Научная статья на тему 'Из поминальных речей после панихиды 11 марта 2017 года'

Из поминальных речей после панихиды 11 марта 2017 года Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
4
1
Поделиться

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — И. Л. Волгин, Д. П. Бак, В. Н. Захаров,

Текст научной работы на тему «Из поминальных речей после панихиды 11 марта 2017 года»

НЕИЗВЕСТНЫЙ ДОСТОЕВСКИЙ

2017 № 1

Р01: 10.15393/10^.2017.3121

Из поминальных речей после панихиды 11 марта 2017 года:

Илл. 1. На панихиде. Фото П. Е. Фокина

И. Л. Волгин, президент «Фонда Достоевского»:

— Судьба праха матери писателя совпадает с нашей историей. У нас в «Хронике рода Достоевских» есть подробная глава о Лазаревском приделе Храма Сошествия Святого Духа, где описано, как смерть матери повлияла на миросозерцание Достоевского. Достоевский последний раз посетил это кладбище во время Пушкинского праздника, в свой последний приезд в Москву, как бы прощаясь с городом. Личность матери Достоевского играет важную роль в определении его и как московского писателя. Она москвичка по роду, по родству с Куманиными. Московская тема очень значима для Достоевского. Несомненно, что по мировоззрению, по своим истокам его идеология исходит из московского контекста. С одной стороны, западнорусская линия — линия отца, с другой — московская, его матери. Здесь все соединилось. Историческая справедливость, наконец, восторжествовала.

Д. П. Бак, директор Государственного литературного музея:

— Ничего случайного нет: когда мы стали готовить это событие, то поняли, что 11 марта будет родительская суббота — это еще одно провиденциальное событие, которое подчеркивает, насколько важно то, что сегодня произошло, и то, что сегодня начинается. Мы находимся в начале пути — сегодняшнее событие будет тем краеугольным камнем, на котором воздвигнется новое здание нашей памяти всей семье Достоевских, всему их роду.

© И. Л. Волгин, Д. П. Бак, В. Н. Захаров, 2017

Из поминальных речей после панихиды.

167

Мне хотелось бы еще подчеркнуть не только духовный смысл этого события, но и гражданский, потому что в нем участвовали так или иначе — словом или делом — многие. Все это результат сотрудничества самых разных инстанций и людей. Я хотел бы особо подчеркнуть роль настоятеля Храма Сошествия Духа Господня на апостолов отца Сергия (Рыбко), содействие Общества православных врачей, Александра Викторовича Недоступа. Также хотелось бы поблагодарить тех, кто принимал участие в работах, связанных с установкой памятника, что было сделано с любовью и заботой. Здесь сейчас присутствует относительно небольшое количество людей, но с нами мысленно очень многие наши соотечественники и люди по всему миру, кто знает, чтит Достоевского и понимает, насколько важно воздать дань справедливости его матушке, московской жительнице Марии Федоровне, которая сегодня заново обрела свой приют.

В. Н. Захаров, президент Международного общества Ф. М. Достоевского:

— Перевернута еще одна позорная страница нашей советской и постсоветской истории, когда разрушали памятники, закрывали и взрывали храмы, разрывали могилы. Сегодня памятник воздвигнут вновь, и это событие имеет огромное и, я надеюсь, будущее историческое значение. Восстановлен не просто памятник на могиле матери Достоевского, но и явлен высеченный на гранитном камне первый печатный текст братьев Достоевских, Михаила и Федора. Давайте посмотрим на памятник и прочитаем следом за Достоевскими слова, которые сказаны о Марии Федоровне на лицевой стороне, воспримем слова, выбитые на оборотной стороне памятника, прочитаем слова благоразумного раскаявшегося разбойника, обращенные к Христу, слова детей и вдовца о матери и жене. Этот текст выражает не только те чувства, которые испытывали Достоевские, прощаясь с Марией Федоровной. В этом тексте выражен смысл личной судьбы, смысл творчества Достоевского, смысл «Братьев Карамазовых», смысл последней речи Алеши Карамазова у камня. Наконец, это Благая Весть — цитата из Евангелия, взятая эпиграфом к «Братьям Карамазовым» и высеченная на памятнике самого Достоевского в Александро-Невской лавре. Эта эпитафия — своего рода пасхальное послание братьев Достоевских. Это их обещание вечной жизни и вечной памяти нам с вами, их обращение к нам.

Дата поступления в редакцию: 24.03.2017