Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ COVID-19 И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ: ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ КАК СОБЫТИЙ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ'

ПАНДЕМИЯ COVID-19 И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ: ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ КАК СОБЫТИЙ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / РИСК / МАКРОКРИЗИС / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубова Светлана Евгеньевна, Лёгкий Игорь Павлович

Пандемия COVID-19 и экономические санкции 2022 г. являются одними из наиболее серьезных вызовов, с которыми столкнулась экономика России, и, в частности, банковский сектор за последние несколько лет. Масштаб их влияния делает невозможным их игнорирование, в особенности с учетом близости их близости во времени. Авторами предложено рассматривать пандемию и санкции как события, провоцирующие кризисные явления. Они классифицированы как экономический и социальный макрокризис среднесрочного характера, в связи с чем в работе обосновано применение соответствующих мер антикризисного управления превентивного и реактивного характера, направленных на преодоление выявленных проблем, препятствующих развитию банковского сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COVID-19 PANDEMIC AND ECONOMIC SANCTIONS: ASSESSING THEIR IMPACT ON THE RUSSIAN BANKING SECTOR AS CRISIS-PROVOKING EVENTS

The COVID-19 pandemic and the economic sanctions of 2022 are among the most serious challenges faced by the Russian economy, and, in particular, the banking sector over the past few years. The scale of their influence makes it impossible to ignore them, especially given their proximity in time. The authors propose to consider the pandemic and sanctions as events that provoke crisis phenomena. They are classified as an economic and social macrocrisis of a medium-term nature due to which the paper substantiates the application of appropriate preventive and reactive anti-crisis management measures aimed at overcoming the identified problems hindering the development of the banking sector.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ COVID-19 И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ: ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ КАК СОБЫТИЙ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Пандемия С0Ш-19 и экономические санкции: оценка их влияния на банковский сектор России как событий, провоцирующих кризисные явления

Дубова Светлана Евгеньевна,

д.э.н., профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: sedubova@fa.ru

Лёгкий Игорь Павлович,

студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Пандемия COVID-19 и экономические санкции 2022 г. являются одними из наиболее серьезных вызовов, с которыми столкнулась экономика России, и, в частности, банковский сектор за последние несколько лет. Масштаб их влияния делает невозможным их игнорирование, в особенности с учетом близости их близости во времени. Авторами предложено рассматривать пандемию и санкции как события, провоцирующие кризисные явления. Они классифицированы как экономический и социальный макрокризис среднесрочного характера, в связи с чем в работе обосновано применение соответствующих мер антикризисного управления превентивного и реактивного характера, направленных на преодоление выявленных проблем, препятствующих развитию банковского сектора.

Ключевые слова: кризис, риск, макрокризис, антикризисное управление, банковский сектор, пандемия COVID-19, экономические санкции.

Серьезность вызовов, с которыми столкнулась экономика России в период пандемии COVID-19 и экономических санкций 2022 г., а также близость их во времени, ставит перед исследователями и регуляторами серьезные задачи по нивелированию их последствий. Об этом свидетельствуют уже произошедшие изменения и принятые ответные меры со стороны государства. При этом банковский сектор, осуществляющий связь между всеми остальными сферами экономики, требует первостепенной поддержки для сохранения стабильности всей экономики страны.

Начать исследование целесообразно с определения понятия кризиса и связанных с ним процессов. А.А. Богданов, разработавший общую теорию кризисов, под кризисом понимает смену организационной формы системы. Кризис представляет собой нарушение равновесия, ведущее к новому равновесию [1]. Дж.М. Кейнс, в свою очередь, охарактеризовал кризис как «внезапную и резкую, как правило, смену повышательной тенденции понижательной, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота зачастую не бывает» [2]. Таким образом, кризис - это ситуация, связанная с резким спадом деловой активности в экономики, как правило сопровождающимся ростом безработицы и снижением объема производства, и ведущая к нарушению макроэкономического равновесия, для восстановления которого требуется принятие соответствующих мер.

Существует множество классификаций кризисов. В частности, О.Н. Демчук и Т.А. Ефремова предлагают следующую (табл. 1).

