Научная статья на тему 'Среднеазиатские хиротонии «Андреевского» епископата в условиях гонений в 1920–1930 годы'

Среднеазиатские хиротонии «Андреевского» епископата в условиях гонений в 1920–1930 годы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Андрей Ухтомский / тайные рукоположения / гонения на православную церковь / Средняя Азия / новомученики / катакомбная церковь / Andrei Ukhtomsky / secret ordinations / persecution of the Orthodox Church / Central Asia / New Martyrs / Catacomb Church

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бочков Павел Владимирович

Статья представляет собой обзор архиерейских хиротоний, совершенных архиепископом Андреем (князем Ухтомским) и епископами, которые возводят линию преемственности своих рукоположений в годы гонений, во время отбытия ими ссылок в Средней и Центральной Азии. Хиротонии, совершенные в большинстве случаев тайно, в условиях тотального контроля и преследования, среди населения, в подавляющем большинстве исповедующего ислам, стали большим событием в новейшей истории Русской православной церкви. Большинство их участников претерпели мученическую кончину, воссияв в сонме новомучеников Русской церкви. Пережившие же эпоху массовых репрессий отдельные клирики отдали все свои силы для служения Церкви и возможности спасения в ней не утративших православную веру христиан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бочков Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Central Asian consecrations of the «Andreevsky» episcopate under the conditions of persecution in the 1920s–1930s

The article is a review of the episcopal consecrations performed by Archbishop Andrei (Prince of Ukhtomsky) and the bishops who consecrated to him during the years of persecution, during their exile in Central and Central Asia. The consecrations performed in most cases secretly, under conditions of total control and persecution, among the overwhelming majority of the population professing Islam, have become a great event in the recent history of the Russian Orthodox Church. Most of their participants suffered a martyr’s death, having shone forth in the host of the New Martyrs of the Russian Church. The individual clerics who survived the era of mass repressions gave all their strength to serve the Church and the possibility of salvation in it for Christians who did not lose the Orthodox faith.

Текст научной работы на тему «Среднеазиатские хиротонии «Андреевского» епископата в условиях гонений в 1920–1930 годы»

Бочков Павел Владимирович

священник, настоятель, хабилитированный доктор богословия (Dr. hab.), доктор теологии (ThDr), кандидат юридических наук; профессор

E-mail: frpavel@inbox.ru

Храм святителя Луки, архиепископа Красноярского

663318 Россия, Красноярский край, г. Норильск, ул. Талнахская, д. 49

Среднеазиатские хиротонии «Андреевского» епископата в условиях гонений в 1920-1930 годы

Статья представляет собой обзор архиерейских хиротоний, совершенных архиепископом Андреем (князем Ухтомским) и епископами, которые возводят линию преемственности своих рукоположений в годы гонений, во время отбытия ими ссылок в Средней и Центральной Азии. Хиротонии, совершенные в большинстве случаев тайно, в условиях тотального контроля и преследования, среди населения, в подавляющем большинстве исповедующего ислам, стали большим событием в новейшей истории Русской православной церкви. Большинство их участников претерпели мученическую кончину, воссияв в сонме новомучеников Русской церкви. Пережившие же эпоху массовых репрессий отдельные клирики отдали все свои силы для служения Церкви и возможности спасения в ней не утративших православную веру христиан.

Ключевые слова: Андрей Ухтомский, тайные рукоположения, гонения на православную церковь, Средняя Азия, новомученики, катакомбная церковь.

Для цитирования: Бочков П.В. Среднеазиатские хиротонии «Андреевского» епископата в условиях гонений в 1920-1930 годы // Теология: теория и практика. 2022. Т. 1. № 2. С. 70-84. DOI: 10.24412/2949-39512022-0120

Pavel V. Bochkov

Priest, Rector of the Church, Habilitated Doctor of Theology (Dr. hab.), Doctor of Theology (ThDr), Candidate of Law (PhD), Professor

Church of St. Luke of the Archbishop of Krasnoyarsk

663318 Russia, Krasnoyarsk Territory, Norilsk, Talnakhskaya str., 49

E-mail: frpavel@inbox.ru

Central Asian consecrations of the «Andreevsky» episcopate under the conditions of persecution in the 1920s-1930s

The article is a review of the episcopal consecrations performed by Archbishop Andrei (Prince of Ukhtomsky) and the bishops who consecrated to him during the years of persecution, during their exile in Central and Central Asia. The consecrations performed in most cases secretly, under conditions of total control and persecution, among the overwhelming majority of the population professing Islam, have become a great event in the recent history of the Russian Orthodox Church. Most of their participants suffered a martyr's death, having shone forth in the host of the New Martyrs of the Russian Church. The individual clerics who survived the era of mass repressions gave all their strength to serve the Church and the possibility of salvation in it for Christians who did not lose the Orthodox faith.

Keywords: Andrei Ukhtomsky, secret ordinations, persecution of the Orthodox Church, Central Asia, New Martyrs, Catacomb Church.

For citation: Bochkov P.V. Central Asian consecrations of the «Andreevsky» episcopate under the conditions of persecution in the 1920s-1930s. Theology: Theory and Practice, 2022, vol. 1, no. 2, pp. 70-84. DOI: 10.24412/29493951-2022-0120

Как известно, массовые репрессии в отношении духовенства и верующих Православной российской церкви в Советской России возникли сразу же после захвата власти большевиками в октябре 1917 г. По мере успехов по захвату новых территорий и разгрома белых армий большевики, провозгласив атеизм неотъемлемой частью новой государственной идеологии, сначала планомерно «трудились» над ослаблением Церкви путем создания нескольких церковных расколов — обновленческого, григорианского, и т. п., а затем занялись прямым преследованием духовенства и верующих за «контрреволюцию». Начавшись в начале 1920-х гг., репрессии с годами только нарастали и приобрели форму беспощадного истребления во второй половине 1930-х гг., когда в результате сталинских репрессий было практически уничтожено православное духовенство не только канонической Русской церкви, но и большинство обновленческого, старообрядческого, инославного духовенства и служителей иных религиозных культов.

