УДК: 069.013
ББК: 85.113(0)32
DOI: 10.18688/aa2212-09-61
А. А. Еремеева
Studiensammlung «Античный лапидарий» в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» как пример экспонирования эпиграфических источников
Studiensammlung (нем. — учебное собрание) — знаковое явление в европейской культуре эпохи классицизма, когда при музеях и университетах стало популярно создавать открытые хранения предметов искусства и научных материалов как наглядные пособия для студентов, учёных, коллекционеров. Подобные собрания не потеряли своей актуальности и ныне, о чём свидетельствует их популярность на экспозициях Римско-гер-манского музея в Кёльне, Венского университета, Британского музея и многих других.
В Studiensammlung Отдела античного мира Государственного Эрмитажа (Илл. 80), открытом для посещения в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» в 2015 г., представлено около девяти десятков эпиграфических памятников, за небольшим исключением происходящих из региона Северного Причерноморья. Хронология материалов, выставленных в зале под названием «Античный лапидарий», охватывает девятьсот лет истории развития древнегреческой эпиграфики: с VI в. до н. э. по III в. н. э. Каждый из выставленных документов имеет своё значение для реконструкции истории региона.
Большая часть коллекции собрана за счёт археологических раскопок, проводившихся в XIX в. на городище Танаис и в Горгиппии, на рубеже XIX-XX вв. — в Пантикапее и в начале XX в. — в Ольвии. Велика доля предметов, являющихся разновременными покупками. Так, многие горгиппийские надписи, представленные в зале, были куплены Н. И. Веселовским в 1908 г. в Анапе. Пополнили фонды Эрмитажа в силу различных исторических обстоятельств эпиграфические памятники из частных собраний Строгановых и Н. П. Лихачёва, а также из коллекций Академии художеств и Ленинградского историко-лингвистического института (ЛИЛИ). В середине — второй половине XX в. ценным дополнением к эрмитажному собранию стали находки Нимфейской, Березан-ской и Херсонесской археологических экспедиций Государственного Эрмитажа, ныне включённые в число экспонирующихся предметов.
В зале представлены надписи на каменных плитах, граффити на сосудах и кости, а также письма на свинцовых табличках. Для большинства эпиграфических памятников, доступных для осмотра в открытом хранении, характерна привычная нам манера написания строк слева направо, но присутствуют и надписи, начертанные в стиле
«бустрофедон» (др.-греч. — как быки поворачивают на пашне), когда чередовались противоположно направленные строки. Надписи данного стиля относятся к эпохе архаики и являются отголоском традиции ретроградного письма, заимствованной греками вместе с алфавитом у финикийцев [10, с. 148]. На экспозиции стиль «бустрофедон» хорошо иллюстрирует архаическое граффити из Ольвии на костяном амулете V в. до н. э. (Илл. 81, инв. № 0л.-1200), перевод которого гласит: «Будь у меня святым» [13, с. 10-11]. Надпись, скорее всего, имеет женское авторство. По мнению И. И. Толстого, подобный костяной талисман мог быть подарен любимому человеку с пожеланием ему быть серьезным, уважаемым и честным [13, с. 10-11].
Примером другого стиля — «стойхедон» (др.-греч. — расставление в ряды) — на экспозиции может служить обломок лапидарной надписи IV в. до н. э. из Ольвии (Илл. 82, инв. № ГР-20092 [16, № 307]) со следами красной краски на буквах. Характерной особенностью этого стиля было то, что буквы наносились по предварительно расчерченной разметке, рядами, выровненными и горизонтально, и вертикально, что мы и наблюдаем на примере ольвийской надписи. «Стойхедон» был основным стилем лапидарного письма в Аттике со второй половины VI по конец IV в. до н. э. [10, с. 148].
Необычный вариант написания строк представлен граффити на не покрытой лаком чаше из Ольвии (Илл. 83, инв. № 0л.-3802), датирующимся специалистами первой половиной IV в. до н. э. [1, с. 122]. Надпись сделана по спирали от внутреннего края сосуда к центру и описывает три полных круга. Это магическое заклятие с целью заставить противника говорить на суде исключительно правду [1, с. 121-126; 16, р. 165-166]. По мнению А. В. Белоусова, надпись выполнена по спирали не случайно: символика круга и спирали как замыкающихся на себе пространства и времени играли в античной магии одну из ключевых ролей [1, с. 126].
