Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ COVID-19: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И ПРИНЯТЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ'

ПАНДЕМИЯ COVID-19: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И ПРИНЯТЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / КРИЗИС / МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / КРЕДИТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / КИБЕРУГРОЗЫ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Виталий Викторович, Кудинова Маргарита Геннадьевна, Уварова Елена Владимировна, Зайков Сергей Николаевич, Сурай Наталья Михайловна

COVID-19, распространившийся более чем в 200 странах, имеет огромные последствия не только для экономики отдельных стран, но и для всего мира. Причем, принимаемые в отдельных странах, меры государственной политики, с целью сглаживания экономических издержек пандемии, могут иметь в долгосрочной перспективе значительные негативные последствия. В мировой экономике создался дисбаланс из-за нарушения цепочки поставок в результате закрытия производства в Китае, связанных с COVID-19. В статье проводится анализ последствий финансового кризиса, связанного с пандемией COVID-19, а также принимаемые меры поддержке банковского кредитования, финансовой стабильности, укрепления мировой финансовой системы; особое внимание уделено механизмах кибербезопасности, киберугроз; выделены основные принципы финансовых институтов, направленные на поддержку кредитования реального сектора экономики, финансовых рынков и сохранению устойчивости мировой финансовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козлов Виталий Викторович, Кудинова Маргарита Геннадьевна, Уварова Елена Владимировна, Зайков Сергей Николаевич, Сурай Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID-19 PANDEMIC: IMPLICATIONS FOR FINANCIAL STABILITY AND POLICY ACTIONS TAKEN

COVID-19, which has spread to more than 200 countries, has enormous consequences not only for the economies of individual countries, but also for the entire world. Moreover, government policy measures taken in individual countries in order to smooth out the economic costs of a pandemic can have significant negative consequences in the long term. An imbalance has been created in the global economy due to the disruption of the supply chain as a result of the closure of production in China related to COVID-19. The article analyzes the consequences of the financial crisis associated with the COVID-19 pandemic, as well as measures taken to support bank lending, financial stability, and strengthening the global financial system; special attention is paid to the mechanisms of cybersecurity, cyberthreats; highlighted the basic principles of financial institutions aimed at supporting lending to the real sector of the economy, financial markets and maintaining the stability of the global financial system.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ COVID-19: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И ПРИНЯТЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ»

Пандемия 00Ш-19: последствия для финансовой стабильности и принятые политические меры

Козлов Виталий Викторович,

к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВО Алтайский государственный аграрный университет Е-таП: kozlov_vitalii@mail.ru

Кудинова Маргарита Геннадьевна,

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой финансов, бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВО Алтайский государственный аграрный университет Е-таП: kudinova_margarita@mail.ru

Уварова Елена Владимировна,

к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВО Алтайский государственный аграрный университет Е-тшП: elenauvarova2010@yandex.ru

Зайков Сергей Николаевич,

к.с.- х.н., доцент, доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВО Алтайский государственный аграрный университет Е-тшП: sien2007@yandex.ru

Сурай Наталья Михайловна,

канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и корпоративных финансов, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

COVID-19, распространившийся более чем в 200 странах, имеет огромные последствия не только для экономики отдельных стран, но и для всего мира. Причем, принимаемые в отдельных странах, меры государственной политики, с целью сглаживания экономических издержек пандемии, могут иметь в долгосрочной перспективе значительные негативные последствия. В мировой экономике создался дисбаланс из-за нарушения цепочки поставок в результате закрытия производства в Китае, связанных с COVID-19.

В статье проводится анализ последствий финансового кризиса, связанного с пандемией COVID-19, а также принимаемые меры поддержке банковского кредитования, финансовой стабильности, укрепления мировой финансовой системы; особое внимание уделено механизмах кибербезопасности, киберу-гроз; выделены основные принципы финансовых институтов, направленные на поддержку кредитования реального сектора экономики, финансовых рынков и сохранению устойчивости мировой финансовой системы.

