Ученые записки Новгородского государственного университета. 2023. № 2 (47). С. 117-123. ■ ■
УДК 908 https://doi.oгg/10.34680/2411-7951.2023.2(47).117-123
Т.В.Пахолкова
ПАМЯТНИК ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА — ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В СЕЛЕ ГРИШКИНО ЧЕРЕПОВЕЦКОГО УЕЗДА НОВГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ
Целью данной статьи является восстановление исторического образа исчезнувшего памятника церковного зодчества, деревянной церкви Николая Чудотворца, что стояла в селе Гришкино Череповецкого района Вологодской области до 1961 года. Исследований по данной церкви в целом нет, за исключением работ по истории прихода автора данной статьи. Источниками послужили имеющиеся фотографии, чертежи иеромонаха Алексея Виноградова, архивные данные местного и федерального уровня и воспоминания очевидцев. В статье собраны сохранившиеся изображения, описание, убранство церкви, история строительства и реконструкции. Актуальность статьи представляется в важности возрождения церковных памятников. Но прежде чем восстанавливать разрушенные и исчезнувшие храмы, необходимо максимально приблизить их новый облик к историческому.
Ключевые слова: церковь Николая Чудотворца, памятник деревянного зодчества, Гришкино, восстановление образа
В данной статье ставится цель воссоздать внешний вид и внутреннее убранство сгоревшей деревянной
церкви Николая Чудотворца в селе Гришкино Череповецкого района Вологодской области. Для восстановления образа церкви необходимо решить следующие задачи: найти и описать фотоснимки, чертежи и изображения церкви в разные периоды; изучить архивные оригиналы описания церкви и ее имущества в хронологической последовательности; дать историческую справку о возведении здания и его реконструкциях, предоставить документы о сохранности церковного имущества в послереволюционный период; привести воспоминания очевидцев. Актуальность статьи представляется в важности воспитания патриотизма через любовь к малой родине и через стремление к возрождению архитектурных памятников, в том числе и микрорегиональных.
По данной теме из опубликованных работ можно назвать только два имени. Несколько строк в сборнике о новгородских церквях дает Н.Богословский [1]. Второй источник иеромонаха А.Виноградова является более информативным, т.к. дает чертежи церковного памятника [2]. В основном же статья построена на основе личных фотоснимков, документов архивов г. Череповца (ЧЦХД и ЧерМО), г. Вологды (ГАВО) и г. Санкт-Петербурга (РГИА) и воспоминаниях очевидцев. Публикация архивных источников позволит им стать доступными для широкого круга заинтересованных лиц.
Многолетнее изучение автором истории Гришкинского прихода касается помимо текстовых материалов и архитектурно-строительных особенностей двух местных церквей. В данной работе рассмотрим одну из них. Если руины каменной церкви 1785 года еще сохранились, то деревянная церковь Николая Чудотворца постройки 1739 года [1] сгорела в 1961 году. Очевидцев этой трагедии и людей, способных описать утраченное здание, почти не остается. Это побудило к поиску нижеуказанных сведений. Для восстановления внешнего вида потребовались изображения и описания церкви в разные периоды истории.
Началом исследования стала любительская фотография почти 70-летней давности, найденная в семейном архиве.
Рис. 1. Фотография церкви Николая Чудотворца. 1952 г.
Фотография на фоне церкви Николая Чудотворца в д. Гришкино сделана зимой на расстоянии не менее 100 метров. Фотография черно-белая, размер 10,5 на 8 см, в верхней трети есть заломы, надписей нет, в том числе и на обороте. На переднем плане две сотрудницы местного медпункта. На заднем плане — церковь с одной главой, обшитая тесом.
Следующим снимком оказалась черно-белая фотография 1929 года с изображением искомой деревянной церкви Николая Чудотворца в д. Гришкино. Оригинал фотографии хранится у историка М.Ю.Хрусталева1 и получен им от неизвестного лица.
Рис. 2. Фотография церкви Николая Чудотворца. 1929 г.
Электронная копия подарена в мае 2015 года М.Ю.Хрусталевым по нашему запросу в рамках комплексного изучения Колоденской волости Череповецкого уезда. Качество копии не очень четкое. Размеры и сохранность оригинала неизвестны. На обороте (со слов обладателя оригинала) есть надпись карандашом: Гришкинская церковь, 1929 год. На снимке 1929 года с южной стороны видно небольшое кладбище с могилами священников и некоторых местных жителей. Перед кладбищем — дорога между деревянным Николаевским и каменным Тихвинским храмом. Дорога имела выезд с востока на запад к деревням Тыново и Сергеево. Обе церкви с постройками церковнослужителей были обнесены оградой. Территория внутри ограды назвалась Погост, в некоторых документах названный Поповка.