В зале выставлено несколько образцов латинских надписей римского периода, поступивших в Государственный Эрмитаж из собрания Н. П. Лихачева [9], но памятники древнегреческой эпиграфики составляют основную часть экспозиции коллекции. Лапидарные источники, кроме тех, которые не поддаются восстановлению, можно рассмотреть по категориям. Особого внимания заслуживают декреты о предоставлении права пользования гостеприимством (проксении), почетные декреты, акты отпуска рабов (манумиссии), а также посвящения богам. Кроме того, в «Античном лапидарии» можно ознакомиться с застольными граффити, свинцовыми письмами на бытовые темы и надписями на амулетах, как упоминалось выше.
Для начала, обратимся к декретам о предоставлении права пользования гостеприимством. В коллекции присутствуют проксении из Пантикапея (инв. №№ П.1864-38 [7, № 1, с. 13-15], П.1875-448 [7, № 3, с. 16], П.1870-138 [7, № 2, с. 15-16]), Месембрии (инв. № ГР-5000 [18, № 309, р. 154-155]) и Херсонеса (инв. № Х.1897.83 [17, № 340]). Остановимся на проксении хорошей сохранности из раскопок Пантикапея (Илл. 84, инв. № П.1864-38 [7, № 1, с. 13-15]), которая представляет собой бесспорное свидетельство того, что на Боспоре при Спартокидах проксении издавались единолично правителем государства. Таким образом, надпись отражает характерную особенность государственного строя Боспора —- сосредоточение в руках единоличного правителя таких прерогатив, какие в греческих полисах обычно принадлежали совету и народному собранию [6], как мы
это видим на примере херсонесского декрета (инв. № Х.1897.83 [17, №340]) III в. до н. э., также представленного на выставке. Проксения из Пантикапея относится ко времени правления Перисада I (344-310 гг. до н. э.), скорее всего, к последнему периоду царствования. Перисад предоставил право пользования гостеприимством жителю города Амиса (понтийской колонии на южном берегу Понта; также — Пирей, Помпейополь), с которым у Боспора существовали тесные взаимоотношения [7, № 1, с. 13-15].
Стоит отметить, что на выставке представлен такой важный документ, как часть херсонесского почётного декрета II в. до н. э. (Илл. 85, инв. № Х.1898.26 [17, № 353]). Этот памятник, обнаруженный при раскопках в Херсонесе в 1898 г., представляет собой весьма скромный с виду фрагмент каменной обработанной плиты величиной с две ладони. Аккуратными ровными строчками идут прорезанные на дорогом привозном мраморе древнегреческие буквы, в прошлом подчёркнутые теперь уже не сохранившейся краской. Слова, по тогдашней письменной традиции, не разделены пробелами. Частично уцелевший текст документа [17, № 353], по сути, представляет собой псефизму (постановление) в честь отряда херсонесского ополчения, состоявшего из «граждан цветущего возраста», которые победили в открытом бою скифов и отвоевали у них Прекрасную Гавань [15, с. 7; 11, с. 248] — владение Херсонеса в северо-западной части Тавриды. Доблестные воины, отличившиеся в этой компании, были удостоены ежегодного чествования, а сам документ, высеченный на мраморной плите, предписывалось выставить в проходной части храма, посвящённого одной из богинь-покровительниц Херсонеса [17, № 353], что представляется весьма интересным фактом, дополняющим описания традиций того времени. Таким образом, рассматриваемый нами декрет не только помогает восстановить «слепые» моменты античной истории, а именно подробности отвое-вания Калос Лимена в ходе драматически протекавших скифско-херсонесских войн, — но и описывает малоизвестные особенности культурной, религиозной и общественной жизни эллинистического Херсонеса.