Таблица 1. Классификация кризисов по О.Н. Демчуку и Т.А. Ефремовой

Критерий Виды кризисов

Структура отноше- экономические;

нии в социально- социальные;

экономической си- организационные;

стеме, дифференциа- психологические;

ция проблематики её технологические

развития

Причины возникно- природные;

вения общественные;

экологические

Проблематика кризиса макрокризис;

микрокризис

Предсказуемость закономерные;

неожиданные

Окончание

Критерий Виды кризисов

Скрытость явные; латентные (скрытые)

Длительность долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные; сверхсрочные

Мягкость глубокие; лёгкие

Характер предшествуют новому этапу в развитии или гибели; действуют независимо от других кризисов; совпадают с другими кризисами

Источник: составлено автором на основе [3].

В соответствии с данной классификацией пандемию COVID-19 можно охарактеризовать как природный неожиданный явный экономический макрокризис, имеющий среднесрочный характер (если под среднесрочным мы понимаем период от 1 до 5 лет), являющийся глубоким кризисом, действующим независимо от других кризисов.

В свою очередь, экономические санкции представляют собой закономерный (если следить за отношениями между странами), явный экономический и социальный макрокризис среднесрочного характера. Он является глубоким и совпадает с другими кризисами.

Несмотря на условность данной классификации и возможность ее дополнения и уточнения, она дает нам достаточное представление о том, на что следует обратить внимание при исследовании данных кризисных явлений.

Любая кризисная ситуация, в свою очередь, сопряжена с риском. Риск - это ситуация неопределенности, характеризующаяся возможными потерями (в том числе недополучением прибыли), вероятность которых можно с определенной степенью точности рассчитать. В связи с тем, что мы рассматриваем влияние пандемии и санкций именно на банковский сектор, имеет смысл говорить о банковском риске.

Банковский риск - опасность потерь, вытекающих из специфики банковских операций, осуществляемых кредитными учреждениями [4]. Исходя из определения, можно заключить, что банковский риск свойственен кредитным организациям в принципе, а не только банкам. Категория банковского риска включает в себя все виды потенциально возможных рисков, связанных с деятельностью кредитной организации, поэтому имеет смысл рассмотреть её более подробно.

Среди банковских рисков можно выделить две группы: самостоятельные риски и суммирующие риски. Первые могут реализовываться независимо от других, тогда как вторые являются следствием совместного воздействия первых.

К самостоятельным относятся следующие риски:

• кредитный риск - риск того, что заемщик не сможет осуществить в полном объеме и в установленные сроки платежи по кредиту (процентные платежи и/или платежи по основной сумме долга);

• процентный риск - риск изменения процентных ставок по привлеченным и размещенным средствам;

• операционный риск - риск нарушения нормального функционирования кредитной организации в процессе осуществления ей своей основной деятельности (сбои в работе оборудования, гражданско-правовые нарушения и т.д.);

• валютный риск - риск потери стоимости средств в иностранной валюте в связи с изменением её обменного курса;

• фондовый риск - риск возникновения потерь, вызванных изменением рыночной стоимости ценных бумаг;

• страновой риск - риск потерь, связанных с вложениями в иностранные кредитные организации в связи с изменением политической обстановки и экономического положения стран-партнёров.

Среди вышеперечисленных рисков наиболее серьезными рисками в случае пандемии СОУЮ-19 являются риски операционный и кредитный, так как данное событие повлекло за собой серьезную перестройку в привычной схеме осуществления работы всех организаций, включая кредитные организации. Переход на удаленную работу и возрастание приоритета онлайн-технологий привело к возникновению большего числа сбоев в работе кредитных организаций в техническом плане. С другой стороны, перевод на удаленную работу и сокращения на предприятиях в связи с потерями привело к снижению кредитоспособности населения.

В случае же экономических санкций на первое место становятся страновой и валютный риски. Заморозка активов российских банков у иностранных партнеров, а также ограничения в торговле приводят также к значительным колебаниям курса российского рубля относительно иностранных валют. Также необходимо отметить и фондовый риск, так как российский фондовый рынок также пострадал в связи с наложенными ограничениями. Суммирующие риски включают:

• риск ликвидности;

• риск неплатежеспособности (банкротства);

• риск уменьшения уставного фонда;

• риск возникновения убытков (неполучения доходов).

Учитывая, что пандемию и санкции выше мы классифицировали как экономический и социальный макрокризис среднесрочного характера, целесообразно обратиться к теоретическим основам антикризисного управления. Как было отмечено выше, кризисные ситуации требует принятия соответствующих мер для их преодоления. Совокупность таких мер, а также мер по недопущению и предотвращению кризисных ситуаций образуют понятие антикризисного управления.

