Научная статья на тему 'ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА РАГОЗИНА'

ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА РАГОЗИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
162
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Рагозина Т. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА РАГОЗИНА»

ОТ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА

ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА РАГОЗИНА

Николай Петрович Рагозин

(19.12.1953 г. - 24.10.2020 г.)

24 октября 2020 года безвременно, в расцвете творческих сил, ушёл из жизни известный философ - Николай Петрович Рагозин, кандидат философских наук, почётный профессор Донецкого национального технического университета, заведу-

и 1 и и Т/*

ющий кафедрой социологии и политологии, главный редактор журнала «Культура и цивилизация».

Николай Петрович Рагозин родился 19 декабря 1953 года в г. Ткибули (Грузия), куда после окончания войны переехала его семья и откуда вскоре снова вернулась назад - в г. Макеевку, где прошли школьные годы Н. П. Рагозина.

После окончания школы Николай Рагозин в 1972 г. поступает на недавно созданный ректором РГУ Юрием Андреевичем Ждановым философский факультет Ростовского государственного университета, которому волею судьбы было суждено в конце ХХ века на пару десятилетий стать островком свободной мысли, изгнанной из столичных аудиторий. Годы учёбы на философском факультете радикальным образом определили всю дальнейшую жизнь и творческие искания Николая Рагозина.

Как и почему это оказалось возможным? Не только потому, что на философском факультете, благодаря покровительству Юрия Андреевича Жданова, человека творческого и понимавшего ценность научной мысли, работали люди, сумевшие

создать удивительную, неповторимую атмосферу бескорыстного, свободного поиска истины. Для того, чтобы «встать на лыжи классической философской мысли» и суметь в последующие десятилетия самостоятельно «прокладывать свою лыжню» сквозь снежную смуту десятилетий, требовались немалые личные усилия и качества, требовалась бесконечная преданность делу философии. Именно этими личными качествами - недюжинным умом, широтой кругозора, неуёмной жаждой познания и огромным трудолюбием - выделялся студент Николай Рагозин среди своих сокурсников.

Он был единственным среди студентов всех курсов философского факультета, у кого в крошечной комнатёнке университетского общежития имелась своя собственная, весьма солидная по тем временам библиотека классической философии, включавшая полное собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса.

Он был единственным, кто во время летних каникул, закрывшись в душной комнатке студенческого общежития, раскалявшейся в 45-градусную ростовскую жару, как печь, периодически обливаясь водой, чтобы не потерять сознание, вместо отдыха по 14-16 часов в сутки штудировал «Капитал» К. Маркса и работы других классиков философии.

Именно поэтому он был также единственным среди студентов всех курсов, кого преподаватели философского факультета на равных приглашали на свои традиционные теоретические заседания, семинары и капустники, на которых в свободной творческой атмосфере обсуждались новинки философской литературы, актуальные дискуссии и споры столичных философов.

В 1977 году Рагозин с отличием заканчивает философский факультет Ростовского государственного университета (ныне - ЮФУ) по специальности «Философия». После окончания учёбы его оставляют для работы на философском факультете, вначале на кафедре диалектического и исторического материализма (зав. кафедрой - профессор Е. Я. Режабек), а затем - на кафедре истории философии (зав. кафедрой - Ю. Р. Тищенко).

Эти пять лет учёбы в университете и четыре последующих года работы на философском факультете РГУ (до поступления в аспирантуру) стали переломными годами, когда окончательно сформировалась научная позиция и жизненный выбор Николая Рагозина. И хотя по меркам жизни отдельно взятого человека это не так уж много, всё же этих нескольких лет оказалось вполне достаточно молодому, талантливому выпускнику философского факультета РГУ - Николаю Рагозину, чтобы получить надёжную «теоретическую прививку» против уродующих мысль недугов уже тогда начавшего надвигаться из-за горизонта 80-х годов господства вульгарной «философии постмодернизма».

Свободный поиск истины, бескорыстное служение философии, общественным идеалам добра и социальной справедливости - все эти вещи, однажды ставшие для молодого философа Николая Рагозина личными, неотъемлемыми принципами его жизни, уже никогда не будут отодвинуты им на задний план во всей его последующей профессиональной деятельности.

Поэтому в начале 90-х годов, когда в угарном общественном сознании распадавшейся на части страны началось не просто идейное брожение, а осознанно и планомерно осуществляемое и поощряемое сверху разложение всей научной общественной мысли и её теоретического стержня - философии марксизма, Н. П. Рагозин не стал в угоду политической конъюнктуре «менять лошадей на идеологической переправе», как это сделали очень многие весьма известные пред-

ставители общественных наук, а остался верен идеалам и принципам научно-теоретического мышления.

В 1981-1984 годах Николай Рагозин поступает в аспирантуру Института философии АН СССР, в сектор философских проблем политики, где под руководством доктора философских наук, профессора, члена-корреспондента АН СССР В. В. Мшвениерадзе им была подготовлена кандидатская диссертация «Проблема власти в политической философии русского либерализма второй половины XIX -начала XX века (критический анализ)». В 1987 году Н. П. Рагозин успешно защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук в Учёном совете Института философии АН СССР.