На экспозиции представлены и манумиссии (инв. №№ Гп.20 [7, № 1123, с. 656-657], Гп.17 [7, № 1125, с. 658-659]). Например, в надписи I — начала II в. н. э. из Горгиппии (Илл. 86, инв. № Гп.20 [7, № 1123, с. 656-657] зафиксирован акт отпуска на волю рабыни посредством посвящения её молельне. На плите сохранились остатки сильно стёртых в некоторых местах строк. В 60-80-е гг. XIX в. поверх стёртых букв, по мнению А. И. Бол-туновой, была нанесена новая резьба, которая исполнена другим инструментом и, очевидно, имела цель подновить надпись. Там, где буквы сохранились плохо, резчик наносил резьбу наудачу [2, с. 168; 7, № 1123, с. 657]. Это обстоятельство, однако, не умаляет значения памятника для эпиграфического исследования.
В зале представлены надписи римского времени на строительную тематику. Интересны два идентичных текста второго-третьего десятилетий III в. н. э. из Танаиса — о восстановлении разрушенной временем стены. Оригиналом считается надпись на мраморе с вырезанной в верхней части плиты тамгой — родовым знаком царя Рескупо-рида III (Илл. 87, инв. № ТН-298 [7, № 1248, с. 738-740]). Вторая надпись выполнена на известняковой плите без родового знака, в упрощённом оформлении (инв. № ТН-299 [7, № 1246. с. 737-738]). Примечательно, что обе плиты были обнаружены в разных частях городища Танаис в одном и том же 1853 г.
Большую часть экспозиции занимают надписи фиасов римского времени из Танаиса [7, №№ 1286, 1288, 1264, 1276, 1268, 1252, 1244, 1260а, 1260, 1278, 1277, 1287, 1246, 1269, 1284, 1228], Горгиппии [7, №№ 1135, 1134, 1123, 1158, 1147, 1174, 1160, 1218, 1210, 1141, 1208, 1209, 1211, 1182, 1186], а также Пантикапея [7, №№ 870, 849]. Фиасы — античные частные сообщества, во многом напоминающие храмовые общины [5, с. 6-8], на Боспоре фиксируются с первых веков н. э. В зале представлено несколько надписей фиасов из Та-наиса с посвящением Богу Высочайшему (инв. №№ ТН-323 [7, № 1278, с. 765-767], ТН-325 [7, № 1277, с. 763-765], ТН-324 [7, № 1287, с. 778-780] и др.), чей культ возник путём слияния сарматских и греческих верований, не без достаточно сильного влияния иудаизма. В Танаисе первых веков н. э. культ играл важнейшую роль, которая была подкреплена необходимостью интеграции военных переселенцев-сарматов в гражданскую жизнь города [4, с. 385] Как следует из текста горгиппийской надписи второй половины II — начала III в. н. э. (Илл. 88, инв. № Гп.1908-1 [7, № 1134, с. 665-668]), в городах Боспора были фиасы, объединявшие людей одной профессии, в данном конкретном случае навклеров — судовладельцев. Интересно, что союзу оказывает покровительство боспорский царь Савромат II, а во главе фиаса стоят представители государственной власти высокого ранга — наместник Горгиппии и др. Кроме того, надпись свидетельствует о существовании в городе культа Посейдона.
Весьма примечательны надписи с посвящениями Ахиллу Понтарху (т. е. «Владыке Понта») из раскопок на о. Березань в 1980-е гг. (инв. №№ Б.89-375 [14, № 271, с. 146-147], Б.89-376 [14, № 272, с. 148], Илл. 89, инв. № Б.88 -149 [14, № 270, с. 144-145]). Ахилл — легендарный герой Троянского цикла, в античное время нередко приравнивался к богам. В Ольвии римского времени культ Ахилла имел статус государственного. Стоит отметить, что все посвящения Ахиллу Понтарху, как и посвящение Ахиллу Герою (инв. № Б.64-259 [8, № 90, с. 82-83; 14, № 273, с. 149]), составлены от имени должностных лиц государства, либо жрецов, и обнаружены не в самом городе, а вдоль границ Ольвийского полиса, включая и надписи, представленные на выставке, происходящие из раскопок поселения на о. Березань. Согласно одному из предположений, посвящения Ахиллу служили своего рода пограничными камнями [14, с. 145-146]. Наравне с Ахиллом Понтархом в Ольвии первых веков новой эры официально почитался Аполлон Простат (т. е. защитник), посвящения которому также можно видеть на экспозиции (Илл. 90, инв. № Ол.1444 [17, № 95, р. 127-28], инв. № Ол.18164 [17, № 85, р. 118-119]). Первое из указанных посвящений выполнено на мраморной плите, которая была частью древней постройки, судя по сохранившемуся вверху слева углублению для железной скрепы, а также — по отдельным кантикам для примыкания соседних плит.
