УДК 908 Ы^:/^.от§/10.34680/24П-7951.2020.2(27).5
Т.В.Пахолкова
ОБ ОПИСАНИИ Н.БОГОСЛОВСКИМ ГРИШКИНСКОГО ПРИХОДА НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ
Дается анализ сведений о Гришкинской Тихвинской церкви V класса, опубликованных в 1866 г. в Новгороде в V выпуске сборника под редакцией Н. Богословского. Несмотря на узкую локацию, история этого неизученного микрорегиона связана с ближайшим окружением1 первых лиц государства. Многолетнее изучение архивных документов позволило проверить представленные в описании факты и события, лица и даты, упомянутые Н.Богословским, и получить подтверждение или опровержение данных об истории заселения, землевладельцах, топонимике, истории гришкинских церквей, крестьянских бунтах. Наиболее значимые отрывки описания прихода сопоставлены с данными метрических книг с 1626 по 1922 гг., «Летописью Гришкинской церкви с 1894 г.», данными федеральных, областных, муниципальных архивов, некоторыми находками исследователей местной истории. В этой статье рассматриваются разделы, касающиеся только истории прихода. Остальные фрагменты описания Н.Богословского изложены в предыдущих тематических изданиях по истории Колоденской волости. Стиль и орфография Н.Богословского в основном сохранена. Интерпретация первоисточника дана через постраничные сноски.
Ключевые слова: Гришкинский приход, Колодны, Андога, Белозерский уезд, Череповецкий уезд, Новгородская губерния, история, Дашковы, Секретаревы
естность. Приход находится на большой почтовой дороге2, на границе Череповецкого3 уезда с
Устюжским. Приходские церкви4 стоят на самой большой дороге и отстоят от границы в 4 верстах, от своего уездного города Череповца в 70 верстах [1].
История. Основание прихода крестьяне относят к половине ХУЛ-го5 столетия (документов на это при церкви нет), и приписывают князьям Солнцевым6. По рассказам старожилов князья, Солнцевы переселили из Андоги7 (Андогою называется кулига в Череповском уезде по берегам речки Андоги) несколько из своих крепостных крестьян на свои пустоши, (где теперь находится село Гришкинский приход), и разместили по самым берегам реки Колоденки. От этого и самый приход село8 Гришкинский встарь назывался Колоденским.
Нынешние деревни получили, будто бы свое название частью от лиц, первоначально здесь заселившихся, а частью от пустошей, ими заселяемых9. Так, например, село Гришкино, будто бы получило свое название от имени Григория, полуимени Гришки, Супроново — от Софрона, Давыдово — от Давыда, Сергеево — от Сергия. Деревни же Чаево, Миндюкино, Починок и Тыново получили свое название от пустошей, ими заселенных и называвшихся такими именами. Деревня же Воротишино, будто бы, крестьянину, первоначально поселившемуся тут жить, не понравилось место, но сие последнее избранное им место показалось для него хуже первого, поэтому он возвратился на первое место своего жительства. Вследствие такого возвращения, будто бы и сама деревня, происшедшая от него, названа таким именем. Первоначальные жители села Гришкинского прихода, или по неудобности сообщения с приходской церковью, или же по неимению самой
1 С начала 17 века колоденскими землевладельцами были князья Дашковы, а в XIX в. — камердинер Григория Потемкина и Екатерины II Федор Ермолаевич Секретарев.
2 Большой почтовый тракт Санкт-Петербург — Вологда, построенный по разработанному при Екатерине плану [http://nason.ru/pochtovtrakti]. После появления трассы А114 тракт отнесен к проселочным дорогам.
3 Сегодня: на границе Череповецкого района с Устюженским районом Вологодской области.
4 Тихвинская каменная церковь и деревянная церковь Св. Николая Чудотворца.
5 Самые ранние поименные списки жителей Гришкинского прихода датируются 1626 г. [РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Кн. №.591. Л. 241-242].
6 С начала XVII в. и до начала XIX века колоденские земли принадлежали князьям Дашковым [Там же]. Но Солнцевы, тем не менее, были в истории гришкинского прихода, но не в XVII в., а в начале XVIII в. Петр Иванович Дашков завещал свои земли дочери Марфе Петровне (1692 г. р., Волконской по первому мужу (ум. в 1712 г.), а после смерти его она получила фамилию мужа Федора Петровича Солнцева-Засекина с 1714 г.: «Кж. Марфа Петровна Дашкова, дочь кн. Петра Ивановича Дашкова и Евфимии Богдановны Полибиной; отец дал за ней свои белозерские и пошехонские поместья» [2]. Более ранней причастности Солнцевых к колоденским землям не найдено.