Ключевые слова: финансовая система, финансовые риски, финансовые рынки, кризис, мировая финансовая система, пандемия COVID-19, финансовая система, кредиты, экономическая активность, кибербезопасность, киберугрозы, Центральный банк.

Пандемия СОУЮ-19 представляет собой самое большое испытание посткризисной финансовой системы на сегодняшний день. Пандемия представляет собой беспрецедентный глобальный макроэкономический кризис, ввергающий мировую экономику в рецессию неопределенного масштаба и продолжительности. Перед мировой финансовой системой стоит двойная задача:

• поддерживать поток кредитов в условиях снижения темпов роста;

• управлять повышенными рисками.

Пересмотр ожидаемой экономической активности в сторону понижения и повышенное неприятие риска привели к существенному пересмотру цен и переориентации на мировых финансовых рынках. С одной стороны, поставщики финансовых ресурсов все больше отдают предпочтение краткосрочным активам. С другой стороны, резко растут кредитные риски. Как следствие, возросли требования к капиталу и ликвидности финансовой системы.

Целью данного исследования оценка влияния пандемии коронавируса СОУЮ-19 на финансовые рынки и мировую экономику, выявление последствий для финансовой стабильности и принятые политические меры.

Дробот Е.В. отмечает, что «на глобальном уровне основные мировые фондовые индексы зафиксировали резкое снижение с началом пандемии СОУЮ-19. Потери составили триллионы долларов. На состоянии фондовых рынков всегда сказывается влияние внешних факторов, например, таких как глобальный финансовый кризис 2008 года. И даже неэкономические факторы, такие как эпидемии, сказываются на фондовых индексах...» [1].

Глобальный финансовый сектор стал более устойчивым и лучше приспособленным к финансированию реальной экономики в результате регулятивных реформ G20 после глобального финансового кризиса 2008 года. В частности, повышение устойчивости крупных банков, лежащих в основе финансовой системы, позволило ей на сегодняшний день в значительной степени поглотить, а не усилить нынешний макроэкономический кризис. Те формы рыночного финансирования, которые способствовали финансовому кризису 2008 года, представляют собой значительно более низкие риски финансовой стабильности. Несмотря на сложные внешние финансовые и операционные условия, инфраструктура финансового рынка функционировала достаточно хорошо [2].

Тем не менее, учитывая беспрецедентный масштаб кризиса, финансовые рынки испытали

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

о.

е

еч о еч

острый стресс, и власти не смогли принять широкий спектр мер для поддержания предложения кредитов реальному сектору экономики. Предпринятые действия были решительными и смелыми, включая масштабную поддержку ликвидности Центрального банка. Однако сохраняющаяся неопределенность в отношении масштабов и продолжительности экономического воздействия пандемии продолжает создавать напряженность для финансовой системы. Одним из приоритетов по-прежнему являются скоординированные на международном уровне действия по поддержке хорошо функционирующей, устойчивой финансовой системы и финансового рынка.

Финансовые службы внимательно следят за устойчивостью финансовой системы, в частности за ключевыми показателями, которые имеют решающее значение для финансовой стабильности. К ним относятся: способность финансовых институтов и рынков направлять средства в реальный сектор экономики; возможности участников рынка по всему миру получить финансовую помощь, особенно на развивающихся рынках; возможности финансовых посредников, таких как инвестиционные фонды, чтобы эффективно управлять риском ликвидности.

Вместе с тем, пандемия COVID-19 привела к серьезной переоценке цен и изменению позиционирования на мировом финансовом рынке.

По мнению Дробот Е.В. «фондовые рынки Гонконга, Южной Кореи и Австралии ежедневно фиксируют падение фондовых индексов на фоне пандемии более чем на 5%, в Китае около 3%, в Великобритании более чем на 10%, в Японии более 20% [1].

