Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ НА ЮГЕ РОССИИ В XIX В'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ НА ЮГЕ РОССИИ В XIX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙ ДРЕВНОСТЕЙ / АНТИЧНАЯ АРХЕОЛОГИЯ / КОЛЛЕКЦИИ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ARCHAEOLOGICAL MUSEUM / MUSEUM OF ANTIQUITIES / ANCIENT ARCHAEOLOGY / COLLECTIONS / EXPOSITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гребенникова Т. Г., Пьянзина Е. О.

В XIX столетии на юге России сформировалось несколько профильных археологических музеев. Первым стал Феодосийский музей древностей, затем с небольшим хронологическим отрывом возникли Керченский, Одесский музеи и музей в Херсонесе. В их организации и поддержании деятельности значительную роль сыграло Одесское общество истории и древностей, а также отдельные общественные деятели и ученые. Музеи представляли собой первый в нашей стране опыт собирания и публичного показа различных древностей, с акцентом на античные памятники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE FIRST ARCHAEOLOGICAL MUSEUMS IN THE SOUTH OF RUSSIA IN THE 19TH CENTURY

In the 19th century, several specialized archaeological museums were formed in the south of Russia. Theodosian Museum of Antiquities was the first, then, with a small chronological margin, Kerch, Odessa museums and the museum in Chersone-sos arose. Odessa Society of History and Antiquities, as well as individual public figures and scholars, played a significant role in their organization and maintenance of their activities. In our country the museums represented the first experience of collecting and public display of various antiquities, with an emphasis on ancient sites.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ НА ЮГЕ РОССИИ В XIX В»

A.P. Borodovskiy1, S.V. Gorokhov2

1Institute of Arcaeology and Ethnography SB RAS, Novosibirsk, Russia;

2 "History of the Siberian Ostrogs" Novosibirsk Regional Public Organization, Novosibirsk, Russia

TO THE QUESTION ABOUT THE LOCALIZATION OF THE MALYSHEV SETTLEMENT

The article is devoted to clarifying the localization of the Malyshev settlement in the Suzunsky District of the Novosibirsk Oblast. The settlement was founded in 1722 and was named after the first clerk. The settlement and the ostrog were located near the high eroded bank of the Ob River, therefore, the settlement was at least once transferred to a new place due to the threat of destruction or an actual destruction. The original location of the settlement was washed away by the river, but perhaps there is the prospect of discovering the last location of the settlement. For this purpose, in 2018 a promising territory was investigated near the village of Malyshevo and in the village itself. Within the village boundaries, on a site free from buildings, a shallow sub-rectangular ditch was detected, one side of which was washed away by the river. Objects belonging to the Russian population were collected on the site inside the ditch. This site was located near the only convenient exit to the Ob River, stretching over several kilometers of the coastline.

Key words: Siberia, Novosibirsk Oblast, Suzunsky District, Malyshev settlement, localization, archaeological field survey.

УДК 069.02:902

Т.Г. Гребенникова, Е.О. Пьянзина

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ НА ЮГЕ РОССИИ В XIX В.

В XIX столетии на юге России сформировалось несколько профильных археологических музеев. Первым стал Феодосийский музей древностей, затем с небольшим хронологическим отрывом возникли Керченский, Одесский музеи и музей в Херсонесе. В их организации и поддержании деятельности значительную роль сыграло Одесское общество истории и древностей, а также отдельные общественные деятели и ученые. Музеи представляли собой первый в нашей стране опыт собирания и публичного показа различных древностей, с акцентом на античные памятники.

Ключевые слова: Археологический музей, музей древностей, античная археология, коллекции, экспозиция. DOI: 10.14258/2411-1503.2020.26.42

Процесс формирования первых специализированных археологических музеев в России отчасти был связан с присоединением Крымского полуострова к России в конце XVIII в. Изучение древностей Северного Причерноморья сформировало особый государственный интерес. Алек-

сандр I утвердил распоряжение о запрете собирать древности на землях Тавриды (1805 г.) и положение «О сохранении памятников древностей в Крыме» (1822 г.), что, по сути, свидетельствовало о первых шагах реализации программы по сохранению историко-культурного наследия в Крыму. Практические шаги нашли выражение в создании первых музеев на местах. В результате этих процессов возникли Феодосийский, Керченский, Одесский и другие музеи. Они были предназначены для хранения «местных древностей».

