Научная статья на тему 'Памятка прозектору профессора, выдающегося ученого Н. Ф. Мельникова-разведенкова'

Памятка прозектору профессора, выдающегося ученого Н. Ф. Мельникова-разведенкова Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТОЛОГ / ПАМЯТКА / Н.Ф. МЕЛЬНИКОВ-РАЗВЕДЕНКОВ / PATHOLOGIST / INSTRUCTION / N.F. MELNIKOV-RAZVEDENKOV

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Марковский В.Д., Перцева Ж.Н., Сорокина И.В., Мирошниченко М.С., Плитень О.Н.

В статье авторы приводят написанную Н.Ф. Мельниковым-Разведенковым памятку, которая может пригодиться как преподавателям медицинских университетов при подготовке будущих врачей-патологоанатомов, так и врачам-патологоанатомам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Марковский В.Д., Перцева Ж.Н., Сорокина И.В., Мирошниченко М.С., Плитень О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instruction for pathologist from professor, an outstanding scientist N.F. Melnikov-Razvedenkov

The authors tell about instruction written by N.F. Melnikov-Razvedenkov that may be useful for teachers of medical universities in preparing future pathologists and for pathologists

Текст научной работы на тему «Памятка прозектору профессора, выдающегося ученого Н. Ф. Мельникова-разведенкова»

ПАМЯТКА ПРОЗЕКТОРУ ПРОФЕССОРА, ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЕНОГО Н.Ф. МЕЛЬНИКОВА-РАЗВЕДЕНКОВА

Марковский В.Д., Перцева Ж.Н., Сорокина И.В., МирошниченкоМ.С.,

Плитень О.Н.

Харьковский национальный медицинский университет, Украина

Резюме: в статье авторы приводят написанную Н.Ф. Мельниковым-Разведенковым памятку, которая может пригодиться как преподавателям медицинских университетов при подготовке будущих врачей-патологоанатомов, так и врачам-патологоанатомам Ключевые слова: патолог, памятка, Н.Ф. Мельников-Разведенков Instruction for pathologist from professor, an outstanding scientist

N.F. Melnikov-Razvedenkov Markovsky V.D., Pertseva J.N., Sorokina I.V., Myroshnychenko M.S.,

Pliten O.N.

Summary the authors tell about instruction written by N.F. Melnikov-Razvedenkov that may be useful for teachers of medical universities in preparing future pathologists and for pathologists Keywords: pathologist, instruction, N.F. Melnikov-Razvedenkov

Кафедра патологической анатомии Харьковского национального медицинского университета на протяжении многих десятилетий осуществляет подготовку врачебных кадров по двум направлениям: готовит непосредственно врачей-патологоанатомов и проводит занятия по этой дисциплине с врачами-интернами смежных циклов. Оба направления являются реальной необходимостью, и качество их реализации оказывает непосредственное влияние на уровень подготовки кадров практически всех врачебных специальностей. При проведении занятий сотрудники кафедры стараются формировать из начинающего врача опытного, всесторонне развитого специалиста-патологоанатома, способного квалифицированно исследовать материал, правильно оценивать результаты вскрытия, помогать клиницистам в анализе ведения и лечения больного, тактично указывать на ошибки. В секционном зале преподаватели неоднократно подчеркивают, что вскрытие должно

быть полным и правильно выполненным [1]. Часто во время занятий упоминается памятка прозектору, подготовленная в свое время выдающимся ученым Н.Ф. Мельниковым-Разведенковым, заведовавшим кафедрой патологической анатомии Харьковского университета с 1902 по 1919 г.

Авторам кажется, что знакомство с содержанием этой памятки будет интересно будущим читателям сборника, во многом не вполне знакомым с особенностями работы патологоанатома, скрытой для большинства дымкой загадочности и трагизма.

Памятка состоит из 15 пунктов, заключающих в себе богатый опыт профессиональной и научной работы, которым обладал искуснейший мастер патологической анатомии академик Н.Ф. Мельников-Разведенков. Написана она простым, понятным языком с искорками юмора, присущего стилю Николая Федотовича, и действительно похожа на наставления строгого, но и доброжелательного учителя. Кроме рекомендаций, касающихся чисто практических действий, памятка имеет и деонтологическое значение, ибо, как говорит в ней Н.Ф. Мельников-Разведенков, «на вскрытии клиницист сливается с прозектором в одном стремлении найти научную истину, для чего требуется взаимное уважение и доверие, необходима атмосфера благожелательности, взаимопомощи. Они оба собратья по оружию, посему должны сосредоточить на вскрытии все внимание, весь опыт, все знания»...

