Научная статья на тему 'УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА'

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / БАЛАНС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА / ЛИКВИДНОСТЬ ФИНАНСОВОГО РЫНКА / ПОЛИТИКА КОЛИЧЕСТВЕННОГО СМЯГЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ПОЛИТИКА ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ СТАВОК / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнилов Дмитрий Анатольевич, Митякова Ольга Игоревна, Рамазанов Сейфуллах Агаевич, Фролова Марина Михайловна

В 2020 г. мир столкнулся с пандемией нового вируса COVID-19, оказавшей негативное влияние на экономическое развитие стран, обусловив появление новых рисков и угроз экономической безопасности. Статья посвящена оценке влияния антикризисных мер, принимаемых центральными (национальными) банками разных стран, на безопасность финансовой сферы. Обзор мер денежно-кредитной политики показал, что большинство стран прибегали к предоставлению дополнительной ликвидности финансовым рынкам, покупке активов центральными банками путем наращения эмиссии безналичных денежных средств, снижению ключевых ставок (вплоть до отрицательных значений), а также продолжению политики количественного смягчения. Делается вывод, что меры, принимаемые финансовыми регуляторами большинства стран мира для борьбы с пандемией, привели к колоссальному росту государственного долга, ставя под угрозу экономическую безопасность мировой финансовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корнилов Дмитрий Анатольевич, Митякова Ольга Игоревна, Рамазанов Сейфуллах Агаевич, Фролова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE FINANCIAL SYSTEM IN A CRISIS

In 2020, the world was confronted with the pandemic of the new COVID-19 virus, which had a negative impact on the economic development of countries, causing the emergence of new risks and threats to economic security. The article is devoted to assessing the impact of anti-crisis measures taken by central (national) banks of different countries on the security of the financial sector. The review of monetary policy measures showed that most countries resorted to providing additional liquidity to financial markets, buying assets by central banks by increasing the issuance of non-cash funds, reducing key rates (down to negative values), and continuing the policy of quantitative easing. It is concluded that the measures taken by financial regulators in most countries of the world to combat the pandemic have led to a colossal increase in public debt, endangering the economic security of the global financial system.

Текст научной работы на тему «УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА»

иииятиивитвиииияивиии

DOI 10.475776/2712-7516_2021_1_2_6 УДК 336.71

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Корнилов Дмитрий Анатольевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления инновационной деятельностью, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Россия, г. Нижний Новгород, е-mail: kornilov-d@yandex.ru

Митякова Ольга Игоревна,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления инновационной деятельностью, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Россия, г. Нижний Новгород, е-mail: omityakova@list.ru

Рамазанов Сейфуллах Агаевич,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры цифровой экономики, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Россия, г. Нижний Новгород, е-mail: ram-nn@yandex.ru

Фролова Марина Михайловна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления инновационной деятельностью, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Россия, г. Нижний Новгород, е-mail: Fmm13@yandex.ru

В 2020 г. мир столкнулся с пандемией нового вируса COVID-19, оказавшей негативное влияние на экономическое развитие стран, обусловив появление новых рисков и угроз экономической безопасности. Статья посвящена оценке влияния антикризисных мер, принимаемых центральными (национальными) банками разных стран, на безопасность финансовой сферы. Обзор мер денежно-кредитной политики показал, что большинство стран прибегали к предоставлению дополнительной ликвидности финансовым рынкам, покупке активов центральными банками путем наращения эмиссии безналичных денежных средств, снижению ключевых ставок (вплоть до отрицательных значений), а также продолжению политики количественного смягчения. Делается вывод, что меры, принимаемые финансовыми регуляторами большинства стран мира для борьбы с пандемией, привели к колоссальному росту государственного долга, ставя под угрозу экономическую безопасность мировой финансовой системы.

Ключевые слова: экономическая безопасность; финансовая система; денежно-кредитная политика; баланс центрального банка; ликвидность финансового рынка; политика количественного смягчения; государственный долг; политика отрицательных ставок; пандемия COVID-19.