7 Действительно, по документам XVII в. эта местность была в волости Андога Белозерского уезда, выставке Колодно [РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Кн. № 591. Л. 241-242].
8 Гришкинские церковные земли в некоторых архивных документах имели отдельное от деревни название, такие как село Гришкинский приход — до XIX в., в начале XX в. — Поповка, с XX в. и по наши дни эта часть деревни называется Погост. При этом встречается и общее именование Погоста с деревней Гришкино — село Гришкино.
9 Переписные книги первых жителей 1626 г. не содержат в этих деревнях таких имен. Например, в деревне Гришкино было тогда всего 4 двора, из мужчин там жили: Оска Кирилов, Тимошка Кирилов, Охлопка Трефилов, Якушка Софонов. То есть, не было в Гришкине тогда ни одного Гришки, а в деревне Сергеево не было Сергия и т.д. [РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Кн. № 591. Л. 241-242].
церкви, имели только часовни10, которые и теперь существуют, а при часовнях имели частные деревенские кладбища, которые в теперешнее время слывут между прихожанами под названием могильнищ11. Такие могильницы, по указанию крестьян, находятся: при селе Гришкине, при деревнях: Чаеве, Давыдове и Воротишине [3].
Начало появления первой церкви у Колоденских переселенцев относится или к концу XVII столетия, или к началу XVIII12. Первая церковь была деревянная в честь святой великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, отчего и самый приход в старину назывался Пятницким13 Колоденским [4]. После этой церкви, именно в 1739 г., построена другая деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Эта церковь существует и в настоящее время14. <....> На месте Пятницкой деревянной сооружена тщанием и иждивением прихожан в 178415 г. церковь каменная, с двумя отделами, теплым и холодным. Отдел холодный во имя Тихвинской Божией Матери, от чего и самый приход стал называться Тихвинским Колоденским или Гришкинским Тихвинским. В теплом же отделе церкви каменной помещены два престола, из коих один во имя св. великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а другой во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
В начале XIX столетия князья Дашковы продали свою Колоденскую вотчину г. Собакину16. (Время и причина, почему и как Колоденская вотчина перешла к Дашковым, неизвестна17). По словам старожилов, у Собакина им было жить очень туго. Целыми десятками самых лучших колоденцев Собакин брал на металлические заводы, с которых почти никто не возвращался домой. Поэтому один крестьянин Колоденской вотчины вооружил всех колоденцев, говоря, что Собакин всех их до единого истребит, а Колоденскую вотчину вновь сделает пустошью.18 Колоденцы взбунтовались против своего владетеля и начали требовать, чтобы начальство отобрало их от Собакина и записало их в государственные крестьяне19. Для усмирения их начальство20 принуждено было выслать отряд башкиров под начальством полковника.21 Во время усмирения немало было убито колоденцев22. Башкиры, говорят старики-прихожане, нас разорили: потому что, кроме того, что из нас многих убили, около целого года жили на нашем содержании. После возмущения Собакин перепродал колоденцев московскому помещику Федору Ермолаевичу г. Секретареву23, внучата24 которого в настоящее время суть владетели Колоденской вотчины, или сего Гришкинского прихода.
<...>Промыслы. <...> Недостаток вышеозначенных отраслей сельского хозяйства крестьяне восполняют своим ремеслом — ковкою гвоздей и уклада<.. >25.
Границы. Приход с западной стороны граничит с Устюжским уездом, с северной с пустопорожними казенными местами, с восточной стороны — с селом Дмитриевским приходом и частью с землями,
10 На 1910—1916 гг. часовни были в д. Воротишино, Починок, Супроново, Чаево [РГИА Ф. 799. Оп. 33. Д. 1073. Л. 38-46]. Часовня в д. Давыдово здесь не упоминается, хотя она значится у Н.Богословского. Есть версия, что она сгорела именно в 1916 г.
11 Могильницы и могильнищи не встречаются в речи колоденцев, а могилицы и кладбища в местной топонимии — не одно и то же.