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

о. в

Среди данных мер выделяются меры превентивные и реактивные [5]. Превентивные меры включают в себя мониторинг и диагностику экономической среды, а также предприятия, на предмет потенциальных кризисных явлений в целях их прогнозирования и подготовки к ним. Один из наиболее ярких примеров такого рода мероприятий - это стресс-тестирование. Оно предполагает проверку устойчивости предприятия к различного рода шо-кам путем анализа взаимосвязи между показателями его деятельность. В результате делается вывод о степени готовности организации к тем или иным кризисным ситуациям, и, соответственно, разрабатывается план мероприятий по улучшению существующих недостатков.

Реактивные меры - это меры, применяемые для ликвидации негативных последствий кризисной ситуации при её наступлении. На первое место скорость реагирования на внезапные изменения и способность поддержания стабильного функционирования организации. Это, например, рефинансирование кредитных организаций со стороны государства. В силу внезапности как наступления пандемии COVID-19, так и введения санкций 2022 г., главная роль должна быть отведена именно реактивным мерам, что будет более подробно рассмотрено далее.

Исследуя влияние пандемии и экономических санкций на банковский сектор, можно выделить несколько основных моментов. По итогам исследования, проведенного на основе статистических данных Банка России, были получены следующие выводы. Пандемия COVID-19, основной удар от которой пришелся на 2020 и 2021 гг., в первую очередь, обострила кредитный риск. Несмотря на рост объема выданных кредитов (рис. 1), наблюдается снижение качества кредитного портфеля и рост просроченной задолженности (рис. 2).

50000 40000 30000 20000 10000 0

Нефинансовые организации Финансовые организации Индивидуальные предприниматели ^^—Государственные структуры Физлица

Рис. 1. Динамика абсолютных значений элементов кредитного портфеля банковского сектора, млрд руб. Источник: составлено автором на основе [6].

Просроченная задолженность по кредитам, выданным нефинансовым организациям, растет только в 2020 г. (349 млрд руб., 13,6%), а в 2021 г. - снижается на 373 млрд руб. (13%). Одновременно с этим растет объем просроченной задолженности по ссудам, выданным физическим лицам (2020 г. - 167 млрд руб. или 22%, 2021 г. - 76 млрд руб. или 8%).

3500 3000 2500 2000 1500 1000

I

I

.1

.1

2000 § ч

1500 й

01.01.2019 01.01.2020 I

I Нефинансовые организации I Индивидуальные предприниматели I -Просроченная задолженность всего

Финансовые организации Физлица

Рис. 2. Динамика просроченной задолженности

по элементам кредитного портфеля банковского сектора, млрд руб.

Источник: составлено автором на основе [6].

Кроме того, в 2021 г. также продолжались процессы реструктуризации кредитных договоров. На конец 2021 г. общий объем реструктурированной задолженности составил: по физическим лицам - 1004,5 млрд руб., по юридическим лицам - более 6 трлн руб., по субъектам МСП - 953 млрд руб. При этом особое внимание стоит уделить структуре реструктуризации именно по субъектам МСП (97% всех одобренных заявок - это заявки от МСП). По количеству на первом месте (около 50%) стоят предприятия оптовой и розничной торговли, далее (16,5%) - предприятия в области транспортировки и хранения товаров, а на третьем месте (9,5%) - гостиничный бизнес и общественное питание. По объему же ситуация следующая: 47,5% - предприятия, занимающейся операциями с недвижимостью, 17% - оптовая и розничная торговля, 7,4% - гостиничный бизнес и общепит [7].

Что касается санкций 2022 г., по части рестук-туризации в абсолютных величинах наблюдается следующая ситуация: за период с марта 2022 г. по март 2023 г. объем реструктуризации составил: по физическим лицам - 543 млрд руб., по субъектам МСП - 1287,9 млрд руб. По юридическим лицам остаток реструктурированной задолженности за данный период составил более 10 трлн руб. Более того, отмечается снижения процента одобренных заявок: в частности, доля одобренных заявок физических лиц упала с 61% до 46% [7]. Можно заключить, что кредитный риск растет и санкции 2022 г. усугубили сложившуюся на конец 2021 г. ситуацию.