UDC 336.71

THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE FINANCIAL

SYSTEM IN A CRISIS

Kornilov Dmitry Anatolyevich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Innovative Activity Management, Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseeva, Russia, Nizhny Novgorod, e-mail: kornilov-d@ yandex.ru

Mityakova Olga Igorevna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Innovative Activity Management, Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseeva, Russia, Nizhny Novgorod, e-mail: omityakova@list.ru

Ramazanov Seyfullakh Agayevich,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Digital Economy, Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseeva, Russia, Nizhny Novgorod, e-mail: ram-nn@yandex.ru

Frolova Marina Mikhailovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Innovative Activity Management, Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseeva, Russia, Nizhny Novgorod, e-mail: Fmm13@yandex.ru

In 2020, the world was confronted with the pandemic of the new COVID-19 virus, which had a negative impact on the economic development of countries, causing the emergence of new risks and threats to economic security. The article is devoted to assessing the impact of anti-crisis measures taken by central (national) banks of different countries on the security of the financial sector. The review of monetary policy measures showed that most countries resorted to providing additional liquidity to financial markets, buying assets by central banks by increasing the issuance of non-cash funds, reducing key rates (down to negative values), and continuing the policy of quantitative easing. It is concluded that the measures taken by financial regulators in most countries of the world to combat the pandemic have led to a colossal increase in public debt, endangering the economic security of the global financial system.

Keywords: economic security; financial system; money-credit policy; central bank balance sheet; financial market liquidity; quantitative easing policy; state debt; negative rate policy; pandemic COVID-19.

Введение

Пандемия коронавирусной инфекции, охватившая в 2020 г. все страны мира, оказала существенное влияние как на финансовые системы отдельных государств, так и на глобальную финансовую систему, потребовав поиска новых мер обеспечения экономической безопасности финансовой сферы в условиях появления принципиально новых рисков и угроз. Принимаемые правительствами стран меры, направленные на сдерживание распространения COVID-19, привели к замедлению экономической активности, спаду производственной деятельности, снижению экономического роста. Вслед за спадом в реальном секторе экономики кризисные яв-

ления проявились и в финансовой сфере. На мировых рынках начался отток средств из фондов, существенно снизились цены на рынках акций и долговых рынках. Самыми уязвимыми субъектами глобальной экономики оказались компании с высокой долговой нагрузкой, страны с дефицитом текущего сче -та и значительным уровнем государственного долга, особенно выраженного в иностранной валюте. Для стабилизации ситуации центральные банки активно покупали активы и предоставляли ликвидность финансовым рынкам, став кредитором последней инстанции для экономики в целом. Положительное влияние на финансовые рынки оказали меры поддержки, принятые правительства-

ми стран: прямое финансирование отраслей, в наибольшей степени пострадавших из-за распространения коронавирусной инфекции; предоставление отсрочки по уплате налогов или их отмена; предоставление гарантий по кредитам для малых и средних предприятий. Однако такие масштабные меры поддержки могут привести к значительному увеличению государственного долга и бюджетного дефицита во многих странах мира, а также ограничить возможности использования фискальной политики для преодоления кризисов в будущем [15].

Мировые объемы стимулирования экономики в период пандемии

С целью стимулирования экономики в период пандемии центральными банками стран были предприняты различные меры, направленные, главным образом, на увеличение ликвидности финансового рынка. В частности, Народный банк Китая 3 февраля 2020 г. предоставил дополнительную ликвидность рынкам в размере более 170 млрд долларов США, кроме того, была снижена норма обязательного резервирования для коммерческих банков, что позволило дополнительно высвободить и направить на поддержку экономики 78,8 млрд долларов США, а также одобрена временная приостановка выплат по кредитам. Официальная процентная ставка, установленная для коммерческих кредиторов, предоставляющих заимствования сельскохозяйственным фирмам, фермерским хозяйствам и малым предприятиям, была снижена до 2,5 %. Центральный финансовый институт Республики Кореи снизил ключевую ставку до 0,75 % и предоставил коммерческим банкам страны займы в размере 12 млрд долларов США. В качестве стимулирующих мер Банк Японии увеличил до 112 млрд долларов США программу выкупа биржевых индексных фондов (ETF), объявил о намерении скорректировать программу выкупа корпоративных облигаций, увеличив их сумму на 18,5 млрд долларов США до конца сентября 2020 г., а также анонсировал введение новой программы беспроцентных корпоративных займов [16].

