УДК: 069.013 ББК: 85.113 (0)32 А43
Б01: 10.18688/аа188-8-73 А. А. Еремеева
Памятники античной архитектуры как объект музейной экспозиции. Открытое хранение Отдела античного мира в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня»
В декабре 2015 г. в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» (Фондохранилище Государственного Эрмитажа) открылось пять новых экспозиций Отдела античного мира, среди которых зал, посвященный античным архитектурным деталям, т. н. открытое хранение «Античная архитектура» (Е4-330). Предметы, представленные здесь, ранее хранились в закрытых для посетителей фондовых помещениях отдела в зданиях Нового Эрмитажа. Теперь экспонаты доступны для ознакомления не только узким специалистам, но и гостям музея — школьникам, студентам и всем любителям античной истории, архитектуры, археологии. Здесь же они могут ознакомиться с эпиграфическими материалами эрмитажного античного собрания.
Начало созданию открытых хранений в РХЦ «Старая Деревня» было положено в начале 2000-х годов, когда Ю. П. Калашник, будучи заведующим Отделом античного мира, поддержал намерение дирекции музея переместить часть коллекций из прежних запасников в новое фондохранилище.
Впоследствии, встав во главе отдела, эту деятельность продолжила и развила А. А. Трофимова, разработавшая основные концепции и экспозиционные образы всех открытых хранений Отдела античного мира. Дизайн выставочного оборудования и освещение были предложены ООО «Ликеон — музейные концепции и проекты».
В создании выставок принимали непосредственное участие сотрудники Отдела античного мира — Ю. П. Калашник, Д. Е. Чистов, И. В. Никулина, Н. К. Жижина и автор настоящей статьи. Большой вклад внесли хранители археологических коллекций (О. Ю. Соколова, Ю. И. Ильина, А. М. Бутягин, А. В. Кузнецов, Л. И. Давыдова, Е. В. Власова, А. Г. Букина, С. Л. Соловьев), предоставив для экспонирования и сами предметы, и информацию о них. По хранительским данным были подготовлены музейные документы — этикетаж и топографические описи, а на основе историко-археологических сведений были созданы текстовые экспликации.
По замыслу автора концепции в зале, посвященном архитектуре, предстояло создать экспозицию, общий вид которой походил бы на руины разрушенного античного дома. Желаемый эффект был достигнут — сегодня перед зрителем предстает доступная для восприятия экспозиция в новой современной форме.
Хронология выставленных в зале материалов охватывает почти тысячелетнюю историю развития античной архитектуры — с VI в. до н. э. по IV в. н. э. Часть коллекции архитектурных деталей происходит из археологических раскопок XIX в. на городищах Пантикапей, Танаис и Херсонес, а также из раскопок Ольвии начала ХХ в. Некоторые памятники в первые десятилетия советской власти были переданы из других организаций, где они оказались в силу разных исторических обстоятельств. Так, в 1926 г. отдельные предметы поступили из Госкино, в 1928 г. — из Петергофского и Зимнего дворцов (из библиотеки Александра II) поступили две мозаики. Во второй половине ХХ в. (до 1991 г.) собрание пополнялось за счет находок, обнаруженных в ходе работ Нимфейской, Березанской и Херсонесской археологических экспедиций Государственного Эрмитажа. Велика и доля предметов, являющихся разновременными покупками.
Экспозиция разбита на несколько сегментов. Центральный блок символизирует руины античного дома (Илл. 109). В верхней части ступенчатого подиума располагаются ордерные детали (капители и карнизы), в средней — элементы мозаичного убранства и декора стен, в нижней — предметы быта: например, ступки для растирания зерна, обломок маслодавильни; на экспозиции также представлены жертвенники.
Фрагмент мраморной кассеты с горгонейоном ^П вв. н. э. из Горгиппии прекрасно иллюстрирует римские приемы архитектурного декора, использованные в оформлении зданий на Боспоре, когда в храмах и других общественных зданиях широко применялась облицовка мраморными плитками [1, с. 209]. Тогда же стало модно украшать полы и стены зданий мозаикой. Изящным примером настенной мозаики III в. н. э. на экспозиции предстает панно в практически монохромном цветовом решении с изображением танцующей женщины.