¿О с. Гришкино. Церковь лая Чудотворца.
Рис. 3. Эскиз В.Ф.Подгорного с фотографии церкви Николая Чудотворца 1929 г.
Третье изображение церкви Николая Чудотворца в д. Гришкино обнаружено нами в краеведческом отделе городской библиотеки им. Верещагина г. Череповец. Эскиз сделан вологодским художником В.Ф.Подгорным в 2008 году при подготовке издания с изображениями исчезнувших церквей нашего края [3, с. 501]. Разыскав контакты художника, мы выяснили, что эскиз был выполнен именно с фотографии 1929 года, хранящейся у М.Ю.Хрусталева.
Ценность предыдущих фотоснимков состоит в том, что Гришкинская (Колоденская) церковь Николая Чудотворца считалась памятником церковной архитектуры деревянного зодчества. Причислена данная церковь к уникальным строениям благодаря огромной работе иеромонаха Алексея Виноградова2 по исследованию памятников деревянного церковного зодчества XVII и XVIII веков, среди прочих и в Новгородской епархии. С 1874 по 1895 год изучал А.Виноградов деревянные церкви разных губерний [2]. Практически одним из первых русских учёных Виноградов обратил внимание на исчезновение памятников деревянного зодчества, в связи с их обветшанием, предложив создать коллекцию видов, планов и чертежей исчезающих шедевров. Им было написано учебное пособие для подготовки реставраторов, подготовлен курс публичных лекций для привлечения к этой проблеме общественного мнения3.
О церкви Николая Чудотворца А.Виноградов пишет: «21. Церк. в селе Гришине Череповского уезда Новгородской епархии, постр. в 1739 г. Табл. 6» [2]. Здесь допущена опечатка *Гришино, но все данные свидетельствуют, о том, что речь идет, несомненно, о церкви в с. Гришкино. Вторая Гришкинская церковь (Тихвинская) была каменной, построенная на месте сгоревшей церкви Параскевы Пятницы, поэтому в описание А.Виноградова две последние не попали.
Благодаря иеромонаху А.Виноградову сохранились эскизы деревянной церкви конца ХК века и небольшое примечание к ним: Череповецкий у. 4.д. с. Гришино. Ц. постр. 1739г., осв. антиминсы 1774—77г.г. II л. А: подпольн. клеть. Б: верх кровли и глав Б; потолок Г: поперечн. разр. В и З части; фас. Прод. В и З части Д: перспект. виды современной ц.; схематически плановый крест (№ 21).
Че^елоъеидйй 3 ,
'■ С, Гришнно II. I .; ¡739 Г. I .1КТ1ШШГИ ¡ 7 74 — Т 7 г_ 11.1. Л II .1
H,Я1 TI.Tt.Th К: т.ртI. lipDTT.Ul К ГИИТ. К; 11ИТ«,Т|'||."! Г: М1.';-1 ;•:.![. т •
I.-11 •],;;. 111..1 В- И а. шит: МТ[ИТ1П1Т. 1Ш14 и.ирТ'М/т ц.; т.'.М'. т1т:и и.шттвмЛ I рея |. ( V 21).
Рис. 4. Эскизы церкви Николая Чудотворца в с. Гришкино. 1892 г.
«Черновые материалы видов большей части церквей произведены были при помощи камеры-обскуры, пропорции же с измерениями фасадов и деталей были наносимы на сетчатую бумагу с разными замечаниями; дополнением ко всем служили описания и извлечения из некоторых церковных документов и точные копии с оных и с самих предметов с надписями, таковы: храмоиздательские доски, кресты, иконы, колокола и прочие древности, особливо храмоиздательские грамоты и указы местных архиереев, отчасти земельные и договорные грамоты. Собраны и восстановлены также местные предания, рассказы, заметки старожилов и плотников, знакомых с зодчеством... » [2, с. 290].
Архивные документы свидетельствуют о том, что церковь Николая Чудотворца была в с. Гришкино была намного раньше 1739 года. По всей вероятности, первоначальное здание церкви сгорело до этого. В переписных книгах 1678—1679 года уже упоминаются две гришкинские (колоденские) церкви — ц. Николая Чудотворца и ц. в. мч. Парасковии, нареченныя Пятницы [4, с. 230].