В относительных же величинах отмечается значительный рост доли реструктурированных кредитов в общем объеме выданных ссуд корпоративному сектору (рис. 3). В особенности это коснулось ссуд крупным компаниям и нерезидентам -с 1 марта 2023 г. их доля выросла до 21%. Для российских компаний это обусловлено затруднением деловой активности в силу наложенных санкций, в частности, ограничениями в международной торговле. Для нерезидентов это стало последствием

4500

4000 о-

3500

2500

1000

500

500

0

0

как санкций в целом, так и реализации валютного риска в частности.

25 20 15 10 5

.г41

Реструктуризация кредитов крупным компаниям и нерезидентам (%) Реструктуризация кредитов МСП (%)

Рис. 3. Доля реструктурированных кредитов в кредитном портфеле юридических лиц,% Источник: [8].

С учетом специфики банковской деятельности и доминирующей доли выдаваемых ссуд в активах банков, данная ситуация повышает кредитный риск. В долгосрочной перспективе подобный рост объема реструктуризации кредитных договоров может привести к росту своеобразного кредитного пузыря в силу того, что платежи по ссудам просто откладываются во времени.

Другой не менее важной проблемой является отток длинных денег из банков. Как видно из рисунков 4 и 5, это касается как средств корпоративного сектора, так и средств физических лиц.

Средства на счетах Депозиты Депозиты Депозиты

организаций организаций до организаций организаций

востребования и сроком от 31 дня до сроком свыше 1

сроком до 30 дней 1 года года

■ 01.01.2019 ■ 01.01.2020 I 01.01.2021 ■ 01.01.2022 ■ 01.12.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Структура вкладов организаций по срокам, млрд руб.

Источник: составлено автором на основе [6].

При этом средства физических лиц представляют особый интерес. Предприятия больше нуждаются в деньгах для поддержания своей деятельности, что обуславливает их большую зависимость от депозитов. Для физических лиц же характерна большая вероятность полного оттока средств из кредитных организаций в связи с недоверием населения к банковской системе и предпочтением ими ликвидности.

Вклады физических лиц, при этом, крайне важны для банков в силу их дифференцированной: имея примерно такой же суммарный объем, как и средства организаций, вклады населений собираются из большего числа относительно меньших сумм, что делает данный источник ре-

сурсов более устойчивым в случае ухода оного из клиентов.

Таким образом, четко становится видна вторая главная проблема на данном этапе - снижение объема длинных денег у банков, что, в свою очередь, затрудняет их деятельность.

4000 2000

II

Средства на счетах Депозиты физлиц Депозиты физлиц Депозиты физлиц до востребования и сроком от 31 дня до сроком >1 года сроком до 30 дней 1 года

■ 01.01.2019 ■ 01.01.2020 01.01.2021 ■ 01.01.2022 ■ 01.12.2022

Рис. 5. Структура вкладов физических лиц по срокам, млрд руб.

Источник: составлено автором на основе [6].

Касательно санкций также стоит отметить рост валютного риска в связи с наложенными ограничениями. Особо важным становится вопрос девалю-тизации экономики и перехода на альтернативные, нетоксичные валюты (к токсичным относятся доллары, евро, фунты и иены).

Безусловно, на данный момент уже был принят ряд мер антикризисного управления со стороны государства. Господдержка является частью государственного антикризисного регулирования и включает меры, направленные на улучшение условий функционирования предприятий путем смягчения требований к ним или путем прямого воздействия -финансового или управленческого.

Снижение требований предполагает снижение или отмену каких-либо нормативов и лимитов на деятельность кредитных организаций. Так, например, по решению Банка России [9] были отменены макропруденциальные надбавки к коэффициентам риска по ряду выданных кредитов с 01 марта 2022 г., а также было отложено до 01 января 2023 г. введение макропруденциальных лимитов в отношении необеспеченных потребительских займов. Данные меры снизили требования к кредитным организациям, что позволило им выдавать больше кредитов, а также высвободить часть средств, которые иначе бы пошли в резервы. Это, в свою очередь, должно способствовать активизации экономической деятельности.

Кроме того, Банк России разрешил кредитным организациям не публиковать отчетность начиная с отечности за февраль 2022 г. в целях снижения рисков, связанных с санкциями со стороны западных стран [10].