Аналогичные меры поддержки, включающие в себя снижение процентных ставок, вливание ликвидности и покупку финансовых активов, были предприняты и в европейских странах. Например, Банк Англии снизил процентные ставки до 0,1 %, а также анонсиро-

вал покупку облигаций у наиболее значимого крупного бизнеса, снижение контрциклического буфера капитала для банков до 0 % на 12 месяцев с ожиданием роста финансирования; выплату кредитов за малый бизнес взял на себя Британский банк для бизнеса (British Business Bank) [14; 19]. В Италии ввели ряд стимулирующих мер для банковских и промышленных компаний, таких как продажа некачественных или обесцененных кредитов путем преобразования их отложенных налоговых активов в налоговые льготы, что позволило высвободить ликвидные ресурсы для компаний и предоставить новые кредиты на сумму до 10 млрд долларов США. Центральный банк Венгрии расширил перечень залогов, которые он принимает от коммерческих банков, и наложил мораторий на выплаты по кредитам, выданным в рамках схемы финансирования, которая предоставляет малым предприятиям дешевые кредиты [1; 16].

Европейский центральный банк (ЕЦБ) для преодоления последствий пандемии COVID-19 объявил 12 марта 2020 г. о запуске программы чрезвычайных закупок частных и государственных ценных бумаг на общую сумму 750 млрд евро, а также расширил возможности предоставления частным банкам долгосрочной ликвидности в рамках целевой программы TLTRO III. В рамках этой программы коммерческие банки могут получать ликвидность до 50 % своего кредитного портфеля по отрицательной процентной ставке 0,75 % (ранее нижней границей была - 0,5 %) вплоть до июня 2021 г. [2]

Рекордно быстрое распространение ко-ронавирусной инфекции по территории США привело к серьезному спаду экономической активности, что в свою очередь потребовало значительных мер поддержки как со стороны правительства, так и Федеральной резервной системы (ФРС). С начала пандемии ФРС дважды снижала процентную ставку, доведя ее до значения 0-0,25 %. Кроме того, ФРС США было объявлено о покупке 500 млрд долларов США в виде обязательств Казначейства и 200 млрд долларов США в виде ипотечных ценных бумаг, а также о возврате к механизму финансирования коммерческих бумаг для покрытия краткосрочных кредитов компаний [16].

Принимаемые правительствами и главными финансовыми регуляторами стран мира меры антикризисной поддержки требуют

существенных финансовых ресурсов, что неизбежно приводит к наращению объемов эмиссии денежной массы и, как следствие, стремительному росту балансов центральных банков [6; 13]. В наибольшей степени рост активов наблюдается в странах с вы-

соким доходом на душу населения - США, странах Евросоюза, Великобритании. Аналогичная тенденция наблюдается и в странах с формирующимися рынками, в том числе и в России. На рис. 1 представлена динамика изменения баланса ФРС США.

Рис. 1 - Динамика изменения баланса Федеральной резервной системы США. Источник: https://www.profinance.ru

Совокупный объем эмиссии денежных средств трех финансовых регуляторов - Федеральной резервной системы США, Европейского центрального банка и Банка Японии - составил в 2020 г. порядка 8 трлн долларов США. Прирост активов центральных банков семи индустриально развитых стран за период с 1 мар -та 2020 по 31 января 2021 г. оценивается в 9,45 трлн долларов США (рис. 2).

Наблюдаемый в настоящее время активный рост денежной массы во многих странах мира более чем в четыре раза превышает объемы эмиссии, имевшие место на пике кризиса 2009 г., и в любой из периодов активного увеличения ликвидности финансовой системы с 2015 по 2017 г.

