Научная статья на тему 'Памяти Ирины Ивановны Осиповой'

Памяти Ирины Ивановны Осиповой Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жертвы политических репрессий / гонения / Истинно-православная церковь / Катакомбная церковь / преследования верующих / архивные исследования / православие / victims of political repression / persecution / True Orthodox Church / Catacomb Church / persecution of believers / archival research / Orthodoxy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бочков Павел Владимирович

Некролог посвящен жизненному пути, научной деятельности и благодарной памяти исследователя новейшей истории России Ирине Ивановне Осиповой (20.04.1941 — 16.11.2023). Являясь обычным честным тружеником советского оборонного предприятия, на волне перестройки Ирина Ивановна открыла для себя чудовищные масштабы преследований представителей религиозных конфессий в Советской России в 1920–1960 гг. Активно включившись в работу общественных организаций, занимающихся сбором сведений о пострадавших во времена массовых репрессий и их реабилитацией, Ирина Ивановна круто изменила свою жизнь. Выйдя на пенсию, она практически все свое свободное время посвятила работе в российских архивах, переписав и сняв копии с десятков тысяч документов — архивных справок, материалов лагерных и следственных дел, протоколов, описей, доносов, писем, обвинительных заключений и расстрельных списков. Переработав колоссальный объем информации, Ирина Ивановна подготовила к изданию несколько десятков книг, повествующих о жизни и служении репрессированных верующих и деятелей различных религиозных организаций. Пожалуй, наибольшими по объему являются ее труды по исследованию материалов следственных и лагерных дел в отношении верующих, монашествующих, клириков и иерархов Катакомбной и Истинно-православной церквей, представителей различных оппозиционных течений в Русской православной церкви, групп и общин разного рода «истинно-православных христиан». Уход из жизни Ирины Ивановны поставил точку в продолжении ее исследований и, по сути, завершил издание книжной серии «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти». Память о научных трудах Ирины Ивановны Осиповой и о ее человеческом сострадании к гонимым навсегда останется в отечественной науке как среди тех, кто знал ее, так и среди тех, кто прикоснулся к ее научному и публицистическому наследию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Memory of Irina Ivanovna Osipova

The obituary is dedicated to the life, scientific work and grateful memory of the researcher of the modern history of Russia Irina Ivanovna Osipova (20.04.1941 — 16.11.2023). Being an ordinary honest worker of a Soviet defense enterprise, on the wave of perestroika Irina Ivanovna discovered the monstrous scale of persecution of representatives of religious confessions in Soviet Russia in the 1920s-1960s. Having actively joined the work of public organizations engaged in collecting information about victims during the mass repressions and their rehabilitation, Irina Ivanovna drastically changed her life. After retiring, she devoted almost all her free time to working in Russian archives, rewriting and making copies of tens of thousands of documents — archival certificates, materials from camp and investigative cases, protocols, inventories, denunciations, letters, indictments and execution lists. Having processed a colossal amount of information, Irina Ivanovna prepared for publication several dozen books telling about the life and service of repressed believers and activists of various religious organizations. Perhaps the largest in volume are her works on the study of materials from investigative and camp cases regarding believers, monastics, clergy and hierarchs of the Catacomb and True Orthodox Churches, representatives of various opposition movements in the Russian Orthodox Church, groups and communities of various kinds of “True Orthodox Christians”. The death of Irina Ivanovna put an end to the continuation of her research and, in essence, completed the publication of the book series "New Martyrs and Confessors of Russia in the Face of the God-fighting Power." The memory of the scientific works of Irina Ivanovna Osipova and her human compassion for the persecuted will forever remain in Russian science both among those who knew her and among those who came into contact with her scientific and journalistic heritage.

Текст научной работы на тему «Памяти Ирины Ивановны Осиповой»

Ф Бочков Павел Владимирович

священник, доктор теологии, кандидат юридических наук, профессор кафедры теологии и христианской коммуникации, Межрегиональная академия управления персоналом

03039, Украина, Киев, ул. Фроментовская, 2 E-mail: [email protected]

Памяти Ирины Ивановны Осиповой

Некролог посвящен жизненному пути, научной деятельности и благодарной памяти исследователя новейшей истории России Ирине Ивановне Осиповой (20.04.1941 — 16.11.2023). Являясь обычным честным тружеником советского оборонного предприятия, на волне перестройки Ирина Ивановна открыла для себя чудовищные масштабы преследований представителей религиозных конфессий в Советской России в 1920-1960 гг. Активно включившись в работу общественных организаций, занимающихся сбором сведений о пострадавших во времена массовых репрессий и их реабилитацией, Ирина Ивановна круто изменила свою жизнь. Выйдя на пенсию, она практически все свое свободное время посвятила работе в российских архивах, переписав и сняв копии с десятков тысяч документов — архивных справок, материалов лагерных и следственных дел, протоколов, описей, доносов, писем, обвинительных заключений и расстрельных списков. Переработав колоссальный объем информации, Ирина Ивановна подготовила к изданию несколько десятков книг, повествующих о жизни и служении репрессированных верующих и деятелей различных религиозных организаций. Пожалуй, наибольшими по объему являются ее труды по исследованию материалов следственных и лагерных дел в отношении верующих, монашествующих, клириков и иерархов Катакомбной и Истинно-православной церквей, представителей различных оппозиционных течений в Русской православной церкви, групп и общин разного рода «истинно-православных христиан». Уход из жизни Ирины Ивановны поставил точку в продолжении ее исследований и, по сути, завершил издание книжной серии «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти». Память о научных трудах Ирины Ивановны Осиповой и о ее человеческом сострадании к гонимым навсегда останется в отечественной науке как среди тех, кто знал ее, так и среди тех, кто прикоснулся к ее научному и публицистическому наследию.

Ключевые слова: жертвы политических репрессий, гонения, Истинно-православная церковь, Катакомбная церковь, преследования верующих, архивные исследования, православие.

