Научная статья на тему 'ПАМЯТИ Н.И. МАТУЗОВА НИКОЛАЙ ИГНАТЬЕВИЧ МАТУЗОВ БЫЛ САМО ОБАЯНИЕ'

ПАМЯТИ Н.И. МАТУЗОВА НИКОЛАЙ ИГНАТЬЕВИЧ МАТУЗОВ БЫЛ САМО ОБАЯНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
210
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.И. МАТУЗОВ / ПРОФЕССОР / ПРАВО / N.I. MATUZOV / PROFESSOR / LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Самигуллин Венир Калимуллович

Воспоминания В.К. Самигуллина посвящены памяти известного саратовского профессора Н.И. Матузова (1928-2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.I. MATUZOV'S MEMORIES Nikolay Ignatyevich Matuzov was charm

V.K. Samigullin's memoirs are devoted to memory of famous Saratov professor N.I. Matuzov (1928-2018)

Текст научной работы на тему «ПАМЯТИ Н.И. МАТУЗОВА НИКОЛАЙ ИГНАТЬЕВИЧ МАТУЗОВ БЫЛ САМО ОБАЯНИЕ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПАМЯТЬ

САМИГУЛЛИН Венир Калимуллович,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России

e-mail: samigullin_v@vegu.ru

ПАМЯТИ Н.И. МАТУЗОВА Николай Игнатьевич Матузов был само обаяние

Аннотация. Воспоминания В.К. Самигуллина посвящены памяти известного саратовского профессора Н.И. Матузова (1928-2018).

Ключевые слова: Н.И. Матузов, профессор, право.

SAMIGULLIN Venir Kalimullovich,

Doctor of Law, Professor of Department of Constitutional Law of the Ufa legal institute Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

N.I. MATUZOV'S MEMORIES Nikolay Ignatyevich Matuzov was charm

Annotation. V.K. Samigullin's memoirs are devoted to memory of famous Saratov professor N.I. Matuzov (1928-2018).

Key words: N.I. Matuzov, professor, law.

Любая смерть - трагедия, несмотря на возраст. Уход из жизни Николая Игнатьевича меня сильно опечалил. Это второй случай, когда, как и многие коллеги по юридическому цеху, я собирался принять живое участие на 90-летнем юбилее мэтра правовой науки, но не получилось. Мой учитель - Сергей Сергеевич Алексеев умер, не дожив до 90 лет 1 год 2 месяца и 12 дней. А Николай Игнатьевич ушел, не дожив до этого возраста 3 месяца и 7 дней. Так распорядилась судьба.

Если с Сергеем Сергеевичем тесно общался, начиная с 1969 г. в Свердловске (ныне - Екатеринбург), то с Николаем Игнатьевичем я долгое время лично не был знаком. Но знал его труды. Особенно основательно вник в его работы в аспирантские годы.

Впечатлила монография саратовского ученого, изданная в 1969 г. и посвященная взаимодействию права и морали. Но наиболее сильное воздействие на меня оказала его работа «Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права», опубликованная в 1972 г. (Саратов, изд-во СГУ). В 1987 г. вышла его очередная монография «Правовая система и личность» (Саратов, изд-во СГУ), заинтересовавшая юридическую общественность. И сегодня, спустя три десятилетия, заслуживают внимания и анализа его глубокие мысли о правах и свободах, правовой активности, правовой ответственности личности. Сохраняют свое значение и рассуждения, посвященные методам изучения правовой системы, особенно в контексте развития и самосовершенствования человека и гражданина.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Однажды уже в Уфе (до этого я долгое время работал в вузах г. Омска) получил солидную книгу Н.И. Матузова «Актуальные проблемы теории права» (Саратов, изд-во СГАП, 2003. 512 с.) с его дружественной дарственной надписью. В работе, написанной на высоком аналитическом уровне, особый интерес вызвали следующие рассмотренные проблемы: власть народа и власть государства; гражданское общество и правовое государство; естественное право и сознательный правопорядок. Николай Игнатьевич, обеспокоенный кризисной ситуацией, в которой оказались Россия и ее юридическая наука, пытался найти причины этого неблагоприятного явления и предлагал рекомендации выхода из него, опираясь на право. Он подчеркивал, что строительство новой государственности займет продолжительный период времени.