Оказалось, что в 1675 году священник Антон Семенов да прихожане крестьяне вотчины князя Ивана Ивановича (Дашкова — Авт.) били челом архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону, просили бревен на строительство новой церкви, поскольку прежняя стала ветхая [5, л. 5-5об]. И в результате в 1676 году подана уже челобитная архиепископу Симону священника церкви Николая Чудотворца Колоденской волости. Белозерского уезда Антона Семенова, церковного старосты Касьяна Иванова и всех прихожан о выдаче антиминса для освящения новой церкви, построенной вместо старой ветхой [6, л. 1-1а].
Данных о судьбе этой церкви Николая Чудотворца до возведения новой в 1739 году пока нет. Бывали грабежи и пожары, но не настолько сильные, чтобы уничтожить все здание. Например, в 1706 г. подана
«Челобитная архиепископу Гавриилу священника Григория Николаевской церкви Колоденской вол. Надпорожского стана Белозерского у. о том, что во время пожара в церкви на престоле сгорели одежда, срочица и столбцы, а евангелие и антиминс уцелели, и необходима благословенная грамота и освящение храма» [7, л. 1].
В 1716 году году «были воровские люди и дом ево, попов, Ивана Никифорова розграбили и тестя ево вдового попа Григорья Антонова огнем жгли и дом мой розбили и всякие письма, данные, описи и венечные памяти сожгли... » [8, л. 144-146]4.
По воспоминаниям предков, церковь Николая Чудотворца построена была без единого гвоздя. Через 100 лет после возведения бревенчатый каркас спрятали под обшивку и убрали 4 главы: «А храм Николаевский в 1839 году изменен в следующем: вместо пяти больших глав, бывших на нем, оставлена одна только глава и то небольшая, и вместо крытой галереи, бывшей кругом храма, и пристроена паперть, и весь храм с папертью обшит тесом и покрыт масляною белою краскою» [9, л. 1].
При описании церковных приходов Новгородской епархии в 1866 году у Богословского Н. всего несколько строк о церквях в Гришкине: В связи с каменною церковью стоит каменная колокольня. Обе церкви и колокольня обнесены из булыжного камня оградою с 6-ю кирпичными башнями. Собственно к церковным строениям принадлежат: а) 2 ветхие деревянные амбара в ограде церковной близ колокольни и б) ветхая деревянная келья, находящаяся в 30 саж. вне ограды на восток от церквей. Обе церкви благолепны [1, с. 67].
«Летом... 1894 года тесовая обшивка деревянного Николаевского храма окрашена белилами на масле..» [9, л. 5]. «...Летом 1900 года исправлен пол ... и окрашен масляной краской охрою...». «...В 1909 году произведена была окраска крыш и стен каменного Тихвинского и Николаевского деревянного храмов ...» [9, л. 8].
В 1910 году была проведена страховая оценка обеих гришкинских церквей, при этом особенно важными оказались архитектурно-строительные особенности: «.деревянная церковь, находится с северной стороны на расстоянии 10 сажен Николаевская деревянная церковь на фундаменте из дикого камня, снаружи обшита тесом и покрыта масляною краскою, внутри не крашена и не оштукатурена, покрыта зеленою масляною краскою. Длина церкви 8 сажен, наибольшая ширина — 8 сажен, высота до верха карниза — 6 сажен. На церкви имеется одна большая глава. Больших окон 11 шт., малых — 2 шт. Дверь парадная одна, внутренняя — одна штука. Иконостас длиною 18 аршин, шириною 13 аршин (оценен в 1200 руб). Печей в церкви пять. К церкви примыкает досчатый притвор, длина коего 8 аршин, а ширина 10 аршин. Колокольни нет. Ближайшая к церкви постройка — церковно-приходская школа, находится с восточной стороны на расстоянии 15 сажен. Церковь построена в 1739 году, строение хорошо сохранилось. Оценка вместе с иконостасом — 5000 руб. [10, л. 34-35об.].
Ведомость о Гришкинской Тихвинской церкви Новгородской Епархии за 1922 год дает некоторые статистические подробности и подтверждает дату постройки 1739 г. «В деревянной церкви один престол во имя Святого Николая Чудотворца с утварью достаточной. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле построены тщанием владельцев, живущих в них. Другие здания принадлежат церкви. Два небольших амбара находятся у церкви. Духовным принадлежат 4 дома. Опись церковного имущества заведена с 1854 года и хранится в целости. Ныне существующие лишь запись прихода и расхода церкви. Копии метрических книг хранятся в целости с 1800 г. В обыскной книге все листы заполнены. Исповедные росписи находятся в целости с 1919 г. (не ведутся по распоряжению Епархиальной власти). Книги церковного круга содержатся в целости в кол-ве 94... » [11, л. 2].