Для цитирования: Бочков П.В. Памяти Ирины Ивановны Осиповой // Christian Schism Review. 2023. Т. 1. № 1. С. 81-92. DOI: 10.24412/2949-642X-2023-0050

Pavel V. Bochkov ©

Priest, Dr. Hab., ThDr., PhD.,

Professor of the Department of Theology and Christian Communication, Interregional Academy of Personnel Management

03039, Ukraine, Kyiv, Fromentovskaya, 2 E-mail: [email protected]

In Memory of Irina Ivanovna Osipova

The obituary is dedicated to the life, scientific work and grateful memory of the researcher of the modern history of Russia Irina Ivanovna Osipova (20.04.1941 — 16.11.2023). Being an ordinary honest worker of a Soviet defense enterprise, on the wave of perestroika Irina Ivanovna discovered the monstrous scale of persecution of representatives of religious confessions in Soviet Russia in the 1920s-1960s. Having actively joined the work of public organizations engaged in collecting information about victims during the mass repressions and their rehabilitation, Irina Ivanovna drastically changed her life. After retiring, she devoted almost all her free time to working in Russian archives, rewriting and making copies of tens of thousands of documents — archival certificates, materials from camp and investigative cases, protocols, inventories, denunciations, letters, indictments and execution lists. Having processed a colossal amount of information, Irina Ivanovna prepared for publication several dozen books telling about the life and service of repressed believers and activists of various religious organizations. Perhaps the largest in volume are her works on the study of materials from investigative and camp cases regarding believers, monastics, clergy and hierarchs of the Catacomb and True Orthodox Churches, representatives of various opposition movements in the Russian Orthodox Church, groups and communities of various kinds of "True Orthodox Christians". The death of Irina Ivanovna put an end to the continuation of her research and, in essence, completed the publication of the book series "New Martyrs and Confessors of Russia in the Face of the God-fighting Power." The memory of the scientific works of Irina Ivanovna Osipova and her human compassion for the persecuted will forever remain in Russian science both among those who knew her and among those who came into contact with her scientific and journalistic heritage.

Keywords: victims of political repression, persecution, True Orthodox Church, Catacomb Church, persecution of believers, archival research, Orthodoxy.

For citation: Bochkov P.V. In Memory of Irina Ivanovna Osipova. Christian Schism Review, 2023, vol. 1, no. 1, pp. 81-92. DOI: 10.24412/2949-642X-2023-0050

ноября 2023 г. в Москве после продолжительной и тяжелой болезни скончалась неутомимая труженица, талантливая ученый-архивист, публицист, историк и выдающийся исследователь судеб пострадавших во времена коммунистических репрессий, а также знаток новейшей истории религиозных конфессий России Ирина Ивановна Осипова.

К сожалению, о происхождении родителей Ирины Ивановны известно немного. Первым мужем ее матери, москвички Ольги Ивановны Осиповой являлся подданный Германии Франц Шмидт. Инженер по профессии, к середине 1930 гг., покинул свою страну, переехав в Советскую Россию и работал на одном из московских промышленных предприятий. Приблизительно в то же время, к середине 1930 гг. он вступил в брак с уроженкой Рязанской губернии Ольгой Ивановной Осиповой, а уже в 1937 г. у них родилась дочь Лидия. Семейное счастье было недолгим, и в 1938 г. Франц Шмидт был арестован органами НКВД и репрессирован. Скончался в заключении, не выдержав тяжелых условий содержания. Еще довольно долгое время Ольга Ивановна ничего не знала о судьбе супруга, и долгие годы несла на своем имени клеймо «жены врага народа», а после известия о смерти Ф. Шмидта в дальнейшем в новый официальный брак не вступила. Свою трудовую деятельность Ольга Ивановна осуществляла на Московском инструментальном заводе.

Ирина Ивановна Осипова родилась за два месяца до начала Великой Отечественной войны — 20 апреля 1941 г. При рождении она получила фамилию и отчество своей матери. Ее ранее детство пришлось на голодные военные годы и было исполнено тягот и лишений.

Опасаясь приближения к Москве немецких войск, многие промышленные предприятия получили предписания на эвакуацию вглубь страны. Московский инструментальный завод не стал исключением, и вместе с рабочим коллективом и членами их семей был эвакуирован на Урал. Впоследствии он стал основой для создания в Екатеринбурге (в 1924-1991 гг. носившего наименования Свердловск) Свердловского инструментального завода. Таким образом, уже через несколько месяцев после своего рождения, Ирина Ивановна и оказалась на Урале.

В конце Великой Отечественной войны семья возвратилась в Москву и стала жить на Пресне, в типичной московской коммуналке. Позднее, в июле 1944 г., в семье появился еще один ребенок — мальчик Сергей. Детство Ирины Ивановны прошло в тяжелой атмосфере давления со стороны окружения. Для соседей по двору и одноклассников она являлась «членом семьи врага народа», что часто вело к конфликтам. Из-за травли со стороны сверстников, при молчаливом пособничестве части педагогов, Ирине Ивановне даже пришлось сменить школу, так как находится в прежней уже не было никакой возможности.

Тяжелое в материальном и в моральном плане положение, тем не менее, не подавило сильную личность Ирины Ивановны. Живя в послевоенной Москве, проживая в неполной семье, где помимо нее было еще двое детей, часто претерпевая лишения из-за отсутствия средств, она, тем не менее, жадно стремилась к знаниям, много читала, посещала массу различных творческих, спортивных, интеллектуальных кружков-секций. Это было средством смены обстановки и психологической разгрузки. Уходя в активную общественную жизнь, она таким образом искала свою нишу в обществе, стремясь найти искренних единомышленников и более комфортную для себя среду.

Окончив школу, она попыталась поступить в институт, но эта попытка не увенчалась успехом. Ирина Ивановна пошла работать на завод, параллельно продолжая усиленно готовиться к вступительным экзаменам в ВУЗ на следующий год и параллельно посещая различные кружки. Последние дали ей не только возможность социализации и расширения кругозора, но и позволили имплемен-тировать полученные знания в жизнь. Так, она освоила радиодело, став постоянным посетителем кружка популярного в то время радиолюбительства. Помимо этого, занималась активно физкультурой, посещала кружки авиалюбителей и парашютного спорта, освоила игру на гитаре.

Проработав год на предприятии, Ирина Ивановна вновь подала документы в ВУЗ, и на этот раз поступила в Московский энергетический институт (МЭИ) (с 2015 г. — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет "МЭИ"»).

Активная студенческая жизнь 1960 гг. стала настоящей эпохой интеллектуального рывка вперед. Тысячи советских студентов участвовали не только в образовательных и научных процессах, но и жили интенсивной общественной жизнью.