Характерной особенностью репрессий 1920-х гг. являлась распространенная в то время административная ссылка, как правило, в отдаленные районы страны, в том числе Крайнего Севера и Средней Азии.

Из великого множества иерархов и клириков, отбывавших свой срок в Средней Азии в те годы, достаточно выделяется имя священномученика архиепископа Андрея (князя Ухтомского) (1873-1937), выдающегося иерарха Русской православной церкви, внесшего большой вклад в дело диалога канонической Церкви со старообрядчеством, просветителя, духовного писателя, организатора церковной жизни в условиях преследований и распространения раскола. В последние годы жизнь и деятельность архиеп. Андрея (Ухтомского) достаточно хорошо изучена [Зеленогорский, 2011; «Я хочу принадлежать только Святой Церкви....... 2012; Священномученик Архиепископ Уфимский

Андрей (Ухтомский), 2013; Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский, 2019]. Особенно ценными работами по изучению вопросов, связанных с деятельностью архиеп. Андрея и рукоположенных им епископов, стали работы Н.П. Зиминой [2004, 2005, 2007, 2013, 2014, 2018]. Твердость убеждений, жаркая проповедь, пламенное желание сохранить церковную жизнь в тяжелейших условиях подвигли архиепископа Андрея на организацию самостоятельной Уфимской епархии, в рамках которой им и его приемниками был совершен ряд архиерейских хиротоний, оказавших большое влияние на последующую жизнь православных верующих не только пределах Уфимской епархии, но и в отдельных регионах Советского Союза.

Будущий иерарх, в миру — Александр Алексеевич Ухтомский, родился в 1872 г. в семье князя А.Н. Ухтомского и возводил линию своих предков к князю Рюрику. Родным младшим братом в семье был знаменитый философ, деятель единоверия и, по неподтвержденным данным, тайный единоверческий епископ Алипий — Алексей Ухтомский. В 1891 г. окончив Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус, поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1895 г. со степенью кандидата богословия. В том же году он был направлен в Казань на преподавательскую работу, принял монашество, был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. Несколько лет миссионерской работы в различных регионах подготовили его к грядущим испы-

таниям. В октябре 1907 г. молодой талантливый архимандрит был хиротонисан в сан епископа Мамадышского, став первым в истории Мамадышским викарием Казанской епархии. Его основной задачей была миссионерская и просветительская деятельность среди инородческих народов Поволжья, искреннюю любовь к которым он пронес через всю свою жизнь. В 1911-1913 гг. он являлся епископом Сухумским, где также активно миссионерствовал среди абхазского населения. В декабре 1913 г. епископ Андрей был назначен на Уфимскую кафедру, где успешно реализовал ряд собственных идей [Сергеев, 2017]. Со своей паствой еп. Андрей оставался связан вплоть до своей мученической кончины.

После революции 1917 г. и в период развернувшейся гражданской войны епископ Андрей являлся руководителем духовенства 3-й армии Восточного фронта войск верховного правителя России адмирала А.В. Колчака. С декабря 1919 г. по ноябрь 1920 г. епископ Андрей находился под следствием в Омской ЧК, был арестован в Новоникола-евске (ныне Новосибирск), но вскоре отпущен. В его отсутствие, с мая 1920 г. по август 1921 г., Уфимской епархией временно управлял единоверческий епископ Охтенский Симон (Шлеев) [Зимина, 2005. С. 246], который был злодейски убит в ночь с 18 на 19 августа 1921 г. В феврале 1921 г. епископ Андрей (Ухтомский) был вновь арестован в Омске и заключен в тюрьму. С ноября 1921 г. он находился под стражей в Бутырской тюрьме в Москве. Вероятно, в декабре 1921 г. он получил назначение на Томскую кафедру, т. к. в это же время на Уфимскую кафедру был назначен епископ Борис (Шипулин) [Зимина, 2007. С. 80]. В августе 1922 г. Андрей (Ухтомский) был освобожден и в ноябре 1922 г. вернулся в Уфу, где успешно боролся с обновленчеством и совершил первые епископские хиротонии для своей автономной Уфимской епархии. К этому времени епископ Борис (Шипулин) уже находился под арестом в Перми [Заславский, 2003. С. 43]. 9 декабря 1922 г. еп. Андрей был вновь арестован и отправлен в Москву, в феврале 1923 г. он был приговорен к трем годам ссылки в Среднюю Азию и уже в конце мая того же года прибыл в Ташкент. В июне 1923 г. он был вновь арестован и выслан в Теджен (Туркмения). В ноябре 1923 г. вновь арестован и отправлен в ташкентскую тюрьму. «14 ноября 1924 г. — затребован в Москву телеграммой ОГПУ, оттуда отправлен в ссылку в Полторацк (Ашхабад). В ссылке совершал тайные хиротонии, успешно боролся с обновленцами, провел воссоединение с беглопоповцами» [«Я хочу принадлежать только Святой Церкви.......

2012. С. 13]. В октябре 1926 г. он вернулся в Уфу, в июне 1927 г. был арестован в Москве и приговорен к трехлетней ссылке в Кзыл-Орду (Казахстан). В 1929 г. вновь приговорен к трехлетнему заключению, содержался в Ярославском политизоляторе. С октября 1931 г. жил на свободе с ограничениями по месту проживания. В апреле 1932 г. был вновь арестован в Москве по групповому делу контрреволюционной монархической организации «Истинно-православная церковь», в июле 1932 г. вновь приговорен к ссылке в Казахстан и отправлен в Сузак (Туркестан). В марте 1934 г. отправлен в Москву, с апреля того же года — под стражей в Бутырской тюрьме. 14 мая 1934 г. был приговорен к трем годам тюремного заключения, отправлен в ярославский политизолятор, где содержался в одиночной камере. В марте 1937 г. вновь приговорен к трем годам заключения, 3 сентября 1937 г. — приговорен к высшей мере наказания. 4 сентября 1937 г. архиепи-

скоп Андрей (князь Ухтомский) был расстрелян в Ярославле [там же. С. 13-14]. В 1981 г. архиепископ Андрей был прославлен в лике святых Русской православной церковью за границей, войдя в сонм новомучеников Русской церкви [Кострюков, 2020. С. 56].

