Научная статья на тему 'Памяти профессора Л. В. Бондарко'

Памяти профессора Л. В. Бондарко Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
259
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти профессора Л. В. Бондарко»

146

Научная жизнь

отразили процессы глобализации и интернационализации гражданских правоотношений.

Как уже отмечалось, объективная потребность дифференциации юридического знания и специализации профессиональной подготовки будущих юристов стали причиной учреждения вместо общей кафедры гражданского права и процесса двух самостоятельных. В настоящее время в составе кафедры гражданского права трудятся доктор юридических наук, профессор В.Л. Слесарев; кандидаты юридических наук, доценты P.M. Мусаев, Е.В. Соломонов, Е.В. Грызыхина, С.Э. Маслей, кандидаты юридических наук, ст. преподаватели А. В. Слесарев, В. А. Цветков, ст. преподаватель А. С. Пронин и зав. кафедрой кандидат юридических наук, профессор Е.Л. Невзгодина. Думается, что сформированные традиции цивилистического образования, сложившиеся за более чем 30летнюю историю нашего университета и факультета, будут успешно продолжены и обогащены учеными и педагогами кафедры гражданского права.

ЛИТЕРАТУРА

[1] ГАОО. Ф.2880 (Омский государственный университет), оп. 1, д. 24, л. 23.

[2] Там же. Д. 41, л. 64.

[3] Невзгодина Е.Л. Предпринимательское и коммер-

ческое право в юридических вузах // Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Саратов, 2006. С. 145.

Т.Ф. Ящук,

канд. ист. наук, доц. кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Памяти профессора Л.В. БОНДАРКО

Печальная весть пришла в весенние дни 2007 г. из Петербурга: 12 марта на 75 году жизни умерла профессор кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков Петербургского государственного университета доктор филологических наук Лия Васильевна Бондарко.

Она почему-то не любила своё паспортное имя, и все знакомые звали её Лидия Васильевна. Близкий друг, воспитан-

ница её кафедры, а теперь ректор Петербургского университета Л.А. Вербицкая так обрисовала её жизненный путь: «Жизнь Лидии Васильевны не была усыпана розами: детство в осаждённом врагами городе, гибель отца, защищавшего всех нас, стремление помочь маме, растившей её и младшего брата, непростой путь в науку» (Проблемы и методы экспериментально-фонетических исследова-

ний: К 70-летию профессора кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков Санкт-Петербургского государственного университета Л.В. Бондарко. СПб., 2002. С. 4). С 1956 г. - в течение 50 лет - Лидия Васильевна бессменно работала на кафедре фонетики, в том числе свыше 20 лет - заведующей.

Лидия Васильевна не бывала в Омске, но о её сотрудничестве с омскими учёными нельзя не сказать. Автор этих строк познакомился с ней в 1969 г., когда Лидия Васильевна вела большой спецкурс по фонетике в нашей группе факультета повышения квалификации. Лекции для слушателей этого факультета Лидия Васильевна читала постоянно, их слушали потом и другие преподаватели нашей кафедры, связанные с Ленинградским - Петербургским университетом: Т.П. Рогожникова, М. А. Харламова.

В том же 1969 г., в возрасте 37 лет, Лидия Васильевна защитила докторскую диссертацию, на защите которой я присутствовал. Позже мне доводилось выступать оппонентом на кандидатских и докторских защитах учеников и сотрудников Лидии Васильевны.

Но больше всего мне запомнилась та душевная атмосфера, которая всегда царила на кафедре фонетики. Помню, с какой искренней радостью готовили члены кафедры подарки той же Л. А. Вербицкой (в то время рядовому доценту), когда Людмила Алексеевна родила свою первую дочь. Помню обсуждение доклада по немецкой фонетике, который делала на кафедре одна аспирантка из Иркутского института иностранных языков - обсуждение довольно критичное, даже суровое, но при всём том чрезвычайно заинтересованное. Помню и свой собственный доклад на одном из заседаний кафедры. Доклад был по экспериментальному изучению тонического стиха - очень мало исследованной теме, я испытывал значительные затруднения в интерпретации резуль-

Персоналии

147

татов эксперимента и очень волновался: как-то среагируют асы экспериментальной фонетики? В обсуждении доклада приняли участие профессора Л. Р. Зиндер (в то время заведующий кафедрой), Л.В. Бондарко, доцент А.С. Штерн и присутствовавший на заседании профессор кафедры русского языка В. В. Колесов. И все они с искренней готовностью пытались помочь мне разобраться в моих трудностях. (Занятый другими делами, я смог «додумать» и опубликовать изложенные тогда результаты только в 2005 г. в книжке «Русские стиховые системы».) Помню и то, как помогала мне Лидия Васильевна в анализе записей удмуртского произношения - неважных по техническому качеству и к тому же сделанных с женских голосов (а женские голоса очень трудно анализировать в плане экспериментальной фонетики). Каждодневное внимание проявляла она к ходу работы над сборником трудов памяти профессора В.Ф. Ивановой, который мы с профессором кафедры русского языка Н.В. Богдановой редактировали и готовили к печати на компьютере кафедры фонетики в 2001 г.

А вот эпизод, говорящий о человеческих качествах Лидии Васильевны. В 1980 г. я привёз в Ленинград свою докторскую диссертацию. Дожидаясь приёмных часов технического секретаря диссертационного совета, я забрёл на кафедру фонетики. Лидия

Васильевна как раз была там. Узнав, что я собрался к секретарю, славившемуся сугубо капризным характером, Лидия Васильевна сказала: «Вы знаете, он сегодня не в духе, поэтому пойдёмте вместе: со мной он Вас не выгонит, а одного может!»

В 2004 г. с готовностью откликнулась она на мою просьбу помочь нашей омской аспирантке С.А. Игнатенко, писавшей кандидатскую диссертацию по диалектной фонетике. К сожалению, финансовые обстоятельства не позволили Светлане Александровне съездить в Петербург, и это, конечно, снизило уровень её работы, но я говорю о всегдашней готовности помочь со стороны Лидии Васильевны. И в начале этой весны я собирался обратиться к ней с просьбой оказать помощь ещё одной нашей аспирантке-фонетистке, не сомневаясь, что получу её непременно.

Но прежде чем я собрался позвонить в Петербург, пришла весть о кончине замечательного учёного, блистательного экспериментатора и великолепного человека.

Б.И. Осипов,

профессор кафедры исторического языкознания ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.