В это же время Ирина Ивановна стала членом известного в 1960 гг. движения «Кедроград». Этот топоним в московской прессе конца 1950-1960 гг. стал синонимом Горного Алтая, был связан с именем писателя В.А. Чивилихина и «со все нарастающим в стране экологическим движением, выросшим из отчаянной борьбы писателя за спасение кедровников уникальной прителецкой тайги от

промышленной вырубки» [Шастина, 2015. С. 200]. Движение кедроградцев, по своей сути, аналогичное движениям современных экоактивистов, объединенное общей экологической идеей, выступало за грамотную эксплуатацию кедровых лесов Горного Алтая, исходя из принципов рационального комплексного использования. Оно пользовалось большой популярностью в студенческой среде в 1960 гг. [Каташев, 2018]. Члены этого движения ежегодно ездили на Горный Алтай, участвовали в организации новых насаждений лесного кедра, строили на посадках туристические домики, создавая подобие временных экопоселений. Объединенные одной идеей, участники этих студенческих отрядов имели собственную иерархию и руководство. В одном из таких отрядов Ирина Ивановна стала комиссаром отряда, руководя студентами во время выездных акций. Благодаря движению кедро-градцев, Ирина Ивановна нашла среди его участников не только единомышленников, но и добрых друзей, с многими из которых сохранила общение и в последующие десятилетия.

Помимо знакомства с интересными людьми в студенческой среде, Ирина Ивановна встретила и своего будущего супруга — Бориса Анатольевича Панина. Борис Анатольевич Панин, принадлежал к старинному Вятскому священническому роду. Оба его родителя были верующими, а его мать — дочерью священника, врачом по профессии1. Отцом Бориса Анатольевича являлся протоиерей Анатолий Константинович Петропавловский (1905-1983), клирик Московской епархии Русской православной церкви [Петропавловский, 1983]. Дальним родственником со стороны матери являлся архиепископ Глазовский Авраамий (Дернов), погибший в сталинских лагерях в 1942 г. [Парфиненко, 2021; Кочин, 2023]. Опасаясь преследований из-за своего происхождения, Борис Анатольевич носил фамилию матери — Панин. Общие увлечения, мировоззрение и схожесть семейных судеб сблизили молодых людей. Так, в частности, автостопом семейная пара совершили путешествие по Кавказу и Закавказью, посетив Грузию, Армению, Азербайджан.

Окончив вуз, Ирина Ивановна продолжала принимать активное участие не только в туристических слетах, но и в фестивалях авторской песни. На мероприятиях, в которых ей довелось участвовать, она познакомилась с большинством известных авторов-исполнителей, поэтов и бардов того периода.

Ирина Ивановна и Борис Анатольевич вступили в брак в 1969 г., а в 1970 г. родился их единственный сын — Владислав Борисович Панин. Вместе с сыном молодая семья продолжала активно заниматься туризмом, посещать различные регионы Советского Союза. Ежегодно в зимний период семья совместно с группой друзей снимала избу в Дмитровском районе Московской области, в котором они останавливались каждые выходные, занимаясь лыжным споротом. Помимо этого, Ирина Ивановна и Борис Анатольевич ежегодно выезжали на горнолыжные базы для совершенствования себя в этом виде спорта. Так они неоднократно посещали Кавказ, Карпаты, Хибины (горный массив на Кольском полуострове). При этом семья не оставляла и увлечение бардовской песней, принимая участие в слетах, фестивалях и конкурсах.

В эти же годы, по окончании вузов и получении дипломов инженеров, оба супруга трудились на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Ирина Ивановна во Всесоюзном научно-исследовательском институте радиотехники (ВНИИРТ) (в настоящее время — АО «Всероссийский НИИ радиотехники»), а Борис Анатольевич, на волне Перестройки в Научно-исследовательском институте радиостроения (НИИР) (в настоящее время — АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР»). Впоследствии Борис Анатольевич подготовил и успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.

Будучи волевым и целеустремленным человеком, Ирина Ивановна добилась признания и в профессиональной деятельности. Будучи специалистом в области применения микросхем, она имела фундаментальные знания в области действия специальных приборов п обнаружению различных угроз. В этом качестве она стала участником многочисленных экспедиций в различные труднодоступные регионы СССР, где вместе со специалистами геологоразведки проводила исследования по своему научному профилю. Имея авторитет в профессиональном сообществе, Ирина Ивановна не раз становилась участником различных специальных научных конференций, где выступала с докладами.

В 1981 г. Ирина Ивановна сменила место работы, перейдя в Акустический институт Академии наук СССР (в настоящее время — Акустический институт им. Н.Н. Андреева Российской академии наук (АИАН)), где продолжила свою трудовую профессиональную деятельность, также участвуя в испытаниях, экспедициях и конференциях.

1 Подробнее об этом вятском роде священнослужителей см.: [«Спасский дед»..., 2023].

Помимо всего перечисленного, Ирина Ивановна постоянно открывала для себя новое: много и увлеченно читала, просматривала прессу, выписывала различные журналы. По свидетельству близких, иногда ей удавалось достать тома сочинений М.А. Булгакова или О.Э. Мандельштама, которые в то время издавались тайно, в качестве преследуемого «самиздата». Отдельным ее увлечением являлся театр. Вместе с близкими и друзьями часто посещала различные театральные постановки и спектакли, которые шли в то время в Московских театрах.

Начиная с 1985 г., в СССР начался период так называемой «перестройки», инициированный генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым, приведший к существенным изменениям в обществе как в политической и экономической сферах, так и в общественной жизни. В это же время Ирина Ивановна, не дожидаясь выхода на пенсию, принимает решение уволиться с работы и найти себя в стремительно меняющейся стране. По воспоминаниям родных, более всего она стремилась освободиться от формализма и бюрократии, обязательств перед работодателем в части обязательного нахождения на рабочем месте и т.д. Поначалу она пыталась заниматься предпринимательством, но вскоре решила сосредоточиться на общественной деятельности.

Конец 1980 гг. характеризуется стремительной демократизацией общества. На этом фоне стали появляется различные инициативные группы, объединенные общими интересами и целями, ставшие затем оформляться в первые общественные организации. Подобным образом в Москве была сформирована просветительская секция клуба «Демократическая перестройка», которая регулярно собиралась в зале Центрального экономико-математического института Академии наук. Именно из этой секции впоследствии выросло просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал»2, сыгравшего одну из главных ролей в деятельности по реабилитации массовых жертв политических репрессий в СССР [Путилова, 2015].

Общаясь с представителями различных общественных организаций жертв политических репрессий, Ирина Ивановна постепенно вошла в активисты «Мемориала». Именно в «Мемориале» Ирина Ивановна нашла себя в новом качестве: публициста, историка, исследователя архивных документов и судеб тысяч верующих, пострадавших во времена репрессий.

