Научная статья на тему 'О ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ В ТУРКМЕНИИ В 1923 ГОДУ: МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ТУРКЕСТАНСКОЙ ЕПАРХИИ'

О ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ В ТУРКМЕНИИ В 1923 ГОДУ: МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ТУРКЕСТАНСКОЙ ЕПАРХИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
186
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ / ЗАКАСПИЙСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ / ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ / ССЫЛЬНОЕ ДУХОВЕНСТВО В ТУРКМЕНИИ / ЕПИСКОП АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) / ЕПИСКОП ИОАНН (ШИРОКОВ)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Озмитель Екатерина Евгеньевна

Статья посвящена детальному анализу двух документов 1923 г. из города Полторацка (ныне - Ашхабад, Туркменистан), хранящихся в Российском государственном историческом архиве. Адресованные Патриарху Тихону, они содержат факты из истории Русской Православной Церкви в Средней Азии, которые впервые вводятся в научный оборот с необходимыми уточнениями и комментариями. Послания подписаны, но авторство вызывает сомнение, поэтому для установления лиц, участвовавших в процессе создания документов, проводится сравнение их стиля, контент-анализ, выявляются скрытые интенции и идейный контекст. В итоге выясняется, что среди неуказанных авторов одного из документов был епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), который, находясь в это время в туркменской ссылке, пытался реализовать в Средней Азии свою программу децентрализации Церкви и организовать автономную Закаспийскую Православную Церковь. Привлеченные к исследованию дополнительные факты из церковной истории Туркмении дают основание заключить, что идеи децентрализации не нашли массовой поддержки среди духовенства Закаспийского благочиния Туркестанской епархии. В статье также выдвигается ряд гипотез, для подтверждения которых требуются дальнейшие исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Озмитель Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CHURCH LIFE IN TURKMENISTAN IN 1923: MATERIALS FOR THE HISTORY OF TURKESTAN DIOCESE

This gives a detailed analysis of two documents of 1923 from Poltoratsk (now Ashgabat, Turkmenistan), kept in the Russian State Historical Archive. Addressed to Patriarch Tikhon, these documents contain facts from the history of the Russian Orthodox Church in Central Asia. They are made public for the rst time and are accompanied by the necessary explanations and comments. The documents are signed, but the authorship is unclear. To identify the persons who created the documents, a comparison of their style and content analysis have been carried out; it was also necessary to clarify the hidden intentions and ideological context. It is found out that among the unspeci ed authors of one of the documents was Bishop Andrei (Ukhtomsky). Не, while in Turkmen exile, tried to implement his programme of church decentralisation in Central Asia and to organise an autonomous Ashgabat Orthodox Church. Additional facts from the church history of Turkmenistan used in the study have allowed us to conclude that the ideas of decentralisation did not nd mass support among the clergy of the Trans-Caspian church district (Rus. Закаспийское благочиние). The article also puts forward a number of hypotheses that require further research to be con rmed.

Текст научной работы на тему «О ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ В ТУРКМЕНИИ В 1923 ГОДУ: МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ТУРКЕСТАНСКОЙ ЕПАРХИИ»

Озмитель Екатерина Евгеньевна, д-р. ист. наук, вед. науч. сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 219 katerina.ozmitel@gmail.com ОИСГО: 0000-0002-3671-9493

О Церковной жизни в Туркмении в 1923 году: Материалы к истории Туркестанской епархии

Е. Е. Озмитель

Аннотация: Статья посвящена детальному анализу двух документов 1923 г. из города Полторацка (ныне — Ашхабад, Туркменистан), хранящихся в Российском государственном историческом архиве. Адресованные Патриарху Тихону, они содержат факты из истории Русской Православной Церкви в Средней Азии, которые впервые вводятся в научный оборот с необходимыми уточнениями и комментариями. Послания подписаны, но авторство вызывает сомнение, поэтому для установления лиц, участвовавших в процессе создания документов, проводится сравнение их стиля, контент-анализ, выявляются скрытые интенции и идейный контекст. В итоге выясняется, что среди неуказанных авторов одного из документов был епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), который, находясь в это время в туркменской ссылке, пытался реализовать в Средней Азии свою программу децентрализации Церкви и организовать автономную Закаспийскую Православную Церковь. Привлеченные к исследованию дополнительные факты из церковной истории Туркмении дают основание заключить, что идеи децентрализации не нашли массовой поддержки среди духовенства Закаспийского благочиния Туркестанской епархии. В статье также выдвигается ряд гипотез, для подтверждения которых требуются дальнейшие исследования.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь в Средней Азии, Закаспийское благочиние, гонения на Церковь в Советском Союзе, ссыльное духовенство в Туркмении, епископ Андрей (Ухтомский), епископ Иоанн (Широков).

В фонде канцелярии Патриарха Тихона Российского государственного исторического архива (РГИА. Ф. 831) хранятся два документа 1923 г. из Туркменской (Закаспийской) области1 Туркестанской АССР. Оба документа заслуживают

© Озмитель Е. Е., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 99-115.

1 Туркменская область существовала в 1921-1924 гг., до этого — Закаспийская область. В 1924 г. после национально-территориального размежевания ее территория вошла большей частью в состав Туркменской ССР, небольшая часть — в состав Кара-Калпакской АО Казахской АССР. Кроме двух случаев, где использованы эти названия, в обоих рассматриваемых документах эта область именуется Закаспийской. В тексте статьи и в комментариях будем называть ее так же.

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 99-115 БО1: 10.15382Миг112021103.99-115

пристального внимания, так как источников для изучения этого периода истории православия Средней Азии немного.

1923-й год в истории Русской Церкви — важный, переломный. Был освобожден из заключения Патриарх Тихон, восстановлен аппарат церковного управления, налаживались контакты с духовенством и церковными общинами, из раскола возвращались архиереи и священники. Для духовенства Туркестанской епархии, оставшейся без законного архиерея, расколовшейся на автокефальную православную и две обновленческих епархии, крайне важно было восстановить связь с Патриархом и ввести церковную жизнь в каноническое русло. Для этого нужен был архиерей. С этой целью — просить у Патриарха Тихона рукоположить для Закаспийского благочиния епископа — были доставлены из Полторацка2 в канцелярию Высшего Патриаршего церковного управления эти два документа.