С 1894 до 1915 года некоторые события гришкинских церквей отражены в «Летописи Гришкинской церкви и ее прихода Череповецкого уезда Новгородской епархии» [9].
23 октября 1926 г. был заключен договор о выделении части имущества гришкинских церквей вновь созданной церковной древлеапостольской общине. Было принято решение по доле в Тихвинской каменной церкви, о чем свидетельствует очередная опись и передаточный акт церковного имущества, подписанный органами власти [12, л. 10]. О разделе деревянной церкви таких документов не обнаружено.
Описание внутреннего убранства церкви Николая Чудотворца в 1928 году удалось найти в архивах г. Череповца. Наименование предметов церковного имущества (39 позиций — Авт.).
Деревянная церковь — 1 (7 080 руб.); иконостас, состоящий из 8 ярусов — 1 (1 500 руб.); деревянных икон 120 (480 руб.); деревянный крест — икона (выносной) — 1 (3 руб.); икон деревянных, одна из них за стеклом — 24 (48 руб.); 2 деревянных иконы в металлической оправе — 2 (4 руб.); деревянный хоругвий на длинных шестах — 2; металлические висячие подсвечники белого железа — 12 (60 руб.); большого размера стоячие подсвечники белого мет. — 7 (35руб.); малых медных подсвечников — 2 (4 руб.); напрестольное евангелие в серебряной оправе (оторвано на одной корке во всю стр. и порвано по углам и в середине) — 1 (150 руб.); напрестольное евангелие малого размера — 1 (40 руб.); напрестольный большого размера серебряный крест 84 пробы — 1 (50 руб.); медный крест на прес. — 1 (1 руб.); крестильный прибор — 1 (1 руб.); малого размера ковш серебр. и ложица серебр. — 1 (40 руб.); потир (чаша) металлическая — 1 (10 руб.); звездица метал. серебр. — 1 (1 руб.); чаша для водоосвящения медная — 1 (10руб.); сосуд для белого хлеба — 1 (5 руб.); венцов — 2 (3 руб.); жертвенник и престол в облачениях — 2 (15 руб.); покрывало парч. на них — 2 (50+50)руб.;
медный чайник — 1 (2 руб.); медный умывальник малого размера — 1 (50руб.); таз медный для умывания — 1 (1 руб.); зеркало малого размера — 1 (25 руб.); кадило серебр. — 2 (20руб.); занавесь — 1 (50руб.); аналои малого размера с покрывалом на них — 3(3 руб.); 4 святцы — 1 (1 руб.); панихидница — 1 (5 руб.); облачение священника — 5 (200 руб.); эпитафий — 4 (100руб.); тарелка малый размер — 1 (9 руб.); деревянный шкаф — 1 (2руб.); ящик для хранения свечей — 1 (4 руб.). [13, л. 10-10об.]
Судя по документам, планировалось отдать здание церкви то под музей [13, л. 21], то под школу (1934 г.) [14, л. 10], то под клуб (1937 г.) [13, л. 68]. В результате в августе 1937 г. постановили: передать государству храм деревянный Никольский. Утварь церковную, иконы, подсвечники и т.д. оставить общине...». [13, л. 69]. В частности, некоторые иконы, вероятно, из этой церкви сохранились у потомков В.Д.Тюлюкова, казначея Гришкинской церкви в начале 20 века.
В советское время Гришкинская церковь по документам числилась под охраной государства, о чем свидетельствует «Постановление Ленинградского областного исполнительного комитета от 26 августа 1937 года» [15, л. 2-3] и «Список памятников деревянной архитектуры, состоящих на учете госохраны по Череповецкому району (1939 г.)»: д. Гришкино, Гришкинского сельсовета, деревянная церковь 1739 года постройки, юридически церковь не закрыта. И.о. секретаря Череповецкого райисполкома ААнтипин (21.06.1939) [15, л. 87].
Верующие самоотверженно отстаивали свои храмы, несмотря на многолетние попытки закрыть церковь. М.Ю.Хрусталев писал, что церковь в Гришкине была закрыта в 1937 году [16]. Но архивы убеждают, что храм оставался на 1 апреля 1941 года действующим. [13, л. 71].