Как видим, довольно существенную часть своей жизни, хотя и вынужденно, архи-еп. Андрей был связан со Средней и Центральной Азией. Являясь убежденным сторонником соборности, выборности епископата и духовенства, опираясь на благословение свт. Тихона, патриарха Московского, он охотно и активно совершал хиротонии и для других епархий, стремясь сохранить православное священство и численно увеличить его, очевидно предчувствуя нарастающие гонения.

Каноническим основанием для совершения рукоположений стала целая нормативная база, возникшая в Православной российской церкви 1920-х гг. вследствие гонений и стремительного распространения обновленческого раскола, активно поддерживаемого советскими органами госбезопасности. Вернувшись из-под ареста и прибыв в Уфу в ноябре 1922 г., хорошо понимая, что новый арест неизбежен, «для противостояния обновленчеству в соответствии с постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона, Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) от 20 нояб[ря] 1920 г. [№ 362] [Постановление Святейшего Патриарха Тихона. 1994] и с посланием патриаршего заместителя Ярославского митр. священноисп[оведника] Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. [Послание Патриаршего Заместителя, 1994] еп. Андрей провозгласил Уфимскую епархию временно автокефальной (так в документах того времени нередко именовалось самоуправление).

Для сохранения правосл[авной] иерархии и обеспечения канонической преемственности управления епархией еп. Андрей в соответствии с определением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от 15 апреля 1918 г. «О викарных епископах» и с постановлением Синода и ВЦС от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов [Бовкало, 1996] принял решение учредить ряд вик[ариат]ств. В ноябре 1922 г. еп. Андрей вместе с возвратившимся в Церковь из раскола еп. Николаем (Ипато-вым) хиротонисал Трофима (Якобчука) во епископа Бирского и Марка (Боголюбова) — во епископа Стерлитамакского. После ареста 9 декабря 1922 г. еп. Андрея епископы Трофим и Марк совершили хиротонии Аввакума (Боровкова) во епископа Староуфимского (11 дек.) и Иоанна (Пояркова; впосл[едствии] архиепископ) во епископа Давлекановско-го (12 дек.). [Зимина, 2018. С. 349]. Данные хиротонии стали первыми в череде рукоположений иерархов не только для нужд Уфимской епархии, но и для других епархий Русской церкви. Кроме того, некоторые из рукоположенных епископов впоследствии стали иерархами катакомбной церкви.

Имеются свидетельства как самого архиеп. Андрея, так и в пересказе со слов его ставленника, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), о том, что Андрей (Ухтомский) незадолго до своего ареста и ссылки в Среднюю Азию побывал в Москве и посетил находящегося под арестом патриарха Тихона, который «дал ему право избирать кандидатов и тайным образом рукополагать их. [Лука (Войно-Ясенецкий), 1996. С. 36]. Вот как описывает данное ему благословение сам архиепископ Андрей (Ухтомский).

«Войдя в северные ворота Донского монастыря, — написал вскоре сам епископ Андрей в записке, адресованной верующим Уфимской епархии, — я совершенно случайно увидел 3-4 женщин, через форточку берущих благословение у Патриарха. Я немедленно поклонился ему до земли, после чего из форточки послышался вопрос святейшего отца: «Владыко, Вы откуда взялись?» — «Так уж Богу угодно», — ответил я. — Скажите, Святейший Владыко, как Вы меня считаете, Томским или Уфимским?» Твердый ответ: «Томским». — «Святейший Владыко, я посвятил в Уфе 4 епископов, благословите их». — «Бог благословит, хорошо сделали». — «Но если я Томский, благословите и для Томска посвятить епископов?» — «Непременно, там много нужно архиереев». Форточка после этого быстро затворилась. Через 3-4 мин. я подошел к тому же месту с одной казанской старушкой, форточка отворилась, Патриарх показался в форточке, подозвал меня пальцем к себе и быстро сказал: «Только посвящайте людей надежных, чтоб не были изменниками Св. Церкви». После этого Патриарх махнул на меня рукой и быстро скрылся...» [Зимина, 2017. С. 100].

Эту же историю с небольшим уточнением, что патриарх Тихон повелел епископу Андрею «ставить как можно больше епископов по Вашему усмотрению», приводит в своих показаниях святитель Лука (Войно-Ясенецкий) от 18 июня 1923, которые он дал следователю секретного отдела ГПУ [Лисичкин, 2009. С. 128].

Известно, что только для нужд Уфимской, Томской и Екатеринбургской епархии в период с ноября 1922 и до весны 1923 г. еп. Андреем и его ставленниками, получившими по его имени наименование «андреевцев», были совершили хиротонии епископов: Аввакума (Боровкова), Марка (Боголюбова), Трофима (Якобчука), Иоанна (Пояркова), Петра (Гасилова), Льва (Черепанова), Иринея (Шульмина), Серафима (Афанасьева), Вениамина (Фролова), Иерофея (Афонина). В июне 1923 г. патриарх Тихон (Белавин) был освобожден из-под ареста, и уже вскоре к нему с письмом от имени собора уфимских епископов обратился епископ Трофим (Якобчук), просящий возобновления канонического общения [Зимина, 2014. С. 213].

