Научная статья на тему 'ПАЛОМНИЧЕСТВО В ЗОРОАСТРИЗМЕ: ИСТОКИ, ТРАДИЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ'

ПАЛОМНИЧЕСТВО В ЗОРОАСТРИЗМЕ: ИСТОКИ, ТРАДИЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
708
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОРОАСТРИЗМ / ИРАН / ИНДИЯ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ОБРЯД / СВЯЩЕННЫЙ ОГОНЬ / ЗАРАТУШТРА / АВЕСТА / АХУРА-МАЗДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайцев Д.М.

Рассматриваются поклонение и обряды в зороастризме как важнейшая часть религиозной жизни жителей древних и современных Ирана, Индии и других регионов, где проживают адепты данного вероисповедания. Анализируются вопросы возникновения и развития этих явлений. Многочисленные примеры показывают разнообразие и важность системы обрядов и ритуалов в древнем и современном обществе. Отмечается, что деятельность и наследие странников являются значимым материалом для изучения культуры Ирана и Индии. Выделяются наиболее посещаемые религиозные объекты: в первую очередь, священные храмы и объекты природы. Для десятков тысяч зороастрийцев трепетное отношение к объектам поклонения служит исполнением воли предков. Цель исследования - выявить особенности паломничества и обрядов в религии последователей пророка Заратуштры, показать влияние исторических, географических, культурных факторов на их формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PILGRIMAGES IN ZOROASTRIANISM: ORIGINS, TRADITION, FEATURES

The article examines the worship and rituals in Zoroastrianism as the most important part of the religious life of the inhabitants of ancient and modern Iran, India and other regions where adherents of this religion live. The questions of the origin and development of these phenomena are analyzed. Numerous examples show the diversity and importance of the system of ceremonies and rituals in ancient and modern societies. It is noted that the activities and heritage of wanderers are significant material for the study of the culture of Iran and India. The most visited religious sites are distinguished: first of all, sacred temples and natural objects. For tens of thousands of Zoroastrians, a reverent attitude towards objects of worship serves as the fulfillment of the will of their ancestors. The purpose of the study is to identify the features of pilgrimage and rituals in the religion of the followers of Zarathushtra, to show the influence of historical, geographical, cultural factors on their formation. This work can be useful for establishing friendly relations with the peoples of Iran and India, as well as representatives of the Zoroastrian communities living in other countries of the world.

Текст научной работы на тему «ПАЛОМНИЧЕСТВО В ЗОРОАСТРИЗМЕ: ИСТОКИ, ТРАДИЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ»

УДК 297.17 (091)

ПАЛОМНИЧЕСТВО В ЗОРОАСТРИЗМЕ: ИСТОКИ, ТРАДИЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ

канд. филос. наук, доц. Д.М. ЗАЙЦЕВ (Белорусская государственная академия связи, Минск)

Рассматриваются поклонение и обряды в зороастризме как важнейшая часть религиозной жизни жителей древних и современных Ирана, Индии и других регионов, где проживают адепты данного вероисповедания. Анализируются вопросы возникновения и развития этих явлений. Многочисленные примеры показывают разнообразие и важность системы обрядов и ритуалов в древнем и современном обществе. Отмечается, что деятельность и наследие странников являются значимым материалом для изучения культуры Ирана и Индии. Выделяются наиболее посещаемые религиозные объекты: в первую очередь, священные храмы и объекты природы. Для десятков тысяч зороастрийцев трепетное отношение к объектам поклонения служит исполнением воли предков.

Цель исследования - выявить особенности паломничества и обрядов в религии последователей пророка Заратуштры, показать влияние исторических, географических, культурных факторов на их формирование.

Ключевые слова: зороастризм, Иран, Индия, паломничество, обряд, священный огонь, Зарату-штра, Авеста, Ахура-Мазда.

Введение. Вероисповедание зороастризма называют одним из самых загадочных на нашей планете. И дело даже не только в том, что ему уже более двух с половиной тысяч лет, а современные адепты продолжают сохранять традицию, заложенную еще в античном Иране, но и в оригинальности его истории и догматики, повлиявших на иные религии, в т.ч. на иудаизм, христианство, ислам, а также на развитие философского знания в целом.