Как выглядела церковь, помнят немногие, ныне живущие. Вот их рассказы: «Церковь была построена крестом, строили архангельские плотники без единого гвоздя. Говорили, что была похожа на Нелазскую церковь [2, табл. 5]. Купол был золоченый, светился издалека. Вход со стороны Тынова, напротив колодца. Паперть из пяти ступеней. При входе слева во всю стену — огромная икона «Страшного суда», называли «Ад». Убивающему копьем змея всаднику списывалось сразу 40 грехов, говорили. Большой черт держит весы, а ангел над чашей парит. Отпевали в прихожей, а молились на обоих этажах. Сразу после входа — налево дверь, а направо — лестница на второй этаж. Службу вели на первом и на втором этаже, в зависимости, сколько было людей. Вход в подвал был со стороны каменной церкви, т.е. с юга. К западу, где сейчас колодец, был большой поповский дом, затем там сделали водогрейку. У последнего дома на Погосте по дороге в Тыново — жердями под названием «отвод» закрывали путь. Через канаву от села на Погост — мостик слева. К востоку от каменной церкви — пруд. Между каменной и деревянной церковью проходила дорога»5.
Местные жители не припомнят, чтобы деревянную церковь после официального закрытия использовали как музей. Судьба ее и до пожара была печальной. По воспоминаниям стариков, в ней собиралась окрестная молодежь на «светлые вечера». «. Часть икон разобрали по домам. Верующие прибрали и сохранили их, молились, а безбожники закрывали ими кадушки щей. Молиться собирались у Клавдии Гординой, Машуте Лебедевой досталась библия из церкви. Крест унес известный местным сергеевский дизертир, скрывавшийся от войны за Колоденским озером. Ограда красивая была, из каменных столбов, высотой около метра, и пролеты по 1 метру из квадратных кованых пик. Ограду, как говорят, пропила председатель сельсовета, продала в Акиньхово, а там ее и перековали. Кладбище между каменной и деревянной церковью было небольшим. Основное кладбище было вокруг каменной Тихвинской церкви. Памятники с кладбища растащили по разным деревням под фундаменты. Один из памятников нашли под магазином на площади, когда увозили проданное здание в Супроново. Хранили в церкви зерно, корма, лен, бересту, что на деготь перегоняли. Перед пожаром в церкви хранили солому. Пожар начался из подвала, говорят, небрежно покурил сторож. Разбушевался огонь так, что видно было зарево за десятки километров. Маленькие ребятишки, и те запомнили это зарево на всю жизнь. Ближе, чем на 500 метров было не подойти. Чуть не сгорела вся деревня. Пока одна старушка не обошла с иконой, и церковь стала гореть строго вверх, как свечка. Рухнул крест... .»5. Сегодня на этом месте выросли огромные деревья на едва заметных бугорках бывшего кладбища. На одной из берез — табличка о существовавшей здесь церкви Николая Чудотворца.
Так, фотография из семейного архива привела к открытию исчезнувшего памятника деревянного зодчества, к изучению истории сгоревшей более 60 лет назад церкви Николая Чудотворца в д. Гришкино. Автором была предпринята попытка вернуть детали облика и исторические события одной из колоденских церквей, начало возведения которой лежит еще до 1675 года. И построена она была не взамен деревянной церкви Параскевы Пятницы, поскольку последняя стояла до постройки каменной Тихвинской до 1784 года [17, с. 5]. Как памятник деревянного зодчества церковь Николая Чудотворца в 1739 году предстала в новом здании и украшала село ровно 222 года. Изложенные материалы и изображения позволяют получить представление о внешнем виде и внутреннем убранстве церкви Николая Чудотворца. Это дает возможность создать исторический макет. Значение исследования видится в том, что восстанавливать образы разрушенных памятников деревянного зодчества по архивным данным вполне реально, и при воплощении возвращать им исторический облик. К этому призывают исследователи восстановления памятников деревянного зодчества [18]. Еще в 1879 году Н.Голышев писал: «На древние русские деревянные церкви следует обращать особое внимание. Большая часть их уже заменена новыми каменными, построенными в новейшем вкусе, а прежние оставлены на произвол судьбы и с каждым годом быстро уничтожаются от разных причин, часто не оставляя и следов своего существования. Пройдет еще немного времени, и в России останется весьма мало данных для археологических изысканий по этому предмету» [19].
Статья не раскрывает все подробности истории исчезнувшей церкви Николая Чудотворца. Но уже сегодня найденные нами в архивах факты и снимки обогатят историю череповецкого края и станут еще одним стимулом любить и беречь свою малую родину.
Примечания
1. https://www.booksite.ru/fulltext/khr/ust/aly/ov/.
2. По удивительному совпадению с 1860 по 1902 священником Гришкинской церкви был тезка Алексей Виноградов (но сын Леонтия Васильева Виноградова).
3. http s://ru.wikipedia .org/ шЫ/Алексий_(Виноградов).
4. Документы получены от Д.А.Пшеницына, ведущего историка-генеалога г. Вологды.