—[ГТТиТ.ТТ-3 Ги"1Х |

^ иликупмти оиьем ЦБ Новой Зеландии

ЦБ Швеции 1

ЦБ Канады ■

ЦБ Австралии 1

ШНБ ■

Банк Англии

Банк Японии

ЕЦБ

0 2 4 6 ! 3 10

Рис. 2 - Изменение активов ведущих семи центральных банков, в трлн долларов США. Источник: составлено авторами по материалам https://ru.investing.com

Необходимо отметить, что эмиссия денежной массы в безналичной форме является неотъемлемым элементом политики «количественного смягчения», проводимой финансовыми регуляторами США, Японии, Великобритании и стран Еврозоны уже в течение длительного времени. Под «количественным смягчением» (quantitative easing, QE) понимается обозначение ряда программ, предусматривающих выкуп центральными банками определенных видов финансовых активов на вторичном рынке для целей стимулирования экономики. Средства для скупки активов появляются у центральных банков за счет эмиссии безналичных денежных средств. Так, программу количественного смягчения ФРС США активно проводила в 2008-2014 гг., Банк Англии - с 2009 г., Банк Японии - с 2014 г., Европейский центральный банк - с 2015 г. [3] Наращение денежной массы в ходе реализации политики количественного смягчения привело к значительному росту объемов финансового рынка, который абсорбировал лишнюю ликвидность, создавая, с одной стороны, иллюзию отсутствия переизбытка денежной массы, а с другой -

завышая оценки стоимости компании реального сектора.

Необходимость поддержки финансового сектора, вызванная распространением коронавирусной инфекции, и проводимая в течение длительного времени в ведущих странах монетарная политика количественного смягчения привели к значительному росту активов центральных банков, что, по сути, означает, и стремительный рост безналичного денежного обращения. Если проанализировать изменения балансов крупнейших (по размеру активов) центральных банков за период с начала 2007 г. по октябрь 2020 года, то можно отметить, что активы ФРС США выросли в 7,9 раза (с 0,9 до 7,1 трлн долларов США), ЕЦБ - в 5,3 раза (с 1,5 до 8 трлн долларов США), Банка Японии -в 6,6 раза (с 1 до 6,6 трлн долларов США), а Народного банка Китая - в 3,2 раза (с 5,1 до 27,2 трлн долларов США) [12]. При этом высокая динамика роста активов не сопоставима с динамикой роста ВВП (рис. 3): в 2007-2019 гг. мировой ВВП (в текущих ценах) вырос в 1,5 раза - с 58,2 до 87,6 трлн долларов США [17; 20].

Рис. 3 - Динамика мирового ВВП в 2007-2019 гг., в трлн долларов США. Источник: составлен авторами по материалам http://global-finances.ru/vvp-mira-po-godam

У Банка Японии в 2007 г. активы составляли 22 % ВВП страны, а уже в 2020 г. этот показатель вырос до уровня в 128 %. У ФРС США активы по отношению к ВВП страны выросли с 6,5 до 32,9 %, у ЕЦБ - с 12 до 53,1 % ВВП стран еврозоны. Только в Китае наблюдается превышение роста ВВП страны над ростом активов Национального банка - объем активов НБК по отношению к ВВП страны снизился с 54 до 34,7 %. То есть можно на-

блюдать положительный экономический эффект от наращивания денежной эмиссии [11].

Постоянное наращивание эмиссии безналичных денежных средств, по темпам превышающей рост ВВП, создает серьезную угрозу экономической безопасности финансового сектора, поскольку провоцирует существенный рост долговых обязательств и может привести к краху финансовых рынков, обесцениванию национальных валют [18].

Политика отрицательных ставок центральных банков и рост государственного долга

Меры денежно-кредитной политики, принимаемые странами в ответ на ухудшение экономической ситуации вследствие распростра-

Таблица - Значение ставокщ

нения коронавируса, включают в себя, в том числе, снижение процентных ставок центральными (национальными) банками, значения которых на текущий момент находятся на достаточно низком уровне, а в некоторых странах принимают отрицательные показатели (табл.).