12 В переписных книгах 1678—1679 гг. упоминаются 2 церкви в Колоднах: ц. Николая Чудотворца и ц. в. мч. Парасковии, нареченныя Пятницы, построенные значительно раньше, чем указано у Н.Богословского [РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 12757. Л. 52об.]
13 На современной территории микротопоним Пятница сохранился. Это место бывшей Потокской часовни на самой границе с Устюженским районом по бывшему почтовому тракту на Санкт-Петербург [5].
14 Сгорела в 1961 г. [5]. Была занесена в Реестр Главнауки как памятник архитектуры [ЧЦХД. Ф. 5. Оп. 1. Д. 175. Л. 87].
15 Дата построения либо 1784 г., либо 1785 г. по разным источникам.
16 Собакин — прозвище Александра Ивановича Яковлева. 14.12.1811 г. дочь Е.Дашковой А.Щербинина продала А.И.Яковлеву 1312 душ по 5 ревизии и 164 души по 6 ревизии в Череповецком уезде Новгородской губернии (в том числе и Гришкино [РГИА. Микрофильм от 1812 г. Л. 39, 42об. (Сведения от Наталии Тюликовой, г. Москва.)]
17 «История происхождения вотчин отчасти раскрывается данными писцовых материалов. Основной заголовок раздела вотчин — «дано за московское осадное сидение королевича прихода и царя Василево осадное сидение <...> ..есть ссылка на жалованные вотчинные грамоты: Г.К.Булгакову и кн. И.А.Дашкову за приписью дьяка А.Вареева 1621/22 г. [6].
18 Неоднократное упоминание о пустоши доказывает, что Гришкино, как и соседние деревни, к 1626 г. были заселены не впервые.
19 Крестьяне от Яковлева (Собакина) просились к графу Воронцову, племяннику Екатерины Дашковой: «Пусть сын родного брата графини Михаил Семенович Воронцов, возвратясь из похода, выкупит нас в свой род». [Микрофильм от 1812 г. Л. 51об. (Сведения от Наталии Тюликовой, г. Москва.)]
20 Колоденские бунты 1813 г. обсуждались в Комитете Министров [РГИА. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 50, 51; Ф. 1149. Оп. 1. Т. 1. Д. 2, Д. 13].
21 Полковник П.А.Чуйкевич [7].
22 По метрическим книгам было убито 26 человек, по «Летописи...» — 23 чел., в том числе 86-летний диакон и священническая вдова старушка [Лътопись Гришкинской церкви и ея прихода Череповецкаго уъзда Новгородской епархш, начатая вестись съ 1894 г. (на 27 л.) // Науч. архив ЧерМО 9—81; 1418/30. Л. 4об.].
23 Бунт был в 1813 г., а Ф.Е.Секретарев, как владелец Колоденской волости, появляется в метрических книгах Гришкинского прихода с января 1824 года. [ГАВО. Ф. 1067. Оп. 8. Д. 2. Л. 13].
24 Внучата: Петр и Федор Петровичи Секретаревы — сыновья Петра Ермолаевича.
25Именно добыча болотной руды и железный промысел считаются основополагающими в появлении колоденских деревень в 16 веке [8].
принадлежащими Куриловским прихожанам; с южной стороны граничит с землями, принадлежащим государственным крестьянам Николо—Раменского прихода26.
Здания. Почти в центре прихода, впрочем, несколько на северо-запад, находятся приходские церкви, из коих одна каменная, другая деревянная. В связи с каменною церковью стоит каменная колокольня. Обе церкви и колокольня обнесены из булыжного камня оградою с 6-ю кирпичными башнями27<.. .>.
Селения28 <...> На юг от церкви29 в 4 верстах по проселочной дороге — помещичье сельцо Федоровское. В 1863 г. сельцо это с 550 десятинами при нем земли продано весьегонскому помещику г-ну Колюбакину30. Постройка в сельце вся деревянная. Помещичий дом и овин на каменных фундаментах. Жителей в сельце, исключая семьи помещика г-на Колюбакина, душ до 10. Все они прежде бывшие дворовые люди помещика Секретарева, живут здесь по дозволению г-на Колюбакина временно до приискания постоянной для себя оседлости.