Одним из первых проектов в организации с участием Ирины Ивановны стала экспедиция по стране с целью сбора свидетельств о репрессиях из уст еще живых свидетелей трагических событий тех лет. Объехав несколько десятков адресов, вооруженная микрофоном и диктофоном, она записала рассказы о пережитом в сталинских лагерях немногих уцелевших к тому времени свидетелей страшной эпохи. Ее глубоко тронули рассказы людей, лично переживших весь ужас застенков Сталинского ГУЛАГа. Это побудило ее к исследованиям вопросов, связанных со свободой совести и права реализации этой свободы в контексте религиозного мировоззрения.

Работая в архивах, она использовала любую возможность для поисков документов, относящихся к судьбам верующих совершенно различных конфессий. Объектами ее интересов становились не только священнослужители или лидеры религиозных организаций и движений, но и простые верующие.

Достаточно судьбоносной для ее исследований стала встреча и знакомство с известным общественным деятелем и филантропом Фрэнсисом Грином (1936-2022). Их встреча произошла в первой половине 1990 гг., после чего Ирина Ивановна стала, по сути, российским секретарем Ф. Грина, занималась организацией его регулярных посещений России, встреч с интересными людьми и различных мероприятий с его участием [Хвостенко]. Так, к примеру, состоялось их путешествие по заповедным местам Красноярского края и знакомство с выдающимся писателем Виктором Астафьевым. При ее непосредственном участии Фрэнсис Грин открыл для себя не только историю и культуру России, но по-настоящему проникся любовью к русскому человеку, его духу, традиционным ценностям и мировоззрению. Ко всему тому, что было принижаемо, а в части мировоззрения и веры подвергалось тотальному искоренению в советскую эпоху. По его собственным словам, ему нравилась не сама Россия как государство, а русские люди [Акунин].

Фрэнсис Грин (англ. Francis Greene), родился в семье известного английского писателя, поэта и журналиста Генри Грэма Грина (англ. Henry Graham Greene) (1904-1991). Окончил колледж КрайстЧерч в Оксфорде (Christ Church College, Oxford), работал физиком, затем стал фотокорреспондентом в горячих точках, освещая события во время военных конфликтов в Лаосе, на Ближнем Востоке. Неоднократно подвергался опасности угрозы жизни. После смерти своего отца стал наследником его писательских гонораров, которые делил вместе с сестрой. На эти средства занимался благотворительностью и путешествовал по миру. Регулярно, два раза в год, посещал в Россию, финансировал

2 На территории Российской Федерации признано иностранным агентом.

различные культурные, этнографические, экологические и общественные проекты. Так, в частности, оказывал помощь «Мемориалу», финансировал литературную премию «Малый Букер», существовавшую на его средства в 1992-2001 гг. «В разные годы лауреатами премии становились Виктор Пелевин, Сергей Гандлевский, Михаил Гаспаров, Владимир Бибихин, журналы «Волга» и «Родник», а также пермский фонд "Юрятин"» [Новикова, 2001]. Сам он также занимался писательской деятельностью, переводами. Познакомил английских читателей с рядом русских современных авторов. Начиная с середины 1990 гг. Фрэнсис Грин финансировал работу и издание книг Ирины Ивановны, поддерживая ее стремление поведать о подвиге верности своим религиозным убеждениям верующих в Советской России. Последние годы жизни Фрэнсис Грин тяжело болел и трагически скончался 13 мая 2022 г. [Merritt]. В своем благодарном слове о нем, опубликованном в последней своей книге, Ирина Ивановна Осипова писала:

«Во всех наших книгах мы неизменно повторяли одну и туже скромную благодарность: "Особая признательность Фрэнсису Грину, без его дружеского участия и постоянной поддержки которого была бы невозможна многолетняя работа в архивах и подготовка к изданию данной книги". В этих простых словах выражена самая суть: только благодаря милости Фрэнсиса оказалась возможной многолетняя работа в архивах (не на один-два года, а более чем на четверть века), позволившая открыть и исследовать массу документов и вернуть из забытия тысячи имен репрессированных, и в их числе сотни имен православных мучеников и исповедников, а также издать 19 книг по истории гонений на духовенство и мирян Истинно-православной церкви» [Осипова, 2022].

Действительно, благодаря помощи и участию Ф. Грина Ирина Ивановна смогла провести колоссальную работу по изучению гонений на верующих. С целью обеспечения доступа в архивы, а также исходя из административного и финансового сопровождения, эти исследования проводились в рамках Научно-Информационного и Просветительского Центра «Мемориал» — «Репрессии против духовенства и мирян в период 1918-1953 годов». Помимо упомянутых изданий, посвященных представителям Истинно-Православной Церкви, она имела прямое отношение к изданию аналогичных книг, посвященных клирикам и верующим Католической Церкви в России, представителям протестантских и иудейских религиозных групп. Помимо работы в архивах и подготовки к изданию книг Ирина Ивановна выступала на конференциях, посвященных советским репрессиям против верующих. При всем этом, все знавшие ее отмечали важную черту характера Ирины Ивановны — скромность. В быту она была очень скромна, не любила распространяться о своей личной жизни, проблемах и недугах, стараясь и в разговоре с друзьями и единомышленниками никогда не выставлять вперед свою личность. Этой чертой характера она также была близка Фрэнсису Грину, старавшемуся не афишировать свою благотворительную деятельность.

Тем не менее, труды Ирины Ивановны были по достоинству оценены не только в России, но и за рубежом. Так, будучи в гостях у Ф. Грина в Великобритании, за свою историко-литературную деятельность она была принята в члены объединения английских писателей.

По воспоминаниям самой Ирины Ивановны работать в архивах, поднимая и изучая следственные и лагерные дела репрессированных, она стала с начала 1990 гг. Примечательно, что ее знакомство с гонениями на верующих началось с интереса западных католиков к судьбам своих единоверцев в СССР в годы массовых репрессий. Ирина Ивановна со свойственным ей энтузиазмом включилась в эту работу, где перед ней открылся целый мир, наполненный трагическими судьбами, страданием и смертью. В 1993 г., благодаря сотрудничеству с католическими организациями (и в частности, с итальянским католическим фондом «Христианская Россия» (Russia Cristiana)) и официальному письму из Ватикана, направленному в адрес ФСБ с просьбой обеспечить доступ к архивным материалам, ей удалось попасть в Центральный архив ФСБ России. Однако поработать там пришлось недолго, и в 1995 г. работа в данном архиве была прекращена. После этого была долгая и кропотливая работа в киевских и украинских архивах спецслужб, которая продолжалась до 2000 г. Примечательно, что, работая в киевских архивах, из-за в одно время действовавшего запрета на копирование архивных материалов, ей вместе с сотрудниками киевского «Мемориала» приходилось от руки переписывать огромные по объему документы из следственных дел в толстые тетради, которые затем приходилось вдвое дольше расшифровывать и переводить в текст. На основе найденных и изученных материалов — по материалам следственных и лагерных дел была издана книга о гонениях на католическую церковь в СССР «В язвах своих сокрой меня...» [Осипова, 1996], затем были изданы и иные книги призванные увековечить память пострадавших при массовых репрессиях не только католиков как западного, так и восточного обрядов, но и иных политических заключенных [Презентация сайта...].