Хотя приверженцев данной религии и не миллионы, как прежде, древняя вера пророка Заратуштра активно исповедуется сегодня как в центральных и северо-западных регионах Ирана, так и в определенных областях Индии, Пакистана, Таджикистана и Шри-Ланки, некоторых западных странах [1]. Имя пророка зороастризма встречается в священном писании Авесты. Исследователи предполагают реальность Заратуштры, жизнь которого датируется примерно 660-583 гг. до н.э., а место рождения - на северо-западе Ирана, ныне известном как Азербайджан. Биография Заратуштры сопровождается легендами о знамениях в небе, возвещавших о его пришествии, о чудесах, которые совершал в детстве. В возрасте тридцати лет он испытал первое из семи мистических видений, из которых развил духовную философию и начал свое служение. Учения мудрости, полученные пророком от бога Ахура-Мазды, даны в форме семнадцати гимнов, Гат, содержащихся в священном тексте Авесты. Традиционно в зороастрийской религии выделяют три основных заповеди: добрые мысли, добрые слова и добрые дела [2].

Учитывая, что Заратуштра родился в среде земледельцев, его религия глубоко связана с миром природы. Помимо акцента на вечном конфликте добра и зла, зороастризм также характеризуется поклонением природным явлениям, благоговением перед солнцем, луной, звездами и скрупулезным соблюдением предписаний относительно защиты чистоты земли. В зороастрийской вере почитают Создателя мира Ахура-Мазду как напрямую, так и через культ его различных творений. Считается, что огонь пронизывает остальные шесть основных творений и потому всегда присутствует на зороастрийских церемониях. В зороастрийской традиции огонь является самым чистым элементом, символизирует Божью мудрость и свет. Во время молитвы верующие обращаются лицом к огню или же к солнцу, луне, которые рассматриваются как небесные огни и как сам Ахура-Мазда. Почитание огня приравнивается к поиску истины в разуме и сердце верующего [2].

Греческий историк Геродот в своем труде «Об обычаях персов» в 430 г. до н.э. писал: «Я знаю, что персы соблюдают следующие обычаи: у них нет изображений богов, храмов или жертвенников, и они считают их использование признаком глупости. Я думаю, это происходит из-за того, что они не верят, что боги имеют ту же природу, что и люди, как воображают греки. Однако их обычное дело - подниматься на вершины самых высоких гор и там совершать поклонение всему кругу небосвода. Они также приносят жертвы солнцу и луне, земле, огню, воде и ветрам» [3]. Однако с течением времени в священных природных местах были построены храмы. И горные святыни в большей степени, чем храмы огня в городах и деревнях, стали средоточием зороастрийской традиции паломничества.

Основная часть. Практика зороастрийского паломничества в современном Иране похожа на практику доисламской Персии, хотя и в значительно сокращенных масштабах. Во времена формирования религии очаг почти каждого семейного жилища использовался для богослужений, и лишь

в IV в. до н.э. началось храмовое строительство. Храмы огня появлялись в городах и деревнях, а в труднодоступных местах высокогорья почитались священные скалы, пещеры и святые источники.

С приходом ислама в Новоперсидское царство в VII в. зороастризм стал терять свое положение в качестве доминирующей религии, и, как результат, главные храмы были разрушены, а многие отдаленные святыни заброшены и забыты. Одни из самых красивых с архитектурной точки зрения мечетей были построены над зороастрийскими храмами огня [4]. Оплотом зороастризма стал горный регион центрального Ирана вокруг городов Ардакан, Агды, Мехриз и Йезд, где паломничество к святыням все еще практикуется в соответствии с древними традициями. В провинции Йезд особое значение приобрели шесть святынь, которые называют Пир. Термин «Пир» имеет арийское зороастрийское происхождение и относится к древним проводникам к священным местам чистоты и духовного восхождения [3]. Ежегодно к святыням направляются паломники как из близлежащих деревень и селений, так и издалека. Хотя в каждой деревне есть свой храм огня, где проводятся посвящения, сельскохозяйственные праздники и похоронные церемонии, ежегодные паломничества к этим горным святыням являются наиболее важными религиозными периодами в году. Паломникам обычно не запрещается посещать святыни в течение года, но полученная благодать считается наибольшей, когда человек участвует именно в ежегодном общем паломничестве. Церемонии паломничества к святыням обычно длятся пять дней, а само странничество именуют мусульманским термином «хадж». Как правило, паломничество - это одновременно и духовное мероприятие, и праздник, сопровождающийся пиршеством, музыкой и танцами [2].