5. Воспоминания местных жителей, 2019 г., д. Гришкино.
1. Новгородский сборник / Под ред. Н.Богословского. Вып. V. Издание Новгородского статистического комитета. Новгород, 1866. С. 67.
2. Памятники деревянного церковного зодчества в епархиях Новгородской, Тверской, Ярославской, Иркутской и Красноярской XVII и XVIII в. / Иер. А.Н.Виноградов. СПб. 1892. С. 292.
3. Подгорный В.Ф. «Наше прошлое. Взгляд художника». СПб., 2008. С. 501.
4. Извлечения из переписных книг. Составлено Е.Е.Замысловским. Издание археографической комиссии. СПб., 1888. Вып. 1. Белозерский уезд. Андожская волость. 1678—1679 гг.(7186—7187 гг.). С. 230.
5. Челобитные архиепископу Симону священников и прихожан о выдаче благословенных грамот на строительство церквей и приделов к ним: Покровской и Сергия Радонежского (с приложением плана. лл. 1, 2). Никольской Оксиньетьевского, Стана, Благовещенской Выксинского монастыря, Никольской Колоденской вол. Белозерского у. // Государственный архив Вологодской области. (ГАВО). Ф. 1260. Оп. 1. Д. 4466. Л. 5-5об.
6. Челобитная архиепископу Симону священника церкви Николая Чудотворца Колоденской вол. Белозерского у Антона Семенова, церковного старосты Касьяна Иванова и всех прихожан о выдаче антиминса для освящения новой церкви, построенной вместо старой ветхой // ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Д. 4686. Л. 1-1а.
7. Челобитная архиепископу Гавриилу священника Григория Николаевской церкви Колоденской вол. Надпорожского стана Белозерского у. // ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Д. 13064. Л. 1.
8. Книги венечных памятей Белозерского уезда Вологодской и Белозерской епархии 1715—1723 гг. // ГАВО Ф. 496. Оп. 1. Д. 466. Л. 144-146.
9. Лътопись Гришкинской церкви и ея прихода Череповецкаго уъзда Новгородской епархш, начатая вестись съ 1894 года. На 29 листах // Череповецкое музейное объединение (ЧерМО). 1418/30. Кн. 9-81. Л. 1.
10. Епархия Новгородская. Уезд Череповецкий. Округ 5. 1910—1916 гг. // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 799. Оп. 33. Д. 1073. Заказ № 96. Л. 34-35об.
11. Клировая ведомость Гришкинской Тихвинской церкви Череповецкого уезда за 1922 год. // ГАВО. Ф. 1010. Оп. 3. Д. 86. Л. 2.
12. Документы Гришкинской религиозной общины (устав, протоколы, списки) // Череповецкий центр хранения документации (ЧЦХД). Ф. 42. Оп. 1. Д. 329. Л. 10.
13. Материалы Гришкинской религиозной общины (описи, списки, договоры и др.) Уломского сельсовета // ЧЦХД. Ф. 5. Оп. 1. Д. 12а. Л. 10-10об., л. 21, л. 69, л. 71.
14. Материалы о религиозных общинах, церквях и часовнях по Череповецкому району // ЧЦХД. Ф. 5. Оп. 1. Д. 106. Л. 10.
15. Выписки из протоколов заседаний президиума Череповецкого райисполкома о закрытии церквей и сведения о молитвенных зданиях и служителях культа Череповецкого района // ЧЦХД. Ф. 5. Оп. 1. Д. 175. Л. 2-3.
16. Хрусталев М.Ю. Русская Православная Церковь в центре и на периферии в 1918—1930-х годах (на материалах Новгородской епархии). Архангельск, 2004. [Электр. ресурс] // https://www.booksite.ru/fulltext/khr/ust/aly/ov/16.htm (дата обращения: 12.01.2023).
17. Пахолкова Т.В. Об основании церквей Гришкинского прихода // Ученые записки ЧГУ. 2016. Вып. 1. С. 5.
18. Гущина В.А. К истории изучения культового деревянного зодчества в России и Олонецкой губернии [Электр. ресурс] // Кижский вестник. N° 5. Петрозаводск, 1999. http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/kizhi_vestnik/kizhi_vestnik5/04_church/vestnik5_14.htm (дата обращения: 12.01.2023).
19. Голышев Н. Памятники деревянных церковных сооружений. Старинные деревянные храмы во Владимирской губернии. 1879 // РАХ. Научная библиотека. Н-74. C. 5.