Весьма примечательно, что почти все книги Ирины Ивановны носят заглавие какой-либо поэтической цитаты, взятой из Священного Писания, молитвы или поэтических произведений. Эта характерная черта также свидетельствует о многогранной личности Ирины Ивановны, ее любви к поэзии и о способности чувствовать прекрасное. Работая над книгами, Ирина Ивановна довольно часто скромно отмечала себя не в качестве автора, каковым без сомнения являлась, но составителя.

Пожалуй, одними из самых крупных по объему являются труды Ирины Ивановны, посвященные исследованию материалов следственных и лагерных дел в отношении верующих, монашествующих, клириков и иерархов Катакомбной и Истинно-Православной Церквей (ИПЦ), представителей различных оппозиционных течений в Русской Православной Церкви, групп и общин разного рода «истинно-православных христиан». Как уже было указано выше, при той или иной степени ее участия была основана целая книжная серия «Новомученики, и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти», которая состоит из 19 книг (одна в двух частях и одна из них дополнительно была переиздана в 2011 г. См. список книг серии — примечание — Бочков П.В.). Над этим фундаментальным серийным трудом также потрудились ближайшие единомышленники Ирины Ивановны — Лилиана Евгеньевна Сикорская и Игорь Васильевич Ильичев. Все тома серии выходили при участии Ирины Ивановны, выступавшей в качестве редактора. Книги имели ограниченный тираж и сегодня представляют собой огромную ценность для исследователей.

Первой книгой, не вошедшей в серию, но ставшая основой для дальнейших изысканий о судьбах верующих-членов ИПЦ, стала книга «Сквозь огнь мучений и воды слез», вышедшая в издательстве «Серебряные нити» и являющаяся в наше время большой библиографической редкостью. К сожалению, в работе над книгой принял участие известный мифологизатор истории Катакомбной Церкви [Проценко, 1998. С. 148-149; Мазырин, 2006. С. 45-47], деятель одной из неканонических религиозных групп, носящий титул «архиепископа Готфского Истинно-Православных христиан» Амвросий (Сиверс) [Бочков, 2020. С. 139-180]. Он сумел убедить Ирину Ивановну в достоверности некоторой части представленных им сведений, оказавшихся выдумкой и прямой фальсификацией, что наложило некоторый негативный отпечаток на плоды ее исследования, в которое закрались разного рода неточности и искажения. Впоследствии это научило Ирину Ивановну осторожности и еще более внимательному изучению материалов, перепроверке фактов, а сотрудничество с сомнительными источниками было прекращено.

В дальнейшем ею были исследованы тысячи архивных справок, материалов лагерных и следственных дел, протоколов, описей, доносов, писем, обвинительных заключений и расстрельных списков. Соприкасаясь с судьбами страдальцев, сталкиваясь как с подвигом веры и потрясающего бесстрашия, так и с малодушием и ужасом, она всегда очень эмоционально и ярко умела передать не только информацию о трагических судьбах, но и донести до читателя и слушателя всю атмосферу ужаса того времени и тех мест, где совершались эти чудовищные злодеяния бездушной репрессивной машиной. Несмотря на то, что работа в российских архивах усложнялась с 2006 г., ввиду принятия ряда ограничений (вводящий ограничения на доступ к материалам только после достижения ими 75 лет хранения), а затем и собственные болезни и преклонный возраст стали препятствовать активной работе в архивах, Ирина Ивановна смогла ранее изученный материал максимально использовать в опубликованных трудах. При этом, по словам ее единомышленников и близких, она неоднократно подчеркивала, что использовала практически весь материал, который она смогла найти и изучить в архивах.

В 2017 г. Ирина Ивановна выступила инициатором создания специального сайта, посвященного жертвам политических репрессий «Заклейменные властью» [Заклейменные властью]. На этом сайте были представлены документы Государственного Архива Российской Федерации, фонды: «Московский Политический Красный Крест» (1918-1922) и «Е.П. Пешкова. Помощь политическим заключенным» (1922-1938): «документальные свидетельства трагической истории России первых двадцати лет советской власти (1918-1938) — подлинные документы в виде «Карточек арестованного», «Опросных листов», писем и заявлений самих арестованных или осужденных, их родственников, друзей, знакомых, а также ходатайства за них. Преследованиям было подвергнуто все российское население, начиная с тех, против кого была направлена революция: чиновники царского правительства, дворяне и помещики, офицеры Русской Императорской армии и флота, промышленники, купцы, домовладельцы, духовенство и миряне разных конфессий; также против тех, кто ее готовил: члены разных партий, интеллигенция; и против тех, ради кого она совершалась: рабочие и крестьяне» [Из истории гонений Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви].

Подобно этому проекту, ею также был создан сайт «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти. Из истории гонений Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви». Этот сайт был «посвящен истории гонений духовенства и мирян, арестованных и осужденных как "участники контрреволюционной церковно-монархической организации "Истинно-Православная Церковь"", находящаяся во время и после войны в "катакомбах"» [Там же]. На сайте была также опубликована большая часть книг одноименной серии.

Еще одним сайтом, к которому Ирина Ивановна имела прямое отношение, является сайт, посвященный гонениям на католическую церковь: «Из Истории гонений Католической Церкви» [Заклейменные властью]. Этот сайт содержал сведения о пострадавших во времена массовых репрессий клириках и мирянах Католической Церкви, причем как западного, так и восточного обрядов.

Последующие события, связанные с пандемией вируса COVID-19, вызвавшей известные тотальные ограничения, последовавшие затем изменения геополитического характера, а затем и смерть основного спонсора проекта Фрэнсиса Грина окончательно поставили точку в исследовательском труде Ирины Ивановны.

В 2023 г. она перенесла сложную операцию, однако тяжелая болезнь не отступала. В своем завещании, адресованном близким, Ирина Ивановна с большой заботой и любовью уделила внимание всем членам семьи, распорядившись имуществом и оставив родным доброе наставление. В этом небольшом тексте она вновь показала себя волевым человеком, заботливой супругой, мамой и бабушкой для трех внучек и одного внука, но главное — личностью, которая любила жизнь и умела правильно распорядиться отмерянным Богом временем.