Один из интересующих нас документов озаглавлен «Благочинного 1-го Закаспийского округа, церкви св. Креста города Полторацка (Асхабад) от 8 сентября 1923 г. — священника Павла Каллистова рапорт» (далее — Рапорт)3. Второй документ называется «Обзор жизни Закаспийской Православной Церкви» (далее — Обзор)4. Этот документ также адресован Патриарху Тихону, датирован 8 сентября 1923 г., подписан священником Павлом Каллистовым (1875—?) и членом благочиннического совета священником Захарией5. Ни на Рапорте, ни на Обзоре нет номеров, резолюций, примечаний, какие бывают при работе канцелярии с входящими документами.

В структуре и содержании этих документов много общего: историческая справка, описание современной ситуации в 1-м Закаспийском благочинии, просьба учредить здесь самостоятельную епархию и рукоположить для нее архиерея. Но есть и различия: в Обзоре больше исторических фактов, подробнее описана современная ситуация, более обстоятельно изложена мотивировка прошений. Различаются почерки и, существенно, стиль повествования.

Можно было бы считать Рапорт и Обзор черновым и окончательным вариантами одного и того же послания, но нахождение обоих документов в фонде канцелярии ставит под сомнение это предположение — черновые варианты документов, как правило, начальству не отправляются. Возможно другое объяснение: Обзор — это информационное приложение к Рапорту. Однако в Обзоре большая часть информации из Рапорта повторяется, что не свойственно приложениям. Обзор дублирует также прошения Рапорта, более того, он содержит некоторые дополнительные просьбы — все это не позволяет однозначно считать его приложением. Многое наводит на мысль, что Обзор — очень своеобразный самостоятельный документ, что подписавшие его люди не единственные авторы, а может быть, и вовсе не авторы. Обзор и Рапорт не только дают сведения об истории православия в Туркмении, но и ставят перед исследователем новые

2 Полторацк — так с 1918 по 1927 г. назывался Ашхабад, столица Туркмении, до 1918 г. — Асхабад. В обоих рассматриваемых документах именуется и Полторацком, и Асхабадом.

3 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 108-109.

4 Там же. Л. 110-112 об.

5 Подпись второго священника неразборчива, личность не установлена. Предполагаемые варианты фамилии: Ночевников, Ножевников, Кожевников.

вопросы, которые можно раскрыть, решив проблему с авторством, выяснив интенции создателей этих документов и реконструировав контекст их возникновения.

В фактологической части Обзор и Рапорт пересекаются и дополняют друг друга, поэтому излагать события истории православия в Закаспийской области будем с опорой на оба документа методом комментированного цитирования6 с привлечением дополнительных источников.

Туркестанская епархия по территории занимает пять областей: Закаспийскую (ныне Туркменскую), Самаркандскую, Ферганскую, Сыр-Дарьинскую и Семиреченскую7. Во всех областях имеется много русского православного населения. Епископ же для такой огромной территории был один, кафедра которого находилась в г. Верном8 на расстоянии от центра Закаспийской Области г. Асхабада 2-х тысяч верст, и только в последнее время (в 1916-17 гг.), новая кафедра была образована9 в г. Ташкенте, которую занимал до февраля с[его]/г[ода] Архиепископ Иннокентий [Пустынский, 1868-1937]. Все же и Ташкент находится от г. Асхабада на большом расстоянии 1300 верст. Вследствие отдаленности Епископской кафедры от Закаспийской Области, трудности и дороговизны путей сообщения, Архипастыри, назначенные в Туркестанскую Епархию, не имели возможности систематически посещать свою паству, находящуюся в Закаспийской Области, а посещали ее только попутно проезжая из центральной России к месту службы в Туркестан, то есть, случайно <...> С 1899 г. по настоящее время Асхабад был посещен Епархиальными Преосвященными только три раза: в 1901 году10 Епископом Аркадием [Карпинским, 1851-1913], в 1907 г. Епископом Димитрием [Абашидзе, 1867-1942] и в 1915 г. Епископом Иннокентием [Пустынским]. После этого Закаспийские Православные Христиане ни разу не молились вместе с своим Архипастырем, не слышали святительского назидательного слова и не видели торжественного Архиерейского Богослужения11.

Отдаленность епархиальных центров — Верного и Ташкента — действительно была серьезной проблемой для православных жителей Закаспийской области, которая занимала в Туркестанском генерал-губернаторстве второе место по числу православного населения после Семиреченской. Асхабад не был ни маленьким провинциальным, ни азиатским мусульманским городом — он вполне мог бы претендовать на звание православной столицы Туркестана. К 1917 г.

6 Отрывки из документов публикуются с сохранением стилистических особенностей, пунктуации и орфографии подлинников; написание нескольких слов приведено в соответствие с новой орфографией.

7 Семиреченская область в 1922 г. переименована в Джетысуйскую.

8 Город Верный в 1921 г. переименован в город Алма-Ата.

9 В тексте неточность — кафедра епископа Ташкентского и Туркестанского не была образована в Ташкенте, она размещалась изначально в г. Верном, а в 1917 г. была перенесена в Ташкент.

10 В 1901 г. церкви Закаспия были переданы из состава Грузинской епархии Грузинского экзархата в состав Туркестанской епархии.

11 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 110.

здесь располагались семь епархиальных церквей (включая домовые при образовательных учреждениях), женская общежительная Казанская обитель, просветительское братство Святого Креста и не менее пяти военных походных и стационарных церквей. Во всех русских селах и городах Закаспийской области были церкви или молитвенные дома, а в Мерве, Чарджуе, Красноводске — по две. По Закаспийской железной дороге, которая, доходя до портов Каспийского моря, соединяла Кавказ, Среднюю Азию и Сибирь, следовали вагоны-церкви, при всех станциях также были церкви особого железнодорожного благочиния. Всего к 1917 г. в Закаспийской области было 28 епархиальных и около 12 военных церквей12. Туркестанские архиереи посещали их действительно редко, но все-таки намеренно. При сравнении дат визитов, указанных в Обзоре, с датами пребывания на Туркестанской кафедре епископов Аркадия, Димитрия и Иннокентия, выясняется, что посещения ими Закаспийской области не могли произойти непреднамеренно, просто по пути следования к месту службы. Факт забвения паствы Закаспия дореволюционными архиереями в Обзоре несколько драматизируется и преувеличивается.

