Научная статья на тему 'Елена Анатольевна Баринова. К 100-летию со дня рождения'

Елена Анатольевна Баринова. К 100-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРИНОВА Е. А. / КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ЛГПИ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донская Тамара Константиновна

Психологи относят организаторские способности к достаточно редким человеческим способностям, приравнивая их скорее к талантам, которыми награждает природа избранных. Такой представляется Елена Анатольевна Баринова (1909-1985), которая двадцать пять лет, с 1951 по 1976 г., руководила кафедрой методики преподавания русского языка ЛГПИ им. А. И. Герцена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Елена Анатольевна Баринова. К 100-летию со дня рождения»

Т. К. Донская,

профессор кафедры русского языка в национальной школе ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА БАРИНОВА

К 100-летию со днярождения

Психологи относят организаторские способности к достаточно редким человеческим способностям, приравнивая их скорее к талантам, которыми награждает природа избранных... Такой мне представляется Елена Анатольевна Баринова (1909-1985), которая двадцать пять лет, с 1951 по 1976 г., руководила кафедрой методики преподавания русского языка ЛГПИ им. А. И. Герцена, получив её из рук своего наставника и основателя этой кафедры — профессора Евгении Николаевны Петровой. И выбор Евгении Николаевны оказался счастливым и для кафедры, и для коллектива, который к тому времени сплотился вокруг Евгении Николаевны Петровой, выдающегося советского методиста 30-40-х гг. XX в., заложившей основные направления в научной и организационнометодической работе членов родной для меня кафедры.

Елена Анатольевна и руководимый ею творческий коллектив продолжили начатые Е. Н. Петровой перспективные для отечественной методики преподавания русского языка в общеобразовательной школе исследования, которые надолго определили научное «лицо» кафедры.

1. Методика развития устной и письменной речи учащихся. Это направление возглавляла сама Елена Анатольевна, несмотря на то, что её кандидатская диссертация была посвящена вопросам руководства самостоятельной работой учащихся при изучении имени существительного, но она считала, как и её коллеги, что развитие речи — актуальная и перспективная исследовательская проблема, поэтому и она сама, и её аспиранты: Валентина Александровна Мызина (тема её исследования — методика работы над лексикой) и Тамара Ивановна Чижова (одна из первых диссертаций по методике работы над стилистикой в школе) — исследовали сложные вопросы развития письменной речи школьников, уделяя особое внимание предупреждению и преодолению речевых ошибок учащихся при написании изложений и сочинений разного жанра, в том числе и стилистических, впервые типизированные Еленой Анатольевной и нашедшие отражение в вузовском учебнике по методике русского языка, созданной под научным руководством Е. А. Бариновой; кроме того, она впервые создала типологию изложений и методику анализа изложения сточки зрения типов речи и стиля текста, нашедшие отражение в её докторской диссертации; под её руководством были впервые написаны и защищены работы Н. Картавенко и В. Гутенёва по методике работы над фразеологией в школе; этой же проблеме — обучение учащихся деловому письму — была посвящена диссертация К. И. Щепиной, выполненная под руководством В. И. Лебедева; именно на нашей кафедре была написана уникальная работа Т. П. Лозинской по развитию устной речи учащихся в условиях брянских говоров под руководством профессора В. И. Чагишевой, до нашего времени не имеющая аналогов, поскольку в ней решались не только проблемы орфоэпической культуры учащихся, но и вопросы их орфографической грамотности.

2. Методика работы по грамматике. Эта традиционная для кафедры тема, которой занималась ещё Евгения Николаевна, издавшая методическое пособие для учителей «Грамматика в средней школе: методические очерки» (1936) и руководившая исследованием Т. А. Ладыженской, своей первой аспирантки, по методике работы над семантикой падежных окончаний имён существительных. Данное направление возглавлял профессор Василий Иванович Лебедев, первый среди отечественных методистов занявшийся проблемами методики преподавания словосочетания в школе и на высоком научном уровне обосновавший методику работы над этим новым разделом школьного курса русского языка; под его руководством была защищена работа В. С. Пышкиной, посвящённая методике работы над приложением в структуре простого предложения; кроме того, одно из первых исследований по методике работы над словообразованием в школе было выполнено аспиранткой В. И. Лебедева — О. А. Жуковской, в диссертации которой одновременно решались и вопросы морфемного анализа слова, и методическая интерпретация морфологического принципа русской орфографии; этому исследованию в своё время дал высокую оценку академик Н. М. Шанский, который опубликовал статью Ольги Анатольевны в журнале «Русский язык в школе», редактором которого он в то время являлся; этой же проблеме была посвящена и работа В. Н. Лукьянчи-ковой, выполненная под руководством В. И. Лебедева.