тральных банков стран мира

Страна Вид ставки Значение ставки ЦБ (НБ) Страна Вид ставки Значение ставки ЦБ (НБ)

Швейцария Target Rate - 0,75 % Чили Base Rate 0,5 %

Дания Deposit Rate - 0,6 % Гонконг Base Rate 0,86 %

Япония Policy Rate Bal - 0,1 % Саудовская Аравия ReverseRepo 1 %

Еврозона Deposit Rate 0 % Тайвань DiscountRate 1,13 %

Швеция Repo Rate 0 % Малайзия Policy Rate 1,75 %

Норвегия Deposit Rate 0 % Колумбия Repo Rate 1,75 %

Австралия Cash Rate 0,1 % Филиппины KeyPolicyRate 2 %

Великобритания Bank Rate 0,1 % Бразилия Target Rate 2 %

Польша Repo Rate 0,1 % Индонезия Repo Rate 3,5 %

США Fed Funds 0,25 % ЮАР Repo Rate 3,5 %

Новая Зеландия Cash Rate 0,25 % Китай Loan Prime Rate 3,85 %

Чехия Repo Rate 0,25 % Индия Repo Rate 4 %

Перу Policy Rate 0,25 % Россия KeyPolicyRate 4,25 %

Таиланд Policy Rate 0,5 % Мексика OvernightRate 4,25 %

Южная Корея Repo Rate 0,5 % Турция Repo Rate 17 %

Источник: составлено авторами по данным

Необходимо отметить, что ключевая ставка Центрального банка Швеции (в табл. приведено значение 0 %) также принимала от-

\://ru. tradingeconomics.com/country-list/interest-rate

рицательные значения в период с февраля 2015 по январь 2020 г. (рис. 4).

10

2000 2005 2010 2015 2020

Рис. 4 - Динамика ключевой ставки Швеции. Источник: https://ru. tradingeconomics.com/sweden/interest-rate

Устойчивая тенденция снижения ключевых ставок и доведения их до отрицательных значений в индустриально развитых странах мира наблюдается уже достаточное время, задолго до пандемии коронавируса (рис. 5). Введение отрицательных процент-

ных ставок было связано со стремлением главных финансовых институтов стран сократить избыток денежных ресурсов коммерческих банков, зарезервированных на счетах в Центральном банке. Снижение ключевых ставок должно было способст-

вовать притоку денег в экономику и стимулировать экономический рост, поскольку при таком уровне ставок коммерческим банком становится невыгодно сохранять и тем более увеличивать резервы на счетах Центрального банка. В связи с чем ожидалось, что коммерческие банки будут сокращать объем резервов и направлять денежные средства в реальный сектор экономики. С другой стороны, с ростом государственного долга у стран увеличиваются и затраты на его обслуживание. Поэтому ФРС США целенаправленно проводит политику снижения

процентных ставок, тем самым уменьшая нагрузку по обслуживанию своего госдолга [9]. Также многие страны реализуют программу QE (количественного смягчения), то есть программу, направленную на обесценивание национальной валюты, тем самым стимулируя увеличение экспорта, так как снижение курса национальной валюты повышает конкурентоспособность товаров на зарубежных рынках, что выгодно для экс-портоориентированных отраслей. Впервые отрицательные ставки по депозитным операциям были введены в Японии.