References
1. Bogoslovsky N., ed. Novgorodskiy sbornik [Novgorod collection], iss. V. Izdaniye Novgorodskogo statisticheskogo komiteta. Novgorod, 1866, p. 67.
2. Vinogradov A.N. Pamyatniki derevyannogo tserkovnogo zodchestva v yeparkhiyakh Novgorodskoy, Tverskoy, Yaroslavskoy, Irkutskoy i Krasnoyarskoy XVII i XVIII v. [Monuments of wooden church architecture in the dioceses of Novgorod, Tver, Yaroslavl, Irkutsk and Krasnoyarsk in the 17th and 18th centuries]. St. Petersburg, 1892, p. 292.
3. Podgorny V.F. "Nashe proshloye. Vzglyad khudozhnika" ["Our past'. The view of the artist]. St. Petersburg, 2008, p. 501.
4. Zamyslovskiy Ye.Ye., comp. Izvlecheniya iz perepisnykh knig [Extracts from census books]. Izdaniye arkheograficheskoy komissii, iss. 1. Belozerskiy uezd Andozhskaya volost'. 1678—1679g.g. (7186—7187g.g.). St. Petersburg, 1888, p. 230.
5. Chelobitnyye arkhiyepiskopu Simonu svyashchennikov i prikhozhan o vydache blagoslovennykh gramot na stroitel'stvo tserkvey i pridelov k nim: Pokrovskoy i Sergiya Radonezhskogo (s prilozheniyem plana. l. l.1, 2). Nikol'skoy Oksin'yet'yevskogo, Stana, Blagoveshchenskoy Vyksinskogo monastyrya, Nikol'skoy Kolodenskoy vol. Belozerskogo u. [Petitions to Archbishop Simon of priests and parishioners for the issuance of blessed letters for the construction of churches and aisles to them: Pokrovskaya and Sergius of Radonezh (with the application of the plan. l. l. 1, 2). Nikolskaya Oksinietievsky, Stan, Blagoveshchenskaya Vyksinsky Monastery, Nikolskaya Kolodenskaya vol. Belozersky st.]. In: State archive of the Vologda region. (GAVO) F. 1260. Op. 1. D. 4466. L. 5-5ob.
6. Chelobitnaya arkhiyepiskopu Simonu svyashchennika tserkvi Nikolaya Chudotvortsa Kolodenskoy vol. Belozerskogo u Antona Semenova, tserkovnogo starosty Kas'yana Ivanova i vsekh prikhozhan o vydache antiminsa dlya osvyashcheniya novoy tserkvi, postroyennoy vmesto staroy vetkhoy. [Petition to Archbishop Simon of the priest of the Church of St. Nicholas the Wonderworker, Kolodenskaya vol.
Belozersky from Anton Semenov, church warden Kasyan Ivanov and all parishioners about issuing an antimension for the consecration of a new church built instead of an old dilapidated one]. GAVO. F. 1260. Op. 1. D. 4686. L. 1-1a.
7. Chelobitnaya arkhiyepiskopu Gavriilu svyashchennika Grigoriya Nikolayevskoy tserkvi Kolodenskoy vol. Nadporozhskogo stana Belozerskogo u. [Petition to Archbishop Gabriel of Priest Gregory of the Nicholas Church of Kolodenskaya vol. Nadporozhsky camp Belozersky]. GAVO. F. 1260. Op. 1. D. 13064. L. 1.
8. Knigi venechnykh pamyatey Belozerskogo uyezda Vologodskoy i Belozerskoy yeparkhii 1715—1723 gg. [Books of crown memories of the Belozersky district of the Vologda and Belozersky diocese 1715—1723]. GAVO. F. 496. Op. 1. D. 466. L. 144-146.
9. Letopis' Grishkinskoy tserkvi i yeya prikhoda Cherepovetskago uezda Novgorodskoy yeparkhii, nachataya vestis' s 1894 goda. [Chronicle of the Grishkinskaya Church and its parish of the Cherepovets district of the Novgorod diocese, begun in 1894]. Na 29 listakh. Cherepovetskoye muzeynoye ob"yedineniye (CherMO). 1418/30. Kn. 9-81. L. 1.
10. Yeparkhiya Novgorodskaya. Uyezd Cherepovetskiy. Okrug 5. 1910—1916 gg. [Diocese of Novgorod. Cherepovets county. District 5. 1910—1916]. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv (RGIA). F. 799. Op. 33. D. 1073. Zakaz no. 96. L. 34-35ob.
11. Klirovaya vedomost' Grishkinskoy Tikhvinskoy tserkvi Cherepovetskogo uyezda za 1922 god. [Clergy sheet of the Grishkinskaya Tikhvin church of the Cherepovets district for 1922]. GAVO. F. 1010. Op. 3. D. 86. L. 2.