При этом, во всем мире фондовые рынки демонстрировали огромную волатильность, никогда ранее не наблюдавшуюся, совокупные потери составили 12,4% стоимости в период с января по май 2020 года, или более 9 трлн долл. с начала пандемии COVID-19 [1].

Продолжающийся пересмотр ожиданий экономического роста в сторону понижения и повышения финансовых рисков в сочетании с высокой неопределенностью в отношении будущего развития пандемии привели к вспышкам крайней вола-тильности на фондовых рынках, оттоку капитала и резким колебаниям валютных курсов. Финансовые рынки в период пандемии находятся в напряженном состоянии на фоне спроса на наличные деньги, а также наблюдалась повышенная активность высоколиквидных активов. С конца марта 2021 года рыночное напряжение снизилось в ответ на принятие мер фискальной политики и действия Центрального банка, предпринятые для поддержки финансовых рынков. В отличие от 2008 года, основная банковская система сохранила устойчивость к этим кризисам.

Пандемия представляет собой глобальный макроэкономический кризис неопределенных масштабов и продолжительности. Активность в ряде секторов экономики, включая туризм, транспорт, автомо-

билестроение и сферу услуг, снизилась в странах, наиболее пострадавших от пандемии, и распространяется на другие части экономики по мере падения спроса. Глубина падения индекса Доу-Джонса, а также сроки и форма восстановления экономики остаются неопределенными. Глобальная рецессия нанесла серьезный ущерб мировой экономике. Реальный сектор экономики столкнулся с сокращениями своей деятельности, который не может быть окупаемым. Знания о вирусе и динамике распространения пандемии остаются неполными и в значительной степени зависят от эффективности политических мер государств [3].

Киреева Н.С., Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Сагинова О.В отмечают, что «в 2020 г. российская экономика, как и экономика многих других стран, пострадала от COVID-19. Индекс физического объема валового внутреннего продукта России во втором квартале 2020 г. упал на 8% по сравнению с 2019 г. [14], оборот розничной торговли -на 16% [15], а численность безработных выросла на 17% [4].

Как следует из ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, пандемия COVID-19 в России затронула порядка 4,17 млн компаний и ИП, что составляет 67% от общего числа малых, средних и крупных предприятий и ИП [4].

В перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, вошли транспорт, розничная торговля непродовольственными товарами, гостиничный бизнес, туризм, общественное питание, организация досуга и развлечений и др. Режим самоизоляции привел к падению спроса на отдельные товары, в том числе на автомобили и одежду. Одновременно вырос спрос на лекарства, дезинфицирующие средства, спортивные товары [4].

По данным мониторинга «Мнение малого и среднего бизнеса о мерах государственной поддержки в период эпидемии коронавируса», 53,3% компаний характеризовали свое положение как «кризис» и «катастрофа», 62,2% оценивали шанс выживания ниже 50%. На пике карантина не работали 56,1% компаний. Большинство компаний не сократили сотрудников, но снизили ФОТ (60,88%) и отправили сотрудников в отпуск за свой счет (57,6%) [4].

Финансовая система стала более устойчивой и лучше подготовленной к устойчивому финансированию реальной экономики в результате регулятивных реформ «Большой двадцатки» после финансового кризиса. Эти реформы повысили устойчивость ядра финансовой системы. Крупные банки лучше капитализируются, имеют меньше заемных средств, имеют больше ликвидности и остаются устойчивыми благодаря финансовому кризису [5].

Однако финансовые посредники и рынки сталкиваются с растущими проблемами в области кре-

дитования и финансирования. Банковские и небанковские поставщики финансовых ресурсов вынуждены справляться с растущими кредитными рисками. Качество кредитного портфеля будет ухудшаться по мере того, как мировая экономика войдет в рецессию, затрагивая корпоративные облигации с высокой долей низко инвестиционных или высокодоходных рейтингов.

В некоторых странах с формирующимся финансовым рынком также наблюдался очень большой отток капитала. Так, предпочтение ликвидности и безопасности отразились в значительном оттоке средств из инвестиционных фондов, которые инвестируют в менее ликвидные активы с фиксированным доходом.