В 1 версте от Починка на юго-запад деревня Липянка31, на берегу судоходной реки Мологи в Устюжском уезде и потому прежде принадлежала приходу Моденскому, находящемуся также в Устюжском уезде. Лет 20 тому назад г. Секретарев купил32 ее и приписал в село Гришкинский приход. <...> В полуверсте от деревни вверх по течению реки Мологи, на самом берегу ее, находится железно-резной завод г-на Секретарева. Строение завода каменное, а служба при нем деревянная. На заводе нет жителей, потому что он в бездействии33.
В конце описания Н.Богословский приводит статистику продолжительности жизни, отношения к воинской службе и вероисповеданию населения всего прихода. Как видно, рождаемость на 1866 г. была очень высокая: 92 чел. в год на 1820 жителей волости. Но и смертность, прежде всего, детская до 5 лет была чрезвычайно велика: 77 чел. в год на 10 селений. По достижению 15-летнего возраста смертность резко падает, практически до 1—2 человек в год на всю волость. По метрическим книгам эта цифра в эти годы обычно несколько выше.
Подводя итог анализу описания Гришкинского прихода Н.Богословским от 1866 г., можно предположить причину неточностей и расхождений некоторых фактов с архивными документами. Материалы поступали от священников, а те были не местными, за некоторым исключением (например, Федор Лебедев). Да и местные легенды о далеком прошлом бывали противоречивы. Тем не менее, основная часть описания — важнейшее свидетельство воспроизведения жизни в Колоденской волости в середине XIX в.
Значение сведений, собранных Н.Богословским в середине XIX в., чрезвычайно велико для восстановления истории каждого прихода Новгородской губернии, а через микроисторию отдельных приходов — для воссоздания жизнеописания всей губернии. Каждая строка в описании Н.Богословского дает импульс к более детальному изучению. Учитывая, что сборник Н.Богословского открыт для широкого доступа, данной статьей автору хотелось бы предостеречь исследователей от слепого цитирования сведений о приходах Новгородской губернии.
1. Новгородский сборник под редакцией Н.Богословского. Выпуск V. Издание Новгородского статистического комитета. Новгород, 1866. С. 66-76.
2. Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым: [В 4 ч.]. СПб.: тип. К.Вингебера, 1854—1857. С. 166.
3. О курганахъ, городищахъ и жальникахъ Новгородской губернии. Составилъ членъ Новгородской Ученой Архивной Комиссш И.Романцев. Новгородъ: Губернская Типографiя, 1911. С. 100-101.
4. Пахолкова Т.В. Об основании церквей Гришкинского прихода // Ученые записки ЧГУ. 2016. Вып. 1. С. 50-52.
5. Пахолкова Т.В. Гришкино и его окрестности. Череповец, 2014. 48 с.
6. Алексеев С.А. Служилая вотчина в Белозерском уезде в первой четверти XVII в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. 2014. Т. 4. № 3. С. 102.
7. Колесников П.А. Устюжна. Архангельск, 1979. С. 63.
8. Колесников П.А., Димони Т.М. Родословие Вологодской деревни. Вологда, 1990. С. 173.
9. Пахолкова Т.В. От «Словаря говоров Русского Севера» к «Словарю колоденского говора» // Севернорусские говоры: межвуз. сб. Вып. 17 / Отв. ред. Е.В.Пурицкая. СПб: Изд-во «Нестор-История», 2018. С. 377-392.
10. Пахолкова Т.В. Два говора соседних волостей: уломский и колоденкий говоры // Севернорусские говоры: межвуз. сб. Вып. 18 / Отв ред. Е.В.Пурицкая. СПб: ИЛИ РАН, 2019. С. 103-114.
26 Эти строки помогли уточнить историю заселения волости через особенности колоденского говора в сравнении с говором соседних территорий [9, 10].
27 Подготовлено подробное описание Гришкинских церквей и территории причта для отдельной работы.
28 Что касается описания селений, то это в основном данные о расположении, почвах, населении и занятиях жителей. В данной статье это не анализируется. Приведены лишь важные для истории землевладения строки об усадьбе и железо-резном заводе камердинера Григория Потемкина и Екатерины II Ф.Е.Секретарева.
29 Церкви в селе Гришкино.
30 Вопрос о Колюбакине очень спорный. Нет пока доказательств, что Федоровское было продано Колюбакину. Более того, на 18 марта 1869 г. есть запись о том, что с. Федоровское в залог не поступало. [РГИА. Ф. 577. Оп. 22. Д. 3395. Л. 37-39].