Сведений о первых годах послереволюционной истории православия в Закаспийской области ни в Рапорте, ни в Обзоре нет. Коротко сообщается о трагических ташкентских событиях первой половины 1923 г.:

Архиепископ Иннокентий выехал в феврале месяце, был епископ Лука [Войно-Ясенецкий, 1877-1961], но и его выслали; в настоящее время там в Ташкенте находится епископ Николай [Коблов], так называемой «Живой церкви», но общения с ним мы не имеем. И нет Ангела Туркестанской Церкви!13.

С отъездом и высылкой правящих архиереев, с началом раскольнической деятельности обновленческой «Живой церкви», выполнявшей план ГПУ по уничтожению Русской Православной Церкви, количество приходов стало резко сокращаться. Новый образ жизни, революционная идеология, антирелигиозная пропаганда повсюду удаляли людей от Церкви, и Закаспийская область не была исключением.

Христианство здесь замирает и если не будет Апостола Церкви, то в недалеком будущем замрет совсем, ибо почти все население в городах служивое, а на этот класс сильно влияет гражданская власть своими антихристианскими мероприятиями, а также весьма вредно отражается на религиозной

12 Приведенные данные о храмах Закаспийской области основаны на следующих источниках: ЦГА РУз. Ф. Р-961. Оп. 1. Д. 1220 (список духовенства Туркестанской епархии в 1914 г.); Владимир (Иким), архиеп. Большой полет крылатого коня: Духовное наследие Туркменистана и его христианские традиции. М., 2000; Гундогдыев О. Некоторые данные о христианстве в Закаспийской области (кон. XIX- нач. XX в.) // К истории христианства в Средней Азии (Х1Х—ХХ вв.). Ташкент, 1998. С. 198-200; Калугина Л. Православные храмы Закаспийской области // Слово Жизни (газета Ташкентской и Среднеазиатской епархии). 1992. № 28. С. 3; Она же. Церкви благочиния Среднеазиатской железной дороги // Слово Жизни. 1992. № 40. С. 4; Клавинг В. В. Военные храмы России // Православный летописец Санкт-Петербурга. Приложение № 2. СПб., 2002. С. 108-115.

13 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 108 об.

жизни христиан и то, что здесь днем отдыха не Воскресенье, а пятница. Всех церквей не закрытых властью в городе Полторацке четыре — собор и три приходских храма, в г. Мерве три храма, в гор. Чарджуе два, а в городах Красноводске, Кизил-Арвате, Теджене и Байрам-Али по одному храму и в 4-5 селениях, всего православного населения в области приблизительно 25-30 тысяч. Антиминсами церкви обеспечены, пока есть и св. миро. Материальное положение духовенства, как и везде в настоящее время, весьма скудное14.

К 1923 г. количество епархиальных церквей Закаспийской области сократилось с 28 до 18. Военные храмы исчезли вовсе — они были закрыты, либо, как в Полторацке и Мерве, перешли в разряд епархиальных; причты их также присоединялись к епархиальным или эмигрировали вместе с войсками. За пять послереволюционных лет общее число церквей в Закаспийской области уменьшилось вдвое. Из Рапорта неясно, о каких именно действующих храмах сообщает священник Павел Каллистов — о тех ли, что остались у общин Патриаршей Церкви, или об обновленческих в том числе. Отношение к Патриарху Тихону в Рапорте уточняется только для священнослужителей трех городов:

...духовенство гор. Полторацка, Красноводска и Мерва (Закаспийской обл.), благодаря Богу, до сего времени оставалось и остается верным святому православию, до сего времени в своих молитвах за богослужениями возносилось и возносится имя страдальца отца Святейшего Патриарха Тихона15.

Об отношении к Патриарху всех православных Закаспийской области в том же Рапорте сказано более расплывчато: «Все мы — духовенство и верующие миряне, стремимся в общение к Вам»16. Скорее всего, только восемь приходов в трех городах Закаспийской области не подчинились Ташкентскому епархиальному управлению, захваченному обновленцами в конце марта 1923 г. За пять месяцев Патриаршая Церковь потеряла здесь около двух третей приходов. Обзор подтверждает именно такое понимание, сообщая, что обновленческий епископ Николай Коблов «всеми нашими городскими приходами не признан каноничным, как равно не признаны каноничными и все обновленческие духовные организации от высшей до низшей»17.

Картина религиозной ситуации в столице Закаспийской области в Обзоре изображена более развернуто, чем в Рапорте:

Асхабад, ныне Полторацк, <...> имеющий на своей территории четыре сохранившихся приходских православных храма (3 прих[одских] храма закрыты) с большим количеством православного населения, является вместе с тем и центром Управления Средне-Азиатской ж. д. с огромным составом служащих, состоящих преимущественно из православных русских людей, заброшенных судьбою из родной России в далекий край, на границу

14 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 109.

15 Там же. Л. 108 об.

16 Там же.

17 Там же. Л. 111 об.

Персии под знойное солнце. Естественно, что такая огромная паства нуждается вообще в постоянном Архипастырском к себе внимании, а теперь в век безбожия, так нуждается в особенности в этом отношении. С постройкой в Асхабаде выходцами из Персии монументальной бехаист-ской мечети, из Асхабада стала распространяться новая разновидность вероучения «Бехаизм» [бахаизм]. Вероучение это, некая смесь христианства с мусульманством, и, признавая Христа наряду с Магометом за пророка, встречает сочувствие среди некоторой части русского городского населения в ущерб истинной христианской вере.

В общем же большинство находящихся здесь русских людей хранят заветы и обычаи своих православных предков, дорожат уставом Апостольской Православной Греко-Российской Церкви, но есть Христиане колеблющиеся и сомневающиеся, стоящие на распутии и не знающие за кем [идти] им в делах веры — с православными ли христианами независимыми от живоцерковников, с живоцерковниками ли, или просто с бехаистами18.