Находясь в заключении, архиеп. Андрей сохранял связь со своими ставленниками и координировал их действия. Так, реагируя на просьбу находящегося под арестом управляющего Новгородской епархией епископа Крестецкого Серафима (Велицкого), в июне 1923 г. епископ Андрей (Ухтомский) «благословил прибывших в Москву для встречи с ним викарных архиереев Уфимской епархии Бирского еп. Трофима (Якобчука), бывш. насельника Макариевой пуст., и Аскинского еп. Серафима (Трофимова) совершить просимые епископские хиротонии для Новгородской епархии. 3 июня 1923 г. прибывшие в Воскресенский мон-рь епископы Трофим (Якобчук) и Серафим (Трофимов) с ведома и согласия управляющего Новгородской епархией Крестецкого еп. Серафима (Велицкого) совершили хиротонию [Кирилла (Васильева)] во епископа Макариевского или, по др. сведениям, во епископа Любанского. 9 июня [Кирилл (Васильев)] вместе с еп. Трофимом [Якобчуком] совершил хиротонию архим. Иоанникия (Сперанского) во епископа Старорусского. [Галкин, 2014. С. 509].

Оказавшись в ссылке в Средней Азии, архиеп. Андрей продолжил совершать рукоположения. Примечательно, что, находясь под постоянным наблюдением и прессингом со стороны репрессивных органов, в условиях жизни среди населения, в подавляющем

большинстве исповедующего ислам, еп. Андрей тем не менее видел необходимость посвящения новых епископов для нужд других епархий, твердо веря, что впоследствии данные рукоположения будут признаны высшей церковной властью. При этом его единомышленниками по данному вопросу часто являлись епископы, также находящиеся в ссылке, но имеющие возможность совершать богослужения. Одним из первых «среднеазиатских» рукоположений, инициированных архиеп. Андреем, стало рукоположение в сан епископата будущего святителя Луки (Войно-Ясенецкого), постриженного в монашество лично архиеп. Андреем. «С мая 1923 г. он находился в вольной ссылке в г. Ташкенте, где Союзом ташкентских приходских советов был избран руководителем временно автокефальной Туркестанской епархии» [Озмитель, 2021. С. 105; Священномученик Архиепископ Уфимский Андрей (Ухтомский), 2013. С. 341]. Очевидно, опираясь и на это решение, архиеп. Андреем было принято решение о рукоположении Во-йно-Ясенецкого. По благословению Андрея (Ухтомского), на тот момент являвшегося Томским архиереем, епископами Болховским Даниилом (Троицким) и Суздальским Василием (Зуммером) 31 мая 1923 г. Лука (Войно-Ясенецкий) был рукоположен в сан епископа Барнаульского, викария Томской епархии. Хиротония была совершена тайно, в храме городка Педжикент, находящегося недалеко от Самарканда (Таджикистан), при закрытых дверях и без положенного к началу Божественной литургии колокольного звона [Лука (Войно-Ясенецкий), 1996. С. 37-38]. Данная хиротония впоследствии была признана Святейшим Патриархом Тихоном.

Достаточно богатым на рукоположения выдался 1925 г. Известно, что в июне 1925 г. в Теджене (Туркменистан) архиеп. Андрей (Ухтомский) и отбывавший там же ссылку епископ Нижнетагильский Лев (Черепанов) [Стукова, 2015. С. 224] (рукоположенный ставленниками архиеп. Андрея) совершили рукоположения ряда клириков: 6 июня — архимандрита Антония (Миловидова) в сан епископа Усть-Катавского, викария Уфимской епархии, 8 июня — архимандрита Питирима (Ладыгина) в сан епископа Нижегородского, викария Уфимской епархии, 13 июня — архимандрита Мелхиседека (Аверченко) в сан епископа «православных общин Туркестанской епархии» [Киргизстанский мартиролог... 2017. С. 244-247]. Предположительно, 20 июня — игумена Руфина (Брехова) в сан епископа Саткинского единоверческого [Зимина, 2020. С. 625]. И предположительно, в период среднеазиатской ссылки архиеп Андрея (конец 1924 — осень 1926 гг.) был также рукоположен некий епископ Никон, упомянутый в решениях Совещания уфимских викариев, прошедшего в марте 1926 г. [Зеленогорский, 2011. С. 155].

Касательно имеющейся информации о том, что в середине 1925 г. Андреем (Ухтомским) был также рукоположен в сан единоверческого епископа Саткинского Вассиан (Веретенников) [Озмитель, 2021. С. 107; Марковчин, 2004. С. 24], то, вероятнее всего, она ошибочна, т. к. хиротония Вассиана была совершена епископами, поддерживавшими епископа Давлекановского Иоанна (Пояркова), с целью «пресечения влияния среди единоверцев еп. Руфина» [Зимина, 2009. С. 203].

Очевидно, что все эти хиротонии были совершены тайно. А исходя из того, что все рукоположения были сделаны в будние дни, то, вероятно, за богослужениями не было никого из случайных прихожан. Свое описание одной из таких хиротоний оставил сам

архиеп. Андрей. А именно о рукоположении им и епископом Руфином (Бреховым) в сан епископа беглопоповского архимандрита Климента (Логвинова), хиротония которого была совершена для беглопоповцев — старообрядцев, отвергающих Белокриницкую иерархию и в настоящее время входящих в поповскую старообрядческую юрисдикцию, известную как Русская древлеправославная церковь. Примечательно, что уже известный деятель неканонического православия мистификатор Амвросий (Сиверс) в своих материалах утверждал о существовании целой «климентовской» иерархии, якобы происходившей от Логвинова и тесно взаимодействовавшей с «андреевской» и якобы просуществовавшей до наших дней [Амвросий (граф фон Сиверс), 1997]. Благодаря ряду публикаций, проливших свет на жизненный путь епископа Климента, удалось полностью развеять миф об этой «иерархии» [Бочков, 2017; Боченков, 2019. С. 215-227].