3. Методика работы по синтаксису и пунктуации. Возглавлял это направление профессор Анатолий Фёдорович Ломизов, бывший аспирант Е. Н. Петровой, чьи учебные пособия по синтаксису и пунктуации, а также о роли выразительного чтения при обучении пунктуации долгое время были единственными методическими пособиями для учителей и студентов филологических факульте-

тов педагогических институтов страны; позже он в числе первых обратился к проблемам пунктуации текста и вопросам функционирования простого предложения в тексте; в этом плане под его руководством была выполнено исследование Г. И. Банщиковой, но уже в другое время, когда кафедрой руководила профессор Вера Васильевна Степанова.

4. Актуальные вопросы школьной и вузовской методик. Я посчитала необходимым выделить это направление, поскольку Елена Анатольевна и возглавляемый ею коллектив кафедры оперативно откликались на жизненно важные вопросы школьной и вузовской методики преподавания русского языка; так, будучи членом Учёной комиссии по русскому языку Министерства просвещения РСФСР и входя в редакцию журнала «Русский язык в школе», Елена Анатольевна была осведомлена о проблемах преподавания русского языка в школе и о перспективах совершенствования содержания школьного курса родного языка, поэтому её привлекали к разработке и программы школьного курса стилистики, и к созданию вузовского курса методики русского языка, и программы методических практик, и к созданию методических писем и др., что было направлено на улучшение профессиональной подготовки студентов, будущих преподавателей русского языка; все эти документы обсуждались на кафедре, и здесь особенно ярко проявлялась такая особенность Елены Анатольевны, как уважительное отношение к коллегам: неизменными рецензентами этих документов были Л. Ф. Боженкова, Л. А. Виноградова и Г. П. Митрофанова, прекрасно знавшие школу и блестяще руководившие практикой в лучших школах Ленинграда; кроме того, по учебным пособиям по русскому языку для учителей Л. А. Виноградовой, Заслуженного учителя России, мы готовили студентов к практике, а пособие Л. Ф. Боженковой и В. А. Мызиной по методике работы со словарями на уроках русского языка (кстати, одно из первых изданий такого жанра в методике 60-70-х гг. XX в.) было настольной книгой и методистов, и учителей города, и студентов.

Я благодарна кафедре за то, что моя проблема исследования, с которой я пришла в аспирантуру, имея 10-летний опыт работы, — дифференцированное обучение учащихся, была с доверием принята и поддержана, несмотря на то, что отношение к ней было неоднозначным со стороны педагогов и методистов. Но перед утверждением темы на кафедре Елена Анатольевна попросила для меня консультацию у профессора Анны Александровны Люблинской, сама присутствовала при нашем разговоре с этим выдающимся психологом, которая, как выяснилось, занималась этой проблемой ещё в 30-е гг. И только после одобрения Анной Александровной этой темы Елена Анатольевна поставила её на обсуждение на кафедре и все годы моего пребывания в аспирантуре вместе с Василием Ивановичем Лебедевым поддерживали меня и помогали, как, собственно, и другие члены кафедры.

Умение видеть перспективы развития школьного преподавания русского языка с учётом новых исследований в области лингвистики и педагогической психологии и, следуя традициям, заложенным Е. Н. Петровой в методологию методических исследований: опора на историю развития отечественной методической мысли, лингвометодический подход к поиску эффективных средств обучения родному языку, учёт психологических и педагогических исследований в области возрастной психологии и психологии мышления и речи, анализ творческой деятельности учителей-словесников, активное участие методиста-исследователя в экспериментальном обучении, — помогало поддерживать высокий научный статус кафедры. Эта позиция позволила Елене Анатольевне много лет уверенно направлять многостороннюю научную и организационно-методическую работу коллектива кафедры, поддерживая авторитет и признание кафедры как одного из ведущих центров методических исследований в стране. Всё это определяло актуальность и перспективность научной деятельности преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры, что и привлекало к ней творчески мыслящих методистов русского языка из других городов России. Вот почему был открыт при кафедре факультет повышения квалификации, сыгравший большую роль в подготовке квалифицированных кадров методистов для педагогических вузов РСФСР и других республик страны.

Но был ещё один важный аспект в деятельности кафедры — преподавание методики русского языка студентам, будущим преподавателям национальных школ, для которых русский язык был вторым после материнского языка. В этом направлении работала Галина Петровна Митрофанова, дочь известного методиста в области методики преподавания русского языка в школах разного типа, в том числе и в нерусской школе — Петра Фёдоровича Митрофанова, который работал в ЛГПИ в должности профессора кафедры методики преподавания русского языка отделения нацмен и был автором первых учебников по русскому языку для финнов и эстонцев (1930, 1931 гг.). Кафедра обеспечивала и эту область знаний и умений студентов факультета народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока (ФНКС). А когда появились первые студенты-иностранцы на нашем факультете, то курс методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ) начала читать сама Елена Анатольевна, которая до этого несколько лет преподавала русский язык в Китайской Народной Республике и имела опыт педагогического общения с этим контингентом студентов. Посте-

пенно к этой деятельности она стала привлекать и других членов кафедры. Таким образом, кафедра стояла у истоков методики РКИ и даже готовила дипломированных специалистов через аспирантуру.