Способность финансовых институтов и рынков направлять средства в реальный сектор экономики и эффективное предоставление финансовых услуг реальному сектору экономики, включая предоставление кредитов нуждающимся заемщикам, а также предоставление ликвидности и безопасных активов инвесторам, зависит от наличия и функционирования глобальных финансовых рынков.

I Рост мирового ВВП, %

I Рост объёма мировой торговли, %

Рис. 1. Темпы роста мирового ВВП и мировой торговли,% [6]

Ключевая задача на предстоящий период состоит в том, чтобы сохранить кредитный поток в условиях ухудшения кредитного портфеля и вероятности дефолтов, что потребует дальнейших действий государственных органов. Решающее значение для поддержки этой деятельности зависит от способности банков привлекать средства и предоставлять кредиты, что, в свою очередь, будет зависеть от платежеспособности рынка и платежеспособности заемщиков. Аналогичным образом, способность небанковских финансовых институтов продолжать кредитование реального сектора экономики будет зависеть от их способности привлекать средства или перенаправлять их на эти рынки, что может быть особенно сложным для финансирования более рискованных заемщиков.

Согласно представленному графику, можно сделать вывод о постепенном снижении количества субъектов малого бизнеса в российской экономике и снижении предпринимательской активности с 2018 года. Пандемия COVID-19 дополнительно усугубила сложившуюся ситуацию.

По данным аудиторско-консалтингового агентства FinExpertiza, к 1 августа 2020 года в России прекратили свою деятельность 1,95 млн микро-, малых и средних предприятий [7].

Количество субъектов МСП, включая ИП и ЮЛ,

ед.

2019 2018 2017 2016

5684 561

591 6906

604119 5

Количество субъектов МСП

603921 6 включая ИП и ЮЛ, ед.

58657 80

55 23765

5200000 5400000 5600000 5800000 6000000 6200000

Рис. 2. Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской

Федерации, включая индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ед. [8]

Необходимо отметить, что для стабилизации ситуации в период с начала пандемии государством был оказан ряд мер поддержки малого предпринимательства. Среди данных мер можно выделить следующие меры поддержки: банковские, налоговые, страховые, отсрочки по аренде.

Механизмы Центрального банка позволили справиться с острой нехваткой финансирования. Вместе с тем, доступность финансирования зависит от функционирующей посреднической цепочки, включая рынки валютных свопов, и направления средств конечным пользователям.

Для повышения ликвидности на финансовых рынках потребовалась значительная поддержка со стороны Центрального банка. Влияние кризиса на уже существующие уязвимые места, включая высокий уровень долга частного и государственного секторов, повышенные цены активов и большую взаимосвязь между финансовым и не финансовым сектором, заслуживает особого внимания. Финансовым институтам также необходимо подготовиться к более серьезным неблагоприятным сценариям. Они включают в себя потенциальные сбои в работе. За повсеместной удаленной работой, последовало растущее число кибер-атак. В более общем плане пандемия делает финансовую систему более чувствительной к дополнительным кризисам, в то время как резкое снижение цен на нефть способствовало повышению во-латильности финансового рынка.

По мнению Дробот Е.В. «пандемия вызвала серьезный обвал цен на нефть, самый крупный со времен войны в Персидском заливе в 1991 году. А это поставило под угрозу экономику нефте-зависимых стран» [1].