Так что же, по мнению известного профессора, надо знать и уметь врачу при проведении вскрытия, как надо работать у секционного стола? Вот эти наставления, приведенные нами в сокращении.

1. Вскрывай глазом, а не ножом: сначала рассмотри, а потом режь. При вскрытии смотри в оба. Сосредоточенность и внимание помогают при вскрытии. 2. Не кромсай труп, а препарируй его. Вскрывать труп - то же самое, что оперировать больного. Топографическая анатомия - верный путь к выяснению патологического процесса на трупе. 3. Нож в руках начинающего вскрывать - величайший его враг. Но зато впоследствии, с приобретением навыка и опыта, нож становится другом вскрывающего. 4. Основное правило при вскрытии - осторожность и умение не повредить, индивидуализируя каждое вскрытие. Без плана не может быть научного вскрытия. 5. Перед

вскрытием необходимо ознакомление (изучение) с историей болезни, без чего трудно составить план вскрытия. Держись клинического диагноза и внимательно прислушайся к голосу клинициста, наблюдавшего больного. 6. При вскрытии не жалей ни времени, ни спины своей. Внимание к подробностям способствует выяснению диагноза. Будь готов к неожиданностям. Нередко болезненный процесс скрывается от глаз по закоулкам тела, вроде как пыль и плесень. Не забудь поэтому заглянуть в наиболее сокровенные его уголки. 7. После вскрытия не откладывай диагноза на неопределенное время, а старайся установить его по горячим следам. Не уходи из секционной без хотя бы предварительного и условного диагноза. В диагнозе будь смел и решителен, но всегда сознайся в содеянных ошибках, объясняя механизм их происхождения. 8. На вскрытие иди с ножом в руках и микроскопом под мышкой. Вскрывай с микроскопом на глазах и не забывай исследовать под ним свежие ткани в расщепленном, раздавленном и замороженном виде. 9. В процессе вскрытия старайся уловить руководящую нить изменений, выделить главное и существенное, схватить общий вид (габитус). При этом оставайся спокойным и хладнокровным, не теряйся в трудных случаях и научись вовремя остановиться и отложить нож в сторону. 11. Протокол должен быть зеркалом вскрытия и имеет цену лишь тогда, когда его диктуют, а не пишут заочно по воспоминаниям. Надо научиться протоколировать кратко, ясно, четко, без лишних подробностей, по возможности образным, красочным языком. 12. Смотри на каждое вскрытие как на интересное, ибо неинтересных вскрытий нет. Поэтому нужно поставить себе за правило: забирать кусочки для микроскопирования изо всех органов. Лучше потом выбросить их, чем кусать локти от досады в случае их отсутствия при встретившейся впоследствии надобности. 15. Освященный седой стариной обычай вскрывать трупы умерших в больницах имеет большое научно-моральное значение. К вскрытию надо подходить с благоговением, ибо оно представляет праздник и торжество науки, священнодействие, важную операцию, если только оно ведется умелой и любящей дело рукой так, чтобы не погубить истину, а открыть ее . Это обязывает патологоанатома быть справедливым, беспристрастным, нелицеприятным и объективным.

В заключение Николай Федотович говорит о большом значении вскрытия для медицинской практики и науки, подчеркивая, что «клинический диагноз, клинический симптом, обнаруженный при работе с трупом, ... служат путеводной звездой, спасательной нитью в лабиринте сложных и запутанных изменений» [2].

Таким образом, в любом случае, в любой ситуации, какой бы трудной и сложной она ни была, наставления выдающегося ученого помогут молодому врачу-патологоанатому подготовиться к правильному и ответственному выполнению своих профессиональных обязанностей.

Литература.

1. Марковский В.Д., Сорокина И.В., Плитень О.Н., Мирошниченко М.С. Вскрытия трупов в практике врача-патологоанатома: этический и исторический аспекты // Ктшчна анатомiя та оперативна хiрургiя. -2012. - Т. 11, № 2. - С.112-115.

2. Фишбейн А.В. Николай Федотович Мельников-Разведенков (к 120-летию со дня рождения: неизвестное об известном) // Архив патологии. - 1986. - Т. 48, № 10. - С. 79-81.

ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И СОВРЕМЕННОЙ КУРОРТОЛОГИИ

Матюхин В. А.

Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии, г. Москва.

Резюме: излагаются эколого-физиологические проблемы здоровья человека при освоении новых территорий и оценке курортных ресурсов России, массовые миграции, дальние перелёты и десинхронозы, регламенты реабилитационной и радиационной медицины

Ключевые слова: биоклиматология дальневосточных муссонов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.