* * *
В заключение краткого обзора основных категорий предметов из открытого хранения «Античный лапидарий» в фондохранилище Государственного Эрмитажа, очевидны выводы об уникальности и многоплановости представленной для свободного посещения коллекции. Помимо эпиграфистов, изучающих особенности хронологии и палеографии локальных вариантов древнегреческой письменности, собрание надписей Отдела античного мира бесспорно должно привлечь интересующихся историей
школьников и студентов профильных кафедр высших учебных заведений [3, с. 3]. Важность и польза открытого хранения для историков и археологов определяются тем, что в зале собрана редчайшая коллекция документов, которые порой могут быть единственным источником для восстановления исторических событий и уточнения знаний о государственном строе, официальных религиозных культах в греческих колониях Северного Причерноморья, о частной и общественной жизни жителей античных городов в регионе. Как отмечают многие специалисты, древние авторы не всегда уделяли достаточно внимания периферии греческого мира, но эпиграфические памятники помогают восполнить подобные пробелы [12, с. 4].
Литература
1. Белоусов А. В. Некоторые особенности ольвийских заклятий на керамике в контексте греческих магических практик // Eminak, 4 (16). Киев; Николаев, 2016. — С. 113-128.
2. Болтунова А. И. К надписи IOSPE II, 400// Вестник древней истории. — 1954. — № 1. — С. 168-178.
3. Болтунова А. И., Книпович Т. Н. Очерк истории греческого лапидарного письма на Боспоре // Нумизматика и Эпиграфика. III. М., 1962. — С. 3-31.
4. Вдовиченков Е. В. Религиозные практики сармато-боспорского пограничья на примере культа Бога Высочайшего // Цивилизация и варварство, 4, М.: Аквилон, 2015. — С. 385-396.
5. Завойкина Н. В. Боспорские фиасы: между полисом и монархией. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2013. — 288 с.
6. Каллистов Д. П. Боспорский декрет Перисада о даровании проксении пирейцу // Проблемы социально-экономической истории Древнего мира. М.; Л., 1963. — С. 317-338.
7. Корпус боспорских надписей (КБН). М.; Л.: Наука, 1965. — 951 с.
8. Книпович Т. Н., Леви Е. И. Надписи Ольвии (1917-1965). Л.: Наука,1968. — 133 с.
9. Мещерская Е. Н., Пиотровская Е. К. Музей палеографии академика Н. П. Лихачева и его судьба (1925-1930) // «Звучат лишь письмена...»: к 150-летию со дня рождения академика Николая Петровича Лихачева: каталог выст. [в Гос. Эрмитаже, СПб., 20.04-22.07.2012], СПб.: Изд-во ГЭ, 2012. — С. 49-64.
10. Павличенко Н. А. Письменные памятники античности // «Звучат лишь письмена.»: к 150-летию со дня рождения академика Николая Петровича Лихачева: каталог выст. [в Гос. Эрмитаже, С.-Петербург, 20.04-22.07.2012]. СПб: Изд-во ГЭ, 2012. — С. 148-150.
11. Смекалова Т. Н., Кутайсов В. А. Материалы к археологической карте Крыма. Вып. XVIII, Археологические атласы Северного Причерноморья, т. 2. — СПб.: Алетейя, 2017. — 448 с.
12. Соломоник Э. И. Древние надписи Крыма. Киев: Наукова думка, 1988. 112 с.
13. Толстой И. И. Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья, М., Л.: Академия наук СССР, 1953. — 154 с.
14. Тохтасьев С. Р. Каталожные описания № 256-273// Борисфен-Березань. К 120-летию археологических раскопок на острове Березань. Каталог выставки. СПб.: Изд-во ГЭ, 2005. — С. 136-149.