Николаем Игнатьевичем подготовлено и издано более 200 научных работ, среди них значительное число книг, монографий и брошюр, которые опубликованы им лично или в соавторстве, или под его редакцией. Вот малая толика их. Это - известные учебники по теории государства и права, а также по политологии, монографии: «Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект» (2005), «Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты» (2010), «Взаимодействие гражданского общества и государства в России: правовое измерение» (2013) и др. Многочисленны его ученики, часть из которых стали докторами юридических наук.

Совершеннейшей неожиданностью для меня была рецензия саратов-ского мэтра, подготовленная им совместно с кандидатом юридических наук, доцентом А.Н. Зрячкиным на мою скромную монографию «Правосознание: корень добра и справедливости», выдержавшую к тому времени в Уфе уже два издания (в 2009 и 2011 гг.). В опубликованной рецензии авторы поддержали мой подход к исследованию феномена правосознания. Данная категория некоторыми учеными все еще недооценивается, хотя все изменения в социальной жизни теснейше связаны с состоянием сознания и воли граждан, в том числе правосознания, с устойчивым душевным настроем. Н.И. Матузов и А.Н. Зрячкин отметили, что правосознание универсально и вездесуще, имеет первостепенное значение в нашей многообразной правовой действительно-сти. А сама тема остается весьма актуальной [1].

Личное знакомство с Николаем Игнатьевичем состоялось в мае 2008 г. на защите диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук в Саратовской государственной академии права Алексеем Николаевичем

Станкиным (ныне он ведущий доцент, преподает в Тольяттинском госуниверситете) на тему «Верховенство федерального закона в Российской Федерации: конституционные вопросы». Поздней осенью 2014 г. в Саратове на защите другой диссертации состоялась вторая личная встреча с мэтром. Это была диссертация Анны Алексеевны Кущенко «Корпоративные отношения как предмет правового регулирования» на соискание ученой степени кандидата наук. По обеим диссертациям я выступал в качестве официального оппонента.

Обе защиты прошли успешно. Николай Игнатьевич был само обаяние. Вел себя в высшей степени корректно и интеллигентно. Во время второй защиты, после официальных процедур, Николай Игнатьевич подошел ко мне и сказал: «Хорошо выступили, Венир Калимулло-вич. Все по делу. Ничего лишнего». Эти слова были для меня важны и значимы.

После защиты диссертации разговорились. Я задал Николаю Игнатьевичу вопрос, который мучил меня уже долгое время: «На что или на кого должен ориентироваться ученый-юрист, специализирующейся в области теоретической юриспруденции?». Николай Игнатьевич после недолгого молчания уверенно ответил: «На вечность». Затем, подумав, добавил: «Слово - тоже дело». И в этом я был согласен с ним. Ведь воистину словом можно лечить, словом можно убить, словом можно полки в бой повести.

Больше я уже с ним лично не встречался. Наше общение ограничивалось телефонными звонками. На мои звонки он отвечал всегда приветливо. Благо, я его не докучал никакими просьбами. Но иногда до него я не дозванивался. Но проходило некоторое время, и профессор звонил мне, своим ровным и негромким голосом извиняясь за то, что не смог ответить на звонок.

О хорошем и светлом человеке, а Николай Игнатьевич, безусловно, был таким, можно говорить и писать много. Мне почему-то кажется, что человек не умирает совсем, если у него есть потомки, ученики, труды. Он живет столько, сколько его помнят. Хотелось бы, чтобы юридическая, научная и педагогическая общественность никогда не забывали Николая Игнатьевича. Он останется в наших сердцах! Мы его помним!

Список литературы:

[1] Правовая культура. - 2012. - № 1 (12). -С. 212, 213.

Spisok Шега^гу:

[1] Pravovaya киПига. - 2012. - № 1 (12). - S. 212, 213.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.