По прибытии в священное место паломники умываются, произносят молитвы на языке Заратушт-ры (Авесты), зажигают свечи и благовония. Иногда приносят в жертву украшенного цветами молодого барана или козла. Мясо готовят в котле: четверть едят сами паломники, четверть дарят бедным, а половину уносят домой семьям. Прежде чем вернуться домой, они оставляют камень в определенном месте, чтобы быть уверенными, что возвратятся сюда снова.

Наиболее известные и почитаемые зороастрийские горные святыни в регионе Йезд, использовавшиеся как места поклонения еще задолго до зарождения ислама, следующие: Пир-э Сабз (источник Чак-Чак), Сети Пир, Пир-э Нарестунех, Пир-э Бану-Парс, Пир-э Нараки, Пир-э Херишт. Необходимо упомянуть и о святилище Шекафт-э Яздан («Расщелина Бога») в Тутгинской долине, которую традиционно посещают после паломничества к святыне Пир-э Бану-Парс.

Храм Пир-э-Сабз (источник Чак-Чак), расположенный недалеко от Ардакана, - одно из самых посещаемых зороастрийских горных святилищ. Храм находится в неглубокой пещере на склоне бесплодной горы. Паломники стремятся попасть сюда с 14 по 18 июня. Здесь верующие молятся в надежде на лучшее будущее, вспоминая об арабском завоевании Ирана, мусульманских воинах, преследовавших в Пир-э-Сабз Никбану, дочь сасанидского царя Йездегерда III. Принцесса просила Ахура-Мазду защитить ее от врагов, и в самый напряженный момент погони гора чудесным образом открылась и спрятала ее от захватчиков [5]. Не имея возможности вернуться домой, Никбану посвятила оставшуюся жизнь поклонению Ахура-Мазде и молитве. Это легендарное место, где из высокой скалы бьет священный источник, также называемый Чак-Чак, что на фарси означает «капля-капля». Воды источника считаются слезами горя, пролитыми принцессой Никбану из-за потери ею семьи и дома. Согласно преданию, при соблюдении зороастрийских законов чистоты воды родника хватит всем паломникам, даже если их тысячи, но если к источнику, например, приблизится женщина в период менструации, он тут же пересохнет. Рядом с источником растет огромное древнее дерево, которое, как рассказывают местные жители, раньше было тростью Никбану. Утверждается, что дерево само загорается и чудесным образом, словно птица феникс, обновляется каждые тысячу лет.

Сегодня храм покрыт мрамором, внутри непрерывно горит огонь, а в многолепестковый подсвечник ставятся тарелки с подношениями. Перед входом в святилище всех посетителей просят снять обувь и носки, пройтись босиком по мраморному полу либо надеть чистые тапочки. Таким образом очищаются от зла, грязи, болезней. По традиции мужчины-зороастрийцы, входя в храм, надевают белый головной убор, а женщины - красочные длинные шарфы [6].

Ежегодно в середине июня тысячи зороастрийцев из Ирана, Индии и других стран направляются к храму Пир-э-Сабз. При этом, согласно традиции, как только паломники видят святыню, они продолжают оставшуюся часть пути пешком, оставив свой транспорт (а это несколько километров по гористой местности). Наравне с паломниками все тяготы пути переносят и туристы, количество которых с каждым годом только увеличивается [2]. В связи с этим в окрестностях святыни построены специальные здания, называемые хейле, как места для собраний, отдыха и проживания.