Приведем текст, написанный рукой архиепископа Андрея (Ухтомского), повествующий об архиерейской хиротонии епископа Климента, которая состоялась в молитвенном доме игумена Матфея (Трифонова) в г. Ашхабаде (г. Полторацк), месте ссылки Андрея (Ухтомского), 3 сентября 1925 года:

«После переговоров с еп. Руфином [Бреховым] я пошел на богослужение в общину отца Матфея, а епископ Руфин и архимандрит Климент [Логвинов] остались дома молиться по старообрядческим книгам.

Богослужение на другой день, 3 сентября, было назначено в три часа утра с тем расчетом, чтобы к 6 часам все окончить и в том же молитвенном доме дать возможность отцу Матфею [Трифонову] служить обычную литургию, конечно, на другом антиминсе. Такая предосторожность была вполне необходима, потому что никто из участников этого события нисколько не хотел немедленно отправиться на Соловки: мне лично всего неприятнее было подвергать опасности ареста будущего епископа Климента, которому предстояла большая свободная работа.

Так в три часа утра началось богослужение с наречением архимандрита Климента в епископа «томских старообрядческих общин». После наречения архимандрит Климент стал совершать проскомидию, а еп. Руфин читал часы.

После часов архимандрит Климент читал свою епископскую присягу с осуждением ересей и с клятвенным обещанием служить св. Церкви до Страшного суда Господня.

Литургию начал я один до самой хиротонии, антиминс был при этом служении один из освященных в Теджене епископом Львом Нижнетагильским. Хиротония была совершена так, как она совершается в Греции и у старообрядцев — с троекратным обхождением вокруг святого престола (у наших православных это троекратное обхождение почему-то пропускается).

После хиротонии вновь хиротонисанный епископ стал кончать литургию, епископ Ру-фин всю литургию пел по древнему обиходу, а я и отец Матфей были в числе простых богомольцев. К шести часам утра богослужение кончилось, и мы все подписали заранее при-

готовленные документы. Около 6 часов утра мы все с соблюдением всякой осторожности возвращались домой, когда начинался прекрасный теплый асхабадский день.

Настроение у всех нас было воистину пасхальное. Мы даже не говорили между собою. Внутренняя радость была так велика, что мы сначала долго не могли начать связного разговора. Ведь совершилось, в конце концов, почти чудо. Совершилось великое событие, совершилась великая хиротония, которая могла (и может) начать собою целую эпоху в жизни православия. И все совершилось так свято, так благополучно, с таким молитвенным подъемом и так беспрепятственно среди всяких врагов, что явная милость Божия и благословение Божие как бы почили на этом деле. В девять часов утра мы уже простились с епископом Климентом, который чрез Краснозаводск направился обратно в Саратов, а вечером уехал из Асхабада и епископ Руфин — обратно в Сатку. Я опять остался в своей ссылке...» [Андрей (Ухтомский), 2013. С. 723-724].

Все эти хиротонии, а также неясная история с «присоединением к старообрядчеству» архиеп. Андрея вызвали кое-какое смущение в среде некоторых из уфимских викариев архиеп. Андрея. Кроме того, после кончины святителя Московского Тихона в апреле 1925 г. архиепископ Андрей (Ухтомский) не признал полномочий заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), которого считал человеком случайным, неспособным понимать реалии церковной жизни [Андрей (Ухтомский), 2013. С. 686]. Эти обстоятельства вкупе с рядом факторов как политического, так и личного характера побудили епископа Иоанна (Пояркова) в марте 1926 г. созвать епископское совещание, в котором приняли участие епископы Серафим (Афанасьев), Вениамин (Фролов) и Николай (Ипатов). «Совещание признало неканоничными «постав-ления во епископов архимандритов — Питирима, Антония Миловидова, иеромонаха Руфина и некоего Никона, совершенные епископом Андреем» [Зеленогорский, 2011. С. 155]. Впрочем, впоследствии еп. Антоний (Миловидов) признал полномочия митрополита Сергия (Страгородского) и получил назначение на кафедру. Подобным же образом была признана хиротония епископа Мелхиседека (Аверченко), вступившего в общение с заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгород-ским), вследствие чего еп. Мелхиседек получил назначение на Уразовскую викарную кафедру Воронежской епархии, а позже — на Пишпекскую и Семиреченскую викарную кафедру Алма-Атинской (Верненской) епархии [Озмитель, 2014; Заславский, 2006]. Епископы Руфин (Брехов) и Питирим (в схиме — Петр) (Ладыгин) не признали власти митрополита Сергия (Страгородского). Епископ Руфин (Брехов) был еще несколько раз осужден, но продолжил окормлять паству архиеп. Андрея. Епископ Питирим, приняв схиму, дожил до глубокой старости, скончавшись в 1957 г. в г. Глазове (Удмуртия), и, по мнению некоторых исследователей, он являлся последним катакомбным епископом с несомненной линией апостольского преемства [Схиепископ Петр, 2013], хиротонию которого в сан «епископа Ерамского» планировал еще свт. Тихон (Белавин), патриарх Московский [там же. С. 86, 89]. Из ставленников схиепископа Петра (Ладыгина) хорошо известен рукоположенный им в 1944 г. иеромонах Мисаил (Томин) [Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века, 2000. С. 210-221], много лет служивший тайно

в Средней Азии [Киргизстанский мартиролог, 2017. С. 287-296], он впоследствии воссоединился с Московским патриархатом (схиархимандрит, скончался в 2013 г.), а также иеромонахи Михаил (Панченко) и Тимофей, в конце 1940-х служившие тайно в г. Уфе [«Тайной церкви ревнитель». 2008].

Все прочие епископы, оставшиеся верными архиепископу Андрею (Ухтомскому), как и он сам, были уничтожены в ходе массовых репрессий 1937-1938 гг.