Об опасностях, грозящих православию в Закаспийской области, сообщается для того, чтобы убедить Патриарха создать в Полторацке кафедру:

Изложенные обстоятельства настоятельно и неотложно диктуют о необходимости учреждения в Закаспийской Области Епископской Кафедры. В прошлом 1922 г. бывший Архиепископ Туркестанский Иннокентий проектировал учредить в Асхабаде кафедру Викарного Епископа с тем, чтобы он был бы местным благочинным и настоятелем Воскресенского Собора. По этому вопросу состоялись тогда же постановления местного духовенства и церковно-приходских советов в положительном смысле, но проект этот не был осуществлен вследствие внезапного и неожиданного выезда Архиепископа Иннокентия из Туркестанской Епархии и вопрос этот до настоящего времени оставался открытым. В июне с[его]/г[ода] состоялось новое заседание Асхабадского духовенства с уполномоченными от местных церковноприходских советов и в присутствии прихожан, на котором снова вынесено положительное постановление о необходимости иметь в г. Асхабаде Викарного Епископа, чтобы сохранить каноническую законность иерархии. Указать подходящего кандидата решено просить Епископа Андрея, случайно находящегося в Туркестане. Вынося постановление о викарном епископе в г. Асхабаде, как в прошлом году, так и теперь, имелось, конечно, в виду, что в центре Туркестанской епархии, в г. Ташкенте, будет правящим православный епископ. Теперь обстоятельства резко изменились, и на священном месте в г. Ташкенте оказался уполномоченный так называемой «Живой Церкви» женатый Епископ Николай Коблов <...> Следовательно вопрос о Викариатстве в г. Асхабаде ныне отпадает и естественно встает новый, а именно образование здесь совершенно самостоятельной кафедры православного (не живоцерковника, конечно) правящего Епископа с местным Епархиальным Управлением19.

18 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 110 об. — 111.

19 Там же. Л. 111-111 об.

Ссыльный епископ Уфимский Андрей (Ухтомский, 1873-1937) принимал деятельное участие не только в совещаниях закаспийского духовенства с представителями церковно-приходских советов. С мая 1923 г. он находился в вольной ссылке в г. Ташкенте, где Союзом ташкентских приходских советов был избран руководителем временно автокефальной Туркестанской епархии20. Для среднеазиатской паствы епископ Андрей постриг в монашество будущего архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого), одобрил его «избрание собором Туркестанского духовенства кандидатом во епископа»21 и организовал его тайную хиротонию. Вместе с епископом Лукой и другим лидером Союза приходских советов, протоиереем Михаилом Андреевым (1871-1938), епископ Андрей был арестован в Ташкенте 23 июня 1923 г. До июля владыку Андрея содержали в ташкентской тюрьме, а затем выслали в город Теджен, где он возглавил местную православную общину. В ноябре того же года его арестовали в Теджене, вернули в Ташкент и заключили на год в тюрьму. Затем по вызову ГПУ перевели в московскую тюрьму, а в конце 1924 г. возвратили в Теджен. С августа 1925 г. епископ Андрей проживал в Полто-рацке. Здесь он участвовал в проведении нескольких тайных иерейских и архиерейских хиротоний. Здесь же 28 августа 1925 г. в Никольском молитвенном доме был совершен чин присоединения епископа Андрея к старообрядчеству. Из Туркмении он руководил немногими «андреевскими» среднеазиатскими автономными общинами через своего ставленника, архимандрита Вениамина (Троицкого, 1901-1938), а затем и напрямую, находясь в ссылке уже в Казахстане. Повсюду в Средней Азии епископ Андрей, быстро завоевывая уважение, привлекал к себе деятельных, неравнодушных священнослужителей, повсюду активно участвовал в решении местных церковных проблем, беря на себя функции руководителя.

В Закаспийской области он в первый раз появился в июле 1923 г., и уже в начале августа под его руководством было проведено собрание духовенства. Ссыльные архиереи следовали по назначению в туркменские населенные пункты через Полторацк — владыка Андрей имел возможность ознакомиться с проблемами местной церковной жизни и принять участие в их решении. Затем из Теджена, находящегося в 196 км от Полторацка, он стал руководить некоторыми местными священниками, порекомендовав им избрать кандидата на Закаспийскую кафедру из числа своих духовных чад.

В маленьком городке-ауле Теджене есть административно высланный благостный епископ Андрей Уфимский, с которым имеем общение и который руководит нами, но он, как человек не свободный, и при желании не может выполнить всего, что лежит на епископе22. <...> [Он] рекомендует нам во Епископа иеромонаха Иоанна Широкова (в мире Андрея Алексеевича Широкова), проживающего в г. Казани. Преосвященный Андрей отлично

20 Туркестанскую епархию объявил самоуправляемой архиепископ Иннокентий 3 октября 1922 г., руководствуясь постановлением Патриарха Тихона за № 362 от 7/20 ноября 1920 г. «на случай разобщения епархии с Высшим Церковным Управлением или прекращения деятельности последнего» (ЦГА РУз. Ф. Р-2010. Оп. 1. Д. 4. Л. 53).

21 Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф.), архиеп. «Я полюбил страдание...»: Автобиография. М., 1995. С. 28.

22 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 108 об.

знает и[еромонаха] Иоанна с юных лет как в высшей степени религиозного человека, а ныне преданного священнослужителя Апостольской Православной Церкви. Теперь ему 35 лет23. Кончил он Казанский университет и был оставлен при университете как выдающийся студент для подготовки к профессорскому ученому званию. О. Иоанн принял монашество в прошлом году, ввиду возникших гонений на Православную Церковь, движимый искренним святым желанием послужить Ей в тяжкую годину. Это обстоятельство говорит за то, что о. Иоанн кандидат во Епископа весьма желательный для любой Православной Христианской общины. <...> Адрес о. Иоанна Широкова: Казань, Кирпично-Заводская ул., д[ом] Широкова24.

Тот, кто подписал послания к Патриарху, и сам епископ Андрей, очевидно, не знали, что Иоанн (Широков), тогда иеромонах, а затем епископ Волоколамский, находился под следствием. 14 июня 1923 г. он был арестован, 25 июля того же года освобожден под подписку о невыезде из Казани, а 14 декабря 1923 г. приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. По объективным причинам хиротония иеромонаха Иоанна (Широкова) во епископа для Закаспийской области состояться не могла.