К востоку от Йезда располагается святыня Сети Пир, которую паломники традиционно ежегодно посещают 14-18 июня по пути к святыне Пир-е Сабз. С Сети Пир связана история персидской царицы, которая, убегая от арабов, ради спасения своей чести бросилась в глубокий колодец. После, во второй половине июня, пилигримы отправляются в Пир-э Нарестунех (Нарестан), в горы Харуна. В начале июля паломники собираются уже возле Шарифабада, в Пир-э Бану-Парс. Много лет назад около Пир-э Бану

была видна окаменевшая красочная ткань, и зороастрийцы полагают, что это часть женского платья спасенной принцессы Никбану. Исследователи также связывают Пир-э Бану с местом поклонения Анахите, богини воды и плодородия. Многие бездетные женщины отправляются в паломничество именно сюда. Пир-э Нараки, расположенный у подножия одноименной горы к югу от Йезда, занимается странниками в середине августа. Это привлекательный горный оазис посреди бесплодной пустыни, наполненный ароматами изобилующей здесь флоры и фауны. Оживленно в это время и в Пир-э Херишт недалеко от Ша-рифабада. Тысячелетняя популярность этих мест в провинции Йезд связана еще и с тем, что святые места использовались как временные убежища для зороастрийских караванов, направлявшихся в Индию. Ответственность за содержание мест паломничества в надлежащем виде в провинции Йезд, а также за организацию фестивалей, лежит на конкретном деревенском общинном совете. Например, общинный совет Шарифабада, старейшей из зороастрийских деревень, отвечает за Пир-э-Сабз [7].

О зороастрийских священных горах неоднократно упоминается в Авесте. На горе Уши-Дарена («Хранитель Божественной Мудрости») Заратуштра достиг просветления и получил откровенное знание верховного бога Ахура-Мазды. Также и другие зороастрийские святые достигли здесь духовного просветления. Рядом с горой Аснавант у священного озера Урумия Заратуштра медитировал в течение нескольких лет. Гора Аснавант упоминается и как место Священного Огня, где Заратуштра обрел силу и энергию, чтобы выйти в мир как великий духовный Учитель. Легенда утверждает, что гора обладает силой, рассеивающей невежество и дающей чистоту.

На горе Хара Березайти находится «Мост осуждения» который является путем, ведущим в потусторонний мир. Зороастрийские писания рассказывают о святом царе Йиме Вивахванта, который получил силу пророчества от Ахура-Мазды именно на этой горе. Сегодня паломники поднимаются на высокие скалы и спускаются в пещеры, где они молятся, а также могут позволить себе немного вина - алкоголь разрешен для религиозного употребления немусульманами в Исламской республике Иран. Женщины также могут снять здесь обязательную чадру [8].

Популярен среди туристов и паломников кипарис возрастом 4500 лет, растущий в Абаркухе на границе между иранскими провинциями Парс и Йезд. Иранцы называют дерево священным, символом долголетия и стойкости, о нем упоминается в легендах о Заратуштре [7]. Следует отметить, что паломники зачастую к старейшим деревьям привязывают ленты-пожелания в виде декоративных гирлянд. Башни молчания «Дахма», - пожалуй, самое популярное место среди зарубежных туристов и поклонников зороастризма, которые с интересом изучают древнюю систему утилизации трупов [4]. Зороастрийцы не закапывали трупы умерших людей в землю, пытаясь не загрязнять ее. Вместо этого они помещали трупы на башни, чтобы птицы и дикие животные могли их съесть.

Храм огня в Тегеране - единственный подобный храм в столице Ирана. Зороастрийские жрецы принесли огонь сюда из провинции Йезд. Священный огонь в Тегеранском храме является высшей степени ценностью, ему воздаются особого рода почести и молитвы, он никогда не должен погаснуть, т.к. принадлежит всем людям [9]. Еще одно место паломничества - Храм огня Исфахана, который находится на холме высотой сто метров на западе Исфахана. Его история начинается в эпохе Сасанидов. Руины рядом с храмом раньше были местом проживания зороастрийских священников. Кроме того, этот храм -единственный уцелевший в Исфахане после нападения мусульман [9]. Что немаловажно, чтобы войти в храм огня, паломники должны быть облачены в белую или светлую одежду. Традиционно на стенах храмов висят таблички, напоминающие страннику, что перед входом необходимо очиститься.

