In Italian).
Casalone, C. (2021). Vaccini: come decidere responsabilmente? [Vaccines: how to decide responsibly?] La Civilta Cattolica. 1 (4096). P. 313-326. (In Italian).
Gavrilova, J.V. (2020). Transformatsya duhovnoj sfery obsthestva v usloviyah pandemii COVID-19 [Transformation of the spiritual sphere of society in conditions pandemic COVID-19]. Gu-manitarniy nauchnij vestnik [The Humanitarian Scientific Bulletin]. 10. P. 6-10. (In Russian). DOI: 10.5281/zenodo.4264190
Gli effetti della pandemia sulla salute mentale [The effects of the pandemic on mental health]. Chiesa Cattolica Italiana [Italian Catholic Church]. November 28, 2020. Available at: https://www. chiesacattolica.it/gli-effetti-della-pandemia-sulla-salute-mentale/ (accessed 01.04.2021). (In Italian).
Luciani, A. (2000). Catechismo sociale italiano [Italian social catechism]. Milano. (In Italian).
Lunkin, R.N. (2020). Mehanismy religyoznoj reaktsii na pandemiju koronavirusa [The Mechanisms of the Religious Reaction on the Pandemk of Coronavirus]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the Institute of Europe RAS]. 2. P. 104-109. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran22020104109
Melehin, A.I. (2020). Distancionnaja kognitivno-povedencheskaja psihoterapija stressovogo rasstrojstva, svjazannogo s pandemiej COVID-19 [Remote cognitive behavioral psychotherapy for stress disorder associated with the COVID-19 pandemic]. Jurnal telemeditsiny i elektronnogo zdra-
voohraneniya [Journal of Telemedicine and E-Health]. 3. P. 3-14. (In Russian). DOI: 10.29188/2542-2413-2020-6-3-3-14
Ognibene F. La Chiesa, i vaccini e i dilemmi etici [The Church, vaccines and ethical dilemmas]. Avvenire. January 22, 2021. Available at: https://www.avvenire.it/opinioni/pagine/la-chiesa-i-vaccini-e-i-dilemmi-etici-c-la-coscienza-certa-di-non-sbagliar (accessed 6.04.2021). (In Italian).
Rossano A. Padre Antonio Spadaro racconta la Chiesa post-coronavirus [Father Antonio Spada-ro tells about the post-coronavirus Church]. May 15, 2020. Available at: https://www.wired.it/attua lita/politica/2020/05/15/intervista-padre-antonio-spadaro/?refresh_ce= (accessed 06.04.2021). (In Italian).
Shimanskaya, O.K. (2020). Svoboda religyj ili ubezhdenij i besopastnost v usloviyah pandemii [Freedom of Religion and Beliefs and Security under the Attack of COVID-19 pandemic]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the Institute of Europe RAS]. 6. P. 87-93. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran620208793
Spadaro, A., Casavecchia, A. (2020). La scuola e la Chiesa nella pandemia [The school and the Church in the pandemic]. La Civiltá Cattolica. Quaderno 4089, 7/21. (In Italian).
Coronavirus Crisis in Italy: «a Stress Test» for the Faith and Trust of the Church
Author. Veronika Yazkova, Candidate of Sciences (History), Senior research fellow, Center for the study of problems of religion and society, Department of social and political studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article analyzes main mechanisms of the relationship between the Catholic Church and believers in Italy in the context of the coronavirus crisis. The author concludes that Italy has showed itself as a country in which, despite the processes of secularization, the religious feeling is still alive. Interest in the «message» of the Vatican testifies to the preservation of the trust of the Church among the majority of Italian Catholics, including those who were disappointed with her position at certain stages of the pandemic. This was facilitated by the fact that the Catholic Church avoided association with the authorities of order and sanitary authorities, accepting the necessary, but not allowed lary measures of supervision and restrictions. The program of pastoral and psycho-therapeutic assistance offered by the Italian Episcopal Conference undoubtedly contributed to the strengthening of the authority of the Church in extraordinary circumstances. It also seems that the techniques of psychological rehabilitation for victims of covid - narrative and storytelling - will be developed as an effective way of communication between believers in post-covid Europe.
Key words: Pope Francis, the Catholic Church, the Vatican, Italian Episcopal Conference, coronavirus crisis, stress test.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran22021125131