Начиная с 1985 года и по октябрь 2020 года, жизнь и профессиональная деятельность Н. П. Рагозина оказывается теснейшим образом связана с Донецким национальным техническим университетом (ранее - Донецкий политехнический институт). В 1988-1990 гг. Н. П. Рагозин по совместительству работает также в Донецком научном центре АН Украины, выступив там организатором, создателем и первым руководителем кафедры философии.

В 1991 году Н. П. Рагозин выступает инициатором создания первой в Украине кафедры культурологии. Получив, хотя и не сразу, поддержку со стороны руководства университета, он разрабатывает программу новой дисциплины с соответствующим учебным обеспечением и становится заведующим созданной им кафедры культурологии, бессменным руководителем которой Н. П. Рагозин будет на протяжении последующих 30 лет.

На этом созидательная деятельность Н. П. Рагозина не заканчивается: в 2015 году он выступает инициатором создания в ДОННТУ учебно-научного центра «Социально-гуманитарный институт» - объединения кафедр «Социология и политология», «Философия», «История и право», координирующего их учебно-методическую и научную работу. В том же 2015 году Н. П. Рагозин, став одним из создателей нового научного журнала «Культура и цивилизация (Донецк)», признанного ВАК ДНР профильным по философии, становится его главным редакто-

Нельзя не сказать несколько слов также и об активной общественной и политической деятельности Николая Петровича Рагозина: в 2014 году он был избран депутатом Народного Совета Донецкой Народной Республики, в составе которого работал в комитете по образованию, науке и культуре, активно участвуя в разработке Законов Донецкой Народной Республики «Об образовании», «О науке и

научно-технической политике», «О культуре», в связи с чем ему часто приходилось выступать с разъяснениями и экспертными заключениями в различных телепередачах. С 2015 г. по 2017 г. он являлся членом Аккредитационной коллегии и коллегии Министерства образования и науки ДНР.

Область научных интересов Н. П. Рагозина отличалась широтой диапазона. Цикл его работ посвящён проблемам современной демократии и социологии риска. В последние годы его научные интересы были сосредоточены в области изучения проблем образования и духовного производства [См.: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7].

На каком бы поприще и в какой бы сфере общественной деятельности ни работал Николай Петрович Рагозин, он делал всё профессионально и основательно, всегда оказывая существенное влияние на ход событий. Это утверждение верно также и в более широком плане, связанном в целом с социальной ролью философии, которая всегда, во все времена была квинтэссенцией общественного самосознания эпохи. При этом важно понимать, что это общественное самосознание на каждом данном этапе развития вовсе не есть некая готовая данность, невесть откуда взявшаяся и существующая сама по себе. В лице философии общественное самосознание всегда имеет своих вполне конкретных представителей и носителей, а именно - тех людей, которые своей мыслительной деятельностью постигают истину общественного бытия, открывая тенденции и закономерности развития общества, и которые своим нелёгким интеллектуальным трудом способны раздвигать горизонты сегодняшнего дня, создавая возможность увидеть контуры дня грядущего.

Именно таким человеком был Николай Петрович Рагозин, для которого философия была не просто профессией и не просто образом мысли, а была в полном смысле слова - образом жизни, делом всей его жизни; который своими работами по философии, политологии, культурологии и социологии внёс немалый вклад в формирование прогрессивного общественного самосознания нашей с вами эпохи, которую мы сейчас переживаем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рагозин Н. П. Рождение идеи университета в немецкой классической философии // Наука. Искусство. Культура.- Белгород, 2017. Вып. 3(15). - С. 66-75

2. Рагозин Н. П. Метаморфоз науки в эпоху капитала // Культура и цивилизация (Донецк) Научный журнал. - Донецк, 2017, № 1(5). - С. 7-22.

3. Рагозин Н. П. Проблема всеобщего труда и его отчуждения в «Капитале» К. Маркса // Культура и цивилизация (Донецк) Научный журнал. - Донецк, 2017, № 2(6). - С. 36-40.

4. Рагозин Н. П. Социальное предназначение науки: быть достоянием общества или «служанкой капитала» // Субъективное и объективное в историческом процессе. Материалы международной научной конференции 21 апреля 2017 года /Отв. ред. Рагозина Т.Э. - Донецк: ГОУВПО «ДонНУЭТ», 2017. - С. 18-34.

5. Рагозин Н. П. Университет в эпоху позднего капитализма // Духовная жизнь общества и человека: история и современность: международный сб. науч. тр. / под общ. ред. И.В. Черниговских; - Воронеж: ВГУИТ, 2012. Вып. 5 - С. 87-94.

6. Рагозин Н. П. Противоречия науки и образования периода позднего капитализма // Обсерватория культуры: журнал-обозрение - М., 2012, № 3. - С. 88-93.

7. Рагозин Н. П. Дилемма университетского образования: «массовое - элитное» // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук [Текст]. - Воронеж: Издатель-ско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. - Вып. 3(11). - С. 93-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.