Ранние храмы огня были построены в форме Чахар-Таки (четыре арки), имели четыре столба, над которыми находилось куполообразное сооружение. Фактически, это рудиментарные формы сложных куполов исламского периода. То есть строительство исламских куполов уходит корнями в ирано-зоро-астрийскую эпоху. Поэтому неудивительно, что некоторые храмы в Иране почитаются одновременно зороастрийцами и мусульманами [10].

Руины многих храмов, возведенных еще при династии Сасанидов, были найдены в разных областях Ирана. Особое внимание со стороны исследователей, паломников и туристов направлено на идентификацию типа храмов огня: Адур Гушнасп, Адур Бурзен-Михр, Адур Фарнбаг. Храмы поддерживались определенным классом общества. Например, храм огня Адур Гушнасп принадлежал царю и армии, храм огня Адур Фарнбаг - священникам, а храм огня Адур Бурзен-Михр - крестьянам.

Согласно устной традиции, зороастрийцы верят в легендарные «летающие огни», обладающие духовностью, и чудеса, которые с ними связывали. Эти огни естественного происхождения, появляющиеся на деревьях в результате удара молний. На протяжении десятилетий набожные хранители Благодатного огня с большой преданностью и благочестием сберегали пламя. В самом Йезде есть достопримечательность, известная как Аташкадех - зороастрийский храм огня, в котором священный огонь, как полагают, горит непрерывно уже две тысячи лет. Посетители могут полюбоваться горящим пламенем за стеклянным окном. Это единственный на сегодняшний день из зороастрийских «вечных» огней в Иране, другие восемь горят в Индии [4].

После прихода ислама в Иран в VII в. многие зороастрийцы, не пожелавшие становиться мусульманами, уехали в соседнюю Индию, создали общины парсов, культурные традиции которой сохранились до наших дней [6]. Сегодня в Индии насчитывается порядка ста тысяч зороастрийцев, проживающих, главным образом, в провинции Гуджарат и густонаселенном мегаполисе Мумбаи (ранее Бомбей). Древнейшее поселение парсов Санджан на острове Диу, куда изначально прибывали беженцы из Ирана, со временем стало зороастрийским священным центром, где постоянно молились за своих единоверцев, подвергавшихся дискриминации со стороны мусульман. Самым популярным местом паломничества в Индии можно назвать кафедральный храм огня, расположенный в небольшом городке Удвада на западном побережье провинции Гуджарат. Но в периоды, когда иранские власти позволяют беспрепятственно перейти свою границу, многие индийские парсы направляются в паломничество на свою историческую родину, чтобы лично увидеть святыни Йезда.

Зороастрийские общины также сформировались в Западной Европе и США, в основном из эмигрантов иранского происхождения. Периодически они совершают паломничество в Иран, а также в основанный в Лондоне храм огня.

В современном Иране остатки зороастризма, включая храмы, памятники и даже религиозные символы, такие как Фаравахар (символ союза с Ахура-Маздой), стали для жителей важными элементами идентификации «истинного» персидского прошлого. Например, многие иранцы - независимо от их религиозной принадлежности - надевают рубашки, ожерелья или браслеты с символом Фаравахара в знак демонстрации своей связи со своим культурным прошлым [6].

Заключение. В Иране, Индии существуют различные места паломничества, куда зороастрийцы отправляются в путешествие по разным причинам - от желания посетить место, которое считается особенно святым и благодатным, до поминовения умершего человека, празднования, исполнения обычаев, например, посещение святыни молодоженами, письменное пожелание в виде гирлянды на почитаемом дереве [7].

В дополнение к традиционным святыням со временем местами паломничества могут стать руины древних храмов огня, например, храма Адур Гушнасп сасанидской эпохи в иранской провинции Азербайджан, храма в окрестностях Фирузабада в провинции Парс. Естественно, для этого необходимо лояльное отношение властей исламской республики, а построить соответствующую инфраструктуру готовы помочь индийские парсы [7].