Такая многосторонняя научная и практическая деятельность кафедры могла осуществляться только при очень чёткой организации деятельности всего кафедрального коллектива и реализации индивидуальных научных интересов каждого. И в этом, несомненно, заслуга заведующей кафедры, которая и сама проявляла недюженную работоспособность и творческий подход к решению многочисленных проблем, возникавших постоянно в деятельности кафедры, факультета, института и в самой методике как динамично развивавшейся науке. Но личное обаяние Елены Анатольевны, внимание к коллегам и их семьям, готовность прийти на помощь в трудную минуту — всё это привлекало к ней коллег и товарищей по общему делу. Вот почему у нас на факультете повышения квалификации читали лекции известные на всю страну лингвисты с кафедры русского языка: профессора А. В. Бондарко, С. Г. Ильенко, В. И. Кодухов, Е. Г. Ковалевская, доцент И. Я. Сахаров и др.; методисты из МПГИ: академик А. В. Текучёв, профессор Л. П. Федоренко, академик Н. М. Шанский, которые часто были оппонентами при защите кандидатских и докторских диссертаций по методике русского языка.

Мне хочется сказать ещё об одной черте характера Елены Анатольевны Бариновой. Она всегда с уважением и даже с какой-то, я бы сказала, нежностью относилась к личности Евгении Николаевны, поддерживая и после смерти своего друга и коллеги многолетние дружеские связи с дочерью Евгении Николаевны — Оксемой Фёдоровной Петровой, известного ленинградского искусствоведа, бывшей в те годы научным сотрудником Русского музея. Это был пример благодарной памяти семье Петровых, в которой бережно хранилась память о Евгении Николаевне и любовно сберегалось её научное наследство. Я хорошо помню Герценовские чтения 1966 года, посвящённые памяти Евгении Николаевны, в которых принимала участие Оксема Фёдоровна, организовавшая выставку работ своей знаменитой матери, на которой я впервые увидела уникальный труд Евгении Николаевны «Год работы. Опыт преподавания русского языка в 5 классе», изданный в 1939 г. И даже держала его в руках, этот раритет методической литературы, уникальный жанр методического творчества, не имеющий равного ни в отечественной, ни в европейской методической мысли. Могла ли я тогда предполагать, что буду писать о своих Учителях, одаривших не только меня своим мудрым наставничеством и человеческим теплом, но и преподавших преданность и увлечённость Методикой как важнейшей гуманитарной наукой, имеющей богатую историю, традиции которой бережно сохранялись и творчески развивались в научной и научно-методической работе и самой Елены Анатольевны, и в творческой деятельности доцентов П. М. Баева, Л. Ф. Боженковой, Л. А. Виноградовой, профессоров В. И. Лебедева, А. Ф. Ломизова, доцентов Г. П. Митрофановой, В. А. Мызиной, методистов Института усовершенствования учителей, которые активно участвовали в работе кафедры (М. В. Будкевич, А. Н. Горчак, Н. А. Плёнкин, А. Н. Среднева), учителей базовых школ, аспирантов и соискателей кафедры. И всем этим огромным коллективом мудро и, на первый взгляд, легко и с юмором руководила Елена Анатольевна Баринова, проявляя незаурядное трудолюбие, разносторонность интересов в области школьного преподавания русского языка и заботу о внедрении исследований кафедры в школьную практику.

Отлично помню, как на заседаниях Совета по защите кандидатских диссертаций нашей кафедры обязательно выступали представители школ, которые давали оценку практической значимости защищавшихся исследований по методике русского языка. Позже эту практику почему-то отменили.

Ценным вкладом в вузовскую подготовку учителей русского языка было учебное пособие «Методика русского языка» (1974), созданное коллективом авторов во главе с Еленой Анатольевной Бариновой при участии Лидии Фёдоровны Боженковой и Василия Ивановича Лебедева, рекомендованного Министерством образования для педагогических вузов страны, до сих пор не потерявшего значения, особенно — в части экскурса в историю методики, написанную В. И. Лебедевым, блестящего её знатока и популяризатора.