Безвременный уход из жизни Ирины Ивановны поставил точку в продолжении ее исследований и, по сути, завершил издание книжной серии «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти». Память о трудах Ирины Ивановны Осиповой и о ее большом человеческом сострадании к гонимым навсегда останется в отечественной науке как среди тех, кто знал ее, так и среди тех, кто прикоснулся к ее научному и публицистическому наследию.

Переход человека из этой временной жизни в жизнь вечную всегда окутан покровом таинственной неизбежности. Для самого человека, стоящего на пороге смерти, встреча с вечностью открывает перспективу неизведанного и заставляет осмыслить свое внутреннее состояние. Осмысливая его, Ирина Ивановна оставила заранее составленное завещание для своих родных и близких. В нем она с большой любовью обращается к членам семьи и просит всех знавших ее близких, не грустить и не отчаиваться из-за вынужденного расставания. Так, обращаясь к членам семьи, Ирина Ивановна написала: «Прошу друзей и родных — поминать меня в день похорон и далее — весело, с гитарой и песнями, которые я так любила, так легче будет уходить...».

Жизнеутверждающие слова Ирины Ивановны призывают тех, кто ее знал, к благодарной памяти о ней и о ее титаническом труде по увековечению памяти пострадавших в годы советских репрессий.

Ирина Ивановна, будучи скромной, не желала проведения над ее телом церковных церемоний и, исходя из этого пожелания, родными было принято решение накануне прощания о совершении ее заочного отпевания в одном из московских православных храмов. Само прощание прошло в ритуальном зале при больничном морге ГБУЗ «Городской клинической больницы N° 68 ДЗМ». На прощании присутствовали близкие друзья и родственники покойной. В память об усопшей было сказано немало теплых слов. После прощания она была кремирована, а ее прах захоронен на сельском кладбище в Ветлужском районе Нижегородской области, где она когда-то имела дом и посадила любимые ею со студенческой юности кедры.

В день прощания автор этих строк не смог найти в окрестностях больничного комплекса цветочный магазин, чтобы и от себя возложить букет на гроб новопреставленной Ирины Ивановны. Автор смеет надеяться, что данный некролог станет скромным символическим венком на могилу замечательного и искреннего исследователя, скромного труженика, талантливого публициста, любящей супруги, матери и бабушки. Вечная ей память.

Рисунок 2 — Осипова И.И. с коллегами Источник: фото Панин В.Б., первая половина 2010 гг.

Краткая библиография основных трудов и статей И.И. Осиповой

В тени Лубянки.. О судьбах настоятелей церкви Святого Людовика Французского в Москве. Воспоминания Леопольда Брауна и обзор материалов следственных дел / Сост. И.И. Осипова. М.: Братонеж, 2012. 448 с.

Книга Памяти. Мартиролог Католической церкви в СССР / Авторы-составители о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. М.: Серебряные нити, 2000. 832 с.

Луговская Нина. Хочу жить! Дневник советской школьницы. [предисловие: Л. Улицкая; послесловие, заключение: И. Осипова]. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2010. 400 с.

Новомученики и исповедники истинного православия Украины. По материалам следственного дела Истинно-Православной Церкви 1931 года. // Сост. Л.Е. Сикорская, И.И. Осипова. М.: Братонеж, 2022. 472 с.

Новые материалы о преследованиях за веру в советской России / [выявление архивных документов: И.С. Заикина, И.И. Осипова, С.С. Печуро]. Сост. И.И. Осипова, ред. А.Б. Рогинский // Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3. С. 4-198.

Обречены по рождению. По документам фондов: Политического Красного Креста. 1918-1922. Помощь политзаключенным. 1922-1937. Составители Л. Должанская, И. Осипова. Подготовка текстов, комментарии и вступление И.И. Осипова. СПб: Издательство журнала «ЗВЕЗДА», 2004. 576 с.

Осипова И. И. Миссия епископа Пия Невё в глазах советского государства. По материалам следственных дел и посланий епископа Пия Неве. 1923-1936 // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. № 4 (68). С. 4.

Осипова И. Отряд особого назначения № 41 // За гремучую доблесть грядущих веков. За высокое племя людей. Сопротивление в ГУЛАГе. / Сост. С.С. Виленский. М.: Возвращение, 1992. С. 132-144.

Осипова И. Пять дел // За гремучую доблесть грядущих веков. За высокое племя людей. Сопротивление в ГУЛАГе / Сост. С.С. Виленский. М.: Возвращение, 1992. С. 100-127.

Осипова И. Сопротивление в ГУЛАГе. (По данным архива МВД и материалам, собранным Николаем Формозовым) // За гремучую доблесть грядущих веков. За высокое племя людей. Сопротивление в ГУЛАГе. / Сост. С.С. Виленский. М.: Возвращение, 1992. С. 204-211.

Осипова И.И. «В язвах своих сокрой меня.». Гонения на католическую церковь в СССР. По материалам следственных и лагерных дел. М.: Серебряные нити, 1996. 240 с., ил.

Осипова И.И. «Возлюбив Бога и следуя за ним...». Гонения на русских католиков в СССР. По воспоминаниям и письмам монахинь-доминиканок Абрикосовской общины и материалам следственных дел. М.: Серебряные нити, 1999. 352 с.

Осипова И.И. «Сквозь огнь мучений и воду слёз.». Гонения на Истинно-Православную Церковь: по материалам следственных и лагерных дел, заключённых. М.: Серебряные нити, 1998. 432 с., ил.

Осипова И.И. Московский парижанин Николай Тархов: Выставка его графики открылась в галерее "Наши художники" // Независимая газета / Гл. ред. Т. Кошкарева. М., 2006. № 131 (3809) от 30.06.2006. С. 22.

Осипова И.И. Хасиды: «Спасая народ свой.». История подполья в годы большевистского террора. М.: Формика-С, 2002. 293 с.

Хочу жить. Из дневника школьницы 1932-1937. По материалам следственного дела семьи Луговских / [Составление и подготовка текстов, вступление и заключение — И.И. Осиповой]. М.: Формика-С, 2003. 293 с.

«Во странничестве подвиг совершивши.». Обзор материалов следствий по делам истинно-православных христиан странствующих. 19281949. / Сост. И.И. Осипова. М.: Братонеж, 2021. 360 с.