Фигура юноши-скифа из Ольвии — уникальный образец местной скульптуры V в. до н. э., представляющий собой органичную часть архитектурного ансамбля [2, с. 212]. До этого времени для Северного Причерноморья практически нет сведений о существовании местной скульптурной традиции. Юноша изображен одетым в типичный для скифов облегающий тело «кафтан» с треугольным вырезом по шее. Схожая прическа и одеяние встречаются в изображениях скифов на произведениях торевтики. Скульптура была найдена в гимнасии, где стояла в нише в стене помещения с колодцем [4, с. 37]. Здание гимнасия за длительное время существования подвергалось нескольким перестройкам. Первоначально в нише располагалось отверстие для водопроводной трубы, и только во второй половине III в. до н. э. при очередной перепланировке в нишу была поставлена полуфигура юноши.
Скорее всего, в гимнасии скульптура оказалась после частичной реставрации, в ходе которой она была уподоблена герме — ей были добавлены подставки под руки и прямоугольное основание. В таком виде, по мнению Ю. И. Ильиной и А. В. Круглова, скульптура могла являть образ бога Гермеса. На левом плече фигуры имеется квадратное углу-
бление. Если считать, что оно предназначалось для укрепления атрибута, то им могла бы быть верхняя часть керикиона — прямой деревянной трости, увенчанной переплетенными фигурами двух обращенных головами друг к другу змей, которую обычно носили с собой глашатаи.
Среди экспонатов выставки особое внимание обращает на себя плита с карнизом из Пантикапея (I в. н. э.) [3, с. 541-542]. Карниз обрамлял водоем или фонтан, куда была подведена вода источника, возможно, целебного. Судя по надписи на карнизе, источник был каптирован царем Котисом I и передан в общее пользование. Интересна также плита с надписью IV — начала V в. н. э. из Пантикапея, сообщающая о построении башни при царе Тиберии Юлии Дуптуне [3, с. 74-75], чье имя по другим источникам нам неизвестно. Камень с надписью был, по-видимому, встроен в стену возведенной башни. Упоминание о воздвигнутой башне дает основание сопоставить этот факт со свидетельством Прокопия Кесарийского о восстановлении императором Юстинианом стен «города Боспора». Надпись отражает взаимоотношения Боспора с Римской империей в последний и наименее подробно освещенный в литературе и источниках период его исторического существования.
Отдельный экспозиционный блок в зале посвящен «дому Думберга» [5, с. 174], названному так по фамилии исследователя, в конце XIX в. открывшего эту богатую в архитектурном отношении постройку на городище Пантикапей. Здание, датированное II в. до н. э., располагалось перед акрополем и занимало одно из центральных мест на площади. «Дом Думберга» принадлежит к наиболее солидным зданиям ордерной архитектуры Пантикапея. Из этого богатого комплекса на экспозиции представлены барабаны колонн и капители (Илл. 110), сочетающие элементы ионийского и коринфского ордера. Капители были расписаны красной и синей краской, частично сохранившейся на поверхности.
Композиционно менее масштабные разделы экспозиции предназначены для показа ордерной архитектуры, прекрасным примером которой является часть архитрава (Илл. 111) римского времени из раскопок графа А. С. Уварова в XIX в. в Херсонесе. Архитектурная деталь относилась к святилищу Афродиты, что следует из вырезанной на ней надписи [6, р. 440]: «Авр(елий) Гермократ, сын Мирона, а по природе Тимофея, пожертвовал (оставшиеся) из расходных сумм агораномии 3000 денариев на храм Афродиты».
Античные здания были покрыты роскошной полихромной росписью. Изнутри богатые дома нередко также украшались расписной штукатуркой, пример которой можно видеть на стене архитектурной экспозиции: это часть отделки интерьера здания III-II вв. до н. э. в Херсонесе. Дополняет композицию зала стеклянный шкаф во всю стену, где представлены разнообразные архитектурные детали, а также фрагменты скульптуры, жертвенники, каменные светильники, весовые гири и пр.