15. Уженцев В. Б. Эллины и варвары Прекрасной Гавани (Калос Лимен в IV в. до н. э. — II в.н. э.). Симферополь: Сонат, 2006. — 248 с.
16. Belousov A. V. To Bind Your Enemies: Some Specific Features of Olbian Defixiones in the General Context of Greek magic // Violence in Prehistory and Antiquity / Ed. E. Nemeth. Die Gewalt in der Vorgeschichte und im Altertum. Kaiserslautern und Mehlingen. — Parthenon Verlag, 2018. — S. 121-122.
17. Inscriptiones antiquae orae septentionalis Ponti Euxini gracae et latinae.Vol. 1.2. / Iterum edidit B. Latyschev. Petropoli, 1916. — 594 р.
18. Inscriptiones Graeca in Bulgaria repertae / Ed. G. Michailov. Vol. 1. Serdicae, 1956. — 495 р.
Название статьи. Studiensammlung «Античный лапидарий» в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» как пример экспонирования эпиграфических источников
Сведения об авторе. Еремеева, Анна Алексеевна — младший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. a.eremeeva2014@ yandex.ru ORCID: 0000-0001-7903-4737
Аннотация. Studiensammlung (нем. — учебное собрание) — знаковое явление в европейской культуре эпохи классицизма, когда при музеях и университетах стало популярно создавать открытые хранения предметов искусства и научных материалов как наглядные живые пособия для студентов, учёных, коллекционеров. Подобные собрания не потеряли своей актуальности и ныне, о чём свидетельствует их популярность на экспозициях Римско-германского музея в Кёльне, Венского университета, Британского музея и многих других. В Studiensammlung Отдела античного мира Государственного Эрмитажа, открытом для посещения в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» в 2015 г., представлено около девяноста эпиграфических памятников из археологических раскопок XIX-XX вв. в Северном Причерноморье. Хронология материалов, выставленных в зале под названием «Античный лапидарий», охватывает девятьсот лет истории развития древнегреческой эпиграфики: с VI в. до н. э. по III в. н. э. Каждый из выставленных памтников имеет своё значение для реконструкции истории региона. Большая часть коллекции составлена из материалов археологических раскопок в XIX в. на городище Танаис и в Горгиппии, на рубеже XIX — XX вв. — в Пантикапее и в начале XX в. — в Ольвии. Велика доля предметов, являющихся разновременными покупками. Так, многие горгиппийские надписи, представленные в зале, были куплены Н. И. Веселовским в 1908 г. в Анапе. Пополнили фонды Эрмитажа в силу различных исторических обстоятельств эпиграфические памятники из частных собраний Строгановых и Н. П. Лихачёва, а также из коллекций Академии художеств и Ленинградского историко-лингвистического института (ЛИЛИ). В середине — второй половине XX в. ценным дополнением к эрмитажному собранию стали находки Нимфейской, Березанской и Херсонесской археологических экспедиций Государственного Эрмитажа, ныне включённые в число экспонирующихся предметов. В зале представлены латинские надписи, но памятники древнегреческой эпиграфики составляют основную часть экспозиции коллекции. Лапидарные источники, кроме тех, которые не поддаются восстановлению, можно рассмотреть по категориям. Особого внимания заслуживают декреты о предоставлении права пользования гостеприимством (проксении), почётные декреты, акты отпуска рабов (манумиссии), а также посвящения богам. Кроме того, в «Античном лапидарии» можно ознакомиться с застольными граффити, надписями на амулетах и свинцовыми письмами на бытовые темы. Очевидны выводы об уникальности и многоплановости представленной для свободного посещения коллекции. Помимо эпиграфистов, изучающих особенности хронологии и палеографии локальных вариантов древнегреческой письменности, собрание надписей Отдела античного мира бесспорно должно привлечь интересующихся историей школьников и студентов профильных кафедр высших учебных заведений. Важность и польза открытого хранения для историков и археологов определяются тем, что в зале собрана редчайшая коллекция документов, которые порой являются единственным источником для восстановления исторических событий и уточнения знаний о государственном строе, официальных религиозных культах в греческих колониях Северного Причерноморья, о частной и общественной жизни жителей античных городов в регионе. Древние авторы не всегда уделяли достаточно внимания периферии греческого мира, но эпиграфические памятники помогают восполнить подобные пробелы.