Власти стран «Большой двадцатки» разработали широкий комплекс мер по поддержанию кредитования реального сектора экономики, поддержке финансовых рынков и сохранению устойчивости мировой финансовой системы. На уровне отдельных финансовых организаций эти меры направле-

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

ны на укрепление устойчивости за счет оператив- персонала и клиентов и поддержание непрерывной готовности и планирования на случай непред- ности оказания финансовых услуг. виденных обстоятельств; защиту и безопасности

Таблица 1. Меры государственной поддержки малому и среднему бизнесу, принятые в Китае, Италии, США, Канаде в период пандемии ШЮ-19 [9]

Меры господдержки Китай Италия США Канада

Процент от ВВП, выделенный на прямые меры поддержки,% 0,15 1,4 1,5 3,4

Фискально-кредитная политика Право на отсрочку выплат по кредитам для субъектов МСП, процентная ставка Центрального банка по кредитам снижена до 2,5%, выдача стабилизационных кредитов бизнесу Увеличение фонда по гарантированию кредитов субъектам МСП (гарантии до 5 млн евро), заморозка выплат по погашению кредитов Кредиты малым предприятиям до 10 млн долларов

Налоговые меры Снижение ставки НДС на 1% Отсрочка выплаты налогов для юридических и физических лиц на 90 дней Отсрочка платежей по налогам на любой доход

Прочие меры Запущены онлайн-сервисы, применяют дополнительные для цифро-визации бизнес-процессов

Контролирующие органы стали пересматривать свои планы проверок организаций в связи с борьбой с пандемией, сократили или отложили некоторые аспекты их надзорной деятельности (например, проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, отсрочка выездов на места). Некоторые органы власти сосредоточили внимание на механизмах кибербезопасности, особенно в свете механизмов удаленной работы и возможного использования слабых мест в области безопасности субъектами киберугроз.

Центральные банки стали использовать на системном уровне инструменты денежно-кредитной политики и поддерживать ликвидность финансового рынка путем снижения процентных ставок, расширения операций по финансированию и покупки активов. Правительство также объявило о масштабных мерах фискального стимулирования и поддержки организаций и домашних хозяйств [6].

Власти приняли комплекс мер по поддержке банковского кредитования наиболее пострадавших, в частности субъектов малого и среднего предпринимательства:

• прямая фискальная поддержка и схема государственных гарантий, создана система государственных гарантий для стимулирования банковского кредитования, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, [¡5 а также прямые фискальные меры, включая от-оЕ срочку налоговых обязательств; ~ • банкам было предложено в полной мере ис-сэ пользовать гибкость, заложенную в существуем ющем регулировании, и использовать свои ре-г зервы капитала и ликвидности при предостав-

лении займов пострадавшим домашним хозяйствам и предприятиям. Органы государственной власти рекомендовали банкам не выплачивать дивиденды и не выкупать акции в течение определенного периода времени; • Центральный банк принял ряд мер для обеспечения ликвидности банков и рынков, в том числе путем проведения дополнительных долгосрочных операций рефинансирования или снижения минимальных резервных требований. Меры по поддержке функционирования финансового рынка и обеспечению его целостности приобретают все большее значение по мере ухудшения функционирования рынка. Органы власти поддерживают тесный контакт с рыночной инфраструктурой и контролируют меры, принимаемые биржами, центральными контрагентами и другими рыночными инфраструктурами для поддержания их надежности и непрерывности бизнеса и тем самым повышают риск заражения, с тем, чтобы они функционировали без каких-либо сбоев. Некоторые власти ужесточили правила коротких продаж или ввели временный запрет на короткие продажи [10].

Признавая чрезвычайные обстоятельства, международные финансовые институты сами предприняли шаги по устранению финансовых и надзорных последствий COVID-19. Основные шаги включают в себя:

Базельский комитет по банковскому надзору продлил на один год сроки внедрения невыполненных стандартов Базеля III, а именно стандартов, завершенных в декабре 2017 года, и сопутствующих переходных механизмов для нижнего предела выпуска, пересмотренной системы рыночных ри-

сков и пересмотренных требований к раскрытию информации по компоненту III [9].

Международная организация комиссий по ценным бумагам продлили на один год срок завершения двух последних этапов реализации маржинальных требований для нецентрализованных производных инструментов.