Однако проблема качества кредитного портфеля и проблема длинных денег остаются нерешенными. Для выхода из сложившейся ситуации, на наш взгляд, необходимо: • постепенно возвращаться к докризисным регу-

ляторным мерам и ограничениям;

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

16000

14000

12000

10000

5000

6000

0

25000

20000

10000

5000

0

• стимулировать привлечение депозитов;

• использовать преимущества кредитных организаций в зависимости от их размера. Соответственно, мы предлагаем следующие рекомендации:

1) для возвращения к докризисным регуляторным нормам и ограничениям: создание программы постепенного возврата ограничений и отмены послаблений (разработка дорожной карты/плана по постепенному возвращению ограничений на регулярной основе, например, раз в квартал), оказание прямой финансовой поддержки КО;

2) для привлечения вкладов (решение проблемы длинных денег: повышение процентных ставок (в частности, по долгосрочным депозитам), предоставление льгот (по кредитам, налоговых льгот и т.п.) и дополнительных услуг (бесплатное финансовое консультирование);

3) с целью девалютизации экономики: стимулирование перехода на рубль (через стимулирование рублевых вкладов более выгодными условиями) и переход на альтернативные, нетоксичные валюты (юань, рупия и др.) путем стимулирования вкладов в них в противовес вкладам в токсичных валютах (лучшие условия, дополнительные услуги и т.п.).

Особое внимание стоит уделить использованию преимущества масштаба. В данном аспекте будет иметь смысл акцентировать внимание на развитии средних и малых кредитных организаций, так как они попали под влияние санкций в меньшей мере, чем крупные банки с универсальной лицензией или системно-значимые кредитные организации. В этой связи для таких КО имеет смысл расширить их бизнес-модели, а именно - в отношении участия в международных расчетах. На данный момент таким организациям уже разрешено участие в международных расчетах до 31 декабря 2023 года и рассматривается вопрос об изменении модели функционирования банков с базовой лицензией, поскольку наложенные на крупных игроков ограничения, вероятнее всего, быстро не снимут, да и в целом подобная позиция позволит расширить объем клиентской базы за рубежом. Обратной стороной подобного разрешения является, безусловно, рост валютного риска и зависимости от других стран. Для решения данной проблемы можно было бы ввести дополнительную систему контроля, которая будет ориентирована как раз на международные операции. Например, показатели, аналогичные нормативам ликвидности и показателю финансовой независимости, только рассчитываемые для международных операций. Необходимо также будет отдельно рассмотреть и создание резерва под непосредственно международные расчеты. Также потребуется поддержка со стороны СЗКО = и крупных КО: мелкие и средние КО не обладают е большим капиталом, что требуется для осущест-£3 вления ряда международных операций. Соответ-еЗ ственно, крупные КО и СЗКО могли бы оказать им ав поддержку в виде, например, гарантий или поручи-

тельства в данном вопросе. Со стороны самих же КО потребуется активное участие в международных расчетах, расширение деятельности на территории других стран.

Таким образом, пандемия COVID-19 и экономические санкции 2022 г. кризисные явления оказали серьезное воздействие на банковский сектор России и ее экономику в целом. Особую значимость имеют рост кредитного риска и рост риска ликвидности (проявляющегося в оттоке долгосрочных вкладов). Кроме того, санкции, в силу своей целенаправленности, также привели к росту валютного риска и ряда других рисков. Несмотря на это, на данный момент банковский сектор России относительно неплохо справляется с возникшими вызовами благодаря грамотному применению реактивных мер антикризисного управления со стороны государства. На данный момент особую важность представляют проблема снижения качества кредитного портфеля и роста просроченной задолженности, а также проблема длинных денег. Для их решения необходим возврат к докризисным регуляторным мерам, стимулирование привлечения долгосрочных вкладов, а также использование преимущества масштаба кредитных организаций.

Литература

1. Тектология: всеобщая организационная наука: в двух книгах / А.А. Богданов; редкол.: акад. Л.И. Абалкин (отв. ред.) [и др.]. - Москва: Экономика, 1989.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ. - 4-е изд. - Москва: Дело Лтд, 1994. - 720 с.

3. Демчук О.Н. Антикризисное управление: учеб. пособие / О.Н. Демчук, Т.А. Ефремова. - Москва: Флинта: МПСИ, 2009. - 256 с.

4. Финансово-кредитный словарь / гл. ред. Н.В. Гаретовский. В 3 т. Т. 3. 2-е изд., стереотип. - Москва: Финансы и статистика, 1994. -С. 69.

