Научная статья на тему 'Памятник как текст, или послание братьев Достоевских'

Памятник как текст, или послание братьев Достоевских Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
479
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОЕВСКИЕ / МАРИЯ ФЕДОРОВНА ДОСТОЕВСКАЯ / ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ / ПАМЯТЬ / ПАМЯТНИК КАК ТЕКСТ / ИДЕЯ ТВОРЧЕСТВА / ПАСХАЛЬНАЯ ТЕМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Захаров Владимир Николаевич

В статье рассматриваются обстоятельства создания памятника Марии Федоровны Достоевской, матери писателя. Составление текста на памятник отец Михаил Андреевич поручил братьям Михаилу и Федору. В марте-апреле 1837 г. братья создали идею и концепцию памятника, составили текст первой и четвертой надписи, выбрали евангельские стихи и эпитафию Н. М. Карамзина. Это их первый совместный, воплощенный в камне акт творчества. В Памятнике выражены не только любовь к матери и христианское переживание ее смерти, упование на спасение и будущее воскресение. В сказанных от себя и выбранных из Евангелия и Карамзина словах заключено и иное значение. В них выражен смысл бытия и пасхальная идея личного творчества. Необходимо восстановить могилу Марии Федоровны Достоевской и вернуть Памятник на Лазаревское кладбище в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памятник как текст, или послание братьев Достоевских»

5

Владимир Николаевич Захаров*

доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и журналистики, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) [email protected]

DOI: 10.15393/j10.art. 2014.1

ПАМЯТНИК КАК ТЕКСТ,

ИЛИ ПОСЛАНИЕ БРАТЬЕВ ДОСТОЕВСКИХ*

Аннотация: В статье рассматриваются обстоятельства создания памятника Марии Федоровны Достоевской, матери писателя. Составление текста на памятник отец Михаил Андреевич поручил братьям Михаилу и Федору. В марте-апреле 1837 г. братья создали идею и концепцию памятника, составили текст первой и четвертой надписи, выбрали евангельские стихи и эпитафию Н. М. Карамзина. Это их первый совместный, воплощенный в камне акт творчества. В Памятнике выражены не только любовь к матери и христианское переживание ее смерти, упование на спасение и будущее воскресение. В сказанных от себя и выбранных из Евангелия и Карамзина словах заключено и иное значение. В них выражен смысл бытия и пасхальная идея личного творчества. Необходимо восстановить могилу Марии Федоровны Достоевской и вернуть Памятник на Лазаревское кладбище в Москве.

Ключевые слова: Достоевские, Мария Федоровна Достоевская, Федор Достоевский, память, памятник как текст, идея творчества, пасхальная тема.

И с тория безжалостно обошлась с могилами предков и потомков Достоевского. Казалось бы, обычная участь, но то, что случилось в XX веке, не имеет разумного объяснения. С лица земли исчезли могилы его матери на Лазаревском кладбище в Москве и отца на сельском погосте в Моногарово. Из четырех захоронений детей писателя сохранились лишь два, и то за границей: Сони (1868, Женева) и Любы (1926, Гриес близ Больцано). Утрачены могилы Алеши (Санкт-Петербург) и Федора (Москва).

Случилось то, чего не мог и предполагать автор «Бесов», то, что не укладывается ни в какие обычаи, традиции, нормы.

6

В. Н. Захаров

К чему бы эта война с мертвыми?

В 1920-е годы гражданская война перекинулась на тексты, памятники, церкви и погосты: книги «старорежимной» печати сжигали или сдавали в макулатуру, памятники сносили, могилы разоряли, кладбища ровняли с землей, церкви взрывали, а в тех, что не взорвали, открывали клубы, магазины, склады и прочие учреждения новой власти. Шло беспощадное уничтожение живых и мертвых классовых врагов, уничтожались не только люди, но и сама память о них, стиралось прошлое и настоящее.

Эти беснования и кощунства назвали культурной революцией.

Так было почти повсеместно: затаптывали погосты, устраивали парки, на кладбищах строили дома, могильные плиты и мраморные надгробья шли на их облицовку, ими мостили улицы и дороги. Во второй половине ХХ века к этим мотивам добавилась корысть: крали памятники, захватывали и продавали кладбищенские места.

Мог ли Достоевский предвидеть, что из праздного любопытства могилу матери разроют, останки снесут в музей антропологии МГУ, во время работы антрополога М. М. Герасимова по созданию скульптурного портрета исчезнет ее череп, а сам памятник свезут в подвал Московского музея Достоевского?

Между тем это необычный памятник. Он не только символизирует память о матери — это первый запечатленный опыт творчества двух братьев, Федора и Михаила. До сих пор он не понят как текст.