Феодосийский музей древностей был открыт первым в мае 1811 г. по инициативе градоначальника С.М. Броневского. В районе Феодосии к тому времени было собрано немало памятников старины, хотя, конечно, в духе того времени, не обходилось и без грабительского подхода, в результате чего составлялись частные коллекции. С точки зрения современной методики исследования памятников, главной проблемой являлось полное отсутствие фиксации находок и фактическое уничтожение комплексов. С 1811 по 1826 г. Феодосийский музей древностей существовал за счет выделения денег из городской думы. Прекращение финансирования музея с 1826 г. и отсутствие заведующего ухудшили его положение, появлялось все больше необработанных материалов. В 1850 г. Одесское общество истории и древностей (далее - Общество) предложило властям передать музей в его ведение с выделением 100 рублей ежегодно на его содержание. Власти одобрили такое предложение, добавив средства на ремонт здания из своего бюджета (от татарского сбора), и с этого времени влияние Общества стало решающим во всей последующей деятельности музея [Петрова, 2000, с. 165]. Именно под эгидой Общества в 1858 г. была составлена «Опись Феодосийского музеума древностей». В то же время Общество добилось распоряжения властей Таврической губернии о передаче в музей всех памятников, находимых в процессе строительных работ. В 1863 г. секретарь Общества Н.Н. Мурзакевич получил поручение и осуществил работы по упорядочению фондового собрания Феодосийского музеума, составил его краткий указатель, указав на наличие эллинских, византийских, генуэзских, восточных, еврейских материалов. Важно отметить, что классификация фондового собрания строилась не по единому, а по разным основаниям: по хронологическому принципу для одних памятников, по географическому - для других. По крайней мере, такой подход находил отражение на страницах публикаций [Разгон, 1961, с. 206-207]. Интересным является факт вклада в развитие музея со стороны художника И.К. Айвазовского, который преподнес в дар городу средства на строительство нового здания для музея, а также подарил пять картин, в том числе работу «Вид Кафы в 1784» [Разгон, 1961, с. 207]. Важно указать также на позицию Н. Мурзакевича, который настаивал на значительной роли именно местных музеев в развитии научных знаний и вкуса у населения. Он сам также сделал очень много для систематизации коллекций Феодосийского музея [Петрова, 2000, с. 165]. Благодаря меценатству И.К. Айвазовского

и усилиям Общества музей стал не просто хранилищем исторических памятников, он заработал в новом здании как общедоступный.

Вторым по хронологии возникновения был организован Одесский археологический музей, произошло это событие в 1825 г. по инициативе одесского коллекционера Петра Бларамберга. Он был активным собирателем, имел значительную коллекцию монет, часть которой подарил музею. Музей в ранний период своей истории содержал более 15 тыс. монет, медалей и знаков отличий. Одесский музей просуществовал самостоятельно 33 года. Первоначально он находился в небольшой ротонде Бларамберго-вой усадьбы, а в 1831 г. переместился в одно из зданий на Приморском бульваре. Основной фонд также составили артефакты из памятников, собранных в разное время на объектах Херсона, Керчи, Афин и островов. В составе была коллекция русского консула в Смире С.Ю. Дестуни. Фонд музея всегда пополнялся случайными поступлениями от членов Одесского общества истории и древностей и покупок коллекций из отдельных памятников. В 1840-е гг. музей, по сути, уже полностью вошел в состав Общества. В 1845 г. Общество инициировало передачу в музей остатков древностей, обнаруженных при постройках на развалинах Херсонеса. И в 1846 г. такие предметы были отправлены в музей. В отчете Общества за 1845-1846 гг. указывалось, что было получено: «несколько кусков мраморных капителей, колонн, пьедесталов, карнизов и других, собранных в развалинах г. Херсонеса» [Разгон, 1961, с. 193-195].