Ключевые слова: Античность, древнегреческие надписи, лапидарий, новая экспозиция, Северное Причерноморье
Title. Studiensammlung "Antique Lapidarium" in the Restoration and Storage Center "Staraya Derevnya" as an Example of Epigraphic Texts Exposure
Author. Eremeeva, Anna A. — researcher. The State Hermitage Museum, Dvortsovaia nab. 34, 191186 St Petersburg, Russian Federation. [email protected] ORCID: 0000-0001-7903-4737
Abstract. Studiensammlung is a phenomenon originating from the Classicist European tradition of creating open storages of pieces of art and scientific materials available at museums and universities as visual aids for students, scholars and collectors. Such collections have not lost their relevance today, as evidenced by their popularity at the Römisch-Germanisches Museum at Cologne, the University of Vienna, the British Museum and many others. Studiensammlung of the Hermitage Department of Greek and Roman Antiquities was opened for visitors at the Restoration and Storage Center "Staraya Derevnya" in 2015. About ninety epigraphic texts from archaeological sites in the Northern Black Sea region which were excavated in the 19th-20th centuries are
presented here. The chronology of materials exhibited in the open storage "Antique Lapidarium" covers nine hundred years of Ancient Greek epigraphy: from the 6th century BC to the 3rd century AD. Each of the documents exhibited has its own significance for the reconstruction of the history of the region. The greater part of the collection was formed by the finds from archaeological excavations of the 19th century at the ancient sites of Tanais and Gorgippia, at the edge of 19th and 20th centuries in Panticapaeum and at the dawn of the 20th century in Olbia. Plenty of the pieces were purchased at different times. For example, many Gorgippian inscriptions were bought by N. I. Veselovsky in 1908 in Anapa. Due to various historical circumstances the Hermitage funds were replenished by epigraphic monuments from private collections of the Stroganovs and N. P. Likhachev, as well as from the collections of the Academy of Fine Arts and the Leningrad Historical and Linguistic Institute. In the mid-20th century and its second half, the Nymphaeum, Berezan and Chersonese archaeological expeditions of the State Hermitage made an invaluable contribution to the funds. Latin inscriptions are presented at the exhibition, but the monuments of ancient Greek epigraphy make up its bulk. Lapidary sources, except for those that are not amenable to recovery, can be considered by category. Particularly noteworthy are proxenoi, honorary decrees and manumissions, as well as dedications to gods. In addition, in the "Ancient Lapidarium" one can find table graffiti, inscriptions on amulets, and lead letters concerning workaday topics. The conclusions about the unique character and diversity of the collection are obvious. In addition to epigraphists who study the nuances of the chronology and paleography of local versions of ancient Greek writing, the collection of inscriptions of the Department of Greek and Roman Antiquities should undoubtedly attract schoolchildren and students of specialized departments of higher educational institutions. The importance and benefits of open storage for historians and archaeologists are determined by the fact that the gallery contains a rare collection of documents, which sometimes are the only source for restoring historical events and clarifying knowledge about the state system, official religious cults in the Greek colonies of the Northern Black Sea region, about private and social life of residents of ancient cities in the region. Ancient authors did not always pay enough attention to the periphery of the Greek world, but epigraphic monuments help fill such gaps in.
Keywords: Classical antiquity, Ancient Greek inscriptions, Lapidarium, new exposition, Northern Black Sea region
References
Belousov A. V. Some Specific Features of Olbian Defixiones on Ceramics in the Context of Greek Magic Practices. Eminak, iss. 4 (16). Kiev; Nikolaev, 2016, pp. 113-128 (in Russian).
Belousov A. V. To Bind Your Enemies: Some Specific Features of Olbian Defixiones in the General Context of Greek Magic. Nemeth E. (ed.). Violence in Prehistory and Antiquity. Die Gewalt in der Vorgeschichte und im Altertum. Kaiserslautern und Mehlingen, 2018, pp. 121-122.
Boltunova A. I. About the Inscription from IOSPE II, 400. Journal of Ancient History, Moscow, 1954, no. 1, pp. 168-178 (in Russian).