Несмотря на непризнание хиротоний, оставшиеся верными архиеп. Андрею епископы продолжили совершать архиерейские рукоположения. Так, в 1928-1933 гг. были рукоположены епископы Иов (Афанасьев) (он же — уже Иов (Гречишкин)), Стефан (Расторгуев), Вениамин (Троицкий), Агафангел (Садовсков), некий епископ Нектарий с Кубани, Варфоломей (Аттиков). Все эти хиротонии совершались уже за пределами Средней Азии. Практика тайных рукоположений в годы гонений получила распространение в Русской церкви, однако в последующий период многие из них обросли домыслами и слухами, появились самозванцы, выдающие себя за преемников апостольской благодати Андрея (Ухтомского), вроде все того же архиеп. Амвросия (Сиверса).

Говоря о епископских хиротониях «андреевцев» в Средней Азии, нельзя не упомянуть и о том, что некоторые места в Средней Азии стали местом мученической кончины для многих из новомучеников. Особенно много расстреляно было в пределах Казахстана. Так, наиболее известные и авторитетные представители оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) — митрополиты Иосиф (Петровых) и Кирилл (Смирнов) были расстреляны под Чимкентом (Казахстан) осенью 1937 года. Вместе с ними были уничтожены почти все клирики и миряне, проходившие с ними по одному делу, в т. ч. архиепископ Алексий (Орлов) и епископ Евгений (Кобранов) [Пострадавшие за веру Христову 1917-1937, 2012. С. 528]. В Карагандинском лагере УНКВД в 1938 году приняли мученическую кончину десятки клириков, в том числе и такие известные иерархи и святители, как епископ Дамаскин (Цедрик), митрополит Евгений (Зернов), архиепископ Захария (Лобов), архиепископ Сергий (Зверев), епископ Уар (Шмарин) и др. [там же. С. 570-572]. В г. Талды-Курган (Казахстан) были расстреляны епископы Порфирий (Гулевич) и Мака-рий (Кармазин), в Алма-Ате — епископ Тихон (Шарапов) [там же. С. 580-581] и т.д.

Как видим, Средняя Азия, став местом ссылки и мученичества для сотен и тысяч клириков и верующих, тем не менее стала и местом рождения для Церкви новых иерархов, своей жизнью, служением и смертью засвидетельствовавших верность Христу. Находясь в ссылке в Средней Азии, епископ Андрей непрестанно думал о пользе Церкви. Предпринятые им рукоположения были сделаны в соответствии с благословением святителя — патриарха Московского Тихона и в согласии с рядом нормативных канонических церковных актов. Очевидно эти хиротонии, по мысли их инициатора, в будущем, при условии нормализации взаимоотношений Церкви и государства, подлежали признанию высшей церковной властью. К сожалению, большинство из рукоположенных иерархов впоследствии разделились в своих мнениях по вопросу преемства высшей церковной власти и оказались по разные стороны церковной полемики тех лет. Недолго им пришлось и осуществлять свое архиерейское служение, так как практически все они были физически истреблены безбожной советской репрессивной машиной в годы

Большого террора. Однако, несмотря на это, память об этих святителях, возведенных на высокую архиерейскую ступень не для самолюбования и возвышения над паствой, но для служения Христу и сораспятия с Ним, осталась в благодарных сердцах как верующего народа, так и на страницах архивных документов, свидетельствующих об их верности Христу «даже до смерти».

Литература

Амвросий (граф фон Сиверс), архиепископ. «Климентовская» иерархия И.П.Ц. // Русское Православие. Всероссийский Вестник И.П.Х. — СПб., 1997. № 5 (9). — С. 1-11.

Андрей (Ухтомский), архиепископ. Из ответов, данных епископом Андреем на вопросы, предложенные ему на собрании благочинных 3 июля 1926 года // Священномученик Архиепископ Уфимский Андрей (Ухтомский). Труды. / Сост. Т. Сидаш, С. Сапожникова. Серия: Quadrivium. — СПб.: Свое издательство, 2013. — С. 685-686.

Андрей (Ухтомский), архиепископ. История моего старообрядчества // Священномученик Архиепископ Уфимский Андрей (Ухтомский). Труды. / Сост. Т. Сидаш, С. Сапожникова. Серия: Quadrivium. — СПб.: Свое издательство, 2013. — С. 711-747.

Бовкало А.А. Постановление 1919 года об увеличении числа епископов // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 1992-1996. — М., 1996. — С. 339-341.

Боченков В.В. Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной Старообрядческой церкви. — М.: Вече, 2019.

Бочков П. Биография епископа Климента (Логинова): от раскола к мифической «иерархии» // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2017. № 4 (6). — С. 18-16.

Галкин А.К. Кирилл (Васильев) // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2014. Т. XXXIV. — С. 508-510.

Заславский В.Б. Борис (Шипулин) // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. Т. VI. — С. 43-44.

Заславский В.Б. Пострадавшие за веру православную в Ташкентской епархии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2006. № 2 (20). — С. 111-126.

Зеленогорский М.Л. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). Издание 2-е, дополненное. — М.: Мосты культуры, 2011.

Зимина Н.П. «В изгнании и заточении сущий»: жизнь и служение епископа Трофима (Якобчука) (1869-1937) // Мученики и исповедники Оренбургской епархии. Книга V. — Саракташ, 2014. — С. 195-236.

Зимина Н.П. Златоустовское викариатство // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Т. XX. — С. 200-205.

Зимина Н.П. Нижегородской слободы града Уфы викариатство // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. Т. XLIX. — С. 349-351.

Зимина Н.П. Преосвященный Серафим (Афанасьев) и борьба с обновленчеством в Уфимской епархии в 1922-1928 гг. // Церковно-исторический вестник. 2004. № 11. — С. 160-182.

Зимина Н.П. Путь на Голгофу: [в 2 тт.] Т. 1. Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2005.

Зимина Н.П. Руфин (Брехов) // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2020. Т. LX. — С. 624-627.

Зимина Н.П. Стояние в вере: временная автокефалия Уфимской православной епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (ноябрь 1922 г. — август 1923 г.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2007. № 3 (24). — С. 79-117.