5. Костянская М.Р. Механизмы антикризисного управления в коммерческом банке для поддержания его финансовой устойчивости // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 3. С. 133-141. Б01: 10.17308/есоп.2020.3/3112

6. Статистические показатели банковского сектора Российской Федерации / Сайт Центрального Банка Российской Федерации. - URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/review/ (дата обращения: 29.03.2023).

7. Динамика реструктуризации кредитов населения и бизнеса / Сайт Центрального Банка Российской Федерации. - URL: https://cbr.ru/analyt-ics/drknb/ (дата обращения: 27.04.2023).

8. Обзор финансовой стабильности № 2 за 2-3 кварталы 2022 г., информационно-аналитический материал / Сайт Центрального Банка Российской Федерации. - URL: https://

cbr.ru/analytics/finstab/ofs/2_3_q_2022/ (дата обращения: 29.03.2023).

9. Меры Банка России по поддержке граждан и кредиторов // Официальный сайт Банка России: [сайт]. - 2022. - URL: https://www. cbr.ru/press/pr/?file=02032022_221303SUP_ MEAS02032022_191832.htm (дата обращения: 11.02.2023). - Текст: электронный.

10. Банк России принял решение временно сократить объем публикации отчетности кредитных организаций // Официальный сайт Банка России: [сайт]. - 2022. - URL: https:// cbr.ru/press/event/?id=12737 (дата обращения: 11.02.2023). - Текст: электронный.

THE COVID-19 PANDEMIC AND ECONOMIC SANCTIONS: ASSESSING THEIR IMPACT ON THE RUSSIAN BANKING SECTOR AS CRISIS-PROVOKING EVENTS

Dubova S.E., Legkiy I.P.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The COVID-19 pandemic and the economic sanctions of 2022 are among the most serious challenges faced by the Russian economy, and, in particular, the banking sector over the past few years. The scale of their influence makes it impossible to ignore them, especially given their proximity in time. The authors propose to consider the pandemic and sanctions as events that provoke crisis phenomena. They are classified as an economic and social macrocrisis of a medium-term nature due to which the paper substantiates the application of appropriate preventive and reactive anti-crisis management measures aimed at overcoming the identified problems hindering the development of the banking sector.

Keywords: crisis, risk, macrocrisis, crisis management, banking sector, COVID-19 pandemic, economic sanctions.

References

1. Tectology: general organizational science: in two books / A.A. Bogdanov; editorial board: Academician L.I. Abalkin (ed.) [et al.]. - Moscow: Ekonomika, 1989.

2. Blaug M. Economic thought in retrospect: Trans. from English -4th ed. - Moscow: Delo Ltd, 1994. - 720 p.

3. Demchuk O.N. Anti-crisis management: studies. manual / O.N. Demchuk, T.A. Efremova. - Moscow: Flint: MPSI, 2009. -256 p.

4. Financial and credit dictionary / gl. ed. N.V. Garetovsky. In 3 vols. 3. 2nd ed., stereotype. - Moscow: Finance and Statistics, 1994. - p. 69.

5. Kostyanskaya M.R. Mechanisms of crisis management in a commercial bank to maintain its financial stability // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2020. No. 3. pp. 133-141. B01: 10.17308/ecop.2020.3/3112

6. Statistical indicators of the banking sector of the Russian Federation / Website of the Central Bank of the Russian Federation. -URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/review / (accessed: 03.29.2023).

7. Dynamics of restructuring of loans to the population and business / Website of the Central Bank of the Russian Federation. -URL: https://cbr.ru/analytics/drknb / (accessed: 04.27.2023).

8. Financial Stability Review No. 2 for 2-3 quarters of 2022, information and analytical material / Website of the Central Bank of the Russian Federation. - URL: https://cbr.ru/analytics/finstab/ ofs/2_3_q_2022 / (accessed: 03.29.2023).

9. Measures of the Bank of Russia to support citizens and creditors // Official website of the Bank of Russia: [website]. -2022. - URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=02032022_ 221303SUP_MEAS02032022_191832.htm (accessed: 11.02.2023). - Text: electronic.

10. The Bank of Russia has decided to temporarily reduce the volume of publication of reports of credit institutions // Official website of the Bank of Russia: [website]. - 2022. - URL: https://cbr. ru/press/event/?id=12737 (accessed: 11.02.2023). - Text: electronic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.