Не зная этих фактов, но понимая общую неопределенность положения духовенства в это время, просители из Полторацка добавили:

Если о. Иоанн почему-либо не сможет к нам прибыть в г. Асхабад (Полто-рацк) и не найдется в Москве другого кандидата, подобного ему, строгого инока [нрзб.] образованного и пламенного проповедника для Апостольского служения, тогда прикажите Епископу Андрею и Епископу Дамиану [Воскресенскому, 1873-1937] совершить хиротонию во Епископа местного кандидата по избранию25.

Эта просьба также не была выполнена — другой правящий архиерей в Пол-торацк не был назначен, кафедра в Закаспийской области не была учреждена.

Следующая просьба касалась назначения временного управляющего церковными делами Закаспийской области. В Рапорте о. Павел Каллистов просил «до времени прибытия правящего епископа, правление Закаспийскими церквями поручить епископу Андрею Уфимскому дабы все распоряжения его являлись для нас законными и обязательными»26. В Обзоре та же просьба имеет дополнение:

Ввиду отсутствия в Туркестане Православного правящего Епископа и непризнания нашими общинами духовной иерархии живоцерковников нам по необходимости, в видах сохранения канонически законной иерархии, приходится обращаться к единственному здесь роднику православного свя-

23 В тексте ошибка — иеромонаху Иоанну (Широкову, 1893-1937) в 1923 г. было 30 лет. Возможно, возраст завышен намеренно, так как согласно соборному определению от 9 февраля 1918 г., «кандидатом в епархиальные Архиереи из лиц, не имеющих епископского сана, избираются в возрасте не моложе 35 лет» (Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов М., 1994. Вып. 1. С. 19).

24 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 111 об. — 112.

25 Там же. Л. 112 об.

26 Там же. Л. 109-109 об.

щенства — это к Епископу Андрею, поэтому все его распоряжения в отношении рукоположения священнослужителей для наших общин просим утвердить и до прибытия Епископа Асхабадского считать Епископа Андрея временным заместителем его27.

Заместителем так и не назначенного архиерея епископ Андрей не стал. Была ли исполнена эта просьба в части признания всех совершенных им рукоположений — неясно. Тайные хиротонии в Закаспийской области епископ Андрей совершал и до этого послания (не случайно он назван в Обзоре родником православного священства), и в дальнейшем. До середины 1925 г. он рукоположил для Туркестанской епархии епископа Мелхиседека (Аверченко, 1875 — после 1933), для Башкирии — епископов Питирима (Ладыгина, 1866-1957), Вассиана (Ве-ретенникова, 1877-1937), Антония (Миловидова, 1877-1937), Руфина (Брехова, 1882-1937). Судьба этих хиротоний была различной: каноничность рукоположения епископов Мелхиседка, Вассиана и Антония подтвердил заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), другие признаны не были. Скорее всего, заочного утверждения «списком» всех священнослужителей, рукоположенных епископом Андреем, не произошло. О том, что никаких мер в ответ на прошения из Полторацка Патриарх Тихон не предпринял, косвенно свидетельствует тот факт, что на документах нет резолюций; постановлений Св. Синода по этим вопросам в фонде 831 не обнаружено.

Рассмотрим подробнее другие стилистические и содержательные особенности Рапорта и Обзора. Датированные одним числом, подписанные одним человеком, эти два документа составлены в разном жанре, одни и те же прошения изложены в разных выражениях, с разной интонацией, и потому закономерно возникает сомнение в авторстве одного из них, а именно Обзора.

Рапорт собственноручно написан иереем Павлом Каллистовым — почерк текста и подписи в этом документе одинаковые. Текст Рапорта на всем своем протяжении сохраняет стилистику традиционного обращения священника к архиерею. Сначала автор просит благословение у Патриарха Тихона, смиренно выказывает ему уважение, признает его достоинство и заслуги, почтительно докладывает о состоянии своей паствы:

Прежде всего смиренно прошу Вашего Патриаршего благословения на духовенство вверенного мне благочиния и верующих мирян. Пользуясь случаем, осмеливаюсь смиренно доложить Вашему Святейшеству, что духовенство гор. Полторацка, Красноводска и Мерва (Закаспийской обл.), благодаря Богу, до сего времени оставалось и остается верным святому Православию, до сего времени в своих молитвах за богослужениями возносилось и возносится имя страдальца — отца Святейшего Патриарха Тихона28.

Заканчивается Рапорт так же почтительно, в соответствии с этикетом: «Вашего святейшества милостивый слуга смиренный послушник священник Павел Каллистов»29.

27 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 112 об.

28 Там же. Л. 108.

29 Там же. Л. 109.

В Обзоре ничего из того, что прилично выказать в случае обращения к Патриарху, нет. По имени Святейший упоминается лишь однажды — на полях слева внизу указано, кому адресовано послание. Личного обращения к Патриарху в начале Обзора нет — послание начинается непосредственно с описания ситуации: «Туркестанская епархия по территории занимает пять областей.». Далее в тексте лишь однажды встречается прямое обращение к Патриарху, в конце также нет вежливых фигур речи — только два имени с указанием их должностей.

Предложение из Обзора, в котором говорится об учреждении Закаспийской кафедры, трудно назвать почтительным прошением — это сообщение о необходимом следствии из сложившейся ситуации: «Изложенные обстоятельства настоятельно и неотложно диктуют о необходимости учреждения в Закаспийской Области Епископской Кафедры». Просьба о назначении на учреждаемую кафедру иеромонаха Иоанна (Широкова), изложенная в Обзоре, содержит столько безапелляционных императивов, включает настолько подробно расписанный порядок действий, которые, по мнению авторов послания, должен совершить Патриарх, что единственное во всем документе почтительное к нему обращение — «усерднейше просим Ваше Святейшество» — выглядит как инородное вкрапление:

Останавливаясь на этом кандидате в силу состоявшегося постановления Асхабадского духовенства и уполномоченных от Церковно-Приходских Советов от 21 июля / 3 августа 1923 г., усерднейше просим Ваше Святейшество вызвать о. Иоанна в Москву, спросить его согласие и в утвердительном случае хиротонисать его во Епископа Асхабадского и Полторацкого и немедленно командировать его к нам для Апостольского служения. Причем, прежде чем принимать такое серьезное решение, предупредить о. Иоанна, что так называемая «Живая Церковь» в лице ее уполномоченных, руководствуясь известными приемами, распространяется уже и по Туркестану вопреки воле верующего народа, а потому он должен быть готов и к современному мученичеству за Веру Христову и Его Святую Апостольскую Церковь30.