Зимина Н.П. Уфимская автокефальная епархия «непоминающих» андреевского течения: история, иерархия, ликвидация (1927-1938) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2013. № 23. — С. 196-208.

Зимина Н.П. Жизнеописание викария Уфимской епархии 1920-х годов епископа Байкинского Вениамина (Фролова) // Церковь в истории России. 2004. № 6. — С. 244-266.

Киргизстанский мартиролог. Новомученики и исповедники Церкви Русской, репрессированное духовенство, церковнослужители, монашествующие и миряне, родившиеся, служившие, пострадавшие в Киргизстане в ХХ веке. Сост. Е.Е. Озмитель. — Бишкек: Нео Принт, 2017.

Кострюков А.А. Первоначальный список новомучеников, подготовленный Русской Зарубежной Церковью для канонизации 1981 года // Церковь и время. 2020. № 2 (91). — С. 51-116.

Лисичкин В.А. Лука, врач возлюбленный. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009.

Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. «Я полюбил страдание.». Автобиография. — М.: Русскш Хронографъ, 1996.

Марковчин В.В. Вассиан (Веретенников) // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. Т. VII. — С. 252-253.

Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века. Книга III. Составитель прот. Н. Стремский. — Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2000.

Озмитель Е.Е. О церковной жизни в Туркмении в 1923 году: материалы к истории Туркестанской епархии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2021. № 103. — С. 99-115.

Озмитель Е.Е. Роль «первого епископа Киргизии» Мелхиседека (Аверченко) в жизни Туркестанской епархии 1920-х гг. // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2014. Т. 14. № 11. — С. 64-67.

Послание Патриаршего Заместителя, митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] о вступлении его во временное управление Православной Русской Церковью (Ярославль) // Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти, 1917-1943. Сост. Губонин М.Е. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1994. — С. 219-221.

Постановление Святейшего Патриарха Тихона, Синода и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета о мероприятиях на случай прекращения своих церковно-административных функций от 07 (20).11.1920 г. № 362 // Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти, 1917-1943. Сост. Губонин М.Е. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1994. — С. 169.

Пострадавшие за веру Христову 1917-1937. Авт.-сост. Л. Головкова, О. Хайлова. — М.: ПСТГУ, 2012.

Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский. Статьи 1905-1918 годов, документы и воспоминания. Сост. Н.И. Колева, Л.Е. Сикорская. — М.: Братонеж, 2019.

Священномученик Архиепископ Уфимский Андрей (Ухтомский). Труды. / Сост. Т. Сидаш, С. Сапожникова. Серия: Quadrivium. — СПб: Свое издательство, 2013.

Сергеев Ю.Н. Провинциальный епископ эпохи социальных революций: Андрей Ухтомский на Уфимской кафедре (1913-1920 гг.) // 1917 год в судьбах народов России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Уфа, 29 ноября 2017 года / Ответственный редактор Фролова И.В. Т. 1. — Уфа: Башкирский государственный университет, 2017. — С. 245-252.

Стукова Н.Л. Лев (Черепанов) // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. Т. XL. — С. 223-225.

Схиепископ Петр (Ладыгин): Непоколебимый столп Церкви Катакомбной (1866-1957 годы). Публ., подг. текста, вступ. ст., сост., коммент. В.В. Шумило, С.В. Шумило. Изд. 2-е, испр. и доп. — Глазов, 2013.

«Тайной церкви ревнитель». Епископ Гурий Казанский и его сомолитвенники. Жизнеописания и документы. Сост. Л.Е. Сикорская. — М.: Братонеж, 2008. — С. 306-307.

«Я хочу принадлежать только Святой Церкви...»: Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский. Труды, обращения, проповеди, письма, документы. Сост. И.И. Осипова, Л.Е. Сикорская. — М.: Братонеж, 2012.

References

Ambrose (Count von Sievers), archbishop. «Clementine» hierarchy of I.P.Ts. Russian Orthodoxy. All-Russian Bulletin I.P.Kh. SPb., 1997, no. 5 (9), pp. 1-11. (In Russian)

Andrei (Ukhtomsky), archbishop. From the answers given by Bishop Andrei to questions put to him at a meeting of deans on July 3, 1926. Hieromartyr Archbishop Andrei (Ukhtomsky) of Ufa. Proceedings. SPb., Own publishing house, 2013, pp. 685-686. (In Russian)

Andrei (Ukhtomsky), archbishop. The history of my Old Believers. Hieromartyr Archbishop of Ufa Andrei (Ukhtomsky). Proceedings. SPb., Own publishing house, 2013, pp. 711-747. (In Russian)

Bochenkov V.V. Old Believers of the Soviet era. Bishops of the Russian Orthodox Old Believer Church. Moscow, Veche, 2019. (In Russian)

Bochkov P. Biography of Bishop Clement (Loginov): from the schism to the mythical «hierarchy». Niva of the Lord. Bulletin of the Penza Theological Seminary, 2017, no. 4 (6), pp. 18-16. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bovkalo A.A. Decree of 1919 on increasing the number of bishops. Annual Theological Conference of the Orthodox St. Tikhon Theological Institute. Materials 1992-1996. Moscow, 1996, pp. 339-341. (In Russian)

Decree of His Holiness Patriarch Tikhon, the Synod and the joint presence of the Holy Synod and the Supreme Church Council on measures in case of termination of their church-administrative functions dated 07 (20).11.1920 No. 362. Acts of His Holiness Patriarch Tikhon and later documents on the succession of the highest church authority, 1917-1943. Moscow, Orthodox St. Tikhon Theological Institute, 1994, pp. 169. (In Russian)

Epistle of the Patriarchal Deputy, Metropolitan Agafangel of Yaroslavl [Preobrazhensky] on his entry into the temporary administration of the Orthodox Russian Church (Yaroslavl). Acts of His Holiness Patriarch Tikhon and later documents on the succession of the highest church authority, 1917-1943. Moscow, Orthodox St. Tikhon Theological Institute, 1994, pp. 219-221. (In Russian)