Базельский комитет по банковскому надзору опубликовал технические разъяснения, призванные обеспечить, чтобы банки отражали эффект снижения риска исключительных мер правительств и банков при расчете своих требований к регулятивному капиталу. Также были внесены поправки в свои переходные механизмы для учета ожидаемых кредитных потерь в отношении регулятивного капитала и отложено внедрение пересмотренной глобальной банковской системы на один год.

Совет по международным стандартам бухгалтерского учета опубликовал документ, касающийся применения МСФО 9 «Финансовые инструменты» в период повышенной экономической неопределенности, вызванной пандемией COVID-19.

На наш взгляд, совокупность мер финансовой политики должна сопровождаться систематическим анализом банковского сектора экономики, который облегчит оценку их эффективности.

Центральный банк оценивает макрофинансо-вые последствия быстро развивающейся рыночной среды. Эти оценки являются основой для обсуждения рисков финансовой стабильности, выявления регионов, требующих тщательного мониторинга и дальнейшего расследования в ближайшие месяцы, и обсуждения потенциальных последствий для финансовой политики.

Таким образом, следует выделить основные принципы финансовых институтов, направленные на поддержку кредитования реального сектора экономики, финансовых рынков и сохранению устойчивости мировой финансовой системы:

• обмен информацией о мерах, принимаемых властями и частным сектором для временного смягчения условий кредитования заемщиков, и рассмотрение вопроса о том, существуют ли области сотрудничества для повышения эффективности этих мер;

• координация действий по обеспечению непрерывности деятельности финансовых институтов, как путем облегчения удаленной работы, так и путем предоставления возможности тем основным сотрудникам, которые должны работать на месте;

• координация ответных мер, с тем, чтобы позволить банкам и органам власти сосредоточить свои ресурсы на ответных мерах COVID-19 путем отсрочки существующих сроков осуществления финансовых реформ и других нормативных инициатив.

В заключении следует отметить, что COVID-19, распространившийся более чем в 200 странах, имеет огромные последствия не только для экономики отдельных стран, но и для всего мира.

Причем, принимаемые в отдельных странах, меры государственной политики с целью сглаживания экономических издержек пандемии могут иметь в долгосрочной перспективе значительные негативные последствия. В мировой экономике создался дисбаланс из-за нарушения цепочки поставок в результате закрытия производства в Китае, связанных с COVID-19.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. - 2020. - Том 10. - № 4. - С. 937960. - doi: 10.18334/eo.10.4.111375.

2. Ерохина Е.В., Джергения Ю.Б. Угрозы реализации национальных интересов Российской Федерации в период после пандемии // Экономическая безопасность. - 2020. - № 3. - с. 259272. - doi: 10.18334/ecsec.3.3.110681.

3. Кулькова И.А. Адаптация поведения предпринимателей к вызванным пандемией корона-вируса изменениям // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. -№ 1. - c. 25292540. - doi: 10.18334/epp.10.10.111051.

4. Киреева Н.С., Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Сагинова О.В. Трансформация шеринговой экономики в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. -2021. - Том 11. - № 2. - С. 213-226. - doi: 10.18334/epp.11.2.111614.

5. Володина А.Д., Подольская Т.В. Роль цифровых технологий в восстановлении мировой экономики после пандемии COVID-19 // Экономика высокотехнологичных производств. - 2021. -Том 2. - № 4. - doi: 10.18334/evp.2.4.112188.

6. Костин К.Б., Хомченко Е.А. Влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику // Экономические отношения. - 2020. - Том 10. - № 4. -С. 961-980. - doi: 10.18334/eo.10.4.111372.

7. Смирнова А.А. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 в России // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. -Том 11. - № 2. - С. 285-298. - doi: 10.18334/ epp.11.2.111588.

8. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистика. Сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 04.10.2021).

9. Обзор мер, применяемых странами для поддержки экономики в период пандемии корона-вируса. Центр макроэкономических исследований НИФИ Минфина России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nifi.ru/images/FILES/ COVID-19/overviewCOVID_20.03.2020.pdf (дата обращения: 04.10.2021).