Это — совет равному, а не просьба к вышестоящему лицу. Не мог один и тот же человек — священник Павел Каллистов — в одном документе почтительно просить о хиротонии, а в другом фактически отдавать распоряжения Патриарху.

Стиль и структура Обзора больше всего соответствуют жанру архиерейских представлений в Синод: исторический обзор и описание современной ситуации в епархии, формулировка проблемы, история вопроса с описанием попыток решения этой проблемы, предложение своих способов решения. Это наводит на мысль, что в составлении этого документа активное участие принимал епископ Андрей.

Есть и другие особенности, которые свидетельствуют о том, что именно епископ Андрей инспирировал создание Обзора, а может быть, и продиктовал весь текст. Во всем документе обнаруживаются реформаторские идеи, многократно изложенные им и в программе «Как должны жить наши православные христиане», представленной в 1922 г. Московскому трибуналу, и в письме

30 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 112.

к Патриарху Тихону, написанном в апреле 1924 г., и в других посланиях и воззваниях. Приемы обращения к Патриарху, неуместные для благочинного, не были случайным нарушением субординации. За манерой «равный — равному» стоят декларированные епископом Андреем «борьба с клерикализмом, как административным произволом иерархии, обличение цезаро-папизма»31, «радикальное уничтожение всяких намеков на глупый русский клерикализм»32. С этими пунктами программы тесно связано требование уничтожить в церковной жизни «назначенство»33 и воплотить идею выборности духовенства. Решающую роль в устройстве христианской жизни, по мнению епископа Андрея, должны играть церковно-приходской совет и союз общин, свободно самоопределяющихся в церковном отношении. Именно эти органы должны избирать, желательно из своей среды, кандидата на замещение епископской кафедры.

В Обзоре эти идеи епископа Андрея обнаруживают себя в постоянной апелляции к нуждам общин и собраниям, к постановлениям приходских советов. Трижды упоминаются общины, трижды упоминаются церковно-приходские советы и один раз приходы. Для сравнения, в Рапорте приходы и общины не упомянуты ни разу и лишь однажды сказано о советах городских церквей. О возможности хиротонии епископа на месте по избранию из числа местных кандидатов также говорится только в Обзоре, в Рапорте этого прошения нет.

Анализ стиля и содержания Обзора показывает, что за ним стоит та программа церковно-общественной жизни, которую воплощал в жизнь в Уфимской епархии епископ Андрей, организовав в Башкирии в конце 1922 г. автономную церковь со своей собственной иерархией. За этой программой — его, «андреевское», учение о Церкви.

Сравним опять Рапорт и Обзор. Автор Рапорта рассуждает совершенно в русле традиционной экклесиологии. Епархиальный архиерей для священника Павла Каллистова — это Ангел Церкви, укрепляющий церковную жизнь, собирающий вокруг себя духовенство, соединяющий паству своей епархии с Патриархом:

Все мы — духовенство и верующие миряне, стремимся в общение к Вам [Патриарху], но горе — почти нет связующего звена. епископа из Ташкента, где была кафедра <...>. И нет Ангела Туркестанской Церкви! А нужда в нем великая и не только в Ташкенте, но и у нас в Полторацке, ибо колеблются устои веры, все расшаталось, и соединить, укрепить может только епископ34.

Отец Павел Каллистов, передавая просьбу епископа Андрея назначить иеромонаха Ионна (Широкова) в Полторацк, совершенно уверен, что Патриарх волен и единолично назначать архиерея на кафедру: «Если же его [иеромонаха Иоанна] нельзя, то благоволите назначить по усмотрению Вашему».

31 Зеленогорский М. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). 2-е изд. М., 2011. С. 81-82.

32 Письмо епископа Андрея (Ухтомского) патриарху Тихону // Русские патриархи ХХ века: Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М., 1999. С. 123.

33 Там же.

34 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 108.

В основании прошений Обзора — другая экклесиология. Перечислены следующие требования к епископу: авторитетное, высокообразованное лицо, преданное Апостольской Церкви, пламенный проповедник, строгой монашеской жизни. Указаны задачи, стоящие перед архиереем: укрепить верующих, поддержать колеблющихся, объединить местное духовенство для интенсивной работы на Ниве Господней. Названы главные цели — апостольское служение, сохранение канонически законной иерархии для общин, которые не хотят признавать духовной иерархии живоцерковников. И нет ни одного упоминания о том, что епископ нужен для связи с Патриархом, Москвой, с Патриаршей Церковью. Нужен архиерей только для общины — Епископ весьма желательный для любой Православной Христианской общины, в частности, для автономной Закаспийской Православной Церкви. Напомним полное название интересующего нас документа — «Обзор жизни Закаспийской Православной Церкви», именно так, хотя речь идет о территории двух благочиний.

Церковь в Обзоре ни разу не названа Православной Российской или Русской Церковью, как тогда именовалась Церковь, возглавляемая Патриархом Тихоном. В документе Она называется Апостольской Православной Греко-Российской Церковью, Святой Апостольской Церковью, Апостольской Православной Церковью, Апостольской Церковью, Православной Церковью, как если бы речь шла не о конкретной Поместной Церкви, но шире, не только о Патриаршей Церкви, но и еще о какой-то Российской, или вообще — о Святой Соборной и Апостольской Церкви. Такое отношение понятий «Поместная» и «Апостольская» встречается в определении о единоверии Поместного собора от 22 февраля/7 марта 1918 г.: «1. Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах»35. Скорее всего, именно старообрядческие церкви латентно включает автор Обзора в Апостольскую Православную Греко-Российскую Церковь наряду с Православной Российской Церковью.