В открытом хранении экспонируются несколько пьедесталов статуй, один из которых (база бронзовой статуи Секста Веттулена Кералиса I в. н. э. из Херсонеса [6, р. 421]), что интересно, вторично использовался в качестве основания пресса в винодельне (Илл. 111).
Таким образом, открытое хранение «Античная архитектура» в РХЦ «Старая Деревня» дает возможность широкому кругу посетителей познакомиться с собранием экспонатов, большая часть которых ранее не выставлялась, но, безусловно, достойна показа зрителям и более подробного освещения. Отмечу, что знакомство с архитектурным ордером, бытом и эстетикой античного города подается в открывшемся зале достаточно ёмко и нетривиально благодаря современным подходам к оформлению экспозиции как в плане организации пространства зала, так и в проектировке подиумов, подаче света и расстановке самих экспонатов.
На экспозиции «Античная архитектура», как и в других открытых хранениях Рестав-рационно-хранительского центра, нет этикеток в прямом смысле этого слова, но сотрудниками Отдела античного мира был подготовлен графический план и структурированная топография зала с описанием предметов по образцу этикетки. Также была составлена подробная экспликация, дабы не пренебрегать образовательной составляющей данного собрания экспонатов. Конечно, есть музеи, в которых принципиально не монтируются этикетки. Например, в Центре современной культуры и искусства «Инзель Хомбройх» (Museum Insel Hombroich) [7] в городе Нойс, недалеко от Дюссельдорфа, в Германии, где провозглашена идея гедонизма, они полностью отсутствуют: зачем знать, кто автор произведения или когда оно было создано, если и без этого можно получать эстетическое наслаждение от великолепия вещи? В таком подходе есть своя прелесть. Однако для крупного классического музея, коим является Государственный Эрмитаж, просветительская, образовательная функция важна. Мы должны попытаться донести до посетителя знания о предметах, которые хранятся в музее и представлены на выставках (помимо того, что рассказывается в экскурсиях).
Экспозиция «Античная архитектура» современна и демократична, что отличает ее от залов Отдела античного мира в Новом Эрмитаже, где экспонаты выставлены в классических интерьерах и витринах. Не отвергая всех несомненных достоинств традиционной подачи экспонатов, плюсом демократичности открытого хранения в РХЦ следует признать то, что здесь классический предмет представлен по-новому, с применением современного выставочного оборудования, и по-особому осмыслен. Это дает весьма широкие возможности для интерпретации вещи и связанной с ней темы: в данном случае экспозиция допускает иначе взглянуть на античную архитектуру, домостроительство и быт того времени, а большие пространства позволяют скомпоновать весь тематический материал в одном зале.
Музеи сегодня демонстрируют тенденции к демократизации и открытости, способность принимать различные формы, и открытые хранения Отдела античного мира в РХЦ «Старая Деревня» оказываются закономерным следствием данного явления. Это путь к новому типу художественной выставки, которая фокусирует внимание зрителя на теме, идее и предмете в условиях границ классического музея.
Литература
1. Кобылина М. М. Архитектура // Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. — М.: Наука, 1984. — C. 207-210.
2. Кобылина М. М. Скульптура // Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. — М.: Наука, 1984. — C. 212-214.
3. Корпус Боспорских Надписей. — М.; Л.: Наука, 1965. — 952 с.
4. Леви Е. И. Ольвия // Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. — М.: Наука,1984. — C. 34-39.
5. Марченко И. Д. О планировке северного района Пантикапея (к проблеме изучения агоры) // СА. — 1979. — № 2. — C. 164-178.
6. Inscriptiones antiquae orae septentionalis Ponti Euxini gracae et latinae. — Vol. 1. / Iterum edidit Basilius Latyschev. — Petropoli, 1916. — 594 p.
7. Museum Insel Hombroich. URL: http://www.inselhombroich.de/en/museum-insel-hombroich/muse-um/ (дата обращения: 10.12.2016).
Название статьи. Памятники античной архитектуры как объект музейной экспозиции. Открытое хранение Отдела античного мира в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня».