12. Dokumenty Grishkinskoy religioznoy obshchiny (ustav, protokoly, spiski). [Documents of the Grishkinskaya religious community (charter, protocols, lists)]. Cherepovetskiy tsentr khraneniya dokumentatsii (CHTSKHD). F. 42. Op. 1. D. 329. L. 10.
13. Materialy Grishkinskoy religioznoy obshchiny (opisi, spiski, dogovory i dr.) Ulomskogo sel'soveta. [Materials of the Grishkinskaya religious community (inventories, lists, contracts, etc.) of the Ulomsky village council]. CHTSKHD. F. 5. Op. 1. D. 12a. L. 10-10ob., l. 21, l. 71.
14. Materialy o religioznykh obshchinakh, tserkvyakh i chasovnyakh po Cherepovetskomu rayonu. [Materials about religious communities, churches and chapels in the Cherepovets region]. CHTSKHD. F. 5. Op. 1. D. 106. L. 10.
15. Vypiski iz protokolov zasedaniy prezidiuma Cherepovetskogo rayispolkoma o zakrytii tserkvey i svedeniya o molitvennykh zdaniyakh i sluzhitelyakh kul'ta Cherepovetskogo rayona. [Extracts from the minutes of the meetings of the Presidium of the Cherepovets Regional Executive Committee on the closure of churches and information about prayer buildings and clergy of the Cherepovets District]. CHTSKHD. F. 5. Op. 1. D. 175. L. 2-3.
16. Khrustalev M.Yu. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v tsentre i na periferii v 1918—1930-kh godakh (na materialakh Novgorodskoy yeparkhii) [The Russian Orthodox Church in the center and on the periphery in 1918—1930s]. Arkhangel'sk, 2004. Available at: https://www.booksite.ru/fulltext/khr/ust/aly/ov/16.htm (accessed: 12.01.2023).
17. Pakholkova T.V. Ob osnovanii tserkvey Grishkinskogo prikhoda [On the foundation of the churches of the Grishkinsky parish]. Uchenye zapiski ChGU, 2016, iss. 1, p. 52.
18. Gushchina V.A. K istorii izucheniya kul'tovogo derevyannogo zodchestva v Rossii i Olonetskoy gubernii. [On the history of the study of cult wooden architecture in Russia and the Olonets province]. Coll. of papers "Kizhskiy vestnik", no. 5. Petrozavodsk, 1999. Available at: http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/kizhi_vestnik/kizhi_vestnik5/04_church/vestnik5_14.htm (accessed: 12.01.2023).
19. Golyshev N. Pamyatniki derevyannykh tserkovnykh sooruzheniy. Starinnyye derevyannyye khramy vo Vladimirskoy gubernii. [Monuments of wooden church buildings. Ancient wooden temples in the Vladimir province]. 1879 / RAH. Nauchnaya biblioteka. N-74.
Pakholkova T.V. The church of St. Nicholas the Wonderworker in the village of Grishkino, Cherepovets district, Novgorod diocese as a monument of the wooden architecture. The article aims to restore the historical image of the disappeared monument of church architecture, the wooden church named after St. Nikolay Chudotvorets, which stood in the village of Grishkino, Cherepovets district, Vologda region until 1961. There are no studies on this church as a whole, with the exception of works on the history of this article author's parish. Sources include available photographs, drawings from the late 19th century, local and federal archival and eyewitness data. The article contains preserved images, drawings, decoration of the church, the history of construction and reconstruction. The relevance of the article is represented in the importance of the revival of church monuments. But before restoring the destroyed and disappeared temples, it is necessary to bring their new look as close as possible to the historical one.
Keywords: church of St. Nicholas the Wonderworker, monument of wooden architecture, Grishkino, restoration of the image.
Сведения об авторе. Татьяна Васильевна Пахолкова — канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»; ORCID: 0000-0003-4680-3469; Pakholkova@yandex. ru.
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 01.02.2023. Принята к публикации 05.03.2023.
Ссылка на эту статью: Пахолкова Т.В. Памятник деревянного зодчества — церковь Николая Чудотворца в селе Гришкино Череповецкого уезда Новгородской епархии // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2023. № 2(47). С. 117-123. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.2(47). 117-123
For citation: Pakholkova T.V. The church of St. Nicholas the Wonderworker in the village of Grishkino, Cherepovets district, Novgorod diocese as a monument of the wooden architecture. Memoirs of NovSU, 2023, no. 2(47), pp. 117-123. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.2(47).117-123