Характеристика музея середины XIX в. содержится в Новороссийском календаре за 1851 г., о чем писал в своей статье А.М. Разгон. Автор отмечал, что согласно этому календарю музей не ограничивался собиранием только памятников античности Северного Причерноморья. В нем были представлены эллинистические, римские, византийские, русские, литовские, египетские и другие древности [Разгон, 1961, с. 195-196]. Общество ставило задачу собирания местных памятников, но на практике процесс носил недостаточно организованный и целенаправленный характер. А для изучения иноземных материалов далеко не всегда имелись квалифицированные специалисты. Важно отметить, что коллекции музея включали не только археологические артефакты, но и документы, имеющие значение для развития этнографии и исторической географии. К таковым можно отнести также упоминаемые А.М. Разгоном [1961, с. 197] карты и планы XVШ-XIX вв. в количестве более 300 единиц хранения. Формировалась в Одесском музее и нумизматическая коллекция, пополняемая за счет археологических исследований, к концу XIX столетия она насчитывала уже более 18 тыс. единиц хранения. О репрезентативности этого собрания свидетельствует тот факт, что оно активно использовалось в научных исследованиях. Так, О. Блау изучал восточные монеты из собрания, а П. Бурачков привлекал коллекции для составления каталога монет греческих колоний [Разгон, с. 198, 204].

Необходимо также упомянуть Керченский музей, который был основан в 1826 г. Его первоначальной задачей было изучение и сохранение античных археологических памятников. Спустя 10 лет у собрания древностей появился собственное новое здание, построенное на горе Митридат по подобию афинского храма, куда в 1841 г. были перевезены все коллекции. В 1850 г. древности из первой коллекции Керченского музея были перемещены в Императорский Эрмитаж в связи с постройкой здания Нового Эрмитажа. В целом 1850-е гг. были не самым лучшим временем в истории музея. В годы Крымской войны он был значительно разорен, а коллекции, которые не удалось эвакуировать, похищены. После этих событий музей восстанавливали заново под руководством директора А.Е. Люценко [Разгон, 1961, с. 210-211]. В итоге после войны музей был восстановлен в другом помещении.

Обзор формирования археологических музеев на юге страны был бы неполным без рассмотрения музея в Херсонесе, основанного штатным членом Императорской археологической комиссии, Одесского общества истории и древностей и Московского археологического общества К.К. Косцюшко-Валюжаничем около уникального памятника Хер-сонес Таврический [Разгон, 1961, с. 198, 212-213]. Коллекции начали формироваться тут с 1820-х гг., но именно он уже во второй половине столетия выявил планировку древнего Херсонеса, открыл множество склепов, улиц и культовых объектов. К.К. Косцюшко-Валюжанич ставил перед Археологической комиссией вопрос о постройке специального здания для музея, без чего была бы невозможна просветительская деятельность. Но комиссия не оказала содействия в этом вопросе. Сохранившиеся фотографии музея в Херсонесе позволяют оценить внешний вид здания, используемого для их размещения. На низком одноэтажном строении располагалась вывеска «Раскопки Императорской археологической комиссии. Склад местных древностей», что, по сути, отражает содержание и систему хранения предметов, а также роль императорской комиссии в контроле над полевыми исследованиями в стране. Часть объемных экспонатов (фрагменты архитектурных конструкций) была размещена перед главным фасадом одноэтажной постройки. При этом они были выстроены не хаотично, а оформляли внешний вид здания. Само помещение больше напоминало не экспозицию, а именно хранилище предметов и было практически полностью ими заставлено. На стенах чуть ниже потолка располагались узкие деревянные полки, на которых были выстроены керамические сосуды. Вдоль части стен стояли шкафы, наверху которых также стояли сосуды, а на застекленных полках - скульптуры и прочие предметы. Ближе к центру помещения размещались архитектурные фрагменты и крупные экспонаты.

Коллекция этого «склада», как и сам памятник, демонстрировались посетителям. Такой подход способствовал формированию идеи о показе недвижимого памятника под открытым небом совместно с об-

наруженными движимыми находками в расположенном поблизости музее коллекционного типа (экспозиции и фонды в здании).

К концу XIX столетия музеи юга России преображались, формируя экспозиции современного типа. На фотографиях Керченского музея древностей можно увидеть просторные помещения, застекленные и открытые витрины, специальные подставки для ваз и сосудов. Преобразилась к концу столетия и экспозиция Одесского музея, она была выстроена по единому плану, в соответствии с географическим подходом и с учетом хронологии внутри каждого из таких районов. По большому счету в экспозиции были представлены все основные коллекции музея. Однако, как отмечал А.М. Разгон, приоритет по-прежнему отдавался памятникам античности, а среди них - памятникам искусства, история же местного населения оставалась едва затронутой. Исследователь отмечал также, что вход в музей был платным, а вспомогательных материалов и этикетажа не было, посетителям либо давались устные пояснения, либо им предлагалось пользоваться изданными «Краткими указателями» музея [Разгон, 1961, с. 202-203].