Епископ Андрей видел свою миссию в преодолении раскола Русской Церкви, в реабилитации разных направлений старообрядчества. Его программа церковно-общественной жизни была основана на идеях и практике старообрядческих общин. Механизм избрания архиерея, предложенный в Обзоре, также полностью соответствует Соборному определению о единоверии, в 6-м пункте которого сказано: «Кандидаты в единоверческие Епископы избираются на собрании представителей единоверческого клира и мирян под председательством местного правящего Архиерея, который и представляет акт избрания, со своим отзывом, на утверждение высшей церковной власти»36. Именно это в представлении авторов Обзора и происходит: собрание приходских советов Закаспийской области в присутствии мирян решает, что им нужна Асхабадская кафедра, выбирает себе во временные руководители епископа Андрея, по его указанию выбирает кандидатуру правящего архиерея и просит высшую церковную власть

35 Собрание определений и постановлений... Вып. 2. С. 3.

36 Там же. С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

утвердить это избрание и поставить им епископа, сопровождая свое прошение отзывом епископа Андрея37.

Епископ Андрей мог рассчитывать на положительный ответ Патриарха Тихона на все эти прошения. Незадолго до этого, освободившись из заключения, Святейший одобрил работу епископа Андрея и объединившихся под его руководством епископов автокефальной Уфимской епархии и утвердил все совершенные им хиротонии. Более того, Патриарх утвердил тайную хиротонию епископа Туркестанского Луки (Войно-Ясенецкого), образование новой кафедры и хиротонию епископа Макарьевского (Любанского) Макария (Васильева, 1871-1944), совершенные по поручению епископа Андрея (Ухтомского). Эти деяния, хоть и состоявшиеся в результате его вмешательства в дела чужих епархий, были признаны законными как совершенные во время тюремного заключения Патриарха Тихона. Согласно указу Патриарха от 7/20 ноября 1920 г. за № 362, во время прекращения деятельности центрального руководства архиереи могли заниматься по просьбе клира и мирян делами другой епархии в случае отсутствия там архиерея. Но в июне 1923 г. Патриарх был уже на свободе, 1 июля того же года он издал послание о своем возвращении к церковному управлению. Кроме того, епископа Луку он считал действующим Туркестанским архиереем38, и потому вмешательство епископа Андрея в дела чужой епархии в этот период выглядело неуместным.

Скорее всего, епископ Андрей учитывал, что ситуация по сравнению с 1922 г. изменилась — пытаясь организовать автономную епархию в Закаспийской области, он действовал не напрямую, а от имени членов благочинническо-го совета. Последние слова фразы «к этому [служению] зовет его духовный отец, Епископ Андрей, чрез Москву»39 выглядят как уступка обстоятельствам. Видимо, епископ Андрей призывал иеромонаха Иоанна (Широкова) на Асхабадскую кафедру чрез Москву, то есть через патриаршую хиротонию, но не в Патриаршую Церковь, а к себе, в задуманную им автономную Закаспийскую Православную Церковь. Летом 1923 г. в Закаспийской области уже начинался новый этап биографии епископа Андрея — путь к соединению со старообрядцами и отход от

37 Для сравнения: Пятым соборным определением о епархиальном управлении (от 1-9 февраля 1918 г.) для выборов архиерея на вдовствующую (не единоверческую) кафедру был узаконен иной порядок: «Избрание епархиального архиерея производится следующим образом <...> архиереи округа или, при отсутствии округов, Священный Синод Российской Церкви составляют список кандидатов, в который, после канонического одобрения, включаются и кандидаты, указанные епархией. По обнародовании в епархии списка кандидатов, архиереи округа или архиереи, назначенные к участию в избрании епархиального архиерея Священным Синодом, клир и миряне епархии совместно производят по особым Правилам выборы кандидата, голосуя одновременно всех, указанных в списке.» (Собрание определений и постановлений... Вып. 1. С. 18).

38 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 331-335. В этом списке архиереев из канцелярии Патриарха Тихона за 1923 год под номером 16 значится «Лука, епископ Туркестанской Еп[архии]», указан его московский адрес — ул. Новая Басманная, д. 18. Имен ссыльных и находящихся в тюремном заключении архиереев в этом перечне нет. Судя по датам соседних документов, он составлен в августе-октябре 1923 г. Внесение имени еп. Луки в этот список и дает основание полагать, что Патриарх Тихон не считал в сентябре 1923 г. Туркестанскую кафедру вакантной.

39 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 112.

Патриарха Тихона. В апреле 1924 г., когда появился повод, этот отход совершился. Из Туркмении в Москву Патриарху и всему епископату полетели обвинения, предостережения и осуждения40, а в Уфимскую епархию — запреты принимать назначения из Москвы. Так было положено начало «андреевскому расколу».

Попробуем объяснить, почему в патриаршей канцелярии оказались оба этих документа. Предположим, что благочинный Павел Каллистов составил Патриарху Рапорт, но получил от епископа Андрея благословение передать в Москву вместо этого Обзор. Если бы он в таком случае счел необходимым и указание епископа Андрея выполнить, и заявить о своей личной позиции, о своей верности Патриарху, то он доставил бы в Москву оба документа. Это, конечно, только гипотеза, возможны и другие объяснения.

Обращает на себя внимание тот факт, что Обзор подписан всего двумя лицами, несмотря на то что деятельных, авторитетных священнослужителей в то время в Закаспийской области было немало. Об активной церковной жизни Полторацка свидетельствует список лиц, удостоенных наградами в 1923-1924 гг. ссыльным епископом Ладожским Иннокентием (Тихоновым, 1889-1937)41. Среди прочих награждена была игуменья Казанского Асхабадского монастыря Евгения (Александрина). Епископ Иннокентий возвел ее в 1923 г. в сан игуменьи, на что получил утверждение Патриарха Тихона, а впоследствии возложил на нее наперсный крест. В рапорте он сообщал, что игуменья Евгения — человек «редких душевных качеств», которая «очень много сделала для православия в Асха-баде благодаря уважению, которым она пользуется со стороны православных. Много потрудилась в деле предоставления приюта и помощи сосланным в Туркестан священнослужителям»42. Не странно ли, что эта яркая сторона церковной жизни Полторацка совсем не отражена в Обзоре — документе, претендующем на выражение волеизъявления всех патриарших общин Закаспийской области? Летом-осенью 1923 г. в Полторацке проживали многие видные туркестанские и ссыльные священнослужители, мнение которых в изучаемых документах не отражено. Странно также и то, что к прошению не были приложены, как это было принято в то время при прошениях Патриарху, списки с подписями участников августовского заседания Асхабадского духовенства с уполномоченными от местных церковно-приходских советов или хотя бы списки с именами других членов благочиннического совета, кроме священника Захарии. Очевидно, программа епископа Андрея в Закаспийской области не находила широкой поддержки — не все духовенство Полторацка считало его своим руководителем и желало образования Закаспийской епархии на тех условиях, которые изложены в Обзоре. Несмотря на активность епископа Андрея, его идеи децентрализации Церкви в Средней Азии широкого распространения не получили и в дальнейшем к образованию автономных иерархий не привели.

40 Письмо епископа Андрея (Ухтомского) патриарху Тихону. С. 123.

41 Рапорт епископа Иннокентия Тихонова Святейшему Патриарху Тихону от 25 марта 1925 г. // Зегжда С. Александро-Невское братство: добрым примером, житием и словом. [Набережные Челны], 2009. С. 48-49.

42 Там же. С. 49.

Представленные в данной публикации документы, являясь ценным источником сведений об истории и проблемах церковной жизни Туркмении в 1923 г., не лишены тенденциозности. В особенности это касается Обзора. Цель, которую ставили перед собой авторы этих прошений, не была направлена на отражение объективных событий жизни православных верующих Закаспийской области, а потому содержащиеся в них факты и мнения безусловного доверия не внушают.

Список литературы

Владимир (Иким), архиеп. Большой полет крылатого коня: Духовное наследие Туркменистана и его христианские традиции. М.: Изд-во холдинга «Совершенно секретно», 2000.

Гундогдыев О. Некоторые данные о христианстве в Закаспийской области (кон. XIX -нач. XX в.) // К истории христианства в Средней Азии (Х1Х-ХХ вв.). Ташкент, 1998. С. 198-200.

Зегжда С. Александро-Невское братство: добрым примером, житием и словом. Набережные Челны: Новости мира, 2009. Зеленогорский М. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 2011. Калугина Л. Православные храмы Закаспийской области // Слово жизни (газета Ташкентской и Среднеазиатской епархии). 1992. № 28. С. 3. Калугина Л. Церкви благочиния Среднеазиатской железной дороги // Слово жизни. 1992. № 40. С. 4.

Клавинг В.В. Военные храмы России // Православный летописец Санкт-Петербурга.

Приложение № 2. СПб., 2002. Русские патриархи ХХ века: Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов / сост. М. Е. Одинцов. М.: Изд-во РАГС, 1999.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2021. Vol. 103. P. 99-115 DOI: 10.15382/sturII2021103.99-115

St. Tikhon's Orthodox University for Humanities

Research Centre for Modern History of Russian Orthodox Church,

Doctor of Sciences in History,

Leading Researcher,

Ekaterina Ozmitel,

6/1 Likhov per., Moscow,

127051, Russian Federation katerina.ozmitel@gmail.com

ORCID: 0000-0002-3671-9493

On Church Life in Turkmenistan in 1923: Materials for the History of Turkestan Diocese

Abstract: This gives a detailed analysis of two documents of 1923 from Poltoratsk (now Ashgabat, Turkmenistan), kept in the Russian State Historical Archive. Addressed to Patriarch Tikhon, these documents contain facts from the history of the Russian Orthodox Church in Central Asia. They are made public for the first time and are accompanied by the necessary explanations and comments. The documents are signed, but the authorship is unclear. To identify the persons who created the documents, a comparison oftheir style and content analysis have been carried out; it was also necessary to clarify the hidden intentions and ideological context. It is found out that among the unspecified authors of one of the documents was Bishop Andrei (Ukhtomsky). Не, while in Turkmen exile, tried to implement his programme of church decentralisation in Central Asia and to organise an autonomous Ashgabat Orthodox Church. Additional facts from the church history of Turkmenistan used in the study have allowed us to conclude that the ideas of decentralisation did not find mass support among the clergy of the Trans-Caspian church district (Rus. Закаспийское благочиние). The article also puts forward a number of hypotheses that require further research to be confirmed.

Keywords: Russian Orthodox Church in Central Asia, Trans-Caspian church district, repression of church in Soviet Union, exiled clergy in Turkmenistan, Bishop Andrei (Ukhtomsky), Bishop Ioann (Shirokov).

Gundogdyev O. (1998) Nekotorye dannye o khristianstve v Zakaspiiskoi oblasti (konets XIX — nachalo XX vv.) [Some data on Christianity in the Trans-Caspian region (late 19th — early 20th centuries)], in K istorii khristianstva v Srednei Azii (XIX—XX vv.) [On the history of Christianity in Central Asia (19-20 centuries)], Tashkent, pp. 198-200 (in Russian).

Kalugina L. (1992) Tserkvi blagochiniia Sredneaziatskoi zheleznoi dorogi [Churches of the Central Asian Railway]. Slovo Zhizni, Tashkent, no. 40, p. 4 (in Russian).

Kalugina L. (1992) Pravoslavnye hramy Zakaspijskoj oblasti [Orthodox churches of the Trans-caspian region] in Slovo Zhizni, Tashkent, no. 28, p. 3 (in Russian).

Е. Ozmitel

References

Klaving V. (2002) Voennye khramy Rossii [Military churches of Russia], in Pravoslavnyi letopisets Sankt-Peterburga [Orthodox chronicler of St. Petersburg], St. Petersburg, no. 2 (in Russian).

Odintsov M. (1999) Russkie patriarkhi XX veka. Sud'by Otechestva i Tserkvi na stranitsakh arkhivnykh dokumentov [Russian patriarchs of the 20th century. The fate of the Fatherland and the Church on the pages of archival documents]. Moscow (in Russian).

Vladimir (Ikim), archbishop (2000) Bol'shoypolet krylatogo konya. Dukhovnoe nasledie Turkmenistana i ego khristianskie traditsii [Great flight of the winged horse. Spiritual heritage of Turkmenistan and its Christian traditions]. Moscow (in Russian).

Zegzhda A. (2009) Aleksandro-Nevskoe bratstvo: dobrym primerom, zhitiem i slovom [Alexander Nevsky brotherhood: by good example, life and word]. Naberezhnye Chelny (in Russian).

Zelenogorsky M. (2011) Zhizn' i trudy arkhiepiskopa Andreia (kniazia Ukhtomskogo) [Life and works of Archbishop Andrei (Prince Ukhtomsky)]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.