Смерть Марии Федоровны резко изменила жизнь семьи: отец решает выйти в отставку и поселиться в Даровом, Михаил и Федор определены на учебу в Петербург. Как вспоминал младший брат Андрей:

«Папенька, по возвращенш своемъ изъ Петербурга, намеревался совсемъ переселиться въ деревню (онъ подалъ уже въ отставку), а потому до поездки въ Петербургъ желалъ поставить памятникъ на могиле нашей Маменьки. — Избраше надписи на памятнике отецъ предоставилъ брать-ямъ. — Они оба решили, чтобы было только обозначено имя, фамилiя, день рождешя и смерти. — На заднюю же сторону памятника выбрали надпись изъ Карамзина: “Покойся, милый прахъ, до радостнаго утра...” И эта прекрасная надпись была исполнена. -»1.

Воспоминания Андрея Михайловича нуждаются в уточнении: текст памятника был пространнее, чем припомнилось мемуаристу.

На лицевой стороне памятника были выбиты слова:

«Подъ симъ камнемъ погребено тело Надворной Советницы Марш ©еодоровны Достоевской,

скончавшейся 27го февраля 1837го Года,

Памятник как текст, или Послание братьев Достоевских

7

на 37мъ Году отъ рождешя».

На оборотной стороне начертаны предсмертные слова Иисуса Христа: «И возглашь гласомъ велшмъ Иисусъ, рече: отче, въ руцЬ твои предаю Духъ мой» (Лк. 23:46).

«Господи!

въ руцЬ твои предаю духъ мой.»

8

В. Н. Захаров

Они давно стали формулой предстояния человека перед Богом.

На правом со стороны памятника торце выбита еще одна евангельская цитата — слова разбойника, обращенные к распятому вместе с ним Иисусу Христу: «И глаголаше Иисусови: помяни мя, Господи, егда пршдеши во царствш си» (Лк. 23:42).

«Помяни мя,

Господи, егда пршдеши, во царствш Твоемъ!»

Эти слова — также молитва прихожан на Божественной литургии, и братья цитируют не церковнославянский текст, а его литургическое оглашение.

Композицию, воспроизводящую последовательность крестного знамения, завершает текст на левом торце:

«Другу милому, незабвенному, супруг^ нужной, матери попечительн’Ёйшей.

Покойся, милый прахъ, до радостнаго утра!»

Памятник как текст, или Послание братьев Достоевских

9

\

■ Дешии лот,

НЕЗАШ.тшм, сшгжАнашои ^ МУГГЕГИ П0ПЕМ1 ТЕЛЬН!>1,ц,Е1

rfpga'b, А°

iW ,о .^F

Братья создали идею и концепцию памятника, составили текст первой и четвертой надписи, выбрали евангельские стихи и эпитафию Н. М. Карамзина.

Они составили текст Памятника, создали Памятник как текст:

«Подъ симъ камнемъ погребено тЪло Надворной Сов’Ьтницы Марш ве-одоровны Достоевской, скончавшейся 27го февраля 1837го Года, на 37мъ Году отъ рожденiя.

Господи! въ руцЪ твои предаю духъ мой.

Помяни мя, Господи, егда пршдеши, во царствiи Твоемъ!

Другу милому, незабвенному, супругЪ нужной, матери попечительнЪйшей.

Покойся, милый прахъ, до радостнаго утра!»

Это их акт творчества.

В Памятнике выражены не только любовь к матери и христианское переживание ее смерти, упование на спасение и будущее воскресение. В сказанных от себя и выбранных из Евангелия и Карамзина словах заключено и иное значение. В них выражен смысл бытия и идея творчества.

Марию Федоровну отпели и похоронили в Чистый Понедельник 1 марта 1837 года.

Как это было, описал Михаил в стихотворении «Видение матери» (1838):

«.. .А сколько было слез,

Когда я, горестный, с тобою расставался,

Когда я в Божий храм твой гроб отверстый нес И там в последний раз с тобой, мой друг, прощался!

10

В. Н. Захаров

Когда в могильный ров я бросил горсть земли.

Когда пропели вдруг: “Покойся со святыми!”

И в землю поклонясь, домой все побрели,

Толкуя кой о чем с домашними своими»2.

Те же чувства переживал, то же делал и Федор: нес гроб, скорбел, прощался.

Вскоре, с большим опозданием, Достоевские узнали о гибели Пушкина, и это было новое горе.

18 апреля была Пасха.

Когда братья сочинили Памятник?

Это могло случиться только в марте-апреле 1837 года.