«Дорогая Екатерина Павловна.». Письма женщин и детей. Письма в их защиту. 1920-1936. По документам фондов: «Московский Политический Красный Крест», «Е.П. Пешкова. Помощь политическим заключенным» / Сост. Л. Должанская, И. Осипова. Научный редактор Я. Леонтьев. СПб.: Журнал «ЗВЕЗДА», 2005. 448 с.

«О, Премилосердый. Буди с нами неотступно.». Воспоминания верующих Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х — начало 1970-х годов / Сост., подг. текстов, комм., предисл., вступ. ст. И.И. Осиповой. М.: Братонеж, 2008. 464 с.

«Хотелось бы всех поименно назвать .» [Сборник архивных документов: следственные дела, отчеты ГУЛАГа; краткие биографические очерки] / Ред.-сост. И.И. Осипова; Фотограф Ю.И. Бродский. М.: Фонд «Мир и человек», 1993. 244 с., ил.

«Шпионы Ватикана.» О трагическом пути священников-миссионеров: воспоминания Пьетро Леони, обзор материалов следственных дел / Сост. И.И. Осипова. М.: Братонеж, 2012. 448 с.

«Я хочу принадлежать только Святой Церкви...»: Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский. Труды, обращения, проповеди, письма, документы / Сост. И.И. Осипова, Л.Е. Сикорская. М.: Братонеж, 2012. 480 с.

Серия книг «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти» (М. — СПб.: Братонеж, Кифа, 2006-2022). Под редакцией И.И. Осиповой

Священномученик Иосиф Петроградский: Жизнеописание и труды. / Сост.: М.С. Сахаров, Л.Е. Сикорская; Подгот. текста, коммент. и вступ. Л.Е. Сикорская; [Ред. И.И. Осипова]. — СПб.: Кифа, 2006. - 345 с., + 8 л. ил.

Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский: Жизнеописание и труды / Сост.: М. С. Сахаров и Л. Е. Сикорская, [Ред. И.И. Осипова]. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Братонеж; СПб.: Кифа, 2011. - 648 с. + [40] ил.

Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская, [Ред. И.И. Осипова]. — М.: Братонеж, 2008. - 528 с. + [24] ил.

«Тайной Церкви ревнитель». Епископ Гурий Казанский и его сомолитвенники. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская. [Ред. И.И. Осипова]. — М.: Братонеж, 2008. - 336 с. + [32] ил.

«О, Премилосердый. Буди с нами неотступно.». Воспоминания верующих Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х — начало 1970-х годов / Сост., подг. текстов, комм., предисл., вступ. ст. И. И. Осиповой. [Ред. В.Б. Панин]. — М.: Братонеж, 2008. - 464 с., + [52 с.] ил.

«О, Премилосердый... Буди с нами неотступно...». Воспоминания верующих Истинно-Православной (Катакомбной Церкви. Конец 1920-х

— начало 1970-х годов / Сост., подг. текстов, комм., предисл., вступ. ст. И.И. Осиповой. [Ред. В.Б. Панин]. — СПб.: Кифа, 2011. - 464 с. + [52 с.] ил. [Переиздание 2011 г. - прим. Бочков П.В.]

Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий, епископ Каргопольский, Иларион, епископ Поречский. Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская. [Ред. И.И. Осипова]. — М.: Братонеж, 2009. - 520 с. + [48] ил.

Вятский исповедник: Святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды / Сост. Л. Е. Сикорская, [Ред. И.И. Осипова]. — М.: Братонеж, 2010. - 512 с. + [32] ил.

Вятский исповедник: Святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды / Сост. Л. Е. Сикорская, [Ред. И.И. Осипова]. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Братонеж, 2016. - 456 с. + [32] ил.

Воин Христов верный и истинный. Тайный епископ ИПЦ Михаил (Ершов). Жизнеописание, письма и документы. / Сост. И. В. Ильичев. [Ред. И.И. Осипова]. — М.: Братонеж, 2011. - 744 с. + [26] ил.

«Я хочу принадлежать только Святой Церкви...»: Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский. Труды, обращения, проповеди, письма, документы. / Сост. И.И. Осипова, Л.Е. Сикорская. — М.: Братонеж, 2012. - 480 с., + [8] ил.

«От священства я не отрекусь...». Священномученик Николай, протоиерей. Лагерные письма православной семьи Пискановских / Сост. В. О. Волков. [Ред. И.И. Осипова]. — М.: Братонеж, 2013. - 376 с. + [16] ил.

«Тайный» епископ Серпуховской Максим (Жижиленко). Сподвижники его и сострадальцы. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская. [Ред. И.И. Осипова]. — М.: Братонеж, 2014. - 640 с. + [24] ил.

Священномученик Нектарий, епископ Яранский. Его приходы и паства в Вятской губернии. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская, [Подгот. к публикации документов и писем И.В. Ильичев. Ред. И.И. Осипова]. — М.: Братонеж, 2016. - 616 с. + [24] ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский. Статьи 1905-1918 годов, документы и воспоминания / Сост. Н. И. Колева, Л. Е. Сикорская. [Ред. И.И. Осипова]. — М.: Братонеж, 2019. - 576 с. + [16] ил.

Исповеднический путь монашествующих на Кавказе: 1920-1930-е годы / Сост. Л. Е. Сикорская, [Ред. И.И. Осипова]. — М.: Братонеж, 2017.

- 664 с. + [32] ил.

«Слава Богу за скорбь и за радость!» В 2 ч. Ч. 1. Обзор следственных дел духовенства и мирян Истинно-Православной Церкви. 1920-1940-е годы. / Сост. И. В. Ильичев. [Ред. И.И. Осипова]. — М.: Братонеж, 2020. - 584 с. + [16] ил.

«Слава Богу за скорбь и за радость!» В 2 ч. Часть 2. Книга памяти / Сост. И. В. Ильичев. [Ред. И.И. Осипова]. — М.: Братонеж, 2020. - 408 с. + [16] ил.

«Во странничестве подвиг совершивши.». Обзор материалов следствий по делам истинно-православных христиан странствующих. 19281949 / Сост. И.И. Осипова. [Ред. И.В. Ильичев]. — М.: Братонеж, 2021. - 360 с., ил.

Церкви Христовой ревнитель, лжецеркви лукавнующих обличитель. Новомученик Михаил Новоселов. Жизнеописание и труды. Сост. Л. Е. Сикорская, [Ред. И.И. Осипова]. — М.: Братонеж, 2021. - 656 с. + [24] ил.

Новомученики и исповедники истинного православия Украины. По материалам следственного дела Истинно-Православной Церкви 1931 года. // Сост. Л.Е. Сикорская, И.И. Осипова. [Ред. И.И. Осипова, И.В. Ильичев]. — М.: Братонеж, 2022. - 472 с., ил.