Сведения об авторе. Еремеева Анна Алексеевна — младший научный сотрудник. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. [email protected]
Аннотация. В декабре 2015 г. в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» (Фондохранилище Государственного Эрмитажа) открылось пять новых экспозиций Отдела античного мира, среди которых зал, посвященный античным архитектурным деталям, т. н. «Античная архитектура». Предметы, представленные здесь, ранее хранились в закрытых для посетителей кладовых отдела в Новом Эрмитаже. Теперь экспонаты доступны для ознакомления не только узким специалистам, но и школьникам, студентам и всем любителям античной истории, архитектуры, археологии и эпиграфики. В зале представлены античные архитектурные детали IV в. до н. э. — IV в. н. э. из раскопок Ольвии, Боспорского царства, Херсонеса, Нимфея, а также разновременные покупки. Экспозиция выстроена в виде руин античного здания с применением современного выставочного оборудования и освещения. Открытое хранение «Античная архитектура» в РХЦ «Старая Деревня» — это новый тип художественной выставки в условиях границ классического музея.
Ключевые слова: архитектура; музееведение; античная археология; эпиграфика.
Title. Monuments of the Classical Antique Architecture as the Object of a Museum Exposition. The Open Storage of the Department of Classical Antiquities at the Restoration and Storage Centre "Staraia Derevnia".
Author. Eremeeva, Anna Alexeevna — researcher, Department of Classical Antiquities. The State Hermitage Museum, Dvortsovaia nab., 34, 191186 St. Petersburg, Russian Federation. [email protected]
Abstract. In December 2015 five new galleries of the Department of Classical Antiquities were opened at the Hermitage Restoration and Storage Centre "Staraia Derevnia" (Old Village), including a room devoted to ancient architectural details, the so-called "Classical Antique Architecture". Previously the exhibits were deposited at the New Hermitage, in the storage rooms that were unattended by the visitors. Now the exhibits are available for research by not only the specialists, but also by schoolchildren, students and all those who admire and study ancient history, architecture, archaeology and epigraphy. The room contains antique architectural details that date back to the period from the 4th century BC to the 4th century AD from Olbia, the Bosporan Kingdom, Chersonese, and Nymphea. The exposition is designed as a presentation of the ruins of ancient buildings, but supported with contemporary exhibition equipment and lighting. The open depository "Ancient Architecture" in the Restoration and Storage Centre of "Staraia Derevnia" is the new type of the art exhibition in the museum with classical traditions and interior limitations.
Keywords: architecture; museology; Classical archaeology; epigraphy; museum depositories.
References
Kobylina M. M. The Architecture. The Archeology of USSR. Antichnye gosudarstva Severnogo Pricherno-mor'ia (The Antique States of The Nothern Pontic Area). Moscow, Nauka Publ., 1984, pp. 207-210 (in Russian).
Kobylina M. M. The Sculpture. Arheologiia SSSR. Antichnye gosudarstva Severnogo Prichernomor'ia (The Archeology of USSR. The Antique States of The Nothern Pontic Area). Moscow, Nauka Publ., 1984, pp. 212-214 (in Russian).
Korpus Bosporskih Nadpisei (The Corpus of the Bosporan Inscriptions). Moscow; Leningrad, Nauka Publ., 1965. 952 p. (in Russian).
Latyschev B. (ed.). Inscriptiones antiquae orae septentionalis Ponti Euxinigracae et latinae, vol. 1.2. Petropoli, The Russian Academy of Sciences Publ., 1916. 594 p. (in Latin).
Levi E. I. Olbia. Arheologiia SSSR. Antichnye gosudarstva Severnogo Prichernomor'ia (The Archeology of USSR. The Antique States of The Nothern Pontiq Area). Moscow, Nauka Publ., 1984, pp. 34-39 (in Russian).
Marchenko I. D. About the Plan of the Northern Part of Panticapaeum (The Problem of the Research of the Agora). Soviet Archeology, 1979, no. 2, pp. 164-178 (in Russian).
Museum Insel Hombroich. Available at: http://www.inselhombroich.de/en/museum-insel-hombroich/ museum/ (accessed 10 December 2016).