В начале мая была паломническая поездка в Троице-Сергиеву лавру. Тетушка А. Ф. Куманина обычно устраивала ее на Троицу, но в этом году в связи с предстоящим отъездом братьев в Петербург она отвезла их в Лавру месяцем раньше. Потом последовала болезнь Федора; не дождавшись его полного выздоровления, все отправились в долгое путешествие из Москвы в Петербург.

Идея Памятника пасхальна.

Пасхален моностих Карамзина3.

Пасхально творчество самого Достоевского.

Достоевский не предполагал, что его последним пристанищем станет Александро-Невская лавра, что его похоронят рядом с В. А. Жуковским и Н. М. Карамзиным, что эпитафией на его памятнике будет эпиграф к роману «Братья Карамазовы» — цитата из Евангелия от Иоанна на церковнославянском языке:

«Аминь, аминь, глаголю вам: аще зерно пшенично падъ на земли не ум-ретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ» (1н. 12:24).

Пасхальная тема замкнулась в памятниках матери и сына, в посмертных судьбах Карамзина и Достоевского.

В России есть поговорка: мертвых с кладбища не носят. Советская власть ввела иной обычай: новый мир был опричным миром.

Время возвратить прах земле. Время восстанавливать предания и память, могилы и памятники.

Памятник Марии Федоровне Достоевской должен стоять не в подвале, а на Лазаревском кладбище. Не в первый раз звучит это требование [2], пора исполнить очевидное. Есть ясно выраженная воля потомков. Есть давняя инициатива председателя Московского общества православных врачей профессора Александра Викторовича Недоступа. Есть благословение настоятеля храма Сошествия Святаго Духа отца Сергия. Все, с кем я ни говорил, и в первую очередь сотрудники Государственного Литературного музея, — за восстановление могилы и памятника Марии Федоровне Достоевской.

Памятник должен быть возвращен на место.

Памятник как текст, или Послание братьев Достоевских

11

У читателей русского гения должна быть возможность поклониться его матери, прочитать послание братьев Достоевских.

ПРИМЕЧАНИЯ

* © В. Н. Захаров, 2014

** Исследование выполнено в рамках государственного задания Минобрнауки России (ГБТ № 651-14).

1 Достоевский А. М. Воспоминания // РО ИРЛИ. Ф. 56. №1. Л. 171 (С. 113 — в авторской нумерации).

2 Ризенкампф А. Е. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском. Публикация Г. Ф. Коган // Литературное наследство. Т. 86: Ф. М. Достоевский: Новые материалы и исследования. М.: Наука, 1973. С. 326. Орфограмма «Божий храм» исправлена по автографу.

3 В критике давно отмечено, что моностих был предметом пародийной рефлексии Достоевского в романе «Идиот» и рассказе «Бобок», но ирония автора подчеркивает опошление текста и не затрагивает сакральный смысл эпитафии. Безосновательно расширение предмета пародии. И. Л. Волгин полагает, что указание на статус покойной («надворная советница») некорректно, так как «надворным советником М. А. Достоевский сделался только через два месяца после смерти супруги» [1; 979980], по получении отставки в 1837 г. Это не так: в тексте памятника нет завышения статуса. 7 апреля 1827 г. М. А. Достоевский был награжден чином коллежского асессора, чин надворного советника он получил через пять лет 7 апреля 1832 г., 18 апреля 1837 г. через пять лет в связи с выходом в отставку ему последовал чин коллежского советника (Любимов С. Ф. М. Достоевский. К вопросу об его происхождении // Литературная мысль. 1923. № 1. С. 208-210) [ср. также: 3; 15, 22, 37]. Каждый чин следовал ему после надлежащего срока выслуги, который составлял четыре года, пятый год уходил на процедуру представления и публикацию указа. Судя по всему, «полковничий» чин не пристал Михаилу Андреевичу в отставке, да он и не чинился. В обиходе его по-прежнему называли надворным советником.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хроника рода Достоевских ; под редакцией И. Л. Волгина (руководитель проекта). Игорь Волгин. Родные и близкие. Историко-биографические очерки / И. Волгин. — Москва : Фонд Достоевского, 2013. — 1223 с.

2. Коростелев, Н., Недоступ, А. Тихий уголок Марьиной рощи / Н. Коростелев, А. Недоступ // Московский журнал. История государства Российского. — 2002. — № 9. — Сентябрь. — Режим доступа: http://www.mosjour.ru/index.php?id=1281 (дата обращения: 01.12.2014).

3. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского : 1821-1881 : в 3 т. — Т. 1 : 18211864. — Санкт-Петербург : Академический проект, 1993. — 546 с.

© Захаров В. Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.