Galkin A.K. Cyril (Vasiliev). Orthodox Encyclopedia. Moscow, 2014, vol. XXXIV, pp. 508-510. (In Russian)

Hieromartyr Andrei, Archbishop of Ufa. Articles 1905-1918, documents and memoirs. Moscow, Bratonezh publ., 2019. (In Russian)

Hieromartyr Archbishop Andrei (Ukhtomsky) of Ufa. Proceedings. SPb., Own publishing house, 2013. (In Russian)

Kostryukov A.A. The initial list of new martyrs prepared by the Russian Church Abroad for canonization in 1981. Church and Time, 2020, no. 2 (91), pp. 51-116. (In Russian)

Kyrgyz martyrology. New martyrs and confessors of the Russian Church, repressed clergy, clergy, monastics and laity, who were born, served, suffered in Kyrgyzstan in the 20th century. Bishkek, Neo Print, 2017. (In Russian)

Lisichkin V.A. Luke, beloved physician. Moscow, Publishing Council of the Russian Orthodox Church, 2009. (In Russian)

Luke (Voyno-Yasenetsky), archbishop. «I love suffering...» Autobiography. Moscow, Russian Chronograph, 1996. (In Russian)

Markovchin V.V. Vassian (Veretennikov). Orthodox Encyclopedia. Moscow, 2004, vol. VII, pp. 252-253. (In Russian)

Martyrs and confessors of the Orenburg diocese of the twentieth century. Book III. Orenburg, Orenburg book publishing house, 2000. (In Russian)

Ozmitel E.E. On church life in Turkmenistan in 1923: materials on the history of the Turkestan diocese. Bulletin of the Orthodox St. Tikhon University for the Humanities. Series 2: History. History of the Russian Orthodox Church, 2021, no. 103, pp. 99-115. (In Russian)

Ozmitel E.E. The role of the «first bishop of Kyrgyzstan» Melchizedek (Averchenko) in the life of the Turkestan diocese in the 1920s. Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University, 2014, vol. 14, no. 11, pp. 64-67. (In Russian)

Schiebishop Peter (Ladygin): An unshakable pillar of the Catacomb Church (1866-1957). Glazov, 2013. (In Russian)

Sergeev Yu.N. Provincial bishop of the era of social revolutions: Andrei Ukhtomsky at the Ufa cathedra (1913-1920). 1917 in the fate of the peoples of Russia: Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Ufa, November 29, 2017. Ufa, Bashkir State University, 2017, pp. 245-252. (In Russian)

Stukova N.L. Lev (Cherepanov). Orthodox Encyclopedia. Moscow, 2015, vol. XL, pp. 223-225. (In Russian)

Those who suffered for the faith of Christ 1917-1937. Moscow, PSTGU Publ., 2012. (In Russian)

Zaslavsky V.B. Boris (Shipulin). Orthodox Encyclopedia. Moscow, 2003, vol. VI, pp. 43-44. (In Russian)

Zaslavsky V.B. Those who suffered for the Orthodox faith in the Tashkent diocese. Bulletin of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. Series 2: History. History of the Russian Orthodox Church, 2006, no. 2 (20), pp. 111-126. (In Russian)

Zealot of the Secret Church. Bishop Gury of Kazan and his worshipers. Biographies and Documents. Moscow, Bratonezh Publ., 2008, pp. 306-307. (In Russian)

Zelenogorsky M.L. Life and Works of Archbishop Andrei (Prince Ukhtomsky). Edition 2, supplemented. Moscow, Bridges of Culture, 2011. (In Russian)

Zimina N.P. "In exile and imprisonment": the life and ministry of Bishop Trofim (Yakobchuk) (18691937). Martyrs and confessors of the Orenburg diocese. Book V. Saraktash, 2014, pp. 195-236. (In Russian)

Zimina N.P. Biography of the vicar of the Ufa diocese in the 1920s, Bishop Veniamin (Frolov) of Baykin. Church in the history of Russia, 2004, no. 6, pp. 244-266. (In Russian)

Zimina N.P. Right Reverend Seraphim (Afanasiev) and the Struggle against Renovationism in the Ufa Diocese in 1922-1928. Church Historical Bulletin, 2004, no. 11, pp. 160-182. (In Russian) Zimina N.P. Rufin (Brekhov). Orthodox Encyclopedia. Moscow, 2020, vol. LX, pp. 624-627. (In Russian)

Zimina N.P. Standing in the Faith: Temporary Autocephaly of the Ufa Orthodox Diocese during the Imprisonment of His Holiness Patriarch Tikhon (November 1922 — August 1923). Bulletin of the Orthodox St. Tikhon University for the Humanities. Series 2: History. History of the Russian Orthodox Church, 2007, no. 3 (24), pp. 79-117. (In Russian)

Zimina N.P. Ufa Autocephalous Diocese of the "non-remembering" Andreev's movement: history, hierarchy, liquidation (1927-1938). Annual Theological Conference of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University, 2013, no. 23, pp. 196-208. (In Russian)

Zimina N.P. Vicariate of the Nizhny Novgorod settlement of the city of Ufa. Orthodox Encyclopedia. Moscow, 2018, vol. XLIX. pp. 349-351. (In Russian)

Zimina N.P. Way to Golgotha: [in 2 vols.] Volume 1. Biography of Hieromartyr Simon, Bishop of Okhta. Moscow, PSTGU Publishing House, 2005. (In Russian)

Zimina N.P. Zlatoust vicariate. Orthodox Encyclopedia. Moscow, 2009, vol. XX, pp. 200-205. (In Russian)

"I want to belong only to the Holy Church...": Hieromartyr Andrei, Archbishop of Ufa. Proceedings, appeals, sermons, letters, documents. Moscow, Bratonezh Publ., 2012. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.