Подводя итоги, отметим, что большую роль в развитии и сохранении музеев юга России сыграло Одесское общество истории и древностей. Ему принадлежала организующая роль, особенно актуальная в те моменты, когда отдельные музеи находились в плачевном состоянии и нуждались в финансировании, систематизации многообразных по хронологии и тематике коллекций. Благодаря таким начинаниям первые в России специализированные археологические музеи приобретали публичный, общедоступный характер, археологические предметы становились объектами научного изучения. Исследования стимулировались полевыми работами и открытиями. Так, Одесский музей совместно с Обществом, в структуре которого он находился, проводил такие работы в Ольвии, Феодосии, Херсонесе. Научный характер раскопкам придавал и тот факт, что в них участвовали профессора и студенты университета, которые сотрудничали с музеем, тем самым закладывалось очень важное направление - сотрудничество университетской и музейной науки. Также о научном характере работ свидетельствовало то, что исследования музея регулярно публиковались в «Записках» Одесского общества. Акценты в основном делались на эпиграфические источники и памятники искусства [Разгон, 1961, с. 204]. Именно в Одесский музей приезжали работать зарубежные ученые.

Стоит также обратить внимание на тот факт, что развитие археологии и музейной практики на юге России сказалось и на формировании собрания древностей в Императорском Эрмитаже. Золотые предметы, обнаруженные в 1830 г. в памятнике Куль-Оба в окрестностях Керчи, очень заинтересовали императорскую семью и уже в начале 1830-х гг. поступили в Эрмитаж [Власова, 2000, с. 27]. Уникальные и ценные вещи настолько высоко были оценены Николаем I, что он выделил на раскоп-

ки в этом регионе ежегодные денежные средства из своего Кабинета. Керченские древности считались гордостью Эрмитажа и очень высоко оценивались на выставках в Европе [Тихонов, 2014, с. 429-431].

Первая половина XIX в. - это только начало формирования археологической науки в России и, следовательно, первых археологических собраний в крупных музейных центрах империи, но это и время становления нескольких специализированных археологических музеев на юге страны, что было обусловлено всплеском интереса к древним объектам в этом регионе и началом активных практических исследований. В целом этот период характеризуется в большей степени стихийным собирательством в результате применения простейших методов изучения археологических памятников. В значительной степени специализированные археологические музеи выступали как хранилища музейных предметов, а не как центры популяризации археологии для широкой аудитории. Тем не менее в этот период складываются современные представления о значении археологических исследований, о роли археологических источников и необходимости их сохранения. Зарождаются представления о возможности совместного показа недвижимого и движимого наследия для максимально полной реконструкции жизнедеятельности древних и средневековых обществ.

Библиографический список

Власова Е.В. Открытие кургана Куль-Оба // Пантикапей - Боспор -Керчь - 26 веков древней столице. Материалы международной конференции. Керчь, 2000. С. 27-33.

Петрова Э.Б. Феодосийский музей и Одесское общество истории и древностей: два юбилея // Культура народов Причерноморья. 2000. № 15. С. 164-169.

Разгон А.М. Археологические музеи в России // Очерки истории музейного дела в России. М., 1961. Вып. 3. С. 190-230.

Тихонов И.Л. Археология в Императорском Эрмитаже // Российский археологический ежегодник. 2014. №4. С. 427-479.

T.G. Grebennikova, E.O. Pyanzina

Altai State University, Barnaul, Russia

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE FIRST ARCHAEOLOGICAL MUSEUMS IN THE SOUTH OF RUSSIA IN THE 19th CENTURY

In the 19th century, several specialized archaeological museums were formed in the south of Russia. Theodosian Museum of Antiquities was the first, then, with a small chronological margin, Kerch, Odessa museums and the museum in Chersone-sos arose. Odessa Society of History and Antiquities, as well as individual public figures and scholars, played a significant role in their organization and maintenance of their activities. In our country the museums represented the first experience of collecting and public display of various antiquities, with an emphasis on ancient sites.

Key words: archaeological museum, museum of antiquities, ancient archaeology, collections, exposition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.