31 Сегодня: Малая Липенка.
33 [РГИА. Ф. 577. Оп. 22. Д. 3395. Л. 39].
33 Видимо, речь идет именно о времени смены владельцев завода в 1865—1866 гг.
References
1. Bogoslovskiy N., ed. Novgorodskiy sbornik [Novgorod statistical digest], iss. V. Izdanie Novgorodskogo statisticheskogo komiteta. Novgorod, 1866, pp. 66-76.
2. Rossiyskaya rodoslovnaya kniga, izdavaemaya knyazem Petrom Dolgorukovym: [V 4 ch.]. [Russian genealogy book published by Prince Peter Dolgorukov]: [In 4 vol.]. St. Petersburg, 1854—1857, p. 166.
3. O kurganakh", gorodishchakh" i zhal'nikakh" Novgorodskoy gubernii. Sostavil" chlen" Novgorodskoy Uchenoy Arkhivnoy Komissii I.Romantsev [About the mounds, hillforts and zhalniks of the Novgorod province]. Novgorod", 1911, pp. 100-101.
4. Pakholkova T.V. Ob osnovanii tserkvey Grishkinskogo prikhoda [On the foundation of the churches of the Grishkinsky parish]. Uchenye zapiski ChGU, 2016, iss. 1, pp. 50-52.
5. Pakholkova T.V. Grishkino i ego okrestnosti [Grishkino and its surroundings]. Cherepovets, 2014. 48 p.
6. Alekseev C.A. Sluzhilaya votchina v Belozerskom uezde v pervoy chetverti XVII v. [Patrimonies of served people of Belozersk district in the first quarter of the XVII century]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S.Pushkina, 2014, vol. 4, no. 3, p. 102.
7. Kolesnikov P.A. Ustyuzhna [Ustyuzhna]. Arkhangel'sk, 1979, p. 63.
8. Kolesnikov P.A., Dimoni T.M. Rodoslovie Vologodskoy derevni [Genealogy of the Vologda village]. Vologda, 1990, p. 173.
9. Pakholkova T.V. Ot "Slovarya govorov Russkogo Severa" k "Slovaryu kolodenskogo govora" [From the "Dictionary of the Russian North dialects" to the "Dictionary of the Kolodensky dialect"]. Puritskaya E.V., ed. Coll. of papers "Severnorusskie govory", iss. 17. St. Petersburg, 2018, pp. 377-392.
10. Pakholkova T.V. Dva govora sosednikh volostey: ulomskiy i kolodenkiy govory [Two dialects of neighbour counties: Ulomsky and Kolodensky dialects]. Puritskaya E.V., ed. Coll. of papers "Severnorusskie govory", iss. 18. St. Petersburg, 2019, pp. 103-114.
Pakholkova T.V. Description of the Grishkinskiy parish of the Novgorod province by N.Bogoslovsky. Our aim with this paper was to analyse the information on the Grishkinskaya Tikhvinskaya Church published in Novgorod Statistical Digest (issue 5) in 1866 edited by N.Bogoslovsky. A closer look at a largely unexplored documentation relating to the history of this small microregion connected with the most important people of the country enables us to study archival papers and verify the facts and events presented in the description, the people and dates mentioned by N.Bogoslovsky, and to obtain confirmation or refutation of data on the history of settlement, landowners, place names, the history of churches in Grishkino and peasant riots. The most significant fragments of the description of the parish are compared with the data of civil registers from 1626 to 1922, the Chronicle of the Grishkinskaya Church from 1894, the data of federal, regional, municipal archives, and some finds of local history scholars. This paper focuses only on sections related to parish only. Other parts of N.Bogoslovsky' digest are described in previous thematic publications on the history of the Kolodenskaya volost. The style and spelling of N.Bogoslovsky are basically preserved. The interpretation of the source is given in footnotes.
Keywords: Grishkinskiy parish, Kolodny, Andoga, Belozerskiy district, Cherepovets district, Novgorod province, history, Dashkovs, Secretaryovs.
Сведения об авторе. Татьяна Васильевна Пахолкова — канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»; ORCID: 0000-0003-4680-3469; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.02.2020. Принята к публикации 25.02.2020.