Рис. 5 - Динамика ключевых ставок ФРЗ (США), Банка Англии и ЕЦБ. Источник: https://www.federalreserve.gov, https://www.bankofengland.co.uk, https://www.ecb.europa.eu

Следствием политики отрицательных ставок является, с одной стороны, закономерное снижение купонной доходности по государственным облигациям, что делает их непривлекательными для инвесторов, вынуждает последних вкладывать средства в более рисковые инструменты. А с другой сто -роны, уменьшаются возможности банковской системы привлекать денежные ресурсы в форме депозитов и получать маржинальный доход в виде разницы в процентных ставках по размещенным и привлеченным средствам [8]. Кроме того, отрицательное значение ключевой ставки фактически означает переизбыток выпуска денежной массы, что, в свою очередь, в перспективе негативно ска-

жется на денежном обращении. Негативное влияние наблюдается и в отношении системы пенсионного страхования, поскольку сохранить пенсионные накопления с помощью низкорисковых финансовых инструментов становится невозможно. Следует отметить и отрицательное влияние такой политики на деятельность центральных банков - применение отрицательных ставок ставит под угрозу возможность эффективного использования инструментов денежно-кредитной политики [10].

Оборотной стороной стимулирования экономики и финансовых рынков стало наращение мирового долга. К началу 2021 г. объем мирового долга, включающего в себя задол-

женность правительств, компаний, финансовых организаций и населения всех стран мира, достиг рекордного значения в 281 трлн долларов США, что в 3,5 раза превышает объем глобального ВВП [5]. При этом объем заимствований государств увеличился на 12 трлн долларов - до 82 трлн долларов США (105 % глобального ВВП), в том числе развитых экономик - на 10,7 трлн. долларов США. Совокупная задолженность частных нефинансовых компаний в 2020 г. выросла с 124 до 165 % ВВП [7]. По данным Института международных финансов, Швейцария стала единственной страной, где произошло снижение размера государственного долга по отношению к валовому внутреннему продукту.

Тенденция роста долговой нагрузки в большинстве стран мира наблюдалась и до пандемии коронавируса, однако темпы роста задолженности заметно ускорились с момента введения карантинных ограничений - прирост долга непосредственно за период пандемии оценивается в 24 трлн долларов США. Жесткие ограничительные меры, направ-

Список литературы:_

ленные на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, введенные в большинстве стран мира, привели к кризису в социально-экономической сфере, что потребовало от правительств дополнительных мер поддержки за счет бюджетных средств. Однако из-за сокращения поступлений в виде налогов и других платежей бюджетные расходы финансировались в основном за счет увеличения государственного долга [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Пандемия коронавирусной инфекции стала катализатором резкого прироста долгов на фоне снижения ставок центральными банками и активного увеличения денежной массы во многих странах мира, выявила основные болевые точки устойчивости финансовой системы, которые могут привести к очередному инфляционному скачку, что скажется на большинстве финансовых институтов. Это может спровоцировать волну банкротств на всех уровнях мировой экономической системы из-за увеличения процентных ставок и роста затрат по обслуживанию долгов.

1. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире // ВШЭ. - 2020. - № 5. - URL: https://icef.hse.ru/data/2020/06/15/1605032170/HSE_Covid_05_2020.pdf (дата обращения: 01.02.2021).

2. Андрюшин, С. А. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях и после Covid-19 / С. А. Ан-дрюшин // Актуальные проблемы экономики и права. - 2020. - Т. 14. - № 2. - С. 223-234.

3. Балабин, А. А. Плоды количественного смягчения / А. А. Балабин // ЭКО. -2016. - № 6 (504). - С. 50-67.

4. Балюк, И. А. Мировой внешний долг: структура, тенденции, перспективы / И. А. Балюк // Общество и экономика. - 2020. - № 5.

5. Глобальный ВВП мира: 1980-2020. - URL: http://global-finances.ru/vvp-mira-po-godam (дата обращения: 01.02.2021).

6. Годовой отчет МВФ 2020. - URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2020/eng/downloads/iirif-annual-report-2020-ru.pdf (дата обращения: 01.02.2021).

7. Госдолг США в 2021 г. превысил 28 триллионов долларов. - URL: http://global-finances.ru/gosdolg-ssha (дата обращения: 01.02.2021).

8. Гришунин, С. Влияние пандемии COVID-19 на устойчивость российской банковской системы / С. Гришунин, Н. Караваева // Национальное Рейтинговое Агентство. - 2020. - URL: https://www.ra-national.ru/sites/default/files/ Russian%20Banking%20System_Sept%202020_NRA_0ct20.pdf (дата обращения: 01.02.2021).