10. Станик Н.А. Цикличность экономики и финансовые кризисы // Вопросы экономики. - 2012. -№ 31(121). - с. 37-45.

сз о со от m Р от

от А

COVID-19 PANDEMIC: IMPLICATIONS FOR FINANCIAL STABILITY AND POLICY ACTIONS TAKEN

Kozlov V.V., Kudinova M.G., Uvarova E.V., Zaikov S.N., Suray N.M.

Altai State Agrarian University, Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky

COVID-19, which has spread to more than 200 countries, has enormous consequences not only for the economies of individual countries, but also for the entire world. Moreover, government policy measures taken in individual countries in order to smooth out the economic costs of a pandemic can have significant negative consequences in the long term. An imbalance has been created in the global economy due to the disruption of the supply chain as a result of the closure of production in China related to COVID-19. The article analyzes the consequences of the financial crisis associated with the COVID-19 pandemic, as well as measures taken to support bank lending, financial stability, and strengthening the global financial system; special attention is paid to the mechanisms of cybersecurity, cyberthreats; highlighted the basic principles of financial institutions aimed at supporting lending to the real sector of the economy, financial markets and maintaining the stability of the global financial system.

Keywords: financial system, financial risks, financial markets, crisis, global financial system, COVID-19 pandemic, financial system, loans, economic activity, cybersecurity, cyber threats, Central Bank.

References

1. Drobot E.V. The global economy in the context of the COVID-19 pandemic: the results of 2020 and the prospects for recovery // Economic Relations. - 2020. - Volume 10. - No. 4. - P. 937960. - doi: 10.18334 / eo.10.4.111375.

2. Erokhina E.V., Dzhergeniya Yu.B. Threats to the realization of the national interests of the Russian Federation in the peri-

od after the pandemic // Economic security. - 2020. - No. 3. -p. 259-272. - doi: 10.18334 / ecsec.3.3.110681.

3. Kulkova I.A. Adaptation of the behavior of entrepreneurs to the changes caused by the coronavirus pandemic // Economics, Entrepreneurship and Law. - 2020. -№ 1. - p. 2529-2540. -doi: 10.18334 / epp.10.10.111051.

4. Kireeva N.S., Zavyalov D.V., Zavyalova N.B., Sagino-va O.V. Transformation of the sharing economy in the context of the COVID-19 pandemic // Economics, Entrepreneurship and Law. - 2021. - Volume 11. - No. 2. - P. 213-226. - doi: 10.18334 / epp.11.2.111614.

5. Volodina A.D., Podolskaya T.V. The role of digital technologies in the recovery of the global economy after the COVID-19 pandemic // Economics of high-tech industries. - 2021. - Volume 2. - No. 4. - doi: 10.18334 / evp.2.4.112188.

6. K.B. Kostin, E.A. Khomchenko. Impact of the COVID-19 pandemic on the world economy // Economic Relations. -2020. - Volume 10. - No. 4. - P. 961-980. - doi: 10.18334 / eo.10.4.111372.

7. Smirnova A.A. On measures of state support for small businesses during the COVID-19 pandemic in Russia // Economy, Entrepreneurship and Law. - 2021. - Volume 11. - No. 2. - S. 285-298. - doi: 10.18334 / epp.11.2.111588.

8. Unified register of small and medium-sized businesses. Statistics. Federal Tax Service website. [Electronic resource]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (date of access: 04.10.2021).

9. Overview of measures taken by countries to support the economy during the coronavirus pandemic. Center for Macroeco-nomic Research, Scientific Research Institute of the Ministry of Finance of Russia. [Electronic resource]. URL: https://www.ni-fi.ru/images/FILES/COVID-19/overviewCOVID_20.03.2020.pdf (date accessed: 04.10.2021).

10. Stanik N.A. Cyclicality of the economy and financial crises // Problems of Economics. - 2012. - No. 31 (121). - c. 37-45.

e

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.