Boltunova A. I.; Knipovich T. N. Outline of the History of Greek Lapidary Writing in the Bosporus. Nu-mizmatika i Epigrafika (Numismatics and Epigraphy), iss. 3. Moscow, 1962, pp. 3-31 (in Russian).
Kallistov D. P. The Bosporus Decree of Perisades on the Granting of Proxenia to Pereus. Problemy sotsi-alno-ekonomicheskoi istorii Drevnego mira (Problems of the Socio-Economic History of the Ancient World). Moscow; Leningrad, 1963, pp. 317-338 (in Russian).
Knipovich T. N.; Levi E. I. Nadpisi Olvii (1917-1965) (Inscriptions from Olbia (1917-1965)). Leningrad, Nauka Publ, 1968. 133 p. (in Russian).
Korpus bosporskikh nadpisei (The Corpus of Bosporan Inscriptions). Moscow; Leningrad, Nauka Publ., 1965. 951 p. (in Russian).
Latyschev B. (ed.). Inscriptiones antiquae orae septentionalis Ponti Euxinigracae et latinae, vol. 1.2. Petropoli, 1916. 594 p. (in Latin).
Meshcherskaia E. N.; Piotrovskaia E. K. The Museum of Paleography of Academician N. P. Likhachev and Its Fate (1925-1930). "Zvuchat lish'pis'mena...": k 150-letiiu so dnia rozhdeniia akademika N. P. Likhacheva ("Only Writings Sound..": Dedicated to the 150th Anniversary of Academician Nikolai P. Likhachev: Exhibition Catalogue, 20.04-22.07.2012). St. Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2012, pp. 49-64 (in Russian).
Michailov G. (ed.). Inscriptiones Graeca in Bulgaria repertae, vol. 1. Serdicae, 1956. 495 p. (in Latin).
Pavlichenko N. A. The Written Monuments of Antiquity. "Zvuchat lish'pis'mena...": k 150-letiiu so dnia rozh-deniia akademika N. P. Likhacheva ("Only Writings Sound..": Dedicated to the 150th Anniversary of Academician Nikolai P.Likhachev: Exhibition Catalogue, 20.04-22.07.2012). St. Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2012, pp. 148-150 (in Russian).
Smekalova T. N.; Kutaisov V. A. The Materials for the Archaeological Map of Crimea, iss. 18, Arkheologicheskie atlasy Severnogo Prichernomor'ia, vol. 2. St. Petersburg, Aletheia Publ., 2017. 448 p. (in Russian).
Solomonik E. I. Drevnie nadpisi Kryma (Ancient Inscriptions of Crimea). Kiev, Naukova dumka Publ., 1988. 112 p. (in Russian).
Tokhtas'ev S. R. Cat. nos. 256-273. Borisfen-Berezan'. K 120-letiiu arkheologicheskikh raskopok na ostrove Berezan' (Borisfen-Berezan. To the 120th Anniversary of Archaeological Excavations on Berezan Island). St. Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2005, pp. 36-149 (in Russian).
Tolstoi I. I. Grecheskie graffiti drevnikh gorodov Severnogo Prichernomor'ia (Greek Graffiti of the Ancient Cities of the Northern Black Sea Region). Moscow; Leningrad, Academy of Sciences USSR Publ, 1953. 154 p. (in Russian).
Uzhentsev V. B. Elliny i varvary Prekrasnoi Gavani (Kalos Limen v 4 v. do n. e. — 2 v. n. e.) (Greeks and Barbarians of Kalos Limen (Kalos Limen in 4 c. BC — 2 c. AD)). Simferopol, Sonat Publ, 2006. 248 p. (in Russian).
Vdovichenkov E. V. Religious Practices of the Sarmatian-Bosporus Borderlands on the Example of the Cult of the Supreme God. Tsivilizatsiia i varvarstvo (Civilization and barbarism), iss. 4, 2015, pp. 385-396 (in Russian).
Zavoikina N. V. Bosporskie fiasy: mezhdu polisom i monarkhiei (Bosporan Thiasoi. Between the Polis and the Monarchy). Moscow, Russkii fond sodeistviia obrazovaniiu i nauke Publ., 2013. 288 p. (in Russian).