9. Дробот, Е. В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления / Е. В. Дробот // Экономические отношения. - 2020. - Т. 10. - № 4. - С. 937-960.

10. Картаев, Ф. Монетарная политика во время пандемии / Ф. Картаев // Коммерсантъ Наука. - 2020. - № 15. -С. 19.

11. Катасонов, В. Бег центробанков к валютной пропасти / В. Катасонов // Фонд стратегической культуры. -URL: https://www.fondsk.ru/pview/2020/11/21/beg-centrobankov-k-valjutnoj-propasti-52306.html (дата обращения: 01.02.2021)

12. Катасонов, В. Пандемия государственного долга: оценки МВФ за 2020 год / В. Катасонов // Институт международных политических и экономических стратегий - РУССТРАТ. - URL: https://russtrat.ru/analytics/10-fevralya-2021-0010-2926 (дата обращения: 01.02.2021).

13. Ларин, А. М. Проблемы и перспективы развития банковского сектора в условиях глобальной турбулентности / А. М. Ларин // Молодой ученый. - 2021. - № 7 (349). - С. 159-162.

14. Мировой кризис 2020: вызовы для мира и ЕАЭС. Опыт выхода из кризиса 2014/15 годов: аналитическая записка по состоянию на 31.03.2020. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/ covid-19/ Documents/2222.pdf (дата обращения: 01.02.2021).

15. Обзор финансовой стабильности: информационно-аналитический материал Банка России. - 2020. - № 1 (16). - URL: http://all-pf.com/upload/iblock/d1d/0FS_20_01.pdf (дата обращения: 01.02.2021).

16. Обзор экономических мер, применяемых странами в условиях распространения Covid-19 // Дирекция международного и регионального сотрудничества Фонда Росконгресс. - URL: https://rcbc.ru/sites/default/flles/ analytics/2020-04-02_obzor_ecot_mer_flnal2.pdf (дата обращения: 01.02.2021).

17. Рамазанов, С. А. Динамический анализ активов центральных банков стран-участниц ЕАЭС в условиях углубления интеграционных процессов / С. А. Рамазанов // Развитие и безопасность. -2019. - № 4. - С. 36-47.

18. Фролова, M. М. Влияние пандемии Covid-19 на бюджетно-финансовую безопасность государства / M. M. Фролова // Развитие и безопасность. -2020. - № 4 (8). - С. 38-45.

19. Экономика и банки в условиях глобальной нестабильности: аналитические материалы II Съезда Ассоциации банков России. - 03.09.2020. - URL: https://asros.ru/upload/iblock/ff4/ekonomika_i_banki_v_usloviyakh_ globalnoy_nestab (дата обращения: 01.02.2021).

20. Central Bank Balance Sheet - Forecast 2020-2022. - URL: https://tradingeconomics.com/forecast/central-bank-balance-sheet (дата обращения: 01.02.2021).

References:_

1. Analiticheskij byulleten' NIU VShE' ob e'konomicheskix i social'ny'x posledstviyax koronavirusa v Rossii i v mire, VShE', 2020, no. 5. URL: https://icef.hse.ru/data/2020/06/15/1605032170/HSE_Covid_05_2020.pdf (data obrashhe-niya: 01.02.2021).

2. Andryushin S.A. Denezhno-kreditnaya politika central'ny'x bankov v usloviyax i posle Covid-19, Aktual'nye problemy' e'konomiki i prava, 2020, vol. 14, no. 2, p. 223-234.

3. Balabin A.A. Plody' kolichestvennogo smyagcheniya, E'KO, 2016, no. 6 (504), p. 50-67.

4. Balyuk I.A. Mirovoj vneshnij dolg: struktura, tendencii, perspektivy', Obshhestvo i e'konomika, 2020, no. 5.

5. Global'ny'j VVP mira: 1980-2020. URL: http://global-flnances.ru/vvp-mira-po-godam (data obrashheniya: 01.02.2021).

6. Godovoj otchet MVF 2020. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2020/eng/downloads/imf-annual-report-2020-ru.pdf (data obrashheniya: 01.02.2021).