Литература

Акунин Б. Опрос: «Русскость». Любовь к истории (сетевая версия) ч. 2. URL: https://pub.wikireading.ru/47639 (дата обращения: 20.12.2023).

Бочков П. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы: монография. СПб.: Свое издательство, 2020.

Заклейменные властью. URL: http://pkk.memo.ru/index_1.html (дата обращения: 20.12.2023).

Из истории гонений Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. URL: http://www.histor-ipt-kt.org/index_1.html (дата обращения: 20.12.2023).

Каташев М. С. "Кедроградское движение": первые попытки организации устойчивого лесопользования в кедровых лесах Сибири (конец 1950-х — первая половина 1960-х гг.) // Манускрипт. 2018. № 8 (94). С. 27-30.

Кочин Г. Подвиг смиренного воина Христова // Журнал Московской Патриархии. 2023. № 6. С. 74-85.

Мазырин А. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах. Научн. ред. прот. Владимир Воробьёв. М.: Издательство ПСТГУ, 2006.

Новикова Лиза. "Малый Букер" уходит по-английски // Коммерсантъ. 2001. № 122 (2252) от 13.07.2001. С. 2.

Осипова И.И. «В язвах своих сокрой меня». Гонения на католическую церковь в СССР. По материалам следственных и лагерных дел. М.: Серебряные нити, 1996. 240 с.

Осипова И.И. Предисловие // Новомученики и исповедники истинного православия Украины. По материалам следственного дела Истинно-Православной Церкви 1931 года. М.: Братонеж, 2022. С. 7-14.

Парфиненко Р.Н. Жизнь и служение архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова) // Церковь. Богословие. История. 2021. № 2. С. 96-101.

Петропавловский А.К. Вечная память почившим // Журнал Московской Патриархии. 1983. № 10. С. 20.

Презентация сайта «Из истории гонений Католической Церкви. 1918 — начало 1950-х» [Москва, 18 февраля 2016 года]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=a3sulP7hWiI (дата обращения: 20.12.2023).

Проценко П.Г. Миф об Истинной Церкви // Вестник русского христианского движения. 1998. № 179. С. 137-150.

Путилова Е.Г. История формирования и развития Международного общества «Мемориал» // Диалог со временем. 2015. № 53. С. 294-305.

Хвостенко В.И. Гости. 07. Френсис. URL: https://stolby.ru/en/library/literatura/hvostenko-gosti-007-asp (дата обращения: 20.12.2023).

Шастина Т.П. Владимир Чивилихин: творение и крушение мифа о Кедрограде // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-3 (45). С. 199-204.

«Спасский дед». Василий Васильевич Панин: письма, стихотворения / сост. В.Б. Панин. М., 2023. 180 с.

Merritt A. Son of famous British author found at Devon home. URL: https://www.devonlive.com/news/devon-news/son-famous-british-author-found-8075828 (дата обращения: 20.12.2023).

References

Akunin B. Survey: "Russianness". Love of history (online version) part 2. URL: https://pub.wikireading.ru/47639 (date of access: 20.12.2023). (In Russian)

Bochkov P. Review of non-canonical Orthodox jurisdictions of the 20th-21st centuries. Vol. 5: Disciplinary and psychological schisms: monograph. St. Petersburg: Svoy Publishing House, 2020. (In Russian)

Branded by the authorities. URL: http://pkk.memo.ru/index_1.html (date of access: 20.12.2023). (In Russian)

From the history of persecution of the True Orthodox (Catacomb) Church. URL: http://www.histor-ipt-kt.org/index_1.html (date of access: 20.12.2023). (In Russian)

Katashev M.S. "Kedrograd movement": first attempts to organize sustainable forest management in cedar forests of Siberia (the end of the 1950s — the first half of the 1960s). Manuscript, 2018, no. 8 (94), pp. 27-30. (In Russian)

Khvostenko V.I. Guests. 07. Francis. URL: https://stolby.ru/en/library/literatura/hvostenko-gosti-007-asp (date of access: 20.12.2023). (In Russian)

Kochin G. The Feat of the Humble Warrior of Christ. Journal of the Moscow Patriarchate, 2023, no. 6, pp. 74-85. (In Russian)

Mazyrin A. Higher Hierarchs on the Succession of Power in the Russian Orthodox Church in the 1920s — 1930s. Scientific ed. Archpriest Vladimir Vorobyov. Moscow: PSTGU Publishing House, 2006. (In Russian)

Merritt A. Son of famous British author found at Devon home. URL: https://www.devonlive.com/news/devon-news/son-famous-british-author-found-8075828 (date of access: 20.12.2023).

Novikova Liza. "Little Booker" leaves without saying a word. Kommersant, 2001, no. 122 (2252), dated 13.07.2001, pp. 2. (In Russian)

Osipova I.I. "Hide me in your wounds." Persecution of the Catholic Church in the USSR. Based on the materials of investigative and camp cases. Moscow: Serebryanye niti, 1996, 240 p. (In Russian)

Osipova I.I. Preface. New Martyrs and Confessors of True Orthodoxy of Ukraine. Based on the materials of the investigative case of the True Orthodox Church of 1931. Moscow: Bratonezh, 2022, pp. 7-14. (In Russian)

Parfinenko R.N. Life and Ministry of Abraham (Dernov), the Archbishop of Glazov. Church. Theology. History, 2021, no. 2, pp. 96-101. (In Russian)

Petropavlovsky A.K. Eternal Memory to the Departed. Journal of the Moscow Patriarchate, 1983, no. 10, pp. 20. (In Russian)

Presentation of the website "From the History of Persecutions of the Catholic Church. 1918 — Early 1950s" [Moscow, February 18, 2016]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=a3sulP7hWiI (date accessed: 20.12.2023). (In Russian)

Protsenko P.G. The Myth of the True Church. Bulletin of the Russian Christian Movement, 1998, no. 179, pp. 137-150. (In Russian)

Putilova E.G. The international "Memorial" movement: its establishment and development. Dialogue with Time, 2015, no. 53, pp. 294-305. (In Russian)

Shastina T.P. Vladimir Chivilikhin: creation and collapse of a myth of a city of Cedar. Philology. Theory & Practice, 2015, no. 3-3 (45), pp. 199-204. (In Russian)

"Spassky Grandfather". Vasily Vasilyevich Panin: letters, poems. Compiled by V.B. Panin. Moscow, 2023, 180 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.