До сих пор храню самые светлые чувства благодарности ко всем членам кафедры, с которыми меня свела судьба и которым я обязана незабываемыми уроками самоотверженного служения Науке, чуткого внимания к новейшим исследованиям в области русского языка, которые велись на кафедре русского языка филологического факультета нашего института и на методических кафедрах педагогических вузов России. Но самое главное — это чуткое и заинтересованное отношение к аспирантам, новой научной смене, к их исследованиям, готовность помочь советом, поделиться опытом, поддержать в минуты отчаяния, когда казалось, что ничего не получается, а неумолимо приближается срок окончания аспирантуры. В этом отношении после Елены Анатольевны всегда была готова прийти на помощь Лидия Фёдоровна Боженкова, удивительно мягкий, заботливый и внимательный человек, которая безотказно рецензировала работы аспирантов и к мнению которой

прислушивалась Елена Анатольевна и оценкам которой доверяла. Лидия Фёдоровна была рецензентом моей кандидатской диссертации и сумела подчеркнуть, что мне удалось действительно интересное внести в понятие дифференцированного обучения русскому языку, что позже отметила и Лидия Прокофьевна Федоренко, бывшая моим оппонентом на защите.

А в чём была мастером Елена Анатольевна, так в редактировании авторефератов (она читала и правила авторефераты всех аспирантов кафедры, чьи работы рекомендовались к защите). Она это делала быстро, мгновенно включалась в чтение и анализ текста, безошибочно находила неудачные обороты, нечёткие формулировки, исправляла их или предлагала подумать и посоветоваться с руководителем. Так же она правила наши тезисы и статьи, которые предлагались для Герценовских чтений или Зональных Северо-Западных конференций, которые проходили ежегодно на нашем факультете.

Говоря о достижениях кафедры под руководством профессора Елены Анатольевны Бариновой, хочу отметить ещё одну сторону её деятельности — это творческое содружество с преподавателями кафедры русского языка. Мало того, что доцент Игорь Яковлевич Сахаров был членом комиссии по приёму в аспирантуру по методике русского языка и членом комиссии по приёму кандидатских экзаменов по русскому языку и методике его преподавания, но и доценты А. В. Королькова и Н. Е. Сулименко (тогда ещё доцент), как и Игорь Яковлевич, часто были рецензентами наших методических диссертаций на этапе представления их к защите. Это, естественно, заставляло аспирантов глубоко вникать в лингвометодическое обоснование своего методического исследования, что, естественно, сказывалось на высоком уровне их исследований.

Более того, именно Елена Анатольевна настаивала на посещении аспирантами лекций и спецкурсов, которые читали преподаватели кафедры русского языка: профессор А. В. Бондарко, член-корреспондент РАО С. Г. Ильенко, профессора Е. Г. Ковалевская и В. В. Степанова, чтобы мы не только знакомились с их научными исследованиями, но и с методикой чтения вузовских лекций. Я уж не говорю о Пленарных заседаниях Герценовских чтений и Северо-Западных конференций, общих для всех кафедр факультета, на которых мы знакомились с новейшими исследованиями лингвистов и методистов из многих вузов России.

Так заботливо растилось новое поколение ленинградских методистов-исследователей, внёсших заметный вклад в развитие теории и практики методики русского языка в 50-70-е гг. XX в., и в этом заслуга профессора Елены Анатольевны Бариновой, бывшего учителя, завуча, директора школы, проявившей свои организаторские способности во время эвакуации школьников из блокадного Ленинграда, награждённой медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946), «В память 250-летия Ленинграда» (1958), отмеченной значком «Отличник народного просвещения» (1969) в год своего шестидесятилетия и ставшей доктором педагогических наук, профессором, заведующей кафедрой методики русского языка своего любимого ЛГПИ, который окончила в 1937 г. и которому была верна до последних дней своей жизни.

Елена Анатольевна Баринова принадлежала к поколению, на долю которого выпало немало трудностей и испытаний, но преданность избранному пути — служение гуманным идеям образования и воспитания подрастающего поколения России, вера в облагораживающий труд учителя-воспитателя, стремление щедро делиться своим богатым научным и жизненным опытом с молодыми коллегами, постоянный поиск новых путей совершенствования содержания школьного курса русского языка и методики его преподавания, внимание к традициям наших предшественников, заложивших основные законы и правила отечественной методики родного языка, — это то драгоценное наследство, которое мы, воспитанники кафедры методики русского языка, когда её возглавляла Елена Анатольевна Баринова, получили бесценный дар — верность Методике русского языка как самой ценной и бесконечно развивающейся и обновляющейся Науки благодаря таланту и преданности её многочисленных подвижников.

В заключение хочется сказать от всего сердца слова, ставшие уже хрестоматийными, но не менее выразительными и отражающими чувства тех, кто обращается к своим Учителям:

О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для насживотворили,

Не говори с тоской: их нет,

Но с благодарностию: были.

В. А. Жуковский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.