7. Gosdolg SShA v 2021 g. prevysil 28 trillionov dollarov. URL: http://global-flnances.ru/gosdolg-ssha (data obrashheniya: 01.02.2021).

8. Grishunin S. Vliyanie pandemii COVID-19 na ustojchivost' rossijskoj bankovskoj sistemy' / S. Grishunin, N. Karavaeva, Nacional'noe Rejtingovoe Agentstvo. 2020. URL: https://www.ra-national.ru/sites/default/flles/Russian%20Banking%20 System_Sept%202020_NRA_0ct20.pdf (data obrashheniya: 01.02.2021).

9. Drobot E.V. Mirovaya e'konomika v usloviyax pandemii COVID-19: itogi 2020 goda i perspektivy' vosstanovleniya, E'konomicheskie otnosheniya, 2020, vol. 10, no 4, p. 937-960.

10. Kartaev F. Monetarnaya politika vo vremya pandemii, Kommersant" Nauka, 2020, no. 15, p. 19.

11. Katasonov V. Beg centrobankov k valyutnoj propasti, Fond strategicheskoj kul'tury. URL: https://www.fondsk.ru/ pview/2020/11/21/beg-centrobankov-k-valjutnoj-propasti-52306.html (data obrashheniya: 01.02.2021)

12. Katasonov V. Pandemiya gosudarstvennogo dolga: ocenki MVF za 2020 god, Institut mezhdunarodnyx politicheskix i e'konomicheskix strategij RUSSTRAT. URL: https://russtrat. ru/analytics/10-fevralya-2021-0010-2926 (data obrashheniya: 01.02.2021).

13. Larin A.M. Problemy' i perspektivy' razvitiya bankovskogo sektora v usloviyax global'noj turbulentnosti, Molodoj uchenyj, 2021, no. 7 (349), p. 159-162.

14. Mirovoj krizis 2020: vyzovy dlya mira i EAE'S. Opy't vy'xoda iz krizisa 2014/15 godov: analiticheskaya zapiska po sostoyaniyu na 31.03.2020. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/ covid-19/ Documents/2222.pdf (data obrashheniya: 01.02.2021).

15. Obzor finansovoj stabil'nosti: informacionno-analiticheskij material Banka Rossii. 2020. № 1 (16). URL: http://all-pf.com/upload/iblock/d1d/0FS_20_01.pdf (data obrashheniya: 01.02.2021).

16. Obzor e'konomicheskix mer, primenyaemy'x stranami v usloviyax rasprostrane-niya Covid-19, Direkciya mezhdunarodnogo i regional'nogo sotrudnichestva Fonda Roskongress. URL: https://rcbc.ru/sites/default/flles/ analytics/2020-04-02_obzor_ecot_mer_flnal2.pdf (data obrashheniya: 01.02.2021).

17. Ramazanov S.A. Dinamicheskij analiz aktivov central'ny'x bankov stran-uchastnicz EAE'S v usloviyax uglubleniya integracionny'x processov, Razvitie i bezopasnost', 2019, no. 4, p. 36-47.

18. Frolova M.M. Vliyanie pandemii Covid-19 na byudzhetno-flnansovuyu bez-opasnost' gosudarstva, Razvitie i bezopasnost', 2020, no. 4 (8), p. 38-45.

19. E'konomika i banki v usloviyax global'noj nestabil'nosti: analiticheskie materialy II S"ezda Associacii bankov Rossii. 03.09.2020. URL: https://asros.ru/upload/iblock/ff4/ekonomika_i_banki_v_usloviyakh_globalnoy_nestab (data obrashheniya: 01.02.2021).

20. Central Bank Balance Sheet - Forecast 2020-2022. URL: https://tradingeconomics.com/forecast/central-bank-balance-sheet (data obrashheniya: 01.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.