Научная статья на тему 'Краткий обзор неканонических православных юрисдикций, действующих на территории Самарской митрополии'

Краткий обзор неканонических православных юрисдикций, действующих на территории Самарской митрополии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
668
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМАРСКАЯ МИТРОПОЛИЯ / НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ЮРИСДИКЦИИ / РАСКОЛ / ЦЕРКОВНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ / СТАРООБРЯДЦЫ / РПЦЗ / РИПЦ / РПЦЗ(В) / РПЦЗ(АГ) / ПРИХОДЫ / ОБЩИНЫ / SAMARA METROPOLIA / NONCANONICAL JURISDICTION / SCHISM / CHURCH DISSENT / OLD BELIEVERS / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH OUTSIDE RUSSIA / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / WARD / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бочков Павел Владимирович

В статье рассматриваются неканонические организации, общины верующих и клирики, входящие в неканонические православные юрисдикции, действующие на канонической территории Самарской митрополии Русской Православной Церкви. Не смотря на резкое неприятие законной церковной структуры, данные общины не смогли привлечь в свои ряды большое количество приверженцев и широко распространить раскол. Практически все описанные в статье раскольнические группы пребывают в состоянии канонической изоляции и периодически меняют свою юрисдикционную принадлежность. Особое внимание в статье уделено общинам, ранее состоящим в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews noncanonical orthodox organizations, communities of believers and clerics included into noncanonical orthodox jurisdiction in force on the territory of Samara Metropolia of the Russian Orthodox Church. Despite abhorrence of the legal church these communities could not bring a lot of adepts into their fold and extend the schism. Almost all described factious groups stay canonically isolated, and sometimes change their jurisdiction. Special focus in the article is on the communities that used to remain under the jurisdiction of the Russian Orthodox Church Outside Russia.

Текст научной работы на тему «Краткий обзор неканонических православных юрисдикций, действующих на территории Самарской митрополии»

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru

УДК 27:2-86

КРАТКИЙ ОБЗОР НЕКАНОНИЧЕСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЮРИСДИКЦИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ МИТРОПОЛИИ Священник Павел Бочков

В статье рассматриваются неканонические организации, общины верующих и клирики, входящие в неканонические православные юрисдикции, действующие на канонической территории Самарской митрополии Русской Православной Церкви. Не смотря на резкое неприятие законной церковной структуры, данные общины не смогли привлечь в свои ряды большое количество приверженцев и широко распространить раскол. Практически все описанные в статье раскольнические группы пребывают в состоянии канонической изоляции и периодически меняют свою юрисдикционную принадлежность. Особое внимание в статье уделено общинам, ранее состоящим в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

Ключевые слова: Самарская митрополия, неканонические юрисдикции, раскол, церковное разделение, старообрядцы, РПЦЗ, РИПЦ, РПЦЗ(В), РПЦЗ(Аг), приходы, общины.

A BRIEF REVIEW OF NONCANONICAL ORTHODOX JURISDICTION IN FORCE ON TERRITORY OF SAMARA METROPOLIA

Priest Pavel Bochkov

The article reviews noncanonical orthodox organizations, communities of believers and clerics included into noncanonical orthodox jurisdiction in force on the territory of Samara Metropolia of the Russian Orthodox Church. Despite abhorrence of the legal church these communities could not bring a lot of adepts into their fold and extend the schism. Almost all described factious groups stay canonically isolated, and sometimes change their jurisdiction. Special focus in the article is on the communities that used to remain under the jurisdiction of the Russian Orthodox Church Outside Russia.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru

Keywords: Samara Metropolia, noncanonical jurisdiction, schism, church dissent, Old Believers, Russian Orthodox Church Outside Russia, Russian Orthodox Church, ward, community.

При изучении расколоведения и истории церковных расколов весьма важно иметь полное и объективное представление о том, сколько раскольнических общин существует на территории той или иной епархии канонической Православной Церкви [5]. К большому сожалению, раскольнические сообщества, самочинные сборища и сектанты, зачастую прикрывающие свою деструктивную деятельность Православием, в последние десятилетия очень активно распространяют метастазы раскола на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви. Присутствие некоторых неканонических групп, пребывающих в состоянии раскола, в настоящее время отмечено и в Самарской области, на территории, входящей в юрисдикцию Самарской митрополии Русской Православной Церкви.

Различные течения старообрядческого раскола всегда присутствовали на территории Самарской области. В годы гонений на религию и Церковь в Самарском регионе существовали различные течения оппозиционные Русской Православной Церкви, известные как представители Катакомбной или «Истинно-Православной Церкви», фактически, также находившиеся в состоянии раскола. В годы сталинских репрессий активисты и клирики этих катакомбных общин в подавляющем большинстве были уничтожены [26, с. 705; 27].

На канонической территории Самарской митрополии Русской Православной Церкви в настоящее время имеется информация о существовании нескольких приходских общин, в силу разных причин уклонившихся в раскол, и в настоящее время не только не связывающих себя с канонической Русской Православной Церковью, но и противопоставляющих себя ей [33].

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru

Большая часть приходских общин, уклонившихся в раскол и действующих на территории Самарской области, связывают себя с неканонической раскольнической «Истинно-Православной Церковью» (известна также под наименованиями: «Православная Российская Церковь» (ПРЦ) и «Истинно-Православной Церкви России» (ИПЦР)), возглавляемой «митрополитом» Рафаилом Прокопьевым в 2009 году сменившим фамилию на: Мотовилов) [7, с. 115-154]. Данная юрисдикция известна принятием в свои ряды раскольников со всего мира, исповедует «имяславие», а ее глава «митрополит» Рафаил, активно занимается народным целительством [3, с. 109180]. В связи с тем, что большинство действующих неканонических самарских общин входят именно в данную юрисдикцию, кратко рассмотрим историю возникновения данной группы.

Группа Рафаила Мотовилова, возводит свое «иерархическое преемство» к неканонической «Украинской Автокефальной Православной Церкви» [17; 33, с. 157-169] - (УАПЦ) третьего возрождения, которая возникла в 1989 году на Украине [6, с. 55-81; 9, с. 66-88]. Началом существования УАПЦ можно считать 19 августа 1989 года, когда Украинский Экзархат Русской Православной Церкви покинул приход храма во имя святых апостолов Петра и Павла во Львове во главе с протоиереем Владимиром Яремой, объявившем о третьем возрождении «Украинской Автокефальной Православной Церкви». Уже 16 октября 1989 года эту новообразованную юрисдикцию возглавил заштатный епископ (бывший Житомирский) Иоанн (Боднарчук), заявив о своем выходе из состава РПЦ. В ответ на его раскольническую деятельность Священный Синод РПЦ на своем заседании 13 ноября 1989 года лишил его сана и монашества [23, с. 4-5]. В свою очередь, на III Соборе УАПЦ, который прошел в храме святых апостолов Петра и Павла во Львове 22.11.1989 Иоанн (Боднарчук) не признал данных прещений [1]. Возведя себя в достоинство «архиепископа», а затем и «митрополита», Иоанн (Боднарчук) приступил к активной деятельности по совращению националистически настроенных клириков и мирян в новый

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru раскол, последствия которого и сейчас острой болью отзываются на всем церковном теле.

«Иерархи» и руководители возрожденной УАПЦ, активно насаждая идею неканонической автокефалии, попытались распространить церковный раскол на территорию России. Второй «патриарх» новейшей формации УАПЦ, Димитрий (Ярема) лично постриг в монашество бывшего инока Иоанна (Модзалевского), а затем «иерархи» УАПЦ «рукоположили» его в сан «диакона» и «иеромонаха». 17 июня 1996 года «архиепископ» Роман (Балащук) и «епископ» Мефодий (Кудряков) «хиротонисали» Иоанна Модзалевского в сан «епископа» Московского и Коломенского, для руководства новой группой уклонившихся клириков, объявивших себя последователями Катакомбной Церкви, усвоив себе наименование «Истинно-православной Церкви». Таким образом, УАПЦ фактически распространив раскол в Россию, дало начало «иерархии» «Российской Истинно-Православной Церкви» (РосИПЦ).

Став «архиереем» Иоанн (Модзалевский) начал принимать в свою юрисдикцию всех желающих, вследствие чего, его организация стала активно расти за счет новоприбывших «клириков» и их общин. Вскоре встал вопрос о «рукоположении» второго «архиерея» для РосИПЦ, и 17 декабря 1996 года в Тернополе уже «архиепископом» Иоанном (Модзалевским) и «епископом» Мефодием (Кудряковым) известный московский художник Стефан Линицкий, был «рукоположен» во «епископа» Санкт-Петербургского и Старорусского [20].

В мае 1997 года РосИПЦ была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции России. В том же году состоялся и «1-й Поместный Собор РосИПЦ». «Одним из главных его решений стало анафематствование Московской Патриархии. Однако, в противоречие сему, Синод... вынес постановление о возможности молитвенного общения, в исключительных случаях, с клириками МП и иных юрисдикций, с которыми РИПЦ не имеет официального установленного молитвенно-евхаристического общения» [22, с. 76]. Около двух лет данную религиозную группу сотрясали различные

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru нестроения, в результате чего, к началу 2000 года, РосИПЦ окончательно распалась на четыре непримиримых и враждующих друг с другом группы.

Одной из производных РосИПЦ стала небольшая группа клириков и мирян, объединенных общей неприязнью к Русской Православной Церкви идеями т.н. «истинного Православия» и политических оценок истории РПЦ в ХХ веке. Главой данной группы, получившей наименование «Православная Церковь России» («Истинно-Православная Церковь») (ПРЦ-ИПЦ) был избран Рафаил Прокопьев, вследствие чего он усвоил себе титул «Блаженнейшего митрополита Московского, хранителя дверей Гроба Господня». К 2001 году Рафаил объединил группу различных маргинальных раскольнических образований, в основном состоявших из уклонившихся в раскол бывших клириков РПЦ и РПЦЗ. В данный период в юрисдикции пребывало около 50 приходов [37, с. 243].

14 июля 2003 года «митрополит» Рафаил Прокопьев организовал и провел т.н. «Объединительный Архиерейский Собор Истинно-Православной Церкви в России», результатом которого стало объединение многочисленных маргинальных псевдоцерковных образований в «Православную Церковь России» («Истинно-Православную Церковь») (ПРЦ-ИПЦ). «Первоиерархом» названной неканонической централизованной религиозной организации был избран «митрополит» Рафаил Прокопьев. В «Объединительном соборе», кроме собственно «иерархов» под руководством «митрополита» Рафаила, приняла участие еще и большая часть «иерархов» неканонической «Апостольской Православной Церкви» [13, с. 1].

В 2004 году состоялся и первый «Поместный Собор» ПРЦ-ИПЦ «митрополита» Рафаила, материалы которого были изданы отдельной книгой [29]. В 2004 году юрисдикция Рафаила состояла уже из 65 приходских общин, имела в своем составе 21 «епископа», 65 «священников» и 23 «диакона» [31, с. 1-3]. В дальнейшем юрисдикция неоднократно меняла состав своего «епископата», в основном, вследствие миграций своих «иерархов» и клириков. По состоянию на 1 января 2015 года в составе юрисдикции ИПЦР

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru насчитывалось 33 религиозных организации, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ. Из них 3 являлись централизованными, 27 местными, а также 3 монастыря [36, с. 59].

На территории Самарской области известно о двух приходских общинах ИПЦР, действующих в городах Самаре и Октябрьске. Данные о количестве приверженцев данной группы отсутствуют, но вряд ли их число превышает 15 -20 человек в каждой из общин.

Кроме этих общин, в Ленинском районе Самары на улице Владимирской в 2003 году была зарегистрирована приходская община во имя преподобного Сергия Радонежского, пребывающая в юрисдикции Нижегородской епархии РосИПЦ, возглавляемой «архиепископом» Филиппом (Филипченко) [8, с. 102103]. В настоящее время нет сведений о том, продолжает ли деятельность эта община, возможно, она вошла в состав РИПЦ или ИПЦР.

Помимо юрисдикции «Истинно-Православной Церкви» (Православной Российской Церкви), на канонической территории Самарской митрополии действуют приходы «Русской Истинно-Православной Церкви» (РИПЦ), возглавляемой «архиепископом» Тихоном Пасечником [7, с. 62-68].

Данная юрисдикция образовалась вследствие создания в России параллельных епархий Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), в результате чего масса приходских общин, имеющих конфликты со своим священноначалием, подала прошение о переходе в РПЦЗ.

Первоначально, во главе данной группы находились архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко), являвшихся каноническими архиереями РПЦЗ в России, но не признавшие смены главы РПЦЗ и оставшиеся верными митрополиту Виталию (Устинову). Группа, возглавляемая этими иерархами, уклонилась в раскол, формально примкнув к РПЦЗ(В) -юрисдикции митрополита Виталия (Устинова).

14 августа 2002 года русские иерархи РПЦЗ поставили четырех новых «епископов», утверждая, что совершили эти «хиротонии» непосредственно с благословения митрополита Виталия (Устинова) [18, с. 120-121]. Противники

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru данных «рукоположений», в частности нынешний «глава» РПЦЗ(В), «архиепископ» Владимир (Целищев), утверждают, что митрополит не был поставлен в известность, а следовательно и данные хиротонии нельзя признать каноническими. Архиепископ Лазарь (Журбенко), некогда рукоположенный единолично епископом Варнавой (Прокофьевым), по решению Синода РПЦЗ [27, с. 329], для окормления катакомбных групп в СССР [16, с. 25] и епископ Вениамин (Русаленко), будучи запрещенными в канонической РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлы), совершили целый ряд неканонических «архиерейских посвящений». Так, «архимандрит» Ириней (Клипенштейн) был «рукоположен» во «епископа» Верненского для общин в Казахстане, «игумен» Гермоген (Дуников) во «епископа» Жлобинского для Белоруссии, «иеромонах» Дионисий (Алферов) был «рукоположен» во «епископа Боровического» для окормления приходов в Новгородской области, и «иеромонах» Тихон (Пасечник) во «епископа» Шадринского для общин и приходов в Сибири.

Все новые «епископы» стали викариями запрещенного в служении архиепископа Лазаря (Журбенко). 10 ноября 2002 года имена архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Вениамина (Русаленко) были изъяты из списков «архиереев» РПЦЗ(В), однако сами «епископы», восстановившие название «Русская Истинно-Православная Церковь», продолжали поминать митрополита Виталия во время богослужений, считая его главой своей юрисдикции [10, с. 196].

5 июля 2003 года «Архиерейское Совещание РПЦЗ(В) в России» было преобразовано архиепископом Лазарем (Журбенко) в «Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви» (РИПЦ), а все викарные «епископы» стали епархиальными; была подтверждена формальная верность митрополиту Виталию [38]. После смерти архиепископа Лазаря (Журбенко) новым «Предстоятелем» и Председателем Архиерейского Синода РИПЦ был избран выходец из Омской катакомбной общины [21, с. 102-104], «епископ» Тихон (Пасечник) с возведением в сан «архиепископа» [18, с. 120-121]. А центр юрисдикции был перенесен в Омск, где находится кафедра «архиепископа»

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru

Тихона (Пасечника). Однако достаточно скоро начались раздоры между данной группой, именуемой РИПЦ, и общинами отождествляющими себя с РПЦЗ (В). Параллельно на территории бывшего СССР действовали и структуры епископа Варнавы (Прокофьева), из-за которого среди российских общин РПЦЗ было немало разделений.

Точные списки приходов и клириков неизвестны, однако можно с уверенностью говорить о том, что по состоянию на начало 2014 года приходы данной юрисдикции представлены в России (не менее 30), Украине (около 20), Франции (4), США и Канаде (11), Беларуси (3), Аргентине (1), Германии (2), Испании (1). В составе клира пребывало 2 «архиепископа», 3 «епископа», не менее 50 человек, (1 «протопресвитер», 15 «протоиереев», 15 «иереев», 3 «игумена», 8 «иеромонахов», 2 «протодиакона», 3 «диакона») [2; 7, с. 66]. В настоящее время, юрисдикция претерпела некоторые изменения, вследствие разделений, которые в ней происходили на протяжении последних лет.

В 2011 году в РИПЦ была принята община из Самары, «для которой по истечении испытательного срока рукоположен иерей Валерий» [12]. По некоторым данным данная община, является неким «катакомбным монастырем». Кроме того, на территории Самарской области в Сызрани также действует община, входящая в состав РИПЦ [33]. Количество верующих в данных группах невелико, и можно с уверенностью говорить о том, что их деятельность не имеет серьезного влияния на религиозную жизнь в Самарской области.

Также, на территории Самарской митрополии известно о двух общинах, входящих в неканоническую «Русскую Православную Церковь Заграницей» «архиепископа» Владимира (Целищева) [7, с. 26-34] - (РПЦЗ (В)), являющейся одним из расколов, образованных вследствие отделения от Русской Православной Церкви Заграницей в 2001 году. Данная группа, возникла в результате неприятия частью епископата, клира и мирян, ухода на покой первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), который организовал новую неканоническую группу с тем же названием - РПЦЗ. После смерти

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru митрополита Виталия (Устинова) в 2006 году данную группу возглавил «архиепископ» Владимир (Целищев). В 2006-2016 годах РПЦЗ(В) постоянно сотрясали разделения и скандалы, порождающие новые неканонические группы со своими «первоиерархами».

На канонической территории Самарской митрополии некоторое время действовало две общины данной юрисдикции в городах Сызрани и Октябрьске.

В Сызрани в 2012 году была организована община во имя Иверской иконы Божией Матери. Духовно окормлял эту общину некий иеромонах Арсений (Комаров) [33], однако в 2015 году община фактически прекратила свое существование, а иеромонах Арсений, постоянно проживая в Москве, отошел от активной религиозной деятельности [15].

Одноименная община существовала и в Октябрьске [34]. Данная группа, отождествляла себя с РПЦЗ довольно долго - с 2001 года общину посещали разные священники РПЦЗ, из которых известны: иеромонах Арсений (Комаров), иерей Владимир Потманский. Примечательно, что регулярные богослужения не совершались, и приезжие клирики лишь исповедовали и причащали запасными Дарами. 27 сентября 2012 года эта община официально была принята в состав РПЦЗ (В), 30 сентября 2012 года служилась первая Литургия. С 12 октября 2012 года общину окормляет о. Дамаскин (Михайленко). 12 ноября 2012 года прихожанка Елена была пострижена в иночество с наречением имени Епимаха» [33]. После разделений, произошедших в РПЦЗ (В) в 2015 году, данная община фактически распалась. Три инокини, постриженные о. Дамаскиным (Михайленко), покинули Октябрьск, переехав в другие монашеские обители РПЦЗ(В). В настоящее время община прекратила свое существование [15]. Сам «игумен» Дамаскин, являясь клириком РПЦЗ с 1993 года, неоднократно менял различные неканонические юрисдикции, в том числе и РИПЦ, где он был запрещен в служении и лишен священного сана в 2013 году [19].

Еще одна самарская община, связанная с деятельностью РПЦЗ, пребывает в юрисдикции другой раскольнической группы - «Русской Православной

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru Церкви Заграницей» «митрополита» Агафангела (Пашковского) - РПЦЗ(Аг). Данная группа возникла в результате резкого неприятия подписания Акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ в 2007 году. Группа клириков и мирян, возглавляемая бывшим епископом Агафангелом (Пашковским), заявила о непризнании данного Акта и вскоре организовала очередную схизматическую группировку [7, с. 53-62]. Войдя в союз с неканоническими группами греческих старостильников, данная юрисдикция значительно увеличила число своих «иерархов», и в настоящее время РПЦЗ(Аг) находится в общении с группой неканонических юрисдикций, в совокупности являющихся второй по размеру группой неканонических православных юрисдикций в мире.

В Самаре к РПЦЗ(Аг) относится община во имя Успения Божией, организованная в 2010 году, которая регулярно собирается на богослужения и окормляется приезжающим из Москвы священником Валерием Леоничевым, известным мигрантом по неканоническим юрисдикциям, кроме того, связанным с оккультной псевдоправославной сектой Надежды Антоненко [30]. По сравнению с прочими группами, эта община довольно крупная, т.к. в ней состоят не менее 30 активных прихожан [33]. Руководит общиной староста Ян Гариевич Цилдерманис.

В Самарской области существуют последователи и т.н. «архиепископа» Михаила (Ершова), которые также причисляют себя к «истинно-православным» христианам [14; 24; 25]. Последователи Михаила Ершова в Самарской области не оформлены в качестве религиозной организации, и в настоящее время сведения об их количестве и наличии священнослужителей, отсутствуют. В 1970-х годах в регионе действовала тайная община «ершовцев», в настоящее время не существующая [4, с. 13-14].

Помимо раскольнических групп, появившихся в новейшее время, возводящих свое преемство к различным формациям РПЦЗ и катакомбной Церкви, на канонической территории Самарской митрополии существуют приходские общины, связанные со старообрядцами.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru

«История старообрядчества в Самарском крае начинается с середины XVIII века, когда после издания Екатериной II манифеста 1762 года, в губернию прибыли ветковские староверы. Самым крупным согласием в Самарской губернии с самого начала было поповское, а после восстановления трехчинной иерархии и принятия старообрядцами Белокриницкого священства - белокриницкое согласие. В самой Самаре только по официальным данным в начале XX века было более тысячи старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии» [11, с. 39].

В настоящее время в России данная старообрядческая организация известна как «Русская Православная Старообрядческая Церковь» (РПСЦ). В составе этой старообрядческой юрисдикции на территории Самарской области действует Самарская и Саратовская епархия РПСЦ [32]. В Самаре функционирует кафедральный собор во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы, правящим архиереем данной епархии является действующий глава РПСЦ, старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов).

Помимо прихода Белокриницкой иерархии в Самаре имеется храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, находящийся в юрисдикции Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ), известной также как «Новозыбковская иерархия», в настоящее время возглавляемая древлеправославным Патриархом Московским и всея Руси Александром (Калининым).

Что же касается старообрядцев-беспоповцев, то они в Самаре представлены в виде «Самарской старообрядческой общины Древлеправославной Поморской Церкви».

Подводя итог краткому обзору неконических групп и общин, находящихся вне единства с Русской Православной Церковью, и действующих на территории Самарской митрополии, стоит отметить, что ни одна из этих общин не смогла стать заметной альтернативой даже самому небольшому приходу РПЦ. Критика церковной иерархии, желание самочинного устроения приходской жизни в отрыве от канонического священноначалия, отказ от

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru самого канонического устройства и святоотеческого наследия, ведут лишь к дезинтеграции и регрессу подобных общин.

Список литературы:

1. !оан [Боднарчук], архieпископ Галицький. Лист Священному Синоду РПЦ вщ 09.05.1990. Машинопис // Архив автора.

2. Адреса епархий Русской Истинно-Православной Церкви от 20.01.2014 / // Архив автора.

3. Анатолий (Берестов), иеромонах, Печерская Алевтина. Под маской православия нередко скрываются колдуны, экстрасенсы, псевдоправославные секты. М., 2006.

4. Берман А.Г. Материалы по истории движения истинно-православных христиан - «михайловцев». Чебоксары, 2007.

5. Бочков П.В., Мартышин Д.С. Аналитическое обеспечение изучения церковных расколов [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2013. № 3. URL: http://st-hum.m/node/111 (дата обращения: 25.05.2017).

6. Бочков П., иерей. История и современное состояние неканонической юрисдикции «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (с 1989 г.) // Рязанский богословский вестник. № 2 (12). Рязань: Рязанская Православная Духовная семинария, 2015. С. 55-81.

7. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв.: монография. Киев: ДП «Персонал», 2014. Т. 1: Политические расколы.

8. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв.: монография. Киев: ДП «Персонал», 2014. Т. 2: Реформаторские расколы.

9. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв.: монография. Киев: «Послушник», 2015. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные автокефалии.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru

10. Бочков Павел, свящ. Юрисдикционно-политические церковные расколы постсоветского периода. М.: Эдиториал сервис, 2010.

11. Будкина И. Украденный храм // Остров веры. Миасс, 2004. № 2-3 (7). С. 39-43.

12. В Одессе состоялось очередное заседание Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви [Электронный ресурс] // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/RJLPVQ (дата обращения: 25.05.2017).

13. Виталий (Кужеватов), митрополит. Колонка главного редактора // Право на Защиту Веры. Москва, 2003. № 3. С. 1.

14. Воин Христов верный и истинный. Тайный епископ ИПЦ Михаил (Ершов). Жизнеописание, письма и документы / Сост. И.В. Ильичев; Ред.: И.И. Осипова. М.: Братонеж, 2011.

15. Дамаскин (Михайленко), игумен. Устное сообщение автору от 18.09.2016 г.

16. Ефросиния (Молчанова), монахиня. Святительский подвиг служения Митрополита Филарета (Вознесенского). Доклад на Освященном Соборе РИПЦ // Вера и Жизнь. Чернигов, 2008. № 2 (13). С. 11-33.

17. Истинно-Православная Церковь. Централизованная религиозная организация. Буклет об ИПЦ. Вып. № 5. М., 2014.

18. Исторический путь Русской Истинно-Православной Церкви // Православный календарь на 2006 год. Омск: Православное братство Святого Царя-Мученика Николая, 2005. С. 120-121.

19. Итоги Архиерейского Синода РИПЦ (1-6 июля 2013 г.) [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал по расколоведению «Антираскол». 11.07.2013. URL: https://goo.gl/a1WYhM (дата обращения: 25.05.2017).

20. К истории возникновения самосвятских групп (т.н. "РосИПЦ") Александра Михальченкова, Стефана Линицкого, Рафаила Прокопьева, Арсения Киселева и др. [Электронный ресурс] // Церковные Ведомости Русской

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru Истинно-Православной Церкви [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/Eyfxdu (дата обращения: 25.05.2017).

21. Катакомбный священник, иеромонах Александр (Орлов). 30 лет со дня блаженной кончины (1878-1977) // Православный календарь на 2007 год. Омск, 2006. С. 102-104.

22. Кто есть кто в российских катакомбах. Историко-каноническая справка. СПб.: Издание Вестника И.П.Х. «Русское Православие», 1999.

23. Материалы заседания Священного Синода РПЦ // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 2. С. 4-5.

24. «О, Премилосердый... Буди с нами неотступно.»: Воспоминания верующих Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х — начало 1970-х годов / Сост., подг. текстов, комм., предисл., вступ. ст.: И.И. Осипова; Лит. ред.: А.Ю. Арьев. М.: Братонеж, 2008.

25. Осипова И.И. «Сквозь огнь мучений и воды слез.»: Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключённых. М.: Серебряные нити, 1998.

26. Пидгайко В.Г. Истинно-Православные христиане // Православная энциклопедия. Том XXVII. М., 2011. С. 704-716.

27. Поволжье [Электронный ресурс] // Из истории гонений Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х - начало 1970-х годов [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/pkpN8f (дата обращения: 25.05.2017).

28. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,

1995.

29. Православная Российская Церковь - Истинно Православная Церковь -истоки, преемство. М., 2004.

30. Православно-оккультный московский приход МП-РПЦЗ(А) Валеры Леоничева, притворяющийся ИПХ-жертвой гонений [Электронный ресурс] // Меч и Трость. Православный Монархический Журнал [сайт]. 16.05.2012. URL: https://goo.gl/Tnrdbf (дата обращения: 25.05.2017).

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru

31. Рафаил [Прокопьев], митрополит. Доклад Блаженнейшего Рафаила Митрополита Московского и Всероссийского, Местоблюстителя Патриаршего Престола, Председателя Священного Синода ПРЦ // Поместный Собор. М., 2004. № 8 (ноябрь-декабрь). С. 1-3.

32. Самарская и Саратовская епархия [Электронный ресурс] // Русская Православная Старообрядческая Церковь [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/m5pm4W (дата обращения: 25.05.2017).

33. Самарская область [Электронный ресурс] // Иерархия литургических церквей [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/MFHmZ6 (дата обращения: 25.05.2017).

34. Список апостольского иерархического преемства епископата ИПЦ // Православный церковный календарь 2014. М., 2013. С. 157-169.

35. Списокъ Архiереевъ, Священнослужителей и Приходовъ Русской Православной Церкви Заграницей [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь Заграницей. Административный интернетъ-узелъ Русской Зарубежной Церкви [сайт]. 20.12.2012. URL: https://goo.gl/Z7SVYx (дата обращения: 25.05.2017).

36. Статистика зарегистрированных религиозных организаций по состоянию на 01.01.2015 (по данным Министерства юстиции РФ) // Религия и право. М., 2015. № 1 (72), 2015. С. 59.

37. Стяжатели духа святого. / Сост. Н. Кикешев. М., 2006. С. 243.

38. Шумило В. Апостасия в Русской Зарубежной Церкви. Хронология основных событий 2000-2003 гг. Ч. I. [Электронный ресурс] // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/QqcWc3 (дата обращения: 25.05.2017).

Сведения об авторе:

Бочков Павел Владимирович - священник, доктор богословия, кандидат юридических наук, член-корреспондент РАЕ, настоятель храма святителя Луки, архиепископа Красноярского (Норильск, Россия).

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Data about the author:

Bochkov Pavel Vladimirovich - priest, Doctor of Theologyy, Candidate of Legal Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, Senior Priest of St. Luke Archbishop of Krasnoyarsk Parish (Norilsk, Russia). E-mail: frpavel@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.