Несмотря на немногочисленность современных адептов зороастризма, они представляют из себя достаточно влиятельную группу в бизнесе, политике, культуре. Среди них можно найти и достаточно известные имена: музыкант, солист британской рок-группы «Queen» Фредди Меркьюри, индийский политик, супруг Индиры Ганди Фероз Ганди, канадский писатель Рохинтон Мистри, основатель индустриальной династии «Тата» Джамсетджи Тата, индийская модель и актриса Персис Хамбатта. По нашему мнению, знакомство с культурой зороастризма может иметь для нас не только духовную, но и практическую составляющую, т.к. сотрудничество с народом с такой богатой историей и традициями не может быть непродуктивным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойс, М. Зороастрийцы. Верования и обычаи : [пер. с англ.] / М. Бойс. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб. : Азбука-классика, 2003. - 352 с.

2. Zoroastrian Sacred Sites [Electronic resource]. - Mode of access: https://sacredsites.com/middle_east/iran/zoroastrian_sacred_sites.html. - Date of access: 14.09.2020.

3. The beginning of summer and pilgrimage to the 6 Ancient Mountain Shrines [Electronic resource]. - Mode of access: https://authenticgathazoroastrianism.org/2014/07/10/the-beginning-of-summer-and-pilgrimage-to-the-6-ancient-mountain-shrines/. - Date of access: 14.09.2020.

4. Zarathustra Pilgrimage Sites In Iran [Electronic resource]. - Mode of access: http://parsizoroastrianism.com/Tenets/ZarathustriPilgrimageSitesInIran.html. - Date of access: 14.09.2020.

5. Zoroastrians Flock to Sacred Temple for Annual Pilgrimage [Electronic resource]. - Mode of access: https://ifpnews.com/zoroastrian-flock-sacre-temple-annual-

pilgrimage#:~:text=Each%20year%20from%20June%2014,in%20Yazd%20province%2C%20central%20Iran. - Date of access: 14.09.2020.

6. Zoroastrian Pilgrimages and Muslim Saints: Tracing Modern Iranian Shi'ism at the Shrine of Chak Chak [Electronic resource]. - Mode of access: https://ajammc.com/2013/08/26/zoroastrian-pilgrimages-and-muslim-saints-tracing-modern-iranian-shiism-at-the-shrine-of-chak-chak/. - Date of access: 14.09.2020.

7. Zoroastrian Pilgrimage [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.heritageinstitute.com/zoroastrianism/worship/pilgrimage.htm. - Date of access: 14.09.2020.

8. Zoroastrians make Iran pilgrimage [Electronic resource]. - Mode of access: http://news.bbc.co.uk/2/hi/middle_east/3816297.stm. - Date of access: 14.09.2020.

9. Heritage of Zoroastrian religion in Iran [Electronic resource]. - Mode of access: https://iranamaze.com/iran-religions/. - Date of access: 14.09.2020.

10. Mehrshahi, D. Zoroastrian pilgrimage places in Yazd: Their origin, gographical and cultural [Electronic resource] / D. Mehrshahi. - Mode of access: https://www.sid.ir/en/Journal/ViewPaper.aspx?ID=39971. - Date of access: 14.09.2020.

Поступила 05.10.2020 PILGRIMAGES IN ZOROASTRIANISM: ORIGINS, TRADITION, FEATURES

D. ZAITSEV

The article examines the worship and rituals in Zoroastrianism as the most important part of the religious life of the inhabitants of ancient and modern Iran, India and other regions where adherents of this religion live. The questions of the origin and development of these phenomena are analyzed. Numerous examples show the diversity and importance of the system of ceremonies and rituals in ancient and modern societies. It is noted that the activities and heritage of wanderers are significant material for the study of the culture of Iran and India. The most visited religious sites are distinguished: first of all, sacred temples and natural objects. For tens of thousands of Zoroastrians, a reverent attitude towards objects of worship serves as the fulfillment of the will of their ancestors.

The purpose of the study is to identify the features of pilgrimage and rituals in the religion of the followers of Zarathushtra, to show the influence of historical, geographical, cultural factors on their formation. This work can be useful for establishing friendly relations with the peoples of Iran and India, as well as representatives of the Zoroastrian communities living in other countries of the world.

Keywords: Zoroastrianism, Iran, India, pilgrimage, ceremony, sacred fire, Zarathushtra